Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИСПЫТАНИЙ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЦИКЛИЧЕСКУЮ ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ'

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИСПЫТАНИЙ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЦИКЛИЧЕСКУЮ ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
81
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ / СКОРОСТЬ РОСТА УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН / ИСПЫТАНИЕ / МАТЕРИАЛЫ / СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Швечков Е.И.

Проведено сравнение стандартов России и США, регламентирующих методы определения скорости роста усталостных трещин. Показано отличие отдельных положений этих стандартов, которые, однако, не носят принципиального характера. Рассмотрено влияние некоторых факторов (типа образца, условий нагружения) на скорость роста усталостных трещин в материалах авиационных конструкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Швечков Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF AVIATION MATERIAL TEST METHODS FOR CYCLIC CRACK RESISTANCE

Russian and US standards which specify fatigue crack growth rate test methods are compared. Distinctions between some of the points of the standards are shown, but the distinctions are only a detail. The effect of some factors such as a specimen type and loading conditions on a fatigue crack growth rate in aircraft structure materials are discussed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИСПЫТАНИЙ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЦИКЛИЧЕСКУЮ ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ»

_ ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ. ПОКРЫТИЯ__

ИСПЫТАНИЯ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Научный редактор раздела докт. техн. наук, профессор В. С. Синявский

УДК 620.01(083.74)

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИСПЫТАНИЙ АВИАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЦИКЛИЧЕСКУЮ ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ*

Е.И. Швечков, докт. техн. наук (ОАО «ВИЛС», e-mail: vils37@yandex.ru)

Проведено сравнение стандартов России и США, регламентирующих методы определения скорости роста усталостных трещин. Показано отличие отдельных положений этих стандартов, которые, однако, не носят принципиального характера. Рассмотрено влияние некоторых факторов (типа образца, условий нагружения) на скорость роста усталостных трещин в материалах авиационных конструкций.

Ключевые слова: трещиностойкость; скорость роста усталостных трещин; испытание; материалы; стандарт.

Analysis of Aviation Material Test Methods for Cyclic Crack Resistance.

Ye.I. Shvechkov.

Russian and US standards which specify fatigue crack growth rate test methods are compared. Distinctions between some of the points of the standards are shown, but the "(i*)-

distinctions are only a detail. The effect of some factors such as a specimen type and loading conditions on a fatigue crack growth rate in aircraft structure materials are discussed. Key words: crack resistance; fatigue crack growth rate; test; materials; standard.

Циклическая трещиностойкость (скорость роста усталостных трещин, СРТУ) является одной из основных характеристик материалов авиационных конструкций. Экспериментальные данные о скорости роста усталостных трещин широко используют для обоснования их надежности и безопасной эксплуатации. Значения СРТУ входят в перечень экспериментальных данных, определяемых при разработке новых сплавов и полуфабрикатов для силовых элементов авиационной техники. Большой объем испытаний на СРТУ проводят в процессе квалификации материалов.

Суть метода испытаний на СРТУ заключается в циклическом нагружении стандартных образцов при фиксированных частоте f и коэффициенте асимметрии цикла R с синхрон-

* В работе принимала участие Е.В. Азанова.

ной записью длины трещины (а) и количества циклов N для дальнейшего построения диаграммы циклической трещиностойкости (ДЦТ)

в логарифмических координатах 1д — - 1д ДК,

где ДK - амплитуда коэффициента интенсивности напряжений. Диаграмма циклической трещиностойкости, построенная в широком диапазоне, дает полную информацию о сопротивлении развитию трещин, начиная с порогового значения, равного ^, до разрушения.

Достоверность и воспроизводимость результатов различных видов испытаний обеспечивают соблюдением требований, изложенных в соответствующих стандартах на методы испытаний. Для СРТУ таковыми являются [1, 2]. В этих нормативных документах указаны типы образцов,установлена процедура и

-Ф-

-Ф-

условия проведения испытании, в том числе способы наблюдения за длиной развивающейся трещины и обработки экспериментальных данных. Оба стандарта составлены для случая, когда циклическая нагрузка в процессе испытаний остается постоянной.

Проведем сравнение основных положений стандартов России [1] и США [2]. При близости большинства принципиальных параметров они имеют ряд отличий.

Стандарт США распространяется на более широкую область изменения, включая нахождение порогового (ниже которого трещина не развивается) значения коэффициента интенсивности напряжений К^. Процедура определения К^ приведена в специальном приложении. Для большинства материалов за величину К^ принимают такое значение,

которому соответствует — = 10-10 м/цикл.

dN

Стандарт России устанавливает определение СРТУ в более узкой области при ее значениях выше 10-8 м/цикл, которая чаще всего необходима в практических целях.

В обоих стандартах описана процедура наведения предварительной усталостной трещины, предшествующая ее зачетному распространению. Целесообразность нанесения предварительной усталостной трещины заключается в том, чтобы обеспечить острую трещину надлежащего размера и прямизны, что устраняет влияние истории нагружения на последующий ее рост. Отмечено, что длина предварительной усталостной трещины не должна быть менее 10% от толщины образца, ширины надреза или же одного миллиметра. Вместе с тем в обоих стандартах не отрицают возможности ее наведения при нагрузке, с которой начинают зачетное испытание. На практике обычно максимальную нагрузку цикла в течение всего процесса испытаний сохраняют постоянной, а отсчет зачетной длины трещины начинают с репер-ной точки, удаленной от надреза на расстояние, близкое к 1,5 мм.

В [2] обращают внимание на возможность наличия в образцах остаточных напряжений. Их эффект на СРТУ может быть значительным, если образцы изготавливают из мате-

риала, в котором имеется сложное поле распределения напряжений, например, сварных или закаленных материалов, или же из деталей сложной формы. Остаточные напряжения , суммируясь с напряжениями от внешней нагрузки, способствуют нерегулярному росту трещины, а именно ее кривизне или росту не в одной плоскости.

Здесь же имеется раздел, подробно описывающий определение скорости роста малых (коротких) усталостных трещин. Таковыми считают трещины, длина которых мала по сравнению с характерным микроструктурным параметром или же с размером зоны пластической деформации, возникающей в вершине трещины. Ее также считают малой при длине менее 1,0 мм. Значения СРТУ коротких и длинных трещин при одних и тех же значениях могут существенно отличаться. В частности, по этой причине первую точку, с которой при испытаниях начинают замеры длинных трещин, удаляют от надреза на расстояние, примерно равное 1,5 мм.

Важным моментом, отличающим стандарт [2], является описание процедуры испытаний в водных средах, в частности 3,5 %-м растворе №С1. В [2] приведены требования к среде и камере, куда помещают образец, условиям предварительного наведения трещины и многим другим факторам, от которых зависит результат испытаний. Стандарт [1] не предусматривает возможности испытаний в водных средах. Однако для этой цели в России составлена отдельная методика, практически идентичная [2].

В каждом из стандартов рекомендовано несколько типов образцов. Общими являются прямоугольный образец в виде пластины с центральным надрезом для испытаний на осевое растяжение (тип ЦНР) и прямоугольный компактный образец с краевой трещиной для испытаний на внецентренное растяжение (тип ВР). Кроме них, в [1] рекомендованы еще четыре типа образцов, существенно реже используемые в практике испытаний полуфабрикатов авиационного назначения. К ним, вчастности, относят образцы с уголковой или полуэллиптической трещинами. В [2] кроме образцов типов ЦНР и ВР приведен прямоугольный образец с краевой трещиной для

испытаний на осевое растяжение (тип БНР). Типы и размеры образцов выбирают с учетом условий нагружения, размеров и формы исследуемых полуфабрикатов, механических свойств материала, возможностей испытательного оборудования и экономических соображений. Для обшивочных материалов (листов и тонких плит) используют образец типа ЦНР, а для элементов конструкций, нагружаемых растяжением и изгибом, кроме того, применяют образец типа ВР, а иногда БНР. При этом размеры образцов выбирают из условия преимущественно упругого поведения материала при всех длинах усталостной трещины.

На образцах типа ЦНР напряжение в нет-то-сечении в конце испытания не должно превышать 80 % от условного предела текучести исследуемого материала. В [2] это является основным условием выбора ширины В образца и зависимой от нее общей длины L. Обычно L = (2,5-3,0)В. При использовании захватов, обеспечивающих равномерную передачу нагрузки в сечении, достаточно удаленном от надреза, допускают применение более коротких образцов с длиной рабочей части 1,5В. Ширину образца в [1] рекомендовано выбирать из ряда В = 100, 200, 300, 500, 750, 1000 и 1500 мм с общей длиной рабочей части не менее 2В.

Достоверность результатов испытаний на СРТУ зависит от точности измерения длины усталостных трещин и методов обработки экспериментальных данных. Исходными данными для определения СРТУ являются зависимости длины трещины от числа циклов нагружения, как правило, представленные в виде таблицы.

В обоих стандартах для измерения длины трещины рекомендовано использовать один из следующих способов:

- визуальный, с предварительной полировкой поверхностей образца на пути продвижения трещины и дополнительным освещением ее в процессе испытаний;

- разности электрических потенциалов;

- путем использования тарировочной кривой, связывающей относительную длину трещины с нормализованной податливостью.

Кроме того, в [1] рекомендовано использовать фольговые датчики, наклеиваемые на поверхности образца.

Расчет СРТУ в настоящее время проводят с помощью программного обеспечения, составленного для каждого типа образца. При этом используют способ аппроксимации (2л + 1) экспериментально полученных последовательных значений длины трещины и числа циклов полиномом второй степени и его последующим дифференцированием для вычисления СРТУ.

В [1, 2] по-разному изложены требования к допустимой разнице между длинами трещин (а1 и а2), развивающихся от концов надреза в процессе испытаний. В [2] требования к симметрии являются более жесткими:

|а 1 - а2| < 0,04В [1]; |а1 - а2| < 0,025В [2].

Различны допуски на отклонение трещины от магистрального направления, задаваемого надрезом. В последних редакциях [2] допустимым является угол 9 < 20° на длине, составляющей 0,1В, тогда как в [1] величина 9 ограничена 5°. Кроме того, в [1] при расчете СРТУ не учитывают участки, где трещина ветвится (меняет направление). Этот аспект весьма важен при испытании на СРТУ листов из сплавов, легированных литием, где участок ветвления и отклонения трещины от магистрального направления может занимать основную часть усталостного излома. По существу, в этом отношении стандарт [1] составлен без учета определения СРТУ в листах из алюминиево-литиевых сплавов.

Стандарт [2] содержит данные, характеризующие точность определения СРТУ. Про-

ведено сравнение и К^, полученных в

14 лабораториях при испытании однородных стали и алюминиевого сплава 2219Т851. Однородность материала способствовала минимизации его влияния на рассеяние данных и оно было отнесено исключительно на счет различий в методике испытаний и условий изготовления образцов. Определено внутри-и межлабораторное рассеяние . В россий -ском стандарте оценка точности отсутствует.

Имеются некоторые отличия стандартов [1, 2] в части данных, необходимых для представления в отчете.

Таким образом, оба стандарта содержат исчерпывающую информацию для получения достоверных и воспроизводимых результатов о скорости роста усталостных трещин. В соответствии с требованиями [1, 2] получены многочисленные экспериментальные данные о СРТУ в полуфабрикатах различных сплавов, в том числе, авиационных. Изучено влияние на СРТУ металловедческих, технологических и эксплуатационных факторов. Рассмотрим отдельные аспекты, которые, на наш взгляд, имеют практическое значение при испытании авиационных материалов.

Влияние на СРТУ типа и размеров образцов

При испытании на СРТУ авиационных материалов, как правило, используют образцы типов ЦНР, реже ВР. Первые предпочтительны для обшивочных материалов (листов, тонких плит), вторые в большей степени моделируют условия нагружения, реализуемые в массивных полуфабрикатах (поковках, штамповках, толстых плитах, объемных профилях).

Образцы типа ВР имеют существенно меньшие размеры, что позволяет определять СРТУ как в продольном и поперечном, так и в высотном направлениях. Периодически возникает вопрос о тождественности результатов, полученных на образцах этих типов.

В работах Г.С. Нешпора с сотрудниками на примере плит из сплавов 1163Т7 и В95пчТ2 показана идентичность результатов на образцах разных типов. В [3] сделан аналогичный вывод для поковок из сплава 1933ТЗН. Испытания образцов типа ЦНР проведены в ФГУП «ВИАМ», типа ВР - в ОАО «ВИЛС», обработка результатов осуществлена в ФГУП « ЦАГИ» по единой методике. Из рис. 1 видно, что во всем диапазоне изменения амплитуды эффективного коэффициента интенсивности напряже-da

ний АКэфф значения ^^ образцов различных

типов хорошо совпадают. Приведенные примеры указывают на целесообразность использования образцов типа ВР при исследовании массивных полуфабрикатов. Наиболее остро вопрос о выборе и предпочтительности именно этого типа образца может возникнуть при специальной квалификации материала ввиду необходимости испытаний большого

da/dN, м/цикл da/dN, м/цикл

Рис. 1. Сравнение экспериментальных данных при испытании на СРТУ поковок из сплава 1933Т3Н:

а - направление Д- П; б - направление П-Д; □ - образец типа ЦНР; ♦ - образец типа ВР

количества (не менее 27) образцов различных ориентировок при ограниченных размерах полуфабриката.

Многочисленными исследованиями [4-7], проведенными в разных лабораториях на различных алюминиевых и титановых сплавах, показана независимость СРТУ от ширины образца типа ЦНР. Вместе с тем известно, что ее увеличение позволяет получить данные о СРТУ в более широком диапазоне АК. Поэтому при проведении расчетов на остаточную прочность и живучесть авиационных конструкций наиболее ценными являются результаты, определенные на широких (500 мм и более) образцах. В лабораторной практике России используют образцы с размерами 200 х 600 мм, а в Западной Европе -160 х 480 мм. Испытания образцов этих размеров позволяют получить данные о СРТУ на среднем участке диаграммы циклической трещиностойкости (для алюминиевых сплавов от АК ^ 8-10 до АК ^ 40 МПа^м).

Этот участок может быть расширен в область более высоких и низких значений с привлечением формул Формена и Коллоприста [8]. При этом необходимо знать величину критического коэффициента интенсивности напряжений Кс, зависящую от ширины. Чем она больше, тем выше Кс и тем на большую область может быть проведена аппроксимация экспериментальных данных среднего участка. На наш взгляд, значение Кс в этом случае должно быть выбрано для образца с шириной, равной соответствующему размеру исследуемого полуфабриката.

Влияние на СРТУ некоторых условий испытаний

Основными варьируемыми параметрами при испытании на СРТУ являются частота приложения нагрузки f, коэффициент асимметрии цикла И и максимальное напряжение сттах. Испытания проводят в зависимости от поставленной задачи - в основном на воздухе и частично в водных средах, чаще при комнатной температуре, иногда отличной от нее.

Влияние на СРТУ частоты и коэффициента асимметрии цикла изучено и освещено достаточно подробно, например, в [4, 5]. Дан-

вают иное - независимо от стг

значения

ных о влиянии на СРТУ максимального напряжения цикла мало и они неоднозначны. В [4] со ссылкой на зарубежные источники и собственные исследования для листов из сплава Д16Т и плит из сплава В95пчТ2 сделан вывод, что при данном значении АК с повышением сттах значения СРТУ возрастают. Результаты испытаний листов из сплава В95пчТ2

(рис. 2), полученные в ОАО «ВИЛС», показы-

^

d N

образуют единую диаграмму циклической трещиностойкости. Как видно из рис. 2, это верно для обоих ориентировок образцов. Аналогичные результаты имеются и для листов из другого алюминиевого сплава, близкого по составу к В95пчТ2. Последние результаты согласуются с одним из основных положений [2] - «трещины различных длин при одном и том же значении имеют одинаковые приращения за цикл». Задаваясь раз-

da/dN, м/кцикл

10'

10'

10'

da/dN, м/кцикл

15 20 25 30 35 40 45 50 а АК, МПа^м

10

-3

10

-2

10

-1

* с О

ж

1

10 15 20 25 30 35 40 45 50

б АК, МПа^м

Рис. 2. Диаграммы циклической трещиностойкости листов толщиной 1,9 мм из сплава В95пчАТ2:

а - направление Д- П, б - направление П-Д; • - сттах = 69 МПа; О - сттах = 98 МПа; f = 5 Гц; И = 0,1

-Ф-

-Ф-

ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ. ПОКРЫТИЯ. ИСПЫТАНИЯ И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

личными значениями сттах при испытании идентичных образцов можно получить диаграмму циклической трещиностойкости в более широком диапазоне ДК.

Наряду с оценкой качества в нормальных условиях (воздушная среда, комнатная температура, ограниченная влажность) проводят испытания на СРТУ в условиях, близких к эксплуатационным, в частности в 3,5%-м растворе №0!. Результаты таких испытаний расширяют представление о работоспособности материалов и позволяют более обоснованно подходить к их выбору в конструкции летательных аппаратов.

Проведенные исследования [9, 10] показали, что скорость роста усталостных трещин в 3,5%-м растворе ЫаО! зависит от марки сплава, частоты приложения нагрузки и значений ДК. Чем меньше частота, тем больший эффект повышения СРТУ. Обращает внимание (рис. 3) факт существенно большего влияния среды по сравнению с другими сплавами на опытный алюминиевый сплав, легированный литием. Следует отметить, что это не характерно для всех алюминиево-литиевых сплавов. При дальнейших испытаниях легированных литием сплавов 1424Т1 и 1441РТ1 эффект повышения СРТУ был значительно меньшим.

На скорость роста усталостных трещин может оказывать влияние температура испытаний [11]. При этом всегда стоит вопрос о способе наблюдения за развитием усталостной трещины. Кроме методов разности электрических потенциалов и податливости могут быть использованы предложенные в [1] дисковые (тип ДО) и квадратные (тип КО) образцы, а также образцы с острым шевронным надрезом (тип ОШН) [12], геометрические параметры которых подобраны таким образом, что независимо от увеличивающейся в процессе испытаний длины трещины значения ДК сохраняются постоянными. Это позволяет определять СРТУ при фиксированной величине ДК по измеренной на изломе длине трещины и числу циклов нагру-жения, исключая процесс наблюдения за развитием трещины. Интересен тот факт, что на изломе образцов некоторых сплавов отражена вся история их наработки, а именно изменение таких условий, как температура ис-

ДК, МПа^м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Отношение (с!а/с1Ы)1 в растворе 3,5 %ЫаС1 к (с!а/с!М)2 в воздушной среде в зависимости отАК для листов ориентации П-Д из различных сплавов:

1 - опытный алюминиево-литиевый сплав; 2 - 1545; 3 - 6013Т6; 4 - типа Д16Т

-^ Направление развития трещины

Рис. 4. Излом образца из сплава ЭП741НП, исппанного на СРТУ:

1, 2, 3, 4 - отметки, характеризующие смену условий испытаний; 5 - участок статического разрушения

пытаний, частота, уровень напряжений. Так, на рис. 4 показан излом испытанного при 650 °С образца из никелевого сплава ЭП741НП, где видны чередующиеся участки, связанные с изменением условий нагружения образца.

О подходах к определению СРТУ при разработке новых сплавов и их квалификации

Цели испытаний на СРТУ могут быть различны. При разработке новых сплавов обычно исследуют несколько вариантов химического состава и режимов термообработки, полученных из опытных плавок небольшой массы. В связи с этим актуальна задача экономного расходования материала. На этом

этапе предложено [13] использовать следующие подходы:

- испытывать образцы, размеры которых меньше стандартных, в частности, образцы типа ЦНР шириной 100 мм и длиной 150 мм;

- определять характеристики циклической и статической трещиностойкости на одном образце;

- привлекать к анализу и прогнозу СРТУ эмпирические зависимости между механическими свойствами при растяжении и характеристиками сопротивления разрушения.

На рис. 5 показано влияние относительной длины образца на СРТУ при различных АК для алюминиевого сплава 1545. Видно, что с ее уменьшением ниже минимально допустимой величины [1, 2] значения СРТУ возрастают, но при ЦБ = 1,0 не более чем на 30%. Между тем при варьировании химического состава различие в СРТУ может достигать значительно большего значения (для сплава, легированного литием, например, десятикратного). Отмеченное позволяет по результатам испытаний малогабаритных образцов уверенно выбирать лучшие варианты сплава и рекомендовать их для дальнейших исследований .

Иные задачи при проведении квалификационных испытаний на СРТУ. В этом случае необходимо выполнение следующих требований:

- испытания выполнять на стандартных образцах в строгом соответствии с действую-

Ф ^ Ф 1

da N

1,5 2,0

Ь.

В

Рис. 5. Влияние рабочей длины образца на скорость роста усталостной трещины в листах из сплава 1545направления П-Д. В = 100 мм:

О, •, □, ■, + -АК = 10, 15, 20, 25 и 30 МПаТм соответственно

щими нормативными документами. Результаты оформлять в виде протоколов, содержащих полные и однозначные сведения об условиях их проведения. Статистическую обработку экспериментальных данных, полученных в различных организациях, проводить по единой программе в ФГУП «ЦАГИ»;

- выбор типа,размеров и мест отбора образцов осуществлять исходя из условий на-гружения элементов конструкции. Для исследования отбирать, как минимум, три партии серийно выпускаемых полуфабрикатов [8];

- общее количество зачетных образцов одной ориентации должно быть не менее 9. Листы и тонкие плиты испытывать в двух, а массивные полуфабрикаты в трех направлениях. Ориентацию образцов должен определять заказчик с учетом нагружения конструктивного элемента.

Отметим некоторые аспекты, касающиеся получения практически важных и достоверных результатов испытаний на СРТУ как при проведении квалификации, так и исследовании авиационных материалов.

На значения СРТУ могут существенно влиять толщина, место отбора и качество изготовления образца. Толщину, по возможности, рекомендуется выбирать равной или близкой к толщине элемента конструкции. Что касается места вырезки образцов, то в некоторых полуфабрикатах, например плитах, оно регламентировано (одна треть и половина расстояния от поверхности), поскольку свойства материала в различных зонах различны. В профилях место вырезки в образце целесообразно выбирать из того условия, чтобы он моделировал наиболее напряженный участок конструктивного элемента в процессе эксплуатации воздушного судна.

При изготовлении образцов из массивных полуфабрикатов необходимо принимать меры, устраняющие появление остаточных напряжений, которые могут привести к изогнутости образцов и, как следствие, искажению результатов. Как показал опыт, при наличии изогнутости трещина развивается несимметрично. Она быстрее образуется и распространяется со стороны выпуклой поверхности. При этом СРТУ изогнутого образца может быть в два и более раза выше.

На появление и симметричность дальнейшего развития трещины оказывает влияние шероховатость поверхности образца. В связи с этим для создания идентичных условий полировку образца на пути развития трещины необходимо проводить с двух сторон. При визуальном наблюдении за длиной трещины целесообразно наносить реперные линии вначале через 1,00 (первые деления), а далее 2,00 мм.

Заключение

1. Основные положения стандартов России и США, регламентирующие требования к испытаниям материалов на циклическую тре-щиностойкость, близки. Имеются отдельные отличия в типах и размерах образцов, условиях проведения испытаний (в частности,

в воздушной или, кроме того, водной средах), корректности получаемых результатов, полноте описания некоторых вопросов, касающихся процедуры испытаний.

2. Результаты испытаний на СРТУ образцов типов ЦНР и ВР, чаще других используемых при исследовании авиационных материалов, отличаются мало. Менее габаритные образцы типа ВР целесообразно применять при испытании массивных полуфабрикатов.

3. На примере листов из сплава В95пчТ2 показана идентичность экспериментальных данных о СРТУ при варьировании максимального напряжения цикла.

4. Для испытаний на СРТУ при изменении химического состава и режимов термообработки целесообразно использовать образцы с размерами меньше стандартных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ОСТ 1 92127-90. Метод определения скорости роста усталостной трещины при испытании с постоянной амплитудой нагрузки. - М.: ВИЛС, 1980. - 66 с.

2. АБТМ Е 647-00. Standard test method for measurement of fatigue crack growth rates. Annual book of ASTM standards. V. 03.01.2002. P. 594-635.

3. Швечков Е.И., Сыров А.В. Исследование циклической трещиностойкости поковок из сплавов 1933ТЗН, ВТ6 и стали 08Х15Н5Д2ТУ-Ш // Технология легких сплавов. 2013. № 3. С. 67-75.

4. Кишкина С.И. Сопротивление разрушению алюминиевых сплавов. - М.: Металлургия, 1981. -300 с.

5. Микляев П.Г., Нешпор Г.С., Кудряшов В.Г.

Кинетика разрушения. - М.: Металлургия, 1979. -279 с.

6. Малашенков С.П., Вовнянко А.Г., Бенгус Г.Ю.

Влияние ширины и толщины образца на вязкость разрушения и параметры диаграммы усталостного разрушения полуфабрикатов из алюминиевых сплавов // В кн.: Трещиностойкость материалов и элементов конструкций. - М.: Наукова думка, 1980. С. 269-273.

7. Швечков Е.И. Влияние размеров образца на скорость роста усталостных трещин в листах из сплава 01545 // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2005. № 4. С. 61-66.

8. Расчетные значения характеристик авиационных металлических конструкционных материалов. Справочник. - М.: Объединенная авиастроительная корпорация. 2011. Вып. 3. - 305 с.

9. Фридляндер И.Н., Хохлатова Л.Б., Колоб-нев Н.И., Рендикс К., Темпус Г. Развитие термически стабильного алюминиево-литиевого сплава 1424 для применения в сварном фюзеляже // Металловедение и термическая обработка металлов. 2002. № 1. С. 3-7.

10. Швечков Е.И., Захаров В.В., Ростова Т.Д. К вопросу о выборе марки алюминиевого сплава для обшивочных листов // Технология легких сплавов.2003.№ 1. С. 17-21.

11. Швечков Е.И. Влияние температуры испытаний на трещиностойкость массивных полуфабрикатов из алюминиевых сплавов // Технология легких сплавов. 2013. № 3. С. 48-53.

12. Скотников И.А., Кудряшов В.Г. К определению К1с на образцах с острым шевронным надрезом // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 1987. № 6. С.63-66.

13. Швечков Е.И. Методы оценки характеристик трещиностойкости при выборе состава и режимов термообработки листов из конструкционных сплавов // Технология легких сплавов. 2013. № 4. С.84-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.