Научная статья на тему 'Анализ мотивационной активности студентов-энергетиков в изучении не кафедральных дисциплин'

Анализ мотивационной активности студентов-энергетиков в изучении не кафедральных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахреев Наиль Насихович, Фахреева Диляра Рамилевна

Рассмотрена проблема мотивации обучения дисциплинам базового блока студентов, обучающихся по техническим направлениям. Проведено анкетирование студентов дневной формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ мотивационной активности студентов-энергетиков в изучении не кафедральных дисциплин»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Анализ мотивационной активности студентов-энергетиков

в изучении не кафедральных дисциплин 1 2 Фахреев Н. Н. , Фахреева Д. Р.

Фахреев Наиль Насихович /Fakhreev Nail Nasikhovich - старший преподаватель, кафедра инженерной экологии и рационального природопользования;

2Фахреева Диляра Рамилевна /Fakhreeva Diliara Ramilevna - документовед,

Управление делами,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Аннотация: рассмотрена проблема мотивации обучения дисциплинам базового блока студентов, обучающихся по техническим направлениям. Проведено анкетирование студентов дневной формы обучения. Ключевые слова: мотивация, мотив, анкетирование.

В любом вузе остро стоит вопрос повышения эффективности обучения студентов.

Недостаточная способность студента к освоению дисциплины, но высокая учебная мотивация может являться компенсирующим фактором, поэтому в педагогике уделяется пристальное внимание данной проблеме, ее формированию и активации.

Проблема мотивации в современной психологии связана, прежде всего, с анализом источников активации студента, побудительных сил его деятельности, поведения и поиска ответа на вопрос, что побуждает студента к деятельности, каков мотив и для чего он ее осуществляет.

Студентам было предложено участие в исследовании мотивации обучения, состоящей из двух анкет.

Перед анкетированием Университет оценивает качество освоения образовательных программ обучающимися путем осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации выпускников, после чего проводилось анкетирование на мотивацию по не кафедральным дисциплинам [1, с. 140]

В основе исследования лежит анкета М. М. Калашниковой, В. Н. Косырева, О. В. Щекочихина. Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов педагогических специальностей, адаптированная. Результаты сведены в Таблицу 1.

Таблица 1. Результаты опроса студентов

РАНГИ В ПОЦЕНТАХ

I II III IV V VI VII VIII IX X

КОЛИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ

1 8 15 12 8 23 19 8 0 8 0

2 0 0 27 М 15 0 8 0 15 27 М 8

3 8 8 23 15 19 0 8 8 0 12

4 19 8 15 27 М 8 0 0 8 8 8

5 0 0 0 8 0 15 15 27 М 19 15

6 8 12 15 8 8 15 15 12 8 0

7 58 М 0 8 0 27 М 0 0 0 8 0

8 0 0 0 8 0 27 М 8 23 8 27 М

9 0 15 0 12 8 15 27 М 0 15 8

10 0 42 М 0 0 8 0 19 8 0 23

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 10(22) 2016 | 72 |

Где по строчкам с 1 до 10 - это мотивы изучения не кафедральных дисциплин: 1. Чтобы добиться полных и глубоких знаний; 2. Нравится получать хорошие оценки; 3. Данный предмет интересен; 4. Развивать техническое мышление; 5. Привлекаться к научной деятельности; 6. Предмет нужен для будущей профессии; 7. Нужен диплом о высшем образовании; 8. Работать по техническим специальностям; 9. Престижность технического образования; 10. Для получения повышенной стипендии.

Результаты ответов на анкету (выделяется мода на первом ранговом месте) видно 58% опрошенных ставят на первое место внешний мотив. На второе место в ранге мотивации к обучению не кафедральных дисциплин стоит получение повышенной стипендии - 42% опрошенных. Третье место мотив, набравший 27% - получение хорошей оценки на экзамене/зачете.

Предлагается переход к новым методам предоставления информации, таких как «совместной, активной и самостоятельной работы с вовлечением студента в процесс» обучения и применения компьютерных обучающих программ служащих учебным пособием преподавателю и студенту, которые не только могут обучать, но и контролировать знания, выдавать справочную информацию и т. д. [3, с. 90; 2, с. 91].

Литература

1. Козлова А. Т. Независимая оценка качества образования как конкурентное преимущество университета // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 11 (41). С. 140-143.

2. Подколзин Р. В., Гаршин В. В. Использование современных программных продуктов в осуществлении текущего и итогового контроля знаний студентов // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 21 (63). С. 91-93.

3. Селина В. О., Ассеева Е. Е. Возможности дистанционной самостоятельной подготовки студентов с помощью презентаций в курсе математики // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 5 (35). С. 87-90.

Использование информационно-коммуникационных технологий

на уроках технологии Елисеева Ф. Р.

Елисеева Флюза Ригатовна /Е^ееуа ЕЦмш Rigatovna - учитель технологии, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа № 27, г. Абакан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы эффективного использования информационно-коммуникационных технологий при организации учебного процесса. Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, коррекционное образование.

Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Педагогикой накоплены многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности. Стимулирование выполняет задачу - привлечь внимание учеников к теме, побудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес [1].

Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий. Разумеется, информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы. Однако

| 73 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 10(22) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.