АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Ц. П. БАЛТАЛОНА В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОИСКОВ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ
ANALYSIS OF METHODICAL HERITAGE OF T. P. BALTALON IN THE CONTEXT OF THE PEDAGOGICAL RESEARCHES AT THE TURN OF THE 20TH CENTURY
А. А. Пушкин
В статье рассматриваются основные методические проблемы, которыми Ц. П. Балталон занимался в течение своей жизни. Педагог интересовался вопросами воспитательного чтения, проводил экспериментальные исследования детского чтения, изучал эстетические взгляды на преподавание литературы, писал статьи, посвященные проблемам психологии творчества, системе письменных работ и т. д. Статья написана на основе использования сравнительно-исторического метода.
A. A. Pushkin
The article deals with the basic problems concerning methods of teaching which T. P. Baltalon studied throughout his life. The pedagogue was interested in a complex of different subjects, namely, he investigated the problems of educational reading, conducted experimental researches of children's reading, studied aesthetic views on literature teaching, wrote articles devoted to the problems of psychology of creativity and the system of written exercises, etc. The article is written on the basis of the comparative historical method.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, воспитательное чтение, экспериментальное исследование, письменные работы, методическое наследие.
Keywords: aesthetic education, educational reading, experimental research, written exercises, methodical heritage.
езарь Павлович Балталон (1855-1913) - один из передовых педагогов рубежа Х1Х-ХХ в. Известны его методические работы, которые публиковались в ряде журналов: «Записки учителя», «Педагогический сборник», «Русская школа». Для нас особый интерес представляют труды Балталона в области экспериментальной психологии, ведь известно, что он одним из первых рекомендовал строить методику, опираясь на психологию школьника и эксперимент.
Ц. П. Балталон оставил богатое методическое наследие. Так, он занимался проблемами письменных работ, воспитательным чтением, обращался к эксперименту, рассматривал вопросы психологии творчества, исследовал читательские запросы учащихся и т. д. У современных педагогов эти вопросы продолжают вызывать живой интерес.
Одной из ключевых идей, которая проходит через все его методическое творчество, была проблема воспитательного чтения. Балталон считал, что нужно не только объяснять, но и воспитывать читателя. Задача воспитания - вещь более сложная и более последовательная, чем просто задача научить читать. С этой целью методистом предлагались различные методы, которые позволили бы достичь целей воспитания. Ученик в будущем становится гражданином, именно поэтому чтение должно в нем будить как можно больше чувств и мыслей. Таким образом, Балталон внес ценный вклад не только в методику самого чтения, но и расширил это понятие.
Другие вопросы, которые Балталон разрабатывал в своей методике: психология творчества, эстетические взгляды на преподавание литературы, постановка эксперимента и т. д., - помогают глубже рассмотреть разные
аспекты чтения. Эти вопросы, каждый из которых является по-своему важным, позволяют посмотреть на проблему чтения с нескольких сторон.
В своей работе мы опирались на принцип сравнительно-исторического метода, не только анализировали наследие самого методиста, но и сравнили его с методическими исканиями того времени, а также дали анализ сегодняшней ситуации в отношении тех проблем, которые поднимал методист. Необходимость актуализации опыта Бал-талона продиктована теми задачами, которые стоят перед методикой преподавания литературы на современном этапе. Проблема чтения, а вместе с ней проблемы анализа и восприятия литературного произведения по-прежнему являются одними из самых важных. Обращение к истории этого вопроса (на примере методического наследия Балта-лона) позволит шире взглянуть на проблему, поможет взять что-то полезное из опыта прошлых лет.
Балталон был одним из первых педагогов, который обратился к эксперименту. Для того времени это был серьезный шаг вперед. Используя анализ экспериментальных данных, он строил свою методическую систему и выдвигал теоретические положения, которые впоследствии развивал как в своей преподавательской деятельности, так и в методическом творчестве.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. все больше методистов и педагогов стало обращаться к помощи эксперимента. Очень популярными были различного рода экспериментальные данные, таблицы, статистические сведения, данные анкет и т. д. Среди педагогов, которые активно использовали подобного рода опросы, были И. С. Бачалдин, И. А. Але-шинцев, С. П. Незлобин и другие.
Экспериментальному исследованию детского чтения посвящены статьи Балталона «О постановке классного чтения в начальной школе» [1], «О постановке классного чтения» [2], «О постановке классного чтения в школах» [3]. Результаты его исследований также опубликованы в «Пособии для литературных бесед и письменных работ» [4; 5; 6] и пособии «Воспитательное чтение» [7].
Балталон отмечает, что педагоги прошлого строили свою методику, опираясь исключительно на свой опыт преподавания. Они не учитывали других элементов, которые также могли стать основой для методики (например, экспериментальные данные). В настоящее время такое положение дел уже неприемлемо. Педагог должен не только учитывать свой опыт, он должен приводить и другие профессиональные аргументы. От методиста нужно, чтобы его система была более доказательна и допускала объективную проверку.
В разных школах Балталон на протяжении девяти лет занимался сбором материала. При отборе фактов он опирался на сходные методы исследования и держал в голове некий общий план. В то время достаточно модным был метод, который использовался американскими педагогами. Суть его заключалась в том, что дети опрашиваются письменно с помощью анкет. Балталон приходит к некоторым выводам, которые, как он считает, могут использовать учителя в своей преподавательской деятельности. Эти выводы помогут создать новую методику классного чтения: от хрестоматий следует отказаться; классное чтение должно вестись в основном по книгам; книги должны иметь научно-популярное и художественное содержание, в таком случае легче достигаются образовательные и воспитательные цели.
Обращение Балталона к эксперименту позволило ему понять, как лучше строить систему воспитательного чтения, для того чтобы воспитать из ученика гражданина, «вылепить» из него цельную личность.
Проблема воспитательного чтения была одной из основных проблем, которой на протяжении длительного времени занимался Балталон [8, с. 7]. Однако в то время существовал другой термин, который был более часто встречающимся: «объяснительное чтение». Практика русской школы 60-90-х гг. XIX в. показывала, что объяснительное чтение было связано с огромным количеством толкований, объяснений, разборов и т. д. Вместо подробного анализа и наслаждения самим произведением учащихся пытались увлечь разъяснением слов, выражений, фраз и тому подобным. Объяснительное чтение существовало, главным образом, в начальных классах. Перед ним стояли задачи, которые были связаны только с образовательными целями. Учащимся объяснялись факты из разных дисциплин: физики, географии, истории и других. Балталон не был согласен с таким положением дел. Он полагал, что место объяснительного чтения должно занять воспитательное чтение.
Перед воспитательным чтением он ставил следующие задачи: 1) дать сведения об общественно-политической и экономической жизни разных стран; 2) вырабо-
тать у учащихся гражданские чувства и любовь к Родине; 3) развить интерес к научно-популярной и художественной литературе.
Исследуя проблему воспитательного чтения, педагог обращался и к проблеме литературных бесед, которые являются закономерным продолжением воспитательного чтения. Свои мысли по этому поводу Балталон изложил в статье «О литературных беседах», которая была напечатана в журнале «Записки учителя» в 1884 г. [9], а потом и в «Пособии для литературных бесед и письменных работ», первое издание которого вышло в 1891 г. [4].
Литературные беседы, по мысли методиста, являлись как раз той самой формой организации учебного процесса, которая могла помочь учителю сделать преподавание более живым и полноценным, потому что невозможно воспитать серьезного читателя, не прибегая к каким-то творческим методам.
Воспитание читателя невозможно не только без развития его устной речи, но также и без целенаправленной работы по развитию его письменной речи, поэтому педагог специально занимался и проблемами письменных работ. Он, разумеется, учитывал опыт своих предшественников и современников Г. Г. Тумима, А. В. Миртова, В. В. Го-лубкова, И. И. Срезневского и др.
По мнению Балталона, в современной ему школе сочинения зачастую не достигали тех целей, которые перед ними были поставлены. В то время от сочинений требовали слишком многого. Считалось, что они являются неким сосредоточием ума учащихся и их жизненного опыта. На сочинения зачастую возлагались слишком большие задачи. Так, от учащихся требовали, чтобы были раскрыты не только литературные вопросы, но и вопросы, которые касаются различных жизненных, моральных, научных проблем. Нет сомнений в том, что учащийся должен разбираться в данных вопросах. Однако некоторые из этих вопросов должны выясняться на экзамене по соответствующим дисциплинам. От одного только сочинения нелепо требовать, чтобы там были раскрыты все проблемы. Перед сочинением, как считает методист, нужно ставить не такие масштабные цели. Учащиеся в письменном сочинении должны продемонстрировать умение излагать свои мысли грамотно в литературном отношении. Сочинение должно быть посвящено тому предмету, который известен ученику [10, с. 157].
Балталон не очень лестно отзывался о том, как в реальных училищах и старших классах гимназий пишутся сочинения. Свои мысли методист изложил в нескольких статьях, написанных в середине 80-х и 90-х гг. XIX в. В качестве примера можно привести следующие его замечания. Некоторые профессора университета прочитали сочинения школьников. После анализа этих сочинений они оставили свои неутешительные отзывы. Профессора отметили, что часто наблюдается цитирование учебников, что очевидны отсутствие умения делать верные выводы, пустое содержание сочинений, слабая эрудиция учащихся [11, с. 344]. Методист отмечает, что данное положение дел зависит от того, как назначаются темы для выпускных
экзаменов, от самого умения педагогов вести сочинения, от тех условий, в которых преподается литература [12].
Согласно мысли педагога, нужно не только развивать устную и письменную речь учащихся, нужно учеников также приобщать и к эстетическим ценностям. Именно поэтому Балталон обратился к вопросам эстетики. Педагоги того времени полагали, что в учениках нужно воспитывать эстетическое чувство, развивать воображение, художественное мышление, будить в них эмоциональное отношение к прочитанному. Об этом писали в своих работах В. П. Острогорский, Д. Н. Овсянико-Куликовский, И. П. Плотников, В. В. Данилов и другие. Балталон подготовил для учащихся средних классов книгу под названием «Эстетика В. Г. Белинского. Избранные статьи и отрывки с вопросами и дополнениями» [13]. Представляя основные положения эстетической системы критика, он дает толкование тем эстетическим категориям, с которыми часто приходится сталкиваться читателям, особенно тем, которые анализируют произведения классической литературы (объективность, реализм, типичность, образность и так далее).
Рассматривая проблемы воспитания ученика средствами литературы, Балталон не мог пройти мимо вопроса о наглядности. Тогда стали входить в моду учебники и учебные пособия, в которых публиковались иллюстрации, фотографии и рисунки. Педагоги того времени считали, что обращение к наглядности позволит пробудить в учениках живые творческие силы, насытит преподавание образностью и поможет быстрее достичь воспитательных целей. Учебники С. А. Золотарева, Я. И. Душечкина и других были обильно снабжены иллюстративным материалом. Проблеме наглядности посвящали свои статьи известные методисты В. П. Ше-реметевский, А. Д. Алферов.
В работе Балталона «Хрестоматическая система и новые методы», опубликованной в журнале «Обновленная школа» в 1912 г. [14], представлены методика проведения сочинений по картине и методика коллективного чтения литературных произведений. Советы методиста могут быть полезны и современному учителю-словеснику. Бал-талон пишет о том, что в учебной литературе достаточно широко применяются различные рисунки и картины. Они используются в альбомах и классных таблицах, подвижных азбуках, в учебниках арифметики и грамматики, в букварях. Однако само качество помещаемых иллюстраций, их выбор и применение вызывают много дополнительных вопросов. Издатели данных пособий учитывают только психологию взрослых, совершенно не считаясь с психологией детей. В результате дети видят снимки с тех картин, которые предназначаются в основном для взрослых. Причем темы, которые затрагиваются в картинах, для учащихся в силу их возраста пока просто недоступны. Среди этих тем - педагогические, социальные, общест-
венно-бытовые и другие вопросы. Живопись, пишет педагог, не может воспроизвести события, перемены и движения, она такой задачи перед собой никогда и не ставит. Однако для детей более интересны те явления, которые связаны с событиями и движением.
Проведенное нами исследование методического наследия Ц. П. Балталона обладает как теоретической, так и практической значимостью. Теоретическая его значимость заключается в обобщении научно-методического опыта педагога и его рассмотрении с позиций сравнительно-исторического метода. Практические рекомендации по использованию наследия Балталона могут быть полезны для учителей общеобразовательной школы и преподавателей педагогических вузов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балталон Ц. П. О постановке классного чтения в начальной школе. Доклад // Труды I общеземского съезда по народному образованию в Москве. М., 1911. Т. I. № 35.
2. Балталон Ц. П. О постановке классного чтения // Обновление школы. М., 1912. Кн. 9-10.
3. Балталон Ц. П. О постановке классного чтения в школах // Труды психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании. М., 1909. Вып. I.
4. Балталон Ц. П. Пособие для литературных бесед и письменных работ. М., 1891.
5. Балталон Ц. П. Пособие для литературных бесед и письменных работ. 3-е изд. М., 1899.
6. Балталон Ц. П. Пособие для литературных бесед и письменных работ. - 10-е изд. - М., 1914.
7. Балталон Ц. П. Воспитательное чтение. Пособие для учителей и учительниц. М., 1911.
8. Балталон Ц. П. Об условиях обновления начальной школы // Обновление школы. Кн. 1. М., 1911.
9. Балталон Ц. П. О литературных беседах // Записки учителя. М., 1884. № 3.
10. Балталон Ц. П. Неожиданные темы // Русская школа. М., 1896. № 3.
11. Балталон Ц. П. О письменных упражнениях по русскому языку в младшем возрасте // Педагогический сборник. М., 1885. № 1-6.
12. Балталон Ц. П. Ученические сочинения // Записки учителя. М., 1884. № 1.
13. Балталон Ц. П. Эстетика В. Г. Белинского. Избранные статьи и отрывки с дополнениями. М., 1898.
14. Балталон Ц. П. Хрестоматическая система и новые методы // Обновление школы. М., 19121913. № 1-3.