Научная статья на тему 'Анализ мировых земельных кадастровых систем'

Анализ мировых земельных кадастровых систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
3335
502
Поделиться
Ключевые слова
КАДАСТРОВЫЕ СИСТЕМЫ / МНОГОЦЕЛЕВОЙ КАДАСТР / ЗЕМЕЛЬНЫЙ РЕЕСТР / РЕГИСТРАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Синица Юлия Станиславовна

Автором проведен анализ российской и зарубежных кадастровых систем, определены основные тенденция их развития, рассмотрены этапы реформирования и модернизации. По результатам исследования сделан вывод о том, что современное состояние кадастровых систем повышает уровень и социальноэкономическую значимость кадастра в экономике любого государства, способствуют созданию конкурентоспособной и жизнеспособной экономики в мире.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Синица Юлия Станиславовна,

THE ANALYSIS OF WORLD GROUND CADASTRAL SYSTEMS

The author analyzes the Russian and foreign cadastral systems, the basic trend of development, the stages of reform and modernization. According to the study concluded that the current state of cadastral systems and increases the level of socio-economic importance of the inventory in the economy of any state, contribute to the creation of a competitive and sustainable economy in the world.

Текст научной работы на тему «Анализ мировых земельных кадастровых систем»

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

Анализ мировых земельных кадастровых систем

Ю.С. Синица

заведующая лабораторией Государственного университета по землеустройству (г. Москва)

Юлия Станиславовна Синица, sinitsay@mail.ru

Современные кадастровые системы являются ключевым элементом государственного управления. Методы ведения, информационное взаимодействие и интегрированность реестров внутри системы позволяют создавать конкурентоспособную и жизнеспособную экономику в мире, а также обеспечивают национальную безопасность.

На протяжении последних двух десятилетий мировые кадастровые системы модернизировались и преобразовывались под влиянием технического прогресса и внедрения информатизации во все сферы социальной жизни общества. Ожидаемый результат всех преобразований кадастровой системы - создание простой и эффективной информационной системы, обеспечивающей легкий доступ к исчерпывающей информации о земельном участке, защиту и реализацию прав собственности на объекты недвижимого имущества, упрощение процедур учета и регистрации прав на недвижимость в целях создания всеобъемлющей базы, охватывающей территорию в пределах государственных границ для налогообложения.

В целом, каждая страна в процессе реформирования кадастровых систем выбирала свою концепцию модернизации. Великобритания, Бельгия, Германия, Нидерланды модернизировали кадастровые системы посредством внесения поправок в законодательство, развития информационных ресурсов и создания online-порталов по предоставлению кадастровых услуг на базе существующих реестров. В России и

Белоруссии в результате проведения многолетней земельно-кадастровой реформы осуществлена модернизация реестров, определена методика их взаимодействия и интеграции, развита сеть информационных ресурсов, обеспечивающих сведениями кадастр на базе вновь созданных реестров, сформирована правовая база для обеспечения кадастровой деятельности.

Для развития и поддержания в актуальном состоянии кадастровых систем были образованы международные объединения, оказывающие информационную либо правовую поддержку, создавая единое информационное поле с возможностью обмена и интеграции информационных регистров либо информационные банки, куда представляют различные показатели социально-экономических сфер страны, входящие в международные объединения.

К объединениям, оказывающих информационную и правовую помощь в сфере кадастровых систем странам Европейского союза (далее также - Евросоюз, ЕС), следует отнести ELRA и ELRN.

ELRA (European Land Registry Association) - Европейская ассоциация земельной регистрации, созданная в 2004 году как юридическое объединение и основополагающий инструмент развития недвижимости и института прав на недвижимое имущество с целью подчеркнуть значимость земельного кадастра в Европе [1]. В эту ассоциацию входят 26 организаций, представляющих 20 стран, - Австрию, Бельгию, Болгарию, Кипр, Францию, Англию и Уэллс, Грецию, Ирландию, Италию, Польшу, Пор-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 10 (157) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

тугалию, Литву, Люксембург, Нидерланды, Румынию, Шотландию, Испанию, Швецию и Северную Ирландию.

ELRN (European Land Registry Network) -Европейская сеть земельной регистрации, созданная в 2010 году членами ELRA. В ее состав входят 22 члена ELRA из 18 государств-членов, присоединившихся к этой сети. ELRN предназначена для широкой публики. Цель ее создания - поддержание информационной системы.

Работа ELRN построена на взаимодействии реестров внутри системы, а также на обмене информацией между регистраторами в рамках закона конкретной страны, она направлена на предоставление необходимой информации и взаимодействие с другими европейскими правовыми статьями, судьями, судебными приставами-исполнителями, адвокатами, нотариусами и другими юридическими лицами с целью разрешения вопросов земельного кадастра. Информация предоставляется по запросу.

Глобальную поддержку развитию геодезического пространства и областей его применения в более чем 1 1 0 странах оказывает International Federation of Surveyors (FIG) - Международная ассоциация геодезистов. FIG была создана в 1878 году как неправительственная организация [2]. В настоящее время ассоциация выступает международным форумом, в рамках которого обсуждаются вопросы, охватывающие весь спектр деятельности геодезического сообщества. Работа FIG разделена по комиссиям, каждая из которых рассматривает одно из направлений геодезической деятельности. Вопросы, относящиеся к земельнокадастровым отношениям, рассматривает Комиссия 7. Суть работы FIG в области кадастра - корректирующие действия, способствующие развитию, эффективности и стабильности мировых кадастровых систем. Корректирующая деятельность осуществляется посредством проведения международных форумов, предоставления отчетности странами-участницами, реа-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) :

лизации долгосрочных программ. К самой масштабной и долгосрочной программе следует отнести «Кадастр 2014», срок ее реализации - 16 лет [3].

Поддержку в развитии кадастра странам Евросоюза оказывает Постоянный комитет по кадастру в Европейском союзе (Permanent Committee on Cadastre in the European - PCC), который был создан в 2002 году [4]. Деятельность PCC направлена на разработку стратегий и координацию европейских кадастровых систем. Основными задачами организации являются:

• обмен информацией о кадастре, опытом, практикой ведения кадастра между странами-участниками;

• обеспечение приоритетной связи с кадастровыми институтами и Евросоюзом, а также с различными юридическими лицами [5].

PCC разрабатывает программное обеспечение и другие широко используемые продукты для создания большего спроса такого продукта, как «кадастр».

На развитие мировых кадастровых систем влияние оказывают как различные объединения (прямое), так и ряд статистических ресурсов (косвенное). Эти ресурсы представляют различные экономические показатели, которые, по сути, отражают, насколько эффективно ведется политика в той или иной сфере социальноэкономического общества. Статистическая служба Евростат (Eurostat), основанная в 1953 году как статистическая служба Европейского объединения угля и стали [6], занимается сбором статистической информации в странах Евросоюза. По состоянию на 2014 год в состав Европейского союза входят 28 стран: Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Швеция, Великобритания [7].

С развитием Евросоюза расширились и задачи службы. В настоящее время боль-9789, iovrf@mail.ru

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

шое внимание уделяется взаимодействию, взаимодополняемости статистических методов, используемых странами ЕС, а также странами - кандидатами в члены ЕС (Исландия, Черногория, Сербия, Македония, Турция). Сбор статистических данных ведется статистическими службами стран. Собранные ими данные предоставляются в Евростат, где проходит их обработка, приведение к единым стандартам, затем данные публикуются.

К мировым статистическим организациям следует отнести Организацию продовольствия и сельского хозяйства Объединенных Наций (Food and Agriculture Organization of the United National -FAOSTAT), в которой обрабатываются данные в области сельского хозяйства и продовольствия. Организация была основана в 1943 году. В то время в нее входили 44 государства, сегодня в FAOSTAT участвуют 245 стран [8].

FAOSTAT организовала денежный фонд, сформированный за счет обязательных взносов государств - ее членов. Собранные средства идут на целевые расходы на разработку и внедрение стратегических программ, охватывающих весь спектр деятельности организации.

Внимания заслуживает и рейтинговый интернет-портал «Ведение бизнеса» (Doing Business), начавший свою работу в 2002 году. На портале представлены объективные экономические показатели 189 стран. В соответствии с этими показателями формируется международный рейтинг предпринимательской деятельности, по которому видно, какая страна наиболее эффективно социально-экономически развивается.

Несомненно, указанные объединения, статистические ресурсы и рейтинговый портал оказывают сильное влияние на развитие мировых кадастровых систем. Результаты многолетних отчетов позволяют определить тенденции к устойчивому развитию, динамику развития кадастровых систем и, наоборот, выявить наиболее про-

блемные вопросы в земельно-кадастровых и экономических отношениях.

В мировом сообществе исторически сформировались 4 типа кадастровых систем, 5 правовых семей по этим типам и 2 вида регистрации прав на недвижимое имущество.

Страны Западной и Южной Европы (Франция, Бельгия, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды и т. д.) относятся к наполеоновскому кадастровому типу, который регулируется в правовом поле гражданского Кодекса Наполеона.

Страны Центральной Европы, Западной и Юго-Восточной Европы (Россия, Украина, Белоруссия, Чехия, Швейцария, Польша, Австрия, Германия, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия) относятся к немецкому кадастровому типу и находятся в правовом поле гражданского права Германии и стран Центральной Европы, а также гражданского права стран с бывшим коммунистическим режимом.

Страны Северо-Западной Европы и Северной Америки (США, Англия, Австралия и т. д.) принадлежат к кадастровой системе англоязычных стран и находятся в правовом поле Общего права. В этом типе кадастровой системы сосуществует две правовые семьи (регистрация дел и система Торренса).

В странах Северной Европы (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция) действует кадастровая система Nordic Countries, и в их регионах существует одноименная правовая семья. Эти страны, включая Скандинавию, объединены по принципу культурно-политико-географического региона Европы.

Типы кадастровых систем отличны друг от друга по способам и методам ведения учета земель и регистрации прав на недвижимые объекты, по целям и функциям, по объектному составу и т. д. Однако существуют некоторые отличия в ведении кадастра в странах, применяющих один тип кадастровых систем. Связано это в основном с историческими особенностями территорий,

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 10 (157) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

юрисдикцией полномочий государственных и муниципальных органов, особенностями правового регулирования и обеспечения прав собственности и владения объектами недвижимости в каждой стране.

В одной правой семье возможно сосуществование нескольких типов кадастровой системы, что объясняется геополитикой (такая ситуация наблюдается во Франции, Греции, Италии). После Первой мировой войны произошли изменения государственных границ ряда европейских стран, в связи с этим на вновь образованных территориях государства применялись типы кадастровых систем, которые традиционно поддерживались в прежних границах государств. Также применение различных типов кадастровых систем в пределах границ одного государства возможно по причине перехода на новый (другой) тип кадастровой системы (Ирландия, Шотландия).

Из четырех типов кадастровых систем первой (1804 год) была образована наполеоновская (в этом же году вступил в законную сила Кодекс Наполеона).

Основу кадастровых систем стран Западной, Южной и Центральной Европы (Франция, Бельгия, Греция, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды и другие страны) заложил 15 сентября 1807 года Император Наполеон Бонапарт, приняв Закон о кадастре. Для кадастровой системы этого типа управление ею, как правило, централизовано, на муниципалитеты возложено выполнение работ по кадастру. Изначально наполеоновский кадастр имел исключительно фискальный характер, но современные тенденции развития мировой экономики расширили целевой диапазон кадастра. Так, в Испании и Франции кадастр имеет фискальный характер, а в Нидерландах - многоцелевой. Кадастровая система этого типа обычно состоит из картографической и текстовой (графической) частей. В кадастр включены реестр прав и кадастровые карты (например Нидерланды, Испания). Реестры, как правило, взаимодействуют, но не интегрированы. Допол-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) :

нительно в кадастры включаются реестры, содержащие сведения природного и климатического характера. Так, в кадастр Испании включены реестры о грунтах и природных ресурсах.

Кадастр покрывает всю территорию в пределах государственных границ, сгруппирован по земельным участкам, а реестр прав - по собственникам. Кадастр и реестр прав ведутся раздельно. Обычно кадастр попадает под юрисдикцию налоговых органов, а реестр прав - под юрисдикцию либо Министерства юстиции, либо судов.

Цели кадастра наполеоновской кадастровой системы, как правило, следующие:

• создание физической и графической баз данных;

• локализация и идентификация недвижимости;

• формирование кадастровых ссылок;

• оказание налоговой поддержки;

• предоставление информационных услуг.

Реестр прав, в свою очередь, включает:

• реестр титулов (прав);

• юридический реестр;

• текстовое описание недвижимого имущества.

Реестр прав обеспечивает безопасность сделок, публичность информации, гарантии при ипотеке и т. д.

В наполеоновском кадастре содержится информация, характеризующая недвижимость по следующим признакам:

• сведения о собственнике, включающие данные о случаях передачи недвижимости в результате различных действий, совершаемых собственником с недвижимостью: продажа, дарение, наследование, изъятие и т. д.;

• данные о каждом отдельном земельном участке, в том числе его физические и экономические характеристики, включая оценку земель и их целевое использование;

• данные о налогообложении недвижимости, включая цену, ставку налога, размер и изменение налога.

-9789, iovrf@mail.ru

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

Помимо базовых основ, кадастровая система каждой страны может иметь свои особенности с учетом исторического развития.

Так, в Испании кадастр разделен на городской и сельский. Сельский кадастр ведется по двум направлениям: инвентаризация земель для целей регистрации и использование кадастра для налоговых целей.

Как правило, правовое обеспечение кадастровой системы регулируется в рамках Гражданского кодекса (Франция, Нидерланды, Испания, Италия и другие страны), Закона об ипотеке (Франция), редко - базовым законом о кадастре (Нидерланды, Испания).

В кадастре содержатся сведения об изменениях физического, экономического и юридического характера. Изменениями физического характера считаются:

• новое строительство;

• пристройка, реконструкция, частичный или полный слом или снос существующих строений;

• в сфере сельской недвижимости - изменения структуры посевных площадей или форм использования земель.

К изменениям экономического характера относятся перемены в использовании или назначении объекта недвижимости, если они не сопровождаются изменениями физического характера.

Юридическими считаются такие изменения, как:

• передача права собственности или возникновение любого другого права;

• выделение части объекта недвижимости, его разделение или объединение нескольких объектов.

Объектами регистрации прав, как правило, выступают земельные участки и строения, находящиеся на них.

Однако не во всех странах на землю распространяются публичные права. Так, в Нидерландах земля находится в собственности Королевства, но налоговое бремя возложено на пользователей и владельцев

земли. В Италии, наоборот, государственная собственность на землю фактически отсутствует, поэтому процесс изъятия земельных участков для государственных нужд проходит довольно сложно и долго.

В странах, в которых действует наполеоновская кадастровая система, к определению пространственного нахождения земельного участка подходят по-разному. Так, в Италии земельный кадастр разделяется на «горизонтальный», к нему относятся объекты, находящиеся на горизонтальной плоскости земли, и «вертикальный», так называемый урбанистический, куда входят такие объекты, как здания и строения, а также объекты для промышленного и коммерческого использования.

Довольно слабой в наполеоновской кадастровой системе является юридическая сторона. В Италии данные кадастра не считаются правоопределяющими, то есть справки, полученные из реестра, не имеют юридической силы, что влечет за собой ряд правовых негативных последствий для покупателя.

Немецкая кадастровая система применяется в странах Центральной Европы, Западной и Юго-Восточной Европы (Россия, Украина, Белоруссия, Чехия, Швейцария, Польша, Австрия, Германия, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия и т. д.). Эта система характеризуется высокой степенью детализации процедур, точностью определения границ земельных участков, обеспечением гарантией безопасности зарегистрированных прав, имеет многоцелевой характер. В указанных странах действуют кадастр и Поземельная книга.

В Германии поземельные книги (Grundbu-ch) ведутся судами первой инстанции. Региональное Агентство картографии и геодезии каждой земли (территория Германии состоит из 16 земель) подчиняется отдельно взятому министерству:

• Бавария (федеральный уровень) -Министерству финансов;

• Саксония, Рейнланд-Пфальц, Нижняя Саксония, Шлезвит-Гольштейн

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 10 (157) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

(федеральный уровень), Саксония -Анхальт (без определения уровня), Мекленбург - Передняя Померания, Бранденбург, Северный Рейн - Вестфалия (муниципальный уровень) -Министерству внутренних дел;

• Берлин, Бремен, Гамбург, Тюрингия -Министерству землеустройства;

• Гессен (федеральный уровень) - Министерству экономики;

• Саар - Министерству сельского хозяйства;

• Баден-Вюртемберг - Министерству охраны окружающей среды [9].

В Австрии обслуживание кадастра осуществляется 41 кадастровым управлением на местах (Vermessungsaemter).

Поземельные книги обслуживаются окружными судами (Bezirksgerichte) и постоянно обновляются специальными управлениями (Grundbuchsabteilung). В настоящее время действуют 147 окружных судов, которые находятся в ведении Министерства юстиции.

Как правило, в Поземельной книге содержатся сведения о регистрации права на недвижимое имущество (обоснование, изменение, передача и отмена). В этой книге регистрируются права собственности, сервитуты, ипотека.

Важная особенность немецкой кадастровой системы - единство земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимого имущества (Германия, Польша, Австрия). В связи с этим в кадастр обычно включаются реестр земли и реестр зданий. Так, в Польше запись земельных участков и строений (Ewidencja Gruntow i Budynkow) и земельный кадастр (Ksiegi Wieczyste - Вечные книги) входят в состав земельного кадастра.

Кадастровая система англоязычных стран применяется в Северо-Западной Европе и Северной Америке (США, Англия, Австралия и другие страны). В этих странах единство ведения кадастровых систем отсутствует, отмечается разрозненность ведения кадастра как в целом, так и в внутри каждого штата, региона.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) :

Кадастр имеет многоцелевой характер. Земля как неизменный и постоянный объект является экономически привлекательным. Для государства земля как налогооблагаемый объект приносит постоянные и значительные доходы в муниципалитеты, для кредиторов она привлекательна в качестве залога.

Основными функциями кадастровой системы англоязычных стран является сбор и актуализация информации о земле и иной недвижимости для их последующей оценки и сбора налогов.

В основу кадастрового учета положены земельные участки.

В Соединенных Штатах применяют две принципиально различные системы: регистрация прав на недвижимое имущество и регистрация сделок с недвижимостью, причем в разных районах одного штата отмечается разный подход к ведению кадастра.

Регистрация сделок с недвижимостью менее популярна в Соединенных Штатах. Экономически такая система себя не оправдывает, поскольку юридически не защищена и требуются значительные расходы на страховки. С правовой точки зрения отсутствуют правительственные гарантии безопасности проведения сделок с земельными участками и недвижимостью, собственники при такой системе всегда несут риски утратить свои права и понести убытки. В каждом штате существуют различные требования к регистрации земельных участков (в некоторых штатах обязательным требованием является внесение географического местоположения в сборные таблицы карт).

Систему регистрации прав на недвижимое имущество (титулов) признает большая часть Соединенных Штатов. Эта система носит имя своего основателя Роберта Торренса (наиболее популярна в Австралии и Великобритании).

В Австралии система Торренса функционирует в классическом виде. Ключевым элементом регистрации системы титулов является выдача собственнику свидетель-9789, iovrf@mail.ru

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

ства (сертификата) на все права (собственность, аренда, ипотека), распространяющиеся на земельный участок, имеющий индивидуальный кадастровый номер. Также в свидетельство вносятся сведения об обременениях и ограничениях прав собственника. Таким образом, свидетельство о титуле выступает гарантом прав собственника недвижимого имущества, что обеспечивает системе Торренса высокую степень прозрачности.

Кадастр Северной Европы (Nordic Countries) часто называют скандинавским, что некорректно, так как страны Финляндия и Исландия не входят в Скандинавию. Цель этого типа кадастра - формирование кадастровой информации как части интегрированных информационных земельных систем. К общим чертам такой кадастровой системы следует отнести многоцелевой характер, децентрализованное управление и то, что границы государственной территории охватывает один типа кадастровой системы.

Система кадастра Северной Европы схожа с немецкой кадастровой системой, состоящей из кадастра, земельной книги и детальных топографических карт.

Земельная книга основывается на кадастровой идентификации (уникальном кадастровом номере) земельных участков и правах собственности.

В Финляндии в понятие «недвижимость» включены земельный участок и (или) водный участок. Земельный участок может быть лесным, сельскохозяйственного назначения либо под застройку. Под «объектом недвижимости» понимается самостоятельная единица земельной собственности, которая должна быть зарегистрирована в кадастре недвижимости как самостоятельный объект недвижимости [9]. Кадастровому учету подлежат земельный участок и недвижимые объекты, прочно связанные с землей. Каждый объект недвижимости проиндексирован. С юридической точки зрения отдельно взятая жилая квартира или здание не являются недвижимостью.

В этом случае собственником является организация, владеющая домом.

В Дании отдельным титулом выступает право собственности на квартиры в многоэтажных домах (кондоминиумах). Сведения о них включены в Земельную книгу как горизонтальная структурная позиция (секция) построек в виде собственности на земельные участки, которые идентифицированы в кадастре.

В Исландии реестр недвижимости, помимо налогообложения, служит целям оценки обязательного страхования от пожара. В основу оценки положена стоимость недвижимого имущества по состоянию на ноябрь каждого года. В стоимость имущества для такой оценки входит налог на имущество с учетом его амортизации.

Из исследованных типов кадастровых систем следует выделить три вида их организации:

1) земельный кадастр - неотъемлемая часть системы судопроизводства - распространяется на центральноевропейские страны (Австрия, Хорватия, Германия, Греция, Словения, Швейцария), страны, где применяется кадастровая система Nordic Countries (Дания, Финляндия, Швеция), и на некоторые страны, в которых действует наполеоновский кадастр (Польша, Испания и т. д.);

2) земельный кадастр является независимым административным органом (Ирландия, Англия, Нидерланды и Шотландия);

3) земельный кадастр - государственный орган, находящийся в ведении административной власти, как правило, Министерства финансов. Такая организация встречается в странах, в которых действует наполеоновская кадастровая система, при этом в состав кадастра входит ипотечный реестр (Бельгия, Франция, Италия). Также такая организация существует в восточноевропейских странах, где проходили кадастровые реформы (Чешская Республика, Венгрия, Словакия).

Под влиянием различных аспектов, таких как физическая география, экология,

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 10 (157) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

экономика, тип землепользования и т. д., кадастры классифицируются следующим образом:

• по первоочередной функции (в зависимости от целевого характера кадастра);

• по типам записываемых прав (частная собственность, права пользования и т. д.);

• по степени ответственности государства за обеспечение точности и достоверности данных;

• по месторасположению и юрисдикции (централизованные, децентрализованные и т. д.);

• по способам сбора информации о земельных участках [10].

Кадастровая система выполняет две важные функции: учет объектов недвижимого имущества и регистрация прав на эти объекты.

Регистрация прав собственности - важный элемент кадастровой системы, обеспечивающий и гарантирующий права на недвижимое имущество, а также юридиче-

ский факт наличия имущества, подлежащего налогообложению. Создание благоприятных условий проведения регистрации собственности способствует развитию экономики страны в целом, поскольку является неотъемлемым звеном экономикоправового общества.

При анализе системы регистрации прав на недвижимое имущество автор настоящей статьи рассматривал 27 стран, в которых действуют разные типы кадастровых систем. В ходе анализа использовались данные рейтинга Doing Business, проводимого в 189 странах в 2006-2014 годах. В основу анализа легли следующие показатели регистрации собственности:

• количество процедур;

• срок регистрации;

• стоимость процедур (в процентах от стоимости недвижимого имущества, которая, как предполагается, в 50 раз превышает доход на душу населения).

На рисунке 1 представлены позиции в рейтинге, которые занимают исследованные автором страны.

Бельгия

Греция

Франция

Люксембург

Хорватия

Сербия

Украина

Словения

Германия

Великобрита

Испания

Польша

Нидерланды

Венгрия

Швеция

Чехия

Австрия

Италия

Финляндия

США

Россия

Швейцария

Исландия

Словакия

Норвегия

Дания

Белоруссия

180

161

149

124

106 =□ 100 □ 97

□ 83 81

68

54

54

47

45

38

37

36

34

26

25

17

16

12

11

10

7

3

Рис. 1. Рейтинг Doing Business регистрации собственности за 2014 год

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

Как видно из рисунка, лидирующую позицию занимает Белоруссия.

За период 2006-2014 годы (см. рис. 2) высокая активность в развитии регистрации собственности за счет модернизации и совершенствования кадастровых систем наблюдалось в следующих странах: Белоруссия, Россия, Украина, Польша, Венгрия, Сербия, Чехия, Словения, Италия, Франция, Дания. Наиболее высокая динамика показателей регистрации собственности наблюдается в Белоруссии. За период 2006-2014 годы Белоруссия повысила рейтинг с 96 до 3 места из 189 стран.

Положительная динамика в Белоруссии объясняется реализацией государственных программ по развитию кадастровых систем. За 9 лет в этой стране количество процедур с 7 сократилось до 2. В настоящее время потребитель услуг получает сертификат об отсутствии обременений и обращается в реестр для регистрации договора купли-продажи и права собственности. При этом количество дней сократилось до минимума и составляет 4 дня при наименьших показателях затрат на процедуры регистрации прав на недвижимое имущество.

В России в ходе реализации масштабных и долгосрочных программ по развитию кадастровой системы наблюдается положительная динамика улучшения условий регистрации прав собственности. С 2006 по 2014 год Россия поднялась в рейтинге Doing Business на 27 позиций и занимает 17 место. Показатели улучшились за счет сокращения количества процедур до 4 (заверение учредительных документов, получение сертификата об отсутствии обременений, проверка правого статуса и текущих условий сторон, регистрация права собственности на земельных участок в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии), сокращения сроков с 52 до 22 дней и уменьшения стоимости процедур с 0,4 до 0,1 процента.

Украина в рейтинге поднялась на 36 позиций и занимает 97 место. За 2006-2014 годы в ходе модернизации кадастровой си-

стемы в этой стране произошли следующие положительные изменения:

• сокращение процедур с 10 до 8;

• сокращение сроков регистрации с 93 до 45;

• понижение стоимости процедур с 3,8 до 1,9 процента.

Чехия улучшила свои результаты и поднялась с 58 на 37 место за счет сокращения количества процедур с 4 до 3, сокращения количества дней регистрации с 1 23 до 24. Однако в 2014 году в этой стране увеличилась стоимость процедуры регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Словения за счет сокращения процедур с 6 до 5 и существенного снижения сроков регистрации с 391 до 109,5 дня повысила свой рейтинг на 14 позиций и в 2014 году занимает 83 строку рейтинга Doing Business по регистрации собственности.

Италия с 2006 по 2014 год с 53 поднялась на 34 строку рейтинга за счет сокращения процедур до 4 и срока регистрации до 16 дней. Однако за 9 лет наблюдается тенденция удорожания процедур регистрации собственности на 3,5 процента.

Франция улучшила свой результат на 11 позиций и в 2014 голу занимает 149 место в рейтинге. С 2006 по 2014 годы в этой стране сократилось количество процедур до 8, сроки регистрации сократились с 183 до 49 дней, стоимость процедур снизилась на 0,4 процента.

Интенсивная динамика улучшения регистрации собственности наблюдается в Дании. За 2006-2014 годы в рейтинге Doing Business Дания поднялась на 29 позиций и занимает 7 место. Такая динамика произошла за счет сокращения количества процедур с 6 до 3 и уменьшения сроков регистрации с 42 до 4 дней.

Места в рейтинге регистрации недвижимости Doing Business стран, в которых не проводилось реформирование кадастровых систем (Швейцария, Германия, Словакия, Исландия, Норвегия, Финляндия), существенно понизились. За 2006-2014

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

180

№ 10 (157) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

виЬэац|

виУнвиниф

BHJ8ado|-|

виУнвиэи

кинвЦ

vmo

винвіисідомиизд киЬнвЬф iqtfHBudataViH jdAgiAiaoxoiLf ™ киивіи кинвиои KMhadj kmj яиэд KMiBadoy кинэаоио кимваоио KMgdaQ KMd_iH9g KMHBiAidaj

KMdioay втяиоу KMdBhMaarn KMX0h KMOoAdou0g cm BHMBd»x

KMOOOd

о

см

CM

о

см

о

CM

о

CM

о

о

CM

00

о

о

CM

h*-

o

о

CM

CO

о

о

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

Рис. 2. Рейтинг регистрации собственности Doing Business за 2006-2014 годы

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

годы Швейцария понизила показатель на 5 позиций, Германия - на 39, Словакия - на 6, Исландия и Норвегия - на 4 позиции, Финляндия - на 11 позиций.

В Греции, Испании, Швеции, Великобритании и США условия проведения регистрации собственности ухудшились. За период 2006-2014 годы в Испании и Швеции увеличилось количество процедур, в Греции увеличилась их стоимость. В Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах повысилась стоимость процедур, увеличились сроки регистрации и количество процедур.

Следует заметить, что за последние 10 лет активно улучшались условия осуществления важного юридического права - регистрация собственности недвижимого имущества в странах, в которых действует немецкая кадастровая система, в англоязычных странах, наоборот, отмечается их ухудшение.

В ходе исследования автором настоящей статьи был проведен корреляционнорегрессивный анализ, в порцессе которого определялась связь рейтинга экономики Doing Business с различными экономическими факторами. Экономические данные по странам за период 2006-2014 годы были приведены к среднему показателю. При установлении такой связи учитывались следующие факторы:

• рейтинг экономики Doing Business;

• количество процедур при регистрации прав собственности;

• сроки регистрации прав на недвижимое имущество;

• стоимость процедур (в процентах от стоимости недвижимого имущества).

В ходе регрессивно-корреляционного анализа были установлены факторы, оказывающие влияние на эффективность регистрации прав собственности на недвижимое имущество. Отмечены сильная корреляционная зависимость (0,8) от количества проводимых процедур при регистрации прав собственности на недвижимое имущество, средняя зависимость:

• от рейтинга экономик Doing Business -0,5;

• от сроков регистрации - 0,5;

• от стоимости процедур регистрации прав на недвижимое имущество - 0,6.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для повышения эффективности регистрации собственности и для того, чтобы занять более высокое место в международном рейтинге экономик, необходимо сокращать количество процедур регистрации прав на недвижимое имущество.

Проведенное исследование кадастровых систем показало, что в целом реформирование и модернизация дали положительные результаты, а именно:

• почти во всех странах зона покрытия данными целиком охватывает границы государства;

• налажена система интеграции и взаимодействия реестров;

• через web-порталы потребителям информации предоставлена возможность получить открытый доступ к информации о земельных участках.

Все это, несомненно, повышает уровень и социально-экономическую значимость кадастра в экономике любого государства.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. European Land Registry Association. URL: http:// www.elra.eu (дата обращения:

22.06.2014).

2. About FIG // International Federation of Surveyors. URL: http://www.fig.net (дата обращения: 20.05.2014).

3. Кауфман Юрг, Стеудлер Даниел. Кадастр 201 4. Видение будущего кадастровых систем. URL: http://www.fig.net (дата обращения: 01.05.2014).

4. Our mission // Permanent Committee on Cadastre in the European. URL: http://euroca dastre.org (дата обращения: 25.09.2014).

5. Constitution Ispra // Cadastre, European Union Permanent Committee. URL: http://euro

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 10 (157) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

cadastre.org (дата обращения: 01.06.2014).

6. Changing role of Eurostat. URL: http://eu rostat.org (дата обращения: 05.06.2014).

7. How the EU works // European Union.

URL: http://europa.eu (дата обращения:

05.06.2014).

8. Food and Agriculture Organization of the United Nations. URL: http://www.fao.org (дата

обращения: 06.06.2014).

9. Cadastral Information System // Permanent comitee on cadaster in the Europe-nea Union. URL: http://www.eurocadastre.org (дата обращения: 05.06.2014).

10. Варламов А. А., Гальченко С. А. Государственный кадастр недвижимости. М. : КолосС, 2012.

GROUP OF COMPANIES

jSRGj

V Международная конференция по оценочной деятельности «Стандарты и «нестандартности» в оценке залогов»

9-10 октября 2014 года, Москва*

9-10 октября 2014 года в Москве, в гостинице «Холидей Инн Москва Сокольники» успешно прошла V Международная конференция по оценочной деятельности «Стандарты и «нестандартности» в оценке залогов», организаторами которой стали Комитет Ассоциации российских банков по оценочной деятельности и группа компаний SRG.

В настоящее время эта Конференция является единственным мероприятием страны такого масштаба в области оценки.

На форуме подробно обсуждались такие вопросы, как выполнение Дорожной карты по совершенствованию оценочной деятельности, стандарт «Оценка для целей залога», рейтингование оценочных компаний, сложные и нестандартные ситуации в оценке для целей кредитования, особенности оценки земельных участков, от инвестиционной идеи до сроков и условий проведения инвестиций, инвестиционные риски, и т. д.

На Конференции выступили:

Николай Подгузов - заместитель Министра экономического развития Российской Федерации;

Надежда Бабичева - заместитель директора Департамента корпоративного развития Министерства экономического развития Российской Федерации;

Анатолий Милюков - исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков;

Виктор Рослов - председатель Комитета Ассоциации российских банков по оценочной деятельности, начальник управления оценки и залоговых операций ОАО «Сбербанк России»;

Галина Булычева - председатель Экспертного совета СРО «СМАО», член Комитета Ассоциации российских банков по оценочной деятельности;

Максим Русаков - партнер группы SRG, представитель Международного Консорциума измерения типичного программного обеспечения (COSMIC) в России;

Каан Аксель - директор компании PWC, эксперт по центральной и Восточной Европе;

Мартен Вермейлен - региональный директор RICS по Европе.

Подводя итоги работы форума, Виктор Рослов отметил: «V Международная конференция по оценочной деятельности успешно завершилась. Мы были рады видеть на мероприятии представителей крупнейших банков России и оценочного сообщества. Выражаю благодарность всем докладчикам конференции, а также организаторам - Группе компаний SRG. Надеюсь, в следующем году мы вновь встретимся для обсуждения новых вопросов в области оценочной деятельности».

* Информация предоставлена PR-службой группы компаний SRG.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru