УДК 62-592
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
АВТОМОБИЛЯ
Е. К. Васильева, Р. А. Жога Научный руководитель - Ю. Г. Малахова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31 E-mail: [email protected], [email protected]
Рассмотрены современные стендовый и дорожный методы диагностирования тормозной системы автомобиля, а также проведен анализ различных видов стендов и приборов для измерения замедления автомобиля при дорожных испытаниях.
Ключевые слова: автомобиль, тормозная система, диагностирование, тормозные стенды, дорожные испытания, средства диагностирования.
METROLOGICAL PROVISION OF THE PROCESS OF DIAGNOSTICS BRAKE SYSTEM OF THE CAR
E. K. Vasilieva, R. A. Zhoga Scientific supervisor - Yu. G. Malakhova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
This article discusses modern bench and road methods for diagnosing a car's brake system, as well as analyzes various types of stands and instruments for measuring vehicle deceleration during road tests.
Keywords: car, brake system, diagnostics, brake stands, road tests, diagnostic tools.
Тормозная система - одна из наиболее важных систем автомобиля. Тормозная система, которая отвечает за безопасность автомобиля и всех остальных участников дорожного движения, остается неизменной, модернизируются лишь конструкции автомобилей. Необходимо проводить диагностику для снижения вероятности возникновения отказа тормозов транспортного средства.
Повышение эффективности процесса диагностики тормозной системы и эксплуатационной надежности во многом определяется уровнем его метрологического обеспечения.
В настоящее время разрабатываются и внедряются различные методы и средства диагностирования тормозной системы машин, на практике, как правило, используют два основных метода - дорожный и стендовый [1]. Контролируемые параметры для данных методов представлены в таблице.
На схеме представлено несколько видов стендов и приборов, использующих различные методы и способы измерения тормозных качеств (см. рисунок).
Статические силовые стенды представляют собой роликовую и платформенную аппаратуру, которая выполняет функции проворачивания колеса и замера силы,
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2
прикладываемой при этом. Тормозная сила измеряется при вывешивании колеса или при его опоре на гладкие беговые барабаны. Главным минусом диагностирования тормозов выступает неточность результатов, вследствие чего не воссоздаются условия реального динамического процесса торможения.
Контролируемые параметры методов диагностирования
Метод диагностирования Параметры
Дорожный 1. тормозной путь
2. устойчивость при торможении
3. установившееся замедление
4. время срабатывания тормозной системы
5. уклон дороги, на которой должно неподвижно удерживаться транспортное средство для дорожного диагностирования.
Стендовый 1. общая удельная тормозная сила
2. коэффициент неравномерности (относительная неравномерность) тормозных сил колес оси
Виды стендов и приборов для измерения тормозных систем
Принцип работы инерционного платформенного стенда заключается в определении сил инерции, возникающих при торможении автомобиля и приложенных в местах контакта колес с платформами. Данные стенды нашли применение на предприятиях автотехобслуживания или экспресс диагностирования транспортных средств.
Инерционные роликовые стенды содержат в себе ролики, которые могут иметь привод от электродвигателя или от двигателя автомобиля. Тормозной путь определяют по частоте вращения роликов стенда или по длительности их вращения; замедление - угловым деселерометром. Данный метод воспроизводит условия торможения автомобиля, максимально приближенные к реальным. Но в силу дороговизны стенда, недостаточной безопасности, трудоемкости и больших затрат времени на диагностирование, стенды такого типа нерентабельно использовать при выполнении диагностирования на автопредприятиях и при гостехосмотре.
Использование силовых роликовых стендов позволяет фиксировать силы торможения в процессе его вращения со скоростью 2 - 10 км/ч. Вращение колес реализуется с помощью роликов стенда от электродвигателя. Тормозные силы устанавливают по реактивному моменту, возникающему на статоре. Данные тормозные стенды дают возможность получать
точные результаты проверки тормозных систем. При каждом следующем испытании, они способны создать условия, абсолютно идентичные предыдущим. Данное свойство обеспечивает точное задание начальной скорости торможения [2]. Такие стенды подлежат поверке с межповерочным интервалом 1 год по документу МП ТИнТ 46-2012 «Стенды тормозные СТМ. Методика поверки».
Эффективность действия тормозных систем автомобиля может быть проверена с помощью оборудования диагностирования - деселерометров или деселерографов. Эти приборы обеспечивают измерение следующих величин: начальная скорость торможения, тормозной путь, усилия нажатия на педаль, установившееся замедление. Также они применяются при отсутствии тормозных стендов и при резко возникшей необходимости диагностирования, а следовательно в условиях необустроенности [3].
Данные приборы подлежат поверке в соответствии с ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы поверки». Поверка СИ производится органами Госстандарта и юридическими лицами, аккредитованными на право поверки. Работы осуществляются физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя в порядке, установленным Правилами 50.2.012-94 «ГСП. Порядок аттестации поверителей средств измерений».
Из анализа следует, что испытания на силовых роликовых тормозных стендах являются самыми безопасными, поскольку кинетическая энергия испытуемого автомобиля на стенде равна нулю. В случае отказа тормозной системы при дорожных испытаниях или на площадочных тормозных стендах вероятность аварийной ситуации очень высока. Так же по совокупности свойств именно силовые роликовые стенды являются наиболее оптимальным решением для диагностических линий, как станций техобслуживания, так и диагностических станций, проводящих государственный технический осмотр.
Библиографические ссылки
1. Технологические процессы диагностирования и ремонт автомобилей: учебник для студ. // В. М. Власов, С. В. Жанказиев, С. М. Круглов и др. — М.: Издательский центр Академия, 2010. — 284 с.
2. Технологические процессы технического обслуживания, ремонта и диагностики автомобилей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // В.Г. Передерий, В.В. Мишустин. — Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2013. — 226 с.
3. Диагностика тормозных систем автомобиля: методы и средства. Техническое обслуживание и ремонт тормозных систем. Неисправности тормозной системы [Электронный ресурс]. ЦКЬ^йрв:// https://funreactor.ru / (дата обращения: 3.12.2019)
© Жога Р. А., Васильева Е. К., 2020