Научная статья на тему 'Анализ моделей взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах'

Анализ моделей взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4556
1028
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС / БИЗНЕС И ВЛАСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ ПЛЮРАЛИЗМА / БИЗНЕС И ВЛАСТЬ ЗА РУБЕЖОМ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIPS / GOVERNMENT AND BUSINESS / BUSINESS AND GOVERNMENT / THE CONCEPT OF PLURALISM / BUSINESS AND GOVERNMENT ABROAD / INTERACTION BETWEEN BUSINESS AND GOVERNMENT / THE MODEL OF INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AND BUSINESS / FOREIGN EXPERIENCE / EXPERIENCE OF THE INTERACTION / INSTITUTIONS OF THE GOVERNMENT AND BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутова Татьяна Витальевна, Дунаева Анастасия Игоревна, Удачин Никита Олегович

В своей статье «Анализ моделей взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах» авторы поставили цель проведения анализа современных моделей взаимодействия властных структур и бизнеса в развитых странах. Ими был обобщен опыт формирования и развития моделей взаимодействия власти и бизнеса в США и странах ЕС. В результате анализа были выявлены отличительные особенности моделей партнерства органов государственной власти и бизнес сообщества и даны их характеристики. Изучение данного опыта является актуальным для российской действительности, так как данные модели гарантируют развитие основных составляющих региональной инновационной системы; устойчивое финансирование инвестиционной и инновационной деятельности; минимизацию инвестиционных рисков; эффективное функционирование институтов, обеспечивающих распространение инноваций как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. Рассматриваемая проблематика в настоящее время приобретает все большую значимость для социально экономического развития нашей страны, так как опыт развитых стран показывает, что для эффективного и поступательного развития страны и ее регионов акцент необходимо делать именно на их социальном развитии, а экономическое развитие призвано стать лишь средством достижения благосостояния территории в социальном плане. В современной России преобладает традиционная модель социального развития, то есть социальное развитие есть результат развития экономического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бутова Татьяна Витальевна, Дунаева Анастасия Игоревна, Удачин Никита Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the models of interaction between government and business in foreign countries

In the article "Analysis of the models of interaction between government and business in foreign countries," the authors set a goal to analyze nowadays models of interaction between government structures and business in developed countries. They generalized the experience of formation and development of the models of interaction between government and business in the U.S. and the EU. In the result of such analysis the features of the models of partnership between public authorities and business community were revealed and their characteristics were given. The study of this experience is relevant to the Russian reality because these models will ensure the development of basic components of the regional innovation system; sustainable financing of investment and innovation activities; minimization the investment risks; effective functioning of institutions providing the extension of the innovation to the industry and to the regions. The discussed problems are now becoming increasingly important for socio economic development of our country, as the experience of developed countries shows that the effective and sustainable development of the country and its regions can be reached by placing the emphasis exactly on its’ social development and economic development is intended to be an instrument of achieving welfare of the territory in social way. In modern Russia the traditional model of social development is considered to take place, i.e. social development is the result of economic development.

Текст научной работы на тему «Анализ моделей взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах»

УДК 351.5 (045)

Бутова Татьяна Витальевна

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва1

Заместитель декана факультета «Г осударственное и муниципальное управление»

по воспитательной работе Кандидат экономических наук Е-Мш1: tvbutova@mail.ru

Дунаева Анастасия Игоревна

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва

Студентка факультета «Г осударственное и муниципальное управление»

Е-МлП: nastia007.07@mail.ru

Удачин Никита Олегович

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва

Студент факультета «Государственное и муниципальное управление»

Е-МлП: uda4in.nick@yandex.ru

Анализ моделей взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах

Аннотация. В своей статье «Анализ моделей взаимодействия власти и бизнеса в зарубежных странах» авторы поставили цель проведения анализа современных моделей взаимодействия властных структур и бизнеса в развитых странах. Ими был обобщен опыт формирования и развития моделей взаимодействия власти и бизнеса в США и странах ЕС. В результате анализа были выявлены отличительные особенности моделей партнерства органов государственной власти и бизнес - сообщества и даны их характеристики. Изучение данного опыта является актуальным для российской действительности, так как данные модели гарантируют развитие основных составляющих региональной инновационной системы; устойчивое финансирование инвестиционной и инновационной деятельности; минимизацию инвестиционных рисков; эффективное функционирование институтов, обеспечивающих распространение инноваций как в отраслевом, так и в территориальном разрезе. Рассматриваемая проблематика в настоящее время приобретает все большую значимость для социально - экономического развития нашей страны, так как опыт развитых стран показывает, что для эффективного и поступательного развития страны и ее регионов акцент необходимо делать именно на их социальном развитии, а экономическое развитие призвано стать лишь средством достижения благосостояния территории в социальном плане. В современной России преобладает традиционная модель социального развития, то есть социальное развитие есть результат развития экономического.

Ключевые слова: Государственно - частное партнерство; государство и бизнес; бизнес и власть; концепция плюрализма; бизнес и власть за рубежом; взаимодействие власти и бизнеса; модели взаимодействия власти и бизнеса, зарубежный опыт, опыт взаимодействия, институты власти и бизнеса.

Идентификационный номер статьи в журнале 135БУЫ214

1 129301, г. Москва, ул. Касаткина, дом 15.

Анализ зарубежного опыта реализации концепции социальной ответственности бизнеса показывает, что сложились американская и европейская модели, каждая из которых характеризуется своей спецификой. Для США и стран ЕС характерна плюралистическая модель взаимодействия бизнеса и государства, которая базируется на англо-американской традиции, сформировавшейся в контексте следующих культурно-исторических особенностей:

самостоятельность в принятии решений и индивидуальность;

• модель соперничества, конкуренции выступает в качестве основного условия социально-экономического и личностного развития;

• получение максимальной прибыли, несмотря на декларируемые принципы социально-ответственного поведения, корпоративного гражданства является основным показателем успешности;

• власть на всех ее уровнях должна выполнять роль политического регулятора;

• несмотря на развитые механизмы саморегулирования, очень широкое распространение в качестве метода разрешения конфликтов в бизнесе получили судебные тяжбы между различными группами участников корпоративных отношений.

В концепция плюрализма государству отводится роль независимого арбитра за соблюдением баланса среди групп интересов, которые могут отстаивать не только экономические, но и общественные интересы. Основные отличительные особенности плюралистической модели взаимодействия власти и бизнеса в представлены в США представлены в таблице №1.

Таблица 1

Основные отличительные особенности плюралистической модели взаимодействия

власти и бизнеса в США

Базовые признаки модели Характеристика

Субъекты взаимодействия Властные структуры (представители разных уровней управления); бизнес (включает все его формы - малый, средний, крупный, транснациональный); общественность (в форме ассоциаций, институтов представительства интересов, официально зарегистрированного лобби)

Характер взаимодействия субъектов Конструктивный, основан на совокупности разнообразных связей: рекурсивной (развитие каждого субъекта связано с другим, нарушение пропорциональности в развитии не выгодно для всех субъектов взаимодействия); синергическая (основана на усилении эффекта от структурированных, в рамках нормативного поля коопераций субъектов по достижению результата, достичь которого невозможно вне конструктивных рамок сотрудничества); циклическая (основана на возможности включения различных субъектов в управленческие циклы при принятии решений по интересующей проблеме)

Распространение Нацелено на глобальное признание плюралистической модели партнерства посредством планетарного распространения американской бизнес-культуры, успешность которого объясняется стремительным развитием высоких технологий, благодаря чему американская модель партнерства транслируется на весь мир, становясь эффективным политическим и идеологическим инструментом

Нормативноправовое поле Федеральное законодательство США, законодательство штатов, нормативно -правовые акты на уровне местного самоуправления подробно регламентируют вопросы форм, институтов, сфер взаимодействия. Предусматривается освещение результатов взаимодействия в СМИ или на сайтах субъектов. При оглашении информации каждый гражданин может высказывать свое согласие или несогласие по проектам взаимодействия.

(составлено авторами)

Таким образом, можно утверждать, что в плюралистической модели США взаимодействие власти и бизнеса оказывает существенную роль на решение инфраструктурных, экономических вопросов, представляется неотъемлемым инструментом выражения интересов отдельных бизнес-групп, позволяет организовать прогрессивное развитие общества в целом. Утверждается, что для плюралистической модели характерен взаимовыгодный характер сотрудничества на базе равенства сторон, демократических принципов выражения интересов, приоритета права и равенства перед законом.

Наиболее значимым европейским институтом власти для представительства интересов бизнеса в странах ЕС является Еврокомиссия, которая обладает исключительным правом законодательной инициативы. Представители интересов участвуют в работе экспертных консультативных комитетов Еврокомиссии, которые выполняют важную технократическую функцию по рационализации и деидеологизации проводимой европейской политики.

В Совете Министров представительство интересов бизнеса основано на косвенных инструментах и осуществляется посредством определенной позиции правительственных структур государств-членов ЕС.

Плюралистическая модель партнерства бизнес-структур и Европарламента объясняется, главным образом, тем, что члены парламента по сути независимы от своих европейских партий и фракций, они действуют как самостоятельные субъекты политики. Подобная независимость способствует тому, что парламентская политика вбирает в себя обширный спектр разнообразных интересов. Более того, считается, что из всего многообразия институтов европейской власти Европарламент наиболее чувствителен к восприятию общественных интересов. Поэтому представители предпринимательского сектора при выстраивании стратегии представительства интереса в Европарламенте обязаны не только отстаивать свои бизнес-позиции, но и проводить нейтрализацию влияния тех общественных институтов, лоббисты которых могут оказывать отрицательное воздействие на их деятельность. Данная ситуация свидетельствует о важности выработки стратегии представительства бизнес-интересов в Европарламенте с учетом всех негативных факторов влияния.

Территориальное происхождение европарламентариев способно оказывать значительную роль в поддержке интересов бизнеса, который так или иначе имеет отношение к определенной локальной территории. Бизнес-структуры также формируют от территорий своего присутствия парламентские коалиции защиты своих интересов.

Закрепление структурного представительства интересов бизнеса осуществляется в Европейском Экономическом и Социальном Комитете (ЕЭСК), который является консультативным институтом власти ЕС и располагает официальными рекомендательными полномочиями. Специфика работы данного института состоит в том, что в его компетенцию входит предоставление заключений по законопроектным предложениям Еврокомиссии в социально-экономической сфере. Указанные документы являются обязательными для ознакомления во всех институтах европейской власти до утверждения соответствующих законопроектов.

По сути, ЕЭСК представляет собой корпоративистский институт, целью создания которого выступает организация эффективной системы взаимодействия европейских властей с представителями социально-экономических групп интересов. В его составе субъекты коммерческого сектора, профсоюзы, члены потребительских ассоциаций и других общественных объединений стран-членов ЕС. Влияние ЕЭСК зависит от достижения внутреннего консенсуса между группами с противоположными интересами. Обостренная внутренняя конкуренция между группами приводит к потере влияния комитета. Как правило,

институты европейской власти получают от ЕЭСК либо обзор различных точек зрения по конкретному вопросу, либо общую абстрактную рекомендацию. В этой связи можно сделать вывод, что ЕЭСК оказывает незначительную роль организации как европейского корпоративистского института. У бизнеса остается много альтернативных возможностей эффективного влияния на принятие политических решений в ЕС. Основные характеристики европейской модели взаимодействия власти и бизнеса приведены в таблице №2.

Таблица 2

Основные отличительные особенности плюралистической модели взаимодействия

власти и бизнеса в странах ЕС

Базовые признаки модели Характеристика

Субъекты взаимодействия Властные структуры (представители разных уровней управления); бизнес (преимущественно влияние на власть получают компании, у которых сложились наиболее доверительные отношения с властью, основанные на репутационных преимуществах, степени активности партнерства, в том числе и теневого с органами власти. Субъект партнерства «бизнес» в основном представлен крупным сегментом); общественность (в форме ассоциаций, как правило представляющие национальные интересы)

Характер взаимодействия субъектов Основан на поиске и согласовании различного рода интересов. Присутствует конфликтное взаимодействие. Взаимодействие затруднено излишней забюрократизированностью механизмов сотрудничества

Формы взаимодействия Косвенная форма партнерства включает наличие третьей стороны -юридических фирм, сопровождающих представительство интересов бизнеса в институтах европейской власти или агентств по внешним связям, которые привлекаются в ситуации, когда бизнес участвует в противостоянии с общественными организациями и социальными движениями. Услугами указанных агентств предприниматели также пользуются в случаях организации проведения публичных мероприятий и работы со СМИ, т.е. при высокой политизации и общественной значимости каких-либо вопросов, затрагивающих интересы бизнеса.Прямое - через участие бизнеса в экспертной поддержке разрабатываемых европейскими властями решений. В последние годы во властных институтах ЕС широкое распространение получил феномен «экспертократии», когда в условиях нехватки экспертных ресурсов европейские власти для разработки законодательства стали обращаться за помощью к представителям интересов бизнеса.

(составлено авторами)

Данные таблицы позволяют заключить, что в европейской модели взаимодействия власти и бизнеса, имеет место достаточно сильное влияние бизнеса на процессы принятия надправительственных и государственных решений. От масштаба и размера бизнес-структуры зависит, как правило, масштабность ее влияние на выработку общеевропейской политики. Любая законодательная инициатива предусматривает учет интересов бизнеса и требует соответствующее внешнее экспертное заключение. Считается, что благодаря внешней экспертизе появляется возможность снижения прямого влияния бизнес-организаций на

процесс выработки решений и повышается их объективность. Система внешней оценки строится на этапе проектирования законопроекта. В Еврокомисии на этапе подготовки нормативно-правового документа издаются специальные консультационные документы, именуемые Зеленая Книга (документ, в котором приводится описание потребности в законодательной инициативе и указываются ее цели, в ней также имеется официальное приглашение на участие в обсуждении заинтересованных сторон посредством консультации с Еврокомиссией в течение обозначенного временного периода) и Белая Книга (представляет собой стратегическую программу для законопроектной работы).

Таким образом, можно заключить, что отлаженная система взаимодействия власти и бизнеса в сфере внешнеторговой политики позволяет влиять на повышение конкурентоспособности экономики стран Европейского союза посредством сложения потенциалов административного ресурса (со стороны наднациональных институтов ЕС) и транснационального европейского бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочарников М.В., Селеменева Е.А. Государственно - частное партнерство и его роль на современном этапе развития гражданского общества в России // НаукаПарк. № 6-2 (18). 2013. С. 31-39.

2. Ганжа И. Трансформация взаимодействия власти и бизнеса за рубежом в условиях формирования рынка проектов государственно - частного партнерства // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. №2. С. 254-259.

3. Кирченко К.Г. Формы взаимодействия органов управления и частного сектора: теоретические аспекты и зарубежный опыт // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2013. № 3 (78). С. 152-156.

4. Королев Е.А. Опыт взаимодействия бизнеса и власти в Европейском Союзе / [Электронный ресурс]: Материалы докладов XV международной конференции «Ломоносов - 2008». Государственное и муниципальное управление. М.: МГУ, 2008. С. 9.

5. Кузеванова А.Л., Полтавская М.Б. Проблемы и перспективы взаимодействия бизнеса, государства и некоммерческих организаций в современных российских условиях // Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса. 2014. №1 (26). С. 40-44.

6. Макаров И.Н. Основные формы государственно - частного партнерства в мироваой практике и российской эеономике // Экономические науки. 2008. № 45. С. 83-88.

7. Рагулина Ю.В., Бутова Т.В. Организация взаимодействия властных структур и бизнеса. М.: КноРус, 2014. С.33.

8. Радионова О.В. Англосаксонская модель государственно - частного партнерства // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 4. С. 113-116.

9. Рисин И.Е., Колосов А.С. Государственно - частное партнерство в США: уроки для России // В сборнике: Актуальные проблемы развития территорий и систем регионального и муниципального управления Материалы 8-ой Международной научно-практической конференции. под редакцией: И.Е. Рисина. 2013. С. 100102.

10. Филина С.Ю. Взаимосвязь ожиданий производителей и потребителей (на примере США) // Банковские технологии. - 2013. - №1(204). 2013. С. 54-56.

Рецензент: Беляева Ирина Юрьевна, заведующая кафедрой «Корпоративное

управление», доктор экономических наук, ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Tatiana Butova

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: tvbutova@mail.ru

Anastasiya Dunaeva

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: nastia007.07@mail.ru

Nikita Udachin

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: uda4in.nick@yandex.ru

Analysis of the models of interaction between government and business in foreign countries

Abstract. In the article "Analysis of the models of interaction between government and business in foreign countries," the authors set a goal to analyze nowadays models of interaction between government structures and business in developed countries. They generalized the experience of formation and development of the models of interaction between government and business in the U.S. and the EU. In the result of such analysis the features of the models of partnership between public authorities and business - community were revealed and their characteristics were given. The study of this experience is relevant to the Russian reality because these models will ensure the development of basic components of the regional innovation system; sustainable financing of investment and innovation activities; minimization the investment risks; effective functioning of institutions providing the extension of the innovation to the industry and to the regions. The discussed problems are now becoming increasingly important for socio - economic development of our country, as the experience of developed countries shows that the effective and sustainable development of the country and its regions can be reached by placing the emphasis exactly on its’ social development and economic development is intended to be an instrument of achieving welfare of the territory in social way. In modern Russia the traditional model of social development is considered to take place, i.e. social development is the result of economic development.

Keywords: Public - private partnerships; government and business; business and government; the concept of pluralism; business and government abroad; interaction between business and government; the model of interaction between government and business, foreign experience, experience of the interaction, institutions of the government and business.

Identification number of article 135EVN214

REFERENCES

1. Bocharnikov M.V., Selemeneva E.A. Gosudarstvenno - chastnoe partnerstvo i ego rol' na sovremennom jetape razvitija grazhdanskogo obshhestva v Rossii // NaukaPark. № 6-2 (18). 2013. S. 31-39.

2. Ganzha I. Transformacija vzaimodejstvija vlasti i biznesa za rubezhom v uslovijah formirovanija rynka proektov gosudarstvenno - chastnogo partnerstva // RISK: Resursy, informacija, snabzhenie, konkurencija. 2012. №2. S. 254-259.

3. Kirchenko K.G. Formy vzaimodejstvija organov upravlenija i chastnogo sektora: teoreticheskie aspekty i zarubezhnyj opyt // Izvestija Gomel'skogo gosudarstvennogo universiteta im. F. Skoriny. 2013. № 3 (78). S. 152-156.

4. Korolev E.A. Opyt vzaimodejstvija biznesa i vlasti v Evropejskom Sojuze /

[Jelektronnyj resurs]: Materialy dokladov HV mezhdunarodnoj konferencii

«Lomonosov - 2008». Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. M.: MGU, 2008. S. 9.

5. Kuzevanova A.L., Poltavskaja M.B. Problemy i perspektivy vzaimodejstvija biznesa, gosudarstva i nekommercheskih organizacij v sovremennyh rossijskih uslovijah // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik volgogradskogo instituta biznesa. 2014. №1 (26). S. 40-44.

6. Makarov I.N. Osnovnye formy gosudarstvenno - chastnogo partnerstva v mirovaoj praktike i rossijskoj jeeonomike // Jekonomicheskie nauki. 2008. № 45. S. 83-88.

7. Ragulina Ju.V., Butova T.V. Organizacija vzaimodejstvija vlastnyh struktur i biznesa. M.: KnoRus, 2014. S.33.

8. Radionova O.V. Anglosaksonskaja model' gosudarstvenno - chastnogo partnerstva // Izvestija Irkutskoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj akademii. 2012. № 4. S. 113116.

9. Risin I.E., Kolosov A.S. Gosudarstvenno - chastnoe partnerstvo v SShA: uroki dlja Rossii // V sbornike: Aktual'nye problemy razvitija territorij i sistem regional'nogo i municipal'nogo upravlenija Materialy 8-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. pod redakciej: I.E. Risina. 2013. S. 100-102.

10. Filina S.Ju. Vzaimosvjaz' ozhidanij proizvoditelej i potrebitelej (na primere SShA) // Bankovskie tehnologii. - 2013. - №1(204). 2013. S. 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.