Научная статья на тему 'Анализ нереализованного потенциала промышленной зоны бывших градообразующих предприятий фабрик Коншиных в Серпухове'

Анализ нереализованного потенциала промышленной зоны бывших градообразующих предприятий фабрик Коншиных в Серпухове Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
204
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / фабрика / градоформирующие объекты / сохранение / development / factory / city-forming objects / conservation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Н.С. Полегаев

В статье рассматривается проблема пустующих и разрушающихся промышленных объектов в самом центре города Серпухова – Ситценабивной фабрики Коншиных. Также фабрика рассматривается не только как промышленный объект, но и как единый историко-культурный ансамбль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Н.С. Полегаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of the development and formation of Konshin factories, which has become one of the city-forming enterprises that require preservation

The article deals with the problem of empty and collapsing industrial facilities in the heart of the city of Serpukhov-the Konshin’s cotton Factory. The factory is also considered not only as an industrial object, but also as a single historical and cultural ensemble.

Текст научной работы на тему «Анализ нереализованного потенциала промышленной зоны бывших градообразующих предприятий фабрик Коншиных в Серпухове»

Н.С. Полегаев DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0049

N.S. Polegayev

Анализ нереализованного потенциала промышленной зоны бывших градообразующих предприятий фабрик Коншиных в Серпухове The history of the development and formation of Konshin factories, which has become one of the city-forming enterprises that require preservation

Ключевые слова: развитие, фабрика, градоформирующие объекты, сохранение. Keywords: development, factory, city-forming objects, conservation.

Аннотация: В статье рассматривается проблема пустующих и разрушающихся промышленных объектов в самом центре города Серпухова - Ситценабивной фабрики Коншиных. Также фабрика рассматривается не только как промышленный объект, но и как единый историко-культурный ансамбль.

Abstract: The article deals with the problem of empty and collapsing industrial facilities in the heart of the city of Serpukhov-the Konshin's cotton Factory. The factory is also considered not only as an industrial object, but also as a single historical and cultural ensemble.

Объекты промышленной архитектуры и инженерного искусства в настоящее время составляют существенный и своеобразный раздел объектов недвижимого культурного наследия. К их числу относятся мосты, железные дороги с их станционными постройками, аэро-, речные и морские вокзалы, радио- и телевизионные башни, здания мануфактур, фабричные и заводские комплексы и многие другие объекты.

Представленный в данной статье комплекс Ситценабивной фабрики Коншиных в Серпухове - известный объект промышленной архитектуры. Интерес к его истории, особенностям производства, владельцам нашел отражение в целом ряде монографий и статей начиная с восьмидесятых годов XIX в.

Как указано в исследовании А. Аксенова и Ю. Петрова, объект «с самого начала был завязан с небольшим городом на юге московской губернии: фамильное прозвище посадских людей "Конша" фигурирует еще в серпуховской Сотной книге 1552 года» [1, с. 202-203].

Из исследования Ч.М. Иоксимовича становится известно, как были основаны и развивались фабрики Коншиных. «...В 1781 году Петр Филиппович Коншин (1721 - после 1789) завел в Серпухове парусно-полот-няную фабрику и значился среди 30 "лутчих" серпуховских купеческих семей. Его дело продолжил сын Алексей Петрович (1744-1816) и внук Максим Алексеевич (1781-1841).

В начале XIX века, из-за серьезно выросшего соперничества на рынке и континентальной блокады Англии (она считалась основным поставщиком парусины - сырья для производства), Николай Максимович - внук Петра Филипповича Коншина, переустраивает производство на ситценабивиное бумаготкацкое. И в начале XIX века вырастает новая фабрика - Старая мыза» [3, с. 10-12].

В 1848 году на Коншинской мануфактуре было возведено прядильное отделение. В 1859 году была расширена и ситценабивная фабрика, уже не удовлетворявшая своему старому назначению. Теперь все фабрики оснащены согласно требованиям современной техники

и снабжены зарубежными машинами при посредстве фирмы Л. Кноп 1.

Подробно описано устройство фабрик в Серпухове и другим исследователем особенностей и истории промышленных сооружений - Владимиром Александровичем Кондратьевым. «.Наконец, в 1861 году Торговый дом "Н. Коншина сыновья" построил механическую ткацкую фабрику в виде 2 каменных 3-этажных корпусов с 473 станками, при одной паровой машине, с 540 рабочими при 5 мастерах и прядильную на 30 000 веретен.

Также на фабриках находится ещё несколько предприятий, таких как: литейный, кирпичный и лесопильный заводы, слесарные, столярные, щеточная и экипажные мастерские, мельница и прочее» [2, с. 65-67].

Согласно статистическому отчету Е. Дементьева, «товарищество вырабатывало у себя на фабриках весьма разнообразные ткани, начиная от самых тончайших батистов и сатинов, которые по своему качеству и изяществу успешно конкурировали с заграничными, и кончая самыми обыкновенными грубыми тканями для крестьянского потребления» [4, с. 44].

В Первую мировую войну Коншинские фабрики покрывали потребности фронта в необходимых для армии и флота продукциях, выполняя государственные оборонные заказы, начиная от бинтов и марли, и заканчивая производством снарядов.

Руководил всеми фабриками до 1917 года Николай Николаевич Коншин, а директорами правления состояли Федор Львович Кноп, Николай Александрович Вто-ров 2, Александр Николаевич Коншин (сын Николая Николаевича, род. в 1867-?) и Андрей Андреевич Ценкер 3.

1 В 1839 году в Россию приезжает торговый представитель английской фирмы Де Джерси [Людвиг Иоганн (в России Лев Герасимович) Кноп (1821 - 1894)]. Фирма занималась поставками пряжи в Российскую империю.

2 Николай Александрович Второв - русский предприниматель, банкир. С 1907 года — коммерческий директор Товарищества мануфактур Н.Н. Коншина в Серпухове.

3 Главный инженер Товарищества мануфактур Н.Н. Коншина, выпускник ИМТУ Андрей Андреевич Ценкер.

Рис. 1. Хронология развития фабрик и родословная Коншиных

После революции и национализации «Новая мыза» была переформирована в «Красный текстильщик», а «Старая мыза» объединена с несколькими предприятиями в «Серпуховской текстиль». После 1991 года большинство фабрик было распродано отдельными корпусами, системное производство, росшее и развивающееся веками, было почти утеряно. Далее подробно рассмотрим существующее состояние именно «Старой мызы», что находится в самом сердце города Серпухова, напротив Соборной горы и стен Серпуховского кремля.

С 2009 года, после незаконного захвата фабрики, здания приходили в аварийное состояние. В августе 2014 года строительной техникой уже был разрушен производственный корпус, в границах которого располагается объект культурного наследия федерального значения - жилые палаты первой половины XVIII столетия 1. Летом 2013 года аварийный памятник подвергся сильному воздействию пожара. К счастью, на момент написания данной статьи, новых попыток сноса не осуществлялось; однако и работы по сохранению собственник не проводил. О том, почему собственнику не выдавали предписания на проведения работ по сохранению, у Министерства культуры Московской области узнать не удалось.

Рис. 2. Ситценабивная фабрика (Старая мыза). Серпухов, 1905 г. Изд. Н.И. Турицына

Рис. 3. Современное состояние фабрики. Фото автора с дрона, 2020 год

1 Поставлены под государственную охрану указом Президента России от 20.02.1995 г. №176.

Кроме того, на территории фабрики расположены еще два памятника архитектуры - Печерский и Кре-стовоздвиженский храмы, основанные еще в самом начале XVIII века. На данный момент они переданы Церкви, но не имеют ни собственной, ни охранной территории, находятся в аварийном состоянии, а также подвергаются угрозе разрушения от незаконных работ и поджогов, что периодически возникают. Крестовозд-виженский храм и его росписи сильно пострадали от пожара 27 апреля 2014 г.

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что территория фабрики полностью находится в зоне исторического поселения, согласно 73 Федеральному Закону об объектах культурного наследия собственником должны предприниматься меры по проведению работ по сохранению, а органами охраны - выдаваться предписания и задания на проведения подобных работ. Увы, Министерство культуры Московской области не дает внятных объяснений, по каким причинам такие предписания не выдаются.

К сожалению, к 2019 году собственником не предпринимаются даже противоаварийные работы. Корпуса фабрики растаскиваются на металл местными жителями (в т.ч. двутавры, колонны и рельсы из-под сводов Монье, металлические листы кровли и т.д.).

Конечно, было бы разумно поставить весь ансамбль ситценабивной фабрики под государственную охрану как объект культурного наследия, а не как ценные постройки в границах исторического поселения. Однако подобный объем работы, нежелание собственника сотрудничать (в том числе - закрытая для посещения территория фабрики), ограничение ЦГА Москвы выдачи документов и аварийное состояние большого количества корпусов фабрики на данный момент делает возможным постановку под охрану только отдельных, самых выразительных корпусов фабрики.

Совместно с преподавателями кафедры было решено поставить под государственную охрану электростанцию при ситценабивной фабрике, не только чтобы зафиксировать особенности фасадов и интерьеров, но и заставить собственника проводить работы по сохранению. Можно с уверенностью сказать, что данный метод может послужить примером для сохранения и других ценных построек, в отношении которых собственник не хочет предпринимать меры по сохранению.

Этими мерами должны быть:

1) сбор и подготовка данных, доказывающих историко-культурную ценность объекта с последующим направлением в местный орган охраны памятников;

2) постановка под государственную охрану (признание строения объектом культурного наследия) местным органом охраны;

3) выдача уполномоченным органом по охране памятников предписания на проведение работ по сохранению;

4) общественный и независимый надзор за качеством проведения работ и корректной работой государственных органов.

25 сентября 2020 года в Главное управление культурного наследия Московской области (далее - Управление) было подано заявление о включении электростанции в единый реестр объектов культурного наследия. В марте 2021 года удалось узнать, что заявка Управлением одобрена, несмотря на отсутствие точного адреса у здания электростанции и кадастрового номера (по адресу фабрики зарегистрировано 196 объектов недвижимости. - прим. Управления). Распоряжением Управления 1 «Об установлении государственного учета выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Московской области», объект, обладающий признаками объекта культурного наследия - «Электростанция при ситценабивной фабрике Коншиных, нач. XX в.», расположенный по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, вблизи перекрёстка улицы Володарского и улицы Ситценабивная на расстоянии около 150 метров от памятника Воинской и Боевой Славы и 150 метров от объекта культурного наследия «Церковь Воздвижения Животворящего Креста Господня, 1755 г.», включен в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Поскольку фабрика находится в зоне исторического поселения, предметом охраны в такой зоне являются исторически ценные градоформирующие объекты, объекты историко-градостроительной среды и ценные элементы планировочной структуры. Проектом предполагается воссоздание исторических улиц Рождественской и Спасской, а расположенным вдоль них корпусам необходимо присвоить статус исторически ценных гра-доформирующих объектов. Электростанция и складу по праву можно присвоить статус выявленных объектов культурного наследия.

Фундаменты же утраченных в годы советской власти церквей предполагается открыть и законсервировать в процессе спасательных археологических работ, как и фундамент Новой электростанции, снесенной в 2014 году. Корпуса, находящиеся в самом плачевном состоянии (лаборатории, гравёрные и рисовальные), предполагается не реставрировать, а законсервировать в руи-нированном состоянии.

Огромный новый отделочный корпус, возведенный в 1970-е годы, сносить не предполагается, даже несмотря на очевидный диссонанс с ансамблем, т.к. это наиболее сохранившийся объект, который может быть приспособлен к современному использованию в рамках данного проекта. К сожалению, и собственник фабрики, и местная администрация, и уполномоченный орган по охране памятников крайне мало способствуют тому, чтобы исторические корпуса некогда одного из градообразу-

1 Распоряжение от 02.06.2021 №34РВ-113.

ющих предприятий Серпухова были сохранены. Снос старых корпусов фабрик, церквей и строительство на их месте жилых комплексов считается «сбалансированным развитием» исторического центра города, а полное изменение объемно-пространственных характеристик ансамбля корпусов, находящихся в историческом центре города, именуют «реконструкцией».

Современное российское законодательство и механизмы государственного надзора за обеспечением сохранности объектов культурного наследия представляют собой комплекс мер, состоящих из набора ограничений и обязательств собственника (пользователя) объекта культурного наследия и следующих за нарушением этих обязательств и ограничений штрафных санкций. При этом меры поддержки и поощрения за проведение своевременных и качественных работ по сохранению практически отсутствуют, а сложная и дорогая процедура согласования, утверждения и проведения ремонтно-реставрационных работ приводит к тому, что собственнику иногда проще либо в судебном порядке лишить здание статуса объекта культурного наследия, либо не ставить в известность органы государственной охраны и проводить работы, нарушающие законодательство, и потом разными способами уходить от положенного наказания.

Такое положение дел не идет на пользу ни наследию, ни бизнесу, ни государственным органам охраны памятников.

В рамках данной статьи была рассмотрена история роста и становления фабрик Коншиных, а также современная проблема развития и сохранения комплекса Ситценабивной фабрики. Была предпринята попытка признать памятником один из самых выразительных корпусов фабрики и заставить собственника на основании этого заняться работами по сохранению. Получится ли это осуществить, на данный момент ответить крайне трудно.

Библиография:

1. Аксенов А. Коншины-серпуховские / А. Аксенов, Ю. Петров // Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX в. - Москва: 1997. - С. 201-215.

2. Из истории фабрик и заводов Москвы и Московской губернии. (Конец XVIII - начало XX в.): Обзор документов / Архивный отд. Мосгорисполкома. Центр. гос. архив г. Москвы ; Под ред. В. А. Кондратьева и В. И. Невзорова - Москва: [б. и.], 1968. - 335 с.: ил.

3. Иоксимович Ч. Мануфактурная промышленность в прошлом и настоящем / Ч. Иоксимович. - Москва: Кн. маг. «Вестн. ма-нуфакт. пром-сти», 1915.

4. Сборник статистических сведений по Московской губернии. Общая сводка по санитарным исследованиям фабричных заведений Московской губернии за 1879-1885 гг. / Е. Дементьев. Ф. Эрисман. - Москва: Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнеревъ и К°, 1893.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.