Научная статья на тему 'Анализ методов оценки конкурентоспособности предприятия'

Анализ методов оценки конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ФАКТОРЫ / ПРЕИМУЩЕСТВА / МОДЕЛИ / ОТРАСЛЬ / АНАЛИЗ / ПРЕДПРИЯТИЯ / COMPETITION / FACTORS / ADVANTAGES / MODELS / INDUSTRY / ANALYSIS / ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пташникова А.Ю.

В последние десятилетия отмечается усиление конкуренции практически во всем мире. Предприятиям приходиться выдерживать серьёзную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности предложения. Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности услуги можно разделить на две группы: аналитические и графические методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF METHODS FOR EVALUATING COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

In recent decades, increased competition has been observed almost throughout the world. Enterprises have to withstand serious competition not only in the external market, but also in the domestic one. In this regard, there is an acute problem of evaluating and improving the competitiveness of the proposal. The best-known models and methods for assessing the competitiveness of services can be divided into two groups: analytical and graphical methods.

Текст научной работы на тему «Анализ методов оценки конкурентоспособности предприятия»

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Пташникова А.Ю.

ООО «Эверест Логистик», декларант, магистрант кафедры экономической теории, экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова»

ANALYSIS OF METHODS FOR EVALUATING COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

Ptashnikova A.

Everest Logistic LLC, declarant, Master of Economics theory, economics and management State Medical University named after adm. F.F. Ushakova

Аннотация

В последние десятилетия отмечается усиление конкуренции практически во всем мире. Предприятиям приходиться выдерживать серьёзную конкуренцию не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. В связи с этим возникает острая проблема оценки и повышения уровня конкурентоспособности предложения. Наиболее известные на сегодняшний день модели и методы оценки конкурентоспособности услуги можно разделить на две группы: аналитические и графические методы.

Abstract

In recent decades, increased competition has been observed almost throughout the world. Enterprises have to withstand serious competition not only in the external market, but also in the domestic one. In this regard, there is an acute problem of evaluating and improving the competitiveness of the proposal. The best-known models and methods for assessing the competitiveness of services can be divided into two groups: analytical and graphical methods.

Ключевые слова: конкуренция, факторы, преимущества, модели, отрасль, анализ, предприятия.

Keywords: competition, factors, advantages, models, industry, analysis, enterprises.

Существуют следующие методы исследования конкурентоспособности предприятия.

1. Анализ факторов конкурентных преимуществ по М. Портеру.

М. Портер отмечает, что стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. Несмотря на то, что влияние конкуренции в каждой отрасли различно, сам по себе характер конкуренции сходен, что позволяет использовать данную схему для определения ее природы и степени воздействия конкурентных сил. В любой отрасли суть конкуренции выражается пятью силами:

- фирмы из других отраслей, предлагающие товары-субституты. Конкурентное давление, возникающее в результате попыток фирм, не входящих в отрасль, предложить на рынок товары -субституты;

- соперничество между конкурирующими продавцами. Конкурентные силы, созданные за счет использования лучшей рыночной позиции и конкурентного преимущества;

- конкурентное давление, возникающее из-за угрозы вхождения в отрасль новых конкурентов;

- использовать силу и рычаги из-за угрозы возможности конкурентного давления;

- возможность использовать силу и рычаги на изменение цены.

Модель пят сил конкуренции М. Портера является инструментом при систематической диагностике основных конкурентных сил, влияющих на рынок, и определения степени воздействия каждой из них.

2. Оценка конкурентоспособности предприятия по методике Р.А. Фатхутдинова.

Для оценки конкурентоспособности фирмы Р.А. Фатхутдинов выделил ряд следующих оценочных факторов:

1) внешние факторы:

- уровень конкурентоспособности страны;

- уровень конкурентоспособности отрасли;

- уровень конкурентоспособности региона;

- государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах;

- правовое регулирование функционирования экономики страны и Регионов и т.д. [2].

Р.А. Фатхутдинов предлагает методику интегральной оценки конкурентных преимуществ объектов и высказывает следующее: «Оценка конкурентоспособности осуществляется по конечным итоговым результатам реакции конкретного рынка (потребителя) на конкретный товар, а оценка конкурентных преимуществ осуществляется на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов. Дальнейший мониторинг реализации конкурентных преимуществ осуществляется на стадиях вплоть до продажи товара. Поэтому очень важно обоснованно, жестко и регулярно проводить политику наращивания конкурентных преимуществ различных объектов. Методами (инструментами) реализации этой политики являются учет, анализ, нормирование и оценка конкурентных преимуществ».

По сравнению с М. Портером Ж.-Ж. Ламбен предлагает свои понятия и определения конкурентного преимущества и конкурентоспособности. Конкурентное преимущество является «внутренним», если оно базируется на превосходстве фирмы

в отношении издержек, менеджмента предприятия или товара, которое создает «ценность для предприятия», позволяющую добиться себестоимости меньшей, чем у конкурента [1].

Проводя анализ ситуации на конкретном рынке, удобно опираться на различные конкурентные структуры: чистая (совершенная) конкуренция, олигополия, монополистическая (несовершенная) конкуренция и монополия.

Таким образом, анализ рассмотренных методов конкурентоспособности показал, что в них существует сложность в сборе информации, а также необходимость использования дополнительных методов анализа.

Список литературы

1. http://tisbi.ru

2. https://elibrary.ru

3. http://myumvercity.rn

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Пташникова А.Ю.

ООО «Эверест Логистик», декларант, магистрант кафедры экономической теории, экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Государственный морской университет им. адмирала Ф. Ф. Ушакова»

INNOVATIVE ACTIVITY AS A WAY TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF THE

ENTERPRISE

Ptashnikova A.

Everest Logistic LLC, declarant, Master of Economics theory, economics and management State Medical University named after adm. F.F. Ushakova

Аннотация

Инновационная деятельность на современном этапе стала ключевым фактором развития ведущих отраслей экономики, под ее воздействием ускоренными темпами обновляется техническая база производства и потребления, преобразуется сырье, непрерывно совершенствуется производимая продукция, пополняется ее ассортимент, интенсифицируется процесс исследований и разработок новых видов продукции.

Abstract

Innovation activity at the present stage has become a key factor in the development of leading sectors of the economy, under its influence, the technical base of production and consumption is updated, raw materials are transformed, products are continuously improved, their assortment is replenished, and the process of research and development of new types of products is intensified.

Ключевые слова: экономика, инновационная деятельность, системный подход к внедрению инноваций, новые методы развития предприятий.

Keywords: economy, innovation, a systematic approach to innovation, new methods of enterprise development.

Влияние инновационной деятельности сказывается через изменение характера конкуренции, повышение значимости проблемы качества и надежности, появление новых товаров, новой технологии, преобразование производственной базы, усиление воздействия на рыночный спрос, на организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности. Повышение роли инновационного потенциала в современном производстве привело к тому, что конкурентная борьба предприятий на мировом рынке все больше перемещается в область новизны и совершенствования выпускаемой продукции и технологии производства.

Под управлением рисками в инновационной деятельности понимается совокупность практических мер, позволяющих снизить неопределенность результатов инновации, повысить полезность реализации нововведения, снизить цену достижения инновационной цели.

Инновационный риск является результатом совокупного действия всех факторов, определяющих различные виды рисков: научно-технических, экономических, политических, предпринимательских, социальных, экологических и других. Он способен оказать негативное влияние на конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Специфическим особенностям инновационных рисков хозяйствующих субъектов и конкретным формам их проявления соответствуют определенные виды страхования [1].

Нельзя забывать и про страхование таких рисков, возникающих в инновационной деятельности, как ошибочный выбор инновационного проекта, невозможность сбыта результата инновационного проекта, необеспеченность ресурсами необходимыми для реализации инновационного проекта, необеспеченность инновационного проекта достаточным уровнем финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.