УДК 378.14
АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ
СЕТЕВОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИИ И ВЬЕТНАМА
В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
А.Н. Безруков, Буй Динь Ньи1
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ «Проектирование и реализация модели сетевого взаимодействия региональных вузов России и Вьетнама с целью интернационализации инженерного образования», проект № 15-26-09001.
Аннотация. В статье проводится анализ механизмов формирования сети партнеров на примере организаций России и Вьетнама в контексте подготовки квалифицированных специалистов инженерного профиля. Рассматриваются различные подходы к развитию международного сетевого партнерства с участием образовательных и научных организаций, представителей промышленности и государственных административных структур. Основное внимание уделяется образовательному компоненту в формировании сети партнеров двух стран.
Ключевые слова: международное партнерство, сетевое взаимодействие, инженерное образование, Вьетнам.
ANALYSIS OF NETWORKING MECHANISMS
BETWEEN RUSSIA AND VIETNAM FOR TRAINING OF ENGINEERS
А-N. Bezrukov, Bui Dinh Nhi
Abstract.This paper provides the analysis of networking opportunities for the organizations of Russia and Vietnam within the framework of training of qualified specialists in engineering. Various approaches to international networking are discussed with partners including academic and research organizations, representatives from industry and government administration. Special focus in the formation of international networking partners is given to the education component.
Keywords: international partnership, networking, engineering education, Vietnam.
Высококвалифицированные специалисты в условиях современного общества должны быть конкурентоспособны на международном рынке труда [6]. С одной стороны, университеты готовят своих выпускников к карьере в условиях возможной транснациональной профессиональной мобильности, с другой стороны, вузы становятся поставщиками образовательных и научно-исследовательских услуг для граждан других стран [4].
Особенно актуально это для исследовательских университетов, осуществляющих подготовку специалистов инженерного профиля [2,3]. Молодые инженеры должны быть адаптированы к условиям сетевого сотрудничества в рамках треугольника «научно-образовательная деятельность - промышленность - бизнес».
Наиболее динамично развивающимся регионом мира в научно-техническом и промышленном плане является сегодня азиатско-тихоокеанский регион. Традиционные связи России с такими странами данного региона, как Вьетнам и Китай, в области академической мобильности и совместных промышленных проектов позволяют их считать перспектив-
ными областями для двусторонней академической мобильности и экспорта образовательных услуг. В настоящей статье рассматриваются возможные механизмы сетевого сотрудничества между образовательными организациями России и Вьетнама для подготовки квалифицированных инженерных кадров.
Сетевое взаимодействие в образовании [1] позволяет привлекать ресурсы других организаций для решения задач образовательного учреждения. Применительно к инженерному образованию такими организациями являются другие научные и образовательные организации, представители бизнеса, промышленности и инновационной инфраструктуры (технопарки и т.д.).
Переход на международный уровень делает картину сетевого взаимодействия университета более комплексной. Например, при рассмотрении двух независимых стран, можно говорить о существовании таких барьеров, как различные политические и административные структуры, особенности законодательства, визовый режим, необходимость дополнительного финансирования, а также такой важнейший барьер, как лингвистический
[5]. Таким образом, граница между двумя государствами сама становится барьером для сотрудничества университетов двух стран. В пределах своих стран элементы сети могут интегрироваться, зачастую, по сходным механизмам, но их взаимодействие со своими зарубежными аналогами усложнено ввиду наличия трансграничных барьеров. Специфика этих барьеров для каждой пары стран и будет определять особенности сетевого взаимодействия их образовательных учреждений и механизмов формирования сети, объединяющей партнеров каждой из стран.
Преодоление данных барьеров возможно путем введения дополнительных, надбарьер-ных элементов в модель сетевого взаимодействия. На международном уровне такими элементами станут межгосударственные комиссии, соглашения и другие структуры, направленные на поддержку образовательных проектов. Важнейшим элементом здесь будут источники финансирования международной академической мобильности [7] - гранты, фонды, конкурсы и т.д.
Данный механизм является иллюстрацией известного подхода "Top-down": участники сетевого взаимодействия опираются в своей деятельности на иерархически вышестоящие структуры для взаимодействия с зарубежными партнерами. Механизм дает возможность устранения административных и финансовых барьеров, но его эффективность ограничена способностью выполнения решений вышестоящих структур остальными участниками сетевого взаимодействия, что осложнено на практике остальными барьерами.
Противоположный механизм "Bottom-up" более эффективен и подразумевает возможность участников сетевого взаимодействия самостоятельно устанавливать связи с зарубежными партнерами, преодолевая барьеры для сетевого взаимодействия. По данному механизму может развиваться сетевое взаимодействие вуза в пределах своей страны. На международном уровне этот механизм востре-
Литература:
1. Гребенщикова, А.В. Сетевое взаимодействие в образовании: философские подходы к сущности взаимодействия // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2014. № 2 (15). С. 17-25.
2. Зиятдинова Ю.Н., Безруков А.Н. Интернационализация инженерного образования // Профессиональное образование. Столица. № 5. 2015. С. 2123.
3. Муртазина Л.Г., Зиятдинова Ю.Н. // Академическая мобильность как фактор развития меж-
бован, например, для стран Евросоюза, обладающих единым административно-правовым, экономическим и лингвистическим пространством, но по этим же причинам ограниченно применим к паре стран Россия - Вьетнам. Следует, однако, выделить лингвистический «задел», так как многие сотрудники вузов Вьетнама владеют, в той или иной степени, русским языком.
Для сетевого взаимодействия вузов России и Вьетнама предлагается комбинированный механизм, основанный на подходе "Column and Row", когда университет становится связующим звеном для разделенных барьерами потенциальных участников сетевого взаимодействия.
Механизм "Bottom-up" используется там, где это возможно; при необходимости преодолеваются административно-законодательные барьеры двух стран с помощью механизма "Top-down". Следует подчеркнуть, что сам смысл понятия «связующее звено» подразумевает постоянное присутствие университета по обеим сторонам трансграничных барьеров для построения сети взаимодействующих партнеров. Формой присутствия университета в другой стране может быть его представительство в вузе или компании-партнере, либо присутствие постоянно действующих представителей.
Таким образом, для организации сетевого взаимодействия между инженерными вузами России и Вьетнама предлагается использование комбинированного механизма "Bottom-up" - "Top-down" с привлечением других вузов, предприятий и инновационных центров по обеим сторонам границы, а также трансграничных участников сетевого взаимодействия, представленных межправительственными группами, административными структурами и фондами для финансирования совместных проектов. Для эффективного преодоления барьеров и построения сети партнеров предлагается постоянное присутствие российского университета во Вьетнаме.
дународного сотрудничества исследовательского университета // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 19. С. 269-272.
4. Осипов П.Н., Зиятдинова Ю.Н. Глобализация как фактор саморазвития студентов // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 140-145.
5. Bezrukov A., ZIyatdinova J. Internationalizing engineering education: A language learning approach // Proceedings of 2014 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2014. Dubai. P. 299-302.
6. Osipov P.N. Training competitive specialists as the priority of modern education // Proceedings of
2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013. Kazan. 2013. P. 251-254.
7. Sakhieva R.G., Ibatullin R.R., Biktemirova M.K., Valeyeva G.K, Valeyeva N.Sh., Khairullina E.R. The Essential, Objective and Functional Characteristics of the Students' Academic Mobility in Higher Education // Review of European Studies. 2015. № 3. P. 335340.
References:
1. Grebenschikova A.V. [Networking in Education: Philosopher's Approaches to the Interaction] A.B. Setevoe vzaimodeystvie v obrazovanii: filosofskie podkhody k sushchnosti vzaimodeystviya // Professio-nalnyy proekt: idei, tekhnologii, rezultaty. [Professional Project: Ideas, Technologies, and Results] 2014. Issue 2 (15). pp. 17-25. (in Russ., abstract in Eng.).
2. Ziyatdinova J.N., Bezrukov A.N. Internationalization of Engineering Education // Professionalnoe Obrazovanie. Stolitsa. [Professional Education. The Capital]. Issue 5. 2015. pp. 21-23. (in Russ.).
3. Murtazina L.G., Ziyatdinova J.N. // [Academic Mobility as a Factor of Development of a National Research University] Akademicheskaya mobilnost kak faktor razvitiya mezhdunarodnogo sotrudnichestva
issledovatelskogo universiteta // Vestnik Kazanskogo Tekhnologicheskogo Universiteta [Bulletin of Kazan Technological University]. 2011. Issue 19. pp. 269272. (in Russ., abstract in Eng.).
4. Osipov P.N., Ziyatdinova J.N. [Globalization as a Factor of Students' Self-Development] Globalizat-siya kak faktor samorazvitiya studentov // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2015. Issue 1. pp. 140-145. (in Russ.).
5. Bezrukov A., ZIyatdinova J. Internationalizing engineering education: A language learning approach // Proceedings of 2014 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2014. Dubai. P. 299-302.
6. Osipov P.N. Training competitive specialists as the priority of modern education // Proceedings of 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013. Kazan. 2013. P. 251-254.
7. Sakhieva R.G., Ibatullin R.R., Biktemirova M.K., Valeyeva G.K, Valeyeva N.Sh., Khairullina E.R. The Essential, Objective and Functional Characteristics of the Students' Academic Mobility in Higher Education // Review of European Studies. 2015. № 3. P. 335340.
Сведения об авторах:
Безруков Артем Николаевич (г. Казань, Россия), кандидат химических наук, начальник Отдела протокола, ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
Буй Динь Ньи (г.Вьетчи, Вьетнам), кандидат химических наук, университет Вьетчи, менеджер Представительства КНИТУ во Вьетнаме
Data about the authors:
Bezrukov A.N. (Kazan, Russia), candidate of chemical sciences, Head of the Department Protocol, Ka-
zan National Research Technological University
Bui Dinh Nhi (Viet Tri, Vietnam), candidate of chemical sciences, Viet Tri University, manager of KNRTU Representative Office in Vietnam