Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ВЫПУСКНИК / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дороничев Д.А., Иваньковский С.Л., Иваньковская Н.А.

В статье рассмотрены традиционная, информационная и инновационная модели трудоустройства выпускников вузов Нижегородской области. Проанализированы преимущества и недостатки данных моделей, предложены меры по повышению эффективности процесса содействия трудоустройству выпускников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дороничев Д.А., Иваньковский С.Л., Иваньковская Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

работу или подлежащих сокращению (молодежи, молодых семей, выпускников учебных заведений, семей с детьми, многодетных семей, детей-сирот), в сфере занятости, жилищного обеспечения, при рождении и воспитании детей.

УДК 331.5

Д. А. Дороничев, С. Л. Иваньковский, Н. А. Иваньковская

Анализ моделей трудоустройства выпускников вузов Нижегородской области*

D. A. Doronichev, S. L. Ivankovsky, N. A. Ivankovskaya. Analysis of employment models of graduates of higher education institutions of the Nizhny Novgorod region

В статье рассмотрены традиционная, информационная и инновационная модели трудоустройства выпускников вузов Нижегородской области. Проанализированы преимущества и недостатки данных моделей, предложены меры по повышению эффективности процесса содействия трудоустройству выпускников.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, выпускник, трудоустройство, традиционная модель, информационная модель, инновационная модель

Контактные данные: Д. А. Дороничев: 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23 | С. Л. Иваньковский: 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23 | Н. А. Иваньковская: 603004, г. Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, д. 9

The article provides an overview of the traditional, information, and innovative models of employment of graduates of higher education institutions of the Nizhny Novgorod region. Advantages and disadvantages of these models are analyzed and measures for raising the efficiency of helping graduates find jobs are proposed.

Keywords: higher education institution, graduate, employment, traditional model, information model

Contacts information: D. A. Doronichev: 603950, Nizhniy Novgorod, Gagarina pr., 23 | S. L. Ivankovsky: 603950, Nizhniy Novgorod, Gagarina pr., 23 | N. A. Ivankovskaya: 603004, Nizhniy Novgorod, ul. Chelyuskint-sev, 9

В Нижегородской области особенно остро стоит вопрос трудоустройства выпускников дневного отделения вузов, поскольку в современных социально-экономических условиях сложно найти работу по специальности. Такая ситуация требует инновационных подходов к трудоустройству студентов.

В настоящее время в Нижегородской области насчитывается 17 государственных высших учебных заведений (из них университетов — 5, академий — 6, ин-

* Материал доклада на IV Международной научно-практической конференции «Управление инновационным развитием регионов и корпоративных структур. Стратегия инновационного развития регионов Северо-Запада России: опыт и проблемы», проходившей в Сакнт-Петербургской академии управления и экономики.

Дмитрий Андреевич Дороничев — заведующий кафедрой Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, кандидат экономических наук, доцент.

Сергей Львович Иваньковский — доцент Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, кандидат экономических наук.

Наталья Александровна Иваньковская — доцент Волжского государственного инженерно-педагогического университета, кандидат педагогических наук.

© Д. А. Дороничев, С. Л. Иваньковский, Н. А. Иваньковская, 2010

ститутов — 6) и 2 негосударственных высших учебных заведения. Всего вместе с филиалами в области насчитывается 55 вузов. Более 80% выпускников школ области поступают с высшие учебные заведения. Число обучающихся в высших учебных заведениях превышает 170 тыс. человек. На 1000 жителей Нижегородской области приходится 51 обучающийся в вузах (для сравнения: в США на 1000 человек — 53 обучающихся).

Крупнейшими вузами Нижегородской области с точки зрения количества специальностей являются Нижегородский государственный технический университет (НГТУ) (62 специальности), Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (НГУ им. Н. И. Лобачевского) (41 специальность), Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ) (30 специальностей), Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (НГАСУ) (28 специальностей). Высших учебных заведений, где имеется 1-2 специальности, насчитывается 13.

Большинство выпускников вузов находит работу по окончании вуза. Востребованными оказываются от 74% (НГПУ) до практически 100% (НГМА) выпускников. Во многих вузах трудоустраиваются более 90% выпускников (НГТУ — 90%, НКИ — 93%, ННГУ — 93%, ВГАВТ — 94,4%, НГМА — 98,6%), что подтверждается данными Госкомстата России. Количество безработных с высшим образованием (около 2,8 тыс. чел.) почти вдвое ниже имеющегося в службе занятости количества вакансий (около 4,7 тыс. чел.), а количество ежегодно регистрируемых безработных среди выпускников вузов (6%) ниже, чем общий уровень безработицы в Нижегородской области (6,8%). Однако, несмотря на то, что большинство выпускников находят работу по окончании вуза, эта работа часто не соответствует полученной специальности. Такая ситуация сложилась вследствие дисбаланса структуры подготовки специалистов в вузах и реальной потребностью в них на рынке труда. Общая картина с трудоустройством выпускников вузов свидетельствует о том, что для работы на многих должностях, где требуется высшее образование, узкопрофессиональная подготовка не является обязательной. Работнику оказывается достаточно общепрофессиональной подготовки или даже просто широкой образованности на уровне высшего образования, независимо от направления профессиональной подготовки в вузе. Это является важным аргументом в пользу перехода вузов на двухуровневую систему подготовки специалистов (бакалавр — магистр). Степени бакалавра, независимо от профиля обучения, достаточно для осуществления профессиональной деятельности.

Сотрудничество вузов с предприятиями и организациями по вопросам подготовки специалистов отличается многообразием и отражает специфику деятельности каждого вуза. Можно выделить три основные модели управления трудоустройством выпускников вузов: традиционную, информационную и инновационную. Вузы в той или иной степени используют все эти модели в своей деятельности. Выбор модели зависит от специальности профессиональной подготовки и характера установившихся взаимоотношений с предприятиями и организациями. Однако в зависимости от структуры подготовки специалистов в вузе одна из них является преобладающей для вуза в целом.

Традиционная модель управления трудоустройством выпускников перешла в наше время из советской экономики и основана на долговременных договорных отношениях по поводу подготовки кадров между вузами и предприятиями. Она характерна для вузов, ориентированных в основном на единого заказчика и стабильную потребность в узких специалистах, обладающих профессиональными знаниями и навыками для работы в данной отрасли, что обеспечивает высокий процент трудоустройства выпускников. К ним, в первую очередь, относятся вузы

медицинского и педагогического профилей, заказчиком для которых выступают соответствующие профильные департаменты региональных и муниципальных органов власти, которые и обеспечивают выпускников этих вузов рабочими местами. Это решает многие из проблем по трудоустройству выпускников. В этих условиях вузы, в частности НГМА, АГПИ, НГПУ, смогли сохранить, пусть даже в модифицированном виде, прежнюю систему распределения своих выпускников, которая обеспечивается договорами о целевой подготовке специалистов, заключаемыми между вузом, выпускником и соответствующим профильным органом государственного управления.

Данная модель взаимодействия является преимущественной и для других вузов, ориентированных, главным образом, на подготовку специалистов для единого заказчика, таких как Саровский физико-технический институт, имеющий программу долговременного сотрудничества с Российским Федеральным ядерным центром. Использование традиционной модели позволяет обеспечить трудоустройство подавляющего большинства, а в некоторых случаях, как в НГМА, практически 100% выпускников соответствующих специальностей. Для этих вузов ситуация с трудоустройством выпускников по профилю полученной в вузе специальности является достаточно благополучной. Эта же модель в той или иной степени используется каждым из вузов, в особенности теми из них, которые сумели сохранить целевую форму подготовки специалистов для крупнейших предприятий и организаций, развивая и укрепляя партнерские отношения с ними.

Проведение практик помогает решению проблемы трудоустройства выпускников, многие из которых после окончания вуза приходят работать на предприятие, где они проходили практику. Тем не менее при организации и проведении практик возникает немало проблем, таких как:

• отсутствие заинтересованности предприятий в приеме студентов на практику (некоторые предприятия стараются ограничить прием на практику только студентами, обучающимися за счет предприятия);

• отсутствие возможности свободного перемещения студентов по предприятию (как следствие, невозможность увидеть все стадии производственного процесса);

• отказ в предоставлении студентам технической, финансовой и другой документации под предлогом коммерческой тайны предприятия, что сильно затрудняет или делает невозможным полноценное прохождение технологической и, в особенности, преддипломной практики;

• перекрывающиеся сроки проведения практик (которые приходятся, в основном, на июль — период летних отпусков) у студентов разных вузов и специальностей, что приводит к трудностям в подборе руководителей практик.

Вузы решают данные проблемы совместно со своими базовыми предприятиями и организациями или самостоятельно, хотя не всегда располагают средствами, достаточными для оплаты прохождения практик всеми студентами.

Укрепление партнерских отношений с работодателями позволяет вузам дополнительно привлечь во все сферы своей деятельности ресурсы предприятий и организаций (интеллектуальные, кадровые, организационные, материальные, финансовые и др.) и тем самым расширить перечень реализуемых программ, ускорить их реализацию и, в конечном счете, повысить качество подготовки специалистов и их конкурентоспособность на рынке труда. В современных условиях консерватизм вузовской системы образования и достаточно ограниченные материально-технические возможности большинства вузов затрудняют приобретение студентами профессиональных и практических навыков решения задач, отвечающих реалиям сегодняшнего дня.

Партнерские отношения вузов с работодателями, в частности в сфере подготовки специалистов, позволяют обеспечить диверсификацию образовательных программ и профилей подготовки, расширить элективную составляющую учебных планов и тематику квалификационных работ, оснастить учебно-научные лаборатории современным оборудованием, привлечь к образовательному процессу высококвалифицированных сотрудников предприятий и организаций и т. д. Это создает условия для расширения индивидуализации обучения, выбора студентами образовательных траекторий применительно к будущей профессиональной деятельности и позволяет уже в процессе обучения формировать профессиональную компетенцию каждого выпускника применительно к потребностям конкретного работодателя. Непосредственное участие студентов в деятельности предприятий и организаций в период обучения в вузе в значительной степени облегчает последующее трудоустройство и адаптацию выпускников.

Расширение партнерских отношений вузов с работодателями позволяет объединить научный и научно-технический потенциал вузов, предприятий и организаций в решении различных научно-технических и производственных проблем и включить в их решение инновационный потенциал вузов. Это также способствует открытию новых наукоемких инженерных специальностей и специализаций, опирающихся на применение новейших технических средств, программного обеспечения и высоких технологий. Таким образом, происходит формирование новой интеграционной модели управления трудоустройством выпускников.

Динамика развития современного общества требует превращения ведущих вузов страны в центры эффективного сотрудничества науки, образования, производства и бизнеса. Поэтому взаимодействие вузов и работодателей следует рассматривать не как единовременную благотворительную акцию со стороны последних, а как долговременную взаимовыгодную совместную деятельность по решению разнообразных задач по подготовке и адаптации специалистов в научном, технологическом и производственном процессе. Укрепление партнерских отношений вузов с организациями и предприятиями необходимо также для усиления влияния общества на деятельность отдельных вузов и вузовского сообщества в целом.

Многие предприятия Нижегородской области испытывают острейший дефицит в квалифицированных специалистов, особенно инженерно-технического и естественнонаучного профилей подготовки. Во многом это объясняется тем, что подготовленные вузами специалисты узкого профиля в условиях стремительного развития новых наукоемких технологий перестают удовлетворять запросам работодателей. Сегодня востребованы специалисты, обладающие фундаментальной подготовкой и способные самостоятельно и быстро разобраться в проблематике и освоить узкую профессиональную специализацию по своей или смежной специальности. Ситуация усугубляется тем, что промышленные предприятия, научно-производственные организации и их объединения все еще не могут конкурировать по уровню оплаты труда и предоставляемых социальных гарантий с предприятиями бизнеса, топливно-энергетического комплекса, торговли и сферы обслуживания, с кредитно-финансовыми учреждениями и даже с государственными учреждениями. По этой причине в эти сферы деятельности уходит часть обладающих высокой конкурентоспособностью на рынке труда выпускников математических, естественнонаучных и технических специальностей вузов.

Особенно остро проблема нехватки кадров ощущается в высокотехнологичных отраслях приборостроения и машиностроения, к которым относятся и все предприятия ОПК. В существующих условиях решение этой проблемы возможно только при непосредственном участии работодателей в процессе подготовки кадров,

усилении и углублении их взаимодействия с вузами. Конкурентоспособность и эффективность хозяйствования предприятий ОПК и других высокотехнологичных отраслей, особенно в области специального приборостроения, в настоящее время непосредственно и напрямую связана с обеспечением современными высококвалифицированными специалистами и созданием необходимых условий для раскрытия их творческого потенциала. Поэтому качественному развитию партнерских отношений вузов и работодателей придается в последнее время столь большое значение не только со стороны органов управления образованием, но также и объединений промышленников и предпринимателей, вузовских объединений. Увеличение доли наукоемких технологий в производстве изделий и материалов, объективное понижение качества подготовки специалистов в 1990-е годы, а также значительная инерционность системы подготовки специалистов привели к росту заинтересованности самих предприятий в непосредственном участии в данной подготовке и влиянии на качество обучения, в развитии новой инновационной формы взаимодействия с вузами.

Ситуация с трудоустройством выпускников экономических, юридических, большинства других гуманитарных специальностей, а также некоторых естественнонаучных (например, биологических) и инженерно-технических специальностей отличается от описанной выше. Главная проблема здесь состоит в том, что специалисты этих профилей подготовки идут работать на множество мелких и средних предприятий. При этом требования, предъявляемые к профессиональной подготовке выпускников на таких предприятиях, часто сильно разнятся, а вкладывать свои средства в практически-ориентированную целевую подготовку специалистов они считают нецелесообразным, предпочитая принимать на работу готовых специалистов с рынка труда, уже обладающих опытом практической работы и необходимыми профессиональными навыками

Информационная модель трудоустройства молодых специалистов основана на активном взаимном обмене информацией о состоянии и перспективах развития рынка труда, о требованиях к фундаментальной и профессиональной составляющим подготовки специалистов, их личностным качествам; на развитии в вузах разнообразных форм дополнительного профессионального образования. В рамках этой модели осуществляется информирование выпускников об имеющихся вакансиях в сфере их профессиональной подготовки и в смежных областях деятельности и требованиях к соискателям, а также информирование работодателей о достоинствах выпускников, нуждающихся в трудоустройстве. С этой целью отслеживаются изменения, происходящие на рынке труда, издаются различные информационные и рекламные материалы, выпускаются справочники лучших выпускников вузов, создаются электронные базы данных открытого доступа, проводятся презентации предприятий, ярмарки вакансий и ярмарки выпускников, устраиваются различные конкурсы и соревнования, проводятся различные виды испытаний, тестирования, собеседования и т. д. В рамках этой модели устанавливаются отношения делового партнерства, прежде всего с Управлением государственной службы занятости населения Нижегородской области (УГСЗН) и его Молодежным информационным агентством, а также партнерские отношения с предприятиями и организациями, предусматривающие целевую подготовку в их интересах хотя бы небольшого количества специалистов.

Во всех вузах Нижегородской области созданы службы, отвечающие за содействие трудоустройству выпускников (ЦСТВ — центры содействия трудоустройству выпускников). Например, в НГТУ — сектор трудоустройства в Отделе практик, а в НГЛУ — Центр планирования карьеры. Координацию деятельности вузовских ЦСТВ Нижегородской области осуществляет ЦСТВ ННГУ, на который возложе-

ны функции регионального ЦСТВ. Главная задача вузовских ЦСТВ — оказать организационную, информационную, психологическую поддержку выпускникам, которые трудоустраиваются самостоятельно.

Организация временной занятости студентов имеет целью предоставление студентам возможности подработать в свободное от учебы время для решения своих социальных проблем. Однако она также способствует получению студентами опыта практической работы, развитию их коммуникационных качеств и ознакомлению с технологией работы различных предприятий и организаций, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Так, большинство студентов экономических специальностей вузов уже к IV курсу имеют такую работу. По данным НКИ, 65% выпускников вуза начинают подрабатывать уже с III курса, а к V курсу около 80% работают постоянно. Как правило, студенты работают на должностях, не требующих квалификации или серьезной профессиональной подготовки.

Организация стажировок студентов в свободное от учебы время направлена на приобретение ими опыта практической работы по профилю обучения в вузе, а также по смежной или дополнительной специальности. Работа вузов по организации стажировок студентов в свободное от учебы время оказывает большое влияние на повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Она является одним из основных направлений деятельности вузовских ЦСТВ. Однако решить эту проблему самостоятельно ЦСТВ не в состоянии, поскольку отсутствует необходимая база для проведения стажировок. Крупнейшие базовые предприятия вузов в летний период перегружены взятыми на себя обязательствами по организации учебной и производственной практик студентов.

Информационная модель трудоустройства, как и другие модели, применяется всеми вузами, но особенно вузами с гуманитарным и экономическим профилями подготовки. Данная модель применяется и вузами, готовящими специалистов для сферы искусства. В Нижегородской области это такие вузы, как Нижегородская государственная консерватория, Нижегородский государственный лингвистический университет, Нижегородский коммерческий институт и Волго-Вятская академия государственной службы, а также негосударственные вузы.

Инновационная модель трудоустройства выпускников предусматривает глубокую интеграцию вузов и научно-производственных предприятий и организаций, высокотехнологичных промышленных предприятий ОПК, точного машиностроения, приборостроения, электронной промышленности по различным направлениям их деятельности, оказывающим влияние на качество подготовки специалистов.

Современные высокотехнологические производства предъявляют особые требования к профессиональным и личностным качествам специалистов. Их подготовка может осуществляться только на основе инновационного образования, когда происходит целенаправленное формирование знаний, умений и методологической культуры, отвечающих не только реалиям сегодняшнего дня, но и тенденциям развития науки, техники, новейших наукоемких технологий. Инновационное образование невозможно построить без глубокой интеграции вуза и предприятия или НИИ, развития в вузе значимых научных исследований, создания совместных научных лабораторий и базовых кафедр. При этом по наиболее «критическим» профессиям необходима «штучная» подготовка — несколько человек в год. При такой подготовке количество докторов и кандидатов наук на кафедре может превысить число студентов. В этих условиях особое значение приобретает индивидуальная целевая подготовка специалистов.

Инновационная модель наиболее характерна для крупных, многопрофильных вузов. Основные формы взаимодействия вуза и предприятия в рамках этой модели

предусматривают интеграцию усилий вузов и предприятий в процессе подготовки специалистов, в том числе:

• создание интегрированных учебно-научных центров «вуз — научно-исследовательский институт»;

• организация на предприятиях филиалов выпускающих кафедр;

• создание в вузах базовых кафедр по подготовке специалистов по «критическим» специальностям;

• участие работодателей в формировании учебных планов подготовки специалистов через дисциплины национально-регионального компонента;

• использование в образовательном процессе кадрового и научно-технического потенциала предприятий и научных организаций;

• целевой прием работающей на предприятиях молодежи на все формы обучения с оплатой за счет предприятий;

• очные и заочные формы безотрывного обучения сотрудников предприятий (второе высшее образование, ускоренная и сокращенная программы обучения);

• проведение производственных, преддипломных практик и дипломного проектирования на предприятиях.

УДК 338(520)

С. В. Федораев Инновационное развитие Японии

S. V. Fedorayev. The innovative development of Japan

В статье рассматриваются особенности инновационного развития Японии, анализируются показатели научной емкости и инновационной отдачи японской экономики, определяются угрозы инновационному развитию и оцениваются перспективы превращения страны в мирового инновационного лидера.

Ключевые слова: инновации, инновационная система Японии, фундаментальная и прикладная наука, исследования и разработки, высшее образование, малые и средние инновационные предприятия, налоговые льготы, технополисы

Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

In this article, features of the innovative development of Japan are discussed, rates of scientific capacity and innovative yield of the Japanese economy are analyzed, threats to the innovative development are defined, and prospects of the country becoming the global innovative leader are assessed.

Keywords: innovations, the innovative system of Japan, fundamental and applied science, research and development, higher education, small and medium innovative enterprises, tax benefits, technopolis

Contacts information: 190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. A

Япония является классическим примером страны, которая максимально использовала стратегию догоняющего инновационного развития, основанную на использовании лучших мировых научно-технических достижений. В настоящее

Сергей Витальевич Федораев — доцент Санкт-Петербургской академии управления и экономики, кандидат экономических наук. © С. В. Федораев, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.