2. Закон Республики Татарстан «Об информационных ресурсах и информатизации в Республике Татарстан» № З-ЗРТ от 13.01.2004 г.
3. Комплексная программа развития информатизации Республики Татарстан «Электронный Татарстан» на 2005-2010 годы. - Казань, 2004.
АНАЛИЗ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭКСПЛЖГАНТА В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
© Галкина Е.Г.*, Паристова Л.П.4
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации,
г. Санкт-Петербург
В данной статье представлен анализ различных методик оценки финансового состояния авиапредприятий, применяемых при проведении процедуры сертификации эксплуатантов. Выявлены положительные и отрицательные стороны методик.
В настоящее время сформировалась достаточно четкая система критериев и показателей оценки финансово-экономического состояния. Управление финансовыми ресурсами требует проведения глубокого анализа финансового состояния организации, позволяющего дать более точную оценку создавшейся ситуации с помощью различных методик.
В целях обеспечения безопасности полетов одним из требований Федеральных авиационных правил является наличие достаточных финансовых ресурсов и имущества для безопасной эксплуатации авиационной техники и поддержания требуемого уровня безопасности [1].
Действующими Федеральными авиационными правилами «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации» предусмотрена оценка «достаточности финансовых ресурсов, анализ рисков ухудшения финансового состояния эксплуатанта и потенциальных возможностей восстановления платежеспособности эксплуатанта осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации на основе данных бухгалтерской и государственной статистической отчетности. Эксплуатант, в деятельности которого при проведении указанной оценки выявлен дефицит (недостаточность) финансовых ресурсов, разрабатывает и реализовывает программу (бизнес-план) восстановления и обеспечения платежеспособности» [1].
* Аспирант, ассистент кафедры Экономики.
* Доцент кафедры Экономики, кандидат экономических наук.
В России с 1996 г. применялись Методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности [3] «Об обеспечении контроля финансово-экономического состояния авиапредприятий». С 2010 г. Распоряжением Министерства транспорта РФ введены методические рекомендации по оценке финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки.
На основании рассчитываемых критериев финансово-экономического состояния формулируется вывод о достаточности располагаемых эксплуа-тантом финансовых ресурсов для поддержания приемлемого уровня его текущей платежеспособности и финансовой устойчивости, а также о наличии угрозы (риска) банкротства эксплуатанта.
Результаты анализа методик 1996 и 2010 гг. представлены в табл. 1.
Таблица 1
Анализ методик оценки финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности эксплуатантов
Наименование показателя Методика 2010 г. Методика 1996 г.
1.Коэффициент текущей ликвидности + +
2. Коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам, краткосрочным кредитам и займам (К3) +
3. Чистый оборотный капитал (К1) +
4. Уровень задолженности по налоговым платежам (Й"4) +
5. Уровень задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды +
6. Уровень задолженности по выплате заработной платы +
7. Уровень задолженности по платежам в пенсионный фонд сверх основного тарифа по фонду оплаты тр>да летного состава (14 %), (К5) +
8. Стоимость чистых активов (R"6), тыс. руб. + +
9. Рентабельность (убыточность) продаж по балансовой (до налогообложения) прибыли (К7) +
10. Общая доходность (убыточность) продаж (Й"8), % +
11. Рентабельность (убыточность) продаж по EBITDA (К9), % +
12. Чистый денежный поток, среднемесячный (Й"10) +
13. Период погашения дебиторской задолженности, дни (Й"11) + +
14. Выручка среднемесячная (Й"12) +
15. Показатель наличия (+) или недостаточности (-) финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности (Кр) +
16. Уровень наличия (+) или дефицита (-) финансовых ресурсов обеспечения текущей деятельности (К0) +
17. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами +
18. Коэффициент обеспеченности собственными и долгосрочными заемными оборотными средствами +
Продолжение табл. 1
Наименование показателя Методика 2010 г. Методика 1996 г.
19. Коэффициент финансовой независимости +
20. Коэффициент финансовой стабильности +
21. Коэффициент абсолютной ликвидности +
22. Коэффициент текущей ликвидности, определенной без учета просроченной дебиторской задолженности +
23. Период погашения кредиторской задолженности +
24. Коэффициент восстановления значения (утраты) платежеспособности +
Как показал анализ методик, значительно изменился перечень показателей. Несомненным достоинством новой методики является:
- установление диапазона численных значений контролируемых показателей и их интерпретация;
- финансовый анализ сводится в основном к расчетам значений финансовых коэффициентов, что позволяет исключить влияние инфляции, анализировать показатели в динамике, сравнивать их значениями со среднеотраслевыми или с аналогичными предприятиями;
- используемые финансовые коэффициенты в большинстве находятся в функциональной зависимости между собой.
Однако вновь введенная методика не лишена некоторых недостатков, в частности:
- наличие показателей, измеряемых в абсолютных величинах;
- не совсем корректно, на наш взгляд, отдается предпочтение анализу показателей «Уровень задолженности по платежам в пенсионный фонд сверх основного тарифа по фонду оплаты труда летного состава», «Уровень задолженности по налоговым платежам», «Коэффициент задолженности по долгосрочным обязательствам, краткосрочным кредитам и займам» вместо ранее используемых «Уровень задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды» и «Уровень задолженности по выплате заработной платы». Наиболее известны случаи, когда препятствуют деятельности авиакомпаний аэропорты (например, запрет на обслуживание и т.д., установленные из-за наличия задолженности перед аэропортом), а не задолженность перед налоговыми органами РФ;
- отсутствуют показатели оценки состояния расчетов с кредиторами;
- проведение текущего мониторинга финансового состояния авиапредприятий самостоятельно осложнено отсутствием опубликованных среднеотраслевых показателей;
- применение этих методик для оценки финансового состояния российских авиапредприятий требует от экономиста высокой квалификации и большого опыта работы именно в сфере авиации;
- недостаточное количество показателей, позволяющих прогнозировать не только текущую, но и среднесрочную платежеспособность эксплуатантов;
- использование некорректной терминологии в методических рекомендациях.
Разработка новых методик, анализ показателей для проведения оценки финансового состояния авиапредприятий продолжает сохранять актуальность.
Список литературы:
1. Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации» Приказ № 11 Министерства транспорта РФ от 04 февраля 2003 г.
2. «О введении в действие методических рекомендаций по оценке финансово-экономического состояния и экономической эффективности деятельности юридических лиц, подавших заявку в уполномоченный орган в области гражданской авиации на получение сертификата эксплуатанта для выполнения коммерческих воздушных перевозок и юридических лиц, имеющих сертификат эксплуатанта и выполняющих коммерческие воздушные перевозки» Распоряжение Министерства транспорта РФ от 1 апреля 2010 г. № ИЛ-23-р.
3. «Об обеспечении контроля финансово-экономического состояния авиапредприятий» Приказ ФАС России № 14 от 22 июня 1996 г.
СИНТЕЗ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ТОРГОВОЙ политики В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
© Головачёв С.А.*
Дальневосточная академия государственной службы, г. Хабаровск
В статье рассматриваются подходы к определению понятия «промышленная полигика», предлагается его дефиниция на основе системной парадигмы. Обосновывается необходимость интегрированного подхода к реализации промышленной и торговой полигики с учетом процессов экономической интернационализации.
Характерное для начала XXI в.а ускорение синхронизированных процессов глобализации и регионализации экономических систем обусловливает объективную необходимость поиска новых подходов к управлению процессами трансформации промышленного сектора с целью его адаптации к новым условиям функционирования в мировом и макрорегиональном экономическом пространстве. Основным механизмом трансформации промышленности является реализация эффективной промышленной политики.
* Аспирант.