Научная статья на тему 'Анализ мер поддержки импорта в период санкционного давления'

Анализ мер поддержки импорта в период санкционного давления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санкции / санкционное давление / меры поддержки / российская экономика / импорт / ограничения / sanctions / sanctions pressure / support measures / Russian economy / import / restrictions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бессараб Анна Михайловна, Стецкий Владислав Александрович, Кархова Ирина Юрьевна

Экономические ограничения (санкции) всегда являлись одним из наиболее действенных инструментов влияния на любую национальную экономику. Ввиду того, что в последние десятилетия одной из наиболее актуальных тенденций развития мировой экономической системы являлась взаимная интеграция национальных экономик, подобные ограничения приводят к существенному замедлению темпов роста как отдельно взятых отраслей, так и всей национальной экономики. В этой связи в данной статье изучено давление экономических санкций со стороны ряда западных государств, проанализирован экономический эффект нового пакета санкций на российскую экономику и рассмотрен стратегический план по её поддержке в условиях санкционного давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Import Support Measures under Sanctions

Economic restrictions (sanctions) have always been one of the most effective tools of influence on a national economy. Due to the fact that integration of national economies has been one of the most relevant trends in the global economy in recent decades, such restrictions result in a significant reduction in the growth rates of both individual industries and the entire national economy. In this regard, this article examines the pressure of economic sanctions from a number of Western countries, analyzes the economic effect of the new package of sanctions on Russia’s economy and considers a strategic plan to support it under sanctions.

Текст научной работы на тему «Анализ мер поддержки импорта в период санкционного давления»

Анализ мер поддержки импорта в период санкционного давления

Анна Михайловна БЕССАРАБ,

Всероссийской академии внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А) факультет внешнеторгового менеджмента, студентка магистратуры, E-mail: bess.ann99@gmail.com;

УДК: 339.562(470); ББК: 65.428(2Рос); Б535 DOI: 10.24412/2072-8042-2023-3-76-83

Владислав Александрович СТЕЦКИЙ,

Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А) факультет внешнеторгового менеджмента, студент магистратуры, E-mail: as.vlad@mail.ru; Ирина Юрьевна КАРХОВА, кандидат экономических наук, доцент, Всероссийская академии внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), кафедра менеджмента и маркетинга, профессор, E-mail: irina_karkhova@vavt.ru

Аннотация

Экономические ограничения (санкции) всегда являлись одним из наиболее действенных инструментов влияния на любую национальную экономику. Ввиду того, что в последние десятилетия одной из наиболее актуальных тенденций развития мировой экономической системы являлась взаимная интеграция национальных экономик, подобные ограничения приводят к существенному замедлению темпов роста как отдельно взятых отраслей, так и всей национальной экономики. В этой связи в данной статье изучено давление экономических санкций со стороны ряда западных государств, проанализирован экономический эффект нового пакета санкций на российскую экономику и рассмотрен стратегический план по её поддержке в условиях санкционного давления.

Ключевые слова: санкции, санкционное давление, меры поддержки, российская экономика, импорт, ограничения.

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2023

Analysis of Import Support Measures under Sanctions

Anna Mikhailovna BESSARAB,

Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow,Vorobevskoe shosse, 6A),

Faculty of Foreign Trade Management, Master's degree student, E-mail: bess.ann99@gmail.com;

Vladislav Alexandrovich STETSKY, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow,Vorobevskoe shosse, 6A), Faculty of Foreign Trade Management, Master's degree student, E-mail: as.vlad@mail.ru;

Irina Yur'evna KARKHOVA,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow,Vorobevskoe shosse, 6A), Department of Management and Marketing -Professor,

E-mail: irina_karkhova@vavt.ru

Abstract

Economic restrictions (sanctions) have always been one of the most effective tools of influence on a national economy. Due to the fact that integration of national economies has been one of the most relevant trends in the global economy in recent decades, such restrictions result in a significant reduction in the growth rates of both individual industries and the entire national economy. In this regard, this article examines the pressure of economic sanctions from a number of Western countries, analyzes the economic effect of the new package of sanctions on Russia's economy and considers a strategic plan to support it under sanctions.

Keywords: sanctions, sanctions pressure, support measures, Russian economy, import, restrictions.

Среди множества экономических санкций ключевое место занимают внешнеторговые ограничения, ориентированные на оказание сильного воздействия на отдельные отрасли и подотрасли. Как отмечают Долгов С.И., Савинов Ю.А., Кириллов В.И. и Тарановская Е.В., экономические санкции представляются внеконъ-юнктурными факторами политического характера, которые заведомо призваны дестабилизировать экономическую ситуацию в государстве, равно как и навязать собственную политическую и экономическую волю, что само по себе нарушает принципы современного социально-экономического устройства современного мира. [1]

Несмотря на то, что на международном уровне развитые страны, в том числе ведущие европейские государства, США, Япония, демонстративно провозглашают принципы свободной международной торговли, что находит свое отражение в принимаемых декларациях, хартиях, меморандумах и иных доктринальных формах международных соглашений, на практике принимаемые ими действия (санк-ционное давление) носит глобальный деструктивный характер. Принимаемые санкции, в том числе комплексные санкционные пакеты, разрушают выстраивав-

3 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

77 Q

шиеся годами глобальные цепочки поставок, ограничивают деятельность крупных международных компаний, вынуждая их покинуть регион, на которое оказывается санкционное давление, несмотря на его конъюнктурную перспективность.

Начиная с 2014 г. Российская Федерация испытывает на себе непрекращающееся давление экономических санкций со стороны ряда западных государств, апогей которого пришелся на 2022 год. Начиная с февраля 2022 года, в отношении России вводились и продолжают вводиться по сегодняшний день разнообразные санкци-онные меры, ориентированные на сдерживание темпов экономического развития государства, в том числе в сфере товарной торговли (экспортные и импортные ограничения), сфере предоставления услуг (финансовых, юридических, консультационных, инженерных и др.). Параллельно с этим недружественные государства вводят персональные санкции против физических лиц - высокопоставленных чиновников, менеджеров и руководителей крупных промышленных организаций, в том числе высокотехнологичных компаний. При этом санкционные ограничения подлежат постоянному расширению, в том числе за счет введения ограничений для партнеров Российской Федерации, если те тем или иным образом способствуют обходу введённых санкций.

В октябре 2022 г. ЕС ввел восьмой пакет санкционных ограничений в отношении Российской Федерации, в котором ключевые ограничения касаются потенциальных ограничений цен на углеводородное сырье (нефть), поставляемую из Российской Федерации, а также ряд импортных ограничений на импорт: ^ продукции из стали; ^ транспортных средств и техники; ^ одежды, кожи и керамических изделий; ^ ювелирной продукции; ^ продукции военного назначения [2].

При этом, как отмечают в ряде информационных источников, с начала ужесточения санкционной политики и несмотря на многочисленные ограничения, ряд стран существенно нарастил импорт из Российской Федерации. Так, к примеру, по сообщению New York Times, среднемесячный объем импорта из России вырос у Индии, Турции, Бразилии, Испании, Китая, Саудовской Аравии, Японии, Германии и Норвегии. Особо стоит выделить рост торговли с Индией, где рост импорта превысил 400% [3]. Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на имеющиеся ограничения, призванные снизить роль Российской Федерации в мировом экономическом пространстве, государство остается ведущим торговым партнером для множества стран, в том числе стран, придерживающихся единой западной политики в области экономических ограничений, что подчеркивает наличие серьезных противоречий на межгосударственном уровне и, в первую очередь, контекстный политический характер подобных мер.

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2023

Несмотря на то, что российская экономика вопреки западным прогнозам оказалась достаточно устойчивой к санкционным ограничениям, они несомненно наносят и продолжат наносить экономический урон как на отраслевом, так и на общенациональном уровне. По данным Росстата ВВП Российской Федерации в 3-м квартале 2022 года снизился на 4% в годовом выражении, но при этом результат превысил прогнозируемое значение Минэкономразвития (снижение в 4,4% в 3-м квартале). На отраслевом уровне в 3-м квартале 2022 г. в существенной степени снизились следующие индексы физического объема ВВП:

> оптовый товарооборот (22,6%);

^ водоснабжение и водоотведение, утилизация отходов и ликвидация загрязнений (10,4%);

> розничный товарооборот (9,1%);

> грузооборот (5,5%);

> обрабатывающие производства (2%).

При этом только 2 отрасли продемонстрировали рост по итогам 3-го квартала: сельское хозяйство (6,2%) и строительство (6,7%) [4].

Обеспечение приемлемых темпов снижения ВВП страны в 2023 году и возвращение к положительной динамике не может осуществляться без активного участия государства в разработке и реализации единых мер поддержки национальной экономики, в том числе мер по обеспечению комплексной защиты и поддержки импорта.

В марте 2022 г. сразу после введения первых комплексных санкционных ограничений в отношении Российской Федерации и дальнейшего прогнозируемого роста санкционного давления был разработан стратегический документ по поддержке российской экономики в условиях роста санкционного давления, получивший название «План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления». Стратегическая цель данного документа - упорядочить основные меры по противодействую текущим и потенциальным санкциям западных стран и обеспечить устойчивость российской экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

План включал в себя более 110 различных мер по следующим направлениям:

> первоочередные меры;

> меры по стабилизации ситуации на финансовых рынках;

> меры в области налогового стимулирования и снижения регуляторных ограничений;

> меры по поддержке импорта;

> меры по ускорению бюджетных процедур и использованию средств государственных компаний;

> меры по поддержке сегмента малого и среднего бизнеса;

3 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

79 ^

> отраслевые меры;

> меры социального характера.

Как говорилось ранее, многочисленные пакеты западных санкций коснулись торговой сферы отношений Российской Федерации и зарубежных стран. По отдельным оценкам, общая доля санкционных ограничений в области экспортно-импортных ограничений в принятых санкционных пакетах составляла до 50%. В связи с этим Министерство экономического развития России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти утвердило комплекс мер по поддержке импорта, которые можно условно разделить на три группы:

> меры финансовой поддержки;

> меры по упрощению организационных и административных формальностей при ввозе;

> меры в области валютного регулирования.

Первая группа мер (меры финансовой поддержки) представляется наиболее значимой и включает в себя ключевые направления поддержки в области снижения издержек импортеров. К этим мерам относятся:

^ введение «нулевых» таможенных пошлин на «критический импорт», сельскохозяйственную технику, импорт товаров, необходимых для реализации инвестиционных проектов;

^ рассрочка уплаты таможенных пошлин; ^ отсрочка уплаты антидемпинговых пошлин;

> льготное кредитование импорта; ^ страхование импортных кредитов;

^ беспошлинный ввоз гражданами потребительских товаров. Большинство из вышеуказанных мер призваны снизить уровень издержек импортеров различных видов продукции и предоставить им дополнительную гибкость в области финансирования импорта за счет льготного кредитования и рассрочки платежей. Уже в марте 2022 г. был сформирован перечень «критического импорта» - видов продукции, который имеет критическое значение для российского рынка. В него входят ряд продовольственных товаров, товаров для производства фармацевтической продукции, сырья для строительных материалов, запасных частей для отдельных видов транспортных средств (в первую очередь - воздушного транспорта) и ряд других. На уровне ЕАЭС были обнулены импортные пошлины более чем по 1300 видам товаров критического российского импорта, а в августе 2022 года на отдельной подкомиссии ЕАЭС действие нулевой пошлины было продлено до 31 марта 2023 г. [5]

Особое внимание в рамках принятого решения о нулевых пошлинах на уровне внешнеторговой деятельности между странами ЕАЭС было уделено товарам фармацевтической отрасли, химической промышленности, медицинского обо-

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2023

рудования, а также сырья и материалов для легкой промышленности. Отдельно были введены нулевые пошлины на оборудование, необходимое для осуществления сельскохозяйственных работ - комбайнов и рефрижераторных контейнеров.

Дополнительные торговые льготы были установлены Правительством России в отношении продукции, требуемой для реализации различных инвестиционных проектов в транспортной сфере, сельском хозяйстве, строительстве и обрабатывающем производстве. Льгота предусматривает собой нулевую пошлину на ввоз технологического оборудования и необходимых комплектующих деталей для инвестиционных проектов, стоимость которых составляет не менее 250 млн руб.

На основе июльских и августовских распоряжений Правительства России были существенно упрощены процедуры ввоза импортируемой продукции, в том числе в области отсрочки или рассрочки уплаты таможенной пошлины, а также в области рассмотрения российскими профильными ведомствами оснований для получения такой преференции.

До сентября (с последующим продлением) были приостановлены антидемпинговые меры в отношении некоторых видов продукции, в том числе удобрений, производимых в ЕС (гербицидов), китайских графитированных электродов и некоторых других товаров.

Особую роль в финансовой поддержке импорта играют меры по льготному кредитованию критического импорта, где ставка для заемщика была снижена до 5,25%. Государство предоставляет кредитным организациями субсидии на кредитное финансирование критического импорта на сумму от 3 млн руб. до 10 млрд руб. Для сырья и комплектующих действий льготной ставки рассчитано на 1 год, на оборудование и средства производства - 3 года, а в перечень продукции включены более 1,5 тыс. товарных позиций. В настоящий момент в программе льготного кредитования импорта участвуют 38 российских банков, в том числе «Альфа-Банк», Банк «ВТБ», «Промсвязьбанк» и другие крупные российские кредитные организации.

Российский экспортный центр (РЭЦ) был наделен особыми полномочиями в области страховой и гарантийной поддержки кредитного обеспечения импорта, в том числе в области предоставления гарантий в случае отказа кредитных организаций в кредитовании импортера. Эти меры так же ориентированы на снижение возможных издержек организаций и предпринимателей, осуществляющих импорт различных видов продукции и позволяют им осуществлять деятельности в соответствии с ранее утвержденными финансово-организационными планами.

В дополнение к вышеуказанным мерам были существенно расширены возможности в области беспошлинного ввоза гражданами потребительских товаров. Так, к примеру, был увеличен порог беспошлинной покупки товаров зарубежных интернет-магазинах и маркетплейсах (с 200 до 1000 евро) в рамках трансграничной

3 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

81 0

электронной торговли. Так же гражданам было разрешено провозить потребительские товары транспортом (автомобильным, железнодорожным и водным на сумму до 1000 евро (ранее - до 500 евро) и весом до 31 кг (ранее - до 25 кг). Эта мера дополнила постановление Правительства России от 29.03.2022 № 506, разрешающее ввоз в Российскую Федерацию востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателя, которое зачастую называют постановлением о «параллельном импорте».

Меры в отношении ввоза товаров потребительского назначения призваны решить проблему дефицита таких товаров на российском рынке, в том числе из-за принятых корпоративных решений об ограничении поставок товаров в Российскую Федерацию и сокращению рыночного предложения многих категорий товаров, включающих одежду, обувь, цифровую и бытовую технику, украшения и аксессуары.

К числу принятых мер поддержки импорта в Российской Федерации относятся меры по упрощению формальностей ввоза различных видов продукции, в том числе мер в области ввоза комплектующих, сырья и материалов для осуществления производства на территории Российской Федерации без предоставления таможенным органам сведений о сертификации и декларациях о соответствии. Отдельные категории продукции могут ввозиться на основе собственных доказательств импортера, к которым можно отнести:

> иностранные протоколы;

> иностранные сертификаты (копии) соответствия и т.д.

Оформление этой документации осуществляется в электронном виде посредством цифровых инструментов на портале Росаккредитации и занимает не более 10 минут.

Для отдельных видов продукции (продукты питания, медикаменты, биоматериалы, сельскохозяйственные товары) введены меры первоочередного порядка таможенного оформления. Так же были внедрены меры по обеспечению приоритетного движения, оформления прихода и обработки судов в морских и речных портах, занимающихся перевозкой вышеуказанных групп товаров.

Импортеры получили дополнительное право ввоза многокомпонентного оборудования, другими словами, оборудования, поставка которого состоит из нескольких частей, может ввозиться теперь по нескольким контрактам от различных отправителей.

Все вышеуказанные меры призваны сократить время оформления импорта продукции, оптимизировать процедуры контрольных мероприятий на пунктах государственного контроля, упростить документальное обеспечение импортных операций.

^ 82

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2023

К отдельной категории следует отнести принятые меры валютного регулирования, которые призваны смягчить процесс валютного контроля в части моратория привлечения резидентов к административной ответственности за нарушения валютного законодательства в случае, если они допущены из-за введенных санкций иностранными государствами. Снижению подлежат штрафы за нарушение валютного законодательства Российской Федерации, в том числе в области осуществления незаконных валютных операций резидентов и невозврата экспортной выручки.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что разработанный перечень мер поддержки импорта представляется в достаточной степени комплексным и охватывает основную часть аспектов осуществления внешнеторговых операций импортеров, работающих на территории Российской Федерации. Дальнейшее усиление санкционного давления в части ограничений импорта вызовет объективную необходимость расширения перечня мер и снижения финансовой и организационной нагрузки на российских импортеров.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Долгов С. И. и др. Возможности противодействия санкциям в международной торговле / Российский внешнеэкономический вестник. - 2022. - № 4. - С. 36-54 @@ Dolgov S. I. i dr. Vozmozhnosti protivodejstviya sankciyam v mezhdunarodnoj torgovle / Rossijskij vneshnee'konomicheskij vestnik. - 2022. - № 4. - S. 36-54.

2. Евросоюз утвердил восьмой пакет санкций против России @@ Evrosoyuz utverdil vos'moj paket sankcij protiv Rossii [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/ru/ev-rosouz-utverdil-vosmoj-paket-sankcij-protiv-rossii/a-63355345 (дата обращения: 20.11.2022).

3. NYT назвала страны, которые нарастили импорт из России с конца февраля @@ NYT nazvala strany, kotorye narastili import iz Rossii s koncza fevralya [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/31/10/2022/635f582b9a79474dcb12f7d4 (дата обращения: 20.11.2022).

4. ВВП РФ в 3-м квартале снизился на 4% - Росстат @@ VVP RF v 3-m kvartale snizilsya na 4% - Rosstat [Электронный ресурс]. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/5842684 (дата обращения: 21.11.2022).

5. Решение Совета ЕЭК от 17.03.2022 № 37 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств - членов Евразийского экономического союза» @@ Reshenie Soveta EE'K ot 17.03.2022 № 37 «O vnesenii izmenenij v nekotory'e resheniya Komissii Tamozhennogo soyuza i ob utverzhdenii perechnej tovarov, vvozimyx na tamozhennuyu territoriyu Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza v celyax realizacii mer, napravlennyx na povy'shenie ustojchivosti e'konomik gosudarstv - chlenov Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza».

3 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

83 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.