Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ КОМПАНИИ'

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
промышленное предприятие / логистическая система / бенчмаркинг / ключевые показатели эффективности KPI / конкурентоспособность / цифровизации процесса / industrial enterprise / logistics system / benchmarking / key performance indicators KPI / competitiveness / digitalization of process

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев А.Е.

Исследуются методы управления логистической системой компании с целью увеличения ее конкурентоспособности. Автор предлагает использовать метод бенчмаркинга в сочетании с оценкой показателей ключевой производительности (KPI) для достижения оптимальной эффективности логистических процессов. Показано, что в логистических процессах ключевыми индикаторами эффективности являются затраты, время, производительность и качество обслуживания. Сформированы рекомендации по объединению метода бенчмаркинга и показателей KPI для анализа логистической системы промышленного предприятия с применением цифровизации процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малышев А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF METHODS FOR OPTIMIZING MANAGEMENT OF COMPANY'S LOGISTICS SYSTEM

The methods of managing the logistics system of the company are studied in order to increase its competitiveness. The author suggests using the benchmarking method in combination with the assessment of key performance indicators (KPIs) to achieve optimal efficiency of logistics processes. It is shown that in logistics processes, the key indicators of efficiency are costs, time, productivity and quality of service. Recommendations have been formed on combining the benchmarking method and KPI indicators for analyzing the logistics system of an industrial enterprise using digitalization of the process.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ КОМПАНИИ»

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 3 (72) Том 5. МАРТ 2024 г. УДК 33

Малышев А.Е.

аспирант кафедры международных экономических отношений Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (г. Санкт-Петербург, Россия)

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ КОМПАНИИ

Аннотация: исследуются методы управления логистической системой компании с целью увеличения ее конкурентоспособности. Автор предлагает использовать метод бенчмаркинга в сочетании с оценкой показателей ключевой производительности (KPI) для достижения оптимальной эффективности логистических процессов. Показано, что в логистических процессах ключевыми индикаторами эффективности являются затраты, время, производительность и качество обслуживания. Сформированы рекомендации по объединению метода бенчмаркинга и показателей KPI для анализа логистической системы промышленного предприятия с применением цифровизации процесса.

Ключевые слова: промышленное предприятие, логистическая система, бенчмаркинг, ключевые показатели эффективности KPI, конкурентоспособность, цифровизации процесса.

В современной рыночной экономике компании активно стремятся увеличить свою конкурентоспособность, что существенно влияет на их выживаемость, прибыль и уровень издержек. Конкурентоспособность является ключевым показателем успешности предприятий и оказывает влияние на различные аспекты, включая экономику, политику и технологии. В настоящее время использование логистики способствует увеличению конкурентных преимуществ компаний и имеет большое значение при обслуживании клиентов.

Большинство компаний обладают ограниченным пониманием логистики, часто сокращая её до просто транспортировки и хранения. В управлении логистической системой компании существуют две основные тенденции. Одна

из них связана с разработкой комплексных систем организации перевозок, которые координируют все этапы доставки продукции. Вторая тенденция связана с разработкой комплексных планов, включающих не только дистрибуцию продукции, но также и маркетинговые исследования, управление спросом и нормативные акты [7].

Вторая тенденция является наиболее оптимальной, так как она предполагает интеграцию различных функциональных областей, обеспечивая быструю передачу данных между подразделениями компании: координация поставщиков, ресурсов, производственных операций и продвижение продукции на рынок. Такая система позволяет более эффективно соответствовать 7 правилам логистики [1]: поставлять нужный товар, в нужном количестве, надлежащего качества, в нужное место и время, назначенному потребителю, при минимальных затратах.

Любой бизнес, включающий логистику в свою деятельность, стремится оценить ее эффективность. Тем не менее отсутствует общепринятая методика для оценки логистической системы, учитывающая динамику ее процессов и разнообразие переменных, определяющих эти процессы [3]. Для полного анализа эффективности работы компании может быть использован различный набор количественных и качественных показателей, исходя из особенностей организации [5].

В условиях сильной конкуренции на современном рынке, система бенчмаркинга является одним из способов анализа и управления конкурентоспособностью логистических систем компаний.

Бенчмаркинг - это процесс постоянного контроля изменений путем замера установленных показателей и обеспечение их заданного уровня в длительной перспективе, что позволяет предприятию определить цель своего совершенствования и провести мероприятия по улучшению работы [2].

Области изучения бенчмаркинга в логистике включают: разработку каналов распределения, управление складским хозяйством, организацию логистики, сотрудничество с поставщиками и бизнес-партнерами и др.

Применение этого метода осуществляется в следующем порядке [4].

Выбор подразделения. Создание базы для проведения сравнительного анализа. Анализ полученных данных. Определение целей и разработка плана действий. Оптимальная стоимость - время. Реализация проекта, анализ результатов. Улучшение качества работы подразделения.

Конкуренты постоянно совершенствуются, поэтому проведение бенчмаркинга не заканчивается после достижения целей и анализа результатов. Полученное преимущество легко упустить, и его восстановление представляет собой сложную задачу. Важной характеристикой процесса бенчмаркинга является непрерывность.

Измерение играет ключевую роль в достижении успеха компании, поскольку улучшения возможны только при наличии оценки результатов. Оценка логистических инструментов предполагает присвоение весовых коэффициентов показателям, чтобы сравнить результаты организации с лучшими рыночными практиками.

КР1 - количественные метрики, отражающие степень достижения целей компании, что делает процесс анализа удобней и эффективней, также позволяют устанавливать ясные цели и оценивать их достижение.

В данном исследовании предлагается объединить метод бенчмаркинга и показатели для анализа логистической системы промышленного

предприятия с применением цифровизации процесса. В логистических процессах ключевыми индикаторами эффективности являются затраты, время, производительность и качество обслуживания. Они используются для оценки гибкости и скорости логистики в соответствии с потребностями клиентов. Финансовые показатели позволяют измерить общую стоимость логистической системы, а показатели производительности отражают эффективное использование ресурсов. Временные индикаторы имеют решающее значение для конкурентоспособности организаций, обеспечивая своевременное реагирование на потребности в товарах и услугах [6].

Цифровизация на сегодняшний день охватывает множество крупных предприятий нашей страны. Собрав информацию и рассчитав показатели эффективности по вышеприведенным направлениям, можно проанализировать слабые и сильные места логистики компаний. Сравнив полученные результаты с эталонным вариантом, необходимо разработать рекомендации по улучшению работы по слабым направлениям. Изначально низкий уровень автоматизации и цифровизации, недоверие со стороны персонала, сопротивляющегося изменениям, мешает внедрению цифровизации бизнес-процессов. Преодолеть эти проблемы поможет обучение персонала работе с цифровыми сервисами и повышение их компьютерной квалификации, либо предоставление финансовых льгот и послабления бизнесу со стороны государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Логистика учебное пособие / Э. Р. Кузнецова, Е. А. Антинескул, Л. П. Киченко. Пермь, 2021 г. 188 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psu.ru;

2. Кизим А.А. Бенчмаркинг в транспортно-логистических операциях. 2018. №4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru;

3. Свирская Н.А. Оценка эффективности логистических систем. 2016. №2 (21). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article;

4. Системный анализ «Benchmarking-процесса» в рамках транспортной логистики» А. А. Пеканова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elib.bsu.by;

5. Шишко Е.Л. Методы оценки эффективности логистической системы предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rep.bstu.by;

6. Information Systems for Logistics and Distribution Management Performance Indicators (KPI's). 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https : //www. researchgate. net;

7. Logistics Management as a Tool to Achieve Competitive Advantages of the

Enterprise Trade.Victoria V., Oksana N., Alyona I., Nickolay A., Pavel G. 2016, Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dergipark.org.tr

Malyshev A.E.

St. Petersburg State Marine Technical University (St. Petersburg, Russia)

ANALYSIS OF METHODS FOR OPTIMIZING MANAGEMENT OF COMPANY'S LOGISTICS SYSTEM

Abstract: the methods of managing the logistics system of the company are studied in order to increase its competitiveness. The author suggests using the benchmarking method in combination with the assessment of key performance indicators (KPIs) to achieve optimal efficiency of logistics processes. It is shown that in logistics processes, the key indicators of efficiency are costs, time, productivity and quality of service. Recommendations have been formed on combining the benchmarking method and KPI indicators for analyzing the logistics system of an industrial enterprise using digitalization of the process.

Keywords: industrial enterprise, logistics system, benchmarking, key performance indicators KPI, competitiveness, digitalization of process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.