Научная статья на тему 'Анализ мирового опыта применения механизма государственно-частного партнерства'

Анализ мирового опыта применения механизма государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1917
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INFRASTRUCTURE / ECONOMIC GROWTH / COMPETITIVENESS / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агазарян Нерсес Варданович

В статье анализируется международный опыт развития ГЧП на примере экономически развитых, развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой. Работа нацелена на выявление лучших мировых практик в целях определения наиболее благоприятных условий для практической реализации подходов ГЧП в России. В статье сделан ряд ключевых выводов о том, что ГЧП в инфраструктурных отраслях позволяет странам и регионам привлекать средства для развития и совершенствования энергетики, водоснабжения, транспорта, телекоммуникаций, информационных технологий и других направлений за счет участия частных и государственных учреждений. Там, где существуют региональные проблемы с устаревающей инфраструктурой или требуются более эффективные услуги, партнерство с частным сектором может способствовать укреплению новых решений для комплексного развития стран и регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the World Experience of Public-Private Partnership Application

The article analyzes the international experience of PPP development as an example of economic developed, developing countries and countries with economies in transition. The work is aimed at identifying the world's best practices in order to determine the most favorable conditions for the practical implementation of PPP approaches in Russia. The article made a number of key findings that PPP in infrastructure sectors allows to attract funds for development and improvement of energetics, water supply, transport, telecommunications, information technologies and other areas due to the participation of private and public institutions to countries and regions. In places with regional problems concerning aging infrastructure and a need for more effective services, partnership with the private sector can contribute new solutions for the integrated development of the countries and regions.

Текст научной работы на тему «Анализ мирового опыта применения механизма государственно-частного партнерства»

Агазарян Н.В. Анализ мирового опыта применения механизма государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. — 2016. — Т. 3. — № 2. — С. 151-172. — doi: 10.18334^.3.2.37071

Язык публикации: русский

Public-Private Partnership, 2016, Volume 3, Issue 2

Analysis of the World Experience of Public-Private Partnership Application

Nerses Agazaryan1

1 Peoples Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation

ABSTRACT_

The article analyzes the international experience of PPP development as an example of economic developed, developing countries and countries with economies in transition. The work is aimed at identifying the world's best practices in order to determine the most favorable conditions for the practical implementation of PPP approaches in Russia.

The article made a number of key findings that PPP in infrastructure sectors allows to attract funds for development and improvement of energetics, water supply, transport, telecommunications, information technologies and other areas due to the participation of private and public institutions to countries and regions. In places with regional problems concerning aging infrastructure and a need for more effective services, partnership with the private sector can contribute new solutions for the integrated development of the countries and regions.

KEYWORDS_

public-private partnership, infrastructure, economic growth, competitiveness

CITATION_

Agazaryan, N.V. (2016). Analysis of the World Experience of Public-Private Partnership Application. Public-Private Partnership, 3(2), 151-172. doi: 10.18334/ppp.3.2.37071

JEL: H54, L32, O57 Original Research Language: Russian

Received: 11 Jun 2016, Published: 30 Jun 2016

© Agazaryan N.V. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY-NC-ND 3.0

H For correspondence: [email protected]

HIGHLIGHTS

► the development of PPP in the world can be divided into three specific stages

► the majority of countries are still at the first stage of PPP development, which includes the development of the legislative framework and standards for PPP

► at the second stage are the vast majority of developed countries of Europe, such as Germany, France, Spain, Italy, and from the rest of the world - such countries as the USA, Canada, New Zealand, Japan and Russia

► at the third stage of PPP development are only the UK, Australia, South Korea and Ireland

► recently, in some countries began to appear PPP projects in the areas that had previously been considered the exclusive domain of the state

Государственно-частное партнерство, 2016, Том 3, Выпуск 2

Анализ мирового опыта применения механизма государственно-частного партнерства

Нерсес Агазарян1®

1 Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ_

В статье анализируется международный опыт развития ГЧП на примере экономически развитых, развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой. Работа нацелена на выявление лучших мировых практик в целях определения наиболее благоприятных условий для практической реализации подходов ГЧП в России.

В статье сделан ряд ключевых выводов о том, что ГЧП в инфраструктурных отраслях позволяет странам и регионам привлекать средства для развития и совершенствования энергетики, водоснабжения, транспорта, телекоммуникаций, информационных технологий и других направлений за счет участия частных и государственных учреждений. Там, где существуют региональные проблемы с устаревающей инфраструктурой или требуются более эффективные услуги, партнерство с частным сектором может способствовать укреплению новых решений для комплексного развития стран и регионов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

государственно-частное партнерство, инфраструктура, экономический рост, конкурентоспособность

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Агазарян Н.В. Анализ мирового опыта применения механизма государственно-частного партнерства // Государственно-частное партнерство. — 2016. — Т. 3. — № 2. — С. 151-172. — М: 10.18334/ррр.3.2.37071

JEL: H54, L32, O57 Язык публикации: русский

© Агазарян Н.В. / Публикация: Издательство «Креативная экономика» Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY-NC-ND 3.0

н Для связи: [email protected]

ТЕЗИСЫ

► развитие ГЧП в мире можно разделить на определенные три ступени

► большинство стран до сих пор находятся на первой ступени развития ГЧП, которая включает разработку законодательной базы и стандартов для ГЧП

► на второй ступени находятся подавляющее большинство развитых государств Европы, таких как Германия, Франция, Испания, Италия,

а с остального мира - такие государства, как США, Канада, Новая Зеландия, Япония и Россия

► на третьей стадии развития ГЧП находятся только Великобритания, Австралия, Южная Корея и Ирландия

► в последнее время в определенных государствах стали появляться проекты ГЧП в сферах, которые до этого считались исключительной прерогативой государства

Об авторах:

Агазарян Нерсес Варданович, аспирант, Российский университет дружбы народов, г. Москва ([email protected])

В мировой практике инструменты государственно-частного партнерства (ГЧП) применяются для привлечения частных компаний с целью долговременного финансирования и управления общественной инфраструктурой по широкому спектру ГЧП-объектов.

Выбор начального направления при реализации проектов ГЧП зависит в большей степени от уровня экономического и социального развития и приоритетности задач определенного государства или же региона. Разновидность форм, видов и сфер применения государственно-частного партнерства интегрируют их в универсальный инструмент решения определенного рода задач долгосрочного характера в различном контексте сфер деятельности - от применения только инфраструктурных и социальных проектов общегосударственного уровня до адаптации и разработки особо перспективных технологий для новейших точек роста именно там, где располагается емкий человеческий капитал и научный потенциал.

Развитие ГЧП в мире можно разделить на определенные три ступени, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы развития государственно-частного партнерства

Степень развития ГЧП Характерные черты

Первый этап - формирование основ политики ГЧП; - разработка базовых понятий; - начало построения рынка услуг ГЧП; - определение первоочередных проектов.

Второй этап - образование структур ГЧП; - формирование нормативно-правовой базы; - расширение ряда проектов с включением новых секторов хозяйства; - публикация и подготовка практических руководств.

Третий этап - модели ГЧП размножены и усовершенствованы; - ликвидированы правовые барьеры на пути развития ГЧП; - наблюдается поток заключаемых контрактов ГЧП; - расширяется спектр инвесторов в инфраструктуру, включая страховые, пенсионные и частные фонды.

Источник: составлено автором на основе данных, приведенных в [19]

Большинство стран до сих пор находятся на первой ступени развития ГЧП, которая включает разработку законодательной базы и стандартов для ГЧП. Участники, которые находятся на этих ступенях, стремительно пробуют создавать систему ГЧП без глубокого понимания того, как их реализовывать, вследствие чего подвергают себя и даже своих партнеров определенному риску повторения ошибок, проходящих

на начальной ступени развития ГЧП в других государствах. Для того чтобы такие ошибки не повторялись, государства, которые находятся в начальной стадии развития ГЧП, должны использовать опыт, который накоплен государствами, уже прошедшими этот путь: Австралией и Ирландией -в сфере дорожного строительства; Великобританией - в сфере строительства больниц, образовательных учреждений, а также военной инфраструктуры; Нидерландами - в сфере строительства жилья муниципального значения.

Сегодня на третьей стадии развития ГЧП находятся только Великобритания, Австралия, Южная Корея и Ирландия, которая только недавно вступила на эту третью стадию. На второй ступени находятся подавляющее большинство развитых государств Европы, таких как Германия, Франция, Испания, Италия, а с остального мира - такие государства, как США, Канада, Новая Зеландия, Япония и Россия. На стартовой, первой ступени развития ГЧП находятся страны Латинской Америки, Восточной Европы, а также страны СНГ.

ГЧП с разным успехом развивается во многих государствах. Наибольшего своего распространения эта концепция получает в государствах с развитой рыночной экономикой, а также с устоявшимися традициями эффективного взаимодействия частного сектора с государством. Но, несмотря на похожесть общих позиций, в организации ГЧП в разных государствах выделяются и определенного рода различия. Например, в англо-саксонском мире в вопросе выбора частного партнера проводится три различных конкурса: на строительство, на проектирование и на управление. В таком государстве, как Франция, наоборот, имеет место единый конкурс на все виды услуг и работ. Практика использования ГЧП в некоторых западноевропейских государствах указывает на то, что этот механизм применяется там, где у бизнеса и государства есть взаимодополняющие интересы, но при этом они не в состоянии действовать независимо друг от друга и полностью самостоятельно.

Отечественный ученый Балашов С. А., занимаясь исследованиями практики иностранных проектов ГЧП, замечал, что в различных государствах существуют свои определенные отраслевые приоритеты: например, в США такой отраслью служат автодороги (89 % всех проектов), в Великобритании - здравоохранение (35 % всех проектов) и образование (32 % всех проектов), в Германии - образование (43 % всех проектов), а в таких странах, как Италия, Франция и Канада - здравоохранение1.

1 Балашов С. Опыт функционирования ГЧП в развитых странах // Государственно-частное партнерство в условиях кризиса: Сборник материалов конференции. - Москва, 2009. - С. 281.

В последнее время в определенных государствах стали появляться проекты ГЧП в сферах, которые до этого считались исключительной прерогативой государства. Так, в США, Великобритании и Германии интегрируют схемы ГЧП, которые позволяют совмещать преимущества государственного планирования с частной заинтересованностью в выполнении общенациональных проектов в сфере космической разведки.

В современных реалиях развития мировой экономики возникает потребность выявления наиболее значимых отраслей для применения ГЧП для каждого государства в целом и региона в частности. Привлечение инвестиций сразу во все сферы экономики государства в полном объеме фактически невозможно, при все при этом всегда существуют те сферы деятельности, в которые необходимо инвестировать в первую очередь. Также отрасли в государствах с разным уровнем экономического развития, в которые, по мнению правительства государства, нужно инвестировать с помощью привлечения частного сектора, значительно различаются.

Анализ иностранных проектов в государствах с разным экономическим развитием, которые реализованы с помощью механизмов государственно-частного партнерства, показал, что такие партнерства успешно используются в транспортной (автодороги, порты и аэропорты, железные дороги, трубопроводный транспорт) и социальной инфраструктуре (образование, здравоохранение, развлечение и туризм), жилищно-коммунальном хозяйстве (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение, очистка воды, и др.), в других отраслях (оборона, тюрьмы, объекты военной направленности). Как показано на рисунке 1, лидерами являются транспортная инфраструктура и социальная инфраструктура.

При анализе применения ГЧП-проектов в различных государствах, рассматривая их в соответствии с классификацией, принятой в ООН, в зависимости от экономического и социального развития государства общая картина будет изменяться. На рисунке 2 рассмотрена схема применения ГЧП-проектов в странах «Большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония) по отраслям экономики. Можно сравнить рисунки 1 и 2, в результате сравнения мы заметим, что по сравнению с общей картиной в государствах «Большой семерки» проекты именно транспортной инфраструктуры стоят далеко не на лидирующем месте. В странах «Большой семерки» места с первого по третье занимают здравоохранение, образование и автодороги (таблица 2).

Водоочистные сооружения ■■ 21

Использование отходов ^ЯШ 31

Коммунальное хозяйство 1 4

Уличное освещение ■ 15

Социальное жилье 26

Автодороги

Железные дороги Н 17

Тюрьмы Н 17

Порты ' 5

Разное

Легкое наземное метро Ш 47

Организация досуга 1 4

Инновационные технологии 1 4

Здравохранение

Образование

Оборона ■■ 21

Мосты и тоннели 21

Аэропорты 1 4

Средства размещение 75

0 50 100 150 200 250

■ КОЛИЧЕСТВО ПРОЕКТОВ, ШТ

Рисунок 1. Отрасли, в которых используются проекты ГЧП в мире Источник: составлено автором на основе [19]

КОЛИЧЕСТВО ПРОЕКТОВ, шт

Водоочистные сооружения 32

Использование отходов 23

Коммунальное хозяйство Уличное освещение 1 па

Социальное жилье 22

Автодороги 92

Железные дороги Тюрьмы Порты 3 2

Легкое наземное метро 25 |

Организация досуга Инновационные технологии 1 2

Здравохранение 184

Образование ___ 138

Оборона Мосты и тоннели 20 31

Средства размещение 51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 100 150 200

Рисунок 2. Анализ использования проектов ГЧП по отраслям в странах «Большой семерки» Источник: составлено автором на основе [19]

огээд м 01 8 см со Е8 ел - ио СО

нпнэжМооэ яяншопьоодод о о - о о - о см

эодохшо ЭПН1В90£Яи0иЭИ СГ> о о о о тг о СО СМ

оешзпвсох оончивнЛтчо)! о о о о - о о —

опнэйтоо донышА о о о - сэ о ьо

эчипж эончивпЬоэ см см о о о о о с? см см

пго^ор ачнЕэиэук СМ о ч— -

¡чт<]щ - о - го <о - о СП

1ЯШ(1о[] о о о о <=> СМ о см

оОшэт эонмэеен эохгец СГ> т- - см о о ю СМ

егАэод ипЬеспнег^о о о - о <=> <=> -

ппгоионхэш аянногйшэоннм о о о а о см

пиэннош п ¡чшэоуу о го со о ю о СО

вноёодо СО о о - - о о о см

СО - (Г) -ТГ СО -

эпнееоЕеОдд ГО о - о о о со со

эпнэнв0хоо&е0д£ гО см о ■Ч" см со см со о 5

пгоОо дошву см см со о о го см о см СГ?

I Великобритания и 1 а: 1 | Франция Германия | Италия и о с Всего

Такое распределение отраслей экономики неудивительно, если еще учитывать особенности экономического и социального развития этой группы государств. Более подробное изучение иностранного опыта показало, что в каждом из государств «Большой семерки» есть своя определенная и приоритетная сфера по использованию механизмов ГЧП. Так, в США такой сферой служат автодороги, в Великобритании -здравоохранение и образование, в Германии - образование, в Италии, Франции и Канаде - здравоохранение.

При изучении опыта отдельных государств данной категории пристальное внимание стоит обратить именно на Великобританию, так как на протяжении долгого временного периода именно это государство считается неоспоримым лидером в области применения механизмов ГЧП, что подтверждается распределением проектов среди государств «Большой Семерки» (рисунок 3).

■ Великобритания

■ США _ Франция

■ Италия

■ Япония _ Канада

Германия

Рисунок 3. Завершенные проекты ГЧП в странах «Большой Семерки»

В Великобритании государственно-частное партнерство начало свое стремительное развитие с момента запуска «Частная финансовая инициатива» (Private Finance Initiative) в 1992 году, но сама идея привлечения частного капитала для финансирования общественное значимых проектов, которые обычно финансируются за счет муниципальных или государственных средств, зародилась примерно в начале 1980-х годов.

Британское правительство активно использует на практике концепцию взаимодействия и партнерства между частным бизнесом и государством в виде ГЧП - для привлечения частных инвестиций в обеспечение развития инфраструктуры и предоставление услуг, что влечет за собой снижение финансовой нагрузки на бюджет государства.

ГЧП применяется в тех случаях, когда частные компании могут выполнять государственные задачи, причем также хорошо, а порой и лучше, чем само государство. Такое повышение эффективности достигается путем:

— грамотного распределения рисков и задач;

— применения принципа жизненного цикла;

—улучшения инструментов стимулирования.

В Великобритании концепция ГЧП практически реализуется в большинстве случаев в форме ЧФИ. Она возникла в результате многолетнего поиска британским правительством путей повышения качества предоставления государственных услуг при уменьшении государственных расходов на эти цели.

Наиболее специфическими чертами программы ЧФИ являются следующие: сами проекты рассматриваются с позиций того, как их реализация будет помогать увеличению качества жизни населения, а не с позиции приобретения государством новых активов; частный сектор берет на себя определенные долгосрочные обязательства по обслуживанию актива или оказанию услуги, а государство берет на себя долгосрочные обязательства по обеспечению спроса на данные товары или услуги. Также существенную часть рисков по проекту берет на себя частный сектор. В качестве главного критерия, который используется при принятии решения об реализации проекта ГЧП, служит оценка соотношения цены и качества (value for money).

Великобритания остается европейским флагманом не только по масштабам применения схем ГЧП для привлечения инвестиций, но и по степени диверсификации различных направлений применения таких инвестиций в экономике в целом. В современных условиях британский бизнес наделен многосторонним практическим опытом участия в договорах в рамках ГЧП, включая финансовые и правовые вопросы, и аспекты управления такими проектами.

После рассмотрения опыта Великобритании логичнее перейти к опыту США. Сначала нужно отметить, что в США не существует какого-либо федерального закона, который устанавливал бы единые подходы

к использованию проектов государственно-частного партнерства. Анализ законодательной базы США указывает на наличие во многих штатах существующих нормативно-правовых документов, которые регулируют определенные сферы (по отраслевому признаку) использования механизмов ГЧП.

Главным институтом, который отвечает за развитие государственно-частного партнерства в США, является Национальный совет по ГЧП (The National Council for Public-Private Partnerships, NCPPP), образованный в 2005 г. Совет является некоммерческой организацией и входит в состав правительства штата Колумбия, миссия которого заключается в продвижении и пропаганде системы ГЧП на всех эшелонах власти в тех сферах, где это действительно необходимо, а также в создании базиса для делового сотрудничества частного и государственного секторов экономики США с целью улучшения качества услуг и товаров на основе эффективного управления расходами в социально значимых для населения государства областях [14].

По определению Национального совета по ГЧП в США, государственно-частное партнерство - это форма соглашения между любым уровнем государственной власти (муниципалитета, штата, федерации) и представителем частного сектора. Согласно данному соглашению предусматривается совместное использование активов и опыта каждой из сторон в целях создания продуктов или оказания услуг, которые необходимы для населения страны. Помимо распределения ресурсов, условиями договоров предусматривается распределение доходов и рисков по проекту между государством и частным бизнесом.

Национальный совет по ГЧП решает определенные задачи:

— способствует информационному обмену между частным бизнесом и государством в части практической реализации проектов ГЧП;

— проводит образовательные тренинги и семинары по ГЧП;

— осуществляет общее информирование для популяризации применения инструментов ГЧП;

— обеспечивает методологическую поддержку в процессе подготовки и реализации международных проектов ГЧП.

Существует два вида участия представителей частного бизнеса в Национальном совете по ГЧП:

1. Основное участие. Участниками данного вида могут быть предприятия всевозможных отраслей и организационно-правовых форм. Данная категория участников не имеет права голоса при принятии управленческих решений. Даная форма членства позволяет вносить собственные инициативы по развитию государственно-частного партнерства для принятия окончательного решения советом директоров.

2. Спонсорское участие. Участниками данного вида могут быть представители частного бизнеса, некоммерческих общественных организаций и других предприятий, готовых оплачивать членские взносы. Участники-спонсоры имеют право быть членами совета директоров Совета.

В силу рассмотренного выше сделаем вывод: в тех государствах, которые характеризуются наличием у себя именно рыночной экономики, высоким уровнем потребления ВВП на душу населения и уровнем производительности труда, где велика средняя продолжительность жизни и закономерно высокое качество образования и медицинского обслуживания, где страна дает гарантии высокого уровня социальной защиты населения, ГЧП применяется в основном в сферах образования и здравоохранения, что связано с проводимой в стране государственной политикой.

Изучив опыт использования ГЧП в государствах «Большой Семерки», нельзя не рассмотреть опыт других развитых стран.

Таблица 3 отражает совершенно другую структуру распределения ГЧП по отраслям экономики в этой группе стран, а именно заметно преобладание сферы автодорог. Ведущими сферами использования механизмов ГЧП для этих государств являются:

1. автодороги (93 проекта);

2. здравоохранение (29 проектов);

3. образование (23 проекта);

4. средства размещения (22 проекта).

В государствах «Большой семерки» на первом месте -здравоохранение, на втором - образование, а дороги занимают только третье место по степени применения механизмов ГЧП. В других развитых странах ситуация следующая: на первом месте со большим отрывом находятся автодороги, а на втором и третьем местах образование и здравоохранение.

огэод ¿N1 СО СМ со о I1— чг ю о -г - го см см СП со СМ

цпнджА(1ооо эмншэпьоодод - О СМ см о о - о о а - о о о о о г—

эодохшо эпнееоюиоиэи о о - о о о о а о о о о а о - г—

оэшэпиеох еотивнХтю)! СМ ^ о о о о с о о о о о о о о о со

епнэ'теээо эоньпид о О о о о о о о о сз о о о о о о о

эяипж эончиепУюо - го о с=> о о о о о о о о <=> о о о ч

пг<х1од &ян£д1Ю)1{ о - о о СМ г*} о о о о о о - а ч

см - о о о о о о о - о о о о о о

юшвоиоиее п ¡яшбоц см о о со о о о - о о о о о о о о со

эонтеен эохеэц — о о со СМ - о о о см о а о о о о СП

егАэор ипЬеепнед(1() - о о о о о о о о о о о о о СЭ - СМ

ппгононхэш э19ннопЬеэонни о о о о о о - о о о о о о о о см

ПНЭННОШ П 1ЧШЭ01<Ч о о о о - о о о о о о о о - о со

еноОодо - еэ о о о о о о о о о о о о о о -

ьпнэ'тэме&О еишрэф <£> ГО т— см - - - - - тГ о о - о о см см

эпнеэоееОдо СО •ч- - - о о о сэ - о - - о - о о со сч]

епнэнеихоо&еир£ Щ о С%1 - т со - о - о - о о о о о см

пго<к>оошеу с^ о С"^ о тг г». го - со со - о о о со сгз

ГС £ 1 тс а 1 Северная Ирландия Испания сс § 1_ е- о. о гг о; § I о. 2 Е Б ||_ -й 1 Австрия | Израиль л с а 1 X к Е 1 о 1С | Финляндия | Дания | Южная Корея Сингапур | Всего

В силу вышесказанного можно сделать вывод о том, что между уровнем экономического и социального развития государства и сферами применения механизмов ГЧП существует определенная корреляция. Но с другой стороны, статистика указывает на то, что тройка ведущих сфер экономики в обеих группах стран идентична, различается только лишь порядок их распределения по количеству реализованных проектов.

Если рассматривать опыт партнерства между государством и частным сектором в отдельных странах данной группы, то наиболее интересным представляется опыт Австралии.

В Австралии стремительное развитие ГЧП происходило в 80-е годы ХХ столетия: тогда власти начали использовать этот механизм для привлечения частного капитала в инфраструктурные проекты и гражданское строительство. В настоящее время эта схема используется и в других проектах, например при строительстве больниц, судов, конференц-центров.

Подобные проекты осуществляются по принципу долевого финансирования за счет государственного, регионального или местного бюджета в сочетании с привлечением частного капитала. Также предусмотрена возможность выпуска государственных долговых ценных бумаг. При этом обязательства государства перед участниками партнерства устанавливаются индивидуально в каждом проекте, а подбор партнеров производится в формате конкурсов.

В 2008 г. федеральное правительство выпустило исчерпывающее общее руководство по ГЧП, которое содержит полный перечень рекомендаций, которым должны следовать правительственные органы при работе в рамках ГЧП. Помимо этого, весь процесс регулируется соответствующими нормами законодательства, имеющими императивный характер.

Одной из важных особенностей воплощения ГЧП в Австралии является полная прозрачность и публичность. В соответствии с требованиями к отчетности обеспечивается открытый доступ к бухгалтерскому балансу проекта. Например, в открытом доступе в сети Интернет размещена полная информация по проекту строительства автомагистрали East Link в 2,56 млрд долларов США. Такой подход помогает уже на стадии подготовки проектов избежать нарушений по завышению проектного финансирования, предоставлению необоснованных преференций отдельным компаниям

и несправедливому распределению ответственности между участниками.

Отличительной чертой развитых стран является их прогрессивное видение факторов, определяющих эффективность ГЧП. Проводятся многочисленные исследования проблемы эффективности государственно-частного партнерства. В рамках ЕС исследования осуществляются в форме разработки специализированных стандартов оценки: применяемое ранее понятие строгой оптимизации (к примеру, максимизации рентабельности, чистого приведенного дохода и т. п.) преобразуется в более широкий многовариантный обобщающий анализ ценности партнерства (Value for Money).

Перейдем к изучению следующей группы стран - страны с переходной экономикой. В таблице 4 проведен анализ использования ГЧП-проектов в странах с переходной экономикой, и из этого анализа видно, что со значительным отрывом лидируют такие инфраструктурные проекты, как аэропорты, автодороги, тоннели и мосты, легкое наземное метро. Стоит заметить, что как было в предыдущих рассмотренными нами группах стран, образование и здравоохранение уже не являются приоритетными сферами применения инструментов ГЧП, в первую очередь из-за значительно более низких показателей ВВП на душу населения и приоритетностью роста экономики по отношению к развитию социальной сферы. В силу вышесказанного, для поддержания и сохранения высоких темпов роста экономики в этих государствах крайне важно реализовывать комплекс мер по развитию именно транспортной инфраструктуры.

Последняя группа стран, которую мы рассмотрим, - это развивающиеся страны. В таблице 5проведен анализ использования ГЧП-проектов в развивающихся странах.

В развивающихся странах, как и в странах с переходной экономикой, наибольшее число ГЧП-проектов осуществляется также в автодорожной сфере.

Судя по приведенной статистике, Россия, относящаяся к категории стран с переходной экономикой, с высокой степенью вероятности сосредоточит основные усилия на строительстве транспортных объектов, поскольку именно в этой сфере наблюдаются наибольшие диспропорции, и существует повышенный спрос на более качественную транспортную инфраструктуру.

огэод Л сч - 1— т

цпнвжАФхю этншэпьоодод о о о о о о о о о

эодохшо епнвдоеяиоиэи о о о о о о о о о

оэшэпиеох эоняиЕнАмт){ о о о о о о о о о

епне)лэ8эо воммщ о о о о о о о о о

эчипж эончи&пЬоо о о о о о о о о о

лэоЛор е>чн£эиэ}к о о о о о о о о о

см о о о о о а

1яии]оио<]ее п ¡чинЬц о о - о см о о о сг>

снЗиюп вонм&евн эомгэи - о - о о о о о см

егАэод т ЬеЕпнег(1о - о о о о о о -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ппгоионхэш э1чннопШдонни о о о о о о о о о

пиэннош тчшэоуу с о о о о см о о см

енос/одо о о о о о ■о о о о

о о - о о о о о -

эпнеэоееОдо - о о о о ■с? о с? -

о см о о о о о о Оч1

пгоиооыиеу ■о ю ТГ ю см О - - со см

(Г - & X а> к X л 2 0и РЗ § с Хорватия | Болгария Латвия СП X — св & > Чехия Всего

ш

§

К

к Е-

8

и |

| г

гта р-

к £ и >-, о. ее

и

4

5 *

и

0

Он

Е

1

С

С

§

8

А §

а у

135 «

а

к

<

огэод о> - - л - со - - СЧ1 см

тнежАбооэ ачниюпыюдод о о о - о - о о см

эодохшо эпнвеоеяиоиэи о о - о о о о о -

оэшэпиеох эоняиенАтчо)! о о о о о о о о О

епне)лэ8эо эоньпвд о о о о о о о О о

эчипж эончи&пУюо о о о о о о о о о

песк^ор &янЕэиэ)к о о о о о <=> о - -

¡ятОщ о о Л - о о - о См

михкнххЗее п ¡чшЦоц о - О о о - о а см

оёшвн еонп&еен ЭОХ2ЭЦ о о о о о - о о -

егАэод нл^еешегсЛо о о о о о о с?

ппгоионхэш Э1чнноп)1е9онни о о о о о о о о о

пианнош п )чшэоуу о о о ■о ■о о о еэ

еноёодо <Г> о о ■о ■о о о о

ипнэЬпэмееи о о о о - о о О -

эпнешеОдо - о о о О О о о -

епнвнвс^хооэе^дс - о о о ■с? ■о о о -

пго^одошэу г- о о со о о о о о

I Мексика | Индия | Бразилия | Чили | Мальта | ОАЭ | Гонконг | Саудовская Аравия | Всего

Для России большое значение имеет опыт стран БРИКС. В странах БРИКС развитие государственно-частного партнерства имеет также свои характерные черты. Концессионная и иные схемы ГЧП наиболее продуктивно применяются в Индии, Бразилии и Китае. В большинстве случаев это проекты в сельскохозяйственной и производственной сферах, в сфере освоения сырьевых месторождений, проекты коммунально-бытовой инфраструктуры, уже сейчас Российская Федерация планирует совместные проекты ГЧП с Бразилией. Так, Центр развития ГЧП и The State Economic Development Secretariat / PPP Unit бразильского штата Минас-Жерайс в 2014 году заключили договоренность о сотрудничестве, согласно которой главными направлениями сотрудничества между государствами станет обмен информацией и опытом в сфере ГЧП, оказание бизнес-проектам определенного уровня организационной поддержки, «перекрестное» изучение инвестиционных проектов с применением инструментов ГЧП.

В Китае первая стадия становления государственно-частного партнерства началась с 1980-х до 1990-х годах и ее характерной чертой была высокая степень государственного участия в формировании инструментов управления проектами. Массовая реализация проектов ГЧП способствовала притоку иностранных инвестиций, улучшению развития инфраструктуры в государстве, облегчению финансового бремени государственного бюджета. С начала 1990-х годов начала развиваться юридическая база для ГЧП. Вторая волна ГЧП началась в 2000-х годах с возрождения финансирования крупных инфраструктурных проектов и экономического развития государства. Под эгидой Программы Развития ООН (ПРООН) Пекин поддержал включение схемы государственно-частного партнерства в реализуемую Программу Развития ООН 21 Века (UN Agenda 21, ACCA21) в Китае.

В Южно-Африканской Республике (ЮАР) при оценке бизнес-проектов главными факторами соответствия заявленным целям ГЧП служит возможность их реализации доступными средствами, экономический эффект и разделение рисков с частным сектором. В 2001 г. с учетом всего накопленного опыта и при финансово-технической поддержке государственных фондов международного развития США (USAID), Германии (DTZ) и Великобритании (DIFID) при Национальном казначействе Министерства финансов ЮАР был создан головной орган, в его компетенцию были переданы функции технического консультирования и общего финансового надзора

в рамках ГЧП. Функционирование созданного Управления по ГЧП (УГЧП) финансируется только из бюджета Казначейства. От имени государства УГЧП рассматривает экономические обоснования для проектов, занимается проведением и организацией публичных тендеров, с последующим подписанием договоров, а также осуществляет контрольную функцию, осуществляя надзор за исполнением сторонами всех своих обязательств. В своей практической деятельности Управление близко сотрудничает с другими ведомствами ЮАР, муниципальными образованиями (например, по вопросам развития систем электрификации, канализации и водоснабжения,) и властями южноафриканских провинций.

Рассматривая бразильский опыт, нужно заметить, что в Бразилии уже давно имеется закон о концессиях, опираясь на который, частный бизнес может управлять и строить инфраструктурные объекты с разрешения государства. Документ еще позволяет публичной стороне предложить частному партнеру унитарный платеж в тех случаях, когда проект является недостаточно экономически устойчивым. Нормативно-правовая база в Бразилии построена таким образом, что государство должно предоставлять свои услуги в развитии инфраструктуры только в том случае, когда имеет место необходимость или отсутствуют другие альтернативы. В 1995 году Национальная Программа по Приватизации тоже стала частью правовой основы для развития участия частного сектора в экономике Бразилии.

А вот в Индии в 2012 году с помощью применения механизмов ГЧП власти опробовали инструмент концессионного соглашения для решения важной проблемы нехватки мощностей для хранения серьезных объемов зерна. Индия является также одним из самых рентабельных рынков медицинского туризма в мире. Министерство туризма Индии старается использовать потенциал ГЧП в традиционных для Индии системах оздоровления (таких как Аюрведа, Йога, Сиддха). Для предоставления услуг здравоохранения более хорошего качества правительством Индии была использована новая модель государственно-частного партнерства, направленная на усовершенствование инфраструктуры здравоохранения посредством частной поддержки государственного сектора отрасли медицины.

ГЧП в инфраструктурных отраслях позволяет странам и регионам привлекать средства для развития и совершенствования энергетики, водоснабжения, транспорта, телекоммуникаций, информационных

технологий и других направлений за счет участия частных и государственных учреждений. Там, где существуют региональные проблемы с устаревающей инфраструктурой или требуются более эффективные услуги, партнерство с частным сектором может способствовать укреплению новых решений для комплексного развития регионов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Вашаломидзе Е.В. Развитие государственно-частного партнерства в условиях

инновационной модернизации экономики // Интернет-журнал «Науковедение». -2014. - № 6.

2. Гафурова Г.Т. Опыт Индии в поддержке и развитии государственно-частного

партнерства // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - № 3. - С. 52-57.

3. Глушков С.А., Уварова А.А. Мировой опыт и перспективы использования ГЧП в России //

Транспорт Российской Федерации. - 2012. - № 3.

4. Завьялова Е.Б. Государственно-частное партнерство во внешнеэкономической

деятельности // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - № 2. -С. 52-61.

5. Захаров А.Н., Овакимян М.С. Использование зарубежного опыта государственно-

частного партнерства в решении экономических задач России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2013. - № 6.

6. Мерзлов И.Ю. Международный опыт развития государственно-частного партнерства в

экономически развитых странах: институциональный аспект // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. - 2012. - № 3. - С. 75-81.

7. Кузьмин В.А. Государственно-частное партнерство: опыт реализации механизма в

Германии и возможности его использования в России [Электронный ресурс] // PPPinrussia.ru. - 2014. - Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru/userfiles

8. Садыхов А.П. Информационно-аналитическая справка об опыте ГЧП в Южно-

Африканской Республике [Электронный ресурс] // PPPinrussia.ru. - 2015. - Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru/userfiles

9. Садыхов А.П. Информационно-аналитическая справка об опыте ГЧП в Бразилии

[Электронный ресурс] // PPPinrussia.ru. - 2015. - Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru/main/publications/foreign

10. Петрова И.В. Понятие государственно-частного партнерства: оценка зарубежных и

отечественных определений // Вестник экономической науки Украины. - 2014. -№ 3.

11. Петрова И.В., ТарашЛ.И. Мировые и европейские тенденции развития ГЧП в

определении приоритетных сфер применения // Вестник экономической науки Украины. - 2015. - № 1.

12. Методические рекомендации по развитию институциональной среды в сфере

государственно- частного партнерства в субъектах РФ / М.В. Ткаченко, А.А. Долгов,

Г.А. Борщевский [и др.]. - М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014.

13. Хачатурян Н.С. Мировой опыт формирования эффективных механизмов

взаимодействия государства и бизнеса в современных условиях // Terra Economicus. - 2013. - Т. 11. - № 1-3. - С. 14-18.

14. Официальный сайт Национального совета по ГЧП США (http://ncppp.org).

15. Официальный сайт Национального финансового агентства развития ГЧП Ирландии

(http://ppp.gov.ie).

16. Официальный сайт Центра развития ГЧП Великобритании (PUK)

(http://www.partnershipsuk.org.uk).

17. Официальный сайт Центра развития ГЧП Португалии (http://www.parpublica.pt).

18. Официальный сайт Центра развития ГЧП Франции (http://www.cefoppp.org).

19. Официального сайта Федерального информационного портала «ГЧП инфо»

инфраструктура и ГЧП в России (http://www.pppi.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.