УДК 338.2(517)
DOI 10.17150/2500-2759.2017.27(2).195-204
АНАЛИЗ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ МОНГОЛИИ
И. А. Кузнецова1, А. Даваасурэн2
1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
2 Ассоциация монголо-российского делового сотрудничества, г. Улан-Батор, Монголия
Информация о статье
Дата поступления 15 мая 2017 г.
Дата принятия к печати 24 мая 2017 г.
Дата онлайн-размещения 31 мая 2017 г.
Ключевые слова
Индекс согласованности; метод анализа иерархий; межотраслевая конкуренция;структура распределения
Аннотация
Экономика Монголии активно развивается в условиях рыночной конкуренции. Этот процесс ориентирует производственный механизм на достижение максимальных хозяйственных показателей. Особую роль в повышении качества конечного продукта играет его конкурентоспособность. Для эффективного управления экономикой необходимо оптимизировать структуру производственных мощностей, согласовать функционирование и развитие. Насущной задачей является проведение системных исследований. Они позволят оценить роль каждого производственного комплекса в создании материальной базы благосостояния населения и оптимизировать межотраслевые отношения. В статье сформулированы теоретические основы экономической конкуренции, с помощью методологических средств системного анализа Т. Саати, К. Кернса проведено оценивание конкурентоспособности отраслей экономики Монголии. Показателям конкуренции дается экономическая трактовка, результаты расчетов сведены в таблицы и диаграммы.
ANALYSIS OF INTERINDUSTRY ECONOMIC COMPETITION IN MONGOLIA
Irina A. Kuznetsova1, Avirmed Davaasuren2
1 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
2 Association of Mongolian-Russian Business Cooperation, Ulan-Bator, Mongolia
Article info
Received May 15, 2017
Accepted May 24, 2017
Available online May 31, 2017
Keywords
Coherence index; method of the hierarchies' analysis; inter-industry competition; distribution structure
Abstract
The economy of Mongolia is actively developing in a competitive marketplace. This process focuses the production mechanism on achievement of the maximum economic indicators. Competitiveness plays a special role in improvement of the final product quality. For effective management of economy, it is necessary to optimize the structure of capacities, to coordinate functioning and development. An essential task is to carry out systematic studies. They allow to estimate a role of each industrial complex in creation of a material basis of welfare of the population and to optimize the interindustry relations. The authors have formulated the scientific basis of economic competition. They have also carried out an estimation of competitiveness of Mongolian economy branches. It has been done by means of the system analysis of T. Saati and K. Kearns. The authors give an economic interpretation of the competition indicators. Calculation results are given in tables and charts.
На современном этапе развития экономики Монголии одной из важных задач системного анализа является исследование конкурентных отношений между отраслями и поиск инструментов их оценки для повышения эффективности производства и потребления. В настоящей работе представлены результаты применения моделей и методов шкалирования в системном исследовании состояния экономики Монголии в целом и в
© И. А. Кузнецова, А. Даваасурэн, 2017
разрезе конкурентных взаимодействий для получения формальной картины.
Первая часть работы посвящена основным теоретическим положениям рыночной конкуренции. Представлен сравнительный анализ «чистой» и «совершенной» конкурен-ций, установлена разница в толковании.
Вторая часть представляет фактический материал применения методологических средств системного анализа Т. Саати,
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а
и ^
о
H
H ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п s
H
ф
H M
о
M
z
ie С
(О
№ 2
о 4
К. Кернса для оценки конкурентоспособности отраслей экономики Монголии (метод анализа иерархий). Выстроена система индексов конкуренции между отраслями экономики Монголии по выбранным критериям.
В третьей части дается экономическая интерпретация модели конкуренции на основе полученных оценочных показателей.
Одним из самых важных атрибутов рынка и рыночных отношений является конкуренция. Под словом «конкуренция» (с лат. «сталкиваться») в словаре иностранных слов понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели [1]. Близким по смыслу является слово «конкурс» (с лат. «столкновение, схватка»), означающее соревнование, соискание в какой-либо области, дающее возможность выявлять наиболее достойных из числа его участников [Там же]. Разница между первым и вторым терминами очевидна и сводится к различию в целях обозначенных процессов: в первом случае — завоевать первенство для реализации своих собственных планов, во втором — просто выявить лучшего [2]. В связи с этим экономическая теория активно пользуется только первым понятием и вкладывает в него следующий смысл: конкуренция — это антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров [1], что означает соперничество экономических агентов (либо продавцов-производителей, либо потребителей) за экономическое пространство в условиях жестких ограничений. По Ф. Хайе-ку, конкуренция — исследовательский поиск, который осуществляют первооткрыватели цели [2; 3].
Все остальные определения можно свести к следующим положениям:
- конкуренты-производители борются за долю в платежеспособном спросе общества, конкуренты-потребители — за нахождение и привлечение лучшего поставщика товаров и услуг;
- общий баланс последствий конкуренции позитивен, благотворен для экономики в целом, хотя каждый участник должен считаться с возможностью «разочаровывающего эффекта»;
- «совершенная» конкуренция характеризуется множественностью независимых производителей и практической недоступностью для каждого из них ценового контроля;
- система любой природы стремится к равновесию: конкуренция позволяет достичь оптимума, удерживать прибыль в опреде-
ленных пределах, способствует снижению цен или замедлению их роста;
- рынок и конкуренция неразрывно связаны;
- производитель и потребитель не конкурируют (это вытекает из определения термина «конкуренция»), так как они имеют противоположные цели, но ищут взаимоприемлемые условия для сделки [2; 3].
Понятие конкуренции в экономической теории объединяет в себе условия установления рыночного равновесия и обстоятельств, при которых это равновесие единственно и устойчиво [4; 5]. Так как любые математические модели отражают определенный уровень абстракции и идеализации реальности, модели соответствующих рыночных структур получили название «совершенных» или «чистых» [1]. Соответственно, идеализированные условия и обстоятельства объединены понятием «совершенная» или «чистая» конкуренция.
В Монголии малый и средний бизнес имеет характер «совершенной» конкуренции не только внутри отдельной отрасли, но и между отраслями: сельское хозяйство, внешняя и внутренняя торговля, сфера оказания различных видов услуг (общественное питание, гостиницы и рестораны) за исключением государственных и финансовых услуг. В стране не существует недобросовестной (криминализированной) конкуренциии, которая характеризуется жесткой борьбой между товаропроизводителями и продавцами с применением таких методов, как:
- демпинг-продажа товаров по цене ниже себестоимости;
- установление контроля над деятельностью конкурента;
- злоупотребление господствующим положением на рынке;
- установление дискриминационных цен или коммерческих условий;
- введение ограничений на сбыт продукции и агентских соглашений, определяющих условия осуществления поставок (кому, когда, сколько поставлять);
- тайный сговор на торгах;
- ложная информация и реклама, вводящая конкурентов в заблуждение;
- недобросовестное копирование товаров и продукции конкурентов;
- нарушение стандартов и условий поставок товаров и услуг и др.
В теории экономического равновесия рассматривается множество рыночных моделей, которые можно условно разделить на детерминированные и вероятностные. Пер-
вая группа содержит основные тенденции и закономерности, определяющие поведение спроса и предложения в идеальных условиях, которые предполагают отсутствие случайных факторов, влияющих на поведение системы. Последнее обстоятельство означает идеальную информированность субъектов рынка о его состоянии. Вторая группа моделей отражает рыночные отношения в условиях неопределенности, давая вероятностное описание поведения спроса и предложения.
Согласно классическому определению, «чистая» конкуренция (как состояние, противоположное абсолютной монополии) имеет место тогда, когда ни один из продавцов данного вида товаров не способен повлиять на цену, регулируя объем предложения [2; 6]. Условием такой ситуации является достаточно большое число продавцов такого товара. Монополия же появляется и усиливается тогда, когда число продавцов сокращается до нескольких единиц (олигополия), двух (дуополия) и, наконец, одной (абсолютная монополия). Особенность этого классического понимания заключена в том, что, приняв за исходную форму «чистую» конкуренцию, признается неизбежность монополизации в отраслях, где предельная производительность возрастает с масштабами фирмы.
Э. Чемберлин полагает, что «чистая» (идеализированная) конкуренция — искусственная абстракция и она не может рассматриваться как исходная база для описания реальности [2; 7]. Из его теории следует, что создание рыночного механизма требует, прежде всего, обеспечение следующих условий для конкуренции:
- отсутствие преимуществ по технико-экономическим показателям крупных предприятий перед средними и мелкими;
- отказ от директивного плана производства и государственного ценового контроля предприятий.
Монополия и конкуренция — это две противоположности. В экономической литературе используются два семантически близких определения конкуренции: «чистая» и «совершенная». Э. Чемберлин отмечает, что «чистая» конкуренция — это менее широкое и гораздо более простое понятие, чем «совершенная» конкуренция, ибо последняя может быть истолкована как «совершенная» не только в смысле отсутствия монополии, но и во многих других отношениях [2].
«Чистая» конкуренция предполагает отсутствие монополии, а также стандартизацию товаров и потребителей. Выбор отдельным потребителем того или иного производителя
будет случайным, а продукты однородны. «Совершенная» конкуренция, наряду с наличием условий существования «чистой» конкуренции, предполагает мобильность ресурсов, совершенную осведомленность и т. д. [2].
Численность производителей одного вида товаров может быть различной: один, несколько или много. Все они являются участниками общего рынка, где образуется единая цена, на которую могут оказывать влияние каждый из этих участников. Важно отметить, что с ростом числа продавцов состояние монополии плавно переходит в состояние конкуренции.
В Монголии раньше проводились многочисленные научные исследования по оценке уровня конкурентоспособности предприятий, но не оценивалась конкурентоспособность экономики страны в целом и ее отдельных отраслей, в частности, не проводилась оценка внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. В настоящей работе делается попытка оценить внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию экономики Монголии с использованием методики оценки конкурентоспособности, разработанной американскими учеными Т. Саати, К. Кернсом — методика анализа иерархий (МАИ) [4; 8-15].
Опираясь на указанную методику, на основе оценок экспертов (государственные служащие, предприниматели, исследователи) проведено парное сравнение конкурентоспособности всех отраслей экономики Монголии матричным методом [16; 17] на основе восьми показателей:
- наличие финансовых средств;
- обеспеченность квалифицированными рабочими;
- использование высоких технологий;
- ценовая маневренность;
- наличие сбытовой сети и рынка сбыта;
- возможность и доступность кредитования;
- эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта;
- платежеспособность основных покупателей.
Показатели степени обеспеченности оцениваются по следующей шкале: 1 балл — слабая конкуренция, 3 балла — умеренная, 5 баллов — существенная, 7 баллов — значительная, 9 баллов — очень сильная или превосходная конкуренция. Оценки 2, 4, 6 и 8 баллов означают промежуточные решения между соседними суждениями.
В результате установления оценок конкуренции, проведенных тремя экспертами, индекс согласованности (ИС) и отношение
ф
п ч
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч
2 О
2 ,
Z
ю
С
(О
№ 2
О 4
согласованности (ОС) попали в отрезок [4, 77; 6, 47], не выходящий за пределы отрезка [0; 20]. При этом предел значения индекса, равный 0, характеризует наилучший результат(табл. 1).
Если выстроить ряд индексов конкуренции между отраслями экономики Монголии по критериям, то среди всех отраслей промышленность имеет самый высокий индекс по нналичию финансовых средств (0,238). Кроме того, данная отрасль становится более конку-рентой, потому что имеет платежеспособных покупателей (0,176). Наличие сбытовой сети и рынка сбыта составляет 0,184, однако ценовая маневренность и показатель доступности кредитования низки (0,040 и 0,058 соответственно), т. е. чем больше показатель, тем выше конкурентоспособность отрасли.
Сельское хозяйство является конкурентоспособным за счет основных покупателей (0,173), но не применяет рекламы и средств, стимулирующих увеличение сбыта продукции (0,068).
По сравнению с другими отраслями строительство имеет самый высокий индекс по возможности и доступности получения кредита (0,259).
С созданием регионального логиситиче-ского центра всех видов транспорта, соединяющего крупные рынки России и Китая, планируется увеличение объемов транспортных перевозок в стране за счет присоединения к общей сети воздушного, автомобильного, железнодорожного видов транспорта Северо-Восточной Азии, которая занимает прочные позиции в мировой экономике [18-20].
При этом необходимо отметить, что в некоторых подотраслях инфраструктуры стра-
ны (железная дорога, авиатранспорт, производство элекроэнергии и теплоэнергии, а также вся сеть линий связи: электропередача, теплопередача и водоснабжение) функционируют только государственные предприятия в форме естественных монополий, которые не имеют конкурентов. Они самостоятельно контролируют и устанавливают тарифы.
Отрасль телекоммуникации, информационных технологий и связи имеет высокие показатели наличия сбытовой сети и рынка сбыта (0,246) и платежеспособных покупателей (0,181). Однако в данной отрасли существуют проблемы недостаточной обеспеченности квалифицированными рабочими (0,031) и низкой ценовой маневренности (0,035).
Среди всех отраслей экономики Монголии отрасль торговли имеет высокую степень конкурентоспособности по ценовой маневренности (0,194), наличию сбытовой сети и рынка сбыта (0,167) и платежеспособности основных покупателей (0,162). Однако в данной сфере применяются недостаточно развитые высокие технологии (0,031).
Сфера услуг имеет самую высокую конкурентоспособность по обеспеченности квалифицированными рабочими (0,190), наличию сбытовой сети и рынка сбыта (0,205) и платежеспособности основных покупателей (0,225).
Если упорядочить показатели межотраслевой экономической конкуренции страны, то сфера услуг обладает самой высокой конкурентоспособностью и занимает 1-е место, 2-е — торговля, 3-е — отрасль телекоммуникации, информационной технологии и связи, 4-е — транспорт, 5-е — строительство,
Таблица 1
Оценка межотраслевой конкуренции экономики Монголии
Критерий Отрасль экономики
Сельское Промыш- Стро- Транс- Связь, телекоммуни- Тор- Сфера
хозяйство ленность итель-ство порт кационно-информаци-онные системы говля услуг
Наличие финансовых средств 0,112 0,238 0,129 0,112 0,123 0,120 0,158
Обеспеченность квалифициро- 0,149 0,104 0,077 0,057 0,031 0,038 0,190
ванными рабочими
Использование высоких 0,095 0,129 0,119 0,067 0,117 0,031 0,124
технологии
Ценовая маневренность 0,106 0,040 0,039 0,047 0,035 0,194 0,135
Наличие сбытовой сети и рынка 0,159 0,184 0,100 0,181 0,246 0,167 0,205
сбыта
Возможность и доступность 0,086 0,058 0,259 0,211 0,126 0,153 0,098
кредитования
Эффективность рекламы и 0,068 0,069 0,122 0,081 0,141 0,135 0,084
средств стимулирования сбыта
Платежеспособность основных 0,173 0,176 0,155 0,244 0,181 0,162 0,225
покупателей
Примечание. Средняя оценка определяется по вектору приоритетов (X,, 0 < X,< 1).
6-е — промышленность и 7-е — сельское хозяйство (рис. 1).
Следует отметить, что среди всех отраслей экономики Монголии самыми конкурентоспособными являются сфера услуг и оптовая и розничная торговля. Это связано с предпочтением предпринимателей работать в отраслях, в которых можно получить краткосрочную выгоду. При этом большая доля иностранных и внутренних капиталовложений направляется в сферу услуг, торговлю, отрасль информационных технологий и связи, горнодобывающую отрасль. В связи с этим конкуренция между отраслями ужесточается из-за изменения структуры распределения производственных ресурсов (рабочая сила, финансы, технологии, менеджмент), сокращения объема капиталовложений в сельское хозяйство, особенно в традиционный сектор — животноводство.
Для оценки внутриотраслевой конкуренции сельского хозяйства применяются эти же критерии (табл. 2, рис. 1). Например, по критерию наличия финансовых средств животноводство становится более конкурентным (0,195), чем земледелие (0,028), так же как и по наличию платежеспособных покупателей (0,199 и 1,147 соответственно).
Высокий индекс ценовой маневренности и гибкости установления цен для реализации продукции наблюдается в земледелии (0,114), тогда как в животноводстве он ниже (0,099). Кроме того, в земледелии установлен высокий показатель возможности и доступности кредитования (0,154), а в животноводстве он составляет 0,019. По остальным критериям обе подотрасли имеют почти одинаковые показатели.
Следует подчеркнуть, что конкурентоспособность отрасли земледелия выше, чем отрасли животноводства. Так, животноводы практически не нуждаются в кредите для расширения своего производства за исклю-
чением кредита бытового назначения для «семейного» потребления. Вместе с тем нет необходимости в рекламной деятельности для реализации мясной продукции, произведенной скотоводом, так как внутренний рынок насыщен мясом не в полном объеме.
Таблица 2
Оценка внутриотраслевой конкуренции подотраслей сельского хозяйства Монголии
Критерий Земле- Животно-
делие водство
Наличие финансовых средств 0,028 0,195
Обеспеченность квалифицированными рабочими 0,148 0,150
Использование высоких 0,082 0,108
технологии
Ценовая маневренность 0,114 0,099
Наличие сбытовой сети и рынка 0,145 0,172
сбыта
Возможность и доступность 0,154 0,019
кредитования
Эффективность рекламы и 0,077 0,058
средств стимулирования сбыта
Платежеспособность основных 0,147 0,199
покупателей
Увеличению конкурентоспособности земледелия за последние годы способствует успешная реализация принятой в 2007 г. государственной программы «Целина-Ш», направленной на поддержку развития земледелия и повышение эффективности производства земледельческих предприятий. В рамках этой программы за последние три года земледельческим предприятиям были выделены льготные займы со стороны государства, предоставлены посевные семена из государственного резервного фонда в кредит, финансированы оборотные средства путем кредитования, произведены государственные закупки урожая у земледельческих предприятий. Эти меры без сомнения дали свои положительные результаты.
Животноводство считается традиционной отраслью Монголии, но оно основано
Наличие Обеспе-финансовых ченность средств квалифицированными рабочими
Использование высоких технологий
Ценовая маневренность
Наличие сбытовой сети и рынка сбыта
Возмож- Эффектив- Платеже-
ность и ность способ-
доступность рекламы ность
кредитова- и средств основных
ния стимулиро- покупате-
вания сбыта лей
■ Животноводство ^—Земледелие
Рис. 1. Анализ внутриотраслевой конкуренции сельского хозяйства
01 И 5<
а
л т
п *
о
о
о
а ^
о ч
я ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
п S
ч
ф
ч 2
о 2
Z
10 С
(О
№ 2
о 4
на кочевом образе жизни производителей-скотоводов. Поэтому результаты работы более чувствительны, уязвимы и сильно зависимы от природно-климатических условий.
Внутриотраслевой анализ конкурентоспособности промышленности также проводился по установленным критериям (табл. 3, рис. 2). Горнодобывающая отрасль по сравнению с другими имеет самые высокие индексы по обеспеченности финансовыми ресурсами (0,270) и высокопрофессиональными рабочими (0,133), а также эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта (0,098). Обрабатывающая отрасль конкурентна только по использованию высоких технологий (0,152), по остальным критериям она имеет средний показатель.
По сравнению с горнодобывающей отраслью и обрабатывающей промышленностью, отрасль производства электро- и теплоэнергии, водоснабжения становится конкурентной по ценовой маневренности (0,046), наличию сбытовой сети и рынка сбыта (0,239), возможности и доступности
кредитования (0,070), наличию платежеспособных покупателей (0,201). Отметим, что эта отрасль является менее конкурентной по эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта (0,037). Это связано с тем, что она ориентирована только на обеспечение внутреннего рынка. Предприятия данного сектора экономики относятся к государственной собственности и монопольно устанавливают цены на свою продукцию.
Другие отрасли промышленности страны (горнодобывающая и обрабатывающая) находятся в высокой зависимости от мировой конъюнктуры и имеют множество конкурентов не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В сравнении с обрабатывающей горнодобывающая отрасль имеет более высокую конкурентоспособность. Это связано, прежде всего, с инвестиционной привлекательностью горнодобывающей отрасли, так как рост цен на ее продукцию (медь, золото, железная руда, цинк, уголь и т. д.) на мировом рынке вызывает увеличение объема иностранных инвестиций. Кроме того, из-за
Таблица 3
Оценка внутриотраслевой конкуренции промышленности Монголии
Критерий Горнодобывающая отрасль Обрабатывающая отрасль Отрасль производства электро- и теплоэнергии, водоснабжение
Наличие финансовых средств 0,270 0,240 0,204
Обеспеченность квалифицированными рабочими 0,133 0,103 0,076
Использование высоких технологий 0,111 0,152 0,124
Ценовая маневренность 0,039 0,034 0,046
Наличие сбытовой сети и рынка сбыта 0,147 0,165 0,239
Возможность и доступность кредитования 0,063 0,040 0,070
Эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта 0,098 0,072 0,037
Платежеспособность основных покупателей 0,135 0,191 0,201
Наличие Обеспе- Использо-
финансовых ченность вание
средств квалифици- высоких
рованными технологий рабочими
Ценовая маневренность
Наличие Возмож- Эффектив- Платеже-сбытовой ность и ность способность
сети и доступность рекламы основных рынка кредитова- и средств покупателей сбыта ния стимулиро-
вания сбыта
Производство электро- и теплоэнергии, водоснабжения I I Обрабатывающая отрасль
Горнодобывающая отрасль
Рис. 2. Анализ внутриотраслевой конкуренции промышленности
географической близости с Китаем Монголия имеет возможность экспортировать сырье горнодобывающей отрасли на китайский рынок по ценам ниже мировых. К примеру, в 2012 г. в географической структуре экспорта Монголии Китай занял 92,5 %, из которых 86 % составляет только сырье горнодобывающей отрасли.
Следует отметить, что горнодобывающая отрасль конкурентна в большей степени, чем обрабатывающая и отрасль производства электро- и теплоэнергии, водоснабжения. Если ранжировать отрасли по показателю конкурентоспособности, то горнодобывающая занимает 1-е место, 2-е — обрабатывающая отрасль, 3-е — отрасль производства электро- и теплоэнергии, водоснабжения. Чрезмерное развитие за последние годы горнодобывающей отрасли оказывает отрицательное влияние на две другие отрасли промышленности Монголии.
Следует отметить, что по мере накопления финансовых средств, получаемых за счет развития горнодобывающей отрасли, в целях повышения конкурентного преимущества промышленности страны необходимо проводить единую государственную политику. Она должна быть направлена на долгосрочное социально-экономическое развитие, основанное на достижениях научно-исследовательских работ. Это развитие поощряет рост иностранных и внутренних инвестиций в обрабатывающую отрасль промышленности страны.
При анализе внутриотраслевой конкуренции в сфере услуг самый высокий показатель конкурентоспособности почти по всем критериям имеет область банковско-финансовых и посреднических услуг. Это связано с опе-
ративным функционированием предприятий этой отрасли, основанном на современных технологиях и методах финансового обслуживания. Данная сфера является «молодой» для Монголии, но, по сравнению с другими подотраслями, она имеет преимущество по критерию наличия финансовых средств (0,182). За кратчайщий срок она укомплектовалась квалифицированными рабочими (0,215), эффективно применяет все рычаги управления: маркетинг и реклама. Для стимулирования сбыта использует «гибкую» ценовую политику. При наличии сбытовой сети и рынка сбыта (0,233) активно применяет кредитование (0,108) и имеет возможность оперативного предоставления высококачественного пакета услуг своим клиентам [21].
Одной из самых конкурентноспособ-ных подотраслей является сфера услуг, связанная с недвижимостью (продажа и аренда недвижимости, риэлторские услуги) (табл. 4, рис. 3). Она является сравнительно новой отраслью и конкурентна по наличию финансовых средств (0,167), обеспеченности квалифицированными рабочими (0,200), использованию высоких технологий (0,131), наличию платежеспособных покупателей (0,238). Предприятия, функционирующие в этой сфере, применяют различные методы стимулирования сбыта (маркетинговые и рекламные рычаги) (0,089), но клиенты пока не очень реагируют.
Сфера бытовых услуг и жилищно-коммунального хозяйства зародилась в Монголии в 1950-х гг. вместе с возникновением городов, что позволило ей стать традиционной подотраслью. Несмотря на это, качество обслуживания в данной отрасли остается низким из-за недостаточности финансовых средств
Таблица 4
Оценка внутриотраслевой конкуренции отдельных видов услуг в Монголии
Критерий Гостиничные, Услуги в жилищно- Финансовые и Страховые Услуги
ресторанные коммунальном посредниче- услуги в сфере
услуги хозяйстве ские услуги недвижимости
Наличие финансовых средств 0,121 0,164 0,182 0,156 0,167
Обеспеченность квалифициро- 0,149 0,199 0,215 0,188 0,200
ванными рабочими
Использование высоких 0,097 0,129 0,141 0,122 0,131
технологий
Ценовая маневренность 0,106 0,141 0,152 0,133 0,142
Наличие сбытовой сети и рынка 0,160 0,214 0,233 0,203 0,217
сбыта
Возможность и доступность 0,079 0,103 0,108 0,296 0,102
кредитования
Эффективность рекламы и 0,066 0,088 0,095 0,083 0,089
средств стимулирования сбыта
Платежеспособность основных 0,176 0,235 0,256 0,222 0,238
покупателей
0,30
Наличие финансовых средств
Обеспеченность квалифицированными технологий
Использо-
вание высоких
Ценовая маневренность
рабочими
Наличие сбытовой
рынка сбыта
Возмож-
ность и
Платежеспособность основных
Эффективность
доступность рекламы кредитова- и средств покупателей ния стимулирования сбыта
■ Финансовые и посреднические услуги □ Услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства
-Гостиничные, ресторанные услуги
•••• Услуги в сфере недвижимости
□ Страховые услуги
Рис. 3. Анализ внутриотраслевой конкуренции сферы услуг в Монголии
(0,164) для обновления техники, отсутствия применения высоких технологий (0,129), низкой ценовой маневренности (0,141). Однако она имеет преимущество, заключающееся в наличии платежеспособных покупателей (0,235). При этом необходимо повышение уровня профессиональной подготовки кадров (0,199).
Сфера страховых услуг — одна из основных составляющих финансового рынка. Однако за последние годы страховые компании стремятся расширить рынок сбыта и создать сбытовую сеть (0,203), однако в их деятельности не в полной мере используется ценевая маневренность (0,133), наблюдается медлительность и бюрократия при выплате страховых возмещений, что обусловлено ограниченным количеством ассортимента страховых услуг.
Страховые компании не могут оказать желаемые услуги клиентам, хотя индекс рынка сбыта составляет 0,203, а обеспеченность платежеспособными покупателями — 0,222.
Среди всех видов услуг почти по всем критериям самую низкую конкурентоспособность имеет сфера гостиничных и ресторанных услуг: наличие финансовых средств (0,121), использование высоких технологий (0,097), ценовая маневренность (0,106), возможность и доступность кредитования (0,079), эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта (0,066).
Отсортируем сферы различных видов услуг по критериям конкурентоспособности. Сфера финансовых и посреднических услуг занимает 1-е место, 2-е — сфера услуг, связанная с недвижимостью, 3-е — сфера жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, 4-е — страховые услуги;
5-е — гостиничные и ресторанные услуги, общественное питание.
В заключение следует отметить, что в экономике Монголии наиболее высокими конкурентными отраслями являются горнодобывающая отрасль, торговля и сфера услуг, в том числе банковско-финансовые услуги, а также услуги в сфере недвижимости (продажа и аренда недвижимости, риелторские услуги). Результаты системного анализа экономики Монголии свидетельствуют о недостаточно сбалансированной структуре экономики страны, в которой доминирующую позицию занимают непроизовственные секторы.
Для повышения конкурентоспособности отдельных отраслей экономики страны необходимо предпринять следующие меры:
1. Разработать единый стандарт информационной системы, позволяющей устанавливать одинаковые условия для всех предприятий независимо от форм собственности, упразднить систему различных лицензий и разрешений, препятствующих развитию «честной» конкуренции между предприятиями.
2. Создать единую информационную базу для доступа всех предприятий, в которой будут размещаться данные об участии в тендере по государственным закупкам и заказам. Через эту базу можно извещать, информировать о крупных государственных закупках, контролировать выполнение государственных инвестиционных проектов.
3. Разработать методику регистрации и учета информации по фактам негативного влияния теневого экономического сектора на ход «справедливой» конкуренции участников рынка.
4. Усовершенствовать правовую среду для всех участников рынка и снизить вмеша-
сети и
тельство со стороны государства в экономи- 6. Повысить уровень знаний предприни-
ку и предпринимательсткую деятельность. мателей о «честной» конкуренции и ее поло-
5. Правильно определить кокурентную жительных сторонах для развития бизнеса. политику в ее увязке с другими социально- 7. Передать некоторые функции госу-
экономическими задачами, ликвидировав бю- дарства частным собственникам — членам
рократию в государственных учреждениях. профессиональных ассоциаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов / С. М. Локшина. — 10-е изд., стер. — М. : Рус. яз., 1988. — 632 с.
2. Кузнецова И. А. Гомеостатическая модель конкурентных отношений в социально-экономической системе : дис. ... канд. техн. наук : 05.13.01 / И. А. Кузнецова. — Иркутск, 2006. — 188 с.
3. Бункина М. К. Макроэкономика (Основы экономической политики) / М. К. Бункина, В. А. Семенов. — М. : ДИС, 1996. — 320 с.
4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатсва народов : в 2 т. / А. Смит. — М. : Наука, 1993. — 570 с.
5. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции : пер. с англ. / Дж. Робинсон. — М. : Прогресс, 1986. — 471 с.
6. Попов Е. И. Вероятностная модель однопродуктового совершенного рынка / Е. И. Попов // Проблемы равновесия и устойчивости в экономических и социальных системах : c6. науч. тр. — Новосибирск : Наука, 1999. — С. 76-94.
7. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости) / Э. Чембер-лин. — М. : Экономика, 1996. — 351 с.
8. Саати Т. Аналитическое планирование: организация систем : пер. с англ. / Т. Саати, К. Кернс. — М. : Радио и связь, 1991. — 224 c.
9. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. — М. : Высш. шк., 1999. — 455 c.
10. Гелбрейт Дж. Экономические теории и цели общества : пер. с англ. / Дж. Гелбрейт. — М. : Прогресс, 1976. — 408 с.
11. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия / Ф. Хайек // Мировая экономика и международные отношения. — 1989. — № 12. — С. 6-14.
12. Макконнелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика : в 2 т. / К. Макконнелл, С. Брю. — М. : Мысль, 1992. — 983 с.
13. Фишер С. Экономика : пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалези. — М. : Дело ЛТД, 1993. — 864 с.
14. Алещенко В. В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы / В. В. Алещенко // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. — № 1. — С. 106-112.
15. Портер М. Международная конкуренция : пер. с англ. / М. Портер. — М. : Междунар. отношения, 2002. — 947 с.
16. Лхагва Б. Объективная необходимость и значение разработки Национальной программы по поддержке рыночной конкуренции [Электронный ресурс] : науч. докл., 16 апр. 2012 г. / Б. Лхагва. — Режим доступа: www.legalinfo.mn /law/.
17. Дорж Т. Некоторые вопросы улучшения конкурентоспособности экономики Монголии / Т. Дорж, Д. Баярсайхан. — Улан-Батор, 2007. — 231 с.
18. Суходолов А. П. Пути совершенствования экономического сотрудничества Китая и России / А. П. Суходолов, Ван Нана // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2013. — № 6 (92). — С. 104-107.
19. Суходолов А. П. Внешнеторговые отношения России с Китаем и Монголией в начале XX века / А. П. Суходолов // Россия и Монголия на рубеже XIX-XX веков: экономика, дипломатия, культура. — Улан-Батор ; Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — С. 19-28.
20. Суходолов А. П. Российско-монгольское сотрудничество: предпосылки и направления развития / А. П. Суходолов // Россия и Монголия в начале XX века: дипломатия, экономика, наука. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2014. — Кн. 3, ч. 1. — С. 15-19.
21. Суходолов А. П. Банковская система Монголии: трансформация в условиях глобализации / А. П. Суходолов, Н. Баяртсайхан, О. Ю. Оношко // Известия Байкальского государственного университета. — 2016. — Т. 26, № 6. — С. 855-867. — DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).855-867.
REFERENCES
1. Lokshina S. M. Kratkii slovar' inostrannykh slov [Concise Dictionary of Foreign Words]. 10th ed. Moscow, Russkii yazyk Publ., 1988. 632 p.
2. Kuznetsova I. A. Gomeostaticheskaya model' konkurentnykh otnoshenii v sotsial'no-ekonomicheskoi sisteme. Kand. Diss. [Homeostatic Model of Competitive Relations in the Social and Economic System. Cand. Diss.]. Irkutsk, 2006. 188 p.
3. Bunkina M. K., Semenov V. A. Makroekonomika (Osnovy ekonomicheskoipolitiki) [Macroeconomics (Framework for Economic Policy)]. Moscow, DIS Publ., 1996. 320 p.
4. Smit A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. London, Electric Book Company, 1776. (Russ. ed.: Smit A. Issledovanie o prirode iprichinakh bogatstva narodov. Moscow, Nauka Publ., 1993. 570 p.).
5. Robinson J. Economics of Imperfect Competition. London, Macmillan & Co., 1933. 332 p. (Russ. ed.: Robinson J. Ekonomicheskaya teoriya nesovershennoi konkurentsii. Moscow, Progress Publ., 1986. 471 p.).
Ф 0 H
01 S) 5<
а
л т
n *
о
о
о
а
и ^
о
H
H ф
X X
о
п
о у
X
ф ^
n s
H
ф
H M
о ^
H H
M z
¡o
H С
<0
№ 2
о 4
6. Popov E. I. Probability Model of a Single-Component Perfect Market. Problemy ravnovesiya i ustoichivosti v ekonomicheskikh i sotsial'nykh sistemakh [Problems of Balance and Stability in Social Systems]. Novosibirsk, Nauka Publ., 1999, pp. 76-94. (In Russian).
7. Chamberlin E. H. The Theory of Monopolistic Competition: A Reorientation of the Theory of Value. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1962. 410 p. (Russ. ed.: Chamberlin E. H. Teoriya monopolisticheskoi konkurentsii (Reorientatsiya teorii stoimosti). Moscow, Ekonomika Publ., 1996. 351 p.).
8. Saaty T. L., Kearns K. P. Analytical Planning: The Organization of Systems. Oxford, Pergamon Press, 1985. 208 p. (Russ. ed.: Saaty T. L., Kearns K. P. Analiticheskoe planirovanie: organizatsiya sistem. Moscow, Radio i svyaz' Publ., 1991. 224 p.).
9. Schumpeter J. A. Theorie der wirtschaftlichen Entwicklung. Leipzig, 1912. 548 ss. (Russ. ed.: Shumpeter J. A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1999. 455 p.).
10. Galbraith J. K. Economics and the Public Purpose. Boston, Houghton Mifflin, 1973. 404 p. (Russ. ed.: Gal-braith J. K. Ekonomicheskie teorii i tseli obshchestva. Moscow, Progress Publ., 1976. 408 p.).
11. Khaiek F. Competition as a discovery procedure. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 1989, no. 12, pp. 6-14. (In Russian).
12. McConnell C. R., Brue S. L. Economics: Principles, Problems and Policies. 11th ed. McGraw-Hill, 1990. 933 p. (Russ. ed.: McConnell K. R., Brue S. L. Ekonomiks: printsipy, problemy i politika. Moscow, Mysl Publ., 1992. 983 p.).
13. Fischer S., Dornbusch R., Schmalensee R. Economics. 2nd ed. New York, McGraw-Hill, Inc. 1988. 784 p. (Russ. ed.: Fisher S., Dornbush R., Shmalenzi R. Ekonomika. Moscow, Delo LTD Publ., 1993. 864 p.).
14. Aleshchenko V. V. Theoretical and methodological issues of an economic system competitiveness. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and Abroad, 2005, no. 1, pp. 106-112. (In Russian).
15. Porter M. E. Competitive Advantage of Nations. New York, Free Press, 1990. 896 p. (Russ. ed.: Porter M. E. Mezhdunarodnaya konkurentsiya. Moscow, International Relations Publ., 2002. 947 p.).
16. Lkhagva B. Ob"ektivnaya neobkhodimost' i znachenie razrabotki Natsional'noi programmy po pod-derzhke rynochnoi konkurentsii: nauchnyi doklad 16 aprelya 2012 g. [The Objective Need and Significance of Development of the National Programme for Market Competition Support: Conference Paper. April 16, 2012]. Available at: www.legalinfo.mn /law/. (In Mongolian).
17. Dorzh T., Bayarsaikhan D. Nekotorye voprosy uluchsheniya konkurentosposobnosti ekonomiki Mongolii [On Certain Issues of Enhancing the Mongolian Economy Competitiveness]. Ulaanbaatar, 2007. 231 p. (In Mongolian).
18. Sukhodolov A. P., Wang Nana. Ways of improving economic cooperation between China and Russia. Izves-tiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2013, no. 6 (92), pp. 104-107. (In Russian).
19. Sukhodolov A. P. Russia's foreign trade relations with China and Mongolia at the beginning of the XX century. Rossiya i Mongoliya na rubezhe XIX—XX vekov: ekonomika, diplomatiya, kul'tura [Russia and Mongolia at the turn of 19-20th Centuries: Economy, Diplomacy, Culture]. Ulan-Bator, Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013, pp. 19-28. (In Russian).
20. Sukhodolov A. P. Russian-Mongolian cooperation: prerequisites and development trends. Rossiya i Mongoliya v nachale XX veka: diplomatiya, ekonomika, nauka [Russia and Mongolia at the beginning of the XX Century: Diplomacy, Economy, Science]. Ulan-Bator, Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2014, book 3, part 1, pp. 15-19. (In Russian).
21. Sukhodolov A. P., Bayartsaikhan Nadmid, Onoshko O. Yu. Transformation of the banking system of Mongolia under conditions of globalization. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2016, vol. 26, no. 6, pp. 855-867. DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).855-867. (In Russian).
Информация об авторах
Кузнецова Ирина Альфредовна — кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и кибернетики, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: iak_irk@bk.ru.
Даваасурэн Авирмэд — доктор экономических наук, профессор, Президент, Ассоциация монголо-российского делового сотрудничества, 210644, Монголия, Улан-Батор, просп. Мира, Дом мира и дружбы, 305, e-mail: davaasuren13@yahoo.com.
Библиографическое описание статьи
Кузнецова И. А. Анализ межотраслевой экономической конкуренции Монголии / И. А. Кузнецова, А. Даваасурэн // Известия Байкальского государственного университета. — 2017. — Т. 27, № 2. — С. 195-204. — DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).195-204.
Authors
Irina A. Kuznetsova — PhD in Engineering, Associate Professor, Computer Science and Cybernetics Department, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: iak_irk@bk.ru.
Avirmed Davaasuren — DSc in Economics, Professor, President, Association of Mongolian-Russian Business Cooperation, 305 Mira Ave., 210644, Ulan-Bator, Mongolia, e-mail: davaasuren13@yahoo.com.
Reference to article
Kuznetsova I. A., Davaasuren A. Analysis of interindustry economic competition in Mongolia. Izvestiya Baykal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2017, vol. 27, no. 2, pp. 195-204. DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).195-204. (In Russian).