Научная статья на тему 'Анализ напряженно-деформированного состояния металлоконструкций балки заднего моста большегрузных автосамосвалов'

Анализ напряженно-деформированного состояния металлоконструкций балки заднего моста большегрузных автосамосвалов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
301
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИИ / НАПРЯЖЕНИЯ / ТРЕЩИНЫ / АВТОСАМОСВАЛЫ / РАСЧЕТНАЯ МОДЕЛЬ / METAL / STRESS CRACKS / DUMP TRUCKS / ESTIMATED MODEL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Паначев И. А., Кузнецов И. В.

В статье исследованы металлоконструкции заднего моста, определены зоны трещинообразования, на основе метода конечных элементов построена 3D-модель автосамосвала БелАЗ-75131 и расчетным путем определены зоны повышенной концентрации напряжений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Паначев И. А., Кузнецов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of stress-strained state of steel rear axle supersize dump trucks

Metal rear axle fracture zones are defined, on the basis of the finite element method is based 3D-model dump truck of BelAZ-75131 and by means of calculation defined areas of increased concentration of stresses.

Текст научной работы на тему «Анализ напряженно-деформированного состояния металлоконструкций балки заднего моста большегрузных автосамосвалов»

4. Паначев И.А. Оценка остаточного ресурса горнотранспортных машин, отработавших нормативный срок эксплуатации / Паначев И.А., Насонов М.И., Моисеенко В.Д., Артамонов П.В. // Безопасность жизнедеятельности предприятий в угольных регионах. Материалы VI Международной научнопрактической конференции -Кемерово: КузГТУ, 2005.-С.120 - 123.

5. Паначев И.А. Оценка уровня нагруженности металлоконструкций карьерных автосамосвалов, в зависимости от качества карьерных дорог / Паначев И.А., Насонов М.И., Артамонов П.В. // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири. Материалы XI Международной научно-практической конференции. - Кемерово, ГУ КузГТУ, 2006.-С. 119 - 122.

6. Болотин. В.В. Прогноз ресурса машин и конструкций. - М.: Машиностроение - 1984, 334 с.

7. Тангаев И. А. Энергоемкость процессов добычи и переработки полезных ископаемых. - М.: Недра, 1986. - 231 с.

8. БроекДэ. Основы механики разрушения: Пер. с анг. - М.: Выс. школа, 1980.

□ Авторы статьи:

Паначев Иван Андреевич, докт.техн. наук, проф. каф. сопротивления материалов КузГТУ, тел. 8-(384-2)-396326

Кузнецов Илья Витальевич , ассистент каф. сопротивления материалов КузГТУ, e-mail: kuznetcov-ilia@vandex.ru

УДК 622.684

И.А. Паначев, И.В. Кузнецов

АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ БАЛКИ ЗАДНЕГО МОСТА БОЛЬШЕГРУЗНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ

За один цикл транспортирования горной массы металлоконструкции автосамосвалов испытывают различные динамические и вибрационные нагрузки. Увеличение масштабов добычи, углов наклона на подъем при увеличении глубины разработки и расстояния перевозки на сегодняшний день приводит к тому, что причиной простоев автосамосвалов большой грузоподъемности является трещинообразование в металлоконструкциях заднего моста (рис. 1).

Мониторинг дефектов в металлоконструкциях заднего моста большегрузных автосамосвалов в

течение одного месяца позволил установить зоны трещинообразования, где длина трещин в отдельных элементах достигла критических значений и составляла 500-600 мм, что являлось следствием внеплановых простоев автосамосвалов, избежать которые было бы возможно при своевременном контроле зон концентрации наибольших напряжений [1].

Для исследования напряженно-деформированного состояния в элементах данной конструкции была спроектирована 3Б-модель с использованием программного продукта А№У8 и составлена

Таблица 1. Исходные данные автосамосвала БелАЗ-75131

Входные данные Расчетные данные

Полная масса с грузом, кг 237000 Смещение центра тяжести при боковом наклоне, мм 250

Допускаемый боковой угол наклона, ° 10 Расстояние между центрами колеи, мм 2210

Передаточное отношение редуктора колеса 19 Отношение нагрузок при наклоне на колеса 1,2551

Мощность тягового электродвигателя ЭК-420А, кВт 420 Боковая сила, Н 135248

Крутящий момент тягового электродвигателя ЭК-420А, Н*м 5984 Смещенная сила тяжести от наклона, Н 767032

Наружный диаметр шин, мм 3045 Сила на левое колесо, Н 962704

Материал корпуса Ст30Л Сила на правое колесо, Н 611131

Материал приваренных деталей Ст20 Тяговое усилие для разгона до 60 км/ч, Н 74677

расчетная схема, где обозначены точки закрепления балки заднего моста и действующие нагрузки (рис. 2).

Для оценки напряженно-деформированного состояния необходимо установить поле напряжений, деформаций и перемещений при заданной геометрии конструкции с учетом свойств материала, действующих нагрузок и граничных условий.

При решении задачи о напряженно-деформированном состоянии балки заднего моста автосамосвала в каждой его точке численным методом определялись компоненты напряжений,

деформаций и перемещений путем создания замкнутой системы, состоящей из уравнений статики, физических уравнений и уравнений Коши, используемых в методе конечных элементов (МКЭ). Для создания конечно-элементной модели выбирались тип конечных элементов и модель, характеризующая свойства материала конструкции.

Исходные данные для исследования напряже-но-деформированного состояния металлоконструкций заднего моста представлены в табл. 1.

Результаты анализа напряженного состояния элементов заднего моста автосамосвала БелАЗ-75131 и зоны наибольшей концентрации напряже-

ние. 2. Раечетная ехема элементов заднего моетаавтоеамоевала БелАЗ-75131:

А - еила тяжеети; В - закрепление по цилиндру; С, Б, К - закрепления е ограничением; Е, Е - реакция от опоры подшипников; О, Н - крутящий момент от вала двигателя; 3 - тяговая еила.

Рие. 3.а) конечно-элементная модель балки заднего моета, б) зоны раепределения еуммар-ных напряжений в балке заднего моета автоеамоевала БелАЗ-75131

ний представлены на рис. 3.

По завершению конечно-элементного анализа и обработки полученных данных установлено, что минимальные напряжения составляют 0,02 Мпа, а максимальные 440,77 МПа. Светлым фоном обозначена область распределения напряжений из интервала 85,76 - 142,92 МПа.

При анализе деформированного состояния учитывались зоны с ограничением деформаций: закрепление по цилиндру В, закрепление с огра-

ничением по оси Х С (место закрепления с рамой), закрепления с ограничением по оси У Б и К (место крепления цилиндров подвески). При выполнении статического прочностного расчета не учитывались колебания машины от неровностей микропрофиля и вибрационные нагрузки от редуктора мотор-колеса.

На рис. 4 представлены суммарные деформации заднего моста при максимально допустимом боковом угле наклона автосамосвала, равном 10°.

0,0036259 Ман

Oj 003223 Oj 0028202 0,0024173 Oj 00201‘Н □j0016115 0,0012086 0j 00060576 0,00040288 О Мін

Рие. 4. Зоны раепределения суммарных деформаций в балке заднего моета автоеамоевала БелАЗ-75131

Из рисунка видно, что наибольшие значения деформаций достигаются в зонах установки правого колеса, потому что при поперечном наклоне автосамосвала происходит смещение всей массы в его сторону. Не деформируется под воздействием приложенных нагрузок корпус заднего моста и воздухораспределительная коробка, так как они являются местами крепления с рамой. Деформации в местах установки генератора и редукторов мотор-колес заднего моста изменяются в пределах от 0 до 3,626 мм. Такие несущественные деформации не приводят к разрушению элементов данного узла и их внеплановой замене.

Расчетные нагрузки влияют лишь на образование такого вида износа, как усталость металла.

В результате большого количества переменных нагрузок возникают зоны концентрации напряжения, что приводит к тому, что макротрещины в материале становятся глубже и прогрессируют до полного разрушения [2].

Проведенные расчеты позволили установить зоны со значениями напряжений, превышающих предельные для данного материала, где наблюдается возрастание скорости роста трещин и увеличение их длины до критических значений. Своевременное обследование опасных зон металлоконструкций балки заднего моста автосамосвала и при необходимости принятие инженерных решений позволит остановить рост трещин и избежать непредвиденных простоев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Паначев И.А. К оценке напряженно-деформированного состояния некоторых сварных металлоконструкций шагающих экскаваторов [Текст]/ И.А. Паначев, М.Ю. Насонов, А.Н. Путятин//Фундаментальные исследования -2008. - №12. - С. 47-49

2. Паначев И.А. Определение скорости роста трещин в металлоконструкциях экскаваторов по потреблению электроэнергии ]/ И.А. Паначев, М.Ю. Насонов //Вестник КузГТУ, 2004. - №3. - С. 56-59

3. Паначев И.А. Оценка энергоемкости процесса транспортирования горной массы большегрузными автосамосвалами на разрезах Кузбасса/ И.А. Паначев, И.В. Кузнецов //Вестник КузГТУ , 2011. - №4. - С. 35-40

4. Болотин. В.В. Прогноз ресурса машин и конструкций. - М.: Машиностроение - 1984, 334 с.

5. БроекДэ. Основы механики разрушения: Пер. с анг. - М.: Выс. школа, 1980.

□Авторы статьи:

Паначев Иван Андреевич, докт.техн. наук, проф. каф. сопротивления материалов КузГТУ, тел. 8-(384-2)-396326

Кузнецов Илья Витальевич , ассистент кафедры сопротивления материалов КузГТУ, e-mail: kuznetcov-ilia@vandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.