Научная статья на тему 'Анализ направлений совершенствования правового регулирования механизма уведомления налоговых органов о контролируемых иностранных компаниях в России на основании опыта США'

Анализ направлений совершенствования правового регулирования механизма уведомления налоговых органов о контролируемых иностранных компаниях в России на основании опыта США Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
уведомление о КИК / уведомление об участии / контролирующее лицо / контроль / доля участия / коронавирус / пробелы в законодательстве / обременительность / CFC notification / notification of participation / controlling person / control / interest share / coronavirus / deficiencies in law / burdensomeness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельникова Александра Сергеевна, Кобзева Екатерина Ивановна

Данная статья посвящена выявлению и анализу пробелов в правовом регулировании в России процесса уведомления налоговых органов о контролируемых иностранных компаниях (КИК), путем сопоставления российского законодательства с законодательством США, являющихся первой юрисдикцией, которая приняла законодательство о КИК, и имеют богатую практику их применения. В статье приводится перечень наиболее обременительных для российских налогоплательщиков положений законодательства, а также приводятся аналогичные положения американского законодательства, в котором данные положения отсутствуют, что не препятствует их эффективному применению. Автор также анализирует обоснованность непринятия мер по отсрочке подачи уведомлений о КИК и уведомлений об участии в связи с распространением коронавируса в России, а также оценивает эффективность мер, принятых США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF WAYS TO IMPROVE THE LEGAL REGULATION OF THE MECHANISM FOR NOTIFYING TAX AUTHORITIES OF CONTROLLED FOREIGN COMPANIES IN RUSSIA BASED ON THE EXPERIENCE OF THE UNITED STATES

This article is dedicated to determination and analysis of the deficiencies in the Russian legal regulation of controlled foreign companies (CFC) notification procedure by means of comparison of Russian legislation with the US legislation who were the first jurisdiction to adopt CFC rules and have a big experience in this regard. The article describes a list of the most burdensome provisions of Russian legislation for the taxpayers and describes the same rules of the US legislation which lack such provisions but are still effective. The author also analyses the relevance of non-adoption of delays for filing CFC notifications in Russia due to the spreading of coronavirus and assesses the measures adopted in the US in this relation.

Текст научной работы на тему «Анализ направлений совершенствования правового регулирования механизма уведомления налоговых органов о контролируемых иностранных компаниях в России на основании опыта США»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10472 МЕЛЬНИКОВА Александра Сергеевна,

аспирант Финансового Университета при Правительстве РФ, e-mail: mail@law-books.ru

КОБЗЕВА Екатерина Ивановна,

к.ю.н. доцент «Департамента правового регулирования экономической деятельности» Финансового Университета

при Правительстве РФ, e-mail: mail@law-books.ru

АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА УВЕДОМЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЯХ В РОССИИ НА ОСНОВАНИИ ОПЫТА США

Аннотация. Данная статья посвящена выявлению и анализу пробелов в правовом регулировании в России процесса уведомления налоговых органов о контролируемых иностранных компаниях (КИК), путем сопоставления российского законодательства с законодательством США, являющихся первой юрисдикцией, которая приняла законодательство о КИК, и имеют богатую практику их применения. В статье приводится перечень наиболее обременительных для российских налогоплательщиков положений законодательства, а также приводятся аналогичные положения американского законодательства, в котором данные положения отсутствуют, что не препятствует их эффективному применению. Автор также анализирует обоснованность непринятия мер по отсрочке подачи уведомлений о КИК и уведомлений об участии в связи с распространением коронавируса в России, а также оценивает эффективность мер, принятых США

Ключевые слова: уведомление о КИК, уведомление об участии, контролирующее лицо, контроль, доля участия, коронавирус, пробелы в законодательстве, обременительность.

MELNIKOVA Alexandra,

a post-graduate student at the Financial University under the Government of the Russian Federation.

KOBZEVA Ekaterina,

PhD, associate Professor of the Department of legal regulation of economic activity of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

ANALYSIS OF WAYS TO IMPROVE THE LEGAL REGULATION OF THE MECHANISM FOR NOTIFYING TAX AUTHORITIES OF CONTROLLED FOREIGN COMPANIES IN RUSSIA BASED ON THE EXPERIENCE OF THE UNITED STATES

Annotation. This article is dedicated to determination and analysis of the deficiencies in the Russian legal regulation of controlled foreign companies (CFC) notification procedure by means of comparison of Russian legislation with the US legislation who were the first jurisdiction to adopt CFC rules and have a big experience in this regard. The article describes a list of the most burdensome provisions of Russian legislation for the taxpayers and describes the same rules of the US legislation which lack such provisions but are still effective. The author also analyses the relevance of non-adoption of delays for filing CFC notifications in Russia due to the spreading of coronavirus and assesses the measures adopted in the US in this relation.

Key words: CFC notification, notification of participation, controlling person, control, interest share, coronavirus, deficiencies in law, burdensomeness.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

Российское законодательство о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний (далее - «КИК») появилось сравнительно недавно, в 2015 году, когда вступил в силу Федеральный Закон от 24 ноября 2014 года №376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса РФ (далее - «НК РФ)»1. В связи с отсутствием многолетней правоприменительной практики, а также наличием ряда пробелов в правовом регулировании налогообложения прибыли КИК, права и законные интересы добросовестных налогоплательщиков, являющихся контролирующими лицами КИК, часто оказываются не защищены. Одним из самых проблемных практических вопросов, связанных с применением данных правил, является наличие пробелов в правовом регулировании процесса уведомления налоговых органов о КИК. В данной статье автор проанализирует основные проблемы, возникающие у налогоплательщиков при заполнении и подаче уведомлений о КИК, а также новые трудности и штрафы, с которыми могут столкнуться налогоплательщики в свете распространения коронавируса, поскольку Министерство Финансов России (далее - «Минфин») в своем письме2 выразило мнение об отсутствии необходимости представления отсрочек для подачи уведомлений о КИК. Также будет проанализировано насколько российское законодательство о КИК в части регулирования процесса подачи уведомлений, соответствует международной практике. Для данных целей наиболее интересной юрисдикцией для сравнения представляются США, в связи с тем, что правила КИК США послужили основой при разработке правил КИК во всем мире, поскольку США были первой юрисдикцией, которая ввела правила КИК в 1962 году. В данной статье будет проведен сравнительно правовой анализ регулирования процесса уведомления налоговых органов о КИК с точки зрения обременительности для налогоплательщиков, а также анализ мер, принятых в свете распространения коронавируса в России и в США.

Регулирование процесса подачи уведомлений о КИК в России

Обязанности налогоплательщиков по уведомлению налоговых органов, регулируются ста-

тьей 25.14 НК РФ, а также Приказами3 Федеральной Налоговой Службы России (далее - «ФНС»). Статья 25.14 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщиков, являющихся контролирующими лицами КИК, подавать два вида уведомле-ний4:

1) Уведомление о КИК, которое включает в себя информацию обо всех контролируемых иностранных компаниях и структурах без образования юридического лица, акции (доли) которых принадлежали налогоплательщику в проверяемый период. Срок подачи - до 20 марта года, следующего за тем налоговым периодом, в котором контролирующее лицо признает доход в виде прибыли КИК. Наличие контроля устанавливается по состоянию на 31 декабря отчетного налогового периода.

2) Уведомление об участии, которое подается в случае возникновения или прекращения участия в КИК, либо в случае изменения доли или порядка участия. Данное уведомление подается в течение 3 месяцев после возникновения одного из соответствующих оснований.

Для признания налогоплательщика контролирующим лицом и возникновения у него обязанности уведомлять налоговый орган должно соблюдаться одно из следующих условий5:

• Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации (структуре) превышает 25%;

• Доля участия физического или юридического лица превышает 10%, но совместно с другими налоговыми резидентами России превышает 50% (для физических лиц в расчете доли учитывают также доли их супругов и несовершеннолетних детей).

1 Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», «Российская газета», N 272, 28.11.2014.

2 Письмо Минфина от 27 апреля 2020 г. N 03-0306/3/34068.

3 Приказ ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-13/422@ «Об утверждении формы и формата представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме, а также порядка заполнения формы и порядка представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме и признании утратившим силу приказа ФНС России от 13.12.2016 N ММВ-7-13/679@» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2019 N 55963). Приказ ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-13/338@ «Об утверждении формы и формата представления уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в электронной форме, а также порядка заполнения формы и порядка представления уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в электронной форме и признании утратившим силу приказа ФНС России от 24.04.2015 N ММВ-7-14/177@» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2019 N 55477).

4 Статья 25.14 НК РФ.

5 Статья 25.13 НК РФ.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

• Доля участия физического или юридического лица не превышает установленных в НК порогов, но такое лицо осуществляет контроль над иностранной организацией (в своих интересах или в интересах супруга или несовершеннолетних детей), а именно, может влиять на принятие решений о распределении прибыли.

• Учредитель иностранной структуры без образования юридического лица вправе получать прибыль иностранной структуры (полностью или частично), или распоряжаться ее прибылью, или сохранил за собой права на имущество структуры, или может оказывать влияние на лицо, которое управляет активами структуры.

• Лицо, которое не является учредителем иностранной структуры, но осуществляет над ней контроль, а также имеет фактическое право на доход структуры, или вправе распоряжаться ее имуществом, или вправе получать имущество такой структуры

Указанные лица уведомляют налоговый орган по месту нахождения, по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, или по месту жительства (для физических лиц). Уведомления представляются в электронной форме, но налогоплательщики - физические лица вправе представить уведомление в бумажной форме. Штрафы1 за непредставление уведомлений в установленный срок или за подачу уведомлений, содержащих недостоверную информацию, составляют 100 тыс. рублей за уведомление о КИК в отношении каждой КИК и 50 тыс. рублей за уведомление об участии в отношении каждой КИК.

В чем же заключаются основные проблемы российских правил КИК?

1) Налогоплательщики часто ошибочно трактуют положения пункта 7.1 статьи 309.1 НК, в котором говорится, что убыток КИК не может переноситься на будущие периоды, если в отношении такой КИК не было представлено уведомление в налоговый орган. Данное положение часто толкуют таким образом, что если КИК понесла в налоговом периоде убыток и данный убыток не был перенесен на будущие периоды, то в отношении такой убыточной КИК уведомление представлять не обязательно, поскольку у КИК нет прибыли, которая подлежит налогообложению. Дел, рассматриваемых судами по данному вопросу, достаточно много2, и все подобные дела разрешаются судами в пользу налогового органа со ссылкой на

письмо - разъяснение Минфина3 (являющееся по своей правовой природе ненормативным правовым актом, обязательным только для того налогоплательщика, в отношении которого оно было выпущено). Суды поясняют, что указанные уведомления представляются не только для целей налогообложения прибыли КИК, но также для целей информирования налоговых органов о текущей корпоративной структуре налогоплательщика.

2) Суды также рассматривают большое количество дел, связанных с подачей уведомлений в ненадлежащей форме4 или с нарушением срока. Иногда компании не могут подать уведомление в срок, в связи с недоступностью программного обеспечения для формирования уведомлений (по вине разработчиков программного обеспечения для ФНС) 5, но вынуждены платить штраф при отсутствии вины. Аналогичная ситуация складывается, когда налогоплательщики - компании представляет уведомления в срок в бумажной форме, а не в электронной, и налоговый орган принимает такие уведомления6, вводя налогоплательщиков в заблуждение, после чего выписывают в их отношении штрафы. Также же ситуация возникает, когда налогоплательщик по ошибке подает уведомление в ненадлежащий налоговый орган, а сотрудники налогового органа принимают такое уведомление, но впоследствии выписывают налогоплательщику штраф7. Агрессивный подход налоговых органов и судов в отношении штрафов при таких обстоятельствах представляются необоснованными.

3) Также бывают ситуации, когда налогоплательщик не располагает полной информацией о наличии и размере долей участия в иностранных организациях (например, в связи с проводимой реорганизацией), но его добросовестное поведение, приводит к увеличению размера штрафа8. В одном из недавних судебных дел налогоплатель-

1 Статья 129.6 НК РФ.

2 Определение Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 по делу № А40-178867/2017, Решение Арбитражного Суда Мурманской Области от 22.10.2018 по делу А42-4974/2018, Решение Арбитражного Суда города Москвы от 07.02.2019 по делу А40-159072/2018.

3 Письмо Минфина от 27 июня 2017 г. № 03-1212/2/40332.

4 Решение Арбитражного Суда города Москвы от 24 января 2019 года по делу №А40-263546/18-140-5783,

Решение Арбитражного Суда города Москвы от 14 февраля 2019 года по делу № А40-266655/18-20-5686.

5 Постановление Арбитражного Суда Поволжского Округа от 13 апреля 2018 года по делу № А65-28408/2017.

6 Постановление Арбитражного Суда Московского Округа от 5 февраля 2019 года по делу № А40-197196/2018.

7 Постановление Арбитражного суда Московского Округа от 22 мая 2020 года по делу № А40-1524/18.

8 Решение Арбитражного Суда города Москвы от 6 марта 2019 года по делу А40-299264/18-75-4496.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

щик получил от налогового органа требование представить уведомления в отношении трех иностранных организаций. На тот момент налогоплательщику стали известны доли участия в еще четырех компаниях группы и он подал уведомление о КИК в отношении всех семи компаний, в результате чего ему было предложено уплатить штраф за несвоевременное уведомление ФНС о семи КИК с незначительным снижением размера штрафа в отношении четырех самостоятельно заявленных КИК.

4) Также у налогоплательщиков часто возникают проблемы при расчете размера долей при косвенном и смешанном видах участия в КИК. На данный момент этот вопрос регулируется статьей 105.2 НК РФ, а также разъяснениями ФНС и Минфина1. Однако в действительности, приведенных в Письме ФНС примеров и разъяснений не всегда бывает достаточно для корректного расчета долей в сложных структурах владения, когда дочерние компании нижнего уровня структуры имеют прямые или косвенные доли участия в главной материнской компании.

5) Налогоплательщики часто не понимают разницы между уведомлениями о КИК и уведомлениями об участии и ошибочно полагают, что если подавали одно из этих уведомлений в отношении определенной компании, то второе можно не представлять2.

Правовое регулирование процедуры уведомления о КИК в США

В США процедура подачи уведомлений о КИК регулируются Инструкцией Службы Внутренних Доходов (далее - «IRS»)3 США по заполнению формы 5471. В данной Инструкции установлено 5 категорий лиц, которые обязаны представлять уведомления о КИК, а именно:

Категория 1. Данная категория включает налогоплательщиков США, являющихся акционерами иностранных организаций, перечисленных в статье 965 Кодекса Внутренних Доходов США (Далее - «IRC»), которые имели долю участия в иностранной организации по состоянию на последний день налогового периода. Под налогоплательщиком понимается налоговый резидент США, который владеет (прямо, косвенно или смешанно) долей участия свыше 10% от общего коли-

1 Письмо ФНС России от 02.07.2013 N ОА-4-13/11912 «О направлении письма Минфина России» (вместе с Письмом Минфина России от 21.06.2013 N 03-01-18/23476)

2 Определение Верховного Суда РФ от 12 декабря 2018 года по делу № А40-178867/17-20-2672.

3 Инструкции по заполнению формы 5471 Службы Внутренних Доходов США. Режим доступа: https://www.irs.gov/pub/irs-pdf/i5471.pdf. [дата обращения - 24.05.2020].

чества голосующих акций всех классов данной иностранной организации, если отчетный налоговый период иностранной организации начинается после 31 декабря 2017 года, или более 10% голосующих акций всех классов в уставном капитале иностранной организации. Иностранные компании, долями которых владеют налогоплательщики, подразделяются на специализированные иностранные компании (SFC) и контролируемые иностранные компании (CFC).

Категория 2. Данная категория включает граждан и налоговых резидентов США, являющихся должностными лицами или директорами иностранной организации, в которой резидент США приобрел (по одной или нескольким сделкам) 10% долю участия или дополнительную долю участия свыше 10% (рассчитанную относительно стоимости акций или прав голоса) в иностранной организации. Резидент США считается имеющим долю участия в иностранной организации, когда он приобрел право на получение акций, даже если они еще не были выпущены. Для данной категории контролирующим лицом может быть признан гражданин или резидент США, партнерство, корпорация, структура или траст, являющиеся налоговыми резидентами США.

Категория 3. Данная категория включает:

• Резидентов США, которые приобрели долю участия в иностранной организации, если в сумме с другими долями, которые принадлежали таким резидентам на праве собственности, на дату приобретения, она превышает 10% порог участия в иностранной организации;

• Резидентов США, которые приобрели долю участия в иностранной организации, если без учета иных акций, находящихся в собственности у таких резидентов на дату приобретения, она превышает 10% порог владения;

• Лиц, которые рассматриваются как налогоплательщики США в соответствии со статьей 953 (с) и имеют долю участия в иностранной организации;

• Лица, которые становятся налогоплательщиками в США и при этом их доля участия в иностранной организации превышает 10% порог владения; или

• Налогоплательщики США, которые отчуждают существенную долю участия в иностранной организации, чтобы их доля владения не превышала 10% порог.

Категория 4. Данная категория относится к налогоплательщикам США, которые имели контроль над иностранной организацией в течение налогового периода данной иностранной организации. Налогоплательщиком США в данном случае признаются: гражданин или налоговый резидент США; компания - нерезидент, которая

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

согласно положениям статьи 6013 (g) признается налоговым резидентом США; физическое лицо -нерезидент, которое согласно положениям статьи 6013 (h) признается налоговым резидентом США, и вступает в брак в проверяемом налоговом периоде с резидентом США; партнерство, корпорация, структура или траст, являющиеся налоговыми резидентами США.

Под контролем для целей категории 4 понимается ситуация, когда налоговый резидент США в любое время в течение налогового периода владеет долей в иностранной организации, превышающей 50% голосующих акций иностранной организации всех классов. Это понятие распространяется на случаи косвенного и смешанного участия в иностранных организациях через иные дочерние организации.

Категория 5. К данной категории относятся налогоплательщики США, которые имеют долю участия в иностранной организацией, являющейся КИК, в любое время в течение любого налогового периода иностранной организации, и которые владели долями данной организации по состоянию на последний день налогового периода, когда иностранная организация признавалась КИК. При этом КИК признается иностранная организация, которая имеет акционеров - резидентов США, владеющих (прямо, косвенно или смешанно) в любой день в течение налогового периода долей участия, превышающей 50% совокупных прав голоса по всем классам акций, или более 50% общего количества голосующих акций такой организации.

Инструкция IRS содержит перечень оснований, позволяющих не подавать уведомления о КИК. К таким основаниям относятся:

• Освобождение от обязанности подавать уведомление о КИК, если такое уведомление уже было представлено другим акционером. Подача совместного уведомления по форме 5471 допускается налогоплательщиками разных категорий, кроме категории 3 (такие налогоплательщики могут подавать совместные уведомления только с налогоплательщиками, имеющими более крупную долю участия);

• Отсутствует обязанность подавать уведомления в отношении долей участия в организациях - налоговых резидентах США;

• Налогоплательщики, имеющие смешанный порядок участия в иностранных организациях, могут освобождаться от подачи уведомлений о КИК. Для этого должны соблюдаться в совокупности следующие условия: у налогоплательщика отсутствует прямое участие в иностранной организации; он имеет обязательство представить информацию о КИК только в связи с наличием доли смешанного участия; другая компания -

налоговый резидент США, через которую осуществляется смешанное владение долей иностранной организации, подает уведомление по форме 5471 и представляет в налоговые органы всю необходимую информацию;

• Также имеются другие основания для освобождения, применимые к каждой категории налогоплательщиков, список которых является закрытым.

В Инструкции IRS подробно описано какие листы формы 5471 обязательны для заполнения для каждой категории контролирующих лиц. Наиболее широкий перечень листов обязательных для заполнения имеют категории налогоплательщиков 4 и 5. Дополнительные требования по раскрытию информации могут применяться к налогоплательщикам, имеющим доли участия в организациях определенного типа, например, в иностранных торговых компаниях. Также обязательному раскрытию подлежат определенные виды сделок, связанных с приобретением акций иностранных организаций.

Непредставление необходимой информации в налоговые органы в соответствии с требованиями статьи 6038 (a) IRC (формы 5471 и Приложения М) может повлечь штраф в размере 10 тыс. долларов США в отношении каждого отчетного налогового периода для каждой иностранной организации, в отношении которой не была представлена информация в установленный срок. Если информация не будет представлена в течение 90 дней со дня получения уведомления от IRS по почте, налогоплательщику предъявляется дополнительный штраф в сумме 100 тыс. долларов США за каждую организацию за каждые 30 дней просрочки, в течение которых продолжается нарушение после истечения 90 дневного периода. Дополнительная сумма штрафа ограничена максимальным порогом 50 тыс. долларов США за каждое нарушение. Также любое лицо, которое не представило необходимую информацию в срок будет подвергнуто уменьшению на 10% суммы уплаченного за рубежом налога, которая подлежит зачету в США в соответствии со статьями 901 и 902 IRC. Если нарушение продолжается более 90 дней, то дополнительные 5% вычитаются в отношении каждого трехмесячного периода после истечения 90 дневного срока. В отношении уведомлений о сделках с акциями иностранных организаций применяются аналогичные штрафы. За нераскрытие информации налогоплательщики могут также нести уголовную ответственность, например, когда уведомление должно быть представлено в IRS третьим лицом, но такое лицо не исполняет своих обязательств. Однако санкции не будут применяться (даже в случае неполной уплаты налогов), если налогоплательщик докажет

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

наличие уважительной причины и добросовестность своих действий.

Форма 5471 может представляться налогоплательщиками всех категорий как в электронной форме, так и в бумажной форме по почте. При этом имеется дополнительное требование, чтобы при представлении формы в электронной форме было также приложено письмо-подтверждение от IRS о соблюдении всех требований по заполнению формы, однако в некоторых случаях возможна подача уведомлений и без получения подтверждения от IRS.

Меры, принятые в России и США в связи с коронавирусом

Как уже было отмечено, Минфин РФ в своем письме1 указал, что события, связанные с распространением коронавируса никак не влияют на представление уведомлений о КИК в отношении прибыли за 2018 год, поскольку, по мнению налогового органа, все необходимые документы должны были быть сформированы еще до введения карантина в 2019 или 2020 году. Кроме того, карантинные меры других стран никак не могут повлиять на подачу необходимых документов в отношении КИК в России. Но так ли это на самом деле? В отношении уведомлений о КИК, возможно, нельзя говорить о наличии прямых негативных последствий, поскольку дедлайн подачи уведомлений о КИК - 20 марта, а первая нерабочая неделя была введена Президентом РФ только 25 марта 2020 года. Однако в отношении уведомлений об участии, которые необходимо представлять в течение 3 месяцев с момента возникновения, изменения или прекращения участия, ситуация существенно отличается. Многие бизнесмены, одновременно с новостями о введении нерабочих дней, узнали также новости о повышении ставок налога у источника в отношении дивидендов и процентов по соглашениям с Кипром, Мальтой и Люксембургом. В связи с этим, можно предположить, что уже тогда были предприняты меры, направленные на реструктуризацию зарубежного присутствия и ликвидацию компаний в соответствующих юрисдикциях. Какие-то изменения могли быть предприняты еще до введения нерабочих дней. Однако подготовка уведомлений об участии в режиме нерабочих дней или в режиме удаленной работы для многих компаний может быть весьма затруднительна. Таким образом, непринятие мер по отсрочке подачи уведомлений может привести к росту числа штрафов и росту налогового бремени для налогоплательщиков. В США, напротив, все сроки подачи налоговой отчетности, включая уведомление о КИК по форме

5471 были передвинуты с 1 апреля на 12 июля 2020 года2. Следует также отметить, что форма 5471 является единственным документом, который подается налогоплательщиками один раз в год. Таким образом, в США отсутствует «задвое-ние» форм отчетности о КИК.

Подводя итог, можно отметить, что на данный момент российское законодательство, регулирующее порядок уведомления налоговых органов о КИК, является достаточно обременительным для налогоплательщиков. В свете последних событий, связанных с распространением корона-вируса, непредоставление налогоплательщикам отсрочек по подаче уведомлений об участии представляется необоснованным. На основании проведенного анализа опыта законодательства РФ и США, очевидны следующие направления для совершенствования российского законодательства: устранение пробелов законодательного регулирования по вопросам, связанным с расчетом смешанных долей участия и с необходимостью представления уведомлений в отношении убыточных КИК; значительное снижение или устранение штрафов за непредставление уведомлений по уважительной причине или по не зависящим от воли налогоплательщика обстоятельствам; предоставление возможности компаниям представлять уведомления не только в электронной, но и в бумажной форме или снизить штрафы за подачу уведомлений в ненадлежащей форме по уважительной причине.

Список литературы

[1] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020).

[2] «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.05.2020).

[3] Федеральный закон от 24.11.2014 N 376-ФЗ (ред. от 12.11.2018) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»

[4] Приказ ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-13/422@ «Об утверждении формы и формата представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме, а также порядка заполнения формы и порядка представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме и признании утратившим силу приказа ФНС России от

1 Письмо Минфина от 27 апреля 2020 г. N 03-0306/3/34068.

2 Уведомление IRS о мерах по представлению налоговых льгот налогоплательщикам в связи с распространением коронавируса. Режим доступа: https://www. irs.gov/pub/irs-drop/n-20-23.pdf. [дата обращения -24.05.2020]

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

13.12.2016 N ММВ-7-13/679@» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2019 N 55963).

[5] Приказ ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-13/338@ «Об утверждении формы и формата представления уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в электронной форме, а также порядка заполнения формы и порядка представления уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в электронной форме и признании утратившим силу приказа ФНС России от 24.04.2015 N ММВ-7-14/177@» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2019 N 55477).

[6] Письмо Минфина от 27 апреля 2020 г. N 03-03-06/3/34068.

[7] Письмо Минфина от 27 июня 2017 г. № 03-12-12/2/40332.

[8] Письмо ФНС России от 02.07.2013 N ОА-4-13/11912 «О направлении письма Минфина России» (вместе с Письмом Минфина России от 21.06.2013 N 03-01-18/23476).

[9] Инструкции по заполнению формы 5471 Службы Внутренних Доходов США. Режим доступа: https://www.irs.gov/pub/irs-pdf/i5471 .pdf. [дата обращения - 24.05.2020].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[10] Уведомление IRS о мерах по представлению налоговых льгот налогоплательщикам в связи с распространением коронавируса. Режим доступа: https://www.irs.gov/pub/irs-drop/n-20-23. pdf [дата обращения - 24.05.2020].

Spisok lite ratury:

[1] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. ot 01.04.2020).

[2] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 21.05.2020).

[3] Federal'nyj zakon ot 24.11.2014 g. № 376-FZ (red. ot 12.11.2018) "O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu i vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj

Federacii (v chasti nalogooblozheniya pribyli kontroli-ruemyh inostrannyh kompanij i dohodov inostrannyh organizacij)"

[4] Prikaz FNS Rossii ot 26.08.2019 g. № MMV-7-13/422@ «Ob utverzhdenii formy i formata pred-stavleniya uvedomleniya o kontroliruemyh inostrannyh kompaniyah v elektronnoj forme, a takzhe pory-adka zapolneniya formy i poryadka predstavleniya uvedomleniya o kontroliruemyh inostrannyh kompaniyah v elektronnoj forme i priznanii utrativshim silu prikaza FNS Rossii ot 13.12.2016 N MMV-7-13/679@» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.09.2019 № 55963).

[5] Prikaz FNS Rossii ot 05.07.2019 g. № MMV-7-13/338@ «Ob utverzhdenii formy i formata predstavleniya uvedomleniya ob uchastii v inostrannyh organizaciyah (ob uchrezhdenii inostrannyh struktur bez obrazovaniya yuridicheskogo lica) v elektronnoj forme, a takzhe poryadka zapolneniya formy i poryadka predstavleniya uvedomleniya ob uchastii v inostrannyh organizaciyah (ob uchrezhdenii inostrannyh struktur bez obrazovaniya yuridicheskogo lica) v elektronnoj forme i priznanii utrativshim silu prikaza FNS Rossii ot 24.04.2015 N MMV-7-14/177@» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 01.08.2019 N 55477).

[6] Pis'mo Minfina ot 27 aprelya 2020 g. № 03-03-06/3/34068.

[7] Pis'mo Minfina ot 27 iyunya 2017 g. № 03-12-12/2/40332.

[8] Pis'mo FNS Rossii ot 02.07.2013 № OA-4-13/11912 "O napravlenii pis'ma Minfina Rossii" (vmeste s Pis'mom Minfina Rossii ot 21.06.2013 N 03-01-18/23476).

[9] Instrukcii po zapolneniyu formy 5471 Slu-zhby Vnutrennih Dohodov SSHA. Rezhim dostupa: https://www.irs.gov/pub/irs-pdf/i5471 .pdf. [data obrashcheniya - 24.05.2020].

[10] Uvedomlenie 1RS o merah po predstav-leniyu nalogovyh l'got nalogoplatel'shchikam v svyazi s rasprostraneniem koronavirusa. Rezhim dostupa: https://www.irs.gov/pub/irs-drop/n-20-23.pdf [data obrashcheniya - 24.05.2020].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.