Научная статья на тему 'Анализ межбюджетных трансфертов для муниципальных образований региона'

Анализ межбюджетных трансфертов для муниципальных образований региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
846
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ДОТАЦИИ / СУБСИДИИ / СУБВЕНЦИИ / MUNICIPAL ENTITY / INTER-BUDGET TRANSFERS / DONATIONS / SUBSIDIES / SUBVENTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев Константин Николаевич

Дан структурно-динамический анализ выделяемых межбюджетных трансфертов для муниципальных образований Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Inter-Budget Transfers for Municipal Entities of the Region

Structural and dynamic analysis of inter-budget transfers for municipal entities of the Republic of Mordovia is presented.

Текст научной работы на тему «Анализ межбюджетных трансфертов для муниципальных образований региона»

К. Н. НИКОЛАЕВ АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ

ТРАНСФЕРТОВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА

Ключевые слова: муниципальное образование, межбюджетные трансферты, дотации, субсидии, субвенции

Key words: municipal entity, inter-budget transfers, donations, subsidies, subventions

Межбюджетные отношения на региональном уровне устраняют различия в уровне социально-экономического развития муниципальных образований, компенсируют разницу между возложенными на субтерриториальную единицу расходными обязательствами и не достающими на их реализацию собственными доходными источниками, являются средством для стимулирования субтерриториальных единиц к наращиванию собственной доходной базы1.

В настоящее время одной из первоочередных задач региональных органов государственной власти является совершенствование межбюджетных отношений. Ключевой вопрос их обновления в Республике Мордовия (РМ) — преобразование подходов к оказанию финансовой поддержки муниципальных образований. С 2006 г. изменилась структура местных бюджетов. В связи с этим их взаимоотношения с бюджетом республики стали иными: они теперь построены на законодательной основе в форме межбюджетных трансфертов.

В соответствии с федеральным законодательством в республиканском бюджете РМ были созданы различные фонды для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям: республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа); республиканский фонд софинансирования расходов; республиканский фонд компенсаций; иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета РМ местным бюджетам.

Удельный вес каждого фонда в республиканском бюджете ежегодно меняется в зависимости от возможностей доходной

НИКОЛАЕВ Константин Николаевич, аспирант кафедры статистики Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

базы и источников финансирования дефицита республиканского бюджета Мордовии. Так, удельный вес с 2008 по 2011 г. по республиканскому фонду финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) варьировался от 0,15 до 0,20 %; республиканскому фонду софинансирования расходов — от 13,7 до 18,2 %; республиканскому фонду компенсации — от 5,9 до 12,6 %; иным межбюджетным трансфертам, предоставляемым из республиканского бюджета местным бюджетам, — от 0,1 до 0,46 %2.

Согласно Закону РМ «О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия» от 21 февраля 2008 г. № 4-З, для поддержки сельских поселений республики в бюджетах муниципальных районов были образованы районные фонды финансовой поддержки поселений, которые выравнивают финансовые возможности органов местного самоуправления поселений по осуществлению своих полномочий3. Решение о создании районного фонда финансовой поддержки поселений в составе расходов бюджета муниципального района на очередной финансовый год принимается представительным органом местного самоуправления муниципального района.

Темп роста безвозмездных поступлений в местные бюджеты Мордовии за рассматриваемый период составил 131,1 %. Основной причиной увеличения безвозмездных поступлений является мировой финансовый кризис, который привел к спаду производства во всех отраслях экономики районов и утрате самостоятельности местных бюджетов. Значительный рост безвозмездных поступлений за рассматриваемый период увеличился в ГО Саранск в 1,8 раза. Он обеспечивался за счет нецелевых межбюджетных трансфертов, при этом также произошел рост удельного веса безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджета ГО Саранск в 1,1 раза.

Динамика исполнения плана безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов за рассматриваемый период колебалась в пределах от 90,6 до 92,8 %. Так, невыполнение плана по безвозмездным поступлениям в 2011 г. обусловлено рядом причин. Не в полном объеме в бюджеты муниципальных районов поступили субсидии на реализацию федеральных целевых программ (поступление составило 94,0 %), а также на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ (поступление составило 71,9 %).

Кроме того, не в полном объеме поступили и субвенции на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (поступление составило 90,3 %), а также за работу медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, врачей, фельдшеров и медицинских сестер скорой медицинской помощи (поступление составило 85,9 %). По прочим безвозмездным поступлениям также возникло недофинансирование. Это касается межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам на реализацию программ модернизации здравоохранения (поступление составило 88,7 %); межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам муниципальных образований на получение определенных прав на решение вопросов (поступление составило 91,7 %). Структура безвозмездных поступлений бюджетов муниципальных районов республики за рассматриваемый период отражает изменение отношения целевых и нецелевых трансфертов в доходах муниципальных районов в пользу нецелевых трансфертов, а именно за счет роста удельного веса субсидий из вышестоящих бюджетов. Их доля в общем объеме безвозмездных поступлений увеличилась с 49,5 до 53,6 %. Доля субсидий в структуре безвозмездных поступлений увеличилась за счет снижения доли субвенций с 48,6 до 41,9 %4. Оценка в структуре безвозмездных поступлений бюджетов муниципальных районов Мордовии на основе индекса Рябцева в 2011 г. по сравнению с 2008 г. выявила весьма низкий уровень различий структур

(^2011 к 2008 = 0,°59).

Анализ безвозмездных поступлений бюджетов в городские и сельские поселения свидетельствует о доминировании в структуре субвенций, удельный вес которых за рассматриваемый период варьировался от 53,5 до 62,6 % в общей сумме безвозмездных поступлений. Вторыми по значимости в структуре безвозмездных поступлений вышеуказанных бюджетов являются субсидии, удельный вес которых за анализируемый период вырос на 11,2 %. Таким образом, в структуре безвозмездных поступлений в бюджеты городских и сельских поселений доминируют целевые трансферты. Увеличение доли субвенций в структуре безвозмездных поступлений произошло за счет снижения доли дотаций с 19,5 до 17,8 %. Это косвенно свидетельствует о снижении уровня фискальной автономии по расходам муниципалитетов. Оценка структуры безвозмездных поступлений в бюджеты

городских и сельских поселений Мордовии в 2011 г. по сравнению с 2008 г. показала тождественность структур (и^ = 0,013) (табл. 1).

Таблица 1

Структура безвозмездных поступлений в бюджеты городских и сельских поселений РМ с 2008 по 2011 г., %

Год Показатель Дотации Субсидии Субвенции Прочие безвозмездные поступления Итого

2008 Исполнено 86,7 98,2 96,2 95,5 94,5

Удельный вес в структуре безвоз-

мездных поступлений 19,5 16,5 62,6 1,4 100,0

Удельный вес

в структуре доходов бюджета 16,5 13,9 53,4 0,6

2009 Исполнено 83,2 98,6 95,1 115,2 93,4

Удельный вес

в структуре доходов бюджета 19,8 23,9 55,6 0,7 100,0

Удельный вес

в структуре доходов бюджета 17,2 20,7 48,5 0,4 _

2010 Исполнено 82,5 94,8 97,9 102,1 93,8

Удельный вес

в структуре доходов бюджета 19,5 23,8 55,8 0,9 100,0

Удельный вес

в структуре доходов бюджета 16,8 20,5 48,2 0,7

2011 Исполнено 89,1 96,8 98,0 60,8 95,4

Удельный вес

в структуре доходов бюджета 17,8 27,7 53,5 1,0 100,0

Удельный вес

в структуре доходов бюджета 15,6 24,3 47,0 0,8

1К2011к2008 = 0,013

Структура безвозмездных поступлений в бюджет ГО Саранск за рассматриваемый период состояла в основном из нецелевых межбюджетных трансфертов, удельный вес субсидий составлял в 2011 г. 79,5 % от общего объема безвозмездных поступлений. Это на 29,4 % больше, чем в 2008 г. Доля субвенций в анализируемом периоде уменьшилась на 29,6 % (с 48,6 до 19,0 %) от общего объема безвозмездных поступлений. Оценка структуры безвозмездных поступлений в бюджет ГО Саранск в 2011 г. по сравнению с 2008 г. показала существенный уровень различий структур (табл. 2).

Таблица 2

Структура безвозмездных поступлений в бюджет ГО Саранск с 2008 по 2011 г., %

Год Показатель Дотации Субсидии Субвенции Прочие безвозмездные поступления Итого

2008 Исполнено — 85,6 89,6 99,6 87,7

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 50,1 48,6 1,3 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета 24,1 23,4 0,6

2009 Исполнено 100,0 96,7 99,5 97,5 97,7

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 0,1 62,4 37,1 0,4 100,0

удельный вес в структуре доходов бюджета 0,02 29,4 17,5 0,2

2010 Исполнено — 94,7 99,5 100,0 95,7

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений, % 78,3 21,6 0,1 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета 40,3 11,1 0,03

2011 Исполнено 100,0 91,3 99,5 90,0 92,7

Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 0,1 79,5 19,0 1,4 100,0

Удельный вес в структуре доходов бюджета 0,02 43,4 10,3 0,8

Т = 0 29 К2011 к 2008

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, зависимость местных бюджетов Мордовии от межбюджетных трансфертов за анализируемый период увеличивается. Так, темп роста безвозмездных поступлений в местные бюджеты республики составил 131,1 %. В структуре безвозмездных поступлений в бюджет ГО Саранск и бюджеты муниципальных районов Мордовии доминируют нецелевые трансферты, а в бюджетах городских и сельских поселений значительна доля целевых трансфертов.

Во-вторых, оценка сдвигов в структуре безвозмездных поступлений в бюджеты муниципальных районов, городских и сельских поселений республики в 2011 г. по сравнению с 2008 г. показала весьма низкий уровень различий структур и

их тождественность. Однако структура бюджета ГО Саранск в 2011 г. по сравнению с 2008 г. выявила существенный уровень различий структур. Если в 2008 г. удельный вес субсидий и субвенций в структуре безвозмездных поступлений в бюджет ГО Саранск составлял 50,1 и 48,6 % соответственно, то в 2011 г. доминировали субсидии (79,5 %). Это говорит о том, что бюджет ГО Саранск не может покрыть свои расходные обязательства, закрепленные за ним доходными источниками. В связи с этим сбалансированность бюджета ГО Саранск достигалась за счет нецелевых трансфертов, полученных из республиканского бюджета.

В-третьих, региональные власти, на наш взгляд, должны проводить политику, ориентированную на наращивание экономического и налогового потенциала муниципальных образований посредством создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику муниципалитетов и повышения инвестиционной привлекательности на основе реализации модели государственно-частного партнерства; увеличение отплаты труда в производственной сфере за счет роста производительности труда; создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса на территории муниципальных образований; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей; снижение уровня коррупции и приобретение большего доверия к местной власти.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Болдырева А.В. Международный опыт формирования межбюджетных отношений на субрегиональном уровне // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: материалы Х науч.-практ. конф. (28—30 сентября 2011 г.). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011. С. 21.

2 См.: Закон Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2011 год и плановый период на 2011—2013 годы» от 24 декабря 2010 г. № 100-З // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».

3 См.: Закон Республики Мордовия «О межбюджетных отношений в Республике Мордовия» от 21 февраля 2008 г. № 4-З // Там же.

4 См.: Сажин Ю.В., Смоланова О.В. Методы оценки бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований (на примере Республики Мордовия) // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2009. № 5. С. 100—106.

Поступила 05.06.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.