Научная статья на тему 'Анализ механизма формирования цены на продукцию предприятия (на примере оао "Электровыпрямитель")'

Анализ механизма формирования цены на продукцию предприятия (на примере оао "Электровыпрямитель") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
COSTS / PRODUCTION / A TRADE RELEASE / PRICE / PRICE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремкина Юлия Васильевна

В статье проводится анализ ассортимента и структуры производимой продукции, рассматривается структура затрат на производство и реализацию продукции, оценивается динамика финансовых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ механизма формирования цены на продукцию предприятия (на примере оао "Электровыпрямитель")»

УДК 338.5

Еремкина Юлия Васильевна, студентка 3 курса, направления подготовки 38.03.01 «Экономика», ФГБОУ ВО "МГУ им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЭЛЕКТРОВЫПРЯМИТЕЛЬ»)

Аннотация: в статье проводится анализ ассортимента и структуры производимой продукции, рассматривается структура затрат на производство и реализацию продукции, оценивается динамика финансовых показателей.

Ключевые слова: затраты, продукция, товарный выпуск, цена, ценовая стратегия.

Eremina Yulia Vasilievna, student of the 3rd course, areas of training 38.03.01 "Economics", Mordovian state University N.P. Ogarev (Russia, Saransk).

ANALYSIS OF THE MECHANISM OF FORMATION OF PRICES FOR THE PRODUCTS OF THE ENTERPRISE (ON THE EXAMPLE OF JSC "ELECTROVYPRYAMITEL")

Abstract. In the article an assortment and structure of production are analyzed, a structure of costs on the production and sales are seen, financial indicators in dynamics are estimated.

Keywords: costs, production, a trade release, a price, a price strategy.

ОАО «Электровыпрямитель» - крупнейшая российская электротехническая компания, с большим опытом в области разработок и производства силовых полупроводниковых приборов и оборудования для нужд многих отраслей промышленности, энергетики и транспорта, основными направлениями деятельности которой являются разработка и производство силовых полупроводниковых приборов и оборудования для нужд многих

отраслей промышленности, энергетики и транспорта. [11] Основным видом деятельности данного предприятия является производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов.

За много лет ОАО "Электровыпрямитель" зарекомендовало себя хорошим поставщиком и надежным партнером. Приборы и оборудование предприятия исправно работают в России и за рубежом более 40 лет. Предприятие поставляет свою продукцию более чем в 50 стран мира.

Для того, чтобы изучить производство и реализацию продукции данного предприятия, необходимо рассмотреть ассортимент и структуру производимой продукции.

В настоящее время перечень выпускаемых ОАО «Электровыпрямитель» приборов составляет более 1000 наименований и свыше 500 наименований преобразовательной техники, включая современные конкурентоспособные преобразователи для частотного регулирования асинхронных и синхронных двигателей мощностью до 12,5 Мгватт, напряжением до 10 Кв, тиристоры с оптическим управлением и с функциями самозащиты, запираемые тиристоры интегрированные с драйверами управления, биполярные транзисторы с изолированным затвором, с повышенной устойчивостью к энерготермоциклам, реверсивно-включаемые динисторы для коммутации сверх больших мощностей в микросекундном диапазоне и другие. Продолжаются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по производству новейших перспективных приборов силовой электроники и источников света на основе широкозонных полупроводниковых материалов. [12]

Рассмотрим ассортимент и структуру производимой продукции в ОАО «Электровыпрямитель», которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ассортимент и структура производимой продукции. [12]

Наименование показателя 2013 г. 2014 г. 2015 г.

тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб.

Товарный выпуск - всего: 1 253 928 1 942 948 2 302 369

в том числе:

Силовая полупроводниковая техника 587 747 565 367 556 895

СПП 519 078 499 151 489 368

из них:

СПП (диоды и тиристоры) 354 368 320 400 300 065

в том числе:

Диоды 192 691 187 521 176 487

Тиристоры 161 677 132 879 131 002

Модули 54 098 50 796 49 865

Ограничители напряжения 2 715 840 836

Динисторы 101 356 259

Малогабаритные приборы 51 223 68 457 69 525

Блоки СПП 4 701 8 781 7 598

Прочее СПП 1 604 1 537 1 465

Запчасти к СПП - 46 42

Полупроводниковые элементы 50 267 47 938 47 995

Охлаждающие устройства 58 549 57 873 58 569

Крепеж 10 120 8 343 9 658

Преобразовательная техника 591 963 1 301 361 1 569 854

в том числе:

Преобразователи 5 кВт и выше 535 949 1 275 238 1 834 659

в том числе:

Тиристорные 477 727 1 170 520 1 596 852

На неуправляемых вентилях 58 222 104 718 123 578

Ниже 5 кВт 1 185 2 285 3 692

Прочие изделия для преобразовательной техники 399 950 1 050

Запчасти к электрооборудованию 54 430 22 888 33 593

ПТНП 7 284 1 214 2 156

в том числе:

Мебель 166 201 305

Тара 6 002 9 508 12 657

Прочее 60 931 65 498 69 398

Из данной таблицы мы видим, что в 2014 году произошло увеличение

товарного выпуска на 689 020 тыс. рублей по сравнению с 2013 годом, а в 2015 году товарный выпуск увеличился еще на 359 421 тыс. рублей по сравнению с 2014 годом. Но многие составляющие существенно сократились. К примеру, это произошло среди силовой полупроводниковой техники и СПП, в том числе, диодов, тиристоров, модулей, ограничителей напряжения, полупроводниковых элементов, также запчастей к электрооборудованию. Наибольшее отрицательное отклонение случилось у СПП. Оно произошло в размере 33 968 тыс. рублей и составило 320 400 тыс. рублей в 2014 году, а в 2015 году по сравнению с 2014 отклонение произошло в размере 20 335 тыс. рублей и составило 300 065 тыс. рублей. Положительное отклонение

прослеживается у преобразователей 5 кВт и выше и составляет в 2014 году -739 289 тыс. рублей и в 2015 году - 559 421 тыс. рублей.

Таким образом, наблюдается увеличение товарного выпуска, которое свидетельствует об увеличении спроса на производимую продукцию, что оказывает положительное влияние на производство.

Также необходимо рассмотреть затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Для этого нужно изучить данные следующей таблицы, показывающей структуру затрат предприятия. (Таблица 2)

Таблица 2 - Структура затрат на производство и реализацию продукции. [12]

Статьи затрат 2013 г. Затраты на 1 руб. 2014 г. Затраты на 1 руб. 2015 г. Затраты на 1 руб.

тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб.

Объём отгруженной продукции (работ, услуг) 1 327 440 1 787 918 1 985 867

Затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг) 1 334 087 100,50 1 767 017 98,83 1 968 523 99,12

В том числе:

Материальные затраты 550 363 41,46 639 958 35,79 705 369 35,51

Затраты на оплату труда 416 216 31,35 505 452,3 28,27 525 869 26,48

Отчисления на соц. нужды 123 604 9,31 162 805,7 9,1 172 589 8,69

Амортизационные отчисления 38 648 2,91 45 938 2,56 48 023 2,41

Электрическая энергия 56 859 4,28 73 388 4,1 79 025 3,9

Тепловая энергия 36 283 2,73 36 833 2,06 38 957 1,96

Налоги, включаемые в себестоимость продукции 22 874 1,72 28 318 1,58 29 865 1,5

Прочие затраты 89 240 6,72 274 224 15,33 356 985 17,97

Из них:

Представительские расходы 45 0,003 139 0,007 145 0,007

Отправка посылок 352 0,02 408 0,02 498 0,02

Аудиторские 120 0,01 120 0,006 120 0,006

Транспортировка груза 5 397 0,4 4 897 0,27 5 985 0,3

Услуги за рекламу 705 0,05 2 654 0,14 3 658 0,18

Услуги пассажирского транспорта 2 881 0,21 2 999 0,16 3 250 0,16

Повышение квалификации 385 0,03 748 0,04 780 0,04

Услуги связи 4 417 0,33 4 002 0,22 4 302 0,22

Затраты на спец. питание 3 444 0,26 856 0,04 855 0,04

Командировочные расходы 6 355 0,48 5 856 0,32 5 682 0,29

Услуги других организаций 59 527 4,48 245 844 13,75 305 802 15,4

Нотариальные услуги 10 0,00 6 0,00 7,5 0,0

Страховые платежи 5 602 0,42 5 695 0,31 6 582 0,33

Переменные затраты 935 317 70,46 1 235 145 69,08 1 356 205 68,29

Постоянные затраты 398 770 30,04 531 872 29,74 533 258 26,85

Из данной таблицы видим, что объем отгруженной продукции в 2015

году увеличился на 197 949 тыс. рублей и составил 1 985 867 тыс. рублей. Это, безусловно, свидетельствует о развитии предприятия, существовании

значительного спроса на выпускаемую продукцию. Но с увеличением объема отгруженной продукции, возрастают затраты на производство и реализацию продукции. Кроме этого, из данных таблицы видно, что в 2015 году затраты составили 1 968 523 тыс. рублей, что на 201 506 тыс. рублей больше, чем в 2014 году, когда затраты были равны 1 767 017 тыс. рублей. Также в 2015 году существенные затраты приходятся на материальные услуги.

Из данной таблицы видно, что затраты на 1 рубль товарной продукции в 2014 году составили 98,83 копейки, а в 2015 году - 99,12 копеек, то есть произошло увеличение затрат.

Далее изучим изменение постоянных и переменных затрат в 2013-2015 годах, которые представлены в виде следующей диаграммы. (Рисунок 1)

На данной диаграмме наблюдается тот факт, что наибольшее количество затрат выпадает на долю переменных затрат, которые включают в себя затраты на сырье, материалы, топливо, заработную плату и другие. В 2015 году они составляли 1 356 205 тыс. рублей, что значительно выше аналогичного показателя предыдущего года. Таким образом, мы видим, что постоянные затраты, включающие в себя налоги, амортизационные отчисления, аренду и прочее, значительно меньше переменных. [1] В 2015 году они были равны 533 258 тыс. рублей, а в 2014 году -531 872 тыс. рублей.

1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0

Затраты

1356205

1235145

935317

531872 533258

398770

Переменные

Постоянные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И 2013 год < 2014 год I 2015 год

Рисунок 1 - Переменные и постоянные затраты в 2013 -2015 гг.

Далее необходимо проанализировать динамику финансовых показателей, представленную в следующей таблице. (Таблица 3) Таблица 3 - Динамика финансовых показателей. [12]

Наименование показателя Сумма, тыс. руб. Абсолютное отклонение

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2014 от 2013 2015 от 2014 2015 от 2013

Выручка 1334026 1795890 2016487 461864 220597 682461

Себестоимость продаж 1138894 1558475 1727221 419581 168746 588327

Валовая прибыль (убыток) 195132 237415 289226 42283 51811 94094

Коммерческие расходы 16241 19467 18627 3226 -840 2386

Управленческие расходы 178952 193699 222088 14747 28389 43136

Прибыль (убыток) от продаж -61 24249 48551 24310 24302 48612

Доходы от участия в других организациях 2300 2000 6381 -300 4381 4081

Проценты к получению 2530 1441 11087 -1089 9646 8557

Проценты к уплате 2462 7683 11532 5221 3849 9070

Прочие доходы 120414 32054 39335 -88360 7281 -81079

Прочие расходы 88135 32606 67975 -55529 35369 -20160

Прибыль (убыток) до налогообложения 34586 19455 25847 -15131 6392 -8739

Чистая прибыль (убыток) 9634 10001 13935 367 3934 4301

Себестоимость - это сумма, выраженных в денежной форме затрат предприятия, необходимых для производства и реализации продукции, работ и услуг. [14] Она свидетельствует об успехе и неудачах предприятия в производстве некоторой продукции. [2] Если себестоимость продукции предприятия ниже аналогичного показателя конкурентов, то это свидетельствует о нерациональном производстве на предприятии. Однако, чем выше показатель себестоимости, тем выше цена на продукцию. [4, с. 102] Разность между ценой и себестоимостью образует прибыль, которая является ключевым показателем анализа хозяйственной деятельности предприятия, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, обобщаются итоги хозяйствования. [5, с. 378]

Таким образом, для повышения прибыли нужно увеличить цену на продукцию или уменьшить себестоимость, что может быть достигнуто за счет уменьшения содержащихся в ней затрат.

Проанализировав таблицу 3, мы видим, что выручка в 2014 и 2015 годах и себестоимость продукции возросли примерно на 35%, соответственно, увеличилась валовая прибыль. С ростом выручки возросли и расходы, как коммерческие, так и управленческие. Кроме того, можно отметить, что в 20132015 годах прослеживалось увеличение прибыли от продаж. Доходы от участия в других организациях сократились примерно на 13%. Чистая прибыль возросла в 2015 году по сравнению с 2014 на 3 934 тыс. рублей.

Таким образом, анализ абсолютных показателей данной таблицы показывает, что в 2015 г. у ОАО «Электровыпрямитель» наблюдаются высокие финансовые результаты по сравнению с фактическими данными предыдущих лет. [6]

Существенная доля выпускаемой продукции ОАО «Электровыпрямитель» реализуется через косвенные каналы сбыта. Система сбыта продукции предполагает высокую оперативность предоставления информации, стимулирование сбыта новинок и неликвидной продукции. Главная проблема ОАО «Электровыпрямитель» при формировании отношений с посредниками - отсутствие единой системы взаимодействия с ними. [11]

К маркетинговым мероприятиям предприятия относятся: участие в выставках национального и международного уровня, издание каталогов продукции, размещение научных статей в соответствующих отраслевых журналах, а также реклама в сети Интернет. [3, а 125-126]

Кроме того, предприятие участвует в наиболее важных национальных и мировых мероприятиях, которые осуществляются в сфере электроэнергетики, проводит мониторинг направлений развития мировой экономики и за изменениями в предпочтениях потребителей. Также, большая часть расходов на связь с клиентами отдается на издание научных статей в специальных отраслевых журналах. Однако данное предприятие мало средств вкладывает в развитие компании в сети Интернет. [11]

Таким образом, стимулирование продаж на предприятии ОАО «Электровыпрямитель» с каждым годом совершенствуется, о чем

свидетельствует увеличение объема продаж и выручки от реализации продукции. В 2014-2015 гг. ОАО «Электровыпрямитель» пересматривало цены на продукцию. На повышение цен воздействовал рост цен на закупаемые сырье и материалы, комплектующие изделия, увеличение заработной платы и некоторые другие причины.

ОАО «Электровыпрямитель» свойственна стратегия средних цен, применяющаяся на всех фазах жизненного цикла, за исключением спада. Она схожа для многих предприятий, которые рассматривают получение прибыли в качестве долгосрочной стратегии. Большинство предприятий расценивают данную стратегию более справедливой, так как она исключает «войны цен», не ведет к возникновению новых конкурентов. [11]

Формирование ценовой стратегии на предприятии предполагает проведение некоторых работ и расчетов. Во-первых, устанавливается оптимальная величина затрат на производство и продажу продукции предприятия для того, чтобы получить прибыль при уровне цен на рынке, которого предприятие может достичь для своей продукции. Во-вторых, определяется полезность продукции для покупателей. В-третьих, определяется уровень объема продаж продукции. [15, а 239-240]

Самым известным методом установления цен на предприятии ОАО «Электровыпрямитель» является способ формирования цены на основе издержек производства. [7] Это связано с тем, что этот способ расчета цен является наиболее простым, так как предприятию не нужно периодически менять цены в соответствии с колебанием спроса.

В настоящее время организации необходимо управлять работой предприятия так, чтобы обеспечить быструю и надежную связь между разными служащими для их слаженного взаимодействия. Предприятию нужно улучшать связи с отечественными производителями комплектующих, необходимых для производства СПП, так как в настоящее время применяются материалы зарубежных фирм. Транспортные расходы уменьшаются в связи с сокращением затрат на доставку сырья и материалов, а также на транспортировку готовой продукции. [10]

Таким образом, под формированием стратегии ценообразования подразумевается большое число различных, но связанных решений в сфере определения цен на весь ассортимент выпускаемой продукции, ориентированных на получение наибольшей прибыли.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Аверина О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Аверина О.И., Москалева Е.Г., Челмакина Л.А., Давыдова В.В., Лушенкова Н.И., Саранцева Е.Г., Горбунова Н.А., Лезина Е.Г., Меркулова И.Ф. учебник / Москва, 2016. (2-е издание, переработанное и дополненное)

2 Давыдова В. В. Зарубежный опыт учета и анализа / В. В. Давыдова, Е. Г. Москалева, Н. А. Горбунова. - Саранск, 2011. 120 с. (2-е издание, дополненное и исправленное)

3 Давыдова В.В., Москалева Е.Г., Пронина О.Р., Челмакина Л.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / В.В. Давыдова - изд. 2-ое исп. и доп. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та. - 2011. - 176 с.

4 Добрынин А.И. Экономическая теория/ Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. - 4-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 560 с.

5 Любушин, Н.П. Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов. - М. :ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 471 с.

6 Москалева Е. Г. Стратегический анализ в деятельности фирмы -функция и ее организация / Е.Г. Москалева // Системное управление. - 2013. - № 2 (19). - С. 28.

7 Москалева Е. Г., Чекалдаева Ю.А. Совершенствование финансовой стратегии бизнес - субъекта (на примере машиностроительного предприятия Республики Мордовия ОАО «Станкостроитель») // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 1328-1333.

8 Москалева Е. Г., Аширова А. Р. Выявление взаимосвязи «затрат», «издержек» и «расходов» зависящих от положения ресурсов // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 1340-1344.

9 Москалева Е. Г., Дергунова Е. О. Стратегия управления эффективным ресурсопотреблением // Экономика и социум. - 2015. - № 1-3 (14). - С. 12551260.

10 Москалева Е.Г. Повышение эффективности деятельности стратегических предприятий Республики Мордовия // Системное управление. 2016. № 1 (30). С.25.

11 Официальный сайт ОАО «Электровыпрямитель» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http : //www.elvpr.ru/index .php (дата обращения: 12.12.2016)

12 Официальный сайт ОАО «Электровыпрямитель» [Электронный ресурс]/Годовая отчетность. - Режим доступа: http : //www.elvpr.ru/dopinfo/years .php (дата обращения: 12.12.2016)

13 Сауткина Л.С., Москалева Е.Г. Маржинальный анализ затрат на производство продукции на перерабатывающих предприятиях // Контентус. -2015.- № 3 (32).- С. 65-68.

14 Формирование себестоимости продукции. / Под редакцией Кузнецовой А.А. - М.: Налоговый вестник, 2013

15 Экономика организации: учебное пособие /В.П. Самаркина, Г.В. Черезов, Э.А. Карпов. - М.: КНОРУС, 2010. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.