12. Mamatov F.M., Djuma Djuraev, Toirov I., Khalilov M.S., Rakhimov Kholmakh. Parameters of a centrifugal sprayer for chemical processing // Journal of critical reviews, 2020. № 7. P. 2966-2970.
13.Джураев Д., Давлетшин М.М., Маматов Ф., Тоиров И., Халилов М., Уришев А. Optimization of the plant irrigation proctss in protected soil construction // ' 'Вестник'' Башкирского государственного аграрного университета, 2019. № 4. С. 111-116.
АНАЛИЗ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОБУСОВ ISUZU В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
1 2 ** 3
Исматов А.А. , Абдурашидов И.Ж. , Екубжонов С.Г.
1Исматов Абдухалил Абдусаматович - кандидат технических наук, доцент; 2Абдурашидов Искандарбек Журъат угли - ассистент, кафедра автомобиля и автомобильного хозяйства; 3Ёкубжонов Султон Гофуржонович - магистрант, отдел магистратуры, направление: сферы услуг автомобильного транспорта, Ташкентский государственный транспортный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрена проблема обеспечения высокой надежности работы тормозной системы автобусов и в процессе эксплуатации. Приводятся исследовательские данные по распределению дефектов по деталям тормозной системы автобусов Ш^и, результаты обработки экспериментальных данных и пути повышения надежности работы тормозной системы.
Ключевые слова: эксплуатация тормозной системы, показатели надежности, дефекты деталей, автобус Ш^и.
Надежность тормозной системы является важнейшим элементом конструктивных мероприятий, направленных на обеспечение активной безопасности автотранспортного средства, снижение вероятности дорожно-транспортных происшествий [1]. Обеспечение безопасной эксплуатации автотранспортных средств - общемировая задача, актуальная и для транспортной отрасли Республики Узбекистан.
Появление на рынке транспортных услуг мелких перевозчиков и снижение должного контроля за техническим состоянием автомобилей актуализирует необходимость повышения безопасности автотранспортных средств, предотвращение роста количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств [2].
Исследования технического состояния автобусов Ши2и выявили, что преобладающими неисправностями, которые оказывают максимальное влияние на безопасность дорожного движения, стали неисправности при эксплуатации тормозной системы. К основным неисправностям тормозной системы можно отнести: неудовлетворительную работу тормозов, заедание тормозных колодок, неравномерное действие тормозных механизмов, недостаточное растормаживание, течь тормозной жидкости, попадание воздуха в систему гидравлического привода, снижение давления в системе пневматического привода, а также отсутствие герметичности системы пневматического тормозного привода. Причинами снижения тормозной эффективности в процессе эксплуатации становятся нарушения регулировки тормозного привода и тормозных механизмов, увеличенные зазоры между накладками и барабанами (износы фрикционных накладок), наличие масла, воды и грязи на их рабочих поверхностях, сбои регулировки тормозного крана,
18
гидровакуумного усилителя или хода тормозной педали, уменьшения объема тормозной жидкости в результате внутренней утечки жидкости в главном тормозном цилиндре или усилителе [3]. В таблице 1 показано распределение дефектов по деталям тормозной системы автобусов Ши2и. Чаще всего регулировка соответствующего узла позволяет восстановить требуемую тормозную эффективность [1].
Таблица 1. Распределение дефектов по деталям тормозной системы автобусов ISUZU
№ Наименование деталей Характер отказа Общее количество %
1 Главный тормозной цилиндр Износ 7 6,7
2 Рабочий тормозной цилиндр Износ 6 5,8
3 Тормозные колодки с накладками Износ 70 67,3
4 Тормозной барабан Износ 15 14,4
5 Тормозные пружины Потеря упругости, поломка 3 2.9
6 Вакуум тормоза Износ 3 2,9
Итого 104 100
Обработка данных об отказах и неисправностях тормозной системы автобусов Ши2и произведена статистическими методами, рассчитаны показатели долговечности деталей, критических по надежности (таблица 2). Результаты обработки экспериментальных данных не противоречит теоретическим законом нормальному, Вейбулла и логарифмически нормальному.
Таблица 2. Показатели долговечности деталей, критических по надежности
Наименова ние деталей и узлов Виды распределен ия Показатели долговечности Среднее квадратичес кое отклонение а, тыс.км Коэффицие нт вариации V
Средний ресурс Lср тыс. км Процент ный ресурс, Ь,, тыс. км
Рабочий тормозной цилиндр Вейбулла 626 399,09 461,35 0,47
Главный тормозной цилиндр Вейбулла 633 388,13 545,73 0,52
Тормозной барабан Вейбулла 508 190,21 376,35 0,60
Тормозные колодки с накладками Нормальное 206,31 142,61 49,69 0,24
Численные значения показателей свойств надежности деталей и узлов тормозной системы могут служить для определения оптимальных режимов технического обслуживания тормозной системы. Систематизированные значения параметров ресурсов можно использовать в целях прогнозирования ресурсов, при проектировании и для сравнения с результатами расчетов [4].
Проанализировав показатели надежности и дефектов деталей тормозной системы, можно сделать выводы о том, что для соответствия тормозной системы автобусов Ши2и в процессе эксплуатации требованиям стандартов по эффективности торможения и их устойчивости, необходимо обеспечение выполнения регулярных технических осмотров, обслуживания тормозного привода и тормозных механизмов,
периодическое проведение углубленного диагностирования тормозных систем для поиска и выявления локальных неисправностей. Своевременное выявление и устранение этих неисправностей позволит предотвратить внезапные отказы тормозов, обеспечит высокую надежность эксплуатации тормозных систем, станет фактором повышения безопасности движения.
Список литературы
1. ВонгД. Теория наземных транспортных средств, 1982.
2. Осипов Г.В. Метод диагностирования тормозных механизмов автомобиля: дис. Тюмень [Тюмен. гос. нефтегазовый ун-т], 2004.
3. Белодедов А.М. Исследование аварийности и повышение безопасности дорожного движения в Ленинграде и области: дис. Л.: А.М. Белодедов, 1978.
4. Дыгало В.Г., Ревин А.А. Виртуально-физические технологии испытаний для проектирования автоматизированных тормозных систем // Машиностроене & електротехника (Болгария), 2005. № 5. С. 26-29.