Научная статья на тему 'Анализ методов управления рисками коммерческого банка'

Анализ методов управления рисками коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
844
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ РИСК / BANKING RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паршукова И.О., Хамраев М.М.

Выполнен анализ методов управления рисками коммерческого банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF METHODS OF RISK MANAGEMENT COMMERCIAL BANK

In the article the analysis of methods of risk management commercial bank.

Текст научной работы на тему «Анализ методов управления рисками коммерческого банка»

УДК 658.155.012.7

АНАЛИЗ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

*

И. О. Паршукова , М. М. Хамраев Научный руководитель - В. В. Прохоров

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: inga.parshukova@yandex.ru

Выполнен анализ методов управления рисками коммерческого банка.

Ключевые слова: банковский риск.

ANALYSIS OF METHODS OF RISK MANAGEMENT COMMERCIAL BANK

I. O. Parshukova*, M. M. Khamraev Scientific supervisor - V. V. Prokhorov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: inga.parshukova@yandex.ru

In the article the analysis of methods of risk management commercial bank.

Keywords: banking risk.

В наше время в ресурсах и литературе нередко употребляется термин «риск-менеджмент». Российские организации пользуются услугами страховых организаций. Для чего же необходима система управления рисками? Как она себя показывает? Следует принимать во внимание, что риск присущ всем предприятиям и их деятельности, и имеет место быть такое свойство риска, как противоположность, предполагающая необходимый выбор из двух, либо нескольких реально существующих альтернативных вариантов решений, направлений, действий. Отсутствие потенциального выбора свидетельствует об отсутствии риска: там, где нет выбора, не существует и риска. Управление рисками - это совокупность методов и инструментов минимизации рисков.

Управление рисками осуществляется различными подходами:

— директивное управление рисками, подход в котором к управлению рисками, для проведения которого в рамках отдельной операции оценка доводится до руководства, которое принимает решение о целесообразности проведения операции. Такая позиция эффективна при невысоком количестве проводимых операций, т.е. в маленьких организациях, или для проведения операций в средних или крупных организациях [1].

— ограничить риски с помощью лимитирования операции, т.е. ограничить количество характеристик отдельных групп операций, выделенных или по типу или по лицам, ответственным за операцию.

— ограничить риск за счет оценивания эффективности с учетом риска.

В наших условиях, характеризующихся экономической и социальной нестабильностью, существующая система на предприятии обязана включать в себя механизм управления рисками.

Одним из первых этапов формирования механизмов управления рисками, является служба риск-менеджмента. В наши дни, этап развития минимизации потерь являются целью этой службы, а так же анализ РОФ, и выработки рекомендаций по снижению уровня риска и контроля их выполнения. Также важно место службы в структуре предприятия, определение прав и обязанностей персонала, и их информированность о функциях служб и о её деятельности.

Секция «Инновационная экономика и управление»

Анализ риска, формируется на предоставленных источниках информации, таких как:

— бухгалтерия предприятия (её отчетность). Данные из этих документов, такие как баланс, отчеты о прибыли и потерях, о переводах денежных средств и т.д. Эти данных содержат всю основную информацию о предприятиях: состояние фондов, запасы материалов, выпушенной продукции, кредитных долгах, финансовые данные работы предприятия и т.д.

— анализированные бухгалтерской отчетности позволяет выявить доли кредитных и деловых рисков;

— структура организации и расписание предприятия.

Организационные риски позволяет выявлять анализ данной информации:

— карты технологических потоков (производственные риски);

— контракты и договоры (деловые и юридические риски);

— себестоимость производства продукции. Ее анализ позволяет выявлять большинство РОФ и определять денежное выражение потерь из-за возникновения рисковых ситуации;

— финансово-производственные планы предприятия. Их выполнения дает комплексную оценку защиту предприятия ко всем рискам [2].

Нестабильности, в которых действуют предприятия, вносят свои исправления, как в деятельность субъектов, так и в механизм управления рисками предприятия. Отследить влияния во всем объеме невозможно, но определение влияний её воздействия на отдельные риски вполне реально.

По окончанию сбора и анализа информации, полученной службами риск-менеджмента, получается возможность реально оценивать динамику показателях деятельности предприятий, с учетом воздействия социально экономических факторов, что позволяет определить будущее состояние рыночной конъюнктуры и оценивать возможность рисков.

При проведении специалистами мероприятий по управлению рисками, следует ориентироваться на максимальную унификацию оценок уровня риска, что выражает формирование унифицированных параметров, которых характеризуют объем возможного ущерба. Такие параметры используют для анализа воздействия риска на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия.

Конечным этапом разработки программ является формирование комплекса мероприятий по уменьшению рисков, планируемого эффекта от его реализации, срока внедрения, источника финансирования и лиц, ответственных за данную программу. Программа должна быть утверждена руководством предприятия и учтена при финансовом планировании.

Основной задачей системы управления рисками является снижение неопределенности относительно деятельностей компаний в плане.

Для этого необходимо:

— выполнить мероприятия, и проконтролировать их выполнение;

— сопоставление базовых уровней риска с целевыми уровнями, чтобы принять решения относительно необходимых снижений уровня рисков и подготовки мероприятий, таких как: повышение безопасности и надежности технологических процессов, страхование отдельных объектов от возможных стихийных бедствий, создание аварийного запаса, внедрение контрольных функций в производственном процессе, и т.д.;

— сравнить базовый уровень риска с целевым уровнем, принять решения в зависимости от снижения уровня риска и разработки соответствующих мероприятий, например, по повышению надежности технологических процессов, по страхованию от стихийных бедствий;

— рассчитать и определить уровни риска, т. е. возможное отклонение от целевых показателей, например, прибылей от запланированного уровня в предприятии, направлениях бизнеса и остальных изделий.

Обычно управление риска можно разделить на несколько частей:

— план управления риском (включает общие подходы в управлениях рисками в задании и действия которые нужно выполнить);

— выявление рисков (Определение и запись отрицательных ситуаций для проекта);

— анализ и оценка приоритетности рисков (каждый риск анализируется и вычисляется вероятность реализации, и потенциальные расходы);

— планирование ответных действий (процесс управления рисками так же включает в него общий план по снижению вероятности последствий риска);

— мониторинг рисков (выявление новых рисков и их последствий, по сути, выявление и анализ рисков) [3].

Компоненты системы управления рисками: политика по управлению риском; система оценок уровня риска; список рисков; список мероприятий по снижению уровня риска; регламенты управления рисками; система оценок эффективности подразделений; система записи и отчетности по уровню риска; организационную структуру системы управления рисками.

Организация управления играет большую роль в управлениях рисками. Роль руководства банка должна быть направлена на избежание такого большого риска, как неплатежеспособность банка. Это достигается разработкой и утверждением лимитов и ограничений. Подразделения банка должны сами принимать решения и действовать относительно рисков, не представляя при этом угрозу капитала банка.

В компаниях, где на бизнес оказывает огромное влияние стратегия управления рисками, работает система управления рисками (система предотвращения потерь). Существует алгоритм построения такой системы, состоящий из нескольких шагов.

1. Для создания отдела по вопросам управления рисками необходимо наличие деятельности по управлению рисками. В такой роли выступают акционеры или правление банка. Чтобы отдел не остановился в развитии, всегда нужные заинтересованные лица. Воплощение такой системы требует финансовых вложений в специалистов и соответствующее программное обеспечение. Результат от этих вложений будет виден не сразу. Из-за установленных лимитов доходооб-разующее подразделение будет недополучать прибыль. Так же должна быть создана политика управления рисками, жестко ограниченная существующими лимитами и нормативами.

2. С помощью банковской карты выделяются группы рисков по способности банка контролировать факторы возникновения рисков. Риски управления и риски, связанные с поставкой финансовых услуг, являются внутренними и должны поддаваться контролю.

3. Создание механизмов управления при разработке стратегии по управлению рисками. В случае наступления рокового события, должны быть механизмы управления рисками для каждой группы риска, и определятся эффективность их деятельности.

4. Создание механизмов оперативного управления рисками. Функцией данного подразделения является собор и обработка информации для передачи её в головной офис для разработки стратегий в области управления риском. Система управления рисками позволит в каждом филиале банка распределять затраты на подготовку специалистов и разработку программного обеспечения. Функцией главного офиса будет, является разработка стратегии и внедрение системы внутреннего аудита.

5. Мониторинг процессов управления рисками. Создание механизма оценок важно для эффективности управляющих решений в системе. Для этого проводят внутренний аудит, в рамках которого рассматриваются эффективности коммуникаций внутри банка, взаимодействия с органами, и расходование средств на мероприятия связанные с управлением рисками изменение банковских процентных ставок.

Библиографические ссылки

1. Ларионов И. В. Методы управления рисками в кредитных организациях и способы их ограничения// Бизнес и банки. - 2013. - № 140.

2. Наливайский Ю.В. Управление банковскими рисками. - Ростов-на-Дону: РГЭУ, 2014.

3. Романов В. С. Бутуханов А. В. Рискообразующие факторы: характеристика и влияние на риски. - СПб.: НПО Омега, 2014.

4. Ларионова И. Р. Кредитные риски. // Экономика и жизнь. 2006 г. - N 41.

5. Теоретико-методологические аспекты управления кредитным [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/13_167650_glava--teoretiko-metodologicheskie-aspekti-upravleniya-kreditnim.html (дата обращения: 22.03.2017).

6. Банковский финансовый менеджмент [Электронный ресурс]. URL: http://eos.ibi.spb.ru/umk/7_8/5/5_R1_T9.html (дата обращения: 23.03.2017).

© Паршукова И. О., Хамраев М. М., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.