Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ В РЕЗИДЕНТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНА"'

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ В РЕЗИДЕНТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНА" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНА / РЕЗИДЕНТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алпысова А.Р., Темиржанова А.Г., Әубәкір Ә.А., Тапишева Н.О., Орынбай Ә.О.

Проведен анализ литературных данных международных образовательных программ резидентуры по специальности «Неотложная медицина». При анализе были использованы материалы базы данных elibrary, PubMed по ключевым словам: неотложная медицина, emergency, emergency medicine residency. Проведенный анализ международных образовательных программ резидентуры явился большим подспорьем в разработке и, как следствие, внедрении образовательной программы «Неотложная медицина взрослая, детская» в обучающий процесс Медицинского университета Караганды по подготовке специалистов в области экстренной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алпысова А.Р., Темиржанова А.Г., Әубәкір Ә.А., Тапишева Н.О., Орынбай Ә.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE OF RESIDENCY TRAINING IN THE SPECIALTY "EMERGENCY MEDICINE"

An analysis of the literature data of international educational residency programs in the specialty "Emergency Medicine" was carried out. In the analysis, materials from the elibrary and PubMed databases were used for the keywords: emergency medicine, emergency, emergency medicine residency. The analysis of international educational residency programs was a great help in the development and, as a result, the introduction of the educational program "Emergency medicine for adults, children" in the residency training process of the Karaganda Medical University for the training of specialists in the field of emergency medical care.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ В РЕЗИДЕНТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНА"»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.048.2

АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ В РЕЗИДЕНТУРЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНА»

Алпысова А.Р.

Медицинский университет Караганды, Казахстан, 100008, г. Караганда, ул. Гоголя, 40

Темиржанова А.Г. Медицинский университет Караганды, Казахстан, 100008, г. Караганда, ул. Гоголя, 40

дубэтр Э.А.

Медицинский университет Караганды, Казахстан, 100008, г. Караганда, ул. Гоголя, 40

Тапишева Н.О. Медицинский университет Караганды, Казахстан, 100008, г. Караганда, ул. Гоголя, 40

Орынбай д.О. Медицинский университет Караганды, Казахстан, 100008, г. Караганда, ул. Гоголя, 40

Рахимжанова А.А. Медицинский университет Караганды, Казахстан, 100008, г. Караганда, ул. Гоголя, 40

Балтабаев К.Е. Медицинский университет Караганды, Казахстан, 100008, г. Караганда, ул. Гоголя, 40

ANALYSIS OF INTERNATIONAL EXPERIENCE OF RESIDENCY TRAINING IN THE SPECIALTY

"EMERGENCY MEDICINE"

A.R. Alpyssova

Karaganda Medical University, Kazakhstan, 100008, Karaganda, Gogol str., 40

A.G. Temirzhanova Karaganda Medical University, Kazakhstan, 100008, Karaganda, Gogol str., 40

A.A. Aubakir Karaganda Medical University, Kazakhstan, 100008, Karaganda, Gogol str., 40

N.O. Tapisheva

Karaganda Medical University, Kazakhstan, 100008, Karaganda, Gogol str., 40

A.O. Orynbai

Karaganda Medical University, Kazakhstan, 100008, Karaganda, Gogol str., 40 A.A. Rakhimzhanova Karaganda Medical University, Kazakhstan, 100008, Karaganda, Gogol str., 40

K.E. Baltabaev Karaganda Medical University, Kazakhstan, 100008, Karaganda, Gogol str., 40

АННОТАЦИЯ

Проведен анализ литературных данных международных образовательных программ резидентуры по специальности «Неотложная медицина». При анализе были использованы материалы базы данных elibrary, PubMed по ключевым словам: неотложная медицина, emergency, emergency medicine residency. Проведенный анализ международных образовательных программ резидентуры явился большим подспорьем в разработке и, как следствие, внедрении образовательной программы «Неотложная медицина взрослая, детская» в обучающий процесс Медицинского университета Караганды по подготовке специалистов в области экстренной медицинской помощи.

ABSTRACT

An analysis of the literature data of international educational residency programs in the specialty "Emergency Medicine" was carried out. In the analysis, materials from the elibrary and PubMed databases were used for the keywords: emergency medicine, emergency, emergency medicine residency. The analysis of international educational residency programs was a great help in the development and, as a result, the introduction of the educational program "Emergency medicine for adults, children" in the residency training process of the Karaganda Medical University for the training of specialists in the field of emergency medical care.

Ключевые слова: неотложная медицина, резидентура, образовательная программа, скорая медицинская помощь

Keywords: emergency medicine, residency, educational program, emergency medical care

Введение. Понятие «Экстренная медицинская помощь» подразумевает медицинскую помощь, требующую безотлагательного медицинского вмешательства для предотвращения существенного вреда здоровью или устранения угрозы жизни [1, 4].

На сегодняшний день в Казахстане экстренная медицинская помощь оказывается службой скорой медицинской помощи, санитарной авиацией, бригадами экстренного реагирования трассовых медико-спасательных пунктов медицины катастроф Комитета Чрезвычайной службы Министерства Внутренних дел (КЧС МВД РК) и медицинскими работниками приемного отделения стационара; имеют место передвижные медицинские пункты, консультативно-

диагностические поезда, которые при чрезвычайных ситуациях также привлекаются для оказания скорой медицинской помощи [1, 5-6].

В Республике Казахстан, как и в других странах Содружества Независимых Государств, в условиях развития экономики и миграции населения, с особой остротой встали проблемы оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим, требующим безотлагательного медицинского вмешательства для предотвращения существенного вреда здоровью или устранения угрозы жизни [2, 1].

Одной из проблем обеспечения качественного оказания экстренной медицинской помощи является недостаточный уровень знаний, который проявляется в неудовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг [3, 6].

Для решения данной проблемы в Казахстане, а именно, Медицинском университете Караганды, на настоящий период разработана и внедрена образовательная программа «Неотложная медицина взрослая, детская» по обучению в резидентуре бакалавров и врачей таких специальностей, как «Общая медицина», «Лечебное дело», «Педиатрия», «Восточная медицина», целью которой явилась подготовка высококвалифицированного врача неотложной медицины, обладающего системой универсальных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности и оказания квалифицированной, специализированной круглосуточной экстренной медицинской помощи, с применением высокотехнологичных услуг, с медицинским наблюдением пациентов (взрослых и детей) в организациях здравоохранения.

Образовательная программа резидентуры гарантирует интеграцию практики и теории, включает содержание, последовательность подготовки и ответственность слушателя резидентуры с определением целей и результатов обучения, основанных на выполнении заданий и оказании медицинской помощи населению на догоспитальном уровне, в условиях приемных отделений, отделений неотложной медицины и санитарной авиации [5, 6, 7, 8, 9, 10].

Обучение резидентов по образовательной программе «Неотложная медицина взрослая, детская», частности, в Медицинском университете Караганды, базируется на образовательном уровне: бакалавриат «Общая медицина» (5 лет) + интернатура «Общая медицина» (2 года); а также -бакалавриат «Общая медицина» (6 лет) + интернатура «Общая медицина» (1 год); и осуществляется в соответствии с Приказом Министра здравоохранения и социального развития №647 «Об утверждении государственных общеобразовательных стандартов и типовых профессиональных учебных программ по медицинским и фармацевтическим

специальностям» от 31 июля 2015года, с дополнениями; в течение 3 лет.

Клиническая подготовка резидентов по данной специальности основывается на практике с привлечением слушателей резидентуры к личному участию в предоставлении услуг и ответственности за деятельность по оказанию помощи пациентам в медицинских организациях, признанных базами резидентуры, в частности, это Областные, городские станции скорой медицинской помощи, отделения СМП при ЦРБ, приемные отделения многопрофильных стационаров, ЦРБ, организации Медицины катастроф и ЧС.

В подготовке специалистов данного профиля, а именно, в проведении практических занятий, самостоятельной работы обучающихся с преподавателем, консультировании в сфере научно-исследовательской, клинической

деятельности, принимают активное участие профессорскопреподавательский состав вуза и клинических баз, имеющие научные степени доктора и кандидата медицинских наук, доктора PHD, а также врачи высшей и первой категории.

Целью настоящего исследования является проведение анализа обзора данных литературы международного опыта обучения по образовательным программам резидентуры специальности «Неотложная медицина»,

явившегося подспорьем в разработке и, как ее результат, внедрении в процесс обучения резидентов образовательной программы «Неотложная медицина взрослая, детская» в Медицинском университете Караганды.

Материалы и методы исследования. Использованы материалы базы данных elibrary, PubMed по ключевым словам: неотложная медицина, emergency, emergency medicine residency.

Результаты исследования и их обсуждение. Практика внедрения образовательной программы в резидентуре по специальности «Неотложная медицина» широко распространена в США и Западной Европе. Как известно, по состоянию на 05/2019 в мире около 82 стран признают неотложную медицину, как неотъемлемую специальность в современном мире. Помимо этого, 13 стран Африки, 27 стран Азии, 13 стран из Америки, 27 стран Европы и две страны из Океании признают неотложную медицину наиболее первичным, решающим компонентом медицинской помощи населению [1, 5].

Был проведен анализ образовательных программ по специальности «Неотложная медицина», размещенных на официальных сайтах университетов. В ходе обзора литературы были рассмотрены пять высокоразвитых стран, активно обучающих резидентов по специальности «Неотложная медцина» в течение многих лет. В список анализируемых образовательных программ включены такие страны, как Канада, США, Великобритания, Россия и Австралия.

Образовательная программа в Канаде. Последипломная подготовка (резидентура) врачей специалистов в Канаде регулируется колледжем врачей и хирургов Канады и проводится на базе

- Международная неотложная медицина Комбинированная

- УЗИ ортопедическая и пластическая

- Реанимационная медицина хирургия

- Токсикология

- Травма

- Спортивная медицина

- Предмет по выбору.

- Медицинское моделирование

- Этика неотложной медицинской помощи Образовательная программа в Австралии.

Согласно образовательной программе по специальности «Неотложная медицина» период обучения в Австралии составляет около 5 лет. Однако, в отличие от Канадской программы, в Австралии по окончании резидентуры присваивается сертификат врача неотложной медицины без разделения сертификата на CCFP

кафедр университетских клиник. В Канаде существует два способа получения сертификата специалиста по «Неотложной медицине». Первый способ заключается в получении сертификации через Королевский колледж врачей и хирургов Канады, с последующим просвоением статуса FRCP (EM). Второй - в получении сертификации через Колледж семейных врачей Канады, с последующим просвоением статуса CCFP (EM).

Как видно, оба статуса звучат одинаково, но имеются определенные различия в содержании программ обучения. В частности, длительность обучения по двум программам существенно различна: при FRCP (EM) период обучения составляет 5 лет; тогда, как при CCFP (EM) - 1 год переподготовки после окончания двухлетной резидентуры по семейной медицине.

Семейный врач / врач скорой помощи со сертификацией CCFP (EM) - это семейный врач, который приобретает дополнительные навыки в области неотложной медицины, чтобы повысить уровень подготовки по семейной медицине. Целью данного обучения является подготовка семейных врачей к использованию принципов оказания неотложной помощи в практике семейной медицины.

Специалист по «Неотложной медицине» со сертификацией FRCP (EM) в своей практике использует соответствующие методы определения приоритетов, оценки, вмешательства, реанимации и дальнейшего ведения пациентов от момента поступления вызова до перевода пациента в постинтенсивное отделение. Учебная программа на уровне CCFP (EM) и FRCP (EM ) имеет определенные различия, которые представлены в таблице1.

Таблица 1

(EM) и FRCP (EM ). Программа обучения в Австралии основана на базе Австралийского колледжа неотложной медицины (АСЕМ).

На примере Сиднейского университета обучение экстренной медицине подразделено на три этапа:

• Базовая подготовка (минимум 2 года), которая включает в себя клинический опыт в больнице в виде интернатуры;

• Предварительная подготовка (минимум 1 год) - представляет собой непосредственно обучение по неотложной медицине, включая вступительный экзамен и собеседование.

• Повышение квалификации (минимум 4 года) - означающее обучение в соответствии с программой под руководством специалиста «Неотложной медицины», включая глубокие

Особенности учебных программ резидентуры на уровне CCFP (EM) и FRCP (EM) в Канаде

СОБР (ЕМ) FRCP (EM )

Анестезия Взрослая неотложная медицина Детская неотложная медицина Консультации по кардиологии Травма Администрация Исследование Медицинское образование Детская неотложная медицина

познания по специальности, научные исследования и стипендиальный экзамен.

По окончании программы обучения резидент получает сертификат неотложной медицины ЕМС и диплом неотложной медицины EMD.

Аттестация резидента осуществляется согласно следующим критериям:

- Оценка во время обучения

- Оценка на рабочем месте (WBA)

- Научные исследования

- Педиатрическое требование

- Требование интенсивной терапии

- Журнал специальных навыков / Портфолио обучения

- Первичные экзамены (письменный экзамен и VIVA)

- Экзамены на стипендию (письменный экзамен и OSCE).

Образовательная программа в США. Длительность образовательной программы по неотложной медицине в США составляет от 3 до 4 лет. Три года обучения в резидентуре являются обязательными. Четвертый год определяется индивидуально резидентом. Учебный план включает в себя 4 часа лекций, еженедельные конференции, ежемесячные серии

научнообоснованной медицины, конфренции по УЗИ и клиническим случаям.

Учебные программы в университетах США отличаются между собой. Так, например, в Стэнфордском университете первый год обучения (PGY-1) включает в себя 4 месяца обучения в отделении неотложной помощи, общей хирургии, ортопедии, интенсивной терапии, акушерства и гинекологии, педиатрии, кардиологии, УЗИ и анестезии. На втором году обучения (PGY-2) в арсенал знаний и практики резидента включены такие дисциплины, как кардиореанимация, токсикология, а также интенсивная терапия травм. Непосредственно на третьем году (PGY-3) обучения резидент выбирает направление, которое для него наиболее интересно, в частности, глобальная медицина, расширенный ультразвук, спортивная медицина, радиология или больничное управление.

Образовательная программа в Европе. В ходе рассмотренных образовательных программ не исключена значительная роль стран Европы. Если на момент 2001 г. Европейская директива врачей в единичном случае признала профессиональную, медицинскую необходимость специалистов по «Неотложной медицине» и включала только Великобританию и Ирландию, то в данный момент 33 страны в Европе внедрили и активно обучают специалистов по пятилетной программе обучения. Великобритания, как страна одной из первых внедрившей неотложную медицину, обучает резидентов по трехуровневому курсу.

Первый уровень ACCS-EM (3 года), где первые два года CT 1-2 проходят по очереди:

неотложная медицина (EM), неотложная терапия (AIM), анестезиология и интенсивная терапия (ICM). Третий год CT-3 посвящен обучению для поступления на уровень CT4.

Второй уровень DRE-EM (начало с ST3 по ST6) для резидентов, прошедших базовую хирургическую подготовку или студентов, которые не занимались обучением в отделениях неотложной помощи.

Высшая специальная подготовка по неотложной медицине (EM) - это годы с ST4 по ST6. Стажеры этого уровня занимают должности регистраторов EM и постепенно становятся консультантами.

Образовательная программа в России. Наиболее молодой страной, внедрившей программу «Неотложная медицина», является Россия. В России длительность образовательной программы по специальности «Неотложная медицина» составляет около 2-3 лет обучения. Содержание программы построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами которого являются разделы. Для формирования профессиональных умений и навыков в программе предусматривается обучающий симуляционный курс. Дисциплины делятся на обязательные и выборочные (элективные). Дисциплины, проходимые на уровне учебной программы, это интенсивная терапия, реанимация, организация медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, при авариях и катастрофах, оперативная хирургия, юридическая ответственность медработников и другие.

Выводы (заключение). До настоящего времени остается острым вопрос в связи со штатной не укомплектованностью специалистами «Неотложной медицины», что приводит к низкому качеству проведения экстренных лечебно-диагностических мероприятий на до- и начальном госпитальном этапах. На фоне нехватки врачей скорой и неотложной помощи увеличиваются количества фельдшерских бригад, что приводит к недостаточной эффективности, снижению качества и объема оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе. Увеличиваются количества случаев госпитализации пациента с последующей вовлеченностью врачей приемного покоя, реанимационного отделения и непосредственно узких специалистов. Весь спектр цепи помощи пациенту на до- и стационарном уровнях приводит к нерациональности и экономической невыгодности.

Учитывая вышесказанное, в настоящее время создалась необходимость подготовки

высококвалифицированного врача «Неотложной медицины». В связи с чем, для более качественной подготовки образовательной программы резидентуры по специальности «Неотложная медицина» был проведен анализ международного опыта обучения резидентов по вышеуказанной специальности.

Всесторонний анализ международных образовательных программ по специальности

«Неотложная медицина» явился большим подспорьем в организации и внедрении образовательной программы по подготовке резидентов в обучающий процесс и, в первую очередь, для создания универсального, всесторонне развитого специалиста в области экстренной медицинской помощи.

Список литературы

Воробьев П.А. Проблемы стандартизации в здравоохранении. Качество медицинской помощи: проблемы оценки, контроля и управления // Науки о здоровье. 2008 г. №10. С. 6-14

Е.С. Утеулиев, Б.Н. Сарымсаков, У.Ш. Аманжолова.

Совершенствование организации оказания экстренной медицинской помощи в Республике Казахстан, 2018. С. 4

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан № КР ДСМ225/2020 от 30 ноября 2020 года Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 декабря 2020 года № 21713 «Об утверждении правил оказания скорой медицинской помощи, в том числе с привлечением медицинской авиации», 48 с.

Приказ и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 31 июля 2015 года № 647 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов и типовых профессиональных учебных программ по медицинским и фармацевтическим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

специальностям», С. 42-43

Хальфин Р.А., Мыльникова Л.А., Мирошниченко А.Г., Евдокимов Е.А., Шальнев В.И. Совершенствование подготовки специалистов

в системе дополнительного образования по неотложной медицине // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Скорая помощь - 2003» (Санкт-Петербург, 2003 г.), 2003. С. 4-6

Annette L Williams 1, Andra L Blomkalns, W Brian Gibler «Residency training in emergency medicine: the challenges of the 21st century», 2004. Volume 53. Issue 4. P. 203-209

Isabelle N Colmers-Gray 1, Kieran Walsh 2, Teresa M Chan 3 Can «Assessment of emergency medicine residents: a systematic review» Med Educ J. 2017 Feb; 8(1): e106-e122.

Linda Regan 1, Sarah Stahmer, Andrew Nyce, Bret P Nelson, Ronald Moscati, Michael A Gisondi, Laura R Hopson «Scholarly tracks in emergency medicine» Academic Emergency Medicine, 2010; 17:S87-S94

Megan M Rybarczyk, Nicholas Ludmer, Morgan C Broccoli «Medicine Training Programs in Low- and Middle-Income Countries: A Systematic Review» Ann Glob Health. 2020; 86(1): 60. Published online 2020 Jun 16.

Nizama Salihefendic1, Muharem Zildzic, Izet Masic, Zoran Hadziahmetovic, Dusko Vasic «Development of Emergency Medicine as Academic and Distinct Clinical Discipline in Bosnia & Herzegovina» PMID: 21534454 DOI: 10.5455 / medarh, 2011.65.46-51

V P Verdile 1, J R Krohmer, R A Swor, D W Spaite «Model curriculum in emergency medical services for emergency medicine residency programs. SAEM Emergency Medical Services Committee» Acad. Emerg. Med. 2018; 3:716-722

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Кочкорова Г.А.

ст.преп. 0701011091 Боркошев М.М.

к.п.н., доцент, 0556222852

Баткенский государственный университет Кызыл-Кийский гуманитарно-педагогический институт, Кызыл-Кия, Кыргызкая Республика

FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE WHILE TEACHING LITERARY READING

G.A. Kochkorova

senior lecturer M.M. Borkoshev

Ph.D., Assistant Professor. Batken State University Kyzyl-Kiya Humanitarian-Pedagogical Institute,

Kyzyl-Kiya, Republic of Kyrgyzstan DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2023.3.86.696

АННОТАЦИЯ

В нашей статье мы обратили внимание на вторую часть учебника «Литературное чтение» по формированию экологической культуры для 4 класса общеобразовательных школ с кыргызским языком обучения, изданный в 2020 году и утвержденный Министерством образования и науки Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.