Научная статья на тему 'Анализ мировых торговых стратегий ведущих нефтяных компаний и перспективы их развития'

Анализ мировых торговых стратегий ведущих нефтяных компаний и перспективы их развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
787
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЫЕ СТРАТЕГИИ / TRADING STRATEGY / НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ / OIL COMPANIES / МИРОВОЙ РЫНОК / GLOBAL MARKET / ЗАВОД / ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / FINANCIAL / КОРПОРАЦИЯ / CORPORATION / РЕЗУЛЬТАТ / ПРИБЫЛЬ / PROFITS / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / INVESTMENT / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / FACTORY / RESULTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Криворотько Инна Александровна

Значение торговой стратегии, как на мировом рынке, так и на внутреннем, достаточно высоко. Благодаря правильной организации предприятия или организации выживают в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Динамичное развитие окружающей среды повлекло возникновение новых запросов и изменений для потребителя, отсюда требований для бизнеса, развитие информационных сетей, усовершенствование технологий, усиление роли человеческого фактора, и другие причины привели к возрастанию значения правильного формирования и развития стратегии предприятия. В современных условиях нефтяные предприятия являются одной из движущих сил роста мировой экономики и развития мировой энергетики, в том числе и альтернативной, гаранта поступления в бюджет государства значительных средств, обеспечения жизнедеятельности всех отраслей национального хозяйства, а также экономической, политической и социальной стабильности в обществе. Особенность нефтеперерабатывающей отрасли заключается в производстве для мирового сообщества, и любая ошибка дорого обходится самим предприятиям и может привести к негативным экономическим, политическим и социальным процессам, а также несут угрозу экологической безопасности. Стратегии развития в нефтегазовом секторе ориентированы на период сроком от 10 до 15 лет, что обусловлено долгосрочной ориентированностью инвестиционных проектов нефтегазовых компаний. В конечном итоге основная цель любого стратегического планирования достижение определенных финансовых результатов, а так как именно стратегические цели компании являются наиболее показательным индикатором любой стратегии, они являются основным объектом настоящего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Криворотько Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE WORLD TRADING STRATEGY LEADING OIL COMPANIES AND THEIR DEVELOPMENT PROSPECTS

The value of trading strategy, both in the world market and in the domestic high enough. Thanks to the proper organization of the company or organization to survive the competition in the long term. The dynamic development of the environment led to the emergence of new requests and changes to the consumer, hence the requirement for business, the development of information networks, the improvement of technology, strengthening the role of the human factor, and other reasons have led to an increase in value of the correct formation and development of business strategy. In modern conditions, the oil companies are a driving force for global economic growth and development of the global energy industry, including alternative, the guarantor of the state budget revenues considerable resources, life support of all sectors of the national economy, as well as economic, political and social stability in society. The peculiarity of the oil refining industry is to produce for the world community, and any mistake is costly by the companies and may lead to negative economic, political and social processes, and also pose a threat to environmental safety. Strategy of development in the petroleum sector are focused on during a period of 10 to 15 years, due to the long-term orientation of investment projects of oil and gas companies. In the end, the main objective of any strategic planning to achieve certain financial results as well as it's strategic goals of the company are the most telling indication of any strategy, they are the main subject of this study.

Текст научной работы на тему «Анализ мировых торговых стратегий ведущих нефтяных компаний и перспективы их развития»

УДК 339.5

АНАЛИЗ МИРОВЫХ ТОРГОВЫХ СТРАТЕГИЙ ВЕДУЩИХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ И

ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ

© 2015

И.А. Криворотько, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировой экономики» Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь (Россия)

Аннотация. Значение торговой стратегии, как на мировом рынке, так и на внутреннем, достаточно высоко. Благодаря правильной организации предприятия или организации выживают в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Динамичное развитие окружающей среды повлекло возникновение новых запросов и изменений для потребителя, отсюда требований для бизнеса, развитие информационных сетей, усовершенствование технологий, усиление роли человеческого фактора, и другие причины привели к возрастанию значения правильного формирования и развития стратегии предприятия.

В современных условиях нефтяные предприятия являются одной из движущих сил роста мировой экономики и развития мировой энергетики, в том числе и альтернативной, гаранта поступления в бюджет государства значительных средств, обеспечения жизнедеятельности всех отраслей национального хозяйства, а также экономической, политической и социальной стабильности в обществе. Особенность нефтеперерабатывающей отрасли заключается в производстве для мирового сообщества, и любая ошибка дорого обходится самим предприятиям и может привести к негативным экономическим, политическим и социальным процессам, а также несут угрозу экологической безопасности.

Стратегии развития в нефтегазовом секторе ориентированы на период сроком от 10 до 15 лет, что обусловлено долгосрочной ориентированностью инвестиционных проектов нефтегазовых компаний. В конечном итоге основная цель любого стратегического планирования достижение определенных финансовых результатов, а так как именно стратегические цели компании являются наиболее показательным индикатором любой стратегии, они являются основным объектом настоящего исследования.

Ключевые слова: торговые стратегии, нефтяные компании, мировой рынок, завод, финансовые показатели, корпорация, результат, прибыль, инвестирование, развитие, эффективность, финансирование.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время, как отмечается многими исследователями (И. Анософф, А. Чадлер, П. Забелин, Н. Моисеева, Е Жуков, Т. Прокопьева и др.), все актуальнее становится проблема формирования и развития стратегий нефтяных компаний. На сегодняшний день мировой финансовый рынок подразумевает под собой, огромное инвестиционное поле, где правильно продуманная стратегия позволяет участникам рынка получать высокую доходность от торговых операций. Практически невозможно предугадать движение финансового рынка неосознанно, поэтому инвесторы используют торговые стратегии, что позволяет делать им выгодные вложения.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Разработка и реализация торговых стратегий в современных условиях - одна из проблем, требующая решения и правильной трактовки. Множество как отечественных так и зарубежных ученых занимаются этим вопросом: М. Шифрин [1], А. Петров [2], Н.Катаева [3], Т. Прокопьева [4], И. Андронова [5] и др.

В вышеперечисленных работах недостаточно исследованы аспекты унификации стратегического планирования нефтяных компаниях и перспективы дальнейшего развития «Exxon Mobil» и «PetroChina» на мировой арене.

Формирование целей статьи (постановка задания). Основной целью статьи является анализ стратегий нефтяных компаний и перспектива их развития. Исходя из цели статьи, можно сформировать задачи:

- провести анализ мировых торговых стратегий на примере (нефтяных компаний);

- изучить перспективы развития и регулирования рыночного и нефтяного сектора с помощью торговых стратегий;

- привести методы повышения эффективности использования торговых стратегий.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Стратегическое развитие в нефтегазовом секторе ориентированы на срок от 10 до 15 лет, что связано с долгосрочностью инвестиционных проектов компаний.

Главными целями нефтегазовой или нефтяной компаний выделяются повышение объемов добычи нефти, газа, усовершенствование технологий, увеличение ресурсной базы, капитализации, чистой прибыли компании.

Приведем сравнительный анализ основных показателей исследуемых компаний, таких как Exxon Mobil (США), PetroChina (Китай).

Данные компании являются резидентами разных стран, что отличает их по экономическому, политическому и социальному развитию, специфике производственной деятельности и оказанию услуг, финансовым показателям, основной миссии компании, и в результате целями и задачами стратегического планирования, и сроках осуществления стратегии.

Начнем с «Exxon Mobil» - основанная в 1999 г. американская компания, является крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире.

«Exxon Mobil» - это крупнейшая мировая нефтяная корпорация. Интересы компании распространяются почти на все рынки, сопряженные с нефте и газодобычей, а именно с разведкой запасов и добычей нефти и газа, в 38 странах и на 5 континентах, переработкой, производством нефтепродуктов, транспортировкой и продажей, а также с научными разработками (за последние 5 лет компания инвестировала более 5 млрд. долл. в развитие новейших технологий). Компания владеет торговыми марками «Эксон», «Мобайл» и «Эссо». В свободном обращении находится 99,85% акций компании. Добыча в 2013году: 5,3 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки.

«Exxon Mobil» развернуло свою деятельность практически во всевозможных месторождениях Америки и всего мира. Так же значительная часть бизнеса составляет нефтехимическая промышленность, электроэнергетика, а также добыча угля и минералов. Компании принадлежат на сегодняшний день 38 нефтеперерабатывающих заводов в 21 стране мира, а также сеть автозаправочных станций более чем в 100 странах. Кроме того, «Эксон Мобайл» крупнейший в мире негосударственный участник рынка природного газа. Основные финансовые показатели компании представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Финансовые показатели «Exxon Mobil» [6]

<t»ipwiiKHiii« рсту;п>1Л1ы. 1 Id НЩНШК щчн'ч.ии Н;| ;|Ш|||мЬ 2(114

■ 11|*>Л0Ж111гл[> опера ДОйННысДаЭДЦ! 420.06

[ШНЛО!)

-Прнвылот лоймчвСмлц ЛОЛ 1 îfi.tUI

' Прибыль <ут ГНрфэСоТХЛ И Ç&JÏB

• Чис ич 11|ипЧгт 1 « чм ДМ h .4.449

- Прибыль H J L обыкН. AKIJill"

- Чили! t L44>]>>11|ldtt Killlli 1 ib.t за î:u ц MA

■ Дои СОбСПСВНОЮ ШИШИ IM UHKLL 7.W 7.37

mm 11.723 12.416

-Объем докатанных шв«о (нншпирда П4Ж J 74.003

х'н нгфдоогй эттлллх)

2î.i 2Î.2

Это компания с наибольшей выручкой от реализации, что связано с широким диапазоном действий, связанных с нефтью и природным газом, включая:

1) исследование, развитие, производство и маркетинг сырой нефти и природного газа;

2) производство и маркетинг основных нефтехимических продуктов, производных химикатов и других химикатов;

3) транспортировка природного газа, сырой нефти и очищенной нефти и маркетинга природного газа (табл. 2).

Таблица 2 - Ключевые показатели деятельности «Petro China» [9]

Компания «Exxon Mobil» разработала стратегию долгосрочного развития, основана на «Прогнозе развития энергетики до 2030 года», подготовленном специалистами компании. Основными характеристиками данного документа являются увеличение мирового спроса на энергоресурсы на 60% с 2000 г., утверждение, что нефть, газ и уголь будут востребованы в качестве основных энергоресурсов, ожидаемый быстрый около 10,5% рост использования биотоплива.

Прогноз специалистов компании «Exxon Mobil» интересен тем, что оценка проводится не отвлеченно, а представляет составную часть долгосрочного планирования бизнеса крупнейшей в мире нефтегазовой компании.

Опираясь на данный Прогноз, «Exxon Mobil» планирует проводить следующую стратегическую политику[7]:

инвестирование около 150 млрд. долл. в течение ближайших 5 лет на оснащение буровых платформ и нефтеперерабатывающих заводов

инвестирование более 20 млрд. долл. на проекты по разведке и добыче нефти и природного газа

Международная корпорация «Exxon Mobil» приобрела права на разработку нефтегазовых месторождений на рекордной по площади территории в России, то есть компания в пять раз увеличила территорию месторождений. Фактически крупнейшая частная нефтяная компания в мире перенесла свою сырьевую базу из США в Россию.

В целом, проводимые компанией операции от разведки, разработки и добычи нефти принесли «Exxon Mobil» прибыль в размере $5,5 млрд. Инвесторы позитивно оценили отчетность Exxon Mobil. Акции компании подорожали почти на 2,5%, капитализация нефтедобытчика достигла $370 млрд.

Такая стратегическая политика компании «Exxon Mobil» в сочетании с неизменно высокими производственными показателями привели к тому, что в 2014 г. доходы компании стали достаточно высокими доходами в отрасли. Выручка компании сократилась по сравнению с 2013 г. на 36,4% и составила 67,62 млрд. долл., а размер чистой прибыли составил 4,94 млрд. долл., по сравнению с 2013 годом [8].

В общем и целом стратегию развития «Exxon Mobil» можно представить как направленную на долгосрочные перспективы для увеличения акционерного капитала через управление рисками. «Эксон Мобайл» строит свою стратегию на сосредоточении возможных событий, оценивая долгосрочную перспективу энергетического рынка, и извлекает из них выгоду.

Petro China - является крупнейшим нефтяным и газовым производителем и дистрибьютором, играя доминирующую роль в нефтегазовой промышленности в Китае. PetroChina была основана как акционерное общество с ограниченной ответственностью China National Petroleum Corporation в соответствии с Законом о компаниях и Специальными Указами 5 ноября 1999г.

Пноягав 3014 201.1

- Дснш'и Hot'mi шил-ш^н iappt.'leflр. 545-5

- Томрпя продукщи иршрчлиигч гая

(ЫЛрД К>ЛиЧ«Ы1Ч фртов) ЗЛМ.в 2,8(11.9

' JIfttuuiiiiiui: плш нефш (мкшнш

ôjipfie.'KÎj ]. 10.593 IOy820

■ Дикжиниыс шкн породного m

- U,I|VÜ Hei|>]H 71.098

7.254 TJ3II

На основании проведенных исследований, мы можем прийти к заключению, что стратегия развития компании, ее положение на рынке и конкурентоспособность находятся под влиянием факторов, и внутренних и внешних. По результатам анализа видно, что необходимы стратегические действия, направленные на укрепление конкурентоспособности PetroChina и их развитие (табл. 3).

Таблица 3 - Финансовые результаты «Petro China» [9]

it'll ILlIL^'ilib-k- рЛуЛЬЗДЫ ( Ft Ev им им миллимы 1 2014 2d 1.;

- L Иk-p.ll]IL"lINI JlL,'J 22X2 Ml 12И.124

- ï hk-^:illllii|IMiLltll|HIÛI.Llh Ч-1.Я77 .151,7 J1

■Чшицлйш ^tUtwaoHflä к iMjHaücpa ч ) 107.173 Î29.577

- Чистое ЛЬяяпкдаюцлЕсрцп! от ->п fMil «G.477 ÎSK.5Î4

ДСТ-

■ E(HKtflgf«h'iU1lp №|1И||1И(| ЕНШ) &.i!>

- Kanu ильные |i;iiMvui 2У 1.72У iia.iiHi

- Чистые деваяьксрсдртш, нспользавянмл ÎG&.51U

нпкшрошидмкяшлъ 4.1 11.4

■ ]Vin VKT. 1МЧИ. IP- ЧН£1и?СЛШ№(^)

Для укрепления позиции компании на рынке надо формировать стратегию на дальнейшее развитие и нейтрализацию слабых и максимально реализовать сильные стороны:

1) компания должна преследовать цель — максимизацию прибыли, полностью используя преимущества в экономии за счет роста производства и операций от разведки и добычи нефти и газа, расширяя высокоэффективный рынок, эксплуатируя стратегический рынок, развивая мировой рынок, и непрерывно способствуя его конкурентоспособной власти на внутренних и внешних рынках.

2) продвигать реструктуризацию и оптимизацию, технологию и административные инновации, охрану окружающей среды и энергосбережение.

В настоящее время «PetroChina» планирует увеличивать инвестиции в нефтепереработку. Компанию можно считать рентабельной. Таким образом, сочетание современных производственных,

финансовых и управленческих технологий позволят «PetroChina» реализовать ресурсный потенциал, создать новые рабочие места и стать одной из основных точек экономического роста.

Стратегии, используемые в «PetroChina» и «Exxon Mobil», приводят к динамичному, эффективному росту добычи углеводородов, а также развитию компании и высоким экономическим показателям.

На данный момент из двух анализируемых компаний наиболее дорогой компанией является «PetroChina» (352,8 млрд.). Борьба между ними длится последние три года до этого момента «Exxon Mobil» (352,6 млрд.) всегда занимала первое место. При этом совокупная капитализация всей российской нефтяной отрасли составляет - 389,2 млрд.

Акции китайской корпорации выросли на 61%, американского конкурента - на 14%, но инвесторы не готовы вкладывать в китайские государственные предприятия. За последние пять лет акции «PetroChina» выросли чуть больше чем на 6%, а акции «Exxon Mobil»

- на 30%. В 2014 г. произошло значительное снижение мировых цен на нефть, что повлекло отрицательное влияние на компании. Ими были получены минимальные объемы прибыли за последние годы. Основная масса операционной прибыли «PetroChina» была направлена на разведку и добычу, минимум на трубопроводный бизнес. Нефтеперерабатывающий и химический бизнес корпорации получил операционный убыток.

Если сравнивать объемы запасов нефти и газа этих двух компаний, то американцы на много обходят китайских конкурентов, но в наличии денежных средств

- китайской компании нет конкурентов. Большинство этой массы составляет - заемный капитал, но за счет ее монополизации на китайском рынке она получает больший доход [10].

Стратегическими целями нефтяных компаний для укрепления лидерства по объемам добычи и запасов являются[4]:

• высокая эффективность управления всеми видами ресурсов, в том числе в части снижения затрат и повышения производительности труда;

• четыре этапа развития добычи: эффективная добыча на действующих месторождениях, масштабный запуск новых проектов, трудно извлекаемые запасы на суше, реализация шельфовых проектов;

• рост добычи газа, обеспеченный рынками сбыта;

• разработка и локализация передовых технологий, производства оборудования и услуг для освоения новых типов запасов и роста эффективности бизнеса;

• соблюдение высочайших стандартов в области экологии и безопасности труда.

Анализ показателей исследуемых корпораций показал их значительность и мощь на мировой арене. Обе компании имеют стабильно растущие доходы и увеличивающееся влияние в мире. Американская компания имеет значительные запасы собственного сырья, а также активно подписывает разрешение на разработку месторождений в России [11].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Сравнительная характеристика торговых стратегий построена на основе двух основополагающих критериев: доходность и активность (пассивность). Сопоставив цели и задачи стратегического развития, исследуемых компаний, хотелось бы сделать ряд выводов:

1) несмотря на различия в целях и задачах стратегического развития, обусловленные различными характеристиками самих компаний, важным элементом стратегического планирования каждой нефтяной компании является увеличение объема капиталовложений и инвестиций, направленных на увеличение уровня добычи и доказанных запасов компании за счет вложения дополнительных средств в развитие новых технологий и геологоразведку, а также в улучшение финансовых по-

казателей компании;

2) несмотря на то, что цели и задачи, предусматриваемые стратегиями компаний, близки идеологически и организационно, их применение может принести наибольший эффект только при условии построения концепции стратегии на основании долгосрочного плана развития мировой энергетики;

3) развитие международного сотрудничества и создание совместных предприятий является одним из приоритетных направлений деятельности нефтегазовых компаний;

4) очевидна направленность энергетической политики компаний на стимулирование инвестиций в развитие альтернативной энергетики.

Несомненно, оценка эффективности

стратегического планирования сложная задача ввиду ее интегрированности. Проблема в том, что стратегия является эффективной с субъективной точки зрения самого участника делового процесса и в том случае, если она удовлетворяет интересам этого участника, а также демонстрирует определенные ожидаемые результаты. Долгосрочное стратегическое планирование этих компаний позволило им успешно пройти проверку мировым экономическим кризисом и не только показать стабильный рост, но и остаться в позитивных трендах по всем основным экономическим показателям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

2. Петров А.Н. Стратегический менеджмент / А.Н. Петров. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.

3. Катаева Н.Н. Виды стратегий развития торгового предприятия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [file:///C:/Users/%D0%9F%D0%B0%D0%BF% D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BD/Downloads/vidy-strategiy-razvitiya-torgovogo-predpriyatiya.pdf]

4. Прокопьева Т.В. Стратегические цели развития //Т.В. Прокопьева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://research-journal.org/economical/strategicheskie-celi-razvitiya-oao-nk-rosneft/

5. Андронова И.В. Стратегия развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ogbus.ru/ authors/Andronova/Andronova_1.pdf

6. Финансовая отчетность Exxon Mobil. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cdn.exxonmobil.com/~/media/global/reports/other-reports/2015/2014-financials.pdf

7. Прогноз развития энергетики до 2040 года / Exxonmobil. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eriras.ru/files/forecast_2040.pdf.

8. Финансовые результаты / Exxonmobil. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. dp.ru/a/2015/04/30/CHistaja_pribil_ExxonMobil/

9. Показатели деятельности / PetroChina. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www. petrochina.com.cn/ptr/ndbg/201504/944b0a0ec9b34554 84e4825b8ebcf726/files/8bd9792a173a4ccf8bcb1b5a7b9 5e080.pdf

10. Побiрченко В.В. Роль транскордонного сшвробггництва у розвитку европейських промислово-шновацшних кластерiв // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского.-Серия «Экономика и управление».- 2014. - Том 27 (66). - № 1. - С. 105-109.

11. Шутаева Е.А. Основные составляющие устойчивого развития и механизм их взаимодействия // В.И. Вернадский и глобальные проблемы современной цивилизации: Международная конференция, Симферополь, ТНУ, - 2013. - С.176 -178.

12. Деловой журнал ChinaPRO. 17—23 февраля 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.chinapro.ru/rubrics/3/9911/

13 ._Жуков Е.Ф. Международные экономические от-

ношения: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т.Литвиненко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 485 с.

14. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и кон-курентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.

15. Основные показатели работы нефтяной и газовой отраслей топливно-энергетического комплекса России за январь-декабрь 2014 года // Нефтяное хозяйство. - 2015. - № 2. - С. 6-10/

16. Официальный сайт ОАО «НК «Роснефть» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://www. rosneft.ru]

17. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес: Учебник / В.В. Поляков. - 5-е изд. - М.: КНОРУС, 2008. - 688 с.

18. Роснефть. [Электронный ресурс]. - Режим до-

ступа: [www.rosneft.ru/about/]

19. Современная торговля: теория, практика, перспективы развития: Материалы Третьей международной инновационной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2013. - 461 с.

20. Финансовые показатели «Роснефть». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://www. rosneft.rU/attach/0/02/90/MDA_RUS_1Q_2014.pdf]

21. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 416 с.

22. Хмелев И.Б. Мировая экономика: Учебно-методический комплекс. - М.: Издательский центр ЕАОИ, 2009. - 360 с.

ANALYSIS OF THE WORLD TRADING STRATEGY LEADING OIL COMPANIES AND THEIR

DEVELOPMENT PROSPECTS

© 2015

I.A. Krivorotko, associate professor of the chair «World Economy»

Crimean Federal University named after VI Vernadsky, Simferopol (Russia)

Abstract. The value of trading strategy, both in the world market and in the domestic high enough. Thanks to the proper organization of the company or organization to survive the competition in the long term. The dynamic development of the environment led to the emergence of new requests and changes to the consumer, hence the requirement for business, the development of information networks, the improvement of technology, strengthening the role of the human factor, and other reasons have led to an increase in value of the correct formation and development of business strategy.

In modern conditions, the oil companies are a driving force for global economic growth and development of the global energy industry, including alternative, the guarantor of the state budget revenues considerable resources, life support of all sectors of the national economy, as well as economic, political and social stability in society. The peculiarity of the oil refining industry is to produce for the world community, and any mistake is costly by the companies and may lead to negative economic, political and social processes, and also pose a threat to environmental safety.

Strategy of development in the petroleum sector are focused on during a period of 10 to 15 years, due to the long-term orientation of investment projects of oil and gas companies. In the end, the main objective of any strategic planning to achieve certain financial results as well as it's strategic goals of the company are the most telling indication of any strategy, they are the main subject of this study.

Keywords: trading strategy, the oil companies, the global market, factory, financial, corporation, results, profits, investment, development, efficiency, financing.

УДК 338.24.01

НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РЕГИОНАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

© 2015

В.В. Круговой, аспирант

Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономического развития и торговли Украины, Киев (Украина)

Аннотация. В статье рассматривается дефиниция «регион», приводятся толкования различных ученых, а также авторское видение этого понятия в контексте системного подхода. Акцентируется внимание на подходе к определению понятия «регион», предусматривающий характеристику его как социальной конструкции на основе различных типологических признаков, которые положены в основу его структурирования. В статье проанализированы отечественные и зарубежные теории и практики территориального планирования, что позволило систематизировать методологические подходы, которые могут служить основой разработки стратегических планов регионов независимо от их специфики.

Ключевые слова: стратегическое планирование, регион, стратегическое управление, план.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь

с важными научными и практическими задачами. Практическое воплощение стратегии социально-экономического развития региона предусматривает создание механизма ее реализации. В связи с этим важно определиться с научными основами его создания, уточнить место стратегического планирования в новой системе управления регионами, разработать методические рекомендации по формированию программ социально-экономического развития регионов и организации регионального социально-экономического мониторинга.

Существующая ситуация ставит вопрос о создании целостных научных основ стратегического социально-экономического развития регионов: как системы теоретических и методических положений, раскрывающих сущность, принципы, задачи организации стратегического регионального планирования, порядок формирования стратегических ориентиров и целей регионально-

го развития, механизмы их реализации.

Актуальность и значимость стратегического планирования социально-экономического развития регионов Украины не исчерпывается объяснением особенностей функционирования в новых условиях социально-экономического развития. Свою роль в повышении значимости этого процесса внесло и изменение региональной парадигмы, состоявшейся на рубеже ХХ-го и ХХ1-го столетия, переход от плановой системы управления к рыночной. Таким образом, существует много причин повышения значимости регионального развития в Украине, результатом возникновения которых стало формирование нового комплексного направления научных исследований, изучающих различные аспекты пространственного развития и объединяющие дисциплины экономического, политического, социологического, географического, политологического, а также психологического направления. В связи с этим, большое значение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.