Научная статья на тему 'Анализ методов выбора поставщика авиакомпании'

Анализ методов выбора поставщика авиакомпании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
961
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА / ПОСТАВЩИК / SUPPLIER SELECTION METHOD / SUPPLIER

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Малыгин Н.А.

Проведен анализ методов выбора поставщика, выделены их преимущества и недостатки. В качестве примера выбрана авиакомпания «КрасАвиа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF AN AIRCOMPANY SUPPLIER SELECTION METHODS

The article analyzes the methods of supplier’s selection and identifies the advantages and disadvantages of them. The selection process is described on the example of «KrasAvia» aircompany.

Текст научной работы на тему «Анализ методов выбора поставщика авиакомпании»

УДК 658

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА АВИАКОМПАНИИ

Н. А. Малыгин Научный руководитель - Н. Е. Гильц

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: mr. malygin.nikita@mail.ru

Проведен анализ методов выбора поставщика, выделены их преимущества и недостатки. В качестве примера выбрана авиакомпания «КрасАвиа»

Ключевые слова: метод выбора поставщика, поставщик.

THE ANALYSIS OF AN AIRCOMPANY SUPPLIER SELECTION METHODS

N. A. Malygin Scientific Supervisor - N. E. Gilts

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: mr. malygin.nikita@mail.ru

The article analyzes the methods of supplier's selection and identifies the advantages and disadvantages of them. The selection process is described on the example of «KrasAvia» aircompany.

Keywords: supplier selection method, supplier.

В условиях нынешних реалий крепкие взаимоотношения потребителя и поставщика - это верный путь к успеху любой организации. Эффективные меры управления закупками являются важным источником обеспечения конкурентного преимущества. Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.

Среди основных методов выбора поставщика выделяют следующие [1;2]: метод рейтинговых оценок, метод оценки затрат, метод доминирующих характеристик, метод категорий предпочтения. Каждому из приведённых методов свойственна особая характеристика, отличающая его от других, а также свои преимущества и недостатки (см. таблицу).

Название метода Характеристика метода Преимущества Недостатки

Метод рейтинговых оценок При использовании данного метода выбираются основные критерии выбора поставщика, затем работниками службы закупок либо аутсорсинговыми компаниями устанавливается их значимость экспертным путем. Итоговый показатель рейтинга определяется суммированием произведений веса критерия на его экспертную балльную оценку (в основном десяти-балльная система) для данного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего. Использование метода позволяет учесть все наиболее важные критерии при выборе поставщика Несмотря на явное преимущество, необходимо учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

Метод оценки затрат Исследуемый процесс снабжения делят на несколько возможных вариантов и тщательно рассчитывают все расходы и доходы для каждого из них. В результате получают исходный материал для сравнения и выбора или изменения вариантов решений. При выборе поставщиков отдельно рассчитывают для каждого из них все возможные издержки на снабжение и доходы в рамках логистической цепи. Затем из набора вариантов выбирают наиболее выгодный (по критерию общей прибыли) Метод содержателен в отношении факторов и их стоимостной оценки, а также направлен на идентификацию суммы, в которую обойдется выбор того или иного поставщика Для осуществления необходим большой объем информации и проведение анализа по каждому отдельному поставщику.

Метод доминирующих характеристик Предполагает сосредоточение на одной выбранной характеристике как основе для последующей оценки. Характеристика может быть любой: наиболее низкая цена, наилучшее качество, график поставок, который внушает наибольшее доверие и т.п. Преимуществом данного метода является его простота и существенная экономия времени Недостатком можно назвать отсутствие должного внимания к остальным критериям анализа.

Метод категорий предпочтения В методе категории предпочтения оценка поставщика, в том числе и выбор способа оценки, зависит от информации, стекающейся из множества подразделений фирмы Анализируется не только полная, но и компетентная информация, которая основана на опыте сотрудничества с тем или иным поставщиком Метод не подходит в ситуациях, когда предприятие еще ни разу не работало с поставщиком.

Рассмотренные методы выбора поставщика и анализ компании позволили сделать вывод, что наиболее важными характеристиками при выборе подходящего метода являются следующие:

- выбор идет между поставщиками, с которыми компания ранее работала, либо в тендере участвуют новые поставщики;

- при выборе важен только один критерий, либо совокупность определенных критериев;

- наличие объективной информации о поставщиках;

- наличие информации о работе поставщиков с другими отделами компании.

Исходя из намеченных характеристик, можно выстроить определенный алгоритм при выборе поставщика. Хронология данного алгоритма представлена ниже.

Алгоритм выбора поставщика на основе анализов метода

В тех случаях, когда при выборе поставщика главную роль играет только один основной критерий, можно использовать метод доминирующих характеристик. Это поможет достичь желаемых результатов с гораздо меньшими затратами времени, денег, человеческих ресурсов.

В ситуациях, когда для предприятия при выборе важны несколько параметров, при этом компания уже сотрудничала с этими поставщиками, подойдет использование метод рейтинговых оценок, так как данный способ позволяет оценить все значимые характеристики будущего партнера с учетом их важности для предприятия. Если к дополнению вышесказанного, для организации важно, как поставщик работал не только с отделом закупок, но и с другими отделами, то необходимо использовать метод категорий предпочтения, как единственный метод, позволяющий оценить все преимущества и недостатки в работе с будущим поставщиком.

Когда предприятие выбирает своих будущих партнеров среди поставщиков, с которыми оно раньше не взаимодействовало, необходимо ориентироваться на наличие достоверной информации о работе поставщика. Если у компании, осуществляющей выбор, не возникает сомнений в том, что она имеет нужную информацию о поставщике, необходимо использовать метод рейтинговых оценок. В случаях, когда компания не уверена в том, что информация, которой она владеет, достоверна, необходимо использовать метод оценки затрат. Для использования данного метода требуется анализ большого объема информации, но зато это обезопасит от неверного выбора.

Выбор поставщика - это важный и трудоемкий процесс, который требует глубокого анализа. Организация должна четко определять критерии и методы, при помощи которых она будет отбирать поставщиков. Верное выполнение данных действий - это путь к грамотному обеспечению снабженческой деятельности. Создав спектр определенных действий, компания может с легкостью сокращать свои затраты и улучшать свою продукцию, тем самым, занять лидирующую позицию на рынке услуг.

Библиографические ссылки

1. Сергеев, В.И., Эльяшевич И.П. Логистика снабжения: учебник / В.И. Сергеев. - М. Юрайт, 2015, - 523с.

2. Гаджинский А.М. Логистика: учебник / А.М. Гаджинский. - М. Дашков и К, 2013. -

420 с.

© Малыгин Н. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.