УДК 796.012.61-057.875
АНАЛИЗ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ
СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП
ANALYSIS OF MODULAR PROGRAMS FOR PHYSICAL EDUCATION STUDENTS ESPECIAL MEDICAL DROUPS
Курганова Екатерина Николаевна старший преподаватель кафедры «Физическая
культура»
Орловский государственный университет имени
И. С. Тургенева, г. Орел, Россия
Kurganova Ekaterina Nikolaevna Senior Lecturer of the department «Physical culture»
Orel State University, Orel, Russia
Панина Ирина Викторовна старший преподаватель кафедры «Физическая
культура»
Орловский государственный университет имени
И. С. Тургенева, г. Орел, Россия
Panina Irina Viktorovna Senior Lecturer of the department «Physical culture»
Orel State University, Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматривается вариант организации физической культуры студентов специальных медицинских групп, на основе модульной программы физического воспитания.
Annotation. The article considers the variant of the organization of physical education students of special medical groups based on modular programmers of physical education.
Ключевые слова. Физические упражнения, специальные медицинские группы, модульная программа, личностно-ориетированный подход.
Keywords. Physical exercise, special medical groups, a module program, the student-orientirovanny approach.
В современном российском обществе сложившаяся в последние годы социально-экономическая ситуация, привела к значительному ухудшению показателей здоровья всех групп населения, существенно трансформировался и ускорился ритм жизни, определяя более сложные и высокие требования к разносторонним возможностям человека.
Наиболее остро стоит проблема студенческого здоровья, физического воспитания и развития, особенно студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Полноценное развитие современного общества во многом определяется уровнем здоровья студенческой молодежи, доля которой в структуре населения страны очень значительна.
По данным педагогов и врачей, физическая подготовленность и функциональные возможности их разнятся и не соответствуют данному возрасту, к сожалению, в худшую сторону. Дефицит физической деятельности, умственные и эмоциональные нагрузки являются весомой причиной прогрессирования отклонений в показателях здоровья и физического развития. В целом в России не менее 60% обучающихся имеют нарушения здоровья. По данным Минздравсоцразвития России, только 14% обучающихся студентов считаются практически здоровыми.
В последнее время детально разрабатываются программно-методические и теоретические материалы по физическому воспитанию студентов, отнесенных к специально медицинским группам, с различным состоянием физического здоровья, создаются педагогические программы и условия реализации образовательной деятельности.
Закон РФ «Об образовании» (статья 9) определяет систему образования как совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов [1].
Учитывая это, разрабатываемые учебные программы должны обеспечивать, достижение государственных стандартов образования, учитывать личностно-ориентированный подход к образовательному процессу и удовлетворение образовательных потребностей каждого студента, которые как показывает практика, отличаются индивидуальными отличиями.
Одним из перспективных подходов к разрешению этого вопроса рассматриваем организацию физического воспитания студентов вуза на основе технологии модульной программы, при которой студент может самостоятельно
/" и и /" и и U
работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе программу действий, методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей и создают необходимые условия для личностно-ориентированного образования.
В разрабатываемой учебной программе представлен модульный, комплексный подход для построения занятий для специально медицинских групп, включающие в себя различные заболевания студентов, входящих в них.
На основании анализа и обобщения литературных данных, выделено семь наиболее часто встречающихся среди студентов видов заболеваний: [2]
1. Заболевания сердечно-сосудистой системы.
2. Заболевания органов дыхания.
3. Заболевания органов зрения.
4. Заболевания опорно-двигательного аппарата.
5. Заболевания желудочно-кишечного тракта.
6. Заболевания нервной системы.
7. Заболевания эндокринной системы и обмена веществ.
Каждое из этих заболеваний отличается спецификой отклонения тех или иных функциональных и физических отклонений организма и его систем, определяющие противопоказания и показания к занятиям физическими упражнениями, средств и методов физической культуры и воспитания.
В модульной программе ставятся комплексные, интегрированные дидактические цели, которые способствуют формированию физической культуры личности студентов, занимающихся в специально медицинских группах, определяющая меру их готовности и применению ценностей физической культуры в целях оздоровления, физического воспитания и совершенствованием в дальнейшем. Вооружение теоретическими знаниями о физических упражнениях и их влияние на формирование личности, а также методическими знаниями, умениями и навыками рационального использования их для профилактики заболеваний, оздоровления и физического совершенствования. Развитие физических качеств (ловкость, быстрота, сила и т.д.), укрепление и сохранения здоровья.
Создаваемые при модульном подходе к обучению дисциплине «Физическая культура» педагогические условия для учета уровня физической подготовленности, характера отклонений в состоянии здоровья, склонностей и интересов к определенным видам физических упражнений, позволяют студентам специально медицинских групп более полно реализовать себя в сфере физкультурной деятельности [2,3].
Из изучения литературных и научных источников, практика показывает, что в физическом воспитании студентов специально медицинских групп в основном преобладает использование упражнений циклического характера (ходьба, плавание, лыжи, бег и т.д.), направленные на развитие функциональных возможностей организма и систем органов; общеразвивающие упражнения, развивающие физические качества и координационные возможности студентов.
Правильное определение цели и постановки задач физического воспитания студентов специально медицинских групп, а также осуществление личностно-ориентированного подхода, обеспечивает формирование физической культуры личности студентов с отклонениями в состоянии здоровья.
Модульная (комплексная) программа с учетом поставленных дидактических целей, состоит из теоретического, методического и физкультурно-оздоровительного блоков[3].
В программу входят базовые модули — обязательные для всех занимающихся в специально медицинской группе и индивидуальные — с учетом определенного вида заболевания.
Для того чтобы студенты научились использовать средства и методы физической культуры с учетом характера заболевания, разработаны индивидуальные модули каждого блока. Это позволяет вооружить каждого студента с определенным отклонением здоровья, теоретическими знаниями о его функциональных возможностях, связанных с заболеванием.
Методический блок позволит овладеть грамотным и наиболее рационным использованием, и применением средств физической культуры с учетом функциональных возможностей и противопоказаний, связанных с его заболеванием.
Физкультурно-оздоровительный блок индивидуального модуля направлен на укрепление, профилактика гипокинезии, сохранение здоровья и развитие физических качеств.
В таблице 1 показаны результаты функционального тестирования студентов, в процентном соотношении, занимавшихся по этой программе: проба Штанге -задержка дыхания на вдохе, проба Ромберга - удержание равновесия и Гарвардский степ-тест - восхождение и спуск со ступеньки[2,3].
Таблица 1
Процентные показатели результатов тестирования студентов
Оценка результатов теста
5 4 3 2
Проба Штанге
Первый 69,8 25,3 1,5 3,1
Второй 71,1 25,4 3,3 -
Третий 73,2 23,2 3,5 -
Проба Ромберга
Первый 49,2 14,2 11,0 19,0
Второй 43,0 18,6 16,9 23,7
Третий 48,2 16,0 12,5 23,2
Гарвардский степ-тест
Первый 50,7 42,8 4,7 1,5
Второй 59,3 33,8 3,3 3,3
Третий 44,6 26,7 25,0 1,7
Отмечены долгосрочные эффекты от занятий физической культурой, которые носят однозначный и однонаправленный характер, что говорит о повышение уровня физического состояния студентов специальных медицинских групп.
А также отмечено повышение и понижение результатов проведенных тестов, выявляется необходимость специфической направленности содержания занятий на повышение отстающих функций организма.
Анализ содержания модульной программы физического воспитания говорит о том, что она способствует активизации физкультурной деятельности студентов и дает возможность овладеть определенными знаниями, отвечающим его образовательным и оздоровительным потребностям в области физической культуры и заниматься физическими упражнениями, которые связаны с его отклонением здоровья в процессе обучения в ВУЗе. Данные программы можно рассматривать в качестве основы и разрабатывать комплексные, модульные программы, содержащие индивидуальные модули для занятий физической культурой специальных медицинских групп.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. - М., 1996. - №2.
2. Суриков А. А. Формирование физической культуры студенток специальных медицинских групп на основе личностно-ориентированной модульной программы физического воспитания: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Алексея Александровича Сурикова; [Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева].-Чебоксары, 2006, -181 с.- Библиогр.:с.100-110.
3. Доев В. Г. Управление учебной деятельностью студентов специальных медицинских групп, на основе модульной программы физического воспитания // Вестник ЮРГТУ (НПИ).-2011.-№3.с.190-199Управление учебной деятельностью студентов специальных медицинских групп на основе модульной программы физического воспитания //Вестник ЮРГТУ (НПИ). - 2011. - №3. - с. 190-199.
4. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина: учебник /В. А. Епифанов. - М.: Медицина, 2004. - 304 с.
References
1. Zakon Rossiyskoy Federatsii «Ob obrazovanii» [The Russian Federation law "On education"]. Bulletin of Russian State Committee for higher education. Moscow, 1996. No. 2.
2. Surikov A. A. Formirovanie fizicheskoy kul'tury studentok spetsial'nykh meditsinskikh grupp na osnove lichnostno-orientirovannoy modul'noy programmy fizicheskogo vospitaniya. Diss. Kand. Ped. Nauk [The formation of physical culture of students of special medical groups based on personality-oriented modular programme for physical education: dis. Cand. PED. Sciences]. Cheboksary, 2006. 181 p
3. Doev V. G. Upravlenie uchebnoy deyatel'nost'yu studentov spetsial'nykh meditsinskikh grupp, na osnove modul'noy programmy fizicheskogo vospitaniya [Management of educational activity of students of special medical groups based on modular programmes of physical education]. Vestnik yurgtu (NPI). 2011. No.3. Pp.190199.
4. Epifanov V. A. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura i sportivnaya meditsina [Therapeutic physical education and sports medicine]. Moscow, Medicine Publ., 2004. 304p.