Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕТОДА БУХАРСКОГО ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ'

АНАЛИЗ МЕТОДА БУХАРСКОГО ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
97
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ОДЕЖДА / ГУЛДУЗИ / ТКАНЬ / ЗОЛОТОШВЕЙНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абулова П.У., Рахматова Б.К.

В этой статье расматривается история Бухарского золотошвейного шитья и проанализированы методы, техника этого шитья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕТОДА БУХАРСКОГО ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ»

УДК 62

П. У. Абулова, Б.К. Рахматова АНАЛИЗ МЕТОДА БУХАРСКОГО ЗОЛОТОГО ШИТЬЯ

В этой статье расматривается история Бухарского золотошвейного шитья и проанализированы методы, техника этого шитья.

Ключевые слова: искусство, одежда, гулдузи, ткань, золотошвейное искусство.

Вышивка с древнейших времён была у многих народов доступным способом украшения одежды и жилища. Расшивали женские платья, мужские костюмы, порывала, скатерти, ковры, ткань для обивки ширмы, экраны для камина, шали, сумочки и многие другие изделия.

Золотошвейное искусство известно во всём мире уже более 2000 лет. Одним из мировых золотошвейных центров была и территория современного Узбекистана. Подтверждением тому являются остатки золотого шитья, найденные на раскопках в Ташкентской области. По преданию, золотое шитье знали в Согдиане еще до появления шелка. Арабы, завоевавшие Центральную Азию в восьмом веке, отмечали обилие золотого шитья в одеждах согдийской знати.

Золотое шитье в Узбекистане достигло особого расцвета в XIX в. Центром золотошвейного промысла была Бухара. Из литературных источников известно, что во 2-й половине XIX в. в резиденции бухарского эмира, крепости Арк, существовала большая придворная мастерская золотошвеев. Кроме того, в эти годы уже функционировало более 20-ти крупных частных мастерских. Исторические материалы свидетельствуют, что золотошвейным ремеслом в этот период занимались, главным образом, мужчины. Но если заказов было много, то в роли помощниц часто выступали женщины - близкие родственницы мастеров.

Кроме металлических нитей, применялся цветной крученый и некрученый шелк, аппликации из бархата и шелка, рельефные розетки - кубба и кубба олмаси, выполняемые из золотых нитей и имитирующие ювелирные украшения. Нити накладывались поверх ткани параллельными рядами и прикреплялись к основе шелковыми или бумажными нитками.

Как известно, любая профессия-это деятельность, которая уникальна. Овладение этой профессией означает овладение способами ее деятельности. Результат любой деятельности отражает как естественную, так и общественную жизнь. Но конкретные методы отражаются через их сочетания и тем самым отличаются от других видов деятельности (в том числе от профессий, в которых они служат основой. Следовательно, результат любой деятельности складывается из присущих только им способов и их взаимных сочетаний. Например, деятельность художника заключается в создании произведений с использованием линий и красок. В этом художник изображает действительность, используя различные техники рисования и живописи. В этом контексте деятельность золотошвейного вышивания также проявляется в том, что вышивка, образованный нитями и швами, представляет собой набор специфических способов изображения реальности с помощью узоров и их взаимных комбинаций. Способы деятельности представляют собой совокупность действий, возникающих у человека вследствие потребности отражать многообразные стороны окружающей его среды и приобретающих в процессе развития, характер постоянного повторения, т. е. традиционности. Повторения в них основаны на конкретных закономерностях, эти закономерности находят свое отражение в технологии применения методов деятельности. [1]. Методы вышивки, лежащие в основе золотошвейной деятельности, можно разделить на два типа в зависимости от функции, которую они выполняют в технологическом процессе, и места их применения:

1.Гулдузи.

2.Заминдузи.

Эти методы занимают особое место в технологии изготовления золотошвейных изделий, имеют свою совокупность методов и свою методику выполнения. Изучение методов золотошвейного шитья позволяет понять их функции в технологии вышивни и место их применения, правильно их использовать.

Гулдузи - общая черта этого вида техники заключается в том, что выкройки, вырезанные из кожи, картона, плотной бумаги — вышиваются, полностью закрывая верх цветка игральными нитками в разных положениях. Слово "гюльдузи" - это смешанное слово, «Гюль»- цветок, «дузи»- персидское шить, что означает «шить цветы». Кроме того, к этому типу можно отнести и способы, при которых узоры, образуемые с помощью золотой нити, вышиваются с помощью лайкры. Хотя эти методы на самом деле не являются уникальными для нашей вышивки, они становятся гораздо более распространенными. При этом бирка вышиваемого узора остается закрытой, а сами цветочные узоры зашиваются кубиками. Рисование узора по трафарету. Копия выкройки изготавливается из плотной бумаги, картона или кожи с вырезанным

© Абулова П.У., Рахматова Б.К., 2021.

Научный руководитель: Самиева Шахноз Хикматовна - доцент, кандидат педагогических наук, Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан.

шаблоном. К кедру прикрепляют бархатную ткань, то есть пришивают или приклеивают депозит. Картонную копию сшивают, накрыв игральными кубиками. Слегка рельефный узор образует цветок. Золотой шов используется для соединения частей изделия и частей вышивки, предотвращая растрескивание краев кусков марли. Игла вводится в противоположном направлении параллельно срезу узора. Длина стежка будет зависеть от ширины и длины выкройки, в которую будут вшиваться игральные кости. (Рис.1).

Рис. 1. Способ пошива Гулдузи

Заминдузи -«заминдузи» по-персидски означает "заземленный" - подземный, "дузи" - шить. Как следует из значения слова «зардузи», методы шитья выполняют функцию сшивания и формирования различных узоров путем добавления иглы к основанию рисунка. Заминдузи когда-то использовался в дорогих тюбетейках, а теперь заминдузи используется только на зубах тюбетеек. (Рис. 2).

Рис. 2. Гулдузи смешанный метод

Подводя итог, можно сказать, что техника золотого шитья имеет очень древнее прошлое, а золотошвейное искусство гораздо более древнего периода не дошел до нас. Однако письменная литература и источники свидетельствуют о том, что этот вид искусства существовал и в XIV веке, а великолепные узоры на настенных росписях VI-VII веков нашей эры свидетельствуют о том, что золотошвейное искусство развивался и в раннем средневековье. На сегодняшний день существует огромное количество видов вышивки бисером, эти способы вышивания отличаются друг от друга техникой шитья. Установлено, что наиболее часто используются такие методы, как заминдузи и гулдузи, кандори, чор да чор.

Библиографический список

1.1.Мухаммад Наршахи. История Бухары. Ташкент - 1897

2.Бухарский государственный художественно-архитектурный музей-заповедник.

3.А.И.Сидоренко, А.Р.Артиков, Р.Р.Раджабов. Залатое Шитье Бухары

АБУЛОВА ПАРВИНА УЛУГБЕКОВНА - магистрант, Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан.

РАХМАТОВА БАРНОГУЛКАРИМДЖАНОВНА - магистрант, Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.