Научная статья на тему 'Анализ напряженно-деформированного состояния баков космического аппарата с учетом геометрических особенностей'

Анализ напряженно-деформированного состояния баков космического аппарата с учетом геометрических особенностей Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ / ПОДМОДЕЛИРОВАНИЕ / ТОПЛИВНЫЙ БАК / КОНЦЕНТРАТОР НАПРЯЖЕНИЯ / ОБОЛОЧКА / FINITE ELEMENT METHOD / SUBMODELING / FUEL TANK / STRESS CONCENTRATOR / SHELL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Силкина Л.А., Лукин Р.С.

Рассмотрены особенности конечно-элементного расчета сферических топливных баков космического аппарата с учетом его геометрических особенностей. Показано влияние данных особенностей на значение действующих напряжений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRESS STRAIN ANALYSIS OF SPACECRAFT TANKS WITH THE GEOMETRIC FEATURES

The research focuses on features of the finite element calculation of the spherical fuel tanks of a spacecraft taking into account its geometric characteristics. The influence of these features on the value of acting stresses is shown.

Текст научной работы на тему «Анализ напряженно-деформированного состояния баков космического аппарата с учетом геометрических особенностей»

УДК 629.764.7:539.419

АНАЛИЗ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ БАКОВ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА С УЧЕТОМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Л. А. Силкина*, Р. С. Лукин

Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 *E-mail: lidia_silkina@mail.ru

Рассмотрены особенности конечно-элементного расчета сферических топливных баков космического аппарата с учетом его геометрических особенностей. Показано влияние данных особенностей на значение действующих напряжений.

Ключевые слова: метод конечных элементов, подмоделирование, топливный бак, концентратор напряжения, оболочка.

STRESS STRAIN ANALYSIS OF SPACECRAFT TANKS WITH THE GEOMETRIC FEATURES

L. A. Silkina*, R. S. Lukin

Siberian Federal University 79, Svobodny Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation *E-mail: lidia_silkina@mail.ru

The research focuses on features of the finite element calculation of the spherical fuel tanks of a spacecraft taking into account its geometric characteristics. The influence of these features on the value of acting stresses is shown.

Keywords: finite element method, submodeling, fuel tank, stress concentrator, shell.

Введение. На примере расчета прочности бака маршевой двигательной установки разгонного блока «Фрегат» [1] (РБФ) показана возможность расчета прочности сложных конструкций листовой конфигурации, включающие в себя различные геометрические концентраторы напряжений, такие как шпангоуты или фрезерованные поверхности. Одним из ответственных элементов топливного бака является сварной шов, соединяющий обечайку с днищем или шпангоутом. По данным источника [2] возможно определение напряжений в зоне сварного шва путем ввода фиктивного радиуса в расчетной модели. В то же время определение концентрации напряжений при достаточно сложной геометрии модели возможно с использованием метода подмоделирования [3; 4]. Также стоит отметить, что при внесении геометрии сварных швов со скруглениями [2; 4] возможно избежать появления сингулярности в расчетной области и определить действительные напряжения.

Основная часть. Для бака РБФ произведен расчет давления в момент начала спуска при заполнении его азотным тетраоксидом (окислителем) по методике, описанной в [1]. Расчетное давление p = 1,854 МПа при 50 % заполнения бака жидким окислителем и температуре окислителя T = 356 ^ Эквивалентные напряжения на радиусе наружной части оболочки (г = 680 мм) равны с = 338,94 МПа, на внутренней (г = 678,15 мм) равны с = 341,72 МПа.

Сравнение результатов конечно-элементного моделирования с аналитическим решением производилось на 3-х моделях: модель сферической оболочки, модель сферической оболочки с введенными в расчет шпангоутами и модель с учтенной макрогеометрией сварного шва. Определены действующие эквивалентные напряжения в оболочке и зоне стыка оболочки и шпангоутов (рис. 1). Для второго и третьего расчетных случаев произведено подмоделирвоание с учетом скруглений в зоне перехода сварного шва к основному материалу (рис. 2).

Сводные значения величин напряжений и коэффициентов концентрации напряжений в зоне стыка оболочки с центральным шпангоутом (верхний стык) приведены в таблице.

Заключение. Исходя из результатов расчетов видно, что значения осредненных и не осредненных напряжений совпадают для основной модели и подмодели, что говорит об отсутствии сингулярности в данной модели и достаточной густоты сетки в зоне роста напряжений. Также видно, что утолщение, внесенное в модель для имитации сварного шва, оказывает влияние на величину деформации оболочки. И, как следствие, результат расчета подмодели без учета сварного шва отличается от результата в подмодели, для которой основная модель имела большую жесткость.

Контроль и испытания ракетно-космической техники

Рис. 1. Результаты расчета напряжений в основной модели, МПа, слева на право: расчет оболочки; расчет оболочки со шпангоутами; расчет оболочки со шпангоутами и сварными швами

634.4®

57147

508,45

445.45

382.41

319.4

256.38

193.36

130.34

67.327

п

п

Рис. 2. Результаты расчета напряжений в подмодели, МПа, слева на право: расчет подмодели оболочки со шпангоутами; расчет подмодели оболочки со шпангоутами и сварными швами

Результаты расчета эквивалентных напряжений в оболочке бака

Расчетный случай Напряжения на внутреннем Напряжения в зоне концентрации Коэффициент

радиусе оболочки, МПа* напряжений, МПа концентрации напряжений

Аналитическое решение 341,72 - -

Оболочка 341,73/341,73 - -

Оболочка со шпангоутами 341,7/341,7 512,75/512,75 1,5

Оболочка со сварными швами 341,7/341,7 656,59/656,59 1,92

Подмоделирование оболочки - 634,48/634,95 1,86

со шпангоутами

Подмоделирование оболочки - 547,67/548,09 1,6

со сварными швами

* Осредненные/неосредненные значения напряжений.

Библиографические ссылки

1. Глазунов А. А., Гольдин В. Д., Зверев В. Г. Аэродинамический нагрев топливных баков космического разгонного блока при спуске в атмосфере. Вестник Томского гос. ун-та // Математика и механика. Томск, 2011. № 4. С. 79-95.

2. Коростылёв Л. И., Литвиненко Д. Ю. Анализ и классификация методов оценки усталостной прочности сварных тонкостенных конструкций корпуса

судна // Вестник гос. ун-та морского и речного флота им. адм. С. О. Макарова. 2016. № 3 (37). С. 104-118.

3. Силкина Л. А. Технология подмоделирования применительно к анализу элементов космического аппарата // Решетневские чтения. 2016. Т. 1. № 20. С. 455-457.

4. Силкина Л. А., Лукин Р. С. Применение технологии подмоделирования к листовым металлоконструкциям подъемной техники // Наука сегодня: опыт,

традиции, инновации : материалы междунар. науч.-практич. конф. (26 июля 2017, г. Вологда). Вологда : Маркер, 2017. С. 36-39.

5. Банников Д. О., Гуслистая А. Э. Корректировка результатов расчета напряжений по МКЭ методом HSS // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепро-петров. нац. ун-та железнодорожного транспорта. 2011. № 38. С. 134-141.

References

1. Glazunov A. A., Goldin V. D., Zverev V. G. [Aerodynamic heating of fuel tanks of a space upper stage at descent in the atmosphere]. Tomsk State University Journal of Mathematics and Mechanics. Tomsk, 2011. No. 4, Рp. 79-95. (In Russ.)

2. Korostylev L. I., Litvinenko D. Yu. [Analysis and classification of methods for determining fatigue strength of thin-walled ship structures]. Vestnik gos. un-ta mor-

skogo i rechnogo flota im. admirala S. O. Makarova. 2016. No. 3(37). Рp. 104-118.

3. Silkina L. A. [Technology of submodeling for analyzing spacecraft elements]. Reshetnev readings. 2016. Vol. 1. No. 20. p. 455-457. (In Russ.)

4. Silkina L. A., Lukin R. S. [Application of submodeling technology to sheet metal structures of lifting equipment] Nauka segodnya: opyt, traditsii, innovatsii: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii. Vologda : Marker, 2017. Pp. 36-39.

5. Bannikov D. O., Guslistaya A. E. [Correcting accounting results of tensions using fem by HSS method]. Nauka I Progress Transporta. Vestnik Dnepropetrovskogo Natsionalnogo Universiteta Zheleznodorozhnogo. 2011. No. 38. Pp. 134-141. (In Russ.)

© Силкина Л. А., Лукин Р. С., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.