Smyslova Ol'ga Jur'evna, D. Sc. In Economics, associated professor [email protected], Russia, Lipetsk, Financial University, Lipetsk branch,
Nesterova Nadezhda Nikolaevna, Ph.D. in Geography, associated professor [email protected], Russia, Lipetsk, Financial University, Lipetsk branch,
Merenkova Irina Nikolaevna, D. Sc. In Economics, associated professor, professor of the Chair, [email protected], Russia, Lipetsk, Financial University, Lipetsk branch,
Stroev Pavel Viktorovich, Ph.D. in Economics, Director of the Center of the regional economy and inter-budgetary relations, [email protected], Russia, Moscow, Financial University
УДК 332.64
АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТОИМОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
С. А. Никитин
Детально изложены методические подходы и методы оценки стоимости предприятия (бизнеса). Проведен сравнительный анализ методических подходов и методов оценки к определению рыночной стоимости предприятия, указаны сферы их применения.
Ключевые слова: методические подходы, методы оценки, предприятие, стоимость, сравнение.
В современном мире бизнеса оценочные технологии стали мощным средством формирования стоимостно-ориентированной системы менеджмента, направленной на максимизацию благосостояния собственника и гармонизацию отношений между заинтересованными лицами предприятия. Технологии оценки бизнеса становятся все более востребованными. Так, иностранные инвесторы, приходящие в российскую экономику, настаивают на применении современных методик оценки бизнеса, преимущественно доходного подхода, для получения реального представления о потенциальных возможностях предприятия.
Поэтому в современных условиях хозяйствования овладение международными методами определения стоимости бизнеса и внедрение современной системы стоимостно-ориентированного менеджмента - необходимое условие успешной деятельности предприятий, аналитический инструмент их инвестиционной привлекательности.
При оценке стоимости предприятия (оценке бизнеса) применяются соответствующие методические подходы и методы оценки. Подчеркнем, что метод оценки - это способ теоретического исследования и практического осуществления оценки стоимости предприятия, рассматриваемый как система дейст-
вий (процедур), применяемых для реализации соответствующего методического подхода. Методы - это основные элементы методических подходов.
В международной практике для определения стоимости предприятия (оценки бизнеса) используют четыре принципиально разных методических подхода: затратный, доходный, сравнительный и опционный [1, 2, 3, 5, 6, 7]. Исходя из международных стандартов оценки в каждой стране разрабатываются свои национальные стандарты, в которых содержатся: база оценки, методические подходы, методы оценки и оценочные процедуры.
Проанализируем методические подходы и методы оценки стоимости предприятия, наиболее широко распространенные на практике.
1. Затратный (имущественный подход). Он предполагает оценку объекта по восстановительной стоимости с учетом износа. Подход основывается на принципах полезности и замещения. При данном методическом подходе используются следующие методы оценки:
- метод прямого восстановления, который предусматривает расчет затрат на восстановление оцениваемого объекта с учетом его износа;
- метод замещения, заключающийся в расчете величины стоимости строительства нового сопоставимого объекта.
2. Доходный подход. Он основывается на способности предприятия приносить доход, и определение его рыночной стоимости производится в зависимости от ожидаемых в будущем доходов.
Данный подход основывается на принципах наиболее эффективного использования и ожидания. Он использует следующие методы оценки:
- метод прямой капитализации ожидаемого дохода применяется для упрощения и ускорения расчета настоящей стоимости предприятия при условии постоянства прогнозируемого чистого операционного дохода, капитализация которого рассчитывается путем деления его величины на коэффициент капитализации;
- метод косвенной капитализации ожидаемого дохода, который переменный по величине в прогнозируемом периоде времени или получение его ограничено по времени. Этот метод называется также методом дисконтированных денежных потоков. Он предполагает, что стоимость предприятия сегодня равняется сумме его будущих денежных потоков, дисконтированных по ставке, отвечающей рискам деятельности этого предприятия.
3. Сравнительный подход (аналогов продажи). Он предусматривает оценку рыночной стоимости капитала предприятия путем прямого сравнения его с сопоставимыми, цены продажи которых известны с учетом различия основных показателей между объектами сравнения и оцениваемым объектом.
Данный подход основывается на принципах замещения спроса и предложения.
4 Опционный подход. Этот подход связан с применением опционных моделей ценообразования, позволяет моделировать и оценивать стоимость самых сложных финансово-экономических объектов с переменным уровнем риска, оценка и моделирование которых другими подходами некорректны и практически невозможны.
Данный подход использует различные методы оценки бизнеса, основывающиеся в основном на прогнозных данных, получаемых в будущем результатах его коммерческой сделки. Более подробная характеристика опционного подхода приведена ниже.
Проведем сравнительный анализ методических подходов и методов оценки стоимости предприятия.
1. Затратный (имущественный) методический подход.
Как уже отмечалось выше, он предусматривает метод прямого восстановления и метод замещения. Сферами применения первого метода являются:
- оценка стоимости чистых активов;
- оценка нового бизнеса;
- определение ликвидационной стоимости предприятия;
- оценка стоимости внутри предприятия;
- оценка предприятий, не приносящих доход.
Достоинством этого метода является то, что его основой служат реально существующие активы, прост в применении. Однако метод прямого восстановления имеет свои недостатки. Так, получаемый результат зависит от наличия достоверной финансовой отчетности (или требует значительных затрат на ее восстановление). Он не отражает потенциальную величину прибыли активов. Результаты оценки мало достоверны при высоких темпах инфляции.
Второй метод - метод замещения находит свое применение в сфере страхования, а также при оценке отдельных активов (основных средств).
Достоинством этого метода является возможность его использования при текущей рыночной оценке величины затрат на восстановление предприятия. Основные недостатки данного метода заключаются в том, что он не отражает способности активов приносить прибыль.
2. Доходный методический подход.
Данный подход использует такие методы оценки как метод прямой капитализации дохода и метод косвенной капитализации дохода (метод дисконтирования денежных потоков). Сферой применения метода прямой капитализации дохода является оценка стоимости предприятий с равномерно поступающим доходом. Его достоинствами является возможность учета будущего дохода; имеется также возможность использования данного метода при изменении ставки капитализации. В качестве недостатков метода можно назвать следующие: он применим для оценки стоимости бездоходных предприятий, возможность ошибок в прогнозах.
Метод косвенной капитализации дохода используется при определении стоимости действующего предприятия. Он имеет ряд достоинств:
- позволяет более реально оценить будущий потенциал предприятия;
- оценить целесообразность совместного использования совокупности активов предприятия, собственного и заемного капитала;
- универсальность метода;
- рассматривается динамика изменения доходов в конкретный период
времени;
- учитываются интересы собственника и кредитора;
- предусматривает проведение многовариантных расчетов по развитию предприятия.
Однако этот метод имеет многочисленные недостатки, к которым относятся:
- возможны ошибки в прогнозах величин будущих денежных потоков;
- возможны ошибки в выборе ставки дисконтирования;
- сложность определения темпов роста денежных потоков в постпрогнозируемом периоде;
- ограничения при оценивании убыточных предприятий, а также предприятий с циклическим характером производства, предприятий с активами, не используемыми в процессе производственно-хозяйственной деятельности, и предприятий, находящихся в процессе реструктуризации.
3. Сравнительный методический подход (аналогов продаж).
При этом подходе используется такой метод оценки стоимости предприятия, как метод оценки публичной компании-аналога. Сферой применения данного метода является определение стоимости действующего предприятия.
Его достоинствами являются:
- возможность быстрого получения результатов оценки стоимости предприятия;
- ориентация оценщика на фактические цены купли-продажи предприятий, что упрощает расчеты;
- оценка стоимости отражает фактические результаты, достигнутые оцениваемым предприятием;
- ситуация на рынке довольно часто учитывает спрос и предложение на аналогичные объекты оценки.
Однако у рассматриваемого метода оценки имеется и ряд недостатков, а именно:
- результат оценки полностью зависит от возможности нахождения предприятия-аналога и проведения корректного сравнения;
- не учитываются будущие перспективы развития предприятия;
- процесс сбора необходимой информации, отбора предприятий- аналогов и внесение необходимых корректировок является довольно сложным.
4. Опционный методический подход.
Исходя из вышерассмотренного определения опционного подхода, для оценки бизнеса используется в основном метод сделок (М&А) при оценивании:
- права на разработку и использование природных ресурсов (ресурсодобывающие отрасли);
- стоимости патентов;
- стоимости предприятий, деятельность которых только начинается и связана с выведением на рынок принципиально нового продукта;
- в некоторых других сферах.
К достоинствам данного метода относятся:
- возможность учета динамики рынка, позволяющего снизить стоимость обязательств компаний и рост стоимости активов, повышающей стоимость собственного капитала компаний;
- способствует осуществлению оценки стоимости управленческой гибкости.
К недостаткам этого метода относится то, что:
- необходимо поддержание оптимальной гибкости в решениях. Излишняя гибкость может привести к частому пересмотру планов, потере и возможности достижения поставленных стратегических целей предприятия;
- применение опционов в практике оценки стоимости предприятия требует наличия команды квалифицированных менеджеров, финансовых специалистов, которыми не всегда обладает предприятие;
- недостаточность опыта применения этого подхода в российской экономике.
Подчеркнем, что среди ученых-экономистов, специалистов-практиков получило распространение группирование методов оценки стоимости бизнеса по результирующим показателям оценки [2, 5, 7]. Так, например, автор работы [7] предлагает классификацию методов оценки стоимости компании по следующим группам:
- методы оценки стоимости, базирующиеся на денежных потоках (FCF, ECF, CCF, FTE (Flows to Equity));
- методы, базирующиеся на чистой приведенной стоимости (NPV, APV, SNPV);
- методы, базирующиеся на добавленной стоимости (EVA , MVA,
CVA).
Из всего вышеизложенного следует, что прав президент компании Capital Advisors Bryan Goetz, который писал, что компании так уникальны и сложны, как и люди, которые ими управляют, и потому не могут быть оценены упрощенным правилом большого пальца [4].
Важным элементом достоверности осуществляемой оценки стоимости предприятия (бизнеса) является определение продолжительности прогнозного периода. При определении продолжительности прогнозного периода следует учитывать: стабильность макроэкономической ситуации (динамику уровня инфляции, процентных ставок, ставок налогообложения); показатели анализа отрасли, в которой оперирует компания; стабильность функционирования самого предприятия и стратегию его развития.
В качестве прогнозного выступает период, продолжающийся до стабилизации темпов роста предприятия. Для стран с развитой экономикой чаще всего прогнозный период составляет 5 - 10 лет, для российской экономики данный период составляет 3 - 5 лет. Практика показывает, что бюджеты или прогнозы на период, превышающий пять лет, нельзя считать достоверными. Применять перспективные оценки денежных потоков, которые основываются на финансовых бюджетах на период свыше пяти лет можно только в случае достоверности оценки, на базе опята руководства точно прогнозировать на такой длительный период.
Список литературы
1 Григорьев, В.В., Федотова, М.А. Оценка предприятия: теория и практика / В.В. Григорьев, М.А. Федотова. М.: ИНФРА-М, 1997. 133 с.
2. Оценка бизнеса: учебник / А.Г. Грязнова [и др.]. М.: Финансы и статистика, 2002. 512 с.
3. Модильяни, Ф. Сколько стоит фирма? / Ф. Модильяни, М. Миллер. М.: Дело, 2001. 272 с.
4. Момот, Т.В. Оценка стоимости бизнеса: современные технологии / Т.В. Момот. Х.: ФАКТОР, 2007. 224 с.
5. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / под ред. Н.А. Абдуллае-ва, Н.А. Колайко. М.: ЭКМОС, 2000. 352 с.
6. Соколов, В.Н. Методы оценки предприятия / В.Н. Соколов. СПб.: СПбГИЭА, 1998. 144 с.
7. Щербакова, О.Н. Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции экономической добавленной стоимости // Финансовый менеджмент. 2003. №3. С. 46 - 54.
Никитин Святослав Аркадьевич, д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева
THE ANALYSIS OF METHODICAL APPROACHES TO DETERMINING THE VALUE OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE
S.A. Nikitin
The article details the methodological approaches and methods of valuation of enterprise (business). A comparative analysis of methodological approaches and valuation methods to the determination of the market value of the company, provided their scope.
Key words: methodological approaches, assessment methods, enterprise, cost, comparison.
Nikitin Svyatoslav Arkadievich, doctor of economic sciences, рrofessor, [email protected], Russia, Orel, Orel State University named after I. S. Turgenev