Джульета ДЖАНТЕЕВА
АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ПРЕЗЕНТАЦИИ
этнополитических интересов
(региональный аспект)
В статье раскрываются основные презентационные практики заинтересованных групп на уровне Северо-Кавказского региона. Формулируются общие и специфические принципы действия механизмов презентации этнополитических интересов в мире политики, определяется их эффективность в зависимости от различных факторов.
The article exposes basic significant practices of motivated groups in the North Caucasus region. Common and specific principles of mechanism of presentation of ethnopolitical interests in the world of politics are formulated; their efficiency, depending on various factors, is defined.
Ключевые слова:
презентация, этнополитические интересы, этнополитическая коммуникация; presentation, ethno-political interests, ethno-
В условиях продолжающейся в Северо-Кавказском регионе политизации этничности и усложнения этнополитических коммуникаций все большую актуальность приобретают механизмы презентации этнополитических интересов заинтересованными группами в пространстве власти мультикультурного социума.
Изначально уточним, что «механизмы презентации» — это организованные системы, способствующие формированию публичных представлений о политических интересах этносов, которые лоббируются заинтересованными группами. По классификации заинтересованных групп, этнические группы, выступающие в нашем исследовании в таком качестве, относятся к разряду «общинных». По Ж. Блонделю, члены «общинной группы» связаны между собой в первую очередь принадлежностью к сообществу, а уж затем своими мыслями и стремлениями. В северокавказском традиционалистском обществе отношения в общине разветвленные и всеохватывающие. Близкими к «общинной группе» выступают группы «по обычаю», также действующие на Северном Кавказе. Эти группы могут и не преследовать корыстных целей, просто добиваясь соблюдения принятых обычаев или отказа от них.
Механизмы презентации этнополитических интересов представляют собой систему, позволяющую осознать их на этническом и национальном (государственном) уровне, разработать этнополи-тическую стратегию в области их обеспечения и преобразовать ее в скоординированную деятельность всех заинтересованных групп внутри этноса. Данный механизм — это совокупность обозначенных структур и определенных процессов принятия и реализации решений, связанных с осознанием, выявлением и презентацией этнополитических интересов. Механизмы презентации этнополи-тических интересов представляют собой сочетание и сложное переплетение элементов этнополитической культуры, этнополити-ческого сознания, массовых информационно-коммуникационных систем (по А.И. Соловьеву), локальных этнокультурных систем (по И.И. Дьяченко) и этнических коммуникативных пространств (по А.В. Рязанову). Данные механизмы включают различные типы политической коммуникации: вербальные и невербальные; восходящие, нисходящие и горизонтальные; формальные и неформальные и т.д. Коммуникаторами, осуществляющими презентацию этнополитических интересов публике, выступают в большинстве
political communication.
ДЖАНТЕЕВА Джульета Солтановна — докторант СПбГУ; ведущий научный сотрудник отдела социальнополитических проблем, доцент Института гуманитариьа исследований при Правительстве КЧР с1икаШееуа2312@ yanex.ru
случаев лидеры заинтересованных групп. Если речь идет об «общинных группах», то это могут быть лидеры этнодвижений или этнокультурных автономий, а в случаях «групп по обычаю», например, руководители Координационного центра мусульман Северного Кавказа, духовных управлений мусульман субъектов Северного Кавказа и т.п. Все они берут на себя обязанность по легитимации проблемы, но вместе с тем они несут ответственность за последствия мобилизации этничности.
Принципиальное значение имеют и условия функционирования механизмов презентации. Сегодня они заключаются в дальнейшем усовершенствовании политической системы страны в контексте консервативной модернизации, а также создания СКФО. Обозначенные механизмы должны отвечать следующим требованиям: во-первых, включать осознанные и реальные политические интересы и варианты их удовлетворения; во-вторых, учитывать специфику этнополитических коммуникаций, выступающих в качестве условия, формы выражения и содержания презентации этнополитических интересов; в-третьих, включать материальную структуру; в-четвертых, учитывать политические интересы всех заинтересованных групп, основываясь на этноценозе и коммуникативных принципах. При соответствии этим требованиям указанные механизмы приобретут высокую качественную определенность.
Насколько отвечают обозначенным нами требованиям действующие в регионе механизмы презентации? Какие факторы влияют на их эффективность? Попытаемся ответить на эти вопросы, но прежде отметим, что главным условием любой коммуникации является ориентация на адресата. Поэтому действия обозначенных механизмов направлены на власть и широкую общественность. В мультикультурной среде Северного Кавказа необходимость использования в разных пропорциях всех указанных способов политической коммуникации совершенно очевидно. Вместе с тем коммуникации в пространстве власти постоянно воспроизводят ситуации, требующие от акторов выбора тех или иных каналов/способов трансляции, а также презентации политических интересов. Этот выбор предопределен также ресурсными возможностями и может осуществляться лишь между каналами/спо-
собами трансляции, формами выражения или смысловой нагрузкой. Остальные элементы обозначенного механизма остаются под влиянием этнокультурных факторов. Оказываясь в ситуации выбора, этнополитические группы осознанно используют каналы информации, модели и смыслы, которые не только вписываются в традиционные для северокавказского социума механизмы презентации этно-политических интересов (местные СМИ и телевидение), но и востребованы политической элитой в процессе политической коммуникации.
Понятно, что способы их публичного политического дискурса не ограничиваются использованием традиционных средств общения. Повышение внимания руководящего звена к использованию информационных технологий в диалоге с обществом обусловливает расширение присутствия в киберпространстве заинтересованных групп, однако говорить о возникновении «электронной демократии», которая позволила бы всем доводить свои интересы до сведения власти быстрее, чем когда-либо прежде, не стоит. Сегодня мы вынуждены констатировать отсутствие в Интернете политических ресурсов заинтересованных групп. В этой ситуации они часто используют услуги различных сетевых изданий. Ввиду возможного отсутствия таких ресурсов в пределах отдельного субъекта, заинтересованные группы обращаются к изданиям, зарегистрированным вне этих территорий. К примеру, в Карачаево-Черкесии из пяти государственных газет лишь две национальные имеют сетевые версии. В условиях отсутствия местных е-СМИ и других политических ресурсов заинтересованные группы КЧР используют другие интернет-сайты для репрезентации своих интересов. Как правило, эти ресурсы концентрируются в руках социально привилегированных слоев населения, проявляющих большую политическую активность. Этот вывод подтвержден исследованиями, проведенными С. Вербой, Н. Наем и Дж. Кимом. Они показали высокий уровень позитивной корреляции между индексом социального статуса и уровнем участия. На Северном Кавказе лидеры заинтересованных групп в подавляющем большинстве являются выходцами из обеспеченных категорий общества, составляющих меньшинство. Поэтому
механизмы презентации этнополити-ческих интересов отражают наличие этностатусных политических проблем. Применительно к Интернету мы можем говорить о наличии цифрового неравенства, выражающегося не только в отсутствии доступа в Интернет, но и присутствия в нем.
В условиях продолжающегося социального и цифрового неравенства в регионе актуализируются «нетрадиционные» виды политической коммуникации заинтересованных групп. Это так называемые «прямые действия»: захваты общественных зданий, политические забастовки, сельские сходы и другие виды политического насилия. В регионе широкое распространение получили и традиционные виды — митинги, форумы, собрания и т.д. В попытке обосновать их преимущество по сравнению с остальными формами политической коммуникации мы сталкиваемся с использованием мобилизации этничности на основе характерной для северокавказских этносов общинности (клановости), близости территориально-контактной этнической зоны, распространения культуры лектонического типа, которые можно объединить и выделить как традиционные элементы этно-культуры.
«Массовизация» презентации в данном случае объясняется и значимостью проблемы для макроэтнической общности, и стремлением привлечь максимальное внимание к ней власти и общественности. К властным структурам заинтересованная группа чаще всего апеллирует для решения этностатусных проблем, соблюдения выборных процедур, урегулирования территориальных споров, сохранения или отмены обычаев (например, дорогостоящих поминальных процедур).
Как правило, этностатусные вопросы в субъектах Северного Кавказа поднимают заинтересованные группы, представленные в меньшинстве (например, абазины, ногайцы и черкесы вКарачаево-Черкесии). Их презентационные практики свидетельствуют не только о коммуникативных, но и конфликтных формах номинации политических проблем, что также обусловлено этнокультурой северокавказских этносов. Достаточно вспомнить методы презентации политических интересов абазинами, требовавшими образования района, с использованием действий неуправляемой
толпы, ворвавшейся в здание Дома правительства КЧР.
Проявление следов традиционной воинской культуры в мире политики свидетельствует о том, что «традиционная воинственность горцев во многом сохраняется до сих пор»1. Но не воинственные элементы механизма презентации политических проблем обеспечивают успех. Определяющую роль в решении вопросов играет совокупность всех действий. Существующая социальная стратификация, этнокультурные различия, демографические показатели и неоднородность политических структур выступают барьерами на пути к завоеванию политической власти этническим меньшинством. Возможно наличие и других препятствий, возникающих уже в процессе формирования команд управленцев назначенцами из Москвы. В случаях несогласия с кадровыми назначениями заинтересованные группы используют устоявшиеся механизмы презентации своих позиций по данным вопросам. Среди форм презентации этнополитических интересов в публичной сфере власти выделяются массовые акции протеста (митинги, форумы и т.п.), съезды местных народов, сопровождающиеся информационными атаками на власть с целью принудить ее к принятию этнически спроецированного политического решения. При этом в механизм презентации интересов включают СМИ. Как отмечает Г.В. Голосов, «даже самая узкая ...группа может оказывать серьезное воздействие на процесс принятия решений, если у нее появится “свой” человек, скажем, на телевидении»2. Не будет преувеличением сказать, что на Кавказе проблем со «своими» людьми практически нет нигде в силу устойчивости этнических и клановых связей.
«Секрет» силы некоторых заинтересованных групп заключается в том, что они мобилизуют этнически идентичные сообщества из других субъектов СКФО для презентации этнополитических интересов, т.к. внутри одного субъекта указанная группа не может оказать влияния на макроэтническую группу в силу имею-
1 Ханаху Р. А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). — Ростов н/Д, 2001, с. 41.
2 Голосов Г.В. Сравнительная политология : учебник. — Новосибирск : Изд-во НГУ, 1994, с. 97.
щихся разногласий по вопросам распределения политической власти. В качестве источников влияния заинтересованных групп выделяются не только политические ресурсы, но и финансовые. Подкуп бюрократов, законодателей, журналистов, экспертов — наиболее распространенные пути повышения эффективности механизмов презентации. Особый случай — использование негативной этнической и исторической памяти.
Медиа-власть предполагает широкую презентацию этнополитических проблем, посредством которых возможно манипулирование общественным и этнополити-ческим сознанием. Если мы обратимся к местной прессе, то обнаружим, что в ней этнополитические проблемы в основном оформлены в виде развернутых статей, очерков, интервью и экспертных мнений, в которых раскрываются их историко-культурные и правовые основания. Телевидение в некотором смысле ограничивает возможности этнических групп транслировать телезрителям свои послания, что объясняется дороговизной телеэфира или существующей программой, в которую невозможно вписать этнически спроецированную информацию. На этом фоне доступным средством распространения информации в традиционалистском северокавказском обществе остаются малые формы печати, в т.ч. листовки. Но опасность их использования заключается в том, что листовки и малотиражные га-
зеты (до 1 000 экз.), не подпадая под законодательство о СМИ, могут содержать призывы и лозунги экстремистской направленности.
Таким образом, современность дает богатый материал для изучения опыта представления заинтересованными группами этнополитических интересов, вызванных кризисными явлениями в сфере политики. Эффективность обозначенных механизмов зависит от легитимности заинтересованной группы, ее способности аргументировать актуальность этнической проблемы, от форм и методов ее презентации, сочетающих элементы традиции и современности. Описание и анализ механизмов презентации этих интересов дают представление о неравных возможностях групп, вследствие чего они не могут отобразить в полной мере весь комплекс актуальных этнополитических проблем, выделяя лишь презентованные. Они не всегда влияют на степень внимания власти к презентуемым интересам, т.к. ее реакция избирательна и пропорциональна активности группы. Анализ механизмов презентации этнополитических интересов показывает, что в стремлении представить этнополитические вопросы коммуникаторы не придают значения качеству информации. Тем не менее этнокультурные основания данных механизмов на Северном Кавказе следует рассматривать как фактор обеспечения успеха в контексте социокультурной среды региона.