Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ'

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ»

Таблица 2

Пылезадерживающая способность древесных пород, произрастающих в 7 стационарных пунктах города

Количество пыли на I поверхности листьев, г

Порода ботанический сад торговый центр ТЭЦ городской парк железнодорожная станция жилой квартал автомагистраль

Клен ясенелистный 2,91/3,49 4,44/17,0 5,51/7,41 1,72/1,97 2,34/3,56 1,61/3,06 3,1/5,68

Акация белая 1,04/1,0 2,44/1,39 1,0/1,02 1,09/1,39 2,86/2,71 2,17/1,66 1,2/2,52

Вяз перистоветвис- 3,14/3,05 13,68/17,5 5,76/4,57 1,07/8,6 <1

тый 6,75/18,3 2,25/5,61 4,6/7,69

Вяз гладкий 4,74/2,24 3,3/14,5 7,35/8,17 1,82/3,11 2,01/3,19 2,21/1,90 1,36/6,22

Сирень обыкно-

венная 2,0/2,14 Не определя- 3,53/5,68 Не определя- 3,1/3,39 Не определя- 3,0/5,49

лась лась лась/2,70

Тополь канадский 0,8/0,95 2,0/3,4 0,9/3,0

Примечание. В числителе — данные 1977 г., в знаменателе — данные 1978 г.

подопытных деревьев, выпариванием смывной воды на водяной бане с последующим взвешиванием осадка в чашках Петри и пересчетом количества взвешенных веществ на 1 м2 поверхности листьев (табл. 1).

В табл. 1 приводятся данные за июль 1977 г. по пылеза-держивающей способности листьев различных древесных пород, произрастающих в районе максимальной запыленности (ТЭЦ) и в контрольном (ботанический сад).

К концу вегетации (сентябрь) у всех видов отмечено увеличение пылезадерживаЮщей способности. Особенно высокой она оказалась в сентябре 1978 г., когда сумма осадков за июль — август составила 19,8 мм (в 1977 г. — 49 мм).

В табл. 2 представлены данные за 2 года о пылезадер-живающей способности листьев древесных и кустарниковых пород, произрастающих в 7 стационарных пунктах города.

► Лучшей фильтрующей способностью в условиях Ал-ма-Аты отличаются следующие древесные породы: вяз перистоветвистый, вяз гладкий, клен ясенелистный, сирень обыкновенная.

Продолжительность удержания листьями пылевых частиц во многом зависит от морфологии листа. Как показали наши наблюдения, наиболее эффективно задерживают пыль опущенные листья вяза перистоветвнстого и

гладкого, на которых оседает в 6—10 раз больше пыли, чем, например, на листьях тополя канадского и ивы белой. Пыль, оседающая на поверхности растений, содержит большое количество частиц тяжелых металлов, особенно вблизи промышленных предприятий. Древесные растения играют важную роль в снижении загрязнения воздушной среды тяжелыми металлами, аккумулируя их в своих органах (листьях, коре корневой системе). По нашим данным, общая зольность листьев у вяза гладкого увеличена до 18,5% и у тополя канадского — до 11,7%, что в 2—3 раза выше, чем у тех же пород, произрастающих в ботаническом саду.

Учитывая фильтрующую способность зеленых насаждений по отношению к пыли и тяжелым металлам в условиях сильного загрязнения атмосферы, необходимо создавать защитные зеленые зоны, особенно вблизи автострад и промышленных предприятий. При подборе ассортимента деревьев и кустарников следует обращать внимание не только на декоративные качества, но и на их пылеулавл|^ вающую, фильтрующую способность.

В озеленении городов Южного Казахстана при отсутствии дождей в летний период особое внимание должно уделяться растениям — адсорбентам пыли, лучшими из которых, по нашим данным, являются вяз перистоветвистый и гладкий, клен ясенелистный, сирень обыкновенная.

ЛИТЕРАТУРА

Гусев М. И. — Гиг. и сан., 1952, № 6, с. 17—19.

Илькун Г. М. Газоустойчивость растений. Киев, 1971.

Поступила 2/1V 1979 г.

УДК 371.71:612.825.1

Т. А. Хлебутина, А. П. Елисеева, Л. П. Сгибнева

АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

Семипалатинский медицинский институт; Семипалатинский педагогический институт

В процессе выполнения различных видов учебной деятельности у школьников возникает утомление, которое является естественным, физиологическим следствием любой работы. Изучение природы умственного утомления учащихся и его физиологической основы особенно важно в современных условиях научно-технического прогресса.

Перед нами стояла задача изучить силу и подвижность основных нервных процессов у детей эазличных возрастных групп.

Исследования проведены у 85 практически здоровых школьников в возрасте 8, 9—10, 12—13 и 15—16 лет.

Силу нервных процессов оценивали по двигательной ответной реакции на звуковой словесный раздражитель разной силы („закон силы"), подвижность нервных процессор определяли при помощи сконструированного нами устройств^ Для изготовления прибора не требуется сложных д" талей. Монтирование его доступно учащимся старших классов. Прибор позволяет определять подвижность нервных процессов в пределах первой сигнальной системы

Блок-схема прибора для определения подвижности нервных процессов в первой

сигнальной системе человека. 131 — обеспечение прямого и обратного хода электродвигателя М 1, работы счетчика Сч2 и движение флажка Фл1 вверх — вниз; В2 — включение и выключение электродвигателя М !\ ВЗ — включение счетчика Сч1; В4 — включение блока пнтании; Кн1 — кнопка для нажима, управляющая счетчиком Сч1. Сч1 — счетчик, фиксирующий каждое нажатие — отпускание кнопки Л«'; Л' — регулятор скорости вращения элек-одвнгателя М1\ Пр1 — предохранитель; С/ — конденсатор; Тр1 — трансформатор

Р'

(см. рисунок). Он подключается к блоку питания на 27 В Выпрямитель включается в сеть напряжением 220 В Счетчик импульсов (Сч1) устанавливается на 0. Записи вается показание контрольного счетчика (Сч2). Дви жок реостата устанавливают на максимальное значе ние, и производится одновременный пуск двигателя ус ловного сигнала (Фл1) и контрольного счетчика. Испытуе мому предлагается нажимать на кнопку (Кн1) с частотой появления условного сигнала (красного флажка) в течение 15 с. Если показатели Сч1 и Сч2 не совпадают, то движок реостата устанавливают на меньшую скорость. Показателем подвижности является адекватная частота раздражения, при которой испытуемый допускает не более 2-х ошибочных ответов. Подвижность выражалась в условных единицах, отношением числа импульсов (ответных реакций) к единице времени.

Учебная нагрузка складывалась из занятий, предусмотренных расписанием для учащихся 2-х (4 ч), 3-х ^ ч), 6-х (5—6 ч) и 10-х (6 ч) классов.

Среди 8-летних школьников до начала учебных занятий «закон силовых отношений» проявлялся в ответных реакциях только у 20%. В конце учебного дня подвижность нервных процессов снижалась у всех обследованных этой группы. В возрасте 9—10 лет увеличивалась сила нервных процессов, на что указывало проявление «закона силы» в ответных реакциях до начала занятий у 42% учащихся. После школьных занятий эта реакция сохранялась у 25% детей. При этом подвижность нервных процессов в первой сигнальной системе снижалась после занятий у 70% обследованных и была без изменений у 30%. Указанные показатели обычно восстанавливались к утру следующего дня. При этом нами отмечена прямая коррелятивная зависимость между силой нервных процессов и успеваемостью: дети со значительной силой

нервных процессов, как правило, успевали на «хорошо» и «отлично».

В возрасте 12—13 лет в начале учебного дня ответные реакции подчинялись «закону силы» у 60% детей, после занятий — у 50%. Подвижность нервных процессов в пределах первой сигнальной системы уменьшалась после школьных занятий у 44% детей, а у остальных была без особых изменений. И у этой группы мы установили прямую зависимость успеваемости от силы нервных процессов: дети с большой силой нервных процессов успевали на «хорошо» и «отлично».

Влияние учебной нагрузки на учащихся в возрасте 15—16 лет проявилось в снижении силы нервных процессов у 24% обследованных, а у остальных она оказалась без существенных сдвигов. В то же время подвижность нервных процессов у 36% школьников данной возрастной группы в пределах первой сигнальной системы уменьшилась, а у 33% не изменилась. Повышение отмечено у 31 % детей. Прямой зависимости между силой нервных процессов и успеваемостью у школьников этой группы не выявлено.

Таким образом, предлагаемое нами устройство в дополнение к существующим методам исследования функций высшей нервной деятельности у школьников позволяет вполне адекватно изучить состояние подвижности нервных процессов. Наши исследования показали, что под влиянием учебной нагрузки утомление быстрее наступает у детей младшего школьного возраста, что, по-видимому, связано с инертностью и слабостью основных нервных процессов в высших отделах центральной нервной системы. С возрастом подвижность и сила нервных процессов увеличиваются. Несмотря на возрастающую учебную нагрузку, процессы умственного утомления у школьников старших классов проявляются в меньшей степени.

Поступила 17/1V 1979 г.

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.