Научная статья на тему 'Анализ наличия и востребованности йодсодержащих продуктов питания в г. Улан-Удэ'

Анализ наличия и востребованности йодсодержащих продуктов питания в г. Улан-Удэ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЙОД / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / БИОДОБАВКИ / ОБОГАЩЕННЫЕ ПРОДУКТЫ / IODINE / MARKETING RESEARCH / SUPPLEMENTS / FORTIFIED FOOD

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жамсаранова Сэсэгма Дашиевна, Рябушева Александра Викторовна, Ванникова Елена Николаевна

В статье представлены результаты анализа маркетинговых исследований о предпочтениях потребителей в отношении продуктов питания, содержащих йод. Определены наиболее часто используемые способы решения проблемы йододефицита. Установлена периодичность употребления продуктов, содержащих йод. Рассмотрены продовольственные компании, в ассортименте которых присутствуют продукты с высоким содержанием природного йода и продукты, обогащенные йодом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жамсаранова Сэсэгма Дашиевна, Рябушева Александра Викторовна, Ванникова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF AVAILABILITY AND DEMAND OF IODINE FOOD IN ULAN-UDE

The results of the analysis of marketing research on consumer preferences for foods that contain iodine are presented. The generalized ways of solving the problem of iodine deficiency are determined, and the frequency of usage of products containing iodine is established. The article deals with the food companies, which presents wide range of products with high content of natural iodine and foods, fortified with iodine

Текст научной работы на тему «Анализ наличия и востребованности йодсодержащих продуктов питания в г. Улан-Удэ»

УДК 338.2:641.15:612.392.64 С.Д. Жамсаранова, А.В. Рябушева, Е.Н. Ванчикова

АНАЛИЗ НАЛИЧИЯ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ ЙОДСОДЕРЖАЩИХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ В г. УЛАН-УДЭ

В статье представлены результаты анализа маркетинговых исследований о предпочтениях потребителей в отношении продуктов питания, содержащих йод. Определены наиболее часто используемые способы решения проблемы йододефицита. Установлена периодичность употребления продуктов, содержащих йод. Рассмотрены продовольственные компании, в ассортименте которых присутствуют продукты с высоким содержанием природного йода и продукты, обогащенные йодом.

Ключевые слова: йод, маркетинговое исследование, биодобавки, обогащенные продукты

S.D. Zhamsaranova, A.v. Ryabusheva, E.N. vanchikova ANALYSIS OF AvAILABILITY

and demand of iodine food in ulan-ude

The results of the analysis of marketing research on consumer preferences for foods that contain iodine are presented. The generalized ways of solving the problem of iodine deficiency are determined, and the frequency of usage ofproducts containing iodine is established. The article deals with the food companies, which presents wide range of products with high content of natural iodine and foods, fortified with iodine.

Key words: iodine, marketing research, supplements, fortified food

В 2008 г. была проведена массовая диспансеризация жителей РБ в рамках национального проекта «Здоровье». В структуре впервые выявленных заболеваний 1 место занимают сердечно-сосудистые заболевания, на 2 месте - болезни эндокринной системы, на третьем - анемия. По данным Бурятстата, на 1000 человек населения с заболеваниями эндокринной системы впервые зарегистрировано 14, 9 [1].

Одним из заболеваний эндокринной системы является заболевание щитовидной железы. Среди основных способов профилактики является правильное питание, в состав которого должны входить продукты с высоким содержанием йода или обогащенные йодом. Целью маркетинговых исследований является анализ потребительских предпочтений в отношении продуктов питания, содержащих йод. Исходя из цели были сформулированы задачи:

1. Установить уровень осведомленности жителей г. Улан-Удэ о проблеме йододефицита.

2. Определить оптимальные предпочтения населения г. Улан-Удэ относительно пищевых продуктов, обогащенных йодом.

3. Провести анализ ассортимента обогащенных йодом продуктов питания в крупных магазинах г. Улан-Удэ.

Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы результаты анкетирования, глубинного интервьюирования с заведующими продовольственной компании «Титан», торговой компании «Абсолют», продовольственной компании «Либерти».

В опросе приняли участие 600 жителей г. Улан-Удэ в возрасте старше 18 лет (диагр. 1). Как видно из диагр. 1, 22% - в возрасте 18-25 лет, 42% - 25-45 лет, 29% - 45-60 лет и 7% - старше 60 лет [2]. Опрос проводился в соответствии с возрастной структурой населения г. Улан-Удэ, по данным Бурятстата за 2008 год.

Диаграмма 1

Распределение респондентов по возрасту (общая совокупность)

2 9 %

42 %

6318-25 025-45 В 4 5 - 6 0 Нстарше 60

Первый вопрос определял возможные варианты решения проблемы йододефицита. Данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Распределение респондентов по способу решения проблемы дефицита йода

(в зависимости от пола)

Способ решения проблемы йододефицита Мужчины, % Женщины, %

Употребление биодобавок и биокомплексов, содержащих йод 62,37 79,55

Продукты питания с высоким содержанием природного йода 77,35 85,26

Обогащенные йодом продукты питания 64,46 73,16

Ничего не делаю 12,20 7,99

Как видно из табл. 1, большинство женщин и мужчин употребляют продукты, содержащие природный йод, в большей мере, чем обогащенные йодом продукты и биодобавки. У женщин на втором месте по потреблению - биодобавки, на третьем - обогащенные йодом продукты. 7,99% женщин и 12,2% мужчин не употребляют ни биодобавки, ни продукты, содержащие природный или фармакопийный йод. Исходя из приведенных выше данных можно сделать вывод, что рассматриваемая проблема волнует большинство опрашиваемых вне зависимости от пола. Высокие показатели у всех способов борьбы с дефицитом йода свидетельствуют о том, что большинство респондентов использует более чем один способ. Однако для более полной картины необходимо ознакомиться с частотой их употребления. Более подробно мы остановились на продуктах с высоким содержанием природного йода и продуктах, обогащенных йодом (табл. 2).

Таблица 2

Распределение респондентов по регулярности употребления (в зависимости от способа решения проблемы йододефицита)

Регулярность употребления Продукты питания с высоким содержанием природного йода Обогащенные йодом продукты питания

Мужчины, % Женщины, % Мужчины, % Женщины, %

Ежедневно употребляю 10,1 13,1 18,8 21,4

Несколько раз в неделю 24,4 31,6 16,4 22,7

Несколько раз в месяц 41,1 40,9 29,3 29,1

Как видно из табл. 2, респонденты отдают предпочтение варианту «Употребляю несколько раз в месяц» как в случае с продуктами питания с высоким содержанием природного йода, так и с обогащенными йодом продуктами питания. Выявленная периодичность не может решить проблему йододефицита, существующую в нашем регионе. Известно, что Республика Бурятия относится к так называемым «биогеохимическим провинциям» с устойчивым дефицитом йода в окружающей среде и рекомендуемое ежедневное потребление достигает 300 мкг в сутки, т.е. жители региона должны ежедневно принимать йодсодержащие препараты или продукты питания с высоким содержанием йода.

Анализ вопроса о причинах, вызывающих заболевания эндокринной системы, показал, что больше половины населения г. Улан-Удэ (53%) осведомлено о проблеме дефицита йода поверхностно, то есть может назвать 1-3 симптома последствий дефицита йода из 9 предложенных. 36% населения осведомлены хорошо, то есть могут назвать более 3-х симптомов (из хорошо осведомленных людей 41% отметили все признаки), а 11% не осведомлены о проблеме дефицита йода.

Результаты опроса на тему: «Будут ли пользоваться спросом обогащенные йодом, колбасы и пельмени», разработки авторов, которые были представлены на дегустацию, показали, что 20% всех опрошенных постоянно стали бы приобретать обогащенные йодом пельмени и колбасу, 31% - будут покупать от случая к случаю, 28% - точно попробовали бы. Только 5% людей не стали бы покупать обогащенные йодом продукты и 6% - скорее всего не стали бы. 10% респондентов затруднились ответить. Можно сделать вывод, что потенциальными потребителями обогащенных йодом пельменей и колбасы, разработанных на кафедре «Биоорганическая и пищевая химия» Восточно-Сибирского государственного технологического университета, могут быть 79% населения города. При опросе многие потенциальные потребители делали акцент на органолептические показатели готовых продуктов. При неизменных вкусовых показателях новых обогащенных продуктов процент потребителей может возрасти.

На вопрос «Хотели бы Вы, чтобы в столовых, где Вы питаетесь, были обогащенные йодом продукты?» 64% респондентов ответили положительно. Это свидетельствует о том, что респонденты заботятся о своем здоровье и проблема дефицита йода для них актуальна, а также показывает желание респондентов расширить возможности употребления йодированных продуктов, то есть употреблять их не только в домашних условиях, но и в местах общественного питания. Лишь 3% респондентов не хотели бы таких перемен. 8% затруднились ответить, 25% сказали, что им все равно. Следует также заметить, что не все жители г. Улан-Удэ питаются в столовых. И среди людей, которые ответили, что им все равно, или затруднились ответить, немалая доля тех, кто в столовых не питается. Тем не менее наиболее чувствительные к дефициту йода слои населения (дети, школьники, студенты, рабочие, служащие, беременные женщины и др.) хотя бы один раз в день все же питаются в столовых. Целенаправленная разработка ассортимента продуктов питания позволит внести существенный вклад в профилактику йододефицитных состояний и повышение интеллектуального потенциала населения Республики Бурятия.

Последний вопрос касался суммы, которую покупатели готовы переплачивать за йодированные продукты (диагр. 2). Из диаграммы видно, что 28% готовы переплачивать за обогащенные продукты лишь на 1-2% по сравнению с аналогичными нейодированными продуктами питания, почти столько же (27%) ответили, что не готовы переплачивать вообще. 20% опрошенных согласны заплатить на 3-5% больше, 8% готовы переплачивать 6-10%, лишь 3% опрошенных готовы переплачивать свыше 10%. 14% затруднились ответить на данный вопрос. Полученные результаты указывают на то, что потенциальные потребители не готовы переплачивать слишком много. Однако стоит заметить, что на практике, как было выявлено в результате глубинного интервьюирования с заведующими торговых точек, люди с удовольствием приобретают йодированные продукты, даже если им приходится платить больше. Возможно, респонденты, отвечая на вопросы анкеты, давали субъективные ответы на данный вопрос. Это связано с тем, что некоторые респонденты не могут сориентироваться, сколько процентов от стоимости они обычно переплачивают за обогащенные продукты, на практике они, как правило, просто не замечают этой разницы. Полученные ответы больше связаны с психологическими особенностями респондентов. Тем не менее 59% респондентов готовы доплачивать и покупать йодированные продукты питания, что свидетельствует о глубоком понимании проблемы недостаточности йода и его последствий для здоровья.

Диаграмма 2

Результаты опроса на тему:

«Какую сумму Вы готовы переплачивать за йодированные продукты?»

ЕЗ 1 - 2 % ППШ 3 - 5 %

□ 6-10% Вбо лее 10%

□ не готов (а) переплачивать Пзатрудня ю сь ответить

Анализ глубинного интервьюирования показал, что в продовольственных компаниях «Либерти» и «Титан» имеется в продаже йодированный хлеб производства ОАО «Бурятхлебпром», который пользуется большим спросом. В магазине «Абсолют» обогащенного йодом хлеба, по словам заведующей, в продаже не имеется. В основном продается хлеб собственного производства без добавления йода. Однако покупатели часто спрашивают о наличии йодированного хлеба. Во всех магазинах имеется йодированная соль, пользующаяся популярностью.

По словам заведующих, йодированное молоко длительного хранения практически не пользуется спросом, потому что по вкусовым качествам отличается от традиционного молока. В связи с этим были приняты разные решения во всех магазинах. «Титан» прекратил выпуск и продажу йодированного молока «Селенга». В магазине «Абсолют» была прекращена реализация йодированного молока «АРТА», в магазине «Либерти» было принято решение о снижении объемов закупок йодированного молока, но реализация не была прекращена.

В магазинах «Титан» и «Абсолют» имеется в наличии кефир с йодказеином «Умница» Иркутского молочного завода. Данная продукция пользуется чуть меньшим спросом, чем другие виды кефира, но все же реализуется. Однако если его нет в продаже, покупатели не интересуются его наличием.

Проведенное анкетирование и глубинное интервьюирование показали, что население г. Улан-Удэ в целом осведомлено о проблеме йододефицита и готово приобретать обогащенные йодом продукты питания. Основной проблемой является узкий ассортимент продуктов, обогащенных йодом, а самое главное - обогащенных продуктов местных производителей на прилавках нашего города практически нет. Проблема йододефицита не будет проблемой только в случае регулярного употребления продуктов питания, обогащенных йодом. Именно это открывает новые возможности для расширения ассортимента продуктов питания, обогащенных йодом.

Литература

1. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Бурятия: статистический сборник № 0і-0і-і8.-Улан-Удэ, 2009. - 222 с.

2. Ванникова E.fr Маркетинговое исследование: учеб. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. - i58 с.

Жамсаранова Сэсэгма Дашиевна - доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой биоорганиче-ской и пищевой химии ВСГТУ б700і3, Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 в. Тел. 4і-7і-4б, e-mail: zhamsarans@mail.ru

Рябушева Александра Викторовна - кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры биоорга-нической и пищевой химии ВСГТУ б700і3, Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 в, тел. 89і48457б83, e-mail: raybubog@ yandex.ru

Ванчикова Елена Николаевна - доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента, маркетинга и коммерции ВСГТУ б700і3, Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 в, тел. 2іб037, e-mail: raybubog@yandex.ru

Zhamsaranova Sesegma Dashievna - dr of biol. sci., professor, head of department «Bioorganic and food chemistry» of East-Siberian State Technical University. 670013, Ulan-Ude, Klyuchevskaya, str., 40, e-mail:zhamsarans@mail.ru

Ryаbusheva Alexandra Viktorovna - cand. of technical sci., senior teacher of department «Bioorganic and food chemistry» of East-Siberian State Technical University. 670013, Ulan-Ude, Klyuchevskaya, str., 40, e-mail:raybubog@ yandex.ru

Vanchikova Elena Nikolaevna - dr of economical sci., associate professor, head of department «Management, Marketing and Commerce» of East-Siberian State Technical University. 670013, Ulan-Ude, Klyuchevskaya str., 40, e-mail:raybubog@yandex.ru

УДК 615.322 Я.Г. Разуваева, С.М. Николаев,

Н.В. Кабачук, О.В. Нагаслаева

ПСИХОТРОПНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЭКСТРАКТА СОПЛОДИЙ ШМШ LupuLus L.

В опытах на белых крысах линии Wistar установлено, что сухой экстракт Strobili lupuli оказывает выраженное анксиолитическое, антидепрессивное и антиагрессивное действие, а также стимулирует когнитивные функции мозга.

Ключевые слова: Humus lupulus L., анксиолитическое, антидепрессивное и антиагрессивное действие, когнитивные функции мозга.

Ya. G. Razuvaeva, S.M. Nikolaev, N.V. Kabachuk, O.V. Nagaslaeva

PSYCHOACTIVE EFFECTS OF THE EXTRACT OF THE STEM OF ШМШ lupulus L.

In the experiments on white rats of the line Wistar was found that the dry extract of Strobuli lupuli has pronounced anxiolytic, antidepressant, antiaggressive action, and also stimulates cognitive brain functions.

Key words: Humus lupulus L., anxiolytic, antidepressant, antiaggressive, cognitive brain functions.

Перспективными для фармакологической коррекции нарушений, возникающих при функциональных расстройствах нервной системы, являются средства растительного происхождения, обладающие выраженным фармакотерапевтическим действием, широким спектром биологической активности и низкой токсичностью [2, 6]. В связи с этим в Отделе биологически активных веществ Института общей и экспериментальной биологии СО РАН разработан сухой экстракт шишек хмеля обыкновенного (Humus lupulus L.) путем последовательной экстракции 70, 50 и 40%-ным спиртом этиловым и водой.

Целью исследования явилось определение анксиолитического, антидепрессивного и антиагрессивного действия сухого экстракта шишек хмеля (ЭШХ), а также влияния его на выработку и сохранность условного рефлекса пассивного избегания.

Материалы и методы

Исследования выполнены на белых крысах линии Wistar обоего пола с исходной массой 160-180 г. Животные были разделены на 5 групп. Животным I-III опытных групп в течение 5 дней до проведения экспериментов вводили внутрижелудочно ЭШХ в дозах 100, 200 и 300 мг/кг соответственно. Крысы четвертой опытной группы получали препарат сравнения - аптечный экстрат из валерианы (ВЭ) в дозе 120 мг/кг, животные контрольной группы - очищенную воду в эквивалентном объеме по аналогичной схеме введения. Тестирование животных в экспериментальных установках проводили через 1 час после последнего введения исследуемых средств.

Анксиолитическое действие ЭШХ исследовали на модели конфликтной ситуации в варианте Vogel и методике «светлой/темной камеры» [3]. Конфликтную ситуацию создавали, сталкивая питьевую и оборонительную мотивации путем подавления болевым электрическим раздражителем питьевого рефлекса при потреблении крысами воды из чашки. Об анксиолитическом влиянии ЭШХ и ВЭ судили по числу наказуемых взятий воды животным за 3 минуты нахождения в камере. Методика «светлой/ темной камеры» основана на естественном стремлении грызунов избегать ярко освещенных мест. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.