Научная статья на тему 'Анализ напряженно-деформированного состояния безбалластного мостового полотна с «Точечным» опиранием'

Анализ напряженно-деформированного состояния безбалластного мостового полотна с «Точечным» опиранием Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ / STRESS-STRAIN STATE / ПРИКРЕПЛЕНИЕ БМП К БАЛКАМ / ATTACHING OF BMP TO THE BEAMS / ПРОЧНОСТЬ / STRENGTH / ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ / МОСТОВОЕ ПОЛОТНО / DECK / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ENDURANCE / ТАВР / УГОЛОК / CARRIAGEWAY / BRAND / CORNER

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тановицкий Ю.Ю.

Рассмотрено напряженно-деформированное состояние тавро-уголкового прикрепления плит мостового полотна к продольным балкам проезжей части металлических железнодорожных мостов. Дана оценка прочности и выносливости соединительных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The stress-strain state of brand-angular attachment of plates of bridge cloth to longitudinal beams of the carriageway of metal railway bridges is considered. The estimation of durability and endurance of connecting elements is given.

Текст научной работы на тему «Анализ напряженно-деформированного состояния безбалластного мостового полотна с «Точечным» опиранием»

АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ БЕЗБАЛЛАСТНОГО МОСТОВОГО ПОЛОТНА С «ТОЧЕЧНЫМ» ОПИРАНИЕМ

Ю.Ю. Тановицкий

миит

Рассмотрено напряженно-деформированное состояние тавро-уголкового прикрепления плит мостового полотна к продольным балкам проезжей части металлических железнодорожных мостов. Дана оценка прочности и выносливости соединительных элементов.

The stress-strain state of brand-angular attachment ofplates of bridge cloth to longitudinal beams of the carriageway of metal railway bridges is considered. The estimation of durability and endurance of connecting elements is given.

В настоящее время на железнодорожных мостах с металлическими пролетными строениями широко применяется безбалластное мостовое полотно на железобетонных плитах (БМП). Между железобетонными плитами и поясами балок проезжей части укладывают прокладной слой из мелкозернистого бетона, дерева, транспортерной ленты и других материалов. Плиты с балками объединяют высокопрочными шпильками. При проходе поездов элементы проезжей части испытывают сложное циклическое нагружение, которое, как показывает опыт эксплуатации, может приводить к образованию в них усталостных разрушений [1, 4].

Рассмотрим один из альтернативных вариантов прикрепления плиты БМП к продольным балкам на таврово-уголковом прикреплении. На рис. 1 показана схема прикрепления плиты БМП к продольной балке.

Я/ХА

Рис. 1. Схемы прикрепления плиты БМП

В плиту БМП забетонирован стальной тавр, длина которого равна длине плиты 1990 мм. К полке тавра привариваются шпильки Нельсона, для лучшего соединения бетона плиты и стального тавра. Верхняя и нижняя арматурная сетка плиты, так же прикрепляется к шпилькам Нельсона, что обеспечивает совместную работу. К верхней полке продольной балки прикрепляются спаренные уголки-коротыши размером 100x100x12 мм на высокопрочных болтах.

1/2010 мв.ВЕСТНИК

Монтаж плит БМП с точечным опнраннем ведется значительнее быстрее, с точной установкой в требуемое положение. Крепление осуществляется с помощью высокопрочных болтов диаметром 22 - 24 мм. Отверстия в тавре и уголках делается на 3-5 мм больше, чем диаметр болтов. За счет этого можно добиться точной установки плиты, как в продольном, так и поперечном направлении. В случае если разница диаметров отверстий и диаметров болтов не обеспечивает требуемую установку плит по уровню, можно использовать металлические прокладки разной толщины под уголки. Затяжка болтов на величину заданного усилия (предварительное натяжение) осуществляется механическим способом с помощью гайковертов.

При заводском изготовлении металлических пролетных строений с БМП можно достичь высокой типимизации в расположении отверстий в поясах балок, элементов опорных столиков и ребрах прикрепления плит, что в значительной степени может повысить скорость и качество монтажа плит БМП.

Конструкция таврово-уголкового прикрепления рассмотрена в программном комплексе МБС.РАТИАК [3]. В качестве временной нагрузки взяты локомотив ЧС-7 и 8-осный полувагон. Загружение производилось в три этапа: 1) Статическое нагруже-ние локомотивом ЧС-7; 2) Динамическое нагружение локомотивом ЧС-7; 3) Динамическое нагружение 8-осным полувагоном, соответствующие перспективной нагрузке С14.

По результатам расчета установлен самый нагруженный участок тавра, который располагается на 4.52 м от поперечной балки (см. рис. 2).

, * „ „ о а = „ о ® „ * 0 а о а

~452 4 [ Исследуемый участок тавра 1 И25х80х10 ж" \ 300x20x10370

о 1480x12x10670

10694

Рис. 2. Расположение исследуемого тавра по длине продольной балки

Аналогично найдены уголки, работающие в более невыгодных условиях по длине пролетного строения. Установлено, что максимальные значения напряжения возникают в уголках расположенных на расстоянии 4.10 м от поперечной балки (см. рис. 3) и на расстоянии 0.55 м (в начале продольной балки).

В элементах таврово-уголкового прикрепления, воспринимающих подвижную нагрузку, соединения работают в условиях сложного (двухосного) нагружения, обусловленного поперечным изгибом (М), сдвигом по горизонтали (вдоль оси X), местными смятием и кручением (рис. 4).

Исследуемая зона

Рис. 4. Конструкция сопряжение тавра и уголков

- 300

/. 12

Рис. 5. Расчетное сечение и исследуемая зона уголков

В данном виде прикрепления плиты и верхнего пояса продольной балки податливость болтовых соединений незначительна, в результате чего возрастает эффективность работы поперечного сечения на кручение, что обуславливает увеличение критических нагрузок.

На основании предварительного анализа НДС выявлена наиболее опасная зона с точки зрения прочности и выносливости. Д ля тавра сечение 0 - 0 является опасным. Точки 1 и 2 на рис. 4 являются местами, где напряжения будут иметь наибольше сжимающее и наибольше растягивающее значения соответственно. Как показывают результаты вычислений в наиболее неблагоприятных условиях находится точка 1. На рис. 5 представлена схема, на которой показано расчетное сечение 0 - 0 для уголков и исследуемая зона.

Воспользуемся методом предельных состояний для проверки прочности конструкции по следующей формуле (в общем виде):

где ох - напряжения от нагрузки, вдоль тавра; оу - напряжения от нагрузки, в вертикальном направлении; о2- в поперечном направлении; тху, т2х, х2у — касательные напряжения.

Рассмотрено плоское напряженное состояние по плоскостям ХУ и Х2. Выражение (1) соответственно примет вид:

(а,)2 + (ду-а, )2 + (а;-а, )2

+ 3(^2 +т,х2 +Ту2) (1),

2

(2)

1/2010 ВЕСТНИК _У20™_МГСУ

)2+^+^ )2 + з(0 (3)

В современных расчетах [2] при оценке выносливости стальных элементов расчетное сопротивление определяется по формуле ЯВ=Я У, где Я - расчетное сопротивление стали; у - коэффициент понижения расчетного сопротивления металла.

Анализ полученных данных (см. рис. 6, 7) показывает, что даже при перспективной нагрузке С14 прочность и надежность тавра и уголков обеспечена. Напряжения оХу, оХ2 возникающие в элементах тавра не превышают 848 кг/см2, а расчетное сопротивление на выносливость Яв при максимальной нагрузке не опускается ниже 2748 кг/см2.

Рис. 6. Зависимость изменения напряжений аху, аХ2 (тавр)

Рис. 7. Зависимость изменения напряжений аху, аХ2 (уголки)

Напряжения оху, оХ2 возникающие в уголках не превышают 2075 кг/см2, а расчетное сопротивление ^впри максимальной нагрузке не опускается ниже 2737 кг/см2. Напряжения в уголках расположенных по концам пролетного строения немного выше, чем в середине пролета. Это объясняется, тем, что уголки частично воспринимают момент, возникающий в верхней зоне продольной балки. При перспективной нагрузке С14 прочность, надежность и выносливость уголков обеспечена.

Максимальные напряжения, полученные при нагружнии 8-осным полувагоном (динамика + поперечный удар) соответствующий нагрузке С14 показаны на рис. 8. Показан характер изменения напряжений оху, оХ2 в зависимости от типа элемента (тавр, уголок) и расположении его по длине (в середине или в конце) пролетного строения.

2200.00

2000.00

1800.00

1600.00

1400.00

1200.00

* 1000.00 ь

800.00 600.00 400.00 200.00 0.00

♦ стху ■ стхи _

Тавр Уголок Уголок

(середина ПС) (конец ПС)

Рис. 8. Характер изменения напряжений аху, аХ2 в зависимости от элемента (тавр, уголок)

Подводя итог по результатам анализа тавра, уголков и сварных швов, можно сказать, что данный вид прикрепления надежен, как с точки зрения прочности и выносливости, так и с позиции удобства монтажа. Благодаря жесткому прикреплению исключается циклическая работа соединения, что нельзя сказать при использовании прокладного слоя. Вследствие чего происходит быстрое накопление повреждений в высокопрочных шпильках и выход их из строя (разрушение).

Преимуществом данной конструкции по сравнению с конструкцией на прокладном слое является:

>Соединение плиты с поясами балок исключает мокрые процессы, связанные с укладкой раствора и бетона на монтаже, что уменьшает продолжительность «окон».

>Более надежная с точки зрения выносливости и прочности конструкция.

^Скорость и точность укладки мостового плотна, за счет применения соединений на высокопрочных болтах.

> Исключение дополнительных напряжений в плите от затяжки шпилек.

> Отсутствие постоянного контроля и тщательного ухода за узлами крепления.

> Применение при реконструкции и строительстве мостов в различных клима-

тических зонах.

1/2010 мв.ВЕСТНИК

Безбалластный путь на плитах мостового полотна признан прогрессивной конструкцией для мостов с металлическими пролетными строениями при осуществляемом в последние годы расширении полигона бесстыкового пути и железобетонного подрельсового основания.

Литература

1 . Осипов В.О., Тановицкий Ю.Ю. Выносливость шпилек прикрепления безбалластного мостового полотна к балкам проезжей части. Журнал «Транспортное строительство», №6, 2009. - С.21-23.

2. СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы. /Минстрой России. - М.:ГУП ЦПП, 1996. - 214с.

3. Тановицкий Ю. Ю . Применение программного комплекса MSC.PATRAN для расчета мостового полотна на плитах. Журнал «Вестник МИИТа», М.: МИИТ, 2007. - С. 75.

4. Тановицкий Ю.Ю. Анализ напряженно-деформированного состояния сварного шва продольных балок проезжей части с безбалластным мостовым полотном. Вестник ТГАСУ, №4, 2009. - С.208-215.

Ключевые слова: 1. Напряженно-деформированное состояние, 2. Прикрепление БМП к балкам, 3. Прочность, 4. Проезжая часть, 5. Мостовое полотно, 6. Выносливость, 7. Тавр, 8. Уголок

Keywords: 1. Stress-strain state, 2. Attaching of BMP to the beams, 3. Strength , 4. Carriageway, 5. The deck, 6. Endurance, 7. Brand, 8. Corner

Рецензент: Фридкин Владимир Михайлович, доктор технических наук, профессор кафедры «Мосты» МИИТа.

E-mail агора: snip 2.05.03-84@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.