Научная статья на тему 'Анализ метода расчета скорости автотранспортного средства по деформации деталей его кузова'

Анализ метода расчета скорости автотранспортного средства по деформации деталей его кузова Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
299
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФОРМАЦИЯ / DEFORMATION / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ / ENERGY COSTS / СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ЛИНЕЙНАЯ СКОРОСТЬ / LINEAR SPEED / УГОЛ РАЗВОРОТА АВТОМОБИЛЯ / CAR TURNING ANGLE / КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ / COEFFICIENT OF FRICTION / DRIVING SPEED

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Калмыков Борис Юрьевич, Копылов Сергей Васильевич, Питченко Дмитрий Сергеевич, Гармидер Александр Сергеевич

В статье проведен анализ метода определения скорости в момент столкновения или наезда на препятствие, основанного на расчете скорости по деформации кузова и деталей автотранспортных средств (АТС). Метод предусматривает следующие этапы: выполнение чертежей поврежденных деталей в системе координат XYZ; определение вида столкновения (попутное, параллельное, боковое, встречное и т.д.); определение энергетических затрат по перемещению автомобилей в процессе их отбрасывания; определение удельной работы деформаций для материалов, из которых изготовлены поврежденные детали обоих автомобилей; определение работы деформаций автомобилей, участвовавших в столкновении; определение углов, образованных между векторами скоростей движения АТС после столкновения; определение суммарных энергетических затрат автомобилей, обусловленных их деформированием и перемещениями в плоском движении при отбрасывании и, наконец, расчет линейных скоростей отбрасывания участвующих в столкновении автомобилей и определение скоростей движения автомобилей в момент столкновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Калмыков Борис Юрьевич, Копылов Сергей Васильевич, Питченко Дмитрий Сергеевич, Гармидер Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ метода расчета скорости автотранспортного средства по деформации деталей его кузова»

9. Промышленные рукава, соединительная арматура. Композитный рукав Mega Flex M [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.megaflexm.ru/rukav-megaflex-m/ (дата обращения 09.03.2017).

АНАЛИЗ МЕТОДА РАСЧЕТА СКОРОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПО ДЕФОРМАЦИИ ДЕТАЛЕЙ ЕГО КУЗОВА Калмыков Б.Ю.1, Копылов С.В.2, Питченко Д.С.3, Гармидер А.С.4 Email: Kalmykov1792@scientifictext.ru

'Калмыков Борис Юрьевич — кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой;

2Копылов Сергей Васильевич — магистрант;

3Питченко Дмитрий Сергеевич — магистрант;

4Гармидер Александр Сергеевич — аспирант, кафедра техники и технологий автомобильного транспорта, Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донской государственный технический университет, г. Шахты

Аннотация: в статье проведен анализ метода определения скорости в момент столкновения или наезда на препятствие, основанного на расчете скорости по деформации кузова и деталей автотранспортных средств (АТС). Метод предусматривает следующие этапы: выполнение чертежей поврежденных деталей в системе координат XYZ; определение вида столкновения (попутное, параллельное, боковое, встречное и т.д.); определение энергетических затрат по перемещению автомобилей в процессе их отбрасывания; определение удельной работы деформаций для материалов, из которых изготовлены поврежденные детали обоих автомобилей; определение работы деформаций автомобилей, участвовавших в столкновении; определение углов, образованных между векторами скоростей движения АТС после столкновения; определение суммарных энергетических затрат автомобилей, обусловленных их деформированием и перемещениями в плоском движении при отбрасывании и, наконец, расчет линейных скоростей отбрасывания участвующих в столкновении автомобилей и определение скоростей движения автомобилей в момент столкновения.

Ключевые слова: деформация, энергетические затраты, скорость движения, линейная скорость, угол разворота автомобиля, коэффициент трения.

ANALYSIS OF THE METHOD FOR CALCULATING THE SPEED OF A MOTOR VEHICLE BY DEFORMATION OF ITS BODY PARTS Kalmykov B.Yu.1, Kopylov S.V.2, Pitchenko D.S.3, Garmider A.S.4

'Kalmykov Boris Yurievich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Head of the Department;

2Kopylov Sergey Vasilievich — undergraduate;

3Pitchenko Dmitry Sergeevich - master student, 4Garmider Alexander Sergeevich - postgraduate student, CHAIR OF TECHNOLOGY AND TECHNOLOGY OF AUTOMOBILE TRANSPORT INSTITUTE OF SERVICE AND ENTREPRENEURSHIP (BRANCH) DON STATE TECHNICAL UNIVERSITY, SHAKHTY

Abstract: the article analyzes the method of determining the speed at the time of a collision or an impact on an obstacle, based on the calculation of the speed of deformation of the body and parts of vehicles (ATC). The method provides the following steps: execution of drawings of damaged parts in the XYZ coordinate system; Determination of the type of collision (incidental, parallel, lateral, counter, etc.); Determination of energy costs for moving vehicles in the process of their discarding; Determination of the specific work of deformations for the materials from which the damaged parts of both cars are made; The definition of the work of deformations of cars involved in the collision; The determination of the angles formed between the vectors of the velocities of the motion of the automatic telephone station after a collision; Determination of the total energy costs of cars due to their deformation and displacements in flat motion in the event of a drop and, finally, calculation of the linear speeds of discarding vehicles involved in the collision and determination of vehicle speeds at the time of the collision.

Keywords: deformation, energy costs, driving speed, linear speed, car turning angle, coefficient of friction.

УДК 62-94

Вычисление скорости по деформации кузова и деталей автомобиля состоит в том, что нужно определить работу каждой поврежденной детали автомобиля по формуле [1]:

Sir 2

Wj =ат

SiT TS«\«tl m+1

(-^-) ~ St

st_ _|__2

Cît\

(1)

где Wj - средняя удельная работа деформации, Дж; 7Т - предел текучести, МПа; 7В - предел прочности, МПа;

егТ и - интенсивность деформации; т - упрочнение материала.

Работа деформации каждой поврежденной детали вычисляется по формуле:

^ = ^ • ^ (2) где - работа каждой повреждённой детали, Дж;

- объем деформированной или разрушенной части детали, м3. Работа деформации автомобиля, который участвовал в дорожно-транспортном происшествии (ДТП), рассчитывается по формуле:

п

^Ф (3)

м

где - работа деформации автомобиля, Дж; п - количество поврежденных деталей.

Энергетические затраты по отбрасыванию автомобиля в момент столкновения вычисляются по формуле:

- т§ф(1 + а 0 ) (4)

где - энергетические затраты, Дж; т - масса автомобиля, кг; § - ускорение свободного падения (9,81 м/с2);

Ф - коэффициент трения при боковом скольжении колес автомобиля по влажному полотну дороги;

1 - расстояние отброса автомобиля в прямолинейном направлении, м; а - расстояние от центра массы автомобиля до колеса автомобиля, м; 0 - угол разворота автомобиля относительно оси ОХ, град.

Определение всех затрат которые произвели деформацию деталей и затраты, которые произвели перемещение в плоском движении при отбрасывании автомобиля, определяются по формуле:

Ж - + ЖГе, (5)

Определение линейной скорости отбрасывания автомобиля, которая эквивалентна энергетическим затратам, вычисляются по формуле:

V -

у (6)

Скорость движения автомобиля в момент столкновения рассчитывается с учетом векторного уравнения, связывающего искомые скорости с линейными скоростями отбрасывания автомобилей и выражающего закон сохранения количества движения при ударе:

m ■ Ui + m ■ U2 = m ■ Vi + m ■ V2 ^

Если в ДТП участвовало два автомобиля, то скорость их движения в момент столкновения рассчитывается по формуле:

V =—(щ U ■ cos Д+ m U2 ■ sinР2) (о) m ( '

V =—1—(m ■U ■ sinp + m ■и ■ sinp2) (9) m ■ sin a ( )

где m и m - масса первого и второго автомобиля, кг;

U и U2 - линейная скорость отбрасывания первого и второго автомобиля, км/ч;

cos ¡3X - угол, который образовался после отбрасывания первого автомобиля к оси ОХ, град.;

sin /32 - угол, который образовался после отбрасывания второго автомобиля к оси ОХ, град.;

sin PY - угол, который образовался после отбрасывания первого автомобиля к оси ОХ, град.

При определении работы деформации каждой поврежденной детали по формуле (1) не учитывается степень износа детали и пределы прочности и текучести выбираются для сталей, не подверженных коррозионному и усталостному износу. Поэтому данный метод применим для определения скоростей перед столкновением новых автомобилей. Для определения скоростей перед столкновением автомобилей, имеющих определенные период эксплуатации и пробег необходимо вводить поправочные коэффициенты [3 - 8].

Список литературы / References

1. Патент на изобретение №2275612. Авторы: Байков В.П., Киселев В.Б., Любарский К.А.

2. Калмыков Б.Ю., Копылов С.В. Актуальность применения метода расчета скорости транспортных средств перед столкновением по деформации их деталей. // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 7 (89). С. 32 - 35.

3. Калмыков Б.Ю. Подготовительный этап метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса / Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А., Гармидер А.С., Калмыкова Ю.Б. // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 11 (41). С. 92 - 94.

4. Калмыков Б.Ю. Граничные значения момента сопротивления поперечного сечения оконной стойки для метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса / Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А., Гармидер А.С., Калмыкова Ю.Б. // Вестник науки и образования, 2015. № 9 (11). С. 16-17.

5. Расчет прогнозируемого момента сопротивления сечения для материала кузова автобуса с учетом коррозионного изнашивания его элементов / Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А., Гармидер А.С., Калмыкова Ю.Б. // Вестник науки и образования, 2015. № 9 (11). С. 18 - 20.

6. Калмыков Б.Ю. Энергетический этап метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса / Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А., Гармидер А.С., Калмыкова Ю.Б. // International Scientific Review, 2015. № 8 (9). С. 31 - 32.

7. Калмыков Б.Ю. Нагрузочный этап метода определения остаточного ресурса безопасной эксплуатации кузова автобуса / Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А., Гармидер А.С., Калмыкова Ю.Б. // International Scientific Review, 2015. № 8 (9). С. 33 - 34.

8. Калмыков Б.Ю. Особенности расчета потенциальной энергии удара автобуса при опрокидывании в сфере транспортного машиностроения / Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А., Калмыкова О.М. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Технические науки, 2010. № 2. С. 84 - 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.