УДК 616.8:159.944.4-057.875
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ СТРЕССА СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ: ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
САДВАКАСОВА ЖАННУР БЕГЖАНОВНА
Магистрант 1-го года обучения по специальности "Общественное здравоохранение", НАО "Медицинский университет Астана"
КАЛИХАНОВА ДАЯНА ДАУРЕНОВНА
Магистрант 1-го года обучения по специальности "Менеджмент в здравоохранении", НАО "Медицинский университет Астана"
ДУЙСЕКОВА САМАЛ БАЙБОЛАТОВНА
PhD, доцент-исследователь кафедры ОЗ и менеджмент НАО "Медицинский университет Астана"
КАМАЛБЕКОВА ГУЛЬНАРА МАРАТОВНА
PhD, доцент кафедры семейной медицины НАО "Медицинский университет Астана"
АБЗАЛИЕВА ДАНА САВЕТОВНА
д.м.н., профессор, руководитель INSTITUTE OF INTEGRATIVE MEDICINE AND
WELLNESS LTD.
Аннотация. Статья посвящена анализу методов оценки стресса среди студентов высших учебных заведений, выделяя наиболее эффективные подходы и инструменты для измерения уровня академического стресса. Проблема психического здоровья студентов становится особенно актуальной в условиях высокой учебной нагрузки и изменений в образовательной среде.
Ключевые слова: стресс у студентов, академический стресс, стрессоустойчивость, анализ методов, методы снижения стресса.
Проблема психического здоровья студентов высших учебных заведений становится все более актуальной в условиях меняющейся образовательной среды. В процессе обучения студенты сталкиваются с повышенным уровнем стресса, депрессии, эмоционального напряжения и тревожности, что обусловлено как учебной нагрузкой, так и социальными факторами [1]. Стресс - неотъемлемая часть учебного процесса [2].
Оценка психического стресса представляет собой сложную задачу, поскольку каждый человек испытывает стресс по-разному. Между тем, надёжность оценки психического стресса зависит от выбранного метода измерения и анализа. Стресс традиционно оценивается с использованием субъективных методов, наиболее часто из которых применяется метод анкетирования и интервью, а именно опросники самооценки, Perceived Stress Scale[3].
Исследователи выявили несколько физиологических показателей, которые могут служить индикаторами стресса, таких как вариабельность сердечного ритма (ВСР), электродермальная активность (ЭДА), электромиограмма (ЭМГ), артериальное давление, диаметр зрачка, уровень кортизола и альфа-амилаза в слюне [4].
Методы оценки уровня стресса среди студентов высших учебных заведений
№ Шкала / Тест Описание и преимущества Недостатки
1 Perceived Stress Scale (PSS) [5] Оценивает субъективное восприятие стресса, простота и универсальность использования, высокая валидность. Зависимость от субъективного восприятия участника; может не отражать физиологическое состояние.
2 Medical Student Stress Questionnaire (MSSQ), the Medical Student Well-Being Index (MSWBI), the Perceived Stress Scale for Medical Students (PSSMS) [6] Специфичен для медицинских студентов, оценивает академические и личные стрессоры, учитывает особенности медицинской среды. Ограничен студентами медицинских специальностей, возможна неполная репрезентация общего уровня стресса.
3 Вариабельность сердечного ритма (HRV) [7, 8] Объективный показатель активации автономной нервной системы, удобен для долгосрочного мониторинга. Чувствительность к физической активности и внешним факторам, необходимость интерпретации результатов специалистами.
4 Электроэнцефалография (ЭЭГ) [9, 10] Мониторинг активности мозга, высокая точность в реальном времени, выявление реакции на острый стресс. Высокая стоимость оборудования, требуются лабораторные условия, трудность применения в повседневных ситуациях.
5 Уровень кортизола и альфа-амилазы в слюне [11] Биомаркеры, измеряемые через образцы слюны; кортизол отражает уровень стресса, а альфа-амилаза связана с активацией вегетативной нервной системы. Влияние времени суток и физической активности на уровень амилазы и кортизол, затратность в сборе и анализе образцов.
6 Oldenburg Burnout Inventory — Medical Student Version (OLBI-MS) [6] Комплексно оценивает выгорание у студентов-медиков, высоко валидирован в медицинской среде, определяет предрасположенность к выгоранию. Фокусируется на выгорании, что может ограничить общую оценку стресса.
7 Perceived Medical School Stress (PMSS) [6] Учитывает стресс, возникающий в учебной среде, полезен для определения риска психических расстройств у студентов. Ограничен к применению среди студентов медицинских специальностей, субъективен.
8 Электродермальная активность (ЭДА) [10] Оценивает проводимость кожи как показатель эмоционального и психофизиологического возбуждения; часто используется в носимых устройствах для оценки стресса. Влияние температуры и влажности может искажать результаты, не позволяет точно идентифицировать тип стрессора.
Шкала академического стресса, представляющая собой надежный психометрический инструмент для измерения уровня стресса у студентов. Шкала основана на четырех ключевых компонентах: эмоциональном, физиологическом, когнитивном и поведенческом аспектах, что позволяет глубоко оценить различные стороны академического стресса. В шкале используется четыре варианта ответа: «Полностью согласен», «Согласен», «Не согласен» и «Полностью не согласен», что делает ее удобной для использования студентами и позволяет получить точные данные об их стрессовых переживаниях. Наиболее значимым является физиологический компонент, тогда как когнитивный компонент имеет наименьшую значимость в общей структуре академического стресса.
Шкала академического стресса способна эффективно оценивать уровень стресса у студентов и служить полезным инструментом для выявления значимых аспектов, влияющих на психоэмоциональное состояние [12].
Шкала воспринимаемого стресса (Perceived Stress Scale, PSS) является психометрическим инструментом для измерения уровня стресса у студентов. Она оценивает, насколько сильно стресс влияет на эмоциональное и психосоциальное состояние. Шкала состоит из 20 утверждений, отражающих ключевые показатели стресса: эмоциональный, физиологический, когнитивный и социальной поддержки. Каждый пункт шкалы позволяет участнику оценить степень согласия с утверждением по четырехбалльной шкале Лайкерта. PSS предназначен для количественной оценки уровня стресса у студентов, является инструментом самооценки, позволяющий определить степень стресса и выявить предпочтительные источники социальной поддержки, которые помогают справляться со стрессом. С использованием структурного моделирования уравнений (SEM) была построена модель, демонстрирующая взаимосвязь между уровнем стресса и социо-психологическим здоровьем студентов. Наряду с этим, данная шкала позволяет количественно оценить уровень стресса, и выявить факторы, влияющие на психосоциальное здоровье студентов, и помогает в формировании эффективных систем поддержки, направленных на улучшение эмоционального и психического состояния [13].
Заключение. Таким образом, статья объединяет различные подходы к оценке стресса среди студентов высших учебных заведений, подчеркивая многогранность стрессовых факторов и важность комплексного анализа. В исследовании отмечается, наряду с традиционными методами самооценки, такими как Perceived Stress Scale (PSS), особое внимание стоит уделять объективным физиологическим показателям как вариабельность сердечного ритма (ВСР) и уровню кортизола. Использование широкого спектра инструментов, включая Medical Student Stress Questionnaire (MSSQ) и Oldenburg Burnout Inventory (OLBI-MS), акцентирует значимость специализированных методов для различных групп студентов, особенно в медицинской среде. В статье указывается необходимость создания поддерживающей образовательной среды, которая содействует адаптации к учебной нагрузке и снижению стресса. В конечном итоге, способствует улучшению успеваемости и укреплению психического здоровья студентов, что подчеркивает значимость комплексного подхода к управлению академическим стрессом.
"Undergraduate Stress Questionnaire" (USQ) включает в себя набор вопросов, направленных на оценку стрессовых ситуаций, с которыми сталкиваются студенты в учебной и социальной среде. В адаптированной русскоязычной версии для казахстанских студентов, названной "Студенческий стрессовый опросник", структура и содержание отражают специфические ситуации и факторы, актуальные для студентов данной культурной и образовательной среды. 7 сфер формирующих шкалу опросника: 1) учеба; 2) отношения; 3) финансы; 4) тайм-менеджмент; 5) здоровье; 6) бытовые условия; 7) прочие проблемы и трудности.
Студенты отмечают частоту или интенсивность каждого стрессового события.
Баллы суммируются для получения общего показателя стресса и выделить наиболее проблемные аспекты для конкретного студента или группы студентов.
Данная структура позволяет глубже анализировать как количественные, так и качественные аспекты академического стресса, выявлять основные источники стресса среди студентов и предоставлять данные для возможных интервенционных программ или психологической поддержки [14].
ЛИТЕРАТУРА
1. Ramon-Arbues E., Gea-Caballero V., Granada-Lopez J.M., et al. The Prevalence of Depression, Anxiety and Stress and Their Associated Factors in College Students // International Journal of Environmental Research and Public Health. - 2020. - Т. 17, № 19. - С. 7001. https://doi .org/10.3390/ij erph17197001.
2. Дорохов Е.В., Горбатенко Н.П., Яковлев В.Н., Япрынцева О.А. Системный анализ вариабельности сердечного ритма у студентов в условиях информационного стресса и корригирующие возможности спелеоклиматотерапии // ВНМТ. 2012. №2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-analiz-variabelnosti-serdechnogo-ritma-u-studentov-v-usloviyah-informatsionnogo-stressa-i-korrigiruyuschie-vozmozhnosti.
3. Katmah R, Al-Shargie F, Tariq U, Babiloni F, Al-Mughairbi F, Al-Nashash H. A Review on Mental Stress Assessment Methods Using EEG Signals. Sensors. 2021; 21(15):5043. https://doi.org/10.3390/s21155043
4. G. Giannakakis, D. Grigoriadis, K. Giannakaki, O. Simantiraki, A. Roniotis and M. Tsiknakis, "Review on Psychological Stress Detection Using Biosignals," in IEEE Transactions on Affective Computing, vol. 13, no. 1, pp. 440-460, 1 Jan.-March 2022, doi: 10.1109/TAFFC.2019.2927337.
5. Harris KM, Gaffey AE, Schwartz JE, Krantz DS, Burg MM. The Perceived Stress Scale as a Measure of Stress: Decomposing Score Variance in Longitudinal Behavioral Medicine Studies. Ann Behav Med. 2023 Sep 13;57(10):846-854. doi: 10.1093/abm/kaad015. PMID: 37084792; PMCID: PMC10498818.
6. Haykal K-A, Pereira L, Power A, Fournier K (2022) Medical student wellness assessment beyond anxiety and depression: A scoping review. PLoS ONE 17(10): e0276894. https://doi .org/10.1371/journal.pone.0276894
7. Heart Rate Variability (HRV) and Pulse Rate Variability (PRV) for the Assess-ment of Autonomic Responses / Mejia-Mejia E., Budidha K., Abay T.Y. [et al.] // Frontiers in Physiology, 2020, vol. 11, no. MAR. P.779. https://doi.org/10.3389/fphys.2020.00779
8. Nikolaeva T.M., Golubeva E.K., Skorlupkin D.A., Yarchenkova L.L. Heart Rate Variability During Mental and Physical Load in Students. Sibe-rian Journal of Life Sciences and Agriculture, 2022, vol. 14, no. 1, pp. 336-350. DOI: 10.12731/2658-6649-2022-14-1-336-350
9. Siripongpan A, Namkunee T, Uthansakul P, Jumphoo T, Duangmanee P. Stress among Medical Students Presented with an EEG at Suranaree University of Technology, Thailand. Health Psychol Res. 2022 May 30;10(3):35462. doi: 10.52965/001c.35462. PMID: 35774904; PMCID: PMC9239386.
10. Ahn JW, Ku Y, Kim HC. A Novel Wearable EEG and ECG Recording System for Stress Assessment. Sensors (Basel). 2019 Apr 28;19(9):1991. doi: 10.3390/s19091991. PMID: 31035399; PMCID: PMC6539530.
11. Tammayan M, Jantaratnotai N, Pachimsawat P. Differential responses of salivary cortisol, amylase, and chromogranin A to academic stress. PLoS One. 2021 Aug 12;16(8): e0256172. doi: 10.1371/journal.pone.0256172. PMID: 34383867; PMCID: PMC8360508.
12. Husnul Khotimah Rustam, Fatwa "Creating Academic Stress Scale and The Application for Students": Validity and Reliability Test in Psychometrics. INTERNATIONAL JOURNAL OF SCIENTIFIC & TECHNOLOGY RESEARCH VOLUME 9, ISSUE 01, JANUARY 2020. ISSN 2277-8616
13. N. Otunbayeva, S. Issaliyeva , G. A. Begimbetova , G. K. Kassymova, R. Kosherbayev , A. K. Kalimoldayeva "An overview study on the educational psychological assessment by measuring students' stress levels" Vol. 43 No. 1, February 2024, pp.1-18 https://journal.uny.ac.id/index.php/cp/issue/view/2613
14. М.М. Умуркулова, Р.Ш. Сабирова, Л.С. Касымова, М.В. Мун "ОПЫТ АДАПТАЦИИ ОПРОСНИКА «UNDERGRADUATE STRESS QUESTIONNAIRE»" Психолоигя жэне социология сериясы. №1 (76). 2021 https://doi.org/10.26577/JPsS.2021.v76.i1.01