Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕТОДОВ РЕГЛАМЕНТАЦИИ УСТАНОВКИ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

АНАЛИЗ МЕТОДОВ РЕГЛАМЕНТАЦИИ УСТАНОВКИ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
87
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОГА / ДОРОЖНЫЙ ЗНАК / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ / ПОТЕРИ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / УСТАНОВКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гончаров Ю.В.

Рассмотрены положения технических нормативных правовых актов, регламентирующих порядок установки дорожных знаков на улично-дорожной сети Республики Беларусь, предложены возможные пути повышения эффективности их использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Гончаров Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE METHODS OF REGULATION OF THE INSTALLATION OF ROAD SINGS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

This article discusses the provisions of technical regulatory legal acts regulating the installing of road signs on the road network of the Republic of Belarus, possible ways to increase the efficiency of their use are proposed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕТОДОВ РЕГЛАМЕНТАЦИИ УСТАНОВКИ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

Научная статья

NIION: 2021-0084-1/22-053 MOSURED: 77/27-026-2022-1-252

Безопасность дорожного движения

© Гончаров Ю.В., 2022

УДК 351.81

АНАЛИЗ МЕТОДОВ РЕГЛАМЕНТАЦИИ УСТАНОВКИ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Юрий Владимирович Гончаров

Могилевский институт МВД Республики Беларусь yumogilev@gmail.com

Аннотация. Рассмотрены положения технических нормативных правовых актов, регламентирующих порядок установки дорожных знаков на улично-дорожной сети Республики Беларусь, предложены возможные пути повышения эффективности их использования.

Ключевые слова: дорога, дорожный знак, использование, населенный пункт, потери, транспортное средство, улично-дорожная сеть, установка

Для цитирования: Гончаров Ю.В. Анализ методов регламентации установки дорожных знаков в Республике Беларусь // Безопасность дорожного движения. 2022. № 2. С. 4-6.

ANALYSIS OF THE METHODS OF REGULATION OF THE INSTALLATION OF ROAD SINGS

IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Yuri V. Goncharov

Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus yumogilev@gmail.com

Abstract. This article discusses the provisions of technical regulatory legal acts regulating the installing of road signs on the road network of the Republic of Belarus, possible ways to increase the efficiency of their use are proposed. Keywords: road, road sign, usage, locality, losses, vehicle, road network, installation

For citation: Goncharov Yu.V. Analysis of the methods of regulation of the installation of road signs in the Republic of Belarus // Road safety. 2022. № 2. P. 4-6.

Дорожно-транспортный травматизм - актуальная проблема современности. Каждый день в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) погибают и получают ранения тысячи людей.

Рост автомобильного парка в Республике Беларусь, как и в большинстве стран мира, сопровождается увеличением экономических, экологических и социальных потерь при осуществлении дорожной деятельности, а также вследствие ДТП. Эти потери во многом объясняются несоизмеримостью темпов роста интенсивности транспортных и пешеходных потоков, несоответствием развития дорожной инфраструктуры, а также значительным отставанием существующих методов и технологий организации дорожного движения (далее - ОДД) от требований настоящего времени [1]. Однако если потери в результате ДТП можно приблизительно оценить, то потери из-за несоответствия пропускной способности улиц и дорог, а также фактической интенсивности транспортных потоков определить достаточно сложно. Для этого необходимо учитывать затраты, связанные с перерасходом топлива, увеличением выброса вредных веществ в окружающую среду, потерей рабочего времени водителями, со снижением производительности транспортных средств (далее также ТС) и т.д.

Полноценное решение данной проблемы возможно лишь при развитии и модернизации сети автомобильных дорог и улиц населенных пунктов, однако такой подход требует значительных финансовых, материальных и трудовых ресурсов, а сам процесс может занять продолжительный период времени. Очевидно, что для Республики Беларусь такие затраты будут достаточно существенны, тем не менее проводить аналогичные, но менее затратные мероприятия по повышению безопасности дорож-

ного движения (далее - БДД) на улично-дорожной сети (далее - УДС) необходимо. В этой связи одним из вариантов повышения пропускной способности уже существующих улиц и автомобильных дорог, а также более полного использования их возможностей является увеличение эффективности применения стационарных дорожных знаков, чтобы их количество и номенклатура удовлетворяли требованиям БДД и одновременно соответствовали существующей интенсивности движения и конкретным дорожным условиям [8].

Являясь участниками дорожного движения в повседневной жизни, мы принимаем как должное систему правил дорожного движения (далее - ПДД), знаков и сигналов, разработанную для регулирования дорожного движения и предотвращения ДТП.

Дорожный знак относится к одному из видов технических средств ОДД. Требования, определяющие номенклатуру дорожных знаков и порядок установки на УДС, прописаны в стандарте Республики Беларусь СТБ 1300-2014 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения» (далее -Стандарт), разработанном в соответствии с положениями Конвенции о дорожных знаках и сигналах (г. Вена, 1968 г.) (далее - Конвенция), Европейского соглашения, дополняющего Конвенцию о дорожных знаках и сигналах (г. Женева, 1971 г.), поправками к Конвенции. Стандарт отвечает требованиям основных нормативных правовых актов Республики Беларусь в сфере обеспечения БДД - Закону Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-3 «О дорожном движении» и Указу Президента Республики Беларусь от 28.10.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», которым утверждены ПДД Республики Беларусь (далее - ПДД РБ).

Road safety

Стандарт предписывает определенный порядок установки дорожных знаков. Вначале должны располагаться знаки приоритета, далее предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса и последними на стойке или опоре размещаются знаки дополнительной информации (таблички).

Дорожные знаки должны устанавливаться с учетом их наилучшей видимости, а также удобства эксплуатации и обслуживания. Они не должны быть закрыты зелеными насаждениями, мачтами наружного освещения либо иными препятствиями и обеспечивать направленность передаваемой информации только тем участникам движения, для которых она предназначена. Следует отметить, что в зоне видимости и расположения дорожных знаков также запрещается размещение плакатов, транспарантов, афиш и т.п.

Дорожные знаки не должны противоречить друг другу, за исключением знаков временного характера, которые устанавливаются на срок не более 12 ч. Дорожные знаки могут применяться также в случаях, не предусмотренных Стандартом, если это, во-первых, обоснованно, а во-вторых, способствует повышению уровня БДД на каком-либо конкретном участке автодорожной сети. По согласованию с главным управлением ГАИ МВД Республики Беларусь с учетом подтвержденной целесообразности, а также в экспериментальных целях возможно применение дорожных знаков, не содержащихся в ПДД РБ. В данном случае приведенная на них информация должна быть краткой, понятной участникам дорожного движения и иметь однозначное толкование [2].

Виды знаков, их количество, а также место установки содержатся в проекте ОДД на УДС, разрабатываемом владельцами автомобильных дорог, одним из разделов которого является дислокация дорожных знаков. Проект, в зависимости от транспортно-эксплу-атационной характеристики и категории улицы населенного пункта или автомобильной дороги, подлежит согласованию либо с главным управлением ГАИ МВД Республики Беларусь, либо с его территориальными подразделениями, после чего утверждается их владельцами. В случае необходимости размещения знаков на растяжках или кронштейнах контактной сети городского электрического транспорта в обязательном порядке требуется согласование с организацией, ее эксплуатирующей [4].

Проект ОДД должен корректироваться при изменении условий дорожного движения, например, ухудшении состояния проезжей части дороги, характеристик транспортного потока, погодных условий и т.п.

Порядок разработки, согласования и оформления технической документации для временной организации движения в местах производства дорожных работ определен ТКП 172-2009 (02191) «Обустройство мест проведения работ при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и улиц населенных пунктов».

Допускается применение временных дорожных знаков в местах производства аварийно-восстановительных работ и с целью оперативного изменения ОДД, связанного с обеспечением безопасности его участников. Временные схемы ОДД, а также дислокации дорожных знаков должны быть согласованы с территориальным подразделением ГАИ, а также с организацией дорожного хозяйства, на балансе которой находится ремонтируемый участок, не позднее чем через 12 часов после их установки.

Для обеспечения БДД в зоне проведения дорожных работ снижение скорости движения транспортного потока должно быть ступенчатым с шагом не более 20 км/ч, при этом временные дорожные знаки располагают друг от друга на расстоянии не менее 100 м вне населенных пунктов и не менее 50 м в населенных пунктах.

От начала зоны дорожных работ до начала зоны строительной площадки либо от конца зоны строительной площадки до конца зоны дорожных работ с помощью дорожных знаков должно быть обеспечено плавное изменение траектории движения ТС. В зоне их производства ограничение скорости движения ТС менее 40 км/ч, как правило, не допускается. В случае, если коэффициент сцепления колеса автомобиля с поверхностью дороги меньше 0,3 либо дорожное покрытие находится в крайне неудовлетворительном состоянии, производство работ осуществляется в специфических условиях и т.п., допускается ограничение скорости движения до 20 км/ч [6].

В условиях недостаточной видимости дороги, а также слепящего действия фар встречного транспорта в темное время суток для разделения встречных потоков дорожные знаки при кратковременных и долговременных работах должны применяться совместно со светосигнальными устройствами. В случае, если их установка невозможна, кратковременные работы должны быть немедленно прекращены и обеспечен безопасный пропуск ТС по всей ширине проезжей части дороги.

В начале съездов с транспортных развязок в разных уровнях следует устанавливать дорожные знаки, информирующие о допустимой с точки зрения БДД скорости движения по съезду. Если же по условиям проектирования невозможно обеспечить безопасное расстояние видимости, скорость движения на таких участках должна ограничиваться при помощи технических или планировочных средств ОДД.

Для принудительного снижения скорости движения транспортного потока на улицах местного значения кроме дорожных знаков допускается применять искусственные неровности, а также кольцевые пересечения с малым диаметром до 15 м центрального островка [6].

В зимний период мероприятия по содержанию автомобильных дорог в безопасном для движения состоянии должны выполняться в возможно короткие сроки и в соответствии с имеющимися ресурсами. Для информирования участников дорожного движения об опасных участках на УДС устанавливают дорожные знаки временного характера [5].

Таким образом, проведенный анализ исследуемых нормативных правовых актов, регламентирующих установку и использование дорожных знаков в населенных пунктах и на автомобильных дорогах, позволяет сделать вывод, что шесть из них требуют коррекции в зависимости от времени суток (1.21, 1.24, 3.24.1, 3.27, 3.28, 5.9.1), четыре (1.27, 3.16, 3.24.1, 4.7) -от погодных условий и шесть (3.16, 3.24.1, 3.27, 3.28, 4.7, 5.18.1) - от интенсивности движения транспорта [3]. Частично вопрос регулирования области их действия решается путем использования знаков дополнительной информации. Однако наилучшее их применение будет достигнуто лишь при постоянном отслеживании времени суток, дорожной ситуации и их оперативном управлении - включением или выключением, коррекцией зоны, направления или времени действия. Такое решение обеспечит правильное использование указанных дорожных знаков, а с учетом их огра-_ 5

Безопасность до]

ниченного количества в общей структуре затраты на их оперативное управление будут минимальны.

Вместе с тем для части запрещающих знаков (3.2, 3.3, 3.5 - 3.9, 3.22, 3.27 - 3.30) отсутствуют рекомендации по установке. А рекомендации по установке знака 3.24.1 неконкретны и допускают свободное толкование. Следует отметить, что именно от установки этих знаков практически напрямую зависит реальная пропускная способность УДС.

Для обеспечения безопасности и удобства участников движения, а также увеличения пропускной способности УДС должна быть оснащена техническими средствами ОДД в виде дорожных знаков переменной информации. Эти знаки в первую очередь целесообразно размещать на участках концентрации ДТП, на участках с периодическим образованием заторов, а также на участках с потенциальной возможностью возникновения неблагоприятных дорожных и метеорологических условий.

С учетом изложенного можно сделать вывод, что установка большинства из перечисленных дорожных знаков регламентируется стандартами и ведомственными нормативными документами и не требует дополнительного обоснования. Однако, по нашему мнению мнению, при установке части постоянных знаков необходим более взвешенный подход, а также разработка методик, позволяющих оценить качество принимаемых решений по ОДД для конкретного участка УДС и в первую очередь по установке дорожных знаков. Каждая из таких методик должна по сути представлять логический алгоритм, позволяющий однозначно принимать решение по каждому из устанавливаемых на УДС дорожных знаков.

Список источников:

1. Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2019) // ИПС «ЭТАЛОН» (дата обращения: 15.03.2022).

>жного движения -

2. СТБ 1300-2014 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения» // URL: https://tnpa.by (дата обращения: 18.03.2022).

3. СТБ 1140-99 «Знаки дорожные. Общие технические условия» // URL: https://tnpa.by (дата обращения: 16.03.2022).

4. ТКП 45-3.03-227-2007 (02251) «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования» // URL: https://tnpa.by (дата обращения: 18.03.2022).

5. ТКП 100-2018 (33200) «Порядок организации и проведения работ по зимнему содержанию автомобильных дорог» // URL: https://tnpa.by (дата обращения: 21.03.2022).

6. ТКП 636-2019 (33200/33040) «Обустройство мест производства работ при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог и улиц населенных» // URL: https:// tnpa.by (дата обращения: 23.03.2022).

7. Врубель Ю.А. Организация дорожного движения. В двух частях. Часть 1. Минск: Белорусский фонд безопасности дорожного движения. 1996. C. 328.

8. Коваленко Н.А. Научные исследования и решение инженерных задач в сфере автомобильного транспорта: учебное пособие. Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М. 2011. C. 271.

References:

1. Decree of the President of the Republic of Belarus of28.11.2005 № 551 «On measures to improve road safety» (as amended and supplemented, entered into force on 30.12.2019) // IPS «ETALON» (date of access: 15.03.2022).

2. STB 1300-2014 «Traffic control devices. Rules for application» // URL: https://tnpa.by (date of access: 18.03.2022).

3. STB 1140-99 «Road signs. General specifications» // URL: https://tnpa.by (date of access: 16.03.2022).

4. TKP 45-3.03-227-2007 (02251) «City streets. Building codes» // URL: https://tnpa.by (date of access: 18.03.2022).

5. TKP 100-2018 (33200) «The procedure for organizing and carrying out work on the winter maintenance of roads» // URL: https:// tnpa.by (date of access: 21.03.2022).

6. TKP 636-2019 (33200/33040) «Arrangement of work sites during construction, reconstruction, repair and maintenance of roads and streets of settlements» // URL: https://tnpa.by (date of access: 23.03.2022).

7. Vrubel Yu.A. Traffic management. In two parts. Part 1 // Minsk: Belarusian Road Safety Fund. 1996. P. 328.

8. Kovalenko N.A. Scientific research and solution of engineering problems in the field of road transport: textbook. Minsk: New knowledge; M.: INFRA-M. 2011. Р. 271.

Информация об авторе

Ю.В. Гончаров - старший преподаватель кафедры Административной деятельности факультета милиции Могилевского института МВД Республики Беларусь

Контакты: ул. Крупской, д. 67, Могилев, Республика Беларусь, 212011 Information about the author

Yu.V. Goncharov - Administrative activities faculty ofpolice Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus Contacts: ul. Krupskoj, d. 67, Mogilev, Republic of Belarus, 212011

Статья поступила в редакцию 01.04.2022; одобрена после рецензирования 07.04.2022; принята к публикации 04.07.2022. The article was submitted 01.04.2022; approved after reviewing 07.04.2022; accepted for publication 04.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.