Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК КУРСАНТОВ СИБИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ'

АНАЛИЗ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК КУРСАНТОВ СИБИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
41
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ДОПУСТИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маслодудова Н.В.

В статье проводится анализ некоторых мировоззренческих установок курсантов Сибирского юридического института МВД России на основе опроса с использованием системы «Яндекс. Формы». Выбор мировоззренческих установок определялся требованиями, предъявляемыми к личностным качествам сотрудников правоохранительных органов, указанным в постановлении Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации». Особое внимание обращено на выявленные мировоззренческие установки обучающихся, которые требуют обязательной корректировки в процессе образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Маслодудова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF WORLDVIEW ATTITUDES BY CADETSOF THE SIBERIAN LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article analyzes some of the worldview attitudes of cadets of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of a survey using the Yandex system. Forms». The choice of worldview attitudes was determined by the requirements for the personal qualities of law enforcement officers specified in the Decree of the Government of the Russian Federation of December 6, 2012 No. 1259 «On approval of the Rules of professional psychological selection for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation». Special attention is paid to the identified worldview attitudes of students, which require mandatory adjustment in the course of educational activities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК КУРСАНТОВ СИБИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ»

УДК 34

АНАЛИЗ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ УСТАНОВОК КУРСАНТОВ СИБИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

ANALYSIS OF THE WORLDVIEW ATTITUDES OF CADETS OF THE SIBERIAN LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Маслодудова Наталья Владимировна,

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат философских наук,доцент

nata.maslodudova@yandex.ru

Ключевые слова:

мировоззрение, социальная зрелость, личные качества, правосознание, допустимое поведение.

В статье проводится анализ некоторых мировоззренческих установок курсантов Сибирского юридического института МВД России на основе опроса с использованием системы «Яндекс. Формы». Выбор мировоззренческих установок определялся требованиями, предъявляемыми к личностным качествам сотрудников правоохранительных органов, указанным в постановлении Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации». Особое внимание обращено на выявленные мировоззренческие установки обучающихся, которые требуют обязательной корректировки в процессе образовательной деятельности.

Keywords:

worldview, social maturity, personal qualities, legal awareness, acceptable behavior.

The article analyzes some of the worldview attitudes of cadets of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the basis of a survey using the Yandex system. Forms». The choice of worldview attitudes was determined by the requirements for the personal qualities of law enforcement officers specified in the Decree of the Government of the Russian Federation of December 6, 2012 No. 1259 «On approval of the Rules of professional psychological selection for service in the internal affairs bodies of the Russian Federation». Special attention is paid to the identified worldview attitudes of students, which require mandatory adjustment in the course of educational activities.

В настоящее время задачи совершенствования деятельности правоохранительных органов все больше связывают с «человеческим фактором», который, пронизывая всю правоохранительную деятельность, является непременным условием успеха. Именно поэтому акцент делается не на количественных, а на качественных характеристиках личного состава, проходящего службу в правоохранительных органах. Высшие учебные заведения МВД России выстраивают свою деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и квалификационными требованиями к специальной профессиональной подготовке выпускников, прошедших обучение по определенным специальностям. Формирование общекультурных компетенций связано, как правило, с гуманитарными дисциплинами, задача которых заключается в обеспечении условий для становления нравственного сознания обучающихся, выработке их жизненной позиции, ценностных ориентаций, убеждений и мотивов своей деятельности, общественного мировоззрения, а также развития положительных качеств личности.

Практический компонент системы мировоззрения любого человека находит выражение в повседневной деятельности, в том числе профессиональной. Обладание требуемым для сотрудников правоохранительных органов уровнем мировоззрения позволяет не только высокопрофессионально осуществлять свою деятельность, но и понять ее социальную ценность, быть готовым пойти на защиту законных прав граждан, оказать им своевременную правовую помощь и поддержку, уметь четко действовать в условиях морального выбора, противостоять возможным негативным соблазнам при исполнении профессиональных обязанностей.

Для анализа мировоззренческих установок курсантов Сибирского юридического института МВД России была подготовлена анкета, включающая во-

просы, косвенно указывающие на уровень развития таких личных качеств для сотрудников правоохранительных органов, как эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль поведения и внешних проявлений эмоций, уровень правосознания и нравственных убеждений, соблюдение норм общественной морали, зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки и др. Эти качества входят в список личных и деловых качеств, указанных в постановлении Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», подлежащих изучению в ходе комплексных обследований при поступлении на службу.

Всего на сервисе «Яндекс. Формы» нами были опрошены 180 обучающихся 2-5 курсов (курсанты, сержанты полиции, младшие лейтенанты полиции) Сибирского юридического института МВД России. Первостепенной задачей являлось определение уровня социальной зрелости личности опрашиваемых. Само понятие «социальная зрелость личности» является междисциплинарным и рассматривается в различных планах (философском, социологическом, психологическом, акмеологическом и педагогическом). Вместе с тем, как отмечает Г.С. Суховская, «если рассуждать абстрактно, личность, полностью разделяющая ценности социума и реализующая их в своем поведении, может считаться социально зрелой^ Однако с понятием социальной зрелости все же следует связывать внутреннюю установку личности только на те ценности, которые имеют позитивную направленность по отношению к развитию человечества, его культуры и цивилизации, то есть гуманистические ценности» [5, с. 17-20].

С точки зрения аксиологического подхода социальную зрелость личности можно рассматривать как приобщение человека к духовно-нравственным ценностям, как их интериоризацию, позволяющие ему быть активным субъектом общественных отношений. В процессе этого приобщения у человека формируется представление об общественных ценностях, которые служат основой для выбора его индивидуальной мировоззренческой системы и определяют его социальную позицию. «Очевидно, что в таком случае основным критерием развития социальной зрелости будет выступать степень овладения системой духовно-нравственных ценностей, господствующих в обществе» [4].

Именно поэтому некоторые современные ученые рассматривают зрелость в качестве одного из узловых моментов в социализации индивида и выделяют в качестве обобщенного критерия социальной зрелости «превращение личности в полноценный субъект социальной деятельности, а это предполагает следующее:

- стабильное единство ее ценностных ориентации;

- активное взаимодействие с окружающей средой;

- способность к согласованным действиям на основе конвенциональных норм;

- осознание зависимости будущего от своей сегодняшней деятельности;

- ответственность, самоконтроль;

- осознание имеющихся предпосылок для включения в систему общественных взаимоотношений» [2, с. 40-44].

Руководствуясь таким подходом, мы задавали обучающимся следующие вопросы: «Считаете ли вы, что должны соблюдать нормы общественной морали?»; «Есть ли у вас четкое представление о цели своей жизни и допустимых средствах ее достижения?»; «Какие факторы в большей степени способны повлиять на повышение вашей мотивации к выполнению работы?»; «Как вы относитесь к конструктивной критике в ваш адрес?»; «Какое выражение патриотизма для вас наиболее близко?». Кроме указанных, были заданы еще несколько важных вопросов, направленных на определение меры допустимого поведения, так как мы убеждены, что мера свободы, которую определяет себе каждый, зависит не только от социальных условий, в которых эта личность формируется, но и от духовной культуры самой личности. Как отмечал А.Г. Герцен: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри. Как ни странно, но опыт показывает, что народам легче выносить насильственное бремя рабства, чем дар излишней свободы» [1].

Анализ результатов проведенного опроса дал во многом ожидаемые результаты и подтвердил выдвинутую гипотезу о том, что у большинства обучающихся Сибирского юридического института МВД России сформировался достаточно высокий уровень понимания значимости и роли соблюдения закона. Очевидно, что подавляющее большинство курсантов в своей дальнейшей работе будут добросовестно исполнять свои обязанности, придерживаясь моральных норм. Все это указывает на то, что образовательный процесс в институте направлен на формирование не только узкого специалиста, но и социально зрелой личности. Вместе с тем опрос показал, что требуемая для сотрудников правоохранительных органов зрелость личности проявляется не у всех обучающихся. Например, на вопрос: «Есть ли у вас четкое представление о цели своей жизни и допустимых средствах ее достижения?», 8,8% обучающихся ответили, что «скорее нет, чем да», а 3,3% сказали, что «не имеют о ней никакого представления».

На вопрос, касающийся соблюдения норм морали, не все обучающиеся дали однозначный ожидаемый ответ. Если 64,8% обучающихся считают, что без соблюдения универсальных норм общественной морали не может быть конструктивных коммуникаций, и это указывает на их готовность соблюдать установленные общественные нормы, то 14,3% обучающихся отметили, что все нормы морали условны и необязательны для исполнения, а некоторые посчитали себя совершенно свободными от подобных норм (7,7%). Полученные результаты позволяют утверждать, что данная категория обучающихся не понимает сущности такого явления, как свобода, связывая ее со вседозволенностью и отсутст-

вием ограничений. При этом разумное ограничение свободы в условиях современной общественной жизни должно восприниматься человеком как возможность реализации своей личной свободы. Спор об универсальности или относительности морали является одним из важнейших в области этики на протяжении всей истории философии. Однако в современном научном мировоззрении доминирует позиция, отражающая понимание достижения подлинной свободы только в условиях установленных для всех ограничений. Ницшеанское стремление к сверхчеловеку через отрицание имеющихся общественных норм и правил не дает ощущение свободы. Оно порождает чувство собственного превосходства, которое лишает человека возможности нормально общаться с другими людьми. Трагизм проявляется в том, что, ощущая в себе эту ложную свободу, человек на самом деле теряет возможность положительной социальности. Несомненно, что такая мировоззренческая установка должна подвергаться в образовательном процессе обязательной корректировке. С ней связано и такое проявление незрелости личности, как непринятие конструктивной критики в свой адрес (4,4% обучающихся отметили, что они раздражаются от такой критики).

Доказательством указанной проблемы социальности является и ответ на вопрос о мере допустимого поведения в отношении других людей: 25,6% обучающихся выбрали вариант «отношусь к людям так, как они этого заслуживают». И хотя такая позиция тоже свидетельствует о недостаточной социальной зрелости, она демонстрирует готовность курсантов оценивать поведение других, исходя из каких-то универсальных характеристик положительного и отрицательного поведения.

Показательным для уровня социальной зрелости личности был и вопрос о мотивации к выполнению работы. Почти половина обучающихся (42,2%) указали на то, что их мотивируют денежные факторы; 34,4% ответили, что моральные факторы, в которые входит признание заслуг, уважение коллег и т.д.; 17,8% указали на организационные факторы; лишь 5,6% отметили патерналистские факторы. В условиях потребительского общества, учитывая прагматические позиции большинства современных молодых людей, преобладание денежного фактора в мотивации к выполнению работы выглядит совершенно обоснованно. Но такая мотивация больше подходит для коммерческой сферы, нежели для профессий социальной направленности, к которым относится и правоохранительная деятельность. Хотелось бы надеяться, что служить приходят не только за деньги, но и по зову сердца. Именно последнее во многом может служить основой антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов. Внушают оптимизм результаты ответов на вопросы, направленные на определение меры допустимого поведения в отношении способов получения денег. Обучающимся было предложено выбрать выражение, наиболее подходящее для

их жизненных принципов. Почти половина (47,8%) отметили, что «грязные деньги доброму делу не помогут» и 16,7% отметили, что «лучше быть бедным, но честным». Однако 20% курсантов отметили, что «деньги не пахнут», а 15,6% признали, что «богатство честно не нажить». Несомненно, позиция указанных 20% обучающихся требует серьезной корректировки, так как подобная мировоззренческая установка может в дальнейшем привести к действиям коррупционной направленности. Важно, что почти 80% курсантов считают, что деньги нужно получать честно, добросовестно выполняя свой профессиональный долг.

Значимым вопросом анкеты для отражения духовной стороны мировоззрения обучающихся являлся вопрос о патриотизме. Молодое поколение граждан для любого государства - это его будущее. Базисом гражданского патриотизма является гражданственность, которая служит определенной характеристикой социально зрелой личности. Сегодня в условиях современной информационной войны очевиден общественный запрос на повышение в российской молодежной среде, а значит и в курсантской, гражданственности как нравственной позиции личности. «Если сотрудник полиции не будет отличаться высоким уровнем гражданственности, то наделение его властными полномочиями будет лишь негативно сказываться на его деятельности» [3, с. 193-195].

По результатам нашего исследования 35,6% обучающихся считают, что быть патриотом своей страны - это значит «не выносить сор из избы», и только 26,7% уверены, что важно не просто скрывать какие-то недостатки, но и вместе со всеми участвовать в их исправлении. Именно такая позиция отражает высокий уровень гражданского патриотизма. Обращает на себя внимание тот факт, что 21,1% респондентов заняли довольно категоричную позицию: «Мы лучшие, и все!», что, безусловно, требует определенной корректировки в мировоззрении, чтобы исключить развитие шовинистических тенденций.

Практический компонент мировоззрения, отражающий сформированный уровень правосознания, показал обнадеживающий результат. Вопрос обучающимся был задан следующим образом: «Пользуясь велосипедной дорожкой на острове Татышев, вы всегда двигаетесь в направлении, указанном дорожной разметкой?». Ответы показали, что подавляющее большинство (83,5%) курсантов хорошо понимают, что дорожная разметка существует лишь для того, чтобы исключить возможные столкновения, которые могут привести к травмам и несчастным случаям, а вовсе не для того, чтобы ограничить права человека. Это говорит о том, что в целом в мировоззрении обучающихся сформированы правильные представления о роли и значимости установленных правил и законов (даже при условии, что 7,7% курсантов считают, что такие ограничения не нужны, а 2,2% вообще не соблюдают ограничения, так как они их раздражают). Однако следует обратить внимание на то, что 6,6% опрошенных готовы нарушать разметку, если видят, что другие ее тоже не соблюдают. Это указывает

на то, что в условиях господствующего правового нигилизма, они, к сожалению, не готовы бороться со сложившейся системой и своей позицией не обеспечат в ней положительного перевеса. Очевидно, что такая мировоззренческая позиция тоже нуждается в корректировке.

Резюмируя, хотелось бы обратить внимание всех сотрудников и работников, занятых в реализации образовательного процесса, на необходимость корректировки выявленных негативных мировоззренческих установок. Очевидно, что большую роль в этом играет личная позиция по отношению к таким мировоззренческим установкам самих преподавателей, воспитателей и руководителей, работающих непосредственно с обучающимися.

Библиографический список

1. Герцен, А.И. Письма в будущее к старому товарищу / А.И. Герцен // Документы по истории России XIX века. - URL: http://www.history.ru/content/ view/1249/87/ (дата обращения: 26.02.2021).

2. Лукичева, М.В. Предпрофильная подготовка в основной школе как фактор формирования социальной зрелости учащихся: дис. ... канд. пед. наук / М.В. Лукичева. - Ярославль, 2007. - 171 с.

3. Маслодудова, Н.В. Повышение гражданственности курсантов как задача современного образовательного процесса в учебных заведениях МВД России / Н.В. Маслодудова // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XXI международной научно-практической конференции (5-6 апреля 2018 г.) : в 2 ч. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2018. - Ч. 1.

4. Савва, Л.И. Социализация студентов в профессиональном образовании : монография / Л.И. Савва [и др.]. - М., 2012. - URL: https://www.monographies.ru/ ru/book/section?id=5261 (дата обращения: 26.02.2021).

5. Сухобская, Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики / Г.С. Сухобская // Новые знания. - 2002. -№ 4. - URL: http://hpsy.ru/public/x1449.htm (дата обращения: 21.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.