Научная статья на тему 'Анализ методов моделирования сложных систем'

Анализ методов моделирования сложных систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1865
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СЛОЖНАЯ СИСТЕМА / THEORETICAL METHOD / EXPERIMENTAL METHOD / MATHEMATICAL MODELING / COMPLEX SYSTEM

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Радченко С.Г.

Проведен сравнительный анализ системных свойств теоретико-аналитического и экспериментально-статистического методов моделирования реальных сложных систем. Указаны преимущества и недостатки методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A comparative analysis of system properties of theoretical-analytical and experimental-statistical methods of modeling real complex systems has been conducted. The advantages and disadvantages of the methods are shown.

Текст научной работы на тему «Анализ методов моделирования сложных систем»

УДК 519.233.5:001.8 С.Г. РАДЧЕНКО*

АНАЛИЗ МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Киев, Украина

Анотаця. Проведено пор1вняльний анал1з системних властивостей теоретико-аналтичного та експериментально-статистичного метод1в моделювання реальних складних систем. Указанi переваги та недолти методiв.

Ключов1 слова: теоретичний метод, експериментальний метод, математичне моделювання, складна система.

Аннотация. Проведен сравнительный анализ системных свойств теоретико-аналитического и экспериментально-статистического методов моделирования реальных сложных систем. Указаны преимущества и недостатки методов.

Ключевые слова: теоретический метод, экспериментальный метод, математическое моделирование, сложная система.

Abstract. A comparative analysis of system properties of theoretical-analytical and experimental-statistical methods of modeling real complex systems has been conducted. The advantages and disadvantages of the methods are shown.

Keywords: theoretical method, experimental method, mathematical modeling, complex system. 1. Введение. Постановка проблемы

Математические модели сложных систем - технических, технологических, измерительных - получают теоретико-аналитическим и экспериментально-статистическим методами. Указанные методы характеризуются различными возможностями по критериям сложности и точности получения математических моделей. Теоретико-аналитический метод, при котором происходит раскрытие механизмов, происходящих в системе явлений, позволяет получить сравнительно несложные модели. Для более точных и сложных моделей аналитические решения удается получить сравнительно редко и в основном методами решения являются численные с проведением расчетов на вычислительных системах.

Основным методом является экспериментально-статистический. В качестве исходных данных используются результаты экспериментов, данные, полученные методом статистических испытаний (метод Монте-Карло), экспертного оценивания, трудоемких вычислений.

Практика решения многочисленных задач по моделированию реальных сложных систем показала, что используются математические (формализованные) и неформализованные, то есть эвристические методы. Решаемые задачи характеризуются огромным разнообразием условий и в значительной степени отсутствием необходимой для принятия решений исходной информации о свойствах моделируемых систем и процессов.

Классический регрессионный анализ предполагает выполнение его предпосылок [1, с. 43-53]. В реальной действительности предпосылки могут не выполняться, а их проверка может быть затруднена или невозможна из-за трудностей проведения эксперимента и затрат физических ресурсов. Из приведенного следует, что получение статистических моделей, как правило, проводится в условиях неопределенности, и полученные результаты в определенной степени не соответствуют ожидаемым. В общем случае приходится решать некорректно поставленные задачи [1, с. 17, 20]. Решение некорректно поставленных задач требует использования специальных устойчивых (робастных) методов. Отметим, что проблема некорректно поставленных задач является одной из основных при получении моделей реальных сложных систем [2].

© Радченко С.Г., 2015

ISSN 1028-9763. Математичш машини i системи, 2015, № 4

Целью статьи является краткое изложение основных системных свойств математических и эвристических методов, используемых в регрессионном анализе [3, 4], и анализ их влияния на получаемые критерии качества статистических моделей.

2. Изложение результатов исследования

Математическая система теоретико-аналитического метода решения задачи характеризуется следующими основными свойствами.

1. Структура определяемой математической модели формируется исследователем на основании вскрытия механизмов происходящих явлений. В сложных реальных системах эти явления включают физические, химические процессы, геометрические изменения (преобразования) участвующих в работе элементов в микро- и макрообъемах пространства, в котором функционирует система. Предпосылки, на которых базируется используемый метод, должны выполняться, что обеспечивает получение конечных результатов с необходимыми свойствами. С увеличением сложности моделируемых систем, появлением новых систем получение структуры модели становится затруднительным и может стать невозможным. Тогда необходимо использовать экспериментально-статистический метод моделирования.

2. Исходные данные должны быть точными, то есть интервал неопределенности, в котором заключено «истинное» значение получаемого результата, должен быть достаточно малым по отношению к номинальному значению величины.

3. Проводимые преобразования математических выражений и проводимые вычисления должны быть устойчивые (робастные): «малым» исходным ошибкам должны соответствовать «малые» конечные изменения результатов.

4. Вся необходимая информация для решения задачи должна быть известна исследователю.

В общем предполагается, что решается корректно поставленная задача: решение задачи существует; решение однозначное; малым изменениям исходных условий соответствуют малые изменения конечных результатов.

Решение, полученное для определенной задачи, распространяется на все номинально одинаковые условия определенного класса А задач, то есть по умолчанию подразумевается, что условие рефлексивности аКа выполняется для всех элементов а множества А .

Экспериментально-статистический метод характеризуется следующими основными свойствами.

1) При использовании экспериментально-статистического подхода на получаемые исходные данные влияют управляемые X (.), неуправляемые 7. и неконтролируемые V ( .) факторы.

Получаемая математическая модель, как правило, включает только управляемые факторы. Влияние неуправляемых и неконтролируемых факторов рассеивает значения критерия качества у в номинально одинаковых (повторных) опытах. Необходимо обеспечить ортогональность всех эффектов управляемых факторов и оценить влияние неуправляемых и неконтролируемых факторов путем использования поправки RASTA [1, с. 122133].

Коэффициенты модели определяют методом наименьших квадратов путем аппроксимации полученных исходных данных. Решаемые задачи относятся к классу обратных задач: по полученным данным У и структуре модели X найти коэффициенты модели В. В матричной записи искомая модель имеет вид У=ХВ+Е, Е - значение случайной ошибки 8

[1, с. 17].

2) Структура многофакторной статистической модели в большинстве случаев исследователю не известна. Предложено формализованную структуру многофакторной статистической модели задавать выражением [1, с. 92]

П(1 + Х0) + *?>+... + X«"1} N

1=1

где 1 - значение фиктивного фактора х0 ее 1;

л-:1'з х\2',..., л";(Л,~1) - ортогональные контрасты факторов X;;

^ - число различных уровней фактора X ;

к - общее число факторов, 1 < / < к;

(1), (2), ..., (^ —1) - порядок контрастов фактора X ;

Л',, - число структурных элементов полного факторного эксперимента, равное числу опытов эксперимента.

По теореме Бродского В.З., все эффекты полного факторного эксперимента ортогональны друг к другу. При использовании многофакторных регулярных планов все главные эффекты ортогональны друг к другу.

3) Информация о силе влияния управляемых факторов может отсутствовать.

4) Исходные данные, полученные в виде результатов экспериментов, содержат систематические и случайные ошибки.

5) Получаемые в моделях эффекты - главные и взаимодействия - могут быть смешаны между собой. Для получения статистически независимых оценок необходимо использовать расширенную концепцию ортогональности: план эксперимента, структура модели, эффекты модели должны быть ортогональны или близки к ортогональным.

6) Условие задачи может быть некорректно поставленным и требовать использования специального метода ее решения [1, с. 156-200].

Важным свойством экспериментально-статистического метода описания является определенное отсутствие необходимой информации о предметной области моделирования. Многофакторная статистическая модель должна включать ортогональные или близкие к ортогональным эффекты, нормированные и статистически значимые. Модель должна быть адекватная, информативная, устойчивая [1, а 65-80]. Для выполнения приведенных требований необходимо использовать методы теории планирования эксперимента.

Сложность и специфичность решения математических задач с неточными исходными данными заключаются в том, что реализация решения на вычислительных системах в рамках классических методов не гарантирует устойчивых результатов. Акад. А.Н. Тихонов считает, что «устойчивые математические методы решения неустойчивых задач с неточными данными относятся к классу математических задач, выходящих за пределы классической математики» [5, а 94].

При использовании теоретико-аналитического метода исследователь для введения в модель должен выбрать факторы, наиболее сильно влияющие на критерии качества. Необходимая для этого информация может отсутствовать. В экспериментально-статистическом методе введенные в модель факторы могут быть проверены на статистически значимое влияние их на моделируемый критерий качества.

Теоретико-аналитическое описание применяется при упрощении действительности, обобщая, отвлекаясь от деталей и индивидуальных подробностей, и объясняет основные, наиболее общие законы, то есть относится к номографическим наукам (Л. Кутюра (Ь. СоШша)) [6, а 33-34].

Экспериментально-статистическое описание проводится с использованием закономерностей конкретных явлений в детальных условиях, не отрывая изучаемую систему от

определенных рамок времени и места. Такое научное описание относится к идиографиче-ским наукам (В. Виндельбанд (W. Windelband)). Экспериментально-статистическое описание является необходимым при моделировании технологических процессов, средств измерений, некоторых сложных технических систем, агробиологических систем [6, c. 33-34].

По мнению акад. К.В. Фролова, для улучшения технических решений знания только общих законов природы недостаточно. Необходим анализ математическими средствами построенных математических моделей машин, процессов с целью управления их качеством и создания научных основ проектирования в технике. Переход от общих - номографических законов к математическим моделям - идиографическим закономерностям и законам реальных машин, процессов представляет объективную необходимость проникновения в сущности более высокого порядка.

Математические модели сложных систем могут быть получены с использованием логических умозаключений дедукции и индукции. Дедукция - логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам. Дедукция используется в теоретико-аналитическом подходе в виде математического описания свойств элементов или процессов а определенного множества A. Элементы а должны быть однородны по своим свойствам, что позволяет использовать общее описание к различным элементам. С увеличением сложности систем, появлением новых систем получение общего описания может стать невозможным. Тогда необходимо применить метод индукции.

Индукция - логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Индукция применяется в экспериментально-статистическом методе в виде исследования отдельных элементов a множества A, и полученная информация используется для всех элементов a . Исследуемые элементы должны быть однородные, репрезентативные и статистические по своим свойствам и представлять выборку из гипотетической генеральной совокупности множества A .

Авторы книги [2] предлагают называть все те разделы математики, в которых коэффициенты и параметры математических моделей (или же законы их изменения) предполагаются известными и заданными, «Математикой-1» [2, с. 5]. Если коэффициенты и параметры заданы приближенно и их точные значения находятся в неравенствах, то задача оценки свойств возможных решений, в частности, оценка их устойчивости, относится к «Математике-2». При моделировании реальных систем и процессов необходимо убедиться в надежности полученных решений.

В «Математику-2» входят правила приближенных вычислений, интервальный анализ, исследование на устойчивость решений систем линейных алгебраических уравнений, системы дифференциальных уравнений. Известны случаи, когда из-за погрешностей и неточностей методов расчета происходили аварии и катастрофы [2, с. 179-183]. «Математи-ка-2» лучше отражает особенности расчетов конкретных объектов техники и физики [2, с. 153].

Решение некорректно поставленных задач требует разработки специальных устойчивых (робастных) методов [7, с. 71-75]. Отметим, что успешное решение регрессионных задач возможно при системном использовании разработанных методов.

Применение теоретического подхода в получении математических моделей неизбежно включает абстрагирование и идеализацию свойств реальной сложной системы. Такие действия могут существенно изменить описываемые свойства моделируемой системы, и полученный результат не будет ответом на поставленную задачу. На это указывали акад. А.А. Самарский [8, с. 39] и акад. ЯЗ. Цыпкин [9, с. 23].

При использовании экспериментально-статистического подхода абстрагирование и идеализация не применяются.

Модели, полученные теоретико-аналитическим методом, позволяют интерпретировать влияние факторов на моделируемые критерии качества. При использовании экспериментально-статистического метода интерпретация возможна для простых эффектов 1...3 степени, а в общем случае затруднительна, так как структура модели формальна.

3. Выводы

1. Использование теоретико-аналитического метода возможно, если известна необходимая информация для получения модели. При моделировании реальных сложных систем необходимая информация может отсутствовать и для ее восполнения используют абстрагирование и идеализацию, которые могут существенно изменить свойства моделируемой системы.

2. Применение экспериментально-статистического метода позволяет получать модели при неполном знании необходимой информации. Используемые методы должны быть устойчивые (робастные): план эксперимента, структура модели, эффекты модели должны быть ортогональны или близки к ортогональным.

3. Для построения оптимизированных моделей целесообразно использование новых методов теории планирования эксперимента и эвристических решений, таких как поправка RASTA, формализованная структура многофакторной статистической модели, расширенная концепция ортогональности, использование специальных (робастных) методов оценивания моделей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Радченко С.Г. Методология регрессионного анализа / Радченко С.Г. - К.: «Коршйчук», 2011. -376 с.

2. Петров Ю.П. Введение в теорию инженерных расчетов, учитывающую вариации параметров исследуемых объектов / Ю.П. Петров, И.А. Петров. - СПб.: БХВ-Петербург, 2014. - 272 с.

3. Лаборатория экспериментально-статистических методов исследований (ЛЭСМИ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.n-t.org/sp/lesmi.

4. Сайт кафедры «Технология машиностроения» Механико-машиностроительного института Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tm-mmi.kpi .ua/index.php/ru/1/publications/.

5. Тихонов А.Н. Выступление на годичном общем собрании Академии наук СССР / А.Н. Тихонов // Вестник Академии наук СССР. - 1989. - № 2. - C. 94 - 95.

6. Радченко С.Г. Математическое моделирование технологических процессов в машиностроении / Радченко С.Г. - К.: ЗАО «Укрспецмонтажпроект», 1998. - 274 с.

7. Радченко С.Г. Системное оптимальное планирование регрессионного эксперимента / С.Г. Радченко // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. - 2012. - Т. 78, № 7. - С. 71 - 75.

8. Попов Ю.П. Вычислительный эксперимент / Ю.П. Попов, А.А. Самарский // Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент: Введение в информатику с позиций математического моделирования. - (Серия «Кибернетика - неограниченные возможности и возможные ограничения»). - М., 1988.- С. 16 - 78.

9. Цыпкин Я.З. Адаптация и обучение в автоматических системах / Цыпкин Я.З. - М.: Наука, 1968. - 399 с.

Стаття над1йшла до редакцп 16.02.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.