АНАЛИЗ НЕДОСТАТКОВ И ПРЕИМУЩЕСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ УЗБЕКИСТАНА М.С.Очилова
Узбекско - Финского педагогического института https://doi.org/10.5281/zenodo.12664948
Аннотация: По нашему соображению, полная оценка преимуществ и недостатков образовательных платформ невозможен без анализа плюсов и минусов канкретных образовательных платформ, которые уже массова используются в стране. В данной статье мы рассмотрим образовательные платформы коротые используются в Узбекистане. При этом мы обратили внимание на более популярные образовательные платформы, которые уже порекомендовали себя в работе или созданы в партнёрстве с государственными образовательными организациями.
Ключевые слова: образовательные платформы, «Khan Academy Ozbek», «e-maktab», «maktab.uz», «onlaynedu.uz», «Bolalik Akademiyasi», «My Dars», «GeekBrains.uz», «Skillbox.uz», «Edvide», «Ed-tech.uz».
ANALYSIS OF THE DISADVANTAGES AND ADVANTAGES OF EDUCATIONAL PLATFORMS IN UZBEKISTAN
Abstract: In our opinion, a full assessment of the advantages and disadvantages of educational platforms is impossible without analyzing the pros and cons of specific educational platforms that are already widely used in the country. In this article we will look at the educational platforms used in Uzbekistan. At the same time, we paid attention to more popular educational platforms that have already proven themselves in work or were created in partnership with government educational organizations.
Keywords: educational platforms, "Khan Academy Ozbek", "e-maktab", "maktab.uz", "onlaynedu.uz", "Bolalik Akademiyasi", "My Dars", "GeekBrains.uz", "Skillbox" .uz", "Edvide", "Ed-tech.uz".
ВВЕДЕНИЕ
Выбор зарубежных образовательных платформ разнообразнее и по качеству насыщенее чем отечественные, однако они не функционируют на узбекском языке. Поэтому необходимо дорабатывать национальные образовательные платформы анализирую международный опыт. При этом необходима обращать внимание на основатлель платформ, в зависимости от этого можно определить преоритетные цели образовательных платформ. Создателями образовательных платформ выступают коммерческие организации, авторы специалисты отдельных научных обастей, группы лиц, университеты. Также образовательная платформа может быть социальным проектом, поддерживающим государством. Безусловно, все эти факторы влияют на наполненость ресурса, графическую презентацию, дидактическую грамотность построения интернет проекта, методику и качеству учебных курсов[5].
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ
Khan Academy O'zbek
В Узбекистане запущена первая онлайн образовательная платформа Khan Academy Ozbek (uz.khanacademy.org), Которая была презентована 18 октября 2019 года. Основателем одиного из платформ Khan Academy на Узбекском языке является Ботир
Арифжанов при поддержке Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, а также союза молодёж, Министерство Народного образования и Университет ИНХА. Платформа Khan Academy - это бесплатная образовательная платформа которая переведена на более чем 36 языков, который объединяет 18 миллионов пользователей из 190 стран мира. Платформа содержит более 100 курсов по всем направлениям который включает околола 10000 бесплатных микро лекций [2]. По результатам авторского анализа платформы на узбекском, на русском и на английских языках, были выявлены следующие положительные особенности платформы: платформа абсолютно бесплатно, в открытом доступе для всех; можно учиться без регистрации; в целях предоставления соответствующих инструментов при регистрации пользователи могут выбрать одну из следующих запросов (учащийся, учитель или родитель); платформа успешно синхронизированно с Google, Facebook, Apple); имеется возможность создания вертуального класса и отправлять им готовые задания или создать и отправить; ко всем контентам прикреплены контенты связанных с изучаемой темой (видео, статьи, практикумы); в письменных контентах есть слова ссылки, прощёлкивая вы получаете более подробную информацию в других платформах, в браузерах или даже в официальных статестических сайтах (однако это функция не доступна на узбекском языке); поэтапные подсказки, в случаи если вы не правельно ответили на вопрос; для всех практических и эксперементальных заданиях по естественным наукам есть рабочие тетради как для учителей так и для школьников; скороть работы платформы высокая; есть возможность чатинга или видео конференции для объсуждении темы или груповых работ (однако на узбеском языке не доступно); проверочные задания составлены, учитывая требования международных оценочных систем; используя эту платформу у каждого будет шанс получать курсы у самых лучших педагогов; все предметы интегрированны; даже курсы по математике и биологии развивает у учащихся аналетические навыки и компютерную грамотность; при регистрации в конце большинство курсов вы можете получить сертификаты; на платформу можно зайти и учиться через мобильные телефоны; видео контенты достаточно короткие(3-10 мин). Основные сложности возникающие, при использовании Khan Academy Ozbek: не все курсы доступны на узбекском языке; если переходить по ссылкам из текста они предоставляют информацию на английском языке; большинство курсов не соответствует школьным или коледжевским программам Узбекистана; платформа не работает без интернета; нет курсов более сложного уровня; нет регламета использования платформы; трудно прослеживать успеваемость; Учитывая все положительные и отрицательные свойство платформы, можно сделать следующий вывод: платформа очень эффектиная но необходима её дополнить контентами на узбекском языке и создать дополнительные контенты учитываяющий национальную образовательную программу Узбекистана.
e-maktab
Самый популярной и единной оффициальной образовательной платформой школ Узбекистана, являетя платформа «e-maktab» (дочерная платформа kundalik.com), который начило внедряться в школах после пандемии, когда управленьческие организации осознали потребность к оцифрованию образования. Можно выделить следующие преимущество образовательной платформы e-maktab:
- Интеграция. Образовательной платформы e-maktab её интегрируется с другими государственными цифровыми платформами, что автаматизирует отчёты, и сокращает
время на их составления и передачу. Это даёт возможность снижению бюрократии, в работе школы и учителей.
- Копмлесный подход. Исползование данной платформы не только обълегчает работу преподователей, но и приводит к полной модернизации системы образования, повыщает компютеную грамотность педагогов, показывает техническую базу школ, что помогает министерству образования в идентификации проблем и оперативному его решению[6].
- Возможность доступа через гаджет. Не у всех школьников и их родителей, даже учителей есть кампютеры или ноутбуки. А платформа е-такаЬ имеет алтернативные мобилные приложения которые очень хорошо синхранизировано с основной платформой.
-Удобный интерфейс. Родители и ученки могут проследить за успеваемостью учебного процесса. А для учителей удобно найти нужный класс и предмет, и после выставления каждой оценки выходит автоматический средая оценка ученка.
- Ретинг. Как родители, так и ученики часто заинтересованы в своём рейтинге. А платформа даёт возможность прослеживать свой рейтинг в классе и в школе. Это положительрно мативирует учеников получать больше хороших оценков.
- Возможность автоматически в электронном режиме, составление расписания классов, и учебного плана предмета.
Однако кагда массово используется платформа, постепенно выявляются определённые недороботки. И далее рекомендуется для усовершенствования. Педагогический коллектив и родители школ частов в пед советах, родительских собраниях и соцеальных сетях высказывают следующие недостатки:
- Не у всех родителей и учеников есть возможность доступа к телефону или компютерю с интернетом, иногда родителе до конца четверти не уведомлены о оценках своих детей. (В особенности социально мало обеспеченные) возможно необходимо разработать програму по их подержке.
- Платность этой платформы. Ежегодно для сохранения доступа к платформе необходимо оплатить определённую сумму средств. Эти сумы не большие, но не все родители хорошо владеют платёжными системами, и это составляет определённые сложности. Возможно упрошение взнесения оплаты, положительно скажется на посещаемость этой платформы родителями.
- Отсутствия возможности проведения на платформе каких либо контрольных с использованием дидактических интерактивных игр и тестов. Это далабы возможность объективной проверки знаний учащихся или домашних заданий.
- Необходимость в ручную вносить учебные ресурсы (видео контенты и презентации) отдельно для каждого класса, и темы. Возможность их интеграция и синхронизация по классам или по предмету съекономилабы время учителей.
- Объязательность отметки урока как пройденный, при этом это необходимо делать несколькими алгоретмическими действиями. Функция автоматической отметки после оценивания, съэкономилабы время преподователей.
- При одновременном использование платформы основной аудиторией участников, прослеживается перебои системы.
Однако платформа в процессе совершенствования и мы думаем, выше указанные минусы исчерпятся и платформа будет в ряду идеальных учебных платформ.
шак:аЬ.иг
Учебная платформа «шак:аЬ.иг», было созданна Министерством народного образования Республики Узбекистан. Платформа была презентована 4 марта 2022 года. Платформа было сосдана для размещения качественных видео контентов как на русском, так на узбеском языке. В основном это, видео контенты которые были созданы в период падемии, для канала «Онлайн-мактаб», так же сопутствующие их презентации. В платформе доступны качественные контенты по 15 предметам, с первого до одинадцатого класса. В общей сложности 7500 видео и 2400 презентаций. Кроме того размешены более 500 видео контентов на узбеском языке, обучающик к современным 1Т професиям, и развивающие навыки 21 века. Это платформа достаточно популярная среди учителей школ и школьников, но трудно сказать что он охватил весь контингент. Не смотря на следующие преимущество:
- основным преимуществом платформы является её бесплатность;
- при использование данной платформы интернет трафик не используется;
- красивый и удобный интерфейс;
- платформой можно пользоваться как с авторизацией, так и без авторизации в открытом доступе;
- при авторизации учеников с помощью лагина и пароли, учителя имеют возможность следить за выполнением заданий (просмотр видео, выполнение тестов) своих учеников, и оценивать их результаты;
- при авторизации платформа будет предлагать дополнительные курсы соответствующие возрастным требованиям школьников;
- все видео с подключением сурдо перевода;
- платформой могут пользоваться как школьники так и взрослые имеющий желание улучшить свои знания и навыки по професиям 21 века.
Однако выявляется ряд недороботков этой платформы, совершенствую которых можно достигнуть высокой эффектиности в привлечение пользователей:
- войти в данную платформу, можно пока только через кампютер или ноутбук;
- тестирования пока не существуют по каждым темам;
- проверка знаний и уровня освоения курса проводится с помощью однотипных тестов, без геймификации;
- отсутствие возможности проведение практическмих заданий;
- отсутствие контентов по внеурочным и кружковым занятиям;
- отсутствие электронных листов с дидактическими заданиями, для укрепления
темы;
- односложность контентов и заданий к ним;
- отсутствия возможности самоанализа прогресса учениками;
- отсутсвие возможности организации чатов и видеоконференций на платформе;
- отсутствие аудио книг по всем предметам.
Но мы думаем что, корректировка этих вопросов проводится, так как потребность в этих улучшениях большая.
оп1аупе^.иг
Следующая но не менее популярная (более 650000 участников) государственная образовательная платформа «оп1аупеёи.и2», основателем которого являются Министерство народного образование и национальный исследовательский институт имени «Абдулло
Авлоний». Данная платформа была зарегистрирована 23.03.2021г. Это платформа предназначена для обеспечения непрерывного образования учителей общеобразовательных школ. Данная платформа даёт возможность не отрываясь от работы, в онлайн формате повысить квалиффикацию, и пройти дополнительные (более 40) бесплатные курсы по педагогике и лидерству. Данная платформа получила своё популярность за счёт следующих преимуществ:
- учителя школы пройдя онлайн курсы, по итогам своих результатов получат сертификаты с кюаркодами, который свидетельствует о повышении квалеффикации и в образовательных учреждениях принимается как официальный документ;
- удобный интерфейс, который доступен на двух языках (русский,узбекский);
- кроме объязательных курсов повышении квалеффикации предоставляются бесплатные дополнительные курсы, для проффесаионального развития педагогов;
- регламентированность времения для изучения каждого урока даётся от 2 до 12 часов, только потом можно перейти на следующую тему;
- возможность пересдачи курса, если пользователи не довольны своими результатами они могут пройти данный курс заново, и улучшить свои результаты;
- лекции, презентации, видео и список литератур доступны в неограниченный срок, и бесплатно всем учителям;
- видео уроки ведутся экспертами по педагогике;
- платформа предоставляет статистику успеваемости, прогресса учителей по освоению курса.
Кроме того, такие ведущие мировые эксерты по образовательным платформам как Valeri Haugen, John Tully, Carlise Womack Wynne (США), Гёда Ёшихиро (япония), Г.В.Александров и др. положительно оценили платформу. Кроме высшесказанных преимущест платформа имеет определённые недостатки среди которых следует отметить следующие:
- данная платформа имеет закрытый доступ, вход совершается только идентифицированным логином и паролем, который подтвеждается учебным заведением в котором работает педагог;
- узкий специалитет (платформа педназначена только для учителей школ);
- однобразные контрольные тествы, делает процесс обучения скучным, и утомляющим;
- видео контенты доступны только на узбекском языке;
- тестовые вопросы которые предлагаются после просмотра части видео, и в конце модуля не даёт возможность эффектино проверит уровень освоение курса, в часности сосредоточенны на цыфрах или названиях;
- низкий скорость работы платформы. При решение вышесказанных недостатков данная платформа, имеет потенциал сравниться с мировыми общепризнаными образовательными платформами[1].
Bolalik Akademiyasi
Ещё одна образовательная платформа Learning Passport, на базе которого создана «Bolalik Akademiyasi» («Академия детство») которая основана в результате сотрудничество ЮНИСЕФ и Министерство народного образования. Она была презентована 14 апреля 2022г. Данная платформа может быть полезна для воспитателей дошкольных учебных организай, детей дошкольного возраста и их родителей. Платформа
предоставляет учителям детских садов, курсы по повышении квалеффикации; планы для проведения занятий; дополнительные электронные материалы (рабочие тетради и книжки), а также дополнительные цыфровые ресурсы основанные на Государственной учебной программе «11к даёаш», целью которого является ранее развитие детей до 6 лет. А дети с помощью своих родителей могут зайти и играть в Геймофицированные образовательные развивающие игры. Так же их родители могут получить необходимые, научно обоснованные информации по раннему детскому развитию[4]. Данная образовательная платформа сравнительно новая, не успела охватить весь контингент. Основными преимуществами является открытый доступ для всех пользователей, и закрытый идентифицированный доступ для повышения квалеффикации для преподователей дошкольных образовательных учреждений; удобный интересный интерфейс; геймиффикация; сертификация курсов повышении квалефикации; бесплатность; неограченный доступ к контентам. Основные нидостатки, отсутствие регламента для освоения лекции; отсутствие возможности для выполнения практических заданий; отсутствие возможности организации вибинариев и исползования электронных доск; нерегламентированность игр для детей; сложная обратная связь.
Му Баге (mydars)
Му Баге - это локальная комерческая образовательная платформа, он был создан в 2020 году после пондемии. Данная платформа предлагает онлайн курсы как для школьников так и для студентов, а так-же он может быть полезен тем, кто просто хочет улучшить свои навыки по иностранным языкам, школьным предметам и 1Т программам. В настоящий момент на платформе ведут свою деятельность более 20 преподователей котрые предлагают более 30 курсов. Особое преимущество данной платформы-это отсутствие языкового барьера, и близоть к национальной учебной платфомы. Однако данная платформа имеет ряд минусов по сравнению с другими образовательными платформами, это прежде всего его платность. В зависимости от сложности курса и опыта преподователей цены маржируются от. Данной платформой можно пользоваться только при подключении интернет, и через ноутбук или компютер. Так как данная платформа комерческая, она не гарантирует высокий уровень компетентности преподователей. Нет возможности прослеживания успеваемости. Не используются дидактические, геймифицированные методы закрепления и оценивая знаний. Данная платформа попытка создания платформу для онлайн репетитора, однако в настоящий момент менее успешная[3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К камерческим образовательным платформам так же можно отнести «ОеекВгатв.^», «БкШЬох.^», «Бёу1ёе», «Бё^есЬ.^» который предлакают различнее курсы, в основном, в сфере 1Т-технологий и современные проффесии для различных возрастов и уровней пользователей. Данные платформы предлагают: индивидуальный пучть обучения, интерактивные онлайн уроки, виде конференции и чаты, геймифитированные тестирования, тренажёры и практические задания приблежённые к реальным, помощь с трудоустройством и др. После окончания курсов предоставляются сертификаты, но не всегда они принимаются как оффициальный документ для работодателя. В этих платформах нету курсов на узбекском языке, и они не предусматривают сопрежённось курсов с национальными школьными программами.
Основные источники:
1. Abdulla Avloniy https://offlme.onlmedu.uz/faq/1//электронный ресурс (дата обращения 23.06.2024)
2. В Узбкекистане запущена первая онлайн образовательная платформа Khan Academy Ozbek [Электронный ресурс] URL:https://www.uzdaily.com/ru/post/46911.(дата обращения 23.06.2024)
3. Качественное образование в любой точке Узбекистана// [электронный ресурс]. URL:https://www.spot.uz/ru/2022/02/23/my-dars/?utm_source=share&utm_medium (дата обращения 23.06.2024)
4. Оптимизация цифровой платформы Learning Passport "Bolalik akademiyasi" в интересах 1,5 миллиона детей в Узбекистане. https://www.unicef.org/uzbekistan/learning-passport-launched-in-uzbekistan //электронный ресурс (дата обращения 23.06.2024).
5. Туинова Н.Н. Образовательные платформы как средство интенсификации профессиональной подготовки студентов коледжа//Proffesional Education in Russia and Abroad 2 (22) 2016 -103с
6. Эътироф: Kundalik методисти таълим тизимидаги булажак узгаришлар хасида/ (эдектронный ресурс) режим доступа https:emaktab.uz/news/49 (дата обращения: 23.06.2924)