ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.062.023.202302.220-232
УДК 159.942.5
3. А. Аксютина1, А. В. Ченская2
1,2 Омский государственный педагогический университет (Омск, Россия),
1 e-mail: [email protected] 2 e-mail: [email protected]
Анализ методики «Уровень эмоционального выгорания родственников» (В. В. Бочаров, А. М. Шишкова)
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения вопросов по диагностированию у родителей, дети которых имеют ментальные нарушения, эмоционального выгорания. В теории остаются нерешенными вопросы, связанные с несовершенством достоверной проверки теоретических оснований, заложенных в диагностические методики, несформированностью терминологического аппарата, отсутствием специального диагностического аппарата исследования эмоционального выгорания родителей, отвечающего требованиям полноты и системности. Целью статьи является категориальный анализ методики «Уровень эмоционального выгорания родственников» (УЭВР), разработанной В. В. Бочаровым и А. М. Шишковой на основе применения методов категориально-системной методологии. Материалы и методы. В качестве методов категориально-системной методологии применяются гексаграмма и пентаграмма у-син. Исследование родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, осуществляется опросным методом. Методика УЭВР в настоящее время проходит широкую апробацию.
Результаты исследования. Проведен анализ публикаций по заявленной проблеме, который показал: авторами используется разный терминологический аппарат. Феномен эмоционального выгорания родителей называют родительским выгоранием, синдромом родительского выгорания, синдромом эмоционального выгорания, эмоциональным истощением. Данное явление свидетельствует о том, что психология эмоционального выгорания находится на начальном этапе формирования теоретического обоснования, вследствие чего актуальность исследования не вызывает сомнений. Диагностирование родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, позволило выявить актуальные для их состояния стадии протекания эмоционального выгорания.
Обсуждение и заключение. На основе применения гексаграммы в методике УЭВР выявлено дихотомическое противоречие в диаде ресурсных и деструктивных тенденций, а пентаграмма у-син позволила выявить факторы, оказывающие наиболее сильное воздействие на «выгорающих» родителей. Результаты исследования могут использоваться при осуществлении разработки диагностических методов исследования рассматриваемого явления и позволяют говорить о надежности, полноте и системности разработанной В. В. Бочаровым и А. М. Шишковой методики «Уровень эмоционального выгорания родственников». Ключевые слова: гексаграмма, категориально-системная методология, ментальные нарушения, пентаграмма у-син, эмоциональное выгорание.
Для цитирования: Аксютина З. А., Ченская А. В. Анализ методики «Уровень эмоционального выгорания родственников» (В. В. Бочаров, А. М. Шишкова) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2023. Т. 23, №> 2. С. 220-232. DOI: 10.15507/2078-9823.062.023.202302.220-232.
Благодарности: Выражаем благодарность Н. П. Королеву за организацию сбора эмпирических данных, Ю. С. Черной за помощь в их обработке. Авторы выражают благодарность рецензентам за внимательное прочтение работы и ценные замечания.
© Аксютина З. А., Ченская А. В., 2023
11П гуманитарии : актуальные проблемы ^ „„ „ „„„„
Zulfiya A. Aksyutina1, Albina V. Chenskaya2
12 Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia) 1 e-mail: [email protected] 2 e-mail: [email protected]
Analysis of "The Level of Relatives' Emotional Burnout" Measure (V. V. Bocharov, A. M. Shishkova)
Abstract
Introduction. The relevance of the study is due to the need to address the issues of diagnosing emotional burnout in parents whose children have mental disorders. In theory, there are unresolved issues related to the imperfection of a reliable verification of the theoretical foundations laid down in diagnostic methods, the lack of formation of the terminological apparatus, the lack of a special diagnostic apparatus for studying the emotional burnout of parents that meets the requirements of completeness and consistency. The aim of the article is a categorical analysis of "The Level of Relatives' Emotional Burnout" measure LREB, developed by V. V. Bocharov and A. M. Shishkova, based on the application of methods of categorical-systemic methodology. Materials and Methods. As methods of categorical-systemic methodology, the hexagram and the pentagram of Wu Xing are used. The study of parents raising children with mental disabilities is carried out by a survey method. The LREB technique is currently undergoing extensive testing. Results. In the course of the study, an analysis of publications on the stated problem was carried out, which showed that the authors use a different terminological apparatus. The phenomenon of emotional burnout of parents is called: parental burnout; parental burnout syndrome; burnout syndrome; emotional exhaustion. This phenomenon indicates that the psychology of emotional burnout is at the initial stage of the formation of a theoretical basis, as a result of which the relevance of the study is beyond doubt. Diagnosing parents raising children with mental disorders made it possible to identify the stages of emotional burnout that are relevant for their state. Discussion and Conclusion. On the basis of the use of the hexagram in the LREB methodology, a dichotomous contradiction in the dyad of resource and destructive tendencies was revealed, and the Wu Xing pentagram made it possible to identify the factors that have the strongest effect on "burnout" parents. The results of the research can be used in the development of diagnostic methods for studying the phenomenon under consideration and allow us to speak about the reliability, completeness and systemicity, developed by V. V. Bocharov and A. M. Shishkova, of "The Level of Relatives' Emotional Burnout" measure.
Keywords: emotional burnout of parents, categorical-systemic methodology, hexagram, pentagram Wu-Xing, mental disorders.
For citation: Aksyutina Z. A., Chenskaya A. V. Analysis of "The Level of Relatives' Emotional Burnout" Measure (V. V. Bocharov, A. M. Shishkova). Gumanitarian: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2023; 23(2): 220-232. (In Russ.). DOI: 10.15507/20789823.062.023.202302.220-232.
Acknowledgements: We are grateful to N. P. Korolev for organizing the collection of empirical data, Yu. S. Chernaya for help in processing it. The authors are grateful to the referees for their careful reading of the work and valuable comments.
Введение на необходимость исследования не толь-
Проблема эмоционального выгорания ко психологического феномена, но и его родителей изучается сравнительно недав- последствий. Например, отражение эмо-но. В общем виде эмоциональное выгора- ционального выгорания родителей на вос-ние находит отражение в снижении актив- питании детей; экономические потери при ности, которое происходит у «выгоревших» реализации трудовых функций «выгоре-во многих сферах жизни, что указывает вшими» родителями; функциональные из-
менения в различных соматических системах и органах у родителей, связанные с их эмоциональным выгоранием, и др. Данные аспекты придают проблеме исследования эмоционального выгорания междисциплинарный характер. Большая потребность имеется и в наличии единого терминологического аппарата, именно основных категорий эмоционального выгорания.
В психологии эмоционального выгорания родителей остаются нерешенными проблемы, которые можно увидеть в неразработанности теоретических основ, когда «калькируется» теория с профессионального эмоционального выгорания; несформирован-ности терминологического аппарата; отсутствии диагностического аппарата исследования, отвечающего требованиям полноты, системности и надежности.
Проведем аналитический обзор публикаций, значимых для понимания степени разработанности проблемы в отечественной психологической науке.
Л. А. Базалева посвящает свои исследования матерям. В одной из работ она описывает результаты изучения взаимосвязи эмоционального выгорания с нарушениями структуры детско-родительских отношений [4]. Невключенность во взаимодействие с ребенком приводит к низкой степени удовлетворенности матерей, а в дальнейшем - и к эмоциональному выгоранию.
А. С. Далакова и Л. М. Дубовый попытались выявить механизмы формирования эмоционального выгорания личности [11]. Они описали индивидуальные факторы, к которым были отнесены социально-демографические характеристики и личностные особенности, вторая группа факторов - организационные. Ими были выявлены четыре типа детско-родительских отношений, способствующих формированию склонности родителей к эмоциональному выгоранию.
А. Н. Панарина исследовала корреляцию между эмоциональным выгоранием и стилем
222
семейного воспитания [18]. Ею было установлено, что возникновению эмоционального истощения у родителей способствует авторитарный стиль, редукции - либеральный, деперсонализации - индифферентность в воспитании.
О. В. Баринова, А. А. Допшинская анализировали взаимосвязи эмоционального выгорания с личностными характеристиками матерей из трех групп: многодетных; матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); и матерей, имеющих менее троих детей [5]. Для первой группы характерны повышенное принятие ответственности, завышенные притязания и требования по отношению к себе; для второй - завышенные самоконтроль и устойчивость, с положительной переоценкой происходящего; для третьей -принятие ответственности и завышенные показатели резистенции и враждебности.
В. В. Бочаров, А. М. Шишкова, Ю. С. Черная диагностировали эмоциональное выгорание у матерей с хроническими инвалидизирующими соматическими патологиями [7]. Они обнаружили у опытной группы наличие снижения теплоты отношения к ребенку и понимания тяжести его недуга, выраженные проявления истощения, деперсонализации, деструктивной разрядки напряжения. Обострение заболевания ребенка приводит матерей к более высокой выраженности эмоционального выгорания.
В другой работе, на основе эмпирического исследования, Л. А. Базалева выделила следующие симптомы эмоционального выгорания матерей: аффективные, когнитивные, физические и поведенческие [2]. Работа проводилась с целью дальнейшего конструирования методики диагностики состояния эмоционального выгорания у матерей. Были выделены факторы, характерные для эмоционального выгорания.
И. Н. Ефимова осуществила поиск инструментария для диагностики родительско-
ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы _„
го выгорания [13], для чего модифицировала опросник Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Стар-ченковой. Автору удалось показать соответствие предлагаемого опросника современным требованиям.
Авторский коллектив в составе К. В. Кмить, Ю. В. Попова, В. В. Бочарова и О. В. Яковлевой [14] обратился к процедуре проектирования методики диагностики эмоционального выгорания у матерей, дети которых больны шизофренией. Проверка методики показала ее надежность и гомогенность. Методика включает 46 утверждений и диагностирует три фактора (истощение, диста-нирование и утрата эмоциональной вовлеченности, разочарование и утрата мотивации).
Г. Г. Филиппова описала симптомы эмоционального выгорания родителей: физические, эмоциональные, интеллектуальные, социальные - и пришла к мысли о необходимости системного «коучинга материнства» [20]. Оригинальное исследование провели Д. В. Авдеев и Л. Ф. Вязникова; в его основе лежала идея поиска ресурса для профилактики эмоционального выгорания, которым выступала концепция «естественного родительства». В результате исследования авторы приходят к выводу, что в целях профилактики необходим сдвиг с достижений на поиск смыслов и отношений [1]. А. Н. Попова, продолжая поиск ресурсов, обнаружила их в социальных сетях, полагая, что через них можно реализовывать свой творческий потенциал, познавать, общаться и др. [16]. Однако она «опустила» риски погружения в социальные сети. Е. А. Дорошева, У К. Грабельникова главным в работе с женщинами, имеющими детей с расстройствами аутистического спектра, считают поиск ресурсов по преодолению синдрома эмоционального выгорания [12].
Группа авторов из Санкт-Петербурга актуализировала необходимость исследования психологии родственников пациентов с хроническими заболеваниями, так как увидела в них субъектов, включенных в терапевти-
ческий и реабилитационный процессы. Исследователям удалось провести целостный теоретический анализ публикаций эмоционального выгорания, что способствует более полному научному пониманию рассматриваемого явления [6].
А. Н. Панарина, Н. Л. Пузыревич указывают, что самыми неизученными остаются факторы, влияющие на возникновение эмоционального выгорания родителей [17]. Л. А. Базалева склоняется к идее сравнивать материнские функции с трудовыми и видит определенное их движение от трудовых к профессиональным, аргументируя конкретными фактами, что считает схожим с эмоциональным выгоранием у специалистов помогающих профессий [3].
В целом выражен интерес исследователей к проблематике эмоционального выгорания родителей с большей концентрацией на изучении его протекания у матерей. Выгорание отцов чаще всего остается вне поля зрения исследователей. Было обнаружено, что авторы используют разный терминологический аппарат. Феномен эмоционального выгорания родителей называют родительским выгоранием, синдромом родительского выгорания, синдромом эмоционального выгорания, эмоциональным истощением. Полагаем, что косвенно это указывает на то, что психология эмоционального выгорания находится на начальном этапе формирования теоретических основ, вследствие чего актуальность исследования не вызывает сомнения.
Целью статьи является анализ методики «Уровень эмоционального выгорания родственников» (УЭВР), разработанной В. В. Бочаровым и А. М. Шишковой на основе применения методов категориально-системной методологии. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении противоречий, имеющихся в разработанной методике, и их разрешении. Практическая значимость заключается в апробации инструментария диагностики
эмоционального выгорания, разработанного указанными выше авторами.
Методы
В качестве теоретических методов, применяемых для анализа материалов исследования, наряду с теоретическим анализом будут применены методы категориально-системной методологии: «гексаграмма» и «пентаграмма у-син».
Метод «гексаграмма» разработан Г. Д. Боуш и В. И. Разумовым [8]. Он предполагает проработку противоречий. Каждая из сторон противоречий представляется в виде триады, а далее осуществляется наложение полученных триад друг на друга, при этом выполняются следующие требования:
- треугольник с направленной вверх вершиной характеризует положительные состояния и факторы, а другой треугольник (с направленной вниз вершиной) - их отрицательные состояния;
- направления движений осуществляются не по кольцу, от вершины к вершине, а одновременно от вершин оснований восходящего и нисходящего треугольников к третьей вершине, направленной соответственно вверх и вниз;
- основание каждого из треугольников отражает состояние начального баланса - равновесия сил, при этом движение равнонаправленное;
- стороны представляют собой процессы, исходящие из противоположных «плечей» оснований восходящего и нисходящего треугольников;
- в целом символ выражает качественную модель динамической системы и, в частности, передает действие принципа противоречия как отношения, распределенного между числом элементов схемы. Посредством этого отображаются баланс состояний/факторов, а также динамика движений и распределения вещественных/энергетиче-ских/инф ормационных/ интеллектуальных ресурсов рассматриваемого объекта.
А1
В3
А2
1 уровень
" 3 ""
3 уровень
А3
Рис. 1. Представление противоречия в виде гексаграммы
Fig. 1. Representation of contradiction in the form of a hexagram
Категориально-символьная схема «гексаграмма» приведена на рис. 1.
Сторона противоречия А раскладывается на составляющие А1, А2, А3; аналогично сторона противоречия В раскладывается на составляющие В1, В2, В3. В итоге внутри основного противоречия выделяются три внутренних, каждое из которых находится на определенном уровне: А1-В1, А2-В2, А3-В3. Точка С - точка равновесия, в которой достигается баланс распределения ресурсов между сторонами противоречия.
Метод «пентаграмма у-син» применяется для анализа критериев эмоционального выгорания родителей. В ней система N выступает в процессуальном значении; A, B, C, D, E отражают этапы (или элементы) процесса; А - начальная отправная точка системы; пары B-D, C-E выступают противоречиями внутри системы. Пара B-D обладает свойствами, характерными для нормально функционирующей системы, при которой система проходит маршрут от A до E. Данную систему можно рассматривать как оптимальную. Пара C-E при нарушении связей в системе приводит к патологии системы, что отображается через избыток ресурса. При ведущей роли второй пары связей требуются значительно большие затраты для реализации поставленной исследовательской задачи [19, с. 151]. Как правило, пары являются отображением категорий.
ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы
В пентаграмме элементы выступают как противоположные. Все парные сочетания элементов рассматриваются как виды противоречий внутри системы. Элементы формируют типы отношений внутри системы: партнерство, союзничество, конкуренция, конфликт [19, с. 152]. В методе отражены представления, что все объекты являются результатом смешения первоэлементов (вода, дерево, огонь, земля, металл). Применение рассматриваемой схемотехники позволяет вскрывать особенности системы как процесса и как комплекса противоречий, требующих разрешения. Алгоритм использования представленного метода в решении теоретико-методологических задач исследования раскрыт в работах Г. Д. Боуш и В. И. Разумова [9; 10; 19], А. В. Литмано-вич и В. И. Разумова [15].
В экспериментальной части исследования принимали участие 100 родителей обоего пола в возрасте от 22 до 60 лет, воспитывающих детей с ментальными нарушениями развития. Характерной особенностью данной эмпирической группы родителей являлось то, что они систематически занимаются развитием детей. Диагностическая процедура проводилась на базе Омской региональной общественной организации инвалидов «Планета друзей». На сайте организации https://pd55.ru/ была размещена методика УЭВР, на которую предлагалось
ответить родителям. Исследование проводилось анонимно. Примерные данные по экспериментальной группе представлены на основе сведений о родителях, вовлеченных в деятельность организации.
Эмпирическая часть исследования проводилась с применением методики «Уровень эмоционального выгорания родственников» (УЭВР), разработанной В. В. Бочаровым и А. М. Шишковой. В ней содержится 61 суждение, описывающее переживания, возникающие у родителей, ребенок которых страдает хроническим заболеванием. Оценка результатов осуществляется по шести шкалам: «Вовлеченность», «Самоэффективность в уходе за родственником», «Редукция личностных достижений», «Истощение», «Деперсонализация», «Деструктивная разрядка напряжения».
Результаты
Проанализируем результаты, полученные в ходе проведенного эмпирического исследования. В таблице отражены все шкалы в соответствии с интерпретацией методики В. В. Бочарова и А. М. Шишковой и распределены по уровню выраженности.
Анализ результатов, отраженных в таблице, позволяет утверждать, что более чем у половины испытуемых (52 %) наблюдается сниженная вовлеченность. Шкала «Вовлеченность» раскрывает энергетический потенциал родителей при уходе за ребенком;
Таблица
Результаты диагностики родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, по методике УЭВР (авторы В. В. Бочаров, А. М. Шишкова)
Table
The results of the diagnosis of parents raising children with mental disorders, according to
the LREB measure (authors V. V. Bocharov, A. M. Shishkova)
Уровень проявления / Level of manifestation Шкала, %
В / I С / S-E РЛД / RPA И / E Д / D ДРН / DVD
Низкий / Low 52 11 45 38 34 18
Средний / Average 16 17 18 20
Высокий / High 32 72 37 57 58 62
Условные обозначения: В - вовлеченность; С - самоэффективность в уходе за родственником; РЛД - редукция личностных достижений; И - истощение; Д - деперсонализация; ДРН - деструктивная разрядка напряжения.
отражает его смысловую сферу, т. е. много ли смысла родитель вкладывает в деятельность по уходу за ребенком; говорит о том, насколько сильно забота о ребенке может отодвинуть на задний план другие дела и заботы родителя. Это один из ресурсных компонентов, влияющих на психическое состояние родителя, воспитывающего хронически больного ребенка. Родители с высокой вовлеченностью (32 %) меньше страдают от симптомов эмоционального выгорания. Отметим, что чрезвычайно высокая поглощенность проблемами ребенка может негативно сказаться на отношениях с врачами, родственниками и самим ребенком.
Шкала «Самоэффективность в уходе за родственником» показывает, насколько родитель считает себя эффективным в уходе за больным ребенком; достаточно ли он информирован о заболевании; умеет ли взаимодействовать с медицинским персоналом и социальными работниками; считает ли родитель себя достаточно компетентным, чтобы оказывать помощь специалистам в лечении ребенка; готов ли он активно заботиться о нем и оказывать посильную помощь в лечении. Самоэффективность по отношению к какой-либо деятельности является ресурсным фактором, что касается и воспитания. У 72 % испытуемых наблюдается высокий уровень выраженности самоэффективности. Это находит логическое объяснение в том, что опытная группа прилагает усилия для развития своих детей. 11 % испытуемых имеют низкий уровень самоэффективности, что указывает на неудовлетворенность собственной деятельностью в уходе за ребенком.
Шкала «Редукция личностных достижений» отражает симптомы, связанные с переживанием несостоятельности в роли «заботливого родителя» и мнимой неспособности в достаточной мере облегчить жизнь своему больному ребенку. У 37 % испытуемых неудовлетворенность имеет высокий уровень проявления, что способствует развитию
226
эмоционального выгорания. Редукция личностных достижений заключается в переживании родителем собственной нерезультативности. Этому сопутствуют переживания чувства потери контроля над ситуацией; страдания от недостатка признания; чувство собственной несостоятельности, как «хорошего родителя», чрезмерность предъявляемых к себе требований. Что влечет за собой уменьшение или упрощение действий, связанных с заботой о ребенке; снижение чувства компетентности в роли родителя и недовольство собой и (или) своими детьми (так как они мера успешности родителя); негативное самовосприятие своей личности и роли родителя; уменьшение своей ценности и важности; формирование чувства вины по отношению к ребенку. У 45 % родителей эти показатели низкие, что согласуется с действиями, которые ими предпринимаются в реабилитационной тактике.
В шкале «Истощение» представлены симптомы, соответствующие психологическому истощению родителя в связи с заболеванием ребенка. Эмоциональное истощение проявляется в истощенности эмоциональной сферы родителя, у него наблюдается хроническая усталость, снижаются настроение и работоспособность. Характерно для подавляющего большинства родителей в опытной группе - 57 %. Такие родители начинают терять интерес к своему ребенку и окружающему миру, становятся равнодушными и формальными. Родитель начинает избегать взаимодействий с ребенком, его потребности и желания перестают волновать, тем самым резко снижаются самоотдача и отзывчивость родителя в воспитании. Может возникать ощущение «притупленности» эмоций с резкими переходами от депрессивного состояния до вспышек гнева. Воспитание ребенка и отношения с миром также меняются. Любые раздражители, будь то проступок ребенка или неурядица, возводятся в превосходную степень.
ГУМАНИТАРИИ : актуальные проблемы _„
Родитель становится не способен на адекватное взаимодействие с ребенком, часто такое состояние сопровождается раздражением, усталостью, чувством вины и апатией. Лишь 37 % испытуемых имеют низкий уровень истощения.
Шкала «Деперсонализация» состоит из симптомов, связанных со смещением родительской роли, что выражается: в нежелании контактировать с больным ребенком, раздражении в его адрес, усталости и пренебрежении родительскими обязанностями, что выявлено у 58 % испытуемых. Деперсонализация близка к дегуманизации (обесцениванию), проявляется в негативном, бездушном и циничном отношении к собственным детям, их чувствам и переживаниям. В целом происходит смещение родительской роли, отражаясь на когнитивной, поведенческой и аффективной сферах. Такие родители (осознанно или неосознанно) испытывают негативные эмоции по отношению к своему ребенку, раздражение, неприязнь, что может переходить во враждебность и агрессию. У них возникают мысли, что ребенок их обременяет, что без него было бы лучше. Это все отражается в безразличии, отстраненности, показной строгости или, наоборот, слишком выраженной, неестественной опеке. Испытывая такой спектр негативных ощущений по отношению к своему ребенку, родитель старается реже проводить с ним время, контакты становятся формальными и обезличенными. В такой ситуации родители склонны искать «достойный» выход из сложившейся ситуации. Они пытаются реализоваться в работе, волонтерской деятельности, хобби, самореализации и даже в совершенствовании домашних обязанностей. Это самая про-вокативная шкала для родителей: признание, что собственный ребенок тебя раздражает, особенно если он тяжело хронически болен, порицается обществом. Достаточно высокие баллы по этой шкале могут говорить о выраженности эмоционального выгорания у родителей, воспитывающих тяжело хронически
больных детей; 34 % родителей имеют низкий уровень по данной шкале.
Шкала «Деструктивная разрядка напряжения» отражает симптомы, связанные с телесными появлениями истощения, тревоги по поводу заболевания и общего ухудшения соматического состояния, связанного с болезнью ребенка. Деструкция переходит в нарушение психосоматического статуса родителя. Эти симптомы ярко выражены у 62 % родителей, и только 18 % родителей совладают со своей телесностью.
Для достижения поставленной цели было важным выявить наличие/отсутствие эмоционального выгорания у родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями.
В результате проведенных диагностических процедур и обработки данных выявлено наличие эмоционального выгорания у 39 % испытуемых. При этом 23 % родителей, из имеющих выраженного эмоционального выгорания, обладают деструктивными тенденциями в нем. Это указывает на необходимость профессиональной психологической поддержки данной группы. 28 % обследованных имеют хорошо развитые ресурсы в преодолении эмоционального выгорания. При этом у 27 % из них эмоциональное выгорание не выявлено. Однако для профилактики данного состояния необходимо осуществлять их поддержку путем включения в родительское сообщество, консультативную практику, первичную профилактику эмоционального выгорания. У одного родителя, имеющего эмоциональное выгорание, наблюдается наличие ресурсных тенденций. Это указывает на то, что указанные ресурсы «не работают» и их необходимо актуализировать.
Обсуждение
Следует отметить, что факторы «Вовлеченность» (В), «Самоэффективность в уходе за родственником» (С) и «Редукция личностных достижений» (РЛД) - это факторы, уменьшающие подверженность родителей
эмоциональному выгоранию. Они отражают ресурсные тенденции. В то же время факторы «Истощение» (И), «Деперсонализация» (Д) и «Деструктивная разрядка напряжения» (ДРН) - факторы, увеличивающие риск эмоционального выгорания и ведущие к усугублению данного состояния. Они отражают деструктивные тенденции. Таким образом, имеются два аспекта - ресурсный и деструктивный. Для рассмотрения эмоционального выгорания родителей наложим на триаду ресурсных тенденций триаду деструктивных тенденций методом, описанным на рис. 2.
На рис. 2 «смягчение» эмоционального выгорания представлено в виде триады факторов эмоционального выгорания: «Вовлечение» - «Самоэффективность в уходе за родственником» - «Редукция личностных достижений». Данная модель имеет обратный характер, выражающийся в факторах нарастания эмоционального выгорания родителей в триаде «Истощение» - «Деперсонализация» - «Деструктивная разрядка напряжения». Это находит отражение в перевернутом треугольнике. Данные триады находятся в конфликте, а именно:
1) наиболее острое противоречие в паре «Вовлеченность» - «Деперсонализация»;
2) противоречие средней степени выраженности в паре «Самоэффективность в уходе за родственником» - «Истощение»;
3) минимально выраженное противоречие в паре «Редукция личностных достижений» -«Деструктивная разрядка напряжения».
1 уровень
2 уровень
3 уровень
ДРН
Рис. 2. Дихотомическое противоречие ресурсных — деструктивных тенденций в эмоциональном выгорании родителей Fig. 2. Dichotomous contradiction of resource — destructive tendencies in emotional burnout of parents
Точка Б - это точка баланса распределения эмоционального выгорания по степени проявления участвующих в формировании факторов эмоционального выгорания.
Рассмотренная модель предполагает, что эмоциональное выгорание родителей имеет ресурсные и деструктивные тенденции, выраженные в конкретных проявлениях. Факторы эмоционального выгорания будут выступать элементами, необходимыми и в постановке психологического диагноза, и в организации профилактики, и в коррекции рассматриваемого состояния.
Опираясь на данное выше описание шкал, применяемых при исследовании эмоционального выгорания родителей, построим полный цикл процесса эмоционального
Д
И
Условные обозначения: В - вовлеченность (ВОДА); И - истощение (ДЕРЕВО); Д - деперсонализация (ОГОНЬ); С - самоэффективность в уходе за родственником (ЗЕМЛЯ); РЛД - редукция личностных достижений (МЕТАЛЛ).
Notation conventions: I - involvement (WATER); E - exhaustion (WOOD); D - depersonalization (FIRE); S-E - self-efficacy in caring for a relative (EARTH); RPA - reduction of personal achievements (METAL).
РЛД
Рис. 3. Полный цикл процесса эмоционального выгорания родителей / Fig. 3. Full cycle of the process of emotional burnout of parents
ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы т 23№ 2 2023 гуманитарной науки и образования ' " '
С
В
выгорания родителей (рис. 3) на основе метода «пентаграмма у-син».
Полный цикл включает: вовлеченность (ВОДА); истощение (ДЕРЕВО); деперсонализацию (ОГОНЬ); самоэффективность в уходе за родственником (ЗЕМЛЯ); редукцию личностных достижений (МЕТАЛЛ). Не включенной в полный цикл эмоционального выгорания родителей стала деструктивная разрядка напряжения. Это обусловлено тем, что рассматриваемый элемент отличается наибольшей противоречивостью, что задает ему двойственный характер, и где телесные проявления образно говорят: «Я дошел до точки кипения и дальше идти не могу». С одной стороны, это указывает на ресурс-ность элемента, где психосоматика заставляет критически посмотреть на себя и принять необходимые меры, а с другой - это проявление истощения телесности.
Начальный элемент цикла эмоционального выгорания родителей «Вовлеченность» - вода - задает всему циклу активный характер деятельности родителя. В элементе прослеживается желание заботиться о ребенке максимально возможным образом. Ориентация на стандарт максимальности в вовлеченности является пусковым механизмом эмоционального выгорания. На фоне максимальной вовлеченности формируется истощение, которое в первую очередь сказывается на эмоциональной сфере родителей, прослеживается в появлении усталости, снижении настроения и работоспособности. Этот этап требует включенности родителей в профилактику возникновения подобных состояний. Важно, чтобы родители видели риски, возникающие в таком состоянии. Прохождение этого этапа тяжело отражается на семейных отношениях и часто приводит к разводам, так как теряется адекватность в восприятии окружающей действительности.
Элемент «Деперсонализация» находит отражение в огне. Огонь обладает разрушающим эффектом, что и прослеживается при
деперсонализации. Следствием ее наличия является обесценивание самого факта наличия ребенка в семье. Этот элемент наиболее ресурсозатратный для личности.
Уравновешивающим цикл является элемент «Эффективность в уходе за родственником» - земля. Этот элемент предполагает наличие у родителей осведомленности о заболевании ребенка и выраженность навыков взаимодействия со специалистами помогающих профессий. Элемент обладает высоким ресурсным потенциалом, особенно в профилактической деятельности специалистов с родителями. В такой работе опора на него должна приводить к выходу из состояния эмоционального выгорания. Поэтому закономерными выступают проявления усилий родителей по объединению в группы на основе общности диагноза детей.
Завершает весь цикл элемент «Редукция личностных достижений» - металл. Переход к этому элементу завершает весь цикл эмоционального выгорания и указывает на состояние пика по его конечному достижению. Редукция прослеживается в упрощенности влияния на ребенка, вплоть до полного отказа от такого влияния.
В результате проведенного анализа нами получено описание полного цикла эмоционального выгорания родителей, где весь цикл характеризуется постепенным вхождением эмоционального выгорания в жизнь родителей и постепенным усилением развития каждого элемента. Для каждого родителя темп прохождения всего цикла будет индивидуальным.
Заключение
Применение методики «Уровень эмоционального выгорания родственников» (УЭВР), разработанной В. В. Бочаровым и А. М. Шишковой, позволило выявить 39 % родителей, воспитывающих детей с ментальными нарушениями, характеризующихся наличием устойчивого эмоционального выгорания при деструктивных
тенденциях. Это позволяет говорить о не- гексаграммы позволило обосновать наличие обходимости осуществления психологи- ресурсных и деструктивных тенденций в ческой поддержки в отношении указанной разворачивании эмоционального выгорания группы. у родителей. Доказано, что эмоциональное Новизна исследования заключается в выгорание имеет трехуровневую иерархию. том, что к анализу содержательной сторо- Использование пентаграммы у-син способны психологической методики диагностики ствовало построению модели полного цикла впервые применены методы категориаль- эмоционального выгорания и описанию реа-но-системной методологии. Применение лизации всех элементов цикла.
Список источников
1. Авдеев Д. В., Вязникова Л. Ф. Идеи «естественного родительства» как психологический ресурс профилактики развития синдрома эмоционального выгорания у матерей // 56-я научно-техническая конференция ТОГУ: материалы секц. заседаний. Хабаровск, 2016. С. 237-241.
2. Базалева Л. А. Возможности исследования эмоционального выгорания у матерей в психологии личности // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. № 1. С. 174-182.
3. Базалева Л. А. Обоснование необходимости рассмотрения эмоционального «выгорания» в аспекте материнства // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета им. Манаша Козыбаева. 2018. № 2. С. 161-166.
4. Базалева Л. А. Отношение матери к ребенку в связи с ее эмоциональным выгоранием // Гуманизация образования. 2009. № 6. С. 88-93.
5. Баринова О. В., Допшинская А. А. Взаимосвязь эмоционального выгорания с личностными характеристиками матерей разных социальных типов // Вестник ТвГУ Сер.: Педагогика и психология. 2019. № 1. С. 13-20.
6. Бочаров В. В., Шишкова А. М., Черная Ю. С., Сивак А. А., Ипатова К. А. Перспективы исследования эмоционального выгорания родственников пациентов, страдающих алкоголизмом или опиоидной зависимостью (сообщение 1) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2017. № 4. С. 27-34.
7. Бочаров В. В., Шишкова А. М., Черная Ю. С. Эмоциональное выгорание у матерей детей с хронической инвалидизирующей соматической патологией // Женское психическое здоровье: междисциплинарный статус: материалы Всерос. науч.-практ. конгресса с между -нар. участием, посвящ. 100-летию каф. психиатрии Первого Санкт-Петерб. гос. мед. ун-та им. акад. И. П. Павлова, бывш. Жен. мед. ин-та. СПб., 2018. С. 31-33.
8. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях): учеб. М., 2020. 227 с. DOI: 10.12737/991914.
9. Боуш Г. Д. Кластеры предприятий: структурный и функциональный анализ / под науч. ред. В. И. Разумова. Омск: Наука, 2010. 82 с.
10. Боуш Г. Д. Эволюционные аспекты кластеров предприятий // Проблемы современной экономики. 2010. № 1. С. 160-166.
11. Далакова А. С., Дубовый Л. М. Механизм формирования предпосылок синдрома эмоционального выгорания и факторы, влияющие на синдром // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 3. С. 336-343.
12. Дорошева Е. А., Грабельникова У. К. Взаимосвязь эмоционального выгорания и способов совладания со стрессом у матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Современные проблемы клинической психологии и психологии личности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2018. С. 50-54.
13. Ефимова И. Н. Возможности исследования родительского «выгорания» // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Психологические науки. 2013. № 4. С. 31-40.
14. Кмить К. В., Попов Ю. В., Бочаров В. В., Яковлева О. В. Опросник для оценки структуры и выраженности эмоционального выгорания у матерей подростков, больных шизофренией // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2018. № 4. С. 46-52.
Гуманитарий : актуальные проблемы _„
15. Литманович А. В., Разумов В. И. Теоретическая обработка исследовательского материала // Вестник Омского университета. 2010. № 4. С. 255-259.
16. Попова А. Н. Проблема эмоционального выгорания у молодых матерей, находящихся в декретном отпуске // Аллея науки. 2017. Т. 3, № 10. С. 266-274.
17. Панарина А. Н., Пузыревич Н. Л. Эмоциональное выгорание у родителей // Психологические проблемы современной семьи: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2018. С. 349-353.
18. Панарина А. Н. Эмоциональное выгорание у родителей в зависимости от выбора стиля семейного воспитания детей // Социально-психологические проблемы современной семьи: сб. ст. VIII Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Армавир, 2018. С. 82-85.
19. Разумов В. И. Категориально-системная методология в подготовке ученых: учеб. пособие. Омск : Изд-во ОмГУ, 2004. 277 с.
20. Филиппова Г. Г. Эмоциональное выгорание матери: новое явление в современном материнстве // Психологические проблемы современной семьи: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2018. С. 53-58.
References
1. Avdeev D. V., Vyaznikova L. F. The ideas of "natural parenthood" as a psychological resource for the development of the development of emotional burnout syndrome in mothers. 56-aya nauchno-tekhnicheskaya konferenciya TOGU = 56th Scientific and Technical Conference of PNU. Khabarovsk, 2016: 237-241. (In Russ.)
2. Bazaleva L. A. Opportunities for the study of emotional burnout in mothers in the psychology of personality. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Adygei State University. 2010; 1: 174-182. (In Russ.)
3. Bazaleva L. A. Justification of the need to consider emotional "burnout" in the motherhood aspect. VestnikSevero-Kazahstanskogo gosudarstvennogo universiteta im. Manasha Kozybaeva = Bulletin of the North Kazakhstan State University Manash Kozbayev. 2018; 2 (39): 161-166. (In Russ.)
4. Bazaleva L. A. The attitude of the mother to the child due to its emotional burnout. Gumanizaciya obrazovaniya = Humanization of education. 2009; 6: 88-93. (In Russ.)
5. Barinova O. V., Dopshinskaya A. A. The relationship of emotional burnout with the personal characteristics of mothers of various social types. VestnikTvGU. Seriya "Pedagogikaipsihologiya" Bulletin TVU. Series "Pedagogy and Psychology". 2019; 1 (46): 13-20. (In Russ.)
6. Bocharov V. V., Shishkova A. M., Chernaya Yu. S., SivakA. A., Ipatova K. A. Prospects for the study of the emotional burnout of relatives of patients suffering from alcoholism or opioid dependence (Message 1). Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii im. V. M. Bekhtereva = Review Psychiatry and Medical Psychology V M. Bekhterev. 2017; 4: 27-34. (In Russ.)
7. Bocharov V. V., Shishkova A. M., Chernaya Yu. S. Emotional burnout in mothers of children with chronic disabling somatic pathology. Zhenskoepsihicheskoe zdorov'e: mezhdisciplinarnyjstatus = Women's Mental Health: An Interdisciplinary Status. St. Petersburg, 2018: 31-33. (In Russ.)
8. Boush G. D., Razumov V. I. Methodology of scientific research (in the candidate and doctoral dissertations). Moscow, 2020, 227 p. DOI 10.12737/991914 (In Russ.)
9. Boush G. D. Enterprise Clusters: Structural and Functional Analysis. Omsk, 2010, 82 p. (In Russ.)
10. Boush G. D. Evolutionary aspects of enterprise clusters. Problemy sovremennoj ekonomiki = Problems of the modern economy. 2010; 1: 160-166. (In Russ.)
11. Dalakova A. S., Dubovyj L. M. The mechanism of formation of prerequisites for emotional burnout syndrome and factors affecting syndrome. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova = Bulletin of the Kostroma State University named alter N. A. Nekrasov. 2009; 15 (3): 336-343. (In Russ.)
12. Dorosheva E. A., Grabel'nikova U. K. The relationship of emotional burnout and methods of consolation with stress in mothers, raising children with the disorders of the autistic spectrum. Sovremennye problemy klinicheskoj psihologii i psihologii lichnosti = Modern problems of clinical psychology and personality psychology. Novosibirsk, 2018: 50-54. (In Russ.)
13. Efimova I. N. Opportunities for the study of the parent "burnout". Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya Psihologicheskie nauki = Bulletin of the Moscow State Regional University. A series of Psychological sciences. 2013; 4: 31-40. (In Russ.)
14. Kmit'K. V., Popov Yu. V., Bocharov V. V., Yakovleva O. V. Questionnaire to evaluate the structure and severity of emotional burnout in mothers of adolescents, schizophrenia patients. Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii im. V. M. Bekhtereva = Review of psychiatry and medical psychology. V M. Bekhterev. 2018; 4: 46-52. (In Russ.)
15. Litmanovich A. V., Razumov V. I. Theoretical processing of research material. Vestnik Omskogo universiteta = Bulletin of the Omsk University. 2010; 4: 255-259. (In Russ.)
16. Popova A. N. The problem of emotional burnout in young mothers in maternity leave. Alleya nauki = Alley of Science. 2017; 3 (10): 266-274. (In Russ.)
17. Panarina A. N., Puzyrevich N. L. Emotional burnout of parents. Psihologicheskie problemy sovremennoj sem'i = Psychological problems of the modern family. Ekaterinburg, 2018: 349-353. (In Russ.)
18. Panarina A. N. Emotional burnout at the parents, depending on the choice of the style of family education of children. Social'no-psihologicheskie problemy sovremennoj sem'i = Socio-psychological problems of the modern family. Armavir, 2018: 82-85. (In Russ.)
19. Razumov V. I. Categorical system methodology in the preparation of scientists: studies. Omsk, 2004, 277 p. (In Russ.)
20. Filippova G. G. Emotional Mother's burnout: a new phenomenon in modern motherhood. Psihologicheskie problemy sovremennoj sem'i = Psychological problems of the modern family. Ekaterinburg, 2018: 53-58. (In Russ.)
Поступила 11.01.2022.
Сведения об авторах
Аксютина Зульфия Абдулловна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный педагогический университет (Омск, Россия). Сфера научных интересов: категориально-системная методология, социальное воспитание. Автор более 220 научных и учебных изданий. ORCID: https://orcid. org/0000-0003-2548-4673.
E-mail: [email protected]
Ченская Альбина Викторовна - педагог-дефектолог, магистрант профиля «Психологическое консультирование в образовании», Омский государственный педагогический университет (Омск, Россия). Сфера научных интересов: эмоциональное выгорание родителей, арт-терапия искусством.
E-mail: [email protected]
Submitted 11.01.2022.
About the authors
Zulfiya A. Aksyutina - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia). Research interests: categorical-systemic methodology, social education. The author of over 220 scientific and educational publications. ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2548-4673.
E-mail: [email protected]
Albina V. Chenskaya - Teacher-Defectologist, Master's Student of the profile "Psychological counseling in education", Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia). Research interests: emotional burnout of parents, art therapy with art.
E-mail: [email protected]
121 гуманитарий : актуальные проблемы ^ „„ „ „„„„