Научная статья на тему 'Анализ методов улучшения восприятия электронного текста'

Анализ методов улучшения восприятия электронного текста Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
259
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ методов улучшения восприятия электронного текста»

Зеков Алексей Николаевич

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева,

магистрант кафедры ИиВТ

Анализ методов улучшения восприятия электронного текста

Для чтения книги все больше людей выбирают электронный формат. Книги оцифровываются или пишутся сразу в электронном формате. Электронный текст в отличие от традиционного варианта обладает большей гибкостью представления, что дает нам возможность к мысли автора применить множество инструментов для улучшения ее восприятия.

Электронный текст можно читать на любом устройстве с дисплеем и программным обеспечением для чтения. Проблема в том, что удобочитаемость электронного текста на различных устройствах разная.

Под удобочитаемостью понимают свойство текстового материала, характеризующее легкость восприятия его человеком [6, с. 154]. Удобочитаемость влияет на скорость чтения, понимание текста, воспроизведение его в будущем, эмоциональное восприятие [2, с. 28].

Решение проблемы удобочитаемости электронного текста вне зависимости от используемого устройства является приоритетной целью издателей и читателей.

Особую актуальность эта проблема приобретает для учебных текстов, поскольку доля используемых электронных материалов в образовательном процессе стремительно нарастает.

Цель настоящей работы — обобщить и обосновать различные способы представления электронного текста для повышения его качества восприятия и чтения.

Можно предположить, что удобочитаемость электронного текста увеличится вне зависимости от устройства, на котором он воспроизводится, если применять смысловое редактирование и зрительное форматирование.

Смысловое редактирование требует от автора построения мыслей в единую конструкцию-тему подобно детской пирамиде. Смысловой стержень текста рекомендуют высказывать в первом абзаце. Чтобы текст был понят, прежде всего, нужно завладеть вниманием читателя. Следующие абзацы раскрывают ключевую идею автора. Полезность от прочтения вырастает, если абзац связан по смыслу с предыдущими. Завершаем текст самым важным.

Некоторые элементы смыслового редактирования описаны в ГОСТах. Например, сложные смысловые места и понятия по ГОСТ 7.9-95 требуется снабжать примерами в форме интерпретации или иллюстрации. С электронным текстом выполнить это требование проще, через присоединение к тексту аудиопотоков, видеопотоков, моделей.

Использование курсива, полужирного начертания и подчеркивания предназначено для логического выделения. Логическое выделение суммируется. Многократное использование логического выделения уменьшает полезность его использования. Логическое выделение позволяет уменьшать время зрительного поиска и фиксации оси зрения по центру главного объекта.

Полужирное начертание считается более сильным логическим ударением, чем курсив. Курсив больше подходит для выделения слов или коротких фраз. Он создает более мягкий эффект, чем полужирное начертание. Рубленые шрифты, которые очень хорошо читаются на экране, теряют свои достоинства при курсивном начертании.

Подчеркивание также может быть использовано для выделения отдельных слов или коротких фраз, но будьте внимательны, чтобы подчеркнутый текст не был похож на гиперссылки.

Не стоит злоупотреблять верхним регистром, иначе логическое ударение на основании заглавных букв будет бесполезным. Заглавными буквами выделяются начало предложения и имена, а также места, где требуется дополнительный контраст.

Смысловое редактирование зависит целиком от умения автора ясно и кратко говорить на какую-либо тему. Зрительное форматирование не зависит от времени создания, и делать его может каждый. Идеи универсального формата для текста уже реализуются, например формат fb2. То, каким предстанет содержимое книги этого формата, зависит от конечного преобразователя.

Секрет успеха при зрительном форматировании заложен в мелочах. Правильно подобранные параметры страницы, блоков, шрифта увеличат удобочитаемость вашего текста и в электронном формате.

На простоту чтения текста влияет уместное расположение пробелов на странице. Пробелы играют ключевую роль. Пробелы на странице — это не только те, что находятся между словами. Пробелы есть между символами, строчками, блоками, темами. Правильное их расположение задает ритм чтения, позволяет удерживать внимание читателя на мыслях автора.

ГОСТ 9327 предлагает располагать текст в области шириной 21 см и высотой 29,7 см. Опыт информационных лент показывает, что высота страницы не влияет на восприятие электронного текста.

Построение текста отмечается нумерацией. Номера типа «1.2.1.4», правильные по ГОСТу, с эргономической точки зрения — неудобочитаемы и труднопроизносимы. Альтернативным вариантом является разделение текста на параграфы с общей нумерацией по всему тексту. Подпараграфы при этом не нумеруются и не указываются в оглавлении.

Рекомендуется включать в состав глав-тем не более 10-12 параграфов-пунктов [3, с. 173] (такое же количество пунктов является максимальным и для списков-перечислений, причем оптимальная длина списка-перечисления 3-5 пунктов).

Часто встречается ошибка увеличения параграфов до больших размеров. Приемлемым считается время чтения параграфа-темы от 25 до 35 минут. Длинную тему лучше разбить, если в ней заложено несколько законченных смысловых частей. В больших темах плохо различимы смысловые части: при долгом чтении внимание притупляется. Читатель не замечает начала нового раздела, если его не выделить явно.

Разметка текста на блоки делает чтение легче. Оформите заголовки, подзаголовки, абзацы и списки по правилам, и читать станет проще. Текст без разметки читать можно. Но при этом читатель должен самостоятельно следить за тем, где ставить паузы, останавливаться для осмысления. Если ритм автора не совпадет с ритмом читателя, мысли автора будут искажены.

Существуют рекомендации по оформлению блоков текстов. Большинство из них описано в ГОСТах. Под блоками понимаются части текста, а именно заголовки, подзаголовки, абзацы, списки, термины, определения.

Заголовки структурных элементов печатного материала и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. По ГОСТу 7.32-2001 заголовки подразделов (или тем и глав) и пунктов (параграфов) следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовками параграфов и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3 интервалов (одинарных).

Правило «один абзац — одна мысль» помогает читателю воспринимать информацию в естественном виде. Появляется возможность делать паузы для осмысливания содержания текста. Нарушение такого правила плохо влияет на процесс чтения.

Большой объем текста трудно превращать в мысль. Умственная нагрузка увеличивается из-за того, что нужно удерживать внимание на абзаце и помнить смысловые моменты, пока мысль не понята целиком.

Абзац может иметь отступ вправо в начале первой строки. Прием используется для дополнительного зрительного выделения.

Неудачное безглагольное словосочетание заменяют таким образом, чтобы получить грамматическую правильную фразу с включением глагола соответствующей формы.

Текст должен быть разбит на небольшие абзацы. Абзацы должны быть не более пяти строчек. Подзаголовками разбиваем текст на блоки. Каждый блок не более трех абзацев [2, с. 47-48].

Положительно сказывается организация связок между отдельными фактами и мыслями. По принадлежности к частям речи связки, как правило, являются наречиями и союзами.

При зрительном форматировании рекомендуется также использовать списки. Списки используются для всевозможных перечислений. Списки разбавляют монотонность текста, облегчают повторение материала в будущем.

Исследователями были предложены рекомендации касательно оформления списков [3, с. 345-346].

Надо обращать внимание на то, какой знак (точка или двоеточие) стоит в конце «шапки» — перед началом перечисления (списка).

Нумерация абзацев подскажет читателю, что идет перечисление мыслей общего умозаключения, или мысли являются однородными. Таким образом, система нумерации может дополнить абзацное членение текста.

При нумерации следует соблюдать правила пунктуации. Если шапка перечисления оканчивается точкой, то пункты перечисления пишутся с большой буквы и оканчиваются точкой. Шапка перечисления оканчивается двоеточием, следовательно, пункты будут начинаться с маленькой буквы и каждый пункт оканчивается точкой с запятой. В конце последнего пункта ставится точка вне зависимости от шапки перечисления.

В ГОСТе 7.60-2003 раскрываются неделимые смысловые единицы текста и правила их оформления: понятие, термин, определение.

Термины и понятия выделяются курсивом (желательно полужирным шрифтом) только один раз, когда они появляются впервые в тексте только в составе определения (толкования, разъяснения).

Еще одним приемом зрительного форматирования считают подбор шрифта. На удобочитаемость шрифта влияют размер, междусимвольный интервал, междустрочный интервал, начертание, гарнитура.

Подбор гарнитуры шрифта зависит от разрешения и популярности. Традиционно удобными для чтения считались шрифты с засечками. При высоких разрешениях экрана шрифты с засечками подчеркивают горизонтальное направление и помогают глазу скользить вдоль строки, чем способствуют беглому чтению. При низких разрешениях такие шрифты искажаются и теряют свои качества. В таких случаях использование готических шрифтов, которые не теряют своих очертаний, более целесообразно.

Правильный выбор междусимвольного и междустрочного интервалов облегчают чтение. Удобным размером междустрочного интервала считают отрезок от 30% до 50% (одинарный) от высоты текста. При уменьшении данного значения текст будет слипаться, при превышении увеличивается нагрузка на зрение читателя.

Для увеличения ритмичности чтения используют различные междустрочные интервалы. Для разделения абзацев используется «малый» междустрочный интервал, а для разделения заголовков и подзаголовков — «большой». ГОСТ требует использовать одинарный интервал для основного текста и три одинарных интервала между заголовками и основным текстом.

Размер шрифта по ГОСТу 12 пунктов. Для экранов требуется указывать большие размеры, так как электронный текст выглядит меньше классического [3, с. 276].

Стоит отметить влияние ширины строки в символах. При больших значениях труднее восстанавливать последовательность строк, при малых увеличивается нагрузка на зрительный аппарат. Оптимальное значение 60-70 символов на строку.

Кристофер Викенс выделил 13 принципов, которые работают на повышение восприятия, внимания, запоминания того, что отображено на дисплее. Согласно принципам Викенса качество восприятия электронного текста увеличится:

• если символы будут четкие;

• если текст воспринимается и толкуется на основе более раннего опыта пользователя;

• если текст представлен более одного раза в альтернативных физических формах (например, цвета, форма, голос и т.д.);

• если не использовать похожих в написании, но разных по смыслу значений.

Внимание к тексту увеличится:

• если малое время доступа к нужной информации в тексте;

• представление части электронного текста в не символьном виде.

Запоминание текста увеличится:

• части текста будут знакомы;

• выделять участки текста, по принципу предиктивной помощи;

• если электронный текст будет похож на классический текст.

Анализ методов улучшения восприятия электронного текста показал неполное соответствие с аналогичными методами для классического текста и выявил проблему исследования методов, которые не обоснованы научно, но широко и с успехом применяются при издании учебных электронных текстов.

В заключение стоит отметить, что существует положительный опыт применения выше перечисленных правил и можно предположить, что удобочитаемость электронного текста при их применении повысится независимо от устройства, на котором он воспроизводится.

Таким образом, представленные сведения могут послужить первоначальными требованиями к электронным учебным текстам для повышения их удобочитаемости.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы. М.: Издательство стандартов, 1987.

2. Краснова Г.А., Беляев М.И., Соловов А.В. Технологии создания электронных обучающих средств. М.: МГИУ, 2001.

3. Паркер Р. Как сделать красиво на бумаге. 2-е изд. СПб.: Символ-Плюс, 2008.

4. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения. Минск: ИПК Издательство стандартов, 2004.

5. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Минск: ИПК Издательство стандартов, 2004.

6. Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. СПб.: БХВ-Петербург,2004.

7. Christopher D. Wickens an Introduction to Human Factors. — Upper Saddle River. New Jersey, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.