Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРОГРАММАМИ РАЗВИТИЯ'

АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРОГРАММАМИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стратегия развития / государство / государственные программы / государственная политика / реформирование. / development strategy / state / state programs / state policy / reformation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихвинцева К.И.

Управление государственными программами развития может осуществляться как в масштабах определенного экономического субъекта, так и в масштабах всего государства. В российском государстве государственная программа содержит описание выполнения различных мероприятий. Мероприятия программы должны соответствовать задачам, которые поставлены перед государством в целом. В качестве инструментов реализации данных задач выступают механизмы управления государственными программами развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MECHANISMS FOR MANAGEMENT OF STATE DEVELOPMENT PROGRAMS

In the Russian state, strategic development planning is reflected in such a document as the state program, which contains a pool of planned activities. The management of state development programs can be carried out both on the scale of a certain economic entity and on the scale of the entire state. The activities of the state program should correspond to the tasks assigned to the state as a whole. Management mechanisms of state development programs act as tools for the implementation of these tasks.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРОГРАММАМИ РАЗВИТИЯ»

УДК 351/354

Шихвинцева К.И.

студент студент магистратуры кафедра государственной и муниципальной службы ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ПРОГРАММАМИ РАЗВИТИЯ

Аннотация. Управление государственными программами развития может осуществляться как в масштабах определенного экономического субъекта, так и в масштабах всего государства. В российском государстве государственная программа содержит описание выполнения различных мероприятий. Мероприятия программы должны соответствовать задачам, которые поставлены перед государством в целом. В качестве инструментов реализации данных задач выступают механизмы управления государственными программами развития.

Ключевые слова: стратегия развития, государство, государственные программы, государственная политика, реформирование.

Shikhvintseva K.I.

student graduate student Department of State and Municipal Service Ural State University of Economics

ANALYSIS OF MECHANISMS FOR MANAGEMENT OF STATE DEVELOPMENT PROGRAMS

Annotation. In the Russian state, strategic development planning is reflected in such a document as the state program, which contains a pool of planned activities. The management of state development programs can be carried out both on the scale of a certain economic entity and on the scale of the entire state. The activities of the state program should correspond to the tasks assigned to the state as a whole. Management mechanisms of state development programs act as tools for the implementation of these tasks.

Keywords: development strategy, state, state programs, state policy, reformation.

В государственной политике существует определенный ряд приоритетов, которые влияют на развитие направлений политической деятельности. Эти мероприятия, отраженные в государственных

программах, направлены как раз на приоритетные направления деятельности российского государства и на усиление безопасности Российской Федерации. В результате реформирования системы управления финансовыми ресурсами в обществе в 2000-2010 гг. произошло тесное взаимодействие между бюджетной политикой и теми показателями, которые зафиксированы в государственных программах.

Данный период можно рассматривать как период реформации и формирования бюджетной политики. Для него характерно, что были выявлены новые специфические черты процесса организации формирования бюджета, направленные на то, чтобы получить определенный результат. Были внесены определенные дополнения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации 45, принят Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»46, где была закреплена роль программ государственного уровня как механизма, который обеспечивает взаимосвязь планирования мероприятий согласно государственной стратегии развития.

Согласно статье 172 БК РФ программы государственного уровня выступают в качестве базы для того, чтобы были составлены бюджеты в рамках следующего финансового года. Можно отметить то, что развивается программно-целевое бюджетное планирование на базе государственных программ в соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах. Данная концепция была утверждена в результате вынесения Распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 № 117-р47. Развитие рассматриваемого бюджетного планирования происходит в рамках развития важного направления, целью которого выступает повышение эффективного распределения бюджетных расходов в рамках конкретного периода.

С течением времени наблюдается усложнение поставленных перед государством задач. В связи с этим осуществляется поиск инструментария для управленческих процессов, который будет действовать более рационально и эффективно [10, с. 42]. Для того чтобы данный механизм был сформирован, используются ключевые и значимые инструменты для системы проектного управления. В связи с этим стоит рассмотреть Указ Президента РФ, который является одним из документов, направленных на то, чтобы была обеспечена реализация новых направлений в

45 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

46 Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // СЗ РФ. - 2014. - № 26 (часть I). - Ст. 3378.

47 Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317187/d5887f037ec048b8f130ba0d80ed2e57d47a3d1e (дата обращения: 07.10.2023).

государственной политике. Данный Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был принят в 2018 году48. Этот документ возлагает обязанности по подготовке мероприятий, обеспечивающих интеграцию национальных проектов и проектов, которые находятся в приоритете в качестве элементов государственной программы российского государства, на Министерство экономического развития и Министерство финансов Российской Федерации, а также на федеральный проектный офис. Проектная деятельность регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации»49.

Те инструменты, которые являются элементами государственных программ, периодически подвергаются реформированию. Очередной такой период был в 2021 году, когда реформирование данных инструментов осуществлялась Минэкономразвития России. Помимо этого в данном году был запущен процесс организации работы исполнительной ветви власти в отношении формирования и разработки государственных программ нового образца. Новые государственные программы нуждались в законодательном подкреплении. В виде такой легитимной основы выступило Положение о системеуправления государственными программами российского государства, которые было принято Постановлением Правительства Российской Федерации № 78650.

Положение о системе управления отражало тенденцию радикальной трансформации тех механизмов и инструментов, которые содержали государственные программы, а также в данном положении была зафиксирована необходимость пересмотра подходов к тому, как разрабатываются и реализуются государственные программы. «Государственные программы несут достаточно большой объем необходимой информации» [12, с. 48].

В соответствии с этими изменениями каждая государственная программа стала обладать стратегической частью, в которой обозначены все важные направления стратегического развития государства. Стратегическая часть утверждается Правительством Российской Федерации и содержит целеполагание государственной политики по основным направлениям.

В государственной политике существует определенный комплекс целей, которые стоят перед российским государством и обозначены

48 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 21.07.2020) // СЗ РФ. - 2018. - № 20. - Ст. 2817.

49 Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (ред. от 02.08.2023) // СЗ РФ. - 2018. - № 45. - Ст. 6947.

50 Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 № 786 (ред. от 02.08.2023) «О системе управления государственными программами Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // СЗ РФ. - 2021. - № 23. - Ст. 4042.

Президентом Российской Федерации. В свою очередь госпрограммы выполняют данные цели и планируют мероприятия в соответствии с тем, чтобы внимание было уделено основным стратегическим направлениям развития российского государства. Цели государственных программ должны быть конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные в определенном временном отрезке.

Для того чтобы понять, насколько эффективно реализуется государственная программа, в ней закреплены основные показатели, которые дают возможность посмотреть, насколько эффективно осуществляются мероприятия, прописанные в государственной программе. Взаимосвязь государственной программы и выполнения национальных целей закреплена в паспорте документа.

Разрабатывается единый план, который призван регулировать достижение основных национальных целей в развитии российского государства во временной период по 2024 год. В виде планового периода рассматривается время до 2030 года51. Среди государственных программ существуют определенные приоритеты реализации целей развития данных программ. Все государственные программы объединяются в цифровом формате для того, чтобы Правительство Российской Федерации могло отслеживать, насколько эффективно реализуются данные программы. «Очень важно, чтобы цели государственных программ были созвучны с национальными целями государственной политики»[8, с. 32]. Мероприятия, которые отражены в едином плане, получат свою реализацию в рамках государственных программ и будут включены в другие более прогрессивные инициативы развития в социально-экономическом плане государства.

Когда рассматривается государственная программа, то помимо мероприятий также отражается деятельность государственных органов федерального уровня в той сфере, которой посвящена данная государственная программа. Государственные программы реализуются и разрабатываются по принципам[9, с. 253]:

1. Обеспечивать достижение отраженных в стратегическом планировании целей государства в рамках защиты национальных интересов;

2. Государственные программы должны содержать комплекс мероприятий, направленных на развитие конкретной отрасли, которой и посвящена данная государственная программа;

3. Рациональное использование бюджетных средств, которые выделены на реализацию мероприятий данной госпрограммы;

51 Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402829258 (дата обращения: 07.10.2023).

4. Государственные программы должны быть реализованы в соответствии с программами государства; программами субъектов Российской Федерации, а также должны быть учтены программы развития экономических субъектов федерального уровня;

5. Государственные программы должны соответствовать требованиям государства, которые предъявляются к формированию данных программ

6. Ответственность за выполнение государственных программ несет должностное лицо, которое несет ответственность за реализацию данной программы.

7. Данные программы должны присутствовать мероприятия, посвященные развитию конкретной сферы или отрасли.

Перечисленные характерные черты обозначают все подходы, которые реализуются в российском государстве, при формировании государственных программ. «Государственные программы реализуются в соответствии с проектными принципами управленческих процессов» [11, с. 165].

Таким образом, механизмы управления государственными программами реализуются в определенный срок и нацелены на определенный результат. Это повышает эффективность в достижении целей государственных программ. В рамках госпрограмм занимаются федеральные органы исполнительной ветви власти, и благодаря результатам их работы цели госпрограммы достигаются поступательно в определенных временных рамках. Происходит оценка эффективности того, как реализуется государственная программа. В то же время отсутствует какой-то определенный единый подход к тому, как осуществлять управление государственными программами.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) // СЗ РФ. - 1998. -№ 31. - Ст. 3823 [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 30.05.2024)

2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // СЗ РФ. - 2014. -№ 26 (часть I). - Ст. 3378 [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 30.05.2024)

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 21.07.2020) // СЗ РФ. - 2018. -№ 20. - Ст. 2817 [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 30.04.2024)

4. Постановление Правительства РФ от 31 октября 2018 г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (ред. от 02.08.2023) // СЗ РФ. - 2018. - № 45. - Ст. 6947 [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310151/ (дата обращения: 30.05.2024)

5. Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 № 786 (ред. от

02.08.2023) «О системе управления государственными программами Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // СЗ РФ.

- 2021. - № 23. - Ст. 4042 [Электронный ресурс] - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_385064/ (дата обращения: 30.05.2024)

6. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317187/ (дата обращения: 30.05.2024).

7. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402829258 (дата обращения:

30.05.2024).

8. Афанасьева О.Н., Дворяжкина В.Э., Сучкова В.А. Механизм управления рисками государственных программ // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - № 12-1 (94). - С. 31-35 [Электронный ресурс]. - URL: https:// sciup. org/mehanizm-upravlenija-riskami-gosudarstvennyh-programm-170197223 (дата обращения: 30.05.2024)

9. Братченко С.А. Качество управления и результативность в практике государственного управления (на примере управления государственными программами) // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2021. - Т. 11. № 10-1.

- С. 247-260 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48010101 (дата обращения: 30.05.2024)

10. Бугаева Т.Н. Управление проектами и программами в государственном секторе // Финансовая архитектоника и перспективы развития глобальной финансовой системы. - 2023. - С. 42-43 [Электронный ресурс]. - URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=987 (дата обращения: 30.05.2024)

11. Гегедюш Н.С. Современные подходы к управлению государственными программами в контексте повышения результативности и эффективности бюджетных расходов // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2022. - Т. 9. № 2. - С. 162-171 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sovremennye-podhody-k-upravleniyu-gosudarstvennymi-programmami-v-kontekste-povysheniya-rezultativnosti-i-effektivnosti-byudzhetnyh (дата обращения: 30.05.2024)

12. Усов А.И. Управление портфелем проектов и программ по предоставлению государственных услуг в условиях неопределенности // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2022. - Т. 4. № 11 (131). -С. 45-53 [Электронный ресурс]. - URL: https://s-lib.com/issues/eiu_2022_11_t4_a7/ (дата обращения: 30.05.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.