Научная статья на тему 'Анализ мнений сотрудников клинических кафедр медицинского ВУЗа по условиям и качеству профессиональной деятельности в клинических лечебно-профилактических учреждениях'

Анализ мнений сотрудников клинических кафедр медицинского ВУЗа по условиям и качеству профессиональной деятельности в клинических лечебно-профилактических учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
126
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ КАФЕДРА / КЛИНИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / CLINICAL PULPIT / CLINICAL MEDICAL-PREVENTIVE INSTITUTION / QUALITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY / SOCIOLOGICAL STUDY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соктуев Б. С.

Выявлены основные направления реализации сотрудниками клинических кафедр медицинского ВУЗа своей профессиональной деятельности в клинических лечебно-профилактических учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соктуев Б. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EMPLOYEE OF CLINICAL PULPITS OPINIONS IN THE MEDICAL HIGH SCHOOL UNDER THE PROVISIONS OF AND QUALITY TO PROFESSIONAL ACTIVITY IN CLINICAL MEDICAL-PREVENTIVE INSTITUTIONS

The main trends of realization by clinical pulpits employee in medical high school of its professional activity in clinical medical-preventive institutions are revealed.

Текст научной работы на тему «Анализ мнений сотрудников клинических кафедр медицинского ВУЗа по условиям и качеству профессиональной деятельности в клинических лечебно-профилактических учреждениях»

УДК 725.5:378:61

Б.С. Соктуев

АНАЛИЗ МНЕНИЙ СОТРУДНИКОВ КЛИНИЧЕСКИХ КАФЕДР МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО УСЛОВИЯМ И КАЧЕСТВУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КЛИНИЧЕСКИХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск)

Выявлены основные направления реализации сотрудниками клинических кафедр медицинского ВУЗа своей профессиональной деятельности в клинических лечебно-профилактических учреждениях. Ключевые слова: клиническая кафедра, клиническое лечебно-профилактическое учреждение, качество профессиональной деятельности, социологическое исследование

ANALYSIS OF THE EMPLOYEE OF CLINICAL PULPITS OPINIONS IN THE MEDICAL HIGH SCHOOL UNDER THE PROVISIONS OF AND QUALITY TO PROFESSIONAL ACTIVITY IN CLINICAL MEDICAL-PREVENTIVE INSTITUTIONS

B.S. Soktuev Irkutsk State Medical University (Irkutsk)

The main trends of realization by clinical pulpits employee in medical high school of its professional activity in clinical medical-preventive institutions are revealed.

Key words: clinical pulpit, clinical medical-preventive institution, quality of professional activity, sociological study

Качество образования опирается на три ключевых основания: цели и содержание образования, уровень профессиональной компетентности преподавательского персонала и организации их деятельности, состояние материально-технической и научно-информационной базы процесса обучения.

Функциональной обязанностью заведующего клинической кафедрой является обеспечение учебно-педагогического процесса по подготовке, повышению квалификации и специализации медицинских кадров, руководство научными исследованиями, внедрение новых технологий в лечебно-диагностический процесс.

В данном исследовании изучены мнения руководителей клинических лечебно-профилактических учреждений и сотрудников клинических кафедр медицинского ВУЗа.

Вопросы анкеты были направлены на выявление возможности реализации сотрудниками кафедр своей профессиональной деятельности в клинических лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ).

На вопрос «Как Вы оцениваете санитарногигиенические условия труда сотрудников клинической кафедры медицинского ВУЗа в клиническом ЛПУ?» две трети руководителей (71,4 %) оценили их как удовлетворительные, 14,3 % отметили как хорошие и 14,3 % — как неблагоприятные.

Среди заведующих отделениями более половины (57,0 %) опрошенных считают, что санитарно-гигиенические условия сотрудников кафедр

можно оценить как удовлетворительные, 22,1 % дали оценку как хорошие и 20,9 % указали как неблагоприятные.

Мнения кафедральных работников по данному вопросу сложились менее позитивно: 63,2 % заведующих кафедрами и 61,2 % сотрудников кафедры оценили условия как удовлетворительные, 21,0 и 18,1 % соответственно — как неблагоприятные и 15,8 и 20,7 % — как хорошие.

Руководителям клинических ЛПУ был задан вопрос «Обеспечиваете ли Вы плановые капитальные и текущие ремонты зданий и помещений, в которых размещены клинические кафедры медицинского ВУЗа?». На данный вопрос были получены следующие ответы: большая часть (64,3 %) опрошенных ответили положительно, а 35,7 % — отрицательно.

Структура ответов заведующих клиническими кафедрами на вопрос «Проводит ли руководство клинических ЛПУ капитальные плановые и текущие ремонты зданий и помещений, в которых размещена Ваша клиническая кафедра?»: одна треть (34,8 %) ответили «да, в полной мере», более половины (52,2 %) — «да, не в полной мере», и 13,0 % дали отрицательный ответ.

Следующим вопросом был: «В случае положительного ответа на предыдущий вопрос, какими средствами и по каким договорным отношениям?». На этот вопрос руководители клинических ЛПУ в 57,1 % случаев отметили, что только средствами клинического ЛПУ; в 7,1 % случаев — по сложившейся практике ремонт проводится средствами медицинского ВУЗа; в 7,1 % случаев — ре-

монт проводится по договору по долевому участию с медицинским ВУЗом.

Анализ ответов на вышеприведенные вопросы показывает, что в целом руководители клинических ЛПУ поддерживают состояние основных фондов, в которых располагаются клинические кафедры. Вместе с тем, следует отметить и тот факт, что финансирование данных видов работ в основном осуществляется средствами клинического ЛПУ при отсутствии дополнительных ассигнований в соответствии с приказом на обеспечение учебно-педагогического процесса.

На вопрос: «Приходилось ли Вам сокращать площади клинических кафедр медицинского ВУЗа?», руководители клинических ЛПУ ответили «да» в 42,9 % случаев, «нет» — 57,1 %.

Следующим вопросом был: «Приходилось ли Вам отказывать в расположении клинических кафедр медицинского ВУЗа на базе Вашего клинического ЛПУ?», респонденты ответили «да» — в 28,6 %, «нет» — в 71,4 %.

Анализ ответов, полученных в ходе исследования, дает информацию в отношении мнений профессорско-преподавательского состава об условиях выполнения учебно-педагогического процесса по подготовке студентов, ординаторов, интернов, слушателей ФПК и научно-исследовательской деятельности.

На вопрос «Созданы ли руководителем клинического ЛПУ, заведующими отделениями надлежащие условия Вам для осуществления учебнопедагогического процесса по подготовке студентов и медицинских кадров?» нами выявлено, что точки зрения заведующих кафедрой и сотрудников кафедры не совпадают. Так, более половины заведующих кафедрой (56,5 %) считают, что условия созданы в полном объеме, в то время как только около трети опрошенных сотрудников (30,6 %) отметили, что созданы в полном объеме. Ответ «да, не в полном объеме» указали 39,1 % заведующих кафедрой и более половины (52,1 %) сотрудников кафедры. По позиции «нет, не созданы условия» — разброс мнений составил от 4,4 % заведующих кафедрой — до 17,4 % сотрудников кафедры.

При сравнении негативного ответа мнения респондентов распределились следующим образом: заведующие кафедрами в 26,1 % случаев отмечают сокращение площадей под учебный процесс; в 17,4 % — отсутствие возможности достаточного подбора тематических больных; в 8,7 % случаев — отсутствие допуска сотрудников кафедры к работе на медицинском оборудовании, принадлежащему клиническому ЛПУ.

Сотрудники кафедры в 14,0 % случаев указывают на сокращение площадей под учебный процесс; в 8,3 % — на отсутствие достаточного подбора тематических больных; в 4,1 % случаев — на отсутствие допуска сотрудников кафедры к работе на медицинском оборудовании, принадлежащем клиническому ЛПУ.

Давая оценку созданию руководителями клинических ЛПУ условий для проведения научно-

исследовательской деятельности, разработок и внедрения высокоэффективных современных медицинских технологий, более половины заведующих кафедрой (56,5 %) считают, что условия созданы в полном объеме, в то время как только около трети опрошенных сотрудников (33,0 %) отметили, что условия созданы в полном объеме. На ответ «да, не в полном объеме» указали 34,8 % заведующих кафедрой и менее половины (43,0 %) сотрудников кафедры. По позиции «нет, не созданы условия» разброс мнений составил от 8,7 % заведующих кафедрой до 24,0 % сотрудников кафедры.

При детальном рассмотрении мотивов отрицательного ответа отмечается, что 35,4 % отвечавших указали на отсутствие на рабочих местах современного высокотехнологичного оборудования; 28,5 % — высокий процент морального и физического износа оборудования клинического ЛПУ.

Оценка создания условий для проведения в установленном порядке клинических испытаний, экспертной оценки новых методов диагностики, лечения, реабилитации выявила, что более половины заведующих клинической кафедрой — 56,5 % и 61,2 % сотрудников клинической кафедры считают, что условия созданы в полном объеме. На ответ «да, не в полном объеме» указали 26,1 % заведующих клинической кафедрой и 29,7 % сотрудников клинической кафедры. По позиции «нет, не созданы условия» разброс мнений составил от 14,4 % заведующих кафедрой до 9,1 % сотрудников кафедры.

Представляет интерес сравнение мнений по данному кругу вопросов руководителей клинических ЛПУ. Так, на вопрос «Созданы ли в Вашем учреждении условия сотрудникам кафедры медицинского ВУЗа для осуществления учебно-педагогического процесса по подготовке студентов и медицинских кадров?» нами выявлено, что точки зрения руководителей клинических ЛПУ и заведующих отделениями не совпадают. Руководители клинических ЛПУ (92,9 %) считают, что условия созданы, в то время как заведующие отделениями только в 58,2 % случаях ответили положительно. На ответ «нет, не созданы» указали 7,1 % руководителей клинических ЛПУ и менее трети (20,9 %) заведующих отделениями. Затруднились с ответом 20,9 % заведующих отделениями.

Оценка создания условий для проведения в установленном порядке клинических испытаний, экспертной оценки новых методов диагностики, лечения, реабилитации, показала, что почти все руководители клинических ЛПУ (92,9 %) и более половины (65,1 %) заведующих отделениями считают, что условия созданы.

Таким образом, для выпуска специалистов с высоким качеством подготовки, обладающих повышенной способностью к восприятию и использованию на практике новых научных идей, методов диагностики, схем лечения, должны быть созданы руководителями клинических ЛПУ надлежащие условия клиническим кафедрам медицин-

ского ВУЗа для осуществления учебно-педагогического и научного процесса. Именно поэтому качественно подготовленные специалисты имеют особую значимость как для деятельности каждого клинического ЛПУ, так и для экономики государства.

В связи с этим, актуальной остается проблема взаимоотношений между клиническими ЛПУ и клиническими кафедрами медицинского ВУЗа по вопросам подготовки специалистов для прак-

тического здравоохранения. Обе стороны должны быть крайне заинтересованы в установлении более тесных связей, чтобы высшая медицинская школа была в курсе постоянно меняющихся потребностей практического здравоохранения и могла бы определенным образом реагировать на них корректировкой процесса обучения. Клинические ЛПУ, в свою очередь, могли бы в большей степени влиять на процесс обучения прямым участием в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.