Научная статья на тему 'Анализ налогового бремени (на примере Северо-Западного федерального округа)'

Анализ налогового бремени (на примере Северо-Западного федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налог / налогообложение / калькулятор налоговой нагрузки / налоговое бремя / регион / вид экономической деятельности / масштаб деятельности / предпринимательство / отрасль / бизнес / tax / taxation / tax burden calculator / tax burden / region / type of economic activity / scale of activity / entrepreneurship / sector / business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Сергеевна Вылкова, Наталья Владимировна Покровская

Решение об открытии нового предприятия или изменении места расположения действующей организации принимается на основе глубокого анализа многих факторов: экономических, политических и других. Среди этих факторов крайне значимым является уровень налогового бремени. Миграция рабочей силы и капитала, в том числе основных средств, разумна в пределах близлежащих территорий. Поэтому для принятия решений об открытии бизнеса или его передислокации целесообразно рассматривать специфику тех или иных факторов в пределах регионов соответствующего федерального округа. В статье произведен анализ налогового бремени предприятий Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Цель исследования – выявить виды экономической деятельности в разрезе её масштаба, имеющие наименьший уровень налогового бремени в различных регионах СЗФО, как наиболее привлекательные для предпринимателей, начинающих бизнес или ищущих варианты его более выгодного размещения. В работе использованы методы анализа и сравнения. Исследование показало, что минимальное значение налогового бремени в регионах СЗФО есть, как по видам деятельности, имеющим налоговые льготы (растениеводство, здравоохранение), так и нет (производство нефтепродуктов, производство напитков и др.). При этом чем крупнее масштаб предприятия, тем чаще минимальное значение налоговое бремя имеет в отраслях, у которых налоговых преференций нет, что свидетельствует о важности управления налогообложением фирмы. Подобные исследования согласно предложенной в статье методологии и методам возможно в перспективе осуществлять по любому субъекту, округу РФ, по территории или группе близко расположенных государств, расширяя рассматриваемые временные горизонты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елена Сергеевна Вылкова, Наталья Владимировна Покровская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аnalysis of the Tax Burden (Case of North-Western Federal District)

The decision to open a new enterprise or change the location of an existing organization is made on the basis of an in-depth analysis of many factors: economic, political and others. Among these factors, the level of the tax burden is extremely significant. The migration of labor and capital, including fixed assets, is reasonable within the nearby territories. Therefore, in order to make decisions about opening a business or relocating it, it is advisable to consider the specifics of certain factors within the regions of the corresponding federal district. The authors analyze the tax burden of enterprises in the Northwestern Federal District. The purpose of the study is to identify the types of economic activity in terms of its scale, which have the lowest level of tax burden in various regions of the Northwestern Federal District, as the most attractive for entrepreneurs starting a business or looking for options for its more profitable placement. Research objectives are as follows: analysis of the average values of the tax burden for the subjects of the Northwestern Federal District, depending on the scale; identification of industries where the size of the tax burden in the relevant subject of the Russian Federation is minimal, which makes them preferable when deciding whether to create or relocate a business; proposal of recommendations for competent management of taxation of economic entities based on the calculations made. The methods of analysis and comparison are used in the work. The research results show that the minimum value of the tax burden in the regions of the Northwestern Federal District exists both for types of activities that have tax benefits (crop production, health care) and not (production of petroleum products, production of beverages, etc.). At the same time, the larger the scale of the enterprise, the more often the minimum value of the tax burden is in industries that do not have tax preferences, which indicates the importance of managing the taxation of the company. Similar studies, according to the methodology and methods proposed in the article, can be carried out in the future for any subject, district of the Russian Federation, for the territory or for a group of closely located states, expanding the considered time horizons.

Текст научной работы на тему «Анализ налогового бремени (на примере Северо-Западного федерального округа)»

Научная статья УДК 336.2

DOI: 10.2109/2227-9245-2023-29-3-156-167

Анализ налогового бремени (на примере Северо-Западного федерального округа)

Елена Сергеевна Вылкова1, Наталья Владимировна Покровская2

1 Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург, Россия, 2Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

1 vylkova-es@ranepa.ru; https://orcid.org/0000-0002-3736-9683,

2 n.pokrovskaia@spbu.ru; https://orcid.org/0000-0002-8314-9470

Решение об открытии нового предприятия или изменении места расположения действующей организации принимается на основе глубокого анализа многих факторов: экономических, политических и других. Среди этих факторов крайне значимым является уровень налогового бремени. Миграция рабочей силы и капитала, в том числе основных средств, разумна в пределах близлежащих территорий. Поэтому для принятия решений об открытии бизнеса или его передислокации целесообразно рассматривать специфику тех или иных факторов в пределах регионов соответствующего федерального округа. В статье произведен анализ налогового бремени предприятий Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Цель исследования - выявить виды экономической деятельности в разрезе её масштаба, имеющие наименьший уровень налогового бремени в различных регионах СЗФО, как наиболее привлекательные для предпринимателей, начинающих бизнес или ищущих варианты его более выгодного размещения. В работе использованы методы анализа и сравнения. Исследование показало, что минимальное значение налогового бремени в регионах СЗФО есть, как по видам деятельности, имеющим налоговые льготы (растениеводство, здравоохранение), так и нет (производство нефтепродуктов, производство напитков и др.). При этом чем крупнее масштаб предприятия, тем чаще минимальное значение налоговое бремя имеет в отраслях, у которых налоговых преференций нет, что свидетельствует о важности управления налогообложением фирмы. Подобные исследования согласно предложенной в статье методологии и методам возможно в перспективе осуществлять по любому субъекту, округу РФ, по территории или группе близко расположенных государств, расширяя рассматриваемые временные горизонты.

Original article

Аnalysis of the Tax Burden (Case of North-Western Federal District) Elena S. Vylkova1, Natalia V. Pokrovskaya2

1 North-West Institute of Management, branch of RANEPA (Moscow), Saint Petersburg, Russia 2Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

1 vylkova-es@ranepa.ru; https://orcid.org/0000-0002-3736-9683,

2 n.pokrovskaia@spbu.ru; https://orcid.org/0000-0002-8314-9470

The decision to open a new enterprise or change the location of an existing organization is made on the basis of an in-depth analysis of many factors: economic, political and others. Among these factors, the level of the tax burden is extremely significant. The migration of labor and capital, including fixed assets, is reasonable within the nearby territories. Therefore, in order to make decisions about opening a business or relocating it, it is advisable to consider the specifics of certain factors within the regions of the corresponding federal district. The authors analyze the tax burden of enterprises in the Northwestern Federal District. The purpose of the study is to identify the types of economic activity in terms of its scale, which have the lowest level of tax burden in various regions of the Northwestern Federal District, as the most attractive for entrepreneurs starting a business or looking for options for its more prof-

Информация о статье

Статья поступила в редакцию 05.06.2023

Одобрена после рецензирования 22.08.2023

Принята к публикации 28.08.2023

Ключевые слова:

налог, налогообложение, калькулятор налоговой нагрузки, налоговое бремя, регион, вид экономической деятельности, масштаб деятельности, предпринимательство, отрасль, бизнес

Information about the article

Received 5 June, 2023

Approved after review 22 August, 2023

Accepted for publication 28 August, 2023

Keywords:

tax, taxation, tax burden calculator, tax burden, region, type of economic activity, scale of activity, entrepreneurship, sector, business

itable placement. Research objectives are as follows: analysis of the average values of the tax burden for the subjects of the Northwestern Federal District, depending on the scale; identification of industries where the size of the tax burden in the relevant subject of the Russian Federation is minimal, which makes them preferable when deciding whether to create or relocate a business; proposal of recommendations for competent management of taxation of economic entities based on the calculations made. The methods of analysis and comparison are used in the work. The research results show that the minimum value of the tax burden in the regions of the Northwestern Federal District exists both for types of activities that have tax benefits (crop production, health care) and not (production of petroleum products, production of beverages, etc.). At the same time, the larger the scale of the enterprise, the more often the minimum value of the tax burden is in industries that do not have tax preferences, which indicates the importance of managing the taxation of the company. Similar studies, according to the methodology and methods proposed in the article, can be carried out in the future for any subject, district of the Russian Federation, for the territory or for a group of closely located states, expanding the considered time horizons.

Введение. Решение об открытии нового предприятия или изменении места расположения действующей организации принимается на основе глубокого анализа многих факторов: экономических, политических и других. Среди этих факторов крайне важным, значимым является уровень налогового бремени. Миграция рабочей силы и капитала, в том числе основных средств, разумна в пределах близлежащих территорий. Поэтому для принятия решений об открытии бизнеса или его передислокации целесообразно рассматривать специфику тех или иных факторов в пределах регионов соответствующего федерального округа. В статье произведён анализ налогового бремени предприятий Северо-Западного федерального округа (СЗФО). Подобные исследования согласно предложенной в статье методологии и методам возможно осуществлять по любому субъекту, округу РФ, по территории или по группе близко расположенных государств.

Актуальность. В условиях экономической нестабильности при принятии предпринимательских решений по открытию, миграции и т. п. бизнес должен грамотно учитывать различные факторы. Одним из наиболее значимых факторов большинство учёных и практиков считают уровень налогового бремени, который до настоящего времени недостаточно исследован в экономической литературе в разрезе субъектов РФ, исходя из его уровня в тех или иных отраслях на предприятиях различного масштаба. Данная статья призвана продемонстрировать подход к изучению налогового бремени экономических субъектов на примере СЗФО, его значимость для бизнеса, чтобы в дальнейшем существовала возможность подобными способами анализировать уровень налогового бремени в других российских регионах и территориях.

Объект исследования - предприятия различных отраслей СЗФО. Предмет исследования - экономические отношения при налогообложении предприятий разных видов деятельности.

Цель исследования - выявить виды экономической деятельности в разрезе её масштаба, имеющие наименьший уровень налогового бремени в различных регионах СЗФО как наиболее привлекательные для предпринимателей, начинающих бизнес или ищущих варианты его более выгодного размещения.

Задачи исследования:

- анализ средних значений налогового бремени по субъектам СЗФО в зависимости от масштаба;

- выявление отраслей, где в соответствующем субъекте РФ размер налогового бремени минимален, что делает их предпочтительнее при принятии решения о создании или перемещении бизнеса;

- предложение рекомендаций по грамотному управлению налогообложением экономических субъектов на основе произведенных расчётов.

Методология и методы исследования. Для исследования взяты данные из калькулятора налоговой нагрузки Федеральной налоговой службы РФ. По мнению авторов, в нём приводится информация не о нагрузке, а о налоговом бремени организаций [4], рассчитываемом как отношение налогов к выручке компании.

Таким образом, анализируется налоговое бремя (включая НДПИ и акцизы) в регионах СЗФО за 2020 г. в разрезе видов деятельности и шести масштабов (в зависимости от выручки). Следует указать, что в калькуляторе налоговой нагрузки приводится информация только по организациям, применяющим

традиционную систему налогообложения, таким образом, малый бизнес, использующий упрощённую систему налогообложения, не включается в информационную базу.

Данные налогового калькулятора в Excel авторами обобщаются по субъектам СЗФО в разрезе масштабов, сортируются и систематизируются в сводные таблицы минимума налогового бремени по тому или иному масштабу. Данные по отраслям из сводных таблиц анализируются экспертным путём на предмет наличия в соответствующей отрасли налоговых преференций для обоснования эффективности методов управления налогообложением экономических субъектов. В заключении рассчитываются, систематизируются и анализируются средние значения минимума и максимума по масштабу в регионах СЗФО.

Разработанность темы. Сложность задачи сравнения налоговых условий для бизнеса имеет следствием различных подходов к оценке налоговой нагрузки. Межстрано-вой анализ предполагает продолжающийся поиск оптимального показателя, отражённого в налоговых поступлениях [12]. Широко распространена оценка налогового бремени в отношении к ВВП [2; 15], а также различные подходы к оценке эффективных ставок налогов [18; 19]. Результаты оценки налоговой нагрузки бизнеса имеют широкое применение - от оценки листинговых компаний [20], до оценки уровня теневой экономики [9; 13] и уклонения от уплаты налогов [14; 17], в т. ч. на отраслевом уровне [16].

В литературе представлены исследования направлений налоговой поддержки отдельных отраслей (например, судоходного бизнеса [6]), отмечается повышение уязвимости отраслей российской экономики в ус-

ловиях глобальных вызовов и современных геополитических условиях [11]. Меньшее распространение получили оценки направлений налогового регулирования российских компаний с учётом вида деятельности и региона ведения бизнеса. Преимущественно такие работы связаны с предусмотренными специальными налоговыми условиями для отдельных отраслей в особых экономических зонах [10]. В связи с локализацией малого бизнеса [1] и его высокой значимостью для экономики региона [5], в центре внимания исследователей налогообложения по территориям попадают в первую очередь специальные режимы для малого бизнеса.

Однако до настоящего времени нет работ по вопросам принятия решений о размещении и релокации бизнеса на основе анализа налогового бремени. Авторами в данной статье предпринята попытка устранить данный пробел, осуществив анализ налогового бремени в регионах СЗФО в разрезе масштабов деятельности экономических субъектов.

Результаты исследования. Для принятия предпринимательских решений важное значение имеет размер налогового бремени в конкретном регионе, что представлено в табл. 1.

Если в конкретной отрасли наблюдается значение налогового бремени, ниже указанного, в табл. 1, то эта отрасль в соответствующем регионе является привлекательной для бизнеса по уровню налогообложения.

Для более детального изучения диверсификации уровня налогового бремени в СЗФО рассмотрим, в каких видах экономической деятельности наблюдаются его минимальные значения в том или ином масштабе предприятий. Абсолютный минимум в табл. 2-7 выделяется жирным шрифтом.

Таблица 1 / Table 1

Среднее налоговое бремя по субъектам СЗФО / Average tax burden by subjects of the Northwestern Federal

District

Масштаб / Scales do 30 млн p. / up to 30 30-120 млн р. / 30-120 120- 500- 800- более 2000 млн р. / more than cpedHee по всем масштабам /

500 млн р. /120500 million rubles 800 млн р. / 500800 million rubles 2000 млн р. / 8002000 million rubles

Субъект СЗФО / subjects of the Northwestern Federal District million rubles million rubles 2000 million rubles average for all scales

Республика Карелия / Republic of Karelia 13,89 8,44 7,17 8,02 5,60 4,57 7,95

Республика Коми / Komi Republic 13,33 12,04 10,98 10,88 6,50 7,04 10,44

Архангельская область и Ненецкий автономный

округ / Arkhangelsk region and Nenets Autonomous 12,48 0,11 9,30 9,90 7,20 9,04 8,01

district

Окончание табл. 1 / End the tabе 1

Масштаб / Scales ao 30 млн 30-120 млн 120- 500- 800- более 2000 млн р. среднее по всем мас-

500 млн р. /120500 million rubles 800 млн р. / 500800 million rubles 2000 млн р. / 8002000 million rubles

р. / up to 30 P. / 30-120 / more than штабам /

Субъект СЗФО / subjects of the Northwestern Federal District million rubles million rubles 2000 million rubles average for all scales

Вологодская область / Vologda region 8,31 4,68 5,47 5,93 7,68 7,16 6,54

Калининградская область / Kaliningrad region 15,31 8,56 10,37 6,71 10,97 15,31 12,23

Ленинградская область / Leningrad region 11,81 7,53 7,27 5,26 7,54 9,31 8,12

Мурманская область / Murmansk region 13,08 8,87 5,96 7,81 1,79 4,98 7,50

Новгородская область / Novgorod region 10,88 6,49 8,22 3,87 6,35 6,25 7,01

Псковская область / Pskov region 11,00 5,37 5,65 4,50 3,68 8,51

г. Санкт-Петербург / St. Petersburg 10,55 5,19 6,57 5,48 6,38 11,41 7,60

Таблица 2 / Table 2

Минимальные значения налогового бремени в организациях СЗФО с масштабом деятельности до 30 млн р. / Minimum values of tax burden in organizations with a scale of activity up to 30 million rubles

Субъект СЗФО / Subjects of the NorthWestern Federal District Отрасль / Activity Значение налогового бремени/ Values of tax burden

Республика Карелия / Republic of Karelia 58 - Деятельность издательская / 58 - Publishing activities 0,23

Республика Коми / Komi Republic 05 - Добыча угля / 05 - Coal mining 0,16

Архангельская область и Ненецкий автономный округ / Arkhangelsk region and Nenets Autonomous district 82 - Деятельность административно-хозяйственная, вспомогательная деятельность по обеспечению функционирования организации, деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса / 82 - Administrative and economic activities, auxiliary activities to ensure the functioning of the organization, activities to provide other support services for business 1,08

Вологодская область / Vologda region 58 - Деятельность издательская / 58 - Publishing activities 0,17

Калининградская область / Kaliningrad region 96 - Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг / 96 - Other personal service activities 0,04

Ленинградская область / Leningrad region 58 - Деятельность издательская / 58 - Publishing activities 0,45

Мурманская область / Murmansk region 17 - Производство бумаги и бумажных изделий / 17 - Manufacture of paper and paper products 0,27

Новгородская область / Novgorod region 53 - Деятельность почтовой связи и курьерская деятельность / 53 - Postal and courier activities 1,14

Псковская область / Pskov region 39 - Предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов / 39 - Provision of services in the field of elimination of the consequences of pollution and other services related to the disposal of waste 0,08

г. Санкт-Петербург / St. Petersburg 86 - Деятельность в области здравоохранения / 86 - Health activities 1,23

Таблица 3 / Table 3

Минимальные значения налогового бремени в организациях СЗФО с масштабом деятельности от 30 до 120 млн р. / Minimum values of tax burden in organizations with a scale of activity

from 30 to 120 million rubles

Субъект СЗФО / subjects of the Northwestern Federal District Отрасль / Activity Значение налогового бремени/ Values of tax burden

Республика Карелия / Republic of Karelia 62 - Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги / 62 - Development of computer software, consulting services in this field and other related services; 0,25

Республика Коми / Komi Republic 59 - Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот / 59 - Production of motion pictures, video films and television programs, publishing of sound recordings and music 0,58

Архангельская область и Ненецкий автономный округ / Arkhangelsk region and Nenets Autonomous district 78 - Деятельность по трудоустройству и подбору персонала / 78 - Employment and recruitment activities 1,30

Вологодская область / Vologda region 81 - Деятельность по обслуживанию зданий и территорий / 81 - Building and grounds maintenance activities 0,11

Калининградская область / Kaliningrad region 11 - Производство напитков / 11 - Beverage production 0,08

Ленинградская область / Leningrad region 64 - Деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению / 64 - Financial service activities other than insurance and pension services 0,22

Мурманская область / Murmansk region 70 - Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления / 70 - Activities of head offices; management consulting 0,01

Новгородская область / Novgorod region 86 - Деятельность в области здравоохранения / 86 - Health activities 0,01

Псковская область / Pskov region 69 - Деятельность в области права и бухгалтерского учета / 69 - Activities in the field of law and accounting 0,03

г. Санкт-Петербург / St. Petersburg 03 - Рыболовство и рыбоводство / 03 - Fishing and fish farming 0,52

Таблица 4 / Table 4

Минимальные значения налогового бремени в организациях СЗФО с масштабом деятельности от 120 до 500 млн р. / Minimum values of tax burden in organizations with a scale of activity from 120 to 500 million rubles

Субъект СЗФО / subjects of the Northwestern Federal District Отрасль / Activity Значение налогового бремени/ values of tax burden

Республика Карелия / Republic of Karelia 77 - Аренда и лизинг / 77 - Rental and leasing 0,15

Республика Коми / Komi Republic 38 - Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья / 38 - Collection, treatment and disposal of waste; processing of secondary raw materials 0,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Архангельская область и Ненецкий автономный округ / Arkhangelsk region and Nenets Autonomous district 01 - Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях / 01 - Crop and animal husbandry, hunting and provision of related services in these areas 0,16

Окончание табл. 4 / End the tabе 4

Субъект СЗФО / subjects of the Northwestern Federal District Отрасль / Activity Значение налогового бремени/ Values of tax burden

Вологодская область / Vologda region 62 - Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги / 62 - Development of computer software, consulting services in this field and other related services; 96 - Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг / 96 - Other personal service activities 0,03

Калининградская область / Kaliningrad region 59 - Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот / 59 - Production of motion pictures, video films and television programs, publishing of sound recordings and music 0,17

Ленинградская область / Leningrad region 19 - Производство кокса и нефтепродуктов / 19 - Manufacture of coke and petroleum products 0,15

Мурманская область / Murmansk region 10 - Производство пищевых продуктов / 10 - Food production 0,67

Новгородская область / Novgorod region 86 - Деятельность в области здравоохранения / 86 - Health activities 0,45

Псковская область / Pskov region 55 - Деятельность по предоставлению мест для временного проживания / 55 - Activities for the provision of places for temporary residence 0,02

г. Санкт-Петербург / St. Petersburg 63 - Деятельность в области информационных технологий / 63 - Information technology activities 0,53

Таблица 5 / Table 5

Минимальные значения налогового бремени в организациях СЗФО с масштабом деятельности от 500 до 800 млн р. / Minimum values of tax burden in organizations with a scale of activity from 500 to 800 million rubles

Субъект СЗФО / subjects of the Northwestern Federal District Отрасль / Activity Значение налогового бремени/ Values of tax burden

Республика Карелия / Republic of Karelia 49 - Деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта / 49 - Activities of land and pipeline transport 0,32

Республика Коми / Komi Republic 02 - Лесоводство и лесозаготовки / 02 - Forestry and logging 0,44

Архангельская область и Ненецкий автономный округ / Arkhangelsk Region and Nenets Autonomous district 01 - Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях / 01 - Crop and animal husbandry, hunting and provision of related services in these areas 0,49

Вологодская область / Vologda region 16 - Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения / 16 - Woodworking and manufacture of articles of wood and cork, except furniture, manufacture of articles of straw and materials for plaiting 0,05

Калининградская область / Kaliningrad region 01 - Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях / 01 - Crop and animal husbandry, hunting and provision of related services in these areas 0,07

Ленинградская область / Leningrad region 72 - Научные исследования и разработки / 72 - Research and development 0,04

Мурманская область / Murmansk region 09 - Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых / 09 - Provision of mining services 0,74

Новгородская область / Novgorod region 68 - Операции с недвижимым имуществом / 68 - Operations with real estate 1,00

Окончание табл. 5 /End the table 5

Субъект СЗФО / subjects of the Northwestern Federal District Отрасль / Activity Значение налогового бремени/ Values of tax burden

Псковская область / Pskov region 45 - Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт / 45 - Wholesale and retail trade in motor vehicles and motorcycles and their repair 0,11

г. Санкт-Петербург / St. Petersburg 15 - Производство кожи и изделий из кожи / 15 - Manufacture of leather and leather goods 0,01

Таблица 6 / Table 6

Минимальные значения налогового бремени в организациях СЗФО с масштабом деятельности от 800 до 2000 млн р. / Minimum values of tax burden in organizations with a scale of activity from 800 to 2000 million rubles

Субъект СЗФО / subjects of the Northwestern Federal District Отрасль / Activity Значение налогового бремени/ Values of tax burden

Республика Карелия / Republic of Karelia 30 - Производство прочих транспортных средств и оборудования / 30 - Manufacture of other vehicles and equipment 0,12

Республика Коми / Komi Republic 62 - Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги / 62 - Development of computer software, consulting services in this field and other related services; 0,11

Архангельская область и Ненецкий автономный округ / Arkhangelsk region and Nenets Autonomous district 01 - Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях / 01 - Crop and animal husbandry, hunting and provision of related services in these areas 0,45

Вологодская область / Vologda region 01 - Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях / 01 - Crop and animal husbandry, hunting and provision of related services in these areas 0,18

Калининградская область / Kaliningrad region 16 - Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения / 16 - Woodworking and manufacture of articles of wood and cork, except furniture, manufacture of articles of straw and materials for plaiting 0,22

Ленинградская область / Leningrad region 64 - Деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению / 64 - Financial service activities other than insurance and pension services 0,22

Мурманская область / Murmansk region 10 - Производство пищевых продуктов / 10 - Food production 0,67

Новгородская область / Novgorod region 45 - Торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт / 45 - Wholesale and retail trade in motor vehicles and motorcycles and their repair 0,15

Псковская область / Pskov region 02 - Лесоводство и лесозаготовки / 02 - Forestry and logging 0,04

г. Санкт-Петербург / St. Petersburg 82 - Деятельность административно-хозяйственная, вспомогательная деятельность по обеспечению функционирования организации, деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса / 82 - Administrative and economic activities, auxiliary activities to ensure the functioning of the organization, activities to provide other support services for business 0,15

Таблица 7 / Table 7

Минимальные значения налогового бремени в организациях СЗФО с масштабом деятельности свыше 2000 млн р. / Minimum values of tax burden in organizations with a scale of activity over 2000 million rubles

Субъект СЗФО / subjects of the Northwestern Federal District Отрасль / Activity Значение налогового бремени/ Values of tax burden

Республика Карелия / Republic of Karelia 02 - Лесоводство и лесозаготовки / 02 - Forestry and logging 0,99

Республика Коми / Komi Republic 64 - Деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению / 64 - Financial service activities other than insurance and pension services 0,01

Архангельская область и Ненецкий автономный округ / Arkhangelsk region and Nenets Autonomous district 16 - Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения / 16 - Woodworking and manufacture of articles of wood and cork, except furniture, manufacture of articles of straw and materials for plaiting 1,29

Вологодская область / Vologda region 01 - Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях / 01 - Crop and animal husbandry, hunting and provision of related services in these areas 0,09

Калининградская область / Kaliningrad region 43 - Работы строительные специализированные / 43 - Specialized construction works 0,03

Ленинградская область / Leningrad region 01 - Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях / 01 - Crop and animal husbandry, hunting and provision of related services in these areas 0,15

Мурманская область / Murmansk region 46 - Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами / 46 - Wholesale trade, except for wholesale of motor vehicles and motorcycles 0,15

Новгородская область / Novgorod region 64 - Деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению / 64 - Financial service activities other than insurance and pension services 0,58

Псковская область / Pskov region 38 - Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья / 38 - Collection, treatment and disposal of waste; processing of secondary raw materials 0,07

г. Санкт-Петербург / St. Petersburg 19 - Производство кокса и нефтепродуктов / 19 - Manufacture of coke and petroleum products 0,04

При прочих равных условиях отрасли с наименьшим уровнем налогового бремени, поименованные в табл. 2-7, являются наиболее предпочтительными для открытия бизнеса в соответствующем регионе. При этом, бесспорно, принятие решения о создании но-

вого предприятия или передислокации действующего экономического субъекта принимается исходя из стратегии развития фирмы с учётом различных факторов.

В таблице 8 приведены по регионам СЗФО средние значения минимума по масштабу.

Таблица 8 / Table 8

Средние значения минимума по масштабу в регионах СЗФО / Average values of the minimum in terms of scale

in the regions of the North-Western Federal District

Масштаб / Scales Субъект СЗФО / subjects of the Northwestern ^^^^ Federal District ао 30 млн р. / up to 30 million rubles 30-120 млн р. / 30-120 million rubles 120-500 млн р. / 120-500 million rubles 500-800 млн р. / 500-800 million rubles 800-2000 млн р. / 800-2000 million rubles более 2000 млн р. / more than 2000 million rubles

Республика Карелия / Republic of Karelia 0,23 0,25 0,15 0,32 0,12 0,99

Республика Коми / Komi Republic 0,16 0,58 0,3 0,44 0,11 0,01

Окончание табл. 8 / End the table 8

Масштаб / Scales Субъект СЗФО / subjects of the Northwestern Federal District do 30 млн р. / up to 30 million rubles 30-120 млн р. / 30-120 million rubles 120-500 млн р. / 120-500 million rubles 500-800 млн р. / 500-800 million rubles 800-2000 млн р. / 800-2000 million rubles более 2000 млн р. / more than 2000 million rubles

Архангельская область и Ненецкий автономный округ / Arkhangelsk region and Nenets Autonomous district 1,08 1,3 0,16 0,49 0,45 1,29

Вологодская область / Vologda region 0,17 0,11 0,03 0,05 0,18 0,09

Калининградская область / Kaliningrad region 0,04 0,08 0,17 0,07 0,22 0,03

Ленинградская область / Leningrad region 0,45 0,22 0,15 0,04 0,22 0,15

Мурманская область / Murmansk region 0,27 0,01 0,67 0,74 0,67 0,15

Новгородская область / Novgorod region 1,14 0,01 0,45 1 0,15 0,58

Псковская область / Pskov region 0,08 0,03 0,02 0,11 0,04 0,07

г. Санкт-Петербург / St. Petersburg 1,23 0,52 0,53 0,01 0,15 0,04

Среднее значение минимума по масштабу / average value of minimum by scale 0,485 0,311 0,263 0,327 0,231 0,34

Наблюдается достаточно чёткая тенденция снижения среднего значения минимума по масштабу по мере увеличения масштаба (объёма выручки), что свидетельствует о значимости управления налогообложением для законного уменьшения размера налогового бремени.

Выводы. Данные таблиц 2-7 являются своеобразным путеводителем, позволяющим конкретным экономическим субъектам принимать грамотные решения по управлению налогообложением в части размещения или миграции бизнеса в соответствующем субъекте РФ с учётом масштаба деятельности в разрезе отраслей. Подобный выбор относится к первой стадии управления налогообложением компаний и является крайне важным. Исследование уровня налогового бремени в табл. 2-7 показало парадоксальность налоговых льгот, условность налоговых преференций для стимулирования того или иного вида экономической деятельности. В СЗФО по льготируемым отраслям далеко не всегда наблюдается минимальный уровень налогового бремени.

Сделать однозначный вывод о налоговых льготах только лишь по укрупненным кодам видов экономической деятельности не представляется возможным. Тем не менее, таковыми явно являются: 01 - растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях;

63 - деятельность в области информационных технологий; 86 - деятельность в области здравоохранения. При этом в не имеющих налоговых преференций отраслях также фиксируется минимальный уровень налогового бремени: 05 - добыча угля; 19 - производство кокса и нефтепродуктов; 45 - торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт;

64 - деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению; 68 - операции с недвижимым имуществом. Отдельно стоит выделить отрасль 11 - производство напитков, в которой в Калининградской области имеется минимальный размер налогового бремени, в то время как практически по всем масштабам по этой отрасли в большинстве субъектов СЗФО в этой отрасли наблюдается максимальный уровень налогового бремени.

Это позволяет сделать два основных вывода. Во-первых, предприятия, работающие на традиционной системе налогообложения, могут законно иметь низкий уровень налогового бремени, т. е. действующая в РФ система налогообложения не является тормозом для развития любого бизнеса. Во-вторых, низкий уровень налогового бремени в отраслях, не имеющих закреплённых в законодательстве налоговых преференций, с большой долей вероятности достигается за счёт успешного и грамотного осуществления управления

налогообложением данными экономическими субъектами. При этом, чем крупнее масштаб предприятия, тем чаще минимальное значение налоговое бремя имеет в отраслях, которые налоговых льгот не имеют. Таким образом, налоговые льготы порой не столь важный элемент налогового планирования, т. к. есть законные возможности уменьшения налогового бремени за счёт грамотного составления учетной политики, заключения договоров и другие (табл. 8).

В перспективе подобные исследования можно проводить по другим федеральным округам РФ, расширяя их временные горизон-

Список литературы_

ты и акцентируя внимание на специфике налогового состояния российских субъектов [3], базовых направлениях налоговых реформ [8] и особенностях современной пандемической реальности [7]. Предложенный подход к методике исследования может быть также экстраполирован на расчеты по территориальным образованиям зарубежных юрисдик-ций. Объектом самостоятельных научных изысканий является детальное раскрытие и обоснование наиболее значимых способов и методов управления налогообложением для предприятий конкретного региона, вида экономической деятельности и масштаба.

1. Буров В. Ю. Малое предпринимательство в пространственном развитии региона // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 2. С. 78-83.

2. Викторова Н. Г. Тяжесть налогообложения: понятийный аппарат // Налоги и финансовое право. 2011. № 11. С. 254-256.

3. Вылкова Е. С., Позов И. А. Налоговое состояние субъекта РФ: теория, методология, методика диагностики. СПб.: КультИнформПресс, 2014. 262 с.

4. Вылкова Е. С., Покровская Н. В. Теоретические подходы к интерпретации налоговой нагрузки, налогового бремени и тяжести налогообложения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 4. С. 45-52.

5. Захарова К. А., Актаев Н. Е., Пургина А. Д. Влияние финансов малого и среднего бизнеса на уровень экономического благосостояния региона // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2022. Т. 8, № 2. С. 164-183.

6. Лаврентьева Е. А., Плавинская Г. А. Налоговое регулирование: теория и практика (на примере судоходного бизнеса). СПб.: Изд-во ГМА им. С. О. Макарова, 2007. 148 с.

7. Лабудин А. В., Вылкова Е. С., Гришин С. Е., Демидова Е. И., Федонников А. С., Пучиньян Д. М., Худайназаров А. К., Петрова И. В., Дмитриева С. А., Наумов В. Н., Викторова Н. Г., Евстигнеев Е. Н., Макаревич М. Л., Десятниченко Д. Ю., Десятниченко О. Ю., Демьянец М. В., Покровская Н. В., Ермакова Е. А., Конягина М. Н., Воронова Н. С., Мирошниченко О. С., Писаренко Ж. В., Муравлева Т. В., Покровская Н. Н., Буров В. Ю., Казимов М. С. Оглы, Алиев Н. К. Оглы, Федотов Д. Ю., Якунина А. В., Лаврентьева Е. А., Блошенко Т. А. Многогранность современной пандемической реальности / под ред. Е. С. Вылковой. СПб.: Изд.-полиграф. ассоциация высших уч. зав-ний, 2021. 300 с.

8. Налоговые реформы. Теория и практика / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 462 с.

9. Невзорова Е. Н., Киреенко А. П., Майбуров И. А. Пространственные взаимосвязи и закономерности распространения теневой экономики в России // Экономика региона. 2020. Т. 16, вып. 2. С. 464-478.

10. Синенко О. А. Практика применения механизмов регулирования в особых экономических зонах и 1Т-кластерах как элемент развития цифровизации // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019. № 46. С. 251-264. DOI: 10.17223/19988648/46/17.

11. Якунина А. В., Ермакова Е. А., Якунин С. В., Семернина Ю. В. Финансовая оценка уязвимости отраслей российской экономики // Научное обозрение: теория и практика. 2022. Т. 12, № 3. С. 404-415.

12. Celikay F. Dimensions of Tax Burden: a Review on OECD Countries // Journal of Economics, Finance and Administrative Science. 2020. Vol. 25. P. 27-43. DOI: 10.1108/JEFAS-12-2018-0138.

13. Fedotov D.Yu. Tax Burden and Shadow Economy Growth in Russian Regions // Journal of Tax Reform. 2021. Vol. 7. P. 284-133. DOI: 10.15826/jtr.2021.7.3.104.

14. Delgado F., Fernandez-Rodriguez E., Garcia-Fernandez R., Landajo M., Martinez-Arias A. Tax Avoidance and Earnings Management: a Neural Network approach for the Largest European Economies // Financial Innovation. 2023. No. 9. DOI: 10.1186/s40854-022-00424-8.

15. Giday A., Tatay. T. New Indicator to Measure Tax Burden - Proposal // Public Finance Quarterly. 2020. Vol. 2. P. 263-283. DOI: 10.35551/PFQ_2020_2_7.

16. Labunets Iu. E., Mayburov I. A. The Impact of the Size of Enterprises on Tax Evasion in the Forestry Industry of Russia. Journal of Tax Reform. 2022. Vol. 8. P. 88-101. DOI: 10.15826/jtr.2022.8.1.110.

17. Liu W., Ma M., Liu Z., So C. Auditor Tax Expertise and Corporate Tax Avoidance: Evidence from Taiwan // Journal of Corporate Accounting & Finance. 2023. No. 1. P. 1-13. DOI: 10.1002/jcaf.22614.

18. Park S. H. Tax Burdens in Japan and South Korea: Measurement Using Average Effective Tax Rates // Social Science Japan Journal. 2020. Vol. 23, iss. 1. P. 37-64. DOI: 10.1093/ssjj/jyz050.

19. Jansky P. Corporate Effective Tax Rates for Research and Policy // Public Finance Review. 2022. No. 51. P. 171-205. DOI: 10.1177/10911421221137203.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Wang L., You K. The Impact of Political Connections on Corporate Tax Burden: Evidence from the Chinese market // Finance Research Letters. 2022. Vol. 47. DOI: 10.1016/j.frl.2022.102944.

References_

1. Burov V. Yu. Small business in the spatial development of the region. Bulletin of the Buryat State University, no. 2, pp. 78-83, 2015. (In Rus.).

2. Viktorova N. G. The severity of taxation: the conceptual apparatus. Taxes and financial law, no. 11, pp. 254-256, 2011. (In Rus.).

3. Vylkova E. S., Pozov I. A. Tax status of the subject of the Russian Federation: theory, methodology, diagnostic methods. Saint Petersburg: Cult Inform Press, 2014. (In Rus.).

4. Vylkova E. S., Pokrovskaia N. V. Theoretical approaches to the interpretation of the tax pressure, the tax burden and the severity of taxation. News of the St. Petersburg State University of Economics, no. 4, pp. 45-52, 2021. (In Rus.).

5. Zakharova K. A., Aktaev N. E., Purgina A. D. Influence of finances of small and medium business on the level of economic welfare of the region. Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal research, vol. 8, no. 2, pp. 164-183, 2022. (In Rus.).

6. Lavrenteva E. A., Plavinskaya G. A. Tax regulation: theory and practice (on the example of the shipping business). Saint Petersburg: Publishing house of GMA named after S. O. Makarov, 2007. (In Rus.).

7. Labudin A. V., Vylkova E. S., Grishin S. E., Demidova E. I., Fedonnikov A. S., Puchinyan D. M., Khudain-azarov A. K., Petrova I. V., Dmitrieva S. A., Naumov V. N., Viktorova N. G., Evstigneev E. N., Makarevich M. L., Desyatnichenko D. Yu., Desyatnichenko O. Yu., Demyanets M. V., Pokrovskaya N. V., Ermakova E. A., Konya-gina M. N., Voronova N. S., Miroshnichenko O. S., Pisarenko Zh. V., Muravleva T. V., Pokrovskaya N. N., Burov V. Yu., Kazimov M. S. Ogly, Aliyev N. K. Ogly, Fedotov D. Yu., Yakunina A. V., Lavrentieva E. A., Blosh-enko T. A. The versatility of modern pandemic reality. Saint Petersburg: Publishing and Printing Association of Higher Educational Institutions, 2021. (In Rus.).

8. Tax reforms. Theory and practice. Moscow: UNITI-DANA, 2015. (In Rus.).

9. Nevzorova E. N., Kireenko A. P., Maiburov I. A. Spatial relationships and regularities in the spread of the shadow economy in Russia. Economics of the region), vol. 16, iss. 2, pp.464-478, 2020. (In Rus.).

10. Sinenko O. A. The practice of applying regulatory mechanisms in special economic zones and IT clusters as an element of digitalization development. Tomsk State University Bulletin. Economy, no. 46, pp. 251264, 2019. (In Rus.).

11. Yakunina A. V., Ermakova E. A., Yakunin S. V., Semernina Yu. V. Financial Assessment of Vulnerability of Branches of the Russian Economy. Scientific Review: Theory and Practice, vol. 12, no. 3, pp. 404-415, 2022. (In Rus.).

12. Celikay F. Dimensions of Tax Burden: a Review on OECD Countries. Journal of Economics, Finance and Administrative Science, vol. 25, pp. 27-43, 2020. (In Eng.).

13. Fedotov D. Yu. Burden and Shadow Economy Growth in Russian Regions. Journal of Tax Reform, vol. 7, pp. 284-133, 2021. (In Eng.).

14. Delgado F., Fernandez-Rodriguez E., Garcia-Fernandez R., Landajo M., Martinez-Arias A. Tax Avoidance and Earnings Management: a Neural Network approach for the Largest European Economies. Financial Innovation, no. 9, 2023. (In Eng.).

15. Giday A., Tatay. T. New Indicator to Measure Tax Burden - Proposal. Public Finance Quarterly, vol. 2, pp. 263-283, 2020. DOI: 10.35551/PFQ_2020_2_7. (In Eng.).

16. Labunets Iu. E., Mayburov I. A. The Impact of the Size of Enterprises on Tax Evasion in the Forestry Industry of Russia. Journal of Tax Reform, vol. 8, pp. 88-101, 2022. (In Eng.).

17. Liu W., Ma M., Liu Z., So C. Auditor Tax Expertise and Corporate Tax Avoidance: Evidence from Taiwan. Journal of Corporate Accounting & Finance, no. 1, pp. 1-13, 2023. (In Eng.).

18. Park S. H. Tax Burdens in Japan and South Korea: Measurement Using Average Effective Tax Rates. Social Science Japan Journal, vol. 23, iss. 1, pp. 37-64, 2020. DOI: 10.1093/ssjj/jyz050. (In Eng.).

19. Jansky P. Effective Tax Rates for Research and Policy. Public Finance Review, no. 5, pp. 171-205, 2022. (In Eng.).

20. Wang L., You K. The Impact of Political Connections on Corporate Tax Burden: Evidence from the Chinese market. Finance Research Letters, vol. 47. (In Eng.).

Информация об авторах-

Вылкова Елена Сергеевна, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики, Северо-Западный институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной

службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург, Россия; vylkova-es@ranepa.ru; https://orcid.org/0000-0002-3736-9683. Область научных интересов: налоги и налогообложение, налоговое планирование, управление налогообложением.

Покровская Наталья Владимировна, канд. экон. наук, доцент кафедры теории кредита и финансового менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет, г Санкт-Петербург, Россия; n.pokrovskaia@spbu.ru; https://orcid.org/0000-0002-8314-9470. Область научных интересов: налоги и налогообложение, налоговый федерализм.

Information about the authors

Vylkova Elena S., doctor of economic sciences, professor, professor of the Economics department, Northwest Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saint Petersburg, Russia; vylkova-es@ranepa.ru; https://orcid.org/0000-0002-3736-9683. Research interests: taxes and taxation, tax planning, tax management.

Pokrovskaia Natalia V., candidate of economic sciences, associate professor, Credit Theory and Financial Management department, St. Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia; n.pokrovskaia@spbu. ru; https://orcid.org/0000-0002-8314-9470. Research interests: digital technologies of taxation, tax federalism.

Вклад авторов в статью_

Е. С. Вылкова - постановка исследовательской задачи, разработка методологии исследования, сбор и обработка материалов, написание и редакционные правки текста.

Н. В. Покровская - обзор предшествующих исследований, сбор и обработка материалов, написание текста.

The authors' contribution to the article

E. S. Vylkova - statement of the research problem, development of research methodology, collection and processing of materials, writing and editorial corrections of the text.

N. V. Pokrovskaia - review of previous studies, collection and processing of materials, writing the text.

Для цитирования_

Вылкова Е. С., Покровская Н. В. Анализ налогового бремени (на примере Северо-Западного федерального округа) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 29, № 3. С. 156167. DOI: 10.2109/2227-9245-2023-29-3-156-167.

For citation

Vylkova E. S., Pokrovskaia N. V. Analysis of the Tax Burden (Case of North-Western Federal District) // Transbaikal State University Journal. 2023. Vol. 29, no. 3. P. 156-167. DOI: 10.2109/2227-9245-2023-29-3156-167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.