УДК 796.323.2 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10917
АНАЛИЗ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ
БАСКЕТБОЛА
О.В. Кайгородцева, Н.В. Губарева
Рассмотрены особенности мониторинга морфофункциональных показателей подростков 11-12 лет, занимающихся в школьной секции баскетбола. Выявлено, что подростки, занимающиеся в секции баскетбола, показывают высокий уровень физической подготовленности и функционального состояния по сравнению со сверстниками, которые посещают только уроки физической культуры. Разработаны шкалы дифференцированной оценки морфофункциональных показателей подростков.
Ключевые слова: баскетбол, подростки, школьная секция, мониторинг, показатели.
Кайгородцева Ольга Владимировна, канд. биол. наук, старший преподаватель, kaigorodceva-olg@ mail.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
Губарева Наталья Владимировна, канд. пед. наук, доц., п.gubareva@mail.т, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
В системе школьного физического воспитания одним из направлений является внеурочная работа, которая представлена работой спортивной школьной секции по определенному виду спорта.
В разделе школьной программы, который также представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте, является игра в баскетбол [1]. Спортивная школьная секция доступна для всех учащихся, желающих заниматься баскетболом [6].
Обучение сложной технике игры на занятиях в спортивной школьной секции основывается на приобретении на начальном этапе простейших уме -ний обращения с мячом на уроках физической культуры [10].
При реализации спортивной школьной секции необходимо учитывать возрастные и морфофункциональные особенности подростков для эффективности и успешности тренировочной деятельности [2, 4, 5].
ANALYSIS OF MORPHOFUNCTIONAL INDICATORS OF TEENAGERS IN THE SCHOOL SECTION OF THE BASKETBALL
O.V. Kaygorodtseva, candidate of biological sciences, senior lecturer, [email protected], Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports, N.V. Gubareva, candidate of pedagogical sciences, associate professor, n.gubareva@ mail.ru, Russia, Omsk, Siberian State University of Physical Culture and Sports
The features of monitoring morphological and functional indicators of 11-12 years old adolescents involved in the school basketball section are considered. It was revealed that adolescents involved in the basketball section show a high level of physical fitness and functional state in comparison with their peers who attend only physical education lessons. Scales for differentiated assessment of morphological and functional indicators adolescents have been developed.
Key words: basketball, teenagers, school section, monitoring, indicators.
В связи с этим, проблема исследования заключается в необходимости получения сведений о средствах контроля за функциональным состоянием подростков, занимающихся в спортивной школьной секции по баскетболу в процессе спортивной подготовки.
Целью исследования являлось выявление различий морфофункцио -нальных показателей подростков 11-12 лет, изучающих баскетбол на уроках физической культуры и занимающихся в секции баскетбола. Всего обследованных - 21 подросток.
В программу исследования входило:
- определение уровня физического развития с помощью антропометрических данных (длина, масса тела и обхват грудной клетки) и антро -пометрических индексов (Эрисмана, весо-ростовой Кетле, Пинье, Пирке);
- оценивание функционального состояния сердечно-сосудистой (частота сердечных сокращений в покое, нагрузочное тестирование) и дыхательной (жизненная емкость легких, пробы Штанге и Генчи) систем;
- определение уровня физической подготовленности подростков с помощью тестов, которые применяются на уроках физической культуры:
1) бег на 30 м, с;
2) бег на 500 м, мин;
3) сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз;
4) челночный бег 4*9 м, с;
5) прыжок в длину с места, м.
Тестирование проводилось на тренировочных занятиях и на уроках физической культуры.
Подростки были разделены на две группы: группа № 1 состояла из учащихся, посещающих только уроки физической культуры (п=11), № 2 -из учащихся, которые посещали секционные занятия (п=10).
Анализ антропометрических данных детей показал, что по основным параметрам испытуемые не отличаются и в целом их рост, масса тела соотносятся с возрастными нормами. Обхват грудной клетки больше у мальчиков второй группы, чем у первой: 72,2±1,4 и 69,2±1,5 см соответственно (р<0,05).
Далее была проведена оценка физического развития подростков с помощью антропометрических индексов: Эрисмана, весо-ростового Кетле, Пинье и Пирке. Было выявлено, что уровень физического развития подростков обеих групп в основном находится в пределах средневозрастных норм, кроме силового показателя и индексов Эрисмана и Пирке.
Показатель, характеризующий тип телосложения (индекс Пинье), показал, что все обследуемые относятся гипостеническому типу. Это свя -зано с тем, что половое созревание подростков несколько замедленно и к 11-12 годам еще не наступил период пубертатного скачка, во время которого наблюдается существенное увеличение прироста линейных размеров тела [7].
В группе подростков, посещающих школьную секцию по баскетболу, рост превышает статистическую возрастную норму. Силовой показатель, характеризующий соотношение между массой тела и мышечной силой, выше в группе №2, чем группе №1. Индекс Пирке также выше нормы, соответственно общий центр тяжести тела этих обследуемых находится выше, тем самым они будут опережать своих сверстников в прыжках в высоту и спринтерском беге.
Проведенный сравнительный анализ показателей функционального состояния подростков, изучающих баскетбол на уроках физической культуры и подростков, занимающихся в школьной секции по баскетболу, свидетельствует о благоприятном влиянии на организм занятий баскетболом.
У подростков, посещающих секцию баскетбола, отмечаются высокие показатели жизненной емкости легких, относительно первой группы. Данный показатель взаимосвязан с показателем окружности грудной клетки, который выше во второй группе, это может быть связано с достаточно большим объемом беговой нагрузки, характерной для занятий баскетболом.
Дыхательные пробы Штанге (на вдохе) и Генчи (на выходе) дают общее представление о способности организма противостоять недостатку кислорода в крови. Подростки, показывающие высокие результаты в процессе выполнения дыхательные проб, лучше переносят физические нагрузки.
При сравнении показателей дыхательных проб в обеих группах было выявлено, что мальчики, посещающие школьную секцию, лучше справляются с данными пробами:
1-я группа: проба Штанге - 38,4±1,59 с, проба Генчи - 24,7±0,79 с;
2-я группа: проба Штанге - 46,95±1,21 с, проба Генчи - 30,1±1,00 с.
Полученные данные показывают, что подростки второй группы
лучше переносят гипоксию. Результаты дыхательных проб подростков полностью соответствовали границам возрастной нормы.
Оценка сердечно-сосудистой системы производилась с помощью ортостатической пробы, основанной на изменении реактивности организма при переходе из горизонтального положения в вертикальное. Данная проба дает возможность судить о нормальной возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы.
Среднегрупповые результаты ортостатической пробы мальчиков первой группы соответствовали удовлетворительному функциональному состоянию сердечно-сосудистой и нервной систем.
Во второй группе по результатам ортостатической пробы функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной систем обследуемых оценивалось как хорошее.
Подростки, занимающиеся в школьной секции по баскетболу, показали отличные результаты в беговых тестах. Скоростная подготовленность в баскетболе необходима для быстрого восприятия, оценки и анализа ситуации, быстрого принятия решения начала действия, быстроты перемещения и выполнения отдельных приемов (броски, передачи, защитные перемещения), быстроты смены одних приемов на другие [8].
Силовая и скоростно-силовая подготовленность мальчиков 11-12 лет, занимающихся в школьной секции по баскетболу, так же как и беговые тесты, находилась на отличном уровне.
Баскетболисту во время игры приходится выполнять большое количество прыжков, которые позволяют овладевать мячом при подборе, накрывать мяч при передаче и броске в кольцо, эффективно выполнять броски в прыжке и т. д., именно поэтому в тренировках юных баскетболистов необходимо придавать большое значение развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести, метанию) [9].
По результатам тестирования подростков 11-12 лет, изучающих баскетбол на уроках физической культуры, можно сделать вывод, что у них хороший уровень физической подготовленности.
Полученные данные в результате проведенного тестирования стали основой для разработки оценочных шкал. Шкалы дифференцированной оценки рассчитывались на основе среднего значения и стандартного
отклонения ± 0,5а) [3].
Для оценивания уровня подготовленности подростков, занимающихся в школьной секции по баскетболу, использовалась пятибалльная шкала. Данные оценочные шкалы позволяют тренеру получать информацию об уровне физического развития, физической подготовленности и функционального состояния подростка, повысить эффективность системы контроля и спортивной подготовки спортсменов. Также тренер по данным показателям может спрогнозировать успешность выступления команды на соревнованиях.
Разработаны шкалы оценки морфофункциональных показателей подростков 11-12 лет, занимающихся в школьной секции по баскетболу, они приведены в таблице.
Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что подростки 11-12 лет, занимающиеся в школьной секции по баскетболу, имеют более высокий уровень физической подготовленности и функционального состояния по сравнению со сверстниками, которые посещают только уроки физической культуры.
Шкалы оценки морфофункциональных показателей подростков
Показатель Среднее значение, X Стандартное отклонение, а Уровень
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Длина тела стоя, см 152,1 2,6 149,5 150,8 152,1 153,4 154,7
Масса тела, кг 43,2 2,5 40,7 42,0 43,2 44,5 45,7
Обхват грудной клетки, см 72,2 1,4 70,8 71,5 72,2 72,9 73,6
Индекс Эрисмана, см -3,4 0,3 -3,7 -3,6 -3,4 -3,3 -3,1
Индекс Кетле, кг/м2 18,8 1,4 17,4 18,1 18,8 19,5 20,2
Индекс Пинье, усл. ед. 36 1,9 34,1 35,1 36 37,0 37,9
Индекс Пирке, % 99 2,9 96,1 97,6 99 100,5 101,9
Силовой индекс, % 69,4 3,5 65,9 67,7 69,4 71,2 72,9
Жизненная емкость легких, л 2,5 0,63 1,87 2,2 2,5 2,8 3,1
Проба Штанге, с 46,95 1,21 45,74 46,3 46,95 47,6 48,2
Проба Генчи, с 30,1 1,00 29,1 29,6 30,1 30,6 31,1
Бег на 30 м, с 5,62 0,2 5,42 5,5 5,62 5,7 5,8
Бег на 500 м, мин 1,97 0,29 1,68 1,8 1,97 2,1 2,3
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз 9,01 0,55 8,46 8,7 9,01 9,3 9,6
Челночный бег 4x9 м, с 25 4,87 20,13 22,6 25 27,4 29,9
Прыжок в длину с места, м 168,9 16,2 152,7 160,8 168,9 177,0 185,1
На основе полученные данных были разработаны дифференцированные пятибалльные шкалы оценки показателей функционального состояния подростков 11-12 лет. Данные шкалы позволяют тренеру без использования дополнительного оборудования, проведя только педагоги -ческое тестирование, получить объективную информацию о функциональном состоянии спортсмена.
Список литературы
1. Ахтемзянова Н.М., Лубышева Л.И Оценка эффективности физ-культурно-спортивной и оздоровительной работы со старшими школьниками в рамках деятельности «Школьного спортивного клуба» // Теория и практика физической культуры. 2011. № 2. С. 89-91.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Академия, 2004. 287 с.
3. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979. 152 с.
4. Кадыров Р.М., Морщинина Д.В. Теория и методика физической культуры. М.: КНОРУС, 2016. 132 с.
5. Карлагина В.Ю., Карась Т.Ю. Современные технологии проведе -ния уроков по баскетболу в общеобразовательной школе // Физическая культура и спорт в современном мире: проблемы и решения. 2015. № 1. С. 66-72.
6. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2013. 112 с.
7. Полынский Ю.В. Особенности физического развития и физической подготовленности юных спортсменов на этапе начальной специали -зации // Вестник спортивной науки. 2011. № 6. С. 54-57.
8. Романенко М.В., Корнилов Ю.П. Баскетбол как эффективное средство оздоровления школьников // Физическое воспитание и спортив -ная тренировка. 2013. №1 (5). С. 21-28.
9. Соколова Л.Н., Китанина Н.Н., Гурьева Е.А. Техника игры в бас -кетбол через развитие ловкости и координационных способностей // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире: сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: ИЦРОиН, 2015. С. 97-99.
10. Хазова С.А., Бгуашев А.Б. Потенциал физической культуры и спорта в воспитании и развитии школьников: монография. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. 154 с.
References
1. Ahtemzyanova N.M., Lubysheva L.I Ocenka effektivnosti fizkul'tumo-sportivnoj i ozdorovitel'noj raboty so starshimi shkol'nikami v ramkah deyatel'nosti «Shkol'nogo sportivnogo kluba» [Evaluation of the effectiveness of physical culture, sports and health improvement work with senior schoolchildren in the framework of the activities of the "School sports club"] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2011. No. 2. P. 89-91.
2. Ashmarin B.A. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and methodology of physical education]. M.: Academy, 2004. 287 p.
3. Zaciorskij V.M. Osnovy sportivnoj metrologii [Fundamentals of Sports Metrology]. M.: Physical culture and sport, 1979. 152 p.
4. Kadyrov R.M., Morshchinina D.V. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methodology of physical culture]. M.: KNORUS, 2016. 132 p.
5. Karlagina V.Yu., Karas' T.Yu. Sovremennye tekhnologii provedeniya urokov po basketbolu v obshcheobrazovatel'noj shkole [Modern technologies for conducting basketball lessons in a secondary school] // Fizicheskaya kul'tura i sport v sovremennom mire: problemy i resheniya [Physical culture and sport in the modern world: problems and solutions]. 2015. No. 1. P. 66-72.
6. Kuznecov V.S., Kolodnickij G.A. Vneurochnaya deyatel'nost' uchashchihsya. Basketbol [Extracurricular activities of students. Basketball]: a guide for teachers and methodologists. M.: Education, 2013. 112 p.
7. Polynskij Yu.V. Osobennosti fizicheskogo razvitiya i fizicheskoj podgotovlennosti yunyh sportsmenov na etape nachal'noj specializacii [Features of physical development and physical fitness of young athletes at the stage of initial specialization] // Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of sports science]. 2011. No. 6. P. 54-57.
8. Romanenko M.V., Kornilov Yu.P. Basketbol kak effektivnoe sredstvo ozdorovleniya shkol'nikov [Basketball as an effective means of improving schoolchildren's health] // Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training]. 2013. No. 1 (5). P. 21-28.
9. Sokolova L.N., Kitanina N.N., Gur'eva E.A. Tekhnika igry v basketbol cherez razvitie lovkosti i koordinacionnyh sposobnostej [The technique of playing basketball through the development of dexterity and coordination abilities] // Development of education, pedagogy and psychology in the modern world: collection of articles. scientific. works on the results of the international. scientific-practical conf. Voronezh: ITsROiN, 2015. P. 97-99.
10. Hazova S.A., Bguashev A.B. Potencial fizicheskoj kul'tury i sporta v vospitanii i razvitii shkol'nikov [The potential of physical culture and sports in the education and development of schoolchildren]: monograph. Maikop: ASU Publishing House, 2012. 154 p.