Научная статья на тему 'Анализ методов управления затратами на качество на предприятиях технического сервиса АПК'

Анализ методов управления затратами на качество на предприятиях технического сервиса АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука без границ
Область наук
Ключевые слова
ФСА АНАЛИЗ / FSA ANALYSIS / FMEAАНАЛИЗ / FMEA ANALYSIS / РАЗВЕРТЫВАНИЕ ФУНКЦИИ КАЧЕСТВА / QUALITY FUNCTION DEPLOYMENT / СИСТЕМА JIT / JIT SYSTEM / СИСТЕМА "СТАНДАРТ КОСТС" / STANDARD COSTS SYSTEM / СИСТЕМА "СТАНДАРТ КОСТИНГ" / STUART COSTING SYSTEM / КОНТРОЛЛИНГ / CONTROLLING / АУТСОРСИНГ / OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подлинова Анастасия Михайловна

В статье рассмотрены методы управления затратами на качество, проведен их анализ, на основании которого был выбран наиболее приемлемый метод управления затратами на качество на предприятиях технического сервиса АПК в рыночных условиях. Этим методом является функционально-стоимостной затрат. Мы рассмотрели преимущества его применения, а также слабые стороны данного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подлинова Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of methods of quality cost management at the enterprises of technical service of agroindustrial complex

The article considers the methods of quality cost management, their analysis is carried out, on the basis of which the most acceptable method of quality cost management at the enterprises of technical service of agriculture in market conditions was chosen. This method is the functional cost of costs. We have considered the advantages of its application, as well as the weaknesses of this method.

Текст научной работы на тему «Анализ методов управления затратами на качество на предприятиях технического сервиса АПК»

УДК 631.173.004.12

АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА КАЧЕСТВО НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА АПК

Подлинова Анастасия Михайловна, магистрант; ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, РФ

В статье рассмотрены методы управления затратами на качество, проведен их анализ, на основании которого был выбран наиболее приемлемый метод управления затратами на качество на предприятиях технического сервиса АПК в рыночных условиях. Этим методом является функционально-стоимостной затрат Мы рассмотрели преимущества его применения, а также слабые стороны данного метода.

Ключевые слова: ФСА-анализ; FMEA-анализ; развертывание функции качества; система JIT; система «стандарт-костс»; система «стнадарт-костинг»; контроллинг; аутсорсинг

ANALYSIS OF METHODS OF QUALITY COST MANAGEMENT AT THE ENTERPRISES OF TECHNICAL SERVICE OF AGROINDUSTRIAL

COMPLEX

Podlineva Anastasia Mikhailovna, undergraduate; Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russian Federation

The article considers the methods of quality cost management, their analysis is carried out, on the basis of which the most acceptable method of quality cost management at the enterprises of technical service of agriculture in market conditions was chosen. This method is the functional cost of costs. We have considered the advantages of its application, as well as the weaknesses of this method. Keywords: FSA-analysis; FMEA-analysis; quality function deployment; JIT system; standard-costs system; Stuart-costing system; controlling; outsourcing.

Для цитирования: Подлинова А.М. Анализ методов управления затратами на качество на предприятиях технического сервиса АПК // Наука без границ. 2019. № 11(39). С. 30-35.

На предприятиях технического сервиса агропромышленного комплекса управление затратами на качество может осуществляться такими методами, как функциональный анализ затрат; FMEA-анализ; метод развертывания функции качества; метод по системе JIT; система «стан-дарт-костс»; система «стнадарт-костинг»; контроллинг; аутсорсинг.

Рассмотрим особенности применения данных методов с целью выявления наиболее оптимального метода управления затратами на качество на предприятиях технического сервиса АПК в условиях ры-

ночной экономики.

Функциональный анализ затрат (FSA, activity-based cost ABC) разрабатывается как технологическая компания с организационной структурой независимо от фактической стоимости продукта или услуги.

Целью ФСА является обеспечение правильного распределения средств, выделяемых на производство продукции или услуг по прямым и косвенным затратам. Это позволяет наиболее реалистично оценивать расходы компании.

По существу, метод ФСА работает по следующему алгоритму:

1. Определяется последовательность признаков, необходимых для производства товаров и услуг.

2. Для каждого объекта определяется общая годовая стоимость и количество отработанных часов.

3. Для каждой функции на основе оценок из пункта 2 определяется количественная характеристика источника издержек.

Различия данного метода и традиционного показаны на рис.1.

ФСА

^Ресурсы J

дпн ресурсов

[ Функции "j

Вте, -чти «tv t

?ttHttHlt

MtT(JNH1kVl шяертрг

Гщдцтыи

Объекты 1 ЙЗ^

| Объекты ]

Традиционные методы

С

Ресурсы

Распределение

С

)

Б jj.u

расфедеЛешн

Объекты ) Я«™

Рис 1. Разница. Методы ФСА и традиционный

FMEA-анализ - аббревиатура от Failure Mode and Effect Analysis. Это метод, который анализирует результаты разновидностей и возможные сбои (из-за дефектов, при которых объект теряет способность выполнять свои функции).

Таким образом, компания на стадии проектирования предвидит возможные проблемы и неисправности. Во время анализа производитель получает такую информацию:

- Список возможных ошибок и неисправностей;

- Анализ причин возникновения, степени тяжести и результатов;

- Приоритетные рекомендации по снижению рисков;

- Безопасность, надежность продукции и системы для общей оценки.

Данные, полученные в результате анализа, документируются. Все ошибки классифицируются по важности, простоте обнаружения, техническому обслуживанию и частоте возникновения. Главная задача -выявить проблемы и клиентов компании,

прежде чем они произойдут.

Метод развертывания функции качества.

Одним из способов интеграции специфических требований будущих потребителей в процесс проектирования является развертывание функций качества. Таким образом, конфигурация многофункциональной команды включает маркетинг, дизайн и инженеров-проектировщиков, работающих над разработкой новых продуктов.

Процесс QFD - это высококачественные характеристики продукта, которые должны быть определены в результате обратной связи с потребителем. В ходе исследования рынка потребительские потребности и предпочтения фиксируются, а затем делятся на категории, называемые потребительскими требованиями. Информация о требованиях потребителей заносится в матрицу, известную под названием «домик качества».

Метод по системе just-in-time - один из базовых столпов Производственной Си-

стемы Toyota, метод организации производства.

Заключается в том, что в процессе производства необходимые для сборки детали появляются на производственной линии именно в тот момент, когда требуется, и строго в необходимом количестве. В результате компания, которая продолжает

применять этот принцип, может минимизировать запасы или свести их к нулю. Основная характеристика гласит, что необходимо всегда улучшать качество инвентаря с условием «ноль дефектности»; сокращать время цикла; постепенно корректировать работу; выполнять работы с минимальными затратами.

Г6.1 TDHfdl

HOCTifeii^ А

Л

т

С

, СУ4"*"

¿У 1

УУ ^> '

У

\\ t L i«««

Рис 2. Перемещение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции осуществляется

методом «точно в срок»

Метод основан на трех основных принципах:

- Система вытягивания производства (pull-принцип);

- Непрерывный поток продукции;

- Время такта.

Японский менеджмент достигает принципа «точно вовремя», систематически предотвращая три нежелательных компонента:

- MURI - излишки;

- MUDA - потери;

- MURA - дисбаланс.

Система «стандарт-костс».

Совокупность объективных факторов:

концентрация производства, совершенствование технико-организационного развития, теория распределения затрат труда и материальных ресурсов, разработка методов оперативного управления, необходимость оперативного контроля затрат и

регулирования себестоимости - привели к созданию и распространению системы «станданр-кост».

Рассматриваемая система дает возможность детально и своевременно выявлять отклонения для каждого центра ответственности.

Основными задачами нормативного учета являются:

- Выявить качество стандарта и определить пути его улучшения;

- Установить необходимые цели.

Система «стнадарт-костинг».

При этом методе важным моментом является нормативная себестоимость, наиболее точная с точки зрения выявления отклонений по стоимости нормативов, способствующих совершенствованию цены. Без этих мер контроля использование «стандартных затрат» было бы условным и не обеспечило бы должного эффек-

та. Эта система универсальна, помогает рассчитать учет затрат и их применение, что целесообразно для производства и калькулирования себестоимости продукции.

Отечественным аналогом системы учета затрат является нормативный метод учета затрат. При использовании нормативного метода по каждому виду продукции составляется предварительная нормативная калькуляция. Но, несмотря на сходство, эти две системы различны. Бухгалтерская система «стандартная себестоимость» предоставляет компании возможность настройки выбранной учетной политики.

Контроллинг - финансово-хозяйственная деятельность компании по различным отраслям управления технологиями, в том числе:

- Цель деятельности;

- Отражение этих целей в эффективной и сбалансированной системе (КР1);

- Показатели фактического значения регулярного мониторинга;

- Анализ и выявление причин отклонения фактических значений показателей от плановых;

- Минимизирование отклонений, основанных на данных управленческих решениях.

Целью контроллинга является внедрение эффективной системы, контроль и анализ управленческих решений внутри предприятия.

Аутсорсинг - передача организации на основании договора определенного вида производственной деятельности другим компаниям, работающим в нужном направлении.

В отличие от услуг и поддержки, это долгосрочное соглашение (не менее одного года) на основе отдельных систем и инфраструктуры в бесперебойной работе профессиональной поддержки.

Аутсорсинг используется для повыше-

ния эффективности работы всего предприятия с использованием организационных, финансовых и кадровых ресурсов для развития нового направления или концентрации усилий, не требующих повышенного внимания.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее эффективный способ учета затрат на качество - функционально-стоимостной затрат. Это самый универсальный метод, так как он содержит ряд следующих преимуществ:

1. Более точное знание производственных затрат, что позволяет принимать правильные стратегические решения в области:

- Цены продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Соответствующей комбинации продуктов;

- Владеть или приобретать возможность сделать выбор;

- Исследования, автоматизация процессов, упрощение процедур и т.п.

2. Большая ясность в отношении функций, выполняемых через компанию, за счет которых удается:

- Повышение эффективности функций управления;

- Выявление и сокращение транзакций, которые не повышают ценность продукта.

Этот метод нельзя назвать идеальным и он, как и все остальные, имеет свои недостатки:

1.Процесс, описывающий функции, может быть чрезмерно детализирован, эта модель иногда слишком сложна и трудна в обслуживании;

2.Часто фаза сбора данных для источника по функциям (драйвер активности) недооценивается;

3.Для качественной реализации требуются специальные программные средства;

4.Эта модель часто становится бесполезной из-за организационных изменений.

5.Реализация зачастую финансового

менеджмента является ненужной «прихотью», она недостаточно поддерживается действующим руководством. Цели управления затратами:

1. Производственные;

2. Экономические;

3. Общественные;

4. Научно-технические.

Все цели должны приводить к повыше-

нию эффективности производства, снижению себестоимости продукции, работ или услуг. Метод функционально-стоимостного анализа поможет достичь поставленных целей максимально эффективно и минимизирует издержки. Это особенно актуально в сегодняшних условиях функционирования предприятий технического сервиса АПК.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонов О.А., Темасова Г.Н., Вергазова Ю.Г. Управления качеством: Учебник. - 3-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2019. - 180 с.

2. Леонов О.А., Темасова Г.Н., Шкаруба Н.Ж. Экономика качества, стандартизации и сертификации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 251 с.

3. Леонов О.А., Темасова Г.Н. Процессный подход при расчете затрат на качество для ремонтных предприятий // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ 2007. № 2. С. 94-98.

4. Леонов О.А., Темасова Г.Н. Организация системы контроля затрат на качество на предприятиях технического сервиса АПК // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ 2009. № 8-1. С. 56-59.

5. Леонов О.А., Темасова Г.Н. Методология оценки издержек на контроль при ремонте машин // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. 2019. № 3 (23). С. 37-43.

6. Леонов О.А., Вергазова Ю.Г. Оценка качества процессов, продукции и услуг: Учебное пособие. - М. : Изд-во РГАУ-МСХА, 2017. - 145 с.

7. Леонов О.А., Шкаруба Н.Ж., Темасова Г.Н. Статистические методы в управлении качеством: Учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2019. - 144 с.

8. Темасова Г.Н. Организация системы контроля затрат на качество на предприятиях технического сервиса АПК: монография. - М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2010. - 136 с.

9. Темасова Г.Н. Методы оценки конкурентоспособности продукции // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ Экономика и организация производства в агропромышленном комплексе. 2005. № 5. С. 85-88.

10. Темасова Г.Н. Характеристика процесса ремонта агрегатов и сборочных единиц для предприятий технического сервиса // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Агроинженерия. 2007. № 3. С. 140-142.

REFERENCES

1. Leonov O.A., Temasova G.N., Vergazova Yu.G. Upravleniya kachestvom: Uchebnik. - 3-e izd., ster. [Quality management]. Saint-Petersburg, Izdatel'stvo «Lan'», 2019, 180 p.

2. Leonov O.A., Temasova G.N., Shkaruba N.Zh. Ekonomika kachestva, standartizacii i sertifikacii: Uchebnik [Economics of quality, standardization and certification]. Moscow, INFRA-M, 2019, 251 p.

3. Leonov O.A., Temasova G.N. Processnyj podhod pri raschete zatrat na kachestvo dlya remontnyh predpriyatij [Process approach in the calculation of quality costs for repair companies]. Vestnik FGOU VPO MGAU, 2007, no. 2, pp. 94-98.

4. Leonov O.A., Temasova G.N. Organizaciya sistemy kontrolya zatrat na kachestvo na predpriyatiyah tekhnicheskogo servisa APK [Organization of quality cost control system at the enterprises of technical service of agroindustrial complex]. Vestnik FGOU VPO MGAU, 2009, no. 8-1, pp. 5659.

5. Leonov O.A., Temasova G.N. Metodologiya ocenki izderzhek na kontrol' pri remonte mashin

[Methodology of estimation of control costs at repair of machines]. Innovacii v APK: problemy i perspektivy, 2019, no. 3 (23), pp. 37-43.

6. Leonov O.A., Vergazova Yu.G. Ocenka kachestva processov, produkcii i uslug: Uchebnoe posobie [Assessment of the quality of processes, products and services]. Moscow, Izd-vo RGAU-MSKHA, 2017, 145 p.

7. Leonov O.A., Shkaruba N.Zh., Temasova G.N. Statisticheskie metody v upravlenii kachestvom: Uchebnoe posobie [Statistical methods in quality management]. Saint-Petersburg, Izdatel'stvo «Lan'», 2019, 144 p.

8. Temasova G.N. Organizaciya sistemy kontrolya zatrat na kachestvo na predpriyatiyah tekhnicheskogo servisa APK: monografiya [Organization of quality cost control system at the enterprises of technical service of agroindustrial complex]. Moscow, FGOU VPO MGAU, 2010, 136 p.

9. Temasova G.N. Metody ocenki konkurentosposobnosti produkcii [Methods of assessing the competitiveness of products]. Vestnik FGOU VPO MGAU. Ekonomika i organizaciya proizvodstva v agropromyshlennom komplekse, 2005, no. 5, p. 85-88.

10. Temasova G.N. Harakteristika processa remonta agregatov i sborochnyh edinic dlya predpriyatij tekhnicheskogo servisa [Characteristics of the process of repair of units and Assembly units for technical service enterprises]. Vestnik FGOU VPO MGAU, Agroinzheneriya, 2007, no. 3, pp. 140-142.

Материал поступил в редакцию 24.11.2019 © Подлинова А.М., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.