писок литературы
I Вгницианов Е. В, Проблемы математического описания динамики адсорбции// Адсорбция и ¿^сорбенты. Тр. VI Всесоюз. Конференции по теоретическим вопросам адсорбции. - М.: Наука, : 987.-270 с.
1 Смирнов А. Д. Сорбционная очистка воды. - Л.: Химия, 1982. - 168 с. ' Шагов А. А.. Любименко В. А., Бельков В. М. Математическая модель фильтрации эмуль-.-:>' в волокнистых материалах // Коллоидный журнал. 1992. т. 54. - № 5.
4] Невзорова Н.С., Носков М.Д., Истомин А.Д. Математическое моделирование многокомпо--;-'гной фильтрации эмульсий в пористых средах. Северский государственный технологиче-:хий институт.
MATHEMATICAL MODELS OF FILTRATION OIL-WATER MIXTURE THROUGH A LAYER OF SORBENT
M. V. Igonina, S. V. Vaskin
There is a urgent problem of designing of devices for division of a oil-water mix formed at liquidation of oil spills. In the given work the mathematical models of a filtration oil-water emulsion through porous media are considered.
УДК 628.515: 502.7
H. B. Cycmpemoea, старший преподаватель.
В. Л. Этин, д. т. и., профессор, академик PAT, ВГАВТ.
603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.
АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И ИНСТРУКЦИЙ
ПО БАЛЛАСТИРОВКЕ СУДОВ С УЧЕТОМ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОДОЁМОВ ВСЕЛЕНЦАМИ
Рассмотрены национальные требования и инструкции с позиции предотвращения переноса вредных водных организмов с балластной водой судами смешанного (река-
море) плавания.
Основным нормативным документом, учитывающим влияние на внутренние водные пути (ВВП) России, является «Наставление по предотвращению загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов» РД 152-011-00 - далее Наставление. Требования Наставления распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, включая суда под иностранным флагом, постоянно или периодически эксплуатирующиеся на внутренних водных путях России.
Наставление содержит требования по предотвращению загрязнения ВВП:
- подсланевыми нефтесодержащими водами, сточными водами, мусором и пищевыми отходами, образующимися в процессе эксплуатации судна;
- нефтепродуктами при бункеровке судов;
- нефтепродуктами при грузовых и других операциях, выполняемых на танкере.
Балластные операции рассмагриваются только с точки зрения их загрязненности нефтью и нефтепродуктами. Единственной мерой по защите ВВП от биологического загрязнения, прописанной в Примечании к п.7.2.1. является:
-если на судне смешанного плавания изолированный балласт представляет собой морскую соленую воду, то при входе судна во внутренние пресноводные объекты, по требованию органов государственного надзора, изложенному в специальном предписании, изолированный балласт должен быть заменен на пресную воду;
- во всех прочих случаях изолированный балласт может быть слит в любом районе ВВП, если не имеется специального запрета территориальных органов государственного надзора (а их, как правило, нет).
Государственный надзор за предотвращением загрязнения ВВП при эксплуатации судов осуществляют региональные Центры Госсанэпиднадзора на транспорте Минздрава России, территориальные органы Госкомэкологии России и территориальные органы МПР России в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 г.
В Законе «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002г. В статье 50 - Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия - четко прописано:
- Запрещается производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией и законодательством Российской Федерации.
- При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации опасных производственных объектов, применении технологий, связанных с негативным воздействием организмов на окружающую среду, должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, природоохранные нормативы, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов, государственные стандарты и иные нормативные документы в области охраны окружающей среды.
- Юридические и физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с возможностью негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду, обязаны обеспечивать экологически безопасное производство, транспортировку, использование, хранение, размещение и обезвреживание микроорганизмов, разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению аварий и катастроф, предупреждению и ликвидации последствий негативного воздействия микроорганизмов на окружающую среду.
Региональные центры Госсанэпиднадзора на транспорте руководствуются также Законом Российской Федерации «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Положением о Государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации и СанПиН 2.5.2-703-98 «Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания».
В которых, к сожалению, среди устройств и систем, предотвращающих загрязнение водной среды предусматриваются только лишь системы и устройства, обеспечивающие предотвращение загрязнения водной среды неочищенными и необеззараженными сточными водами, неочищенными нефтесодержащими водами, бытовым и другим мусором, пищевыми отходами. О загрязнении балластными водами с судов нет ни слова.
В «Правилах экологической безопасности Российского Речного Регистра» (ПЭБ РРР) Т.4 - 2002г. рассматривается система автоматического измерения, регистрации и управления сбросом балластных и промывочных вод с точки зрения загрязненности их нефтью и нефтепродуктами.
А под термином чистый балласт понимают следующее - это балластная вода, принятая в танк, который после последней перевозки в нем нефти очищается так, что : 5рос балласта из этого танка, произведенный с неподвижного судна в чистую спо-• ойную воду при ясной погоде, не приводит к появлению видимых следов нефти на поверхности воды или прилегающем побережье; либо к образованию нефтяных осад-д ов или эмульсии под поверхностью воды или на прилегающем побережье.
Если сброс производится через одобренную Речным Регистром систему автоматического измерения, регистрации и управления сбросом нефти, то показания такой системы о содержании нефти в сбрасываемом стоке не более нормативного значения принимается как доказательство чистоты балласта независимо от наличия видимых следов.
Существуют также нормативные документы, учитывающие особенности городов
- портов. Например, «Обязательные постановления Морской администрации порта Астрахань», 2000г. или «Обязательные постановления Морской администрации портов (МАП) Темрюк и Кавказ» и т.п. В которых указываются:
- Правила плавания и управления движением судов
- Лоцманское обслуживание
- Информация о подходе
- Стоянка судов в порту
- Санитарный режим в порту
- Предотвращение загрязнения портовых вод
Где содержание последнего пункта имеет незначительные различия.
Российские и иностранные суда, находящиеся в портовых водах обязаны соблюдать требования Закона Российской Федерации по охране окружающей природной среды, Международной конвенции МАРПОЛ 73/78.
В зоне действия настоящих Обязательных постановлений на весь период пребывания судна в порту клапаны забортных балластно-осушительных систем (кроме танков изолированного балласта) и другие запорные устройства, через которые сбрасываются вредные вещества за борт, должны быть закрыты и опломбированы. Все дальнейшие меры по защите окружающей природной среды направлены на защиту от нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых и фекальных вод с судов, а также мусора.
Изолированный балласт - это балластная вода, принятая в танк, который полностью отделен от грузовой и топливной систем и предназначен только для перевозки балласта и грузов, не являющихся нефтью или вредными веществами (ПЭБ РРР).
Таким образом, защита от биологического загрязнения живыми организмами других географических широт с балластными водами судов, находится на крайне низком уровне. Несомненно, защита от разливов нефти и нефтепродуктов необходима, но в отличие от них, последствия биологического загрязнения ликвидировать невозможно
- они необратимы.
Российским Морским Регистром Судоходства была составлена «Инструкция по разработке судовых руководств по безопасной замене балласта в море», 2006г. Руководство предназначено для оказания помощи экипажу при выполнении карантинных мероприятий, направленных на сведение к минимуму риска переноса с балластной водой и осадками в балластных цистернах вредных водных организмов и патогенов при сохранении безопасности судна. Одной из функций Руководства является также предоставление карантинным властям информации о судовой балластной системе и эффективности планирования балластных операций.
Инструкция применяется для разработки руководств, предусматривающих применение трех методов замены балласта морскими судами:
- метода последовательной замены;
- метода прокачки;
- метода разбавления.
Инструкция предназначена для разработчиков судовых Руководств по безопасной замене балласта в море и инспекторов Регистра.
На основании «Руководства по контролю водяного балласта судов и управлению им для сведения к минимуму переноса вредных водных и патогенных организмов» (Резолюция А.868(20)), документа, созданного в 1991г., дополненного в 1993 и переработанного в 1997 годах, была разработана и принята новая международная конвенция, устанавливающая обязательные общемировые стандарты качества балластной воды, - Международная Конвенция по контролю и обработке судового водяного балласта и осадков 2004 года (International Convention for the Control and Management of Ships' Ballast WateT and Sediments, 2004). Которая в апреле 2007 года была одобрена и принята Россией. В этом документе даются нормативы качества балластной воды и указывается, что замена балласта в море является лишь временным методом на пути к окончательному устранению опасности введения вредных и патогенных организмов с балластными водами судов. Для судов смешанного река-море плавания такие действия невыполнимы.
Настоящая Конвенция, ссылаясь на многочисленные документы, дает возможность совершенствовать, свести к минимуму и окончательно устранить опасность дтя окружающей среды, здоровья человека, имущества и ресурсов, связанную с переносом вредных водных и патогенных организмов, посредством контроля судовых балластных вод и осадков и управления ими, поощряя механические, физические, химические и биологические процессы, по отдельности или в сочетании, для удаления, обезвреживания или избежания их приема на борт судна.
THE ANALYSIS OF NATIONAL REQUIREMENTS AND INSTRUCTIONS ON VESSELS BALLASTING TAKING INTO ACCOUNT THE PREVENTION OF WATER POLLUTION BY HARMFUL ORGANISMS
/V. V. Sustfetova, V. L. Etin
National requirements and instructions from a position of the prevention ofcarrying over of harmful water organisms with ballast water of mixed (river-sea) navigation vessels are considered.
УДК 628.54
А. В. Лисовепко, инженер-исследователь. Н. А. Ульяхина, инженер-исследователь, РФЯЦ-ВНИИЭФ. 607190, Россия, Нижегородская обл., г. Саров, пр. Октябрьский, 27. М. Е. Безруков, к. б. н., доцент, ННГУ им. Н. И. Лобачевского. 603950, Нижний Новгород, пр. Гягарина, 23.
АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ токсичности сточных вод И ИХ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА
В статье обсуждаются вопросы взаимосвязи токсичности сточных вод и их химического состава. Для ряда гидрохимических показателей установлена достоверная связь между показателем токсичности, определявшимся с использованием методики, где в качестве тест-организма выступает Р. Саш1аПип.