К. Н. НИКОЛАЕВ АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ
ТРАНСФЕРТОВ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА
Ключевые слова: муниципальное образование, межбюджетные трансферты, дотации, субсидии, субвенции
Key words: municipal entity, inter-budget transfers, donations, subsidies, subventions
Межбюджетные отношения на региональном уровне устраняют различия в уровне социально-экономического развития муниципальных образований, компенсируют разницу между возложенными на субтерриториальную единицу расходными обязательствами и не достающими на их реализацию собственными доходными источниками, являются средством для стимулирования субтерриториальных единиц к наращиванию собственной доходной базы1.
В настоящее время одной из первоочередных задач региональных органов государственной власти является совершенствование межбюджетных отношений. Ключевой вопрос их обновления в Республике Мордовия (РМ) — преобразование подходов к оказанию финансовой поддержки муниципальных образований. С 2006 г. изменилась структура местных бюджетов. В связи с этим их взаимоотношения с бюджетом республики стали иными: они теперь построены на законодательной основе в форме межбюджетных трансфертов.
В соответствии с федеральным законодательством в республиканском бюджете РМ были созданы различные фонды для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям: республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа); республиканский фонд софинансирования расходов; республиканский фонд компенсаций; иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из республиканского бюджета РМ местным бюджетам.
Удельный вес каждого фонда в республиканском бюджете ежегодно меняется в зависимости от возможностей доходной
НИКОЛАЕВ Константин Николаевич, аспирант кафедры статистики Национального исследовательского Мордовского государственного университета.
базы и источников финансирования дефицита республиканского бюджета Мордовии. Так, удельный вес с 2008 по 2011 г. по республиканскому фонду финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) варьировался от 0,15 до 0,20 %; республиканскому фонду софинансирования расходов — от 13,7 до 18,2 %; республиканскому фонду компенсации — от 5,9 до 12,6 %; иным межбюджетным трансфертам, предоставляемым из республиканского бюджета местным бюджетам, — от 0,1 до 0,46 %2.
Согласно Закону РМ «О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия» от 21 февраля 2008 г. № 4-З, для поддержки сельских поселений республики в бюджетах муниципальных районов были образованы районные фонды финансовой поддержки поселений, которые выравнивают финансовые возможности органов местного самоуправления поселений по осуществлению своих полномочий3. Решение о создании районного фонда финансовой поддержки поселений в составе расходов бюджета муниципального района на очередной финансовый год принимается представительным органом местного самоуправления муниципального района.
Темп роста безвозмездных поступлений в местные бюджеты Мордовии за рассматриваемый период составил 131,1 %. Основной причиной увеличения безвозмездных поступлений является мировой финансовый кризис, который привел к спаду производства во всех отраслях экономики районов и утрате самостоятельности местных бюджетов. Значительный рост безвозмездных поступлений за рассматриваемый период увеличился в ГО Саранск в 1,8 раза. Он обеспечивался за счет нецелевых межбюджетных трансфертов, при этом также произошел рост удельного веса безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджета ГО Саранск в 1,1 раза.
Динамика исполнения плана безвозмездных поступлений из вышестоящих бюджетов за рассматриваемый период колебалась в пределах от 90,6 до 92,8 %. Так, невыполнение плана по безвозмездным поступлениям в 2011 г. обусловлено рядом причин. Не в полном объеме в бюджеты муниципальных районов поступили субсидии на реализацию федеральных целевых программ (поступление составило 94,0 %), а также на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ (поступление составило 71,9 %).
Кроме того, не в полном объеме поступили и субвенции на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (поступление составило 90,3 %), а также за работу медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов, врачей, фельдшеров и медицинских сестер скорой медицинской помощи (поступление составило 85,9 %). По прочим безвозмездным поступлениям также возникло недофинансирование. Это касается межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам на реализацию программ модернизации здравоохранения (поступление составило 88,7 %); межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам муниципальных образований на получение определенных прав на решение вопросов (поступление составило 91,7 %). Структура безвозмездных поступлений бюджетов муниципальных районов республики за рассматриваемый период отражает изменение отношения целевых и нецелевых трансфертов в доходах муниципальных районов в пользу нецелевых трансфертов, а именно за счет роста удельного веса субсидий из вышестоящих бюджетов. Их доля в общем объеме безвозмездных поступлений увеличилась с 49,5 до 53,6 %. Доля субсидий в структуре безвозмездных поступлений увеличилась за счет снижения доли субвенций с 48,6 до 41,9 %4. Оценка в структуре безвозмездных поступлений бюджетов муниципальных районов Мордовии на основе индекса Рябцева в 2011 г. по сравнению с 2008 г. выявила весьма низкий уровень различий структур
(^2011 к 2008 = 0,°59).
Анализ безвозмездных поступлений бюджетов в городские и сельские поселения свидетельствует о доминировании в структуре субвенций, удельный вес которых за рассматриваемый период варьировался от 53,5 до 62,6 % в общей сумме безвозмездных поступлений. Вторыми по значимости в структуре безвозмездных поступлений вышеуказанных бюджетов являются субсидии, удельный вес которых за анализируемый период вырос на 11,2 %. Таким образом, в структуре безвозмездных поступлений в бюджеты городских и сельских поселений доминируют целевые трансферты. Увеличение доли субвенций в структуре безвозмездных поступлений произошло за счет снижения доли дотаций с 19,5 до 17,8 %. Это косвенно свидетельствует о снижении уровня фискальной автономии по расходам муниципалитетов. Оценка структуры безвозмездных поступлений в бюджеты
городских и сельских поселений Мордовии в 2011 г. по сравнению с 2008 г. показала тождественность структур (и^ = 0,013) (табл. 1).
Таблица 1
Структура безвозмездных поступлений в бюджеты городских и сельских поселений РМ с 2008 по 2011 г., %
Год Показатель Дотации Субсидии Субвенции Прочие безвозмездные поступления Итого
2008 Исполнено 86,7 98,2 96,2 95,5 94,5
Удельный вес в структуре безвоз-
мездных поступлений 19,5 16,5 62,6 1,4 100,0
Удельный вес
в структуре доходов бюджета 16,5 13,9 53,4 0,6
2009 Исполнено 83,2 98,6 95,1 115,2 93,4
Удельный вес
в структуре доходов бюджета 19,8 23,9 55,6 0,7 100,0
Удельный вес
в структуре доходов бюджета 17,2 20,7 48,5 0,4 _
2010 Исполнено 82,5 94,8 97,9 102,1 93,8
Удельный вес
в структуре доходов бюджета 19,5 23,8 55,8 0,9 100,0
Удельный вес
в структуре доходов бюджета 16,8 20,5 48,2 0,7
2011 Исполнено 89,1 96,8 98,0 60,8 95,4
Удельный вес
в структуре доходов бюджета 17,8 27,7 53,5 1,0 100,0
Удельный вес
в структуре доходов бюджета 15,6 24,3 47,0 0,8
1К2011к2008 = 0,013
Структура безвозмездных поступлений в бюджет ГО Саранск за рассматриваемый период состояла в основном из нецелевых межбюджетных трансфертов, удельный вес субсидий составлял в 2011 г. 79,5 % от общего объема безвозмездных поступлений. Это на 29,4 % больше, чем в 2008 г. Доля субвенций в анализируемом периоде уменьшилась на 29,6 % (с 48,6 до 19,0 %) от общего объема безвозмездных поступлений. Оценка структуры безвозмездных поступлений в бюджет ГО Саранск в 2011 г. по сравнению с 2008 г. показала существенный уровень различий структур (табл. 2).
Таблица 2
Структура безвозмездных поступлений в бюджет ГО Саранск с 2008 по 2011 г., %
Год Показатель Дотации Субсидии Субвенции Прочие безвозмездные поступления Итого
2008 Исполнено — 85,6 89,6 99,6 87,7
Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 50,1 48,6 1,3 100,0
Удельный вес в структуре доходов бюджета 24,1 23,4 0,6
2009 Исполнено 100,0 96,7 99,5 97,5 97,7
Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 0,1 62,4 37,1 0,4 100,0
удельный вес в структуре доходов бюджета 0,02 29,4 17,5 0,2
2010 Исполнено — 94,7 99,5 100,0 95,7
Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений, % 78,3 21,6 0,1 100,0
Удельный вес в структуре доходов бюджета 40,3 11,1 0,03
2011 Исполнено 100,0 91,3 99,5 90,0 92,7
Удельный вес в структуре безвозмездных поступлений 0,1 79,5 19,0 1,4 100,0
Удельный вес в структуре доходов бюджета 0,02 43,4 10,3 0,8
Т = 0 29 К2011 к 2008
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, зависимость местных бюджетов Мордовии от межбюджетных трансфертов за анализируемый период увеличивается. Так, темп роста безвозмездных поступлений в местные бюджеты республики составил 131,1 %. В структуре безвозмездных поступлений в бюджет ГО Саранск и бюджеты муниципальных районов Мордовии доминируют нецелевые трансферты, а в бюджетах городских и сельских поселений значительна доля целевых трансфертов.
Во-вторых, оценка сдвигов в структуре безвозмездных поступлений в бюджеты муниципальных районов, городских и сельских поселений республики в 2011 г. по сравнению с 2008 г. показала весьма низкий уровень различий структур и
их тождественность. Однако структура бюджета ГО Саранск в 2011 г. по сравнению с 2008 г. выявила существенный уровень различий структур. Если в 2008 г. удельный вес субсидий и субвенций в структуре безвозмездных поступлений в бюджет ГО Саранск составлял 50,1 и 48,6 % соответственно, то в 2011 г. доминировали субсидии (79,5 %). Это говорит о том, что бюджет ГО Саранск не может покрыть свои расходные обязательства, закрепленные за ним доходными источниками. В связи с этим сбалансированность бюджета ГО Саранск достигалась за счет нецелевых трансфертов, полученных из республиканского бюджета.
В-третьих, региональные власти, на наш взгляд, должны проводить политику, ориентированную на наращивание экономического и налогового потенциала муниципальных образований посредством создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику муниципалитетов и повышения инвестиционной привлекательности на основе реализации модели государственно-частного партнерства; увеличение отплаты труда в производственной сфере за счет роста производительности труда; создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса на территории муниципальных образований; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей; снижение уровня коррупции и приобретение большего доверия к местной власти.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Болдырева А.В. Международный опыт формирования межбюджетных отношений на субрегиональном уровне // Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: материалы Х науч.-практ. конф. (28—30 сентября 2011 г.). Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011. С. 21.
2 См.: Закон Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2011 год и плановый период на 2011—2013 годы» от 24 декабря 2010 г. № 100-З // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс».
3 См.: Закон Республики Мордовия «О межбюджетных отношений в Республике Мордовия» от 21 февраля 2008 г. № 4-З // Там же.
4 См.: Сажин Ю.В., Смоланова О.В. Методы оценки бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований (на примере Республики Мордовия) // Вестн. Самар. гос. ун-та. 2009. № 5. С. 100—106.
Поступила 05.06.2013.