Ю: 2013-12-231-Д-3167 Оригинальная статья
Смолина В.А.
Анализ мнений аптечных работников и населения о программе дополнительного лекарственного
обеспечения
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России
Резюме
Цель: анализ мнений фармацевтических работников и населения о программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и проблемах ее реализации. Материалом исследования явились анкеты аптечных работников и граждан-участников программы ДЛО. Методом анкетирования выявлены основные проблемы государственной программы ДЛО. Результаты. Установлено отрицательное отношение большинства аптечных работников к введению программы ДЛО и основные проблемы ДЛО: перебои в поставках льготных лекарственных средств (ЛС), отсутствие льготных лекарств в аптеке, малое количество аптек, занимающихся льготным лекарственным обеспечением, недостаточный ассортимент льготных лекарств. Заключение. Проблемы реализации программы ДЛО снижают лояльность участников и требуют проведения мероприятий, направленных на повышение заинтересованности субъектов.
Ключевые слова: дополнительное лекарственное обеспечение, аптечные организации, фармацевтические работники, льготные категории граждан
Введение
Наряду с медицинским обслуживанием и профилактикой заболеваний, лекарственное обеспечение является одним из неотъемлемых элементов системы здравоохранения. В рамках ДЛО решаются следующие важнейшие задачи: во-первых, это преодоление уже возникших социальных рисков путем снабжения пациентов необходимыми медикаментами; во-вторых, предотвращение серьезных осложнений, возможных в будущем. Кроме того, эффективная система лекарственного обеспечения снижает уровень госпитализации и затраты на дорогостоящее лечение [3].
В нашей стране, где уровень жизни большей части населения относительно низок, а финансирование здравоохранения ограничено, государственная система лекарственного обеспечения необходима. Для многих людей, имеющих проблемы со здоровьем, целевая помощь - это залог успешного лечения. К тому же своевременное лекарственное обеспечение позволяет более эффективно расходовать средства [1].
Проблема льготного лекарственного обеспечения остро обозначилась в период формирования рыночных отношений. Этому способствовал комплекс неблагоприятных социально-экономических факторов: ухудшающееся состояние здоровья населения, снижение продолжительности жизни, рост социально значимых заболеваний, а также дефицит финансирования, который привел к росту задолженности перед аптечными организациями за отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам декретированным группам населения [3].
Цель работы: изучить мнение аптечных работников и граждан о программе дополнительного лекарственного обеспечения и проблемах ее реализации.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
1. Подбор и анализ литературы по соответствующей проблеме, и сбор данных о реализации программы ДЛО;
2. Исследование мнений аптечных работников и граждан - участников программы ДЛО.
Методы
Метод исследования: анкетирование с использованием специально разработанной анкеты, математическая обработка данных.
Объект исследования. В организованном опросе приняли участие 2 группы респондентов по 50 человек: фармацевтические работники аптечных организаций г. Саратова, имеющих право на реализацию лекарств по льготным рецептам (1-ая группа респондентов); и посетители аптек - участники программы ДЛО (2-ая группа респондентов).
Первую труппу респондентов составили 50 фармацевтов и провизоров, из которых 49 респондентов - женского пола и 1 мужского. Возрастная категория большинства опрошенных фармацевтических работников - 36-45 лет (46% опрошенных) и 2635 лет (40% опрошенных). Наименьшее количество респондентов составило возрастную группу от 46 до 60 лет (14% респондентов).
Вторую группу респондентов составили 86% женщин и 14% мужчин, преимущественно (94%) находящихся в возрастной категории старше 46 лет. При этом 74% респондентов не работают и получают пенсию; 26% продолжают свою трудовую деятельность.
Результаты и обсуждение
Опыт реализации программы ДЛО в России показал эффективность данного механизма в организации лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан и выявил ряд проблем функционирования системы.
В 2009 году в России бесплатными лекарствами были обеспечены 5,5 миллиона граждан. На 2010 год на льготное лекарственное обеспечение было подано заявок от 4,2 миллиона россиян. Отрицательная динамика льготников - тенденция программы ДЛО со дня ее основания. Однако по итогам 2011 года число льготников возросло по сравнению с 2010 годом на 415 тыс. человек. Несмотря на снижающийся тренд по показателю численности федеральных льготников, объем финансирования программы год от года растёт [2].
В 2010 году на закупку лекарств для льготников было направлено 88,4 млрд. руб. Номинальное увеличение финансирования программы на 2010 год составило 3% после прошлогодних 14,5% (на 2008 год было выделено 74,8 млрд. руб., на 2009 год -
Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)
2013. Volume 3. Issue 12
85,7 млрд. руб.). Централизованная закупка в рамках ДЛО и продемонстрировала свою эффективность и показала экономию бюджетных средств (в 2009 году было освоено 76,7 млрд. рублей - экономия составила около 12%, в 2010 году было сэкономлено 7,6 млрд. руб., что составляет 9,4% бюджета) [3].
По итогам 2011 года прирост на закупку лекарств для льготных категорий граждан по отношению к 2010 году составил около 4,7%. В натуральном выражении по данной программе было реализовано порядка 97,3 млн. упаковок лекарств, что на 1,2% выше, чем в 2010 году (в 2011 году наметилась положительная динамика по этому показателю, до этого количество реализуемых упаковок только падало) [4].
На фоне уменьшения льготников, участвующих в программе, роста выделенных бюджетных денег, происходит сокращение натурального потребления лекарственных средств, отпущенных из аптек. В 2010 году было реализовано 96 млн. упаковок, что на 5% ниже, чем в 2009 году.
Необходимо отметить, что за период действия программы ДЛО значительно повысился уровень доступности для льготников качественного лекарственного обеспечения. Это выражается в росте средней стоимости реализованной упаковки. В 2011 году средняя стоимость рецептов на льготные лекарства увеличилась на 3,5% и составила 870 рублей (в 2010 году средняя стоимость рецептов на льготные лекарства увеличилась на 11% по сравнению спредыдущем годом и составила 840 рублей) [3].
Нами были проанализированы результаты анкетирования аптечных работников и посетителей аптек, участвующих в государственной программе ДЛО. На вопрос об отношении к программе ДЛО всего 20% фармацевтических работников отметили свое положительное отношение, 46% опрошенных относятся к программе отрицательно. Это показывает, что проблемы реализации программы часто перевешивают ее преимущества, и лояльность аптечных работников к ней не высока.
Фармацевтические работники (34%) отметили, что приток посетителей в аптеку значительно увеличился с момента введения программы за счет пациентов, имеющих льготные рецепты из прикрепленного к аптеке ЛПУ. 26% считают, что количество посетителей увеличилось незначительно, 6% респондентов, что количество посетителей не увеличилось.
По мнению большинства фармацевтов и провизоров (74%) введение программы ДЛО привнесло дополнительные сложности в работу аптеки, так как приходилось частично перераспределять ресурсы организации. При этом никто из респондентов не указал на отсутствие каких-либо сложностей и проблем в реализации программы ДЛО.
На вопрос об основной проблеме программы ДЛО 26% респондентов ответили, что это перебои в поставках, из-за чего приходится ставить больше рецептов на отсроченное обслуживание. Остальные респонденты указали, что причина неудовлетворенности населения в ДЛО - это малое количество аптек (20% опрошенных), обслуживающих льготников, и недостаточность финансирования программы (20% респондентов), из-за чего ежемесячная денежная компенсация довольно мала.
Фармацевтические работники считают, что аптека заинтересована в участии в системе ДЛО (40% респондентов), при этом 20% опрошенных не считают деятельность по программе ДЛО для аптечной организации рентабельной. При этом большинство респондентов часто (54%) или иногда (40%) сталкивались с некорректным поведением в аптеке льготных категорий граждан. Можно предположить, что это связано с отсутствием лояльности населения к программе ДЛО. Только 6% респондентов ответили, что никогда не сталкивались с подобными проблемами.
Социальный «портрет» опрошенных респондентов, имеющих право на дополнительное лекарственное обеспечение, отражает современную демографическую ситуацию в стране. Доля женщин в опросе в 6,5 раз превышает долю мужчин (по стране 1,5), наибольшее число опрошенных (94%) входят в возрастную группу «46 лет и старше» (по России в среднем - 80%), доля неработающего населения составила 74%.
Большая часть опрошенных (66%) - участников программы ДЛО - узнала о государственной программе от работников социальных служб, в момент обращения за начислением пенсий. 20% респондентов узнали о возможности получения лекарственных препаратов (ЛП) на льготных условиях случайно, от других пациентов (участников ДЛО). 14% льготников обратились в ПФР по вопросу о включении их в программу после беседы с лечащим врачом.
При анализе желания участия в программе в будущем установлено, что 74% респондентов планируют на следующий год сохранить за собой право на ДЛО, 20% - сомневаются, 6% - не хотят быть участниками государственной программы или уже отказались.
94% опрошенных второй группы осведомлены о возможности замены права на получение ЛП на льготных условиях денежной компенсацией (6% не знали о таком праве). Стоит отметить, что респонденты не удовлетворены размерами денежной компенсации, которая не может покрыть их потребности в фармацевтической помощи. Однако даже это обстоятельство не препятствует выходу льготников из программы ДЛО.
В результате анкетирования были выяснены основные препятствия, с которыми сталкивается население при получении льготного лекарства в рамках ДЛО как на этапе выписывания рецепта, так и на этапе отпуска лекарственного препарата. Основные неудобства вызваны: очередями в поликлиниках, не верно выписанным рецептом и отказом в отпуске ЛП по этой причине, частым отсутствием ЛП в аптеке, отсутствием узких специалистов во всех поликлиниках, отсутствием рядом с домом аптеки, в которой можно приобрести товар на льготных условиях, ограниченным сроком действия рецепта на льготные ЛП. При этом 6,7% потребителей высказали мнение, что проще купить ЛП за собственные средства, нежели испытать все эти неудобства.
Установлено, что только 26% респондентов удовлетворены качеством и объемом фармацевтической помощи, оказываемой в рамках ДЛО, 74% - высказали отрицательное мнение. Данное соотношение может свидетельствовать об отсутствии лояльности населения к программе, несмотря на продолжительность её реализации.
По мнению 34% респондентов денежная компенсация, оказываемая при выходе из программы, частично покрывает расходы на лекарственные средства, остальным 66% выданной суммы не хватает на покрытие ежемесячных расходов на медикаменты. Возможно, данное обстоятельство ограничивает переход на денежную компенсацию категорию населения с высокозатратными нозологиями.
Незначительная доля респондентов (6%) имеет в шаговой доступности от дома одну аптеку, обслуживающую население по льготным рецептам, остальные 94% опрошенных - не имеют таковых аптек вблизи дома и вынуждены добираться до аптеки на общественном транспорте, что увеличивает время на получение льготного лекарства и создает дополнительные трудности для
www.medconfer.com
© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2013
участников программы ДЛО. При этом в регионе в рамках ДЛО, по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2012 году работали 55 аптечных организаций (в 2011 г. - 83 аптеки).
Выявлены варианты поведения потребителей-льготников при отсутствии в аптеке необходимого препарата, выписанного по льготному рецепту. В этом случае 90% респондентов покупают лекарства за свой счет, остальные 10% - ждут поступления медикаментов в аптеку, не покупая их самостоятельно.
При оценке скорости отпуска льготного ЛП 86% опрошенных ответили, что иногда их рецепт попадал на отсроченное обслуживание, 8% - часто сталкивались с данной ситуацией, 6% - никогда не сталкивались с такой проблемой и получали лекарства по мере обращения в аптеку.
Заключение
Программа ДЛО стала одной из важнейших государственной социальной программой последних лет, однако имеется ряд нерешенных проблем её реализации.
Большинство опрошенных аптечных работников отрицательно относятся к введению программы ДЛО т.к. сталкиваются с несдержанным и некорректным поведением льготных категорий граждан вследствие перебоев в поставках жизненно важных лекарственных средств для льготников и недостаточностью финансирования программы.
В свою очередь потребители ЛП - участники программы ДЛО - считают, что проблемами дополнительного лекарственного обеспечения помимо недостаточного финансирования, являются малая информированность граждан, недостаточное количество аптек - участниц программы, частое отсутствие в аптеке препарата из списка и его покупка за личные средства (что явилось основной причиной отказа от ДЛО в пользу денежной выплаты). Негативное отношение потребителей к ДЛО обусловлено также следующими причинами: значительные затраты времени для получения рецепта (очереди в поликлиниках), удаленность аптечной организации, недостаточный ассортимент льготных лекарств.
Несомненно, программа дополнительного лекарственного обеспечения имеет огромную социальную значимость и необходима обществу. Тем не менее, выявленный ряд проблем снижает лояльность населения к программе и провоцирует выход участников. Необходима корректировка ДЛО, направленная на повышение заинтересованности участников на всех этапах реализации программы.
Литература
1. Зверева Е.С. Организационные принципы лекарственного обеспечения в России / Е.С. Зверева // Новая аптека. Эффектив. управление. 2008.
№7. С. 24-27.
2. Новицкая К.Е. программа дополнительного лекарственного обеспечения в России: интересы и поведение основных участников / К.Е. Новицкая // Социологический журнал. 2009. №1. С. 87-102.
3. Иванова, Н. В. Особенности функционирования программы льготного лекарственного обеспечения населения / Н.В. Иванова, И.В. Козлова, Т.В. Кузьмина // Здравоохранение. 2008. № 8. С. 41-47.
4. Ковалев В.А. Некоторые аспекты регулирования рынка дополнительного лекарственного обеспечения / В.А. Ковалев // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2008. № 3. С. 75-76.