Научная статья на тему 'Анализ методик оценки эффективности механизма установления налоговых льгот в отдельных регионах'

Анализ методик оценки эффективности механизма установления налоговых льгот в отдельных регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
1235
182
Поделиться
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИЙ / БЮДЖЕТ / TAX CREDIT / INCENTIVES / PERFORMANCE EVALUATION / INVESTMENT ANALYSIS / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А., Алимирзоева М.Г.

Предмет. Эффективным инструментом побуждения субъектов хозяйствования к инвестированию прибыли в развитие собственной производственной базы, внедрению новых технологий являются налоговые льготы. В условиях дефицита инвестиций еще более актуальной становится оценка эффективности существующей системы налоговых льгот. Цели. Целью исследования является анализ существующих в отдельных регионах РФ методик оценки эффективности механизма налогового стимулирования инвестиционной активности и разработка на этой основе единой методики оценки эффективности налоговых льгот и потерь бюджета. Данная цель достигается посредством изучения практики оценки эффективности налоговых льгот на примере различных регионов РФ. Методология. С помощью методов обобщения и сравнительного анализа, принятых в разных субъектах РФ методик оценки эффективности налоговых льгот, определен перечень обобщенных показателей, характеризующих различные аспекты введения налоговых льгот. Результаты. После проведенного сравнительного анализа методик расчета бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых льгот, используемых региональными органами управления, выявлены их недостатки. На основании этих недостатков в применяемых методиках оценки эффективности определен показатель, характеризующий результативность налоговых льгот инвестиционного назначения, а именно внебюджетные инвестиции в основной капитал в соотношении с суммой налоговых льгот и налоговых преференций. Область применения результатов. Предложенные показатели результативности налоговых льгот и преференций могут быть использованы исполнительными органами власти для мониторинга результатов применения и оптимизации налоговых льгот и их соответствия интересам общества, повышения качества прогнозирования результатов финансовой поддержки в форме налоговых льгот и сокращения потерь бюджета. Выводы. В условиях дефицита инвестиций в основной капитал налоговые льготы и преференции призваны активизировать инвестиционную деятельность предприятий. Оценка эффективности налоговых льгот позволяет органам власти выявить уровень результативности налоговой формы стимулирования и принять решение о пролонгации либо их замене другой формой поддержки инвестиционной активности предприятий.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А., Алимирзоева М.Г.,

Analyzing the techniques to evaluate the performance of tax credit mechanism in certain regions

Subject Tax credit is an efficient tool to provide incentives for business entities to invest their profits in production facilities development and to introduce new technologies. Considering the investment deficit, the importance of performance evaluation of the existing system of tax incentives has been growing. Objectives The aim of the study is to examine the existing methodologies for tax incentives mechanism evaluation in certain regions of the Russian Federation in terms of its efficiency for investment activity, and to develop a uniform methodology to assess the tax incentives efficiency and budget losses. Methods We employed the methods of synthesis and comparative analysis to review the practice of evaluating the efficiency of tax incentives on the case of various regions of the Russian Federation. Results The comparative analysis of the existing techniques identified their shortcomings. Based on the revealed weaknesses, we defined the indicator characterizing the performance of tax credits provided for investment purposes, i.e. extra-budgetary investment in fixed capital in relation to the amount of tax credit and tax preferences. Conclusions Evaluating the tax incentives efficiency enables public authorities to identify the level of effectiveness of tax incentive forms and decide on their extension or replacement by other forms of support to investment activity. The proposed performance indicators of tax credits and tax preferences may be useful for public authorities to monitor the tax incentives application and optimization, to improve the quality of forecasting the results of financial support in the form of tax credits, and to reduce budget losses.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Анализ методик оценки эффективности механизма установления налоговых льгот в отдельных регионах»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Бюджетно-налоговая система

АНАЛИЗ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНАХ*

Басир Хабибович АЛИЕВ", Зарема Алияровна КАЗИМАГОМЕДОВАь, Мадина Гамидулаховна АЛИМИРЗОЕВАС*

2 доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов, денежного обращения и кредита,

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация

fef2004@yandex.ru

ь кандидат экономических наук, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация zarem2010@mail.ru

с кандидат экономических наук, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация madimag@mail.ru

"Ответственный автор

История статьи:

Принята 27.03.2015 Одобрена 15.05.2015

УДК 336.22:332.1.021

Ключевые слова: налоговые льготы, стимулирование, оценка эффективности, анализ инвестиций, бюджет

Аннотация

Предмет. Эффективным инструментом побуждения субъектов хозяйствования к инвестированию прибыли в развитие собственной производственной базы, внедрению новых технологий являются налоговые льготы. В условиях дефицита инвестиций еще более актуальной становится оценка эффективности существующей системы налоговых льгот. Цели. Целью исследования является анализ существующих в отдельных регионах РФ методик оценки эффективности механизма налогового стимулирования инвестиционной активности и разработка на этой основе единой методики оценки эффективности налоговых льгот и потерь бюджета. Данная цель достигается посредством изучения практики оценки эффективности налоговых льгот на примере различных регионов РФ. Методология. С помощью методов обобщения и сравнительного анализа, принятых в разных субъектах РФ методик оценки эффективности налоговых льгот, определен перечень обобщенных показателей, характеризующих различные аспекты введения налоговых льгот.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты. После проведенного сравнительного анализа методик расчета бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых льгот, используемых региональными органами управления, выявлены их недостатки. На основании этих недостатков в применяемых методиках оценки эффективности определен показатель, характеризующий результативность налоговых льгот инвестиционного назначения, а именно внебюджетные инвестиции в основной капитал в соотношении с суммой налоговых льгот и налоговых преференций.

Область применения результатов. Предложенные показатели результативности налоговых льгот и преференций могут быть использованы исполнительными органами власти для мониторинга результатов применения и оптимизации налоговых льгот и их соответствия интересам общества, повышения качества прогнозирования результатов финансовой поддержки в форме налоговых льгот и сокращения потерь бюджета. Выводы. В условиях дефицита инвестиций в основной капитал налоговые льготы и преференции призваны активизировать инвестиционную деятельность предприятий. Оценка эффективности налоговых льгот позволяет органам власти выявить уровень результативности налоговой формы стимулирования и принять решение о пролонгации либо их замене другой формой поддержки инвестиционной активности предприятий.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Приоритетным направлением развития современной налоговой системы выступает реализация ее

* Статья опубликована в рамках проектной части государственного задания № 26.15.69.2014к Минобрнауки России по теме исследования «Налоговый механизм как инструмент регулирования межрегиональной социально-экономической дифференциации на современном этапе».

стимулирующей функции посредством формирования эффективной системы налоговых льгот. В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов в части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы, были выделены задачи

по оптимизации налоговых льгот, указано на необходимость проведения их мониторинга и оценки результативности действия, что позволяет принимать решения об их продлении или отмене.

Создание системы льготного налогообложения способствует инвестированию прибыли в развитие собственной производственной базы, внедрению новых технологий и увеличению налоговой базы налогоплательщиков. В связи с этим налоговые льготы, являясь одним из элементов налоговой политики, преследуют экономические, бюджетные и социальные цели.

Оценка эффективности налоговых льгот проводится в целях мониторинга результатов применения, оптимизации перечня действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения качества прогнозирования результатов предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь бюджета.

Изучение региональных законодательных актов показывает, что в настоящее время в России не существует единой методики оценки налоговых льгот. Вместе с тем на специальном совещании Комитета по бюджету Совета Федерации РФ от 14.04.2011, посвященном анализу практики применения налоговых льгот, отмечалось отсутствие методики оценки эффективности налоговых льгот, в связи с чем было рекомендовано ускорить разработку типовой методики оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот и порядка предоставления необходимой информации субъектам Федерации для такой оценки1. Однако понятие «принятие нормативных правовых актов, регламентирующих учет и анализ налоговых льгот в качестве налоговых ресурсов бюджетов, разработка методики оценки эффективности налоговых льгот» было включено в правительственную Программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 № 2593-Р, лишь через два года.

Анализ нормативных актов законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации позволяет утверждать, что в большинстве регионов проводится работа по анализу эффективности применения налоговых льгот. В настоящее время в отдельных

1 URL: http://archiv.council.gov.ru/kom_home/kom_budg/

documents/item1648.html.

субъектах Российской Федерации (Ярославская, Волгоградская, Омская, Московская, Ленинградская области и др.) приняты нормативные акты, регламентирующие порядок и методику оценки эффективности налоговых льгот по нескольким критериям бюджетной, социальной и экономической эффективности. Важно представить установленные в регионах показатели в обобщенном виде.

Под бюджетным эффектом понимается влияние налоговых льгот на поступившие налоговые платежи и планируемые к получению дополнительные налоговые поступления, связанные с использованием налоговых льгот, в бюджеты всех уровней. Оценка бюджетной эффективности осуществляется на основании расчета, в котором определяется предполагаемый эффект для регионального бюджета, выражающийся в увеличении поступлений налоговых платежей по сравнению с величиной выпадающих доходов бюджета, обусловленных предоставлением налоговых льгот.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социальная эффективность предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот предполагает создание благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы, в том числе создание новых рабочих мест и увеличение доходов населения. Оценка социальной эффективности осуществляется на основании положительной динамики следующих показателей:

- создание новых рабочих мест;

- фонд оплаты труда списочного состава и внешних совместителей;

- среднесписочная численность работников;

- среднемесячная заработная плата;

- установленный прожиточный минимум;

- улучшение условий труда;

- социальная защита населения;

- затраты на благотворительные цели.

Под экономической эффективностью предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот понимается положительная динамика следующих показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков:

- объем производства продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

- выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

- сумма расходов на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг);

- прибыль, исчисленная для целей налогообложения;

- фонд заработной платы, начисленной работникам списочного состава;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- среднегодовая стоимость основных средств.

Экономическая эффективность налоговых льгот направлена на рост инвестиций в основной капитал и увеличение валового регионального продукта.

Следует отметить, что расчеты показателей эффективности налоговых льгот в разных субъектах РФ различаются.

Так, в Ярославской области расчет коэффициента бюджетной эффективности (КБЭ) налоговых льгот осуществляется по следующей формуле:

НП - НП-У л

КБЭ =---^ +1,

бэ Л, '

где НП( - объем налоговых поступлений в бюджет за оцениваемый период;

НП--1 - объем налоговых поступлений в бюджет за период, предшествующий оцениваемому;

- объем налоговых льгот, предоставляемых (предоставленных) в оцениваемый период.

При КБЭ, который больше или равен 1, бюджетная эффективность налоговых льгот признается приемлемой (достаточной). При значении КБЭ меньше 1 бюджетная эффективность налоговых льгот признается недостаточной (низкой)2.

Методически данный расчет позволяет определить влияние налоговых льгот на изменение налоговых поступлений в целом, но в связи с большим количеством применяемых льгот и преференций невозможно определить, за счет влияния какого именно фактора (льготы, преференции, изменения законодательства о налогах и сборах) изменились налоговые поступления.

В Волгоградской области принято постановление главы администрации области от 04.12.2008 N° 1665 «Об оценке эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению льгот по региональным налогам и установления пониженной ставки по налогу на прибыль организаций», которым утверждены порядок и методика проведения оценки

эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот. Этим документом установлены критерии и методы определения бюджетного, экономического и социального эффекта налоговых льгот.

В соответствии с данным постановлением бюджетная эффективность налоговых льгот рассчитывается по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формуле:

Кбэ = —,

ПБНЛ- '

где НП( - объем прироста налоговых поступлений в областной бюджет за отчетный (планируемый) период;

ПБНЛ- - сумма потерь областного бюджета от предоставления налоговых льгот на отчетный (планируемый) период.

Если коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот менее единицы, то бюджетная эффективность налоговых льгот считается низкой3.

В Ярославской области социальная эффективность налоговых льгот определяется на основании коэффициента, который рассчитывается по формуле:

К = ФЗП / ПМ- К

ФЗП- _J ПММ-

цнд :

где КСЭ - коэффициент социальной эффективности налоговых льгот;

ФЗП ( - фонд заработной платы за оцениваемый период;

ФЗП--1 - фонд заработной платы за период, предшествующий оцениваемому;

ПМ( - величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за оцениваемый период;

ПМ- величина промежуточного минимума в расчете на душу населения за период, предшествующий оцениваемому;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кцнд - корректирующий коэффициент целевой направленности деятельности налогоплательщиков.

При КСЭ > 0,60 социальная эффективность налоговых льгот признается приемлемой (достаточной).

2 Приказ департамента экономического развития Ярославской области от 22.04.2009 № 5-ОД «О методике оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот».

3 Постановление главы администрации Волгоградской

области от 04.12.2008 № 1665 «Об оценке эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению льгот по региональным налогам и установления пониженной ставки по налогу на прибыль организаций».

При КСЭ < 0,60 социальная эффективность налоговых льгот признается недостаточной (низкой).

Фонд заработной платы при этом рассчитывается по формуле:

ФЗП { = ЗП ■ СЧ, ■ 12,

где ЗП( - среднемесячная заработная плата за оцениваемый период;

СЧ - средняя численность персонала за оцениваемый период.

Корректирующий коэффициент целевой направленности деятельности применяется для учета социальной значимости деятельности налогоплательщиков. По данному коэффициенту применяются следующие значения:

• 1 - для категорий налогоплательщиков, у которых целевая направленность деятельности связана с обеспечением постоянной занятости и трудоустройством лиц, нуждающихся в социальной защите (ветеранов, пенсионеров, инвалидов, членов многодетных семей, безработных и др.), формированием благоприятных условий для их жизнедеятельности, воспитанием и оздоровлением детей и подростков, оказанием социальной и медицинской помощи, предоставлением других социально значимых услуг;

• 0,8 - для категории налогоплательщиков, у которых целевая направленность деятельности связана с оказанием широкого спектра услуг, предоставляемых населению, и производством социально значимых потребительских товаров;

• 0,6 - для категории налогоплательщиков, у которых целевая направленность деятельности связана с получением предпринимательской выгоды посредством производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания различных услуг, ориентированных на широкий круг потребителей4.

Для всех категорий налогоплательщиков Ярославской области (за исключением участников инвестиционной деятельности, реализующих приоритетные инвестиционные проекты) рассчитывается обобщающий коэффициент бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот по формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К = КБЭ + Ксэ

бсэ 2 '

При значении обобщенного коэффициента > 0,80 бюджетная и социальная эффективность налоговых льгот признается приемлемой (достаточной). При значении обобщенного коэффициента меньше 0,80 бюджетная и социальная эффективность налоговых льгот признается недостаточной (низкой)5.

Оценка экономической эффективности налоговых льгот в Красноярском крае осуществляется на основании положительной динамики следующих показателей:

- роста фонда заработной платы, начисленной работникам списочного состава и внешним совместителям N1;

- роста среднемесячной заработной платы работников особого и основного и обслуживающих производств »2;

- создания новых рабочих мест N3;

- улучшения условий труда »4;

- формированием благоприятных условий жизнедеятельности для социально незащищенных слоев населения, в том числе оказание социальной помощи »5;

- трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите N6.

Положительная динамика каждого отдельного показателя N. оценивается баллом 1, отрицательная динамика оценивается баллом 0.

Коэффициент экономической эффективности налоговых льгот К», предоставленных (планируемых к предоставлению) категории налогоплательщиков, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта, рассчитывается по следующей формуле:

к» = 1N,

1=1

где N. - экономические показатели »2, »4,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ К

Налоговые льготы имеют положительную экономическую эффективность, если коэффициент экономической эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот категории налогоплательщиков, осуществляющих реализацию инвестиционного проекта, принимает значение больше трех6.

4 Приказ департамента экономического развития Ярославской области от 22.04.2009 №№ 5-ОД «О методике оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот».

5 Приказ департамента экономического развития Ярославской области от 22.04.2009 №№ 5-ОД «О методике оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот».

6 Постановление Совета администрации Красноярского края от 28.06.2006 №№ 199-п «Об утверждении порядка и методики оценки

социально-экономической эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот».

В Республике Дагестан предоставление льгот осуществляется в виде изъятия из налогообложения отдельных элементов объекта налогообложения, а также путем полного или частичного освобождения от уплаты налога.

Для оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот используются такие критерии, как оценка экономической эффективности от инвестиционной деятельности организаций, которая предусматривает определение коэффициента эффективности налоговых льгот, предоставляемых (планируемых к предоставлению) субъекту инвестиционной деятельности.

Оценка осуществляется на основании расчета, в котором определяется предполагаемый эффект для консолидированного бюджета Республики Дагестан, выражающийся в увеличении поступлений налоговых платежей и других доходов в бюджет в результате реализации инвестиционного проекта по сравнению с величиной выпадающих доходов консолидированного бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот7.

Коэффициент эффективности налоговых льгот, предоставляемых (планируемых к предоставлению) субъекту инвестиционной деятельности, рассчитывается по формуле:

К = НП, + АП,

Кэи = ПБ, '

где Кэи - коэффициент эффективности налоговых льгот, предоставляемых (планируемых к предоставлению) субъекту инвестиционной деятельности за планируемый (отчетный) период;

, = 1,...,.п - срок действия налоговой льготы;

НП - объем прироста налоговых поступлений в бюджет в течение срока действия налоговой льготы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АП, - объем прироста арендной платы, поступающей в бюджет в течение срока действия налоговой льготы;

ПБ( - сумма потерь бюджета субъекта от предоставления налоговых льгот субъекту инвестиционной деятельности в период действия налоговой льготы. При этом сумма потерь бюджета за год рассчитывается по одной из формул:

ПБгод = (НБ ■ СН ■ НО) - (НБ ■ СНЛ • НО),

7 Информация взята с сайта Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан. URL: http:// www.minec-rd.ru.

ПБгод = (НБ ■ СН ■ НО) - (НБ ■ СН ■ НОЛ), где НБ - налоговая база;

СН - ставка налога, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

НО - норматив зачисления налога в бюджет;

СНЛ - ставка налога, применяемая с учетом предоставления налоговых льгот;

НОЛ - норматив зачисления налога в бюджет, применяемый с учетом предоставления налоговых льгот.

Налоговые льготы могут быть предоставлены (сохранены) или их использование считается эффективным, если коэффициент эффективности налоговых льгот, предоставляемых (планируемых к предоставлению) субъекту инвестиционной деятельности, больше единицы.

При проведении оценки эффективности налоговых льгот Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан использует такие показатели, как элементы налогообложения (база по налогу на начало и конец отчетного периода, ставка налога, в том числе льготная ставка при ее наличии); сумма начисленных и фактически уплаченных налогов в бюджет; задолженность по уплате налогов; сумма сокращения базы налога (при полном или частичном освобождении базы налога от налогообложения) за истекший период отчетного года; степень использования средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, по целевому назначению.

Для оценки экономической, бюджетной и (или) социальной эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот в Астраханской области используются такие критерии, как финансово-экономическое оздоровление предприятий, обеспечивающее стабилизацию и расширение налогооблагаемой базы, а также социальная направленность льгот.

Оценка осуществляется путем сравнения временных потерь областного бюджета за год, когда льгота вступает в действие, с предполагаемым фактическим эффектом от предоставления налоговых льгот (увеличение объема производства, рост средней заработной платы, увеличение численности работающих)8.

8 Постановление правительства Астраханской области от 22.06.2007 № 229-п «О порядке оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством Астраханской области».

При реализации инвестиционных проектов потери областного бюджета от предоставляемых льгот рассчитываются за период действия льготы (расчетный срок окупаемости инвестиций). Прирост налоговых поступлений определяется как разница между объемом платежей в областной бюджет за год после окончания срока окупаемости инвестиций и за год, предшествующий году начала реализации инвестиционного проекта9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хотелось бы отметить, что разнообразие методик расчета бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых льгот лишь подтверждает необходимость их сравнительного анализа в целях выявления всего того положительного, что содержится в них, и разработки методических подходов, с помощью которых можно будет создать дифференцированные методики по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот и преференций на региональном уровне, в том числе в сфере инвестиционной деятельности. Прежде всего следует разграничить налоговые льготы и преференции, стимулирующие инвестиционную деятельность, которыми в данном регионе пользуются действующие организации, в результате которых бюджеты всех уровней несут налоговые потери. В отношении инвестиционных проектов, реализуемых в том или ином субъекте РФ, речь должна идти не о налоговых потерях, а о потенциальной отдаче - бюджетной, социальной, экономической, которая более всего актуальна для экономически отсталых регионов. При расчете сумм, не поступивших в бюджет налоговых доходов по кругу действующих организаций, необходимо учитывать в совокупности все налоговые льготы и преференции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, законодательством субъектов РФ и решениями представительных органов муниципальных образований.

Рассмотренные методики оценки бюджетной эффективности налоговых льгот, используемые региональными органами управления, имеют недостатки общего характера.

В первую очередь в расчетах бюджетной эффективности используются данные о налоговых поступлениях регионального бюджета (в лучшем случае - консолидированного бюджета субъекта РФ). Такой ограничительный подход сужает

9 Постановление правительства Астраханской области от 22.06.2007 № 229-п «О порядке оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных в соответствии с законодательством Астраханской области».

масштабы реальной отдачи от стимулирующего воздействия налоговых льгот, ибо не охватывает налоговых поступлений федерального бюджета при всем том, что федеральные налоговые льготы являются частью совокупного объема налоговых льгот, предоставляемого Налоговым кодексом РФ, законодательством субъектов РФ о налогах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах. Из общего объема налоговых поступлений следует выделять ту ее часть, которая обеспечивается в результате реализации инвестиционных проектов и появлением в регионе особой категории налогоплательщиков, функционирующих в рамках особых экономических зон (зоны территориального развития и территории опережающего развития - в ближайшем будущем).

Думается, оценка эффективности налоговых льгот и преференций необходима для того, чтобы выявить уровень результативности налоговой формы стимулирования, развивать ее либо предложить другой способ решения задачи, к примеру перейти к бюджетной форме поддержки. При этом важно исходить из правильного понимания того, что считать налоговой льготой и что включать в сумму льготы для действующих предприятий, использующих налоговые льготы, и для инвестиционных проектов, реализуемых в конкретном регионе для создания там налоговой базы, которая в последующем обеспечит налоговые поступления в бюджетную систему.

Оценка результативности налоговых льгот и преференций в инвестиционной сфере на региональном уровне может быть проведена по двум взаимосвязанным показателям, характеризующим:

1) их значимость, измеряемую в соотношении с объемом собственных средств, использованных для финансирования инвестиций в основной капитал;

2) инвестиционную активность, измеряемую в виде отношения объема собственных средств к общему объему инвестиций в основной капитал.

Формализуя предложенные показатели, получим

следующее:

И ог

к = ж1 ссок

К из = Л+П'

где КИЗ - коэффициент инвестиционной значимости для региона налоговых льгот и преференций в отчетном году;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ис£ОК - инвестиции в основной капитал, осуществленные за счет собственных средств предприятий региона в отчетном году;

Л+П - сумма всех налоговых льгот и пре ференций, полученных предприятиями-налогоплательщиками региона в отчетном году.

Данный показатель характеризует размер инвестиций в основной капитал, осуществленных в регионе за счет собственных средств предприятий, в расчете на 1 руб. налоговых льгот и преференций. Формула для него будет следующей: Иог ИП

К — ссок / ссок

Иог И1-

ок ок

где КИА - коэффициент инвестиционной активности в регионе;

Иосгок, Иссок - инвестиции в основной капитал, осуществленные за счет собственных средств предприятий региона соответственно в отчетном году и в предыдущем году;

Иж, Иж - объем инвестиций в основной капитал в регионе соответственно в отчетном году и в предыдущем году.

По данному показателю можно оценить ту часть инвестиций в основной капитал, которая была профинансирована за счет собственных средств предприятий и формирование которой в определенной мере обеспечено предоставленными налоговыми льготами и преференциями. Рост значения этого показателя характеризует действенность налоговых льгот и преференций.

Для экономически слаборазвитых регионов с высоким уровнем безработицы (в их число входят республики СКФО) целесообразно рассчитывать дополнительный показатель социального характера, который может быть осуществлен на основе статистической информации по труду:

Ч / Ч

У — __ ог / пг

У ттт

врмог / врмпг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где УНТ -уровень напряженности рынка труда;

ЧОГ и ЧПГ - численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости региона на 1 января очередного года и предыдущего года;

ВрМОр ВРМПГ - вакантные рабочие места, потребность работодателей, заявленная в государственные учреждения службы занятости региона на 1 января очередного года и предыдущего года.

Данный показатель характеризует изменение напряженности на региональном рынке труда: снижение напряженности означает, что соотношение численности зарегистрированных безработных и количества вакантных рабочих мест уменьшается и составляет меньше 100% по сравнению с предыдущим годом.

В таблице приведены исходные данные для расчета предложенных коэффициентов и результаты расчетов, выполненных в разрезе регионов СКФО. Сравнительный анализ коэффициента инвестиционной значимости налоговых льгот и преференций по регионам показывает, что его наибольшее значение достигнуто в Ставропольском крае, Дагестане и Чечне, в которых каждый рубль налоговых льгот и преференций «увлек» соответственно 19,1, 16,4 и 15,3 руб., инвестированных предприятиями в основной капитал за счет собственных средств. Наименьшее значение указанного коэффициента сложилось в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии.

Сравнительный анализ коэффициента инвестиционной активности предприятий, рассчитываемой соотношением инвестированных собственных средств с общим объемом инвестиций в основной капитал, показывает, что его значение в 2012 г. улучшилось по сравнению с предыдущим годом, в Республике Северная Осетия - Алания (1,68), Кабардино-Балкарии (1,08) и Ставропольском крае (1,04). Значение коэффициента существенно ухудшилось в Карачаево-Черкессии (0,59) и Чечне (0,63).

Напряженность на региональном рынке труда ухудшилась в трех субъектах РФ - Ингушетии (1,11), Северной Осетии (1,15) и Кабардино-Балкарии (1,10), хотя для последних двух она несущественна: на одно вакантное рабочее место - соответственно 6 и 3 зарегистрированных безработных. Наиболее тяжелое положение на региональном рынке труда сохраняется в Дагестане (69 безработных на 1 вакансию), Чечне (110) и Ингушетии (232). Таким образом, для оценки эффективности необходима положительная динамика такого показателя, как создание рабочих мест. Поэтому для эффективности предоставляемых налоговых льгот необходимо в первую очередь создать благоприятные условия развития инфраструктуры именно социальной сферы.

В настоящее время Налоговый кодекс РФ не устанавливает практически никаких обязанностей по направлениям использования налоговых льгот, а требования органов исполнительной власти по целевому использованию полученных средств не

имеют законодательной силы. В связи с этим налоговые полномочия всех субъектов Российской Федерации равны независимо от того, является ли регион донором или реципиентом, поэтому конкурировать на равных в борьбе за инвестиции, например Дагестану с Калужской областью, не по плечу. Потенциальный инвестор при прочих равных условиях выберет для инвестиций регион, где есть (либо создается) необходимая инфраструктура, свободные земельные участки и минимальные инвестиционные риски.

Целевую направленность налоговых льгот и преференций инвестиционного назначения определяет критериальный показатель, значение которого характеризует их результативность, эффективность. Таким критериальным показателем являются внебюджетные инвестиции в основной капитал в соотношении с суммой налоговых льгот и налоговых преференций. В состав внебюджетных источников инвестиций в основной капитал включаются собственные средства (прибыль, амортизация) и заемные средства (банковские кредиты и др.)

Можно согласиться с мнением отдельных экономистов о том, что в отношении налоговых льгот и преференций инвестиционной направленности результативность следует оценивать по данным мониторинга за пятилетний период. Однако речь должна идти, думается, не обо всех инвестициях в основной капитал, а лишь о тех, что связаны с новым строительством, с реализацией инвестиционных проектов, будь то единичные проекты, реализуемые в регионе, или совокупность инвестиционных проектов, реализуемых в рамках особых экономических зон, зон территориального развития и территорий опережающего развития.

Налоговые льготы должны быть предоставлены или их использование будет также считаться эффективным в случае, если расходы бюджета будут сокращены в размере, превышающем или равном потерям бюджета субъекта от предоставления налоговых льгот. При этом значение коэффициента эффективности от снижения налоговой нагрузки на организации, полностью или

О

5

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х

я =

о

s -

о

6

я := S

Я

s =

о =

s

•J

о =

Я s

is

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о =

=

о s я s

■■J

я =

s s := s

я =

о &

о ■fr

о =

s

s -

■s -

s

•J

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

g

s =

M := о

s =

о s я s

0

Я =

s

1 =

о

s я s ■fr ■fr

m §

a

z

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

se Ü-

§a « Ii %

^ U S Я "ft

SC g

S I

* I s

и -

О J ^

B5£

§ s

о

о

S s «

® S s

¿i -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S О tj

ая о sas ■»S s

m u H

£ S ä

и

n

щ чО ft 0s и

U

ю с и

s -

£

-

ся

о ся

о ся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ся

н s

о S Я

s _ s

^^ (У

Л ^

s

:= О

s s о s я

и

? ч и ^

л S

м S м ^ - Я

| S

S Ю В О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Iu

~ я о h О

Я

is s -S я vo

H Й ^

Pft

^ « S

A S

©

û-

о si 1С

£

w

Л es

2 «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 s

ft^g

6 Èi

« Cm

« g

о о

и

SX

tu ^ «

О Й

и g

tu Ч

CS ID

£ i* & 8 ,CS (U

« CM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M (U Й ft

I

H

cj

«

О

u £

■■J

&

IS

л g

Й CJ

«

О К

©

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«

Ë § s

° Ês

1) Eh

3 S

« £

частично финансируемые из бюджета, должно быть больше или равно единице.

Не все регионы Российской Федерации экономически сильны в своем развитии. Есть регионы, где показатели эффективности меньше. Автор считает, что для экономически слаборазвитых регионов, например с высоким уровнем безработицы (в их число входят республики СКФО), целесообразно рассчитывать дополнительный показатель социального характера,

который может быть осуществлен на основе статистической информации по труду. Необходима положительная динамика фонда оплаты труда и, соответственно, увеличение среднемесячной заработной платы, улучшение условий труда, социальная защита населения. И только при этих условиях и при положительной динамике показателей можно судить об эффективности и необходимости установления налоговых льгот.

Список литературы

1. АлиевБ.Х., Мусаева Х.М., Сулейманов М.М. О налоговом регулировании доходов субъектов Федерации // Финансы. 2010. № 11. С. 32-38.

2. Барулин С. В. Организация системы мониторинга результативности и эффективности налоговых льгот и преференций // Финансы. 2013. № 4. С. 26-31.

3. Епишин А.В., ИшинаИ.В. Мониторинг эффективности налоговых льгот // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2. С. 17-18.

4. Захарова О.А. Налоговые льготы как фактор привлечения инвестиций в экономику региона // Экономика и предпринимательство. 2012. № 6. С. 150-152.

5. Калаков Р.Н. К вопросу об эффективности налоговых льгот: анализ современной практики. URL: http://www.sworld.com.ua/konfer26/464.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кузьмина Н.А., Тоболева Е.А. Налоговые льготы - только востребованные и эффективные // Налоговая политика и практика. 2012. № 9. С. 22-25.

7. Кузьменко В.В., БариновВ.М. Налоговые инструменты стимулирования инновационной деятельности. Монография. Ставрополь: СевКавГТУ, 2011. 208 с.

8. Кузьменко В.В., Голубев В.Ю. Налоговое стимулирование инвестиционной активности в энергетическом комплексе // Сборник материалов IV Всероссийской научной конференции «Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Ставрополь: СКФУ, 2012. С. 41-45.

9. Кузьменко В.В. Налоговое регулирование экономического развития. Монография. Ставрополь: СевКавГТУ, 2011. 189 с.

10. Кузьменко В.В., Петров В.Д. Средства и способы укрепления налоговой дисциплины. Монография. Ставрополь: СевКавГТУ, 2011. 204 с.

11. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография / под. ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 375 с.

12. Майбуров И.А., Иванов Ю.Б. Налоговые системы: методология развития. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 463 с.

13. Майбуров И. Оценка налоговых расходов и эффективности налоговых льгот: методология решения задачи // Общество и экономика. 2013. № 4. С. 71-91.

14. МусаеваХ.М. Региональная экономика как объект бюджетно-налогового регулирования на современном этапе РФ // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. С. 22-30.

15. МусаеваХ.М. Собираемость налогов и неработающие льготы: опыт Дагестана // Финансы. 2014. № 6. С.13-17.

16. По доходам - и расходы // Налоговая политика и практика. 2011. № 11. С. 11-14.

17. Татаркин А.И., Максимов А.Д., Максимов Т.А. Оптимизация методического сопровождения применения налоговых льгот в регионах: практика Пермского края // Экономика региона. 2015. № 1. С. 197-213.

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Fiscal System

ANALYZING THE TECHNIQUES TO EVALUATE THE PERFORMANCE OF TAX CREDIT MECHANISM IN CERTAIN REGIONS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Basir Kh. ALIEV% Zarema A. KAZIMAGOMEDOVAb, Madina G. ALIMIRZOEVAc'*

a Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation fef2004@yandex.ru

b Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation zarem2010@mail.ru

c Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation madimag@mail.ru

* Corresponding author

Article history: Abstract

Received 27 March 2015 Subject Tax credit is an efficient tool to provide incentives for business entities to invest their

Accepted 15 May 2015 profits in production facilities development and to introduce new technologies. Considering

the investment deficit, the importance of performance evaluation of the existing system of tax incentives has been growing.

Objectives The aim of the study is to examine the existing methodologies for tax incentives mechanism evaluation in certain regions of the Russian Federation in terms of its efficiency for investment activity, and to develop a uniform methodology to assess the tax incentives efficiency and budget losses.

Methods We employed the methods of synthesis and comparative analysis to review the practice of evaluating the efficiency of tax incentives on the case of various regions of the Russian Keywords: tax credit, incentives, Federation.

performance evaluation, investment Results The comparative analysis of the existing techniques identified their shortcomings. Based amfy»^ budget on the revealed weaknesses, we defined the indicator characterizing the performance of tax credits

provided for investment purposes, i.e. extra-budgetary investment in fixed capital in relation to the amount of tax credit and tax preferences.

Conclusions Evaluating the tax incentives efficiency enables public authorities to identify the level of effectiveness of tax incentive forms and decide on their extension or replacement by other forms of support to investment activity. The proposed performance indicators of tax credits and tax preferences may be useful for public authorities to monitor the tax incentives application and optimization, to improve the quality of forecasting the results of financial support in the form of tax credits, and to reduce budget losses.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Acknowledgments

The article is published as part of the project component of State job No. 26.15.69.2014k of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation under the Tax Mechanism as a Tool to Regulate Interregional Socio-Economic Differentiation at Present Stage research.

References

1. Aliev B.Kh., Musaeva Kh.M., Suleimanov M.M. O nalogovom regulirovanii dokhodov sub"ektov Federatsii [On tax regulation of incomes of the subjects of the Russian Federation]. Finansy = Finance, 2010, no. 11, pp. 32-38.

2. Barulin S.V. Organizatsiya sistemy monitoringa rezul'tativnosti i effektivnosti nalogovykh l'got i preferentsii [Organization of the system of monitoring the effectiveness and efficiency of tax privileges and preferences].

Finansy = Finance, 2013, no. 4, pp. 26-31.

3. Epishin A.V., Ishina I.V. Monitoring effektivnosti nalogovykh l'got [Monitoring the efficiency of tax incentives]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2012, no. 2, pp. 17-18.

4. Zakharova O.A. Nalogovye l'goty kak faktor privlecheniya investitsii v ekonomiku regiona [Tax incentives as a factor to attract investment in the region's economy]. Ekonomika ipredprinimatel 'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2012, no. 6, pp. 150-152.

5. Kalakov R.N. K voprosu ob effektivnosti nalogovykh l'got: analiz sovremennoi praktiki [On tax incentives efficiency: analyzing the current practices]. Available at: http://www.sworld.com.ua/konfer26/464.pdf. (In Russ.)

6. Kuz'mina N.A., Toboleva E.A. Nalogovye l'goty - tol'ko vostrebovannye i effektivnye [Tax incentives: only the needed and efficient ones]. Nalogovaya politika i praktika = Tax Policy and Practice, 2012, no. 9, pp.22-25.

7. Kuz'menko V.V., Barinov V.M. Nalogovye instrumenty stimulirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti. Monografiya [Tax incentives tools for innovation activity. A monograph]. Stavropol, North Caucasian Federal University Publ., 2011, 208 p.

8. Kuz'menko V.V., Golubev V.Yu. [Tax incentives for investment activity in the energy sector]. Sbornik materialov IV Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii "Sovershenstvovanie nalogooblozheniya kak faktor ekonomicheskogo rosta" [Proc. 4th All-Russian Sci. Conf. Improving the Taxation as a Factor of Economic Growth]. Stavropol, North Caucasian Federal University Publ., 2012, pp. 41-45.

9. Kuz'menko V.V. Nalogovoe regulirovanie ekonomicheskogo razvitiya. Monografiya [Tax regulation of economic development. A monograph]. Stavropol, North Caucasian Federal University Publ., 2011, 189 p.

10. Kuz'menko V.V., Petrov V.D. Sredstva i sposoby ukrepleniya nalogovoi distsipliny. Monografiya [Means and ways to strengthen the fiscal discipline. A monograph]. Stavropol, North Caucasian Federal University Publ., 2011, 204 p.

11. Nalogi i nalogooblozhenie. Palitra sovremennykh problem: monografiya [Taxes and taxation. A range of contemporary issues: a monograph]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2014, 375 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Maiburov I.A., Ivanov Yu.B. Nalogovye sistemy: metodologiya razvitiya [Tax systems: development methodology]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2012, 463 p.

13. Maiburov I. Otsenka nalogovykh raskhodov i effektivnosti nalogovykh l'got: metodologiya resheniya zadachi [Evaluating the tax expenditures and tax incentives efficiency: the methodology to solve the problem].

Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2013, no. 4, pp. 71-91.

14. Musaeva Kh.M. Regional'naya ekonomika kak ob"ekt byudzhetno-nalogovogo regulirovaniya na sovremennom etape RF [Regional economy as an object of fiscal regulation at the present stage of the Russian Federation]. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki = Regional Problems of Transforming the Economy, 2011, no. 4, pp. 22-30.

15. Musaeva Kh.M. Sobiraemost' nalogov i nerabotayushchie l'goty: opyt Dagestana [Tax collection rate and non-performing tax incentives: the Dagestan case]. Finansy = Finance, 2014, no. 6, pp. 13-17.

16. Po dokhodam - i raskhody [Expenses should match income]. Nalogovaya politika i praktika = Tax Policy and Practice, 2011, no. 11, pp. 11-14.

17. Tatarkin A.I., Maksimov A.D., Maksimov T.A. Optimizatsiya metodicheskogo soprovozhdeniya primeneniya nalogovykh l'got v regionakh: praktika Permskogo kraya [Optimization of methodological support to tax benefits in regions: the Perm Krai case]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2015, no. 1, pp.197-213.