Научная статья на тему 'Анализ материальных запасов автомобилестроительного предприятия в посткризисный период (по данным ОАО «УАЗ» за 2010 – 2012 гг. )'

Анализ материальных запасов автомобилестроительного предприятия в посткризисный период (по данным ОАО «УАЗ» за 2010 – 2012 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1342
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАПАСЫ / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД / ECONOMIC ANALYSIS OF ENTERPRISE / MATERIAL AND PRODUCTION STOCKS / AUTOMOTIVE INDUSTRY / POST-CRISIS PERIOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаев Михаил Сергеевич

В статье проанализированы материально-производственные запасы автомобилестроительного предприятия на примере ОАО «УАЗ», выявлена динамика состояния товарно-материальных запасов, и дана оценка эффективности их использования. Кроме того, в статье дана характеристика изученного предприятия, раскрыты основные принципы ведения бухгалтерского учета материальных запасов, отраженные в Учетной политике ОАО «УАЗ». Разработаны рекомендации по улучшению состояния и повышению эффективности использования запасов на рассмотренном автозаводе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Исаев Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF MATERIAL STOCKS OF THE AUTOMOBILE BUILDING ENTERPRISE DURING THE POST-CRISIS PERIOD (ACCORDING TO DATA OF JSC «UAZ» FOR 2010 2012)

In article material and production stocks of the automobile building enterprise on the example of JSC «UAZ» are analyzed, dynamics of a condition of inventory holdings is revealed and the assessment of efficiency of their use is given. Besides, in article the characteristic of the studied enterprise is given, the basic principles of conducting accounting of the material stocks, reflected in Accounting policies of JSC «UAZ» are opened. Recommendations about improvement of a condition and increase of efficiency of use of stocks AT the considered automobile factory are developed.

Текст научной работы на тему «Анализ материальных запасов автомобилестроительного предприятия в посткризисный период (по данным ОАО «УАЗ» за 2010 – 2012 гг. )»

АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ АВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (по данным ОАО «УАЗ» за 2010 - 2012 гг.)

М. С. ИСАЕВ

В статье проанализированы материально-производственные запасы автомобилестроительного предприятия на примере ОАО «УАЗ», выявлена динамика состояния товарноматериальных запасов, и дана оценка эффективности их использования. Кроме того, в статье дана характеристика изученного предприятия, раскрыты основные принципы ведения бухгалтерского учета материальных запасов, отраженные в Учетной политике ОАО «УАЗ». Разработаны рекомендации по улучшению состояния и повышению эффективности использования запасов на рассмотренном автозаводе.

Ключевые слова: экономический анализ предприятия, материально-производственные запасы, автомобильная промышленность, посткризисный период.

Как известно, мировой финансово-экономический кризис 2008 г. оказал крайне негативное влияние на автомобильную промышленность во всем мире, в том числе и в России. Данное явление вызвано тем, что автомашины представляют собой товары длительного пользования и большой стоимости. Во время преобладания кризисных явлений в экономике спрос на них резко снижается из-за тревожных ожиданий и ухудшения финансовой обеспеченности потенциальных покупателей, которые формируют спрос на продукцию автозаводов.

Острая фаза экономического кризиса пришлась на 2009 г. Восстановление народнохозяйственного потенциала началось в 2010 г., оно спровоцировало рост спроса на автомобильную продукцию, который послужил увеличению объема выпуска автомобильной техники в нашей стране.

В описанных экономических условиях возросло значение анализа материально-производственных запасов (МПЗ) коммерческих организаций, который помогает своевременно отслеживать изменения состояния и эффективности использования товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

Прежде чем приступать непосредственно к анализу имеющейся информации необходимо описать предмет исследования - изучаемый экономический субъект, а так же рассмотреть основные принципы оценки товарно-материальных за-

пасов (ТМЗ), применяемые в исследуемой организации.

Автомобильный завод в городе Ульяновске отсчитывает свою историю с 1941 г. В 1992 г. предприятие преобразовано в Акционерное Общество Открытого Типа «Ульяновский Автомобильный Завод» (АООТ «УАЗ») [5]. По состоянию на 31 декабря 2012 г. 68 % голосующих акций хозяйствующего субъекта принадлежит Вадиму Аркадьевичу Швецову в лице ОАО «Соллерс». В настоящее время, названное физическое лицо занимает должность Генерального директора ОАО «УАЗ». Еще 15 % обыкновенных акций находится в федеральной государственной собственности [4].

На 31 декабря 2012 г. численность работников предприятия составляла 8 736 чел. [4].

Ульяновский автозавод производит автомобили многоцелевого назначения, а так же специальную технику на их основе.

Бухгалтерский учет МПЗ осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 и Учетной политикой ОАО «УАЗ» от 30 декабря 2011 г. (Приказ № 536) [4].

Согласно пункту 3.6.1. Учетной политики ОАО «УАЗ» [4] к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются:

1) активы, используемые в качестве сырья, материалов и т. п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

2) специальный инструмент и специальные приспособления;

3) специальная одежда;

4) активы, предназначенные для продажи;

5) активы, используемые для управленческих нужд организации.

Пункт 3.6.3. гласит, что материальнопроизводственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

В пункте 3.6.5. говорится, что материальнопроизводственные запасы, на которые в течение отчетного года рыночная цена снизилась или они морально устарели либо полностью или частично потеряли свои первоначальные качества, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости с учетом физического состояния запасов.

В соответствии с пунктом 3.6.8. при отпуске материалов в производство их оценка производится по средней себестоимости.

В пункте 3.8.1. указано, что готовая продукция - это часть материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Учет готовой продукции ведется на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости, в аналитическом учете движение отражается по учетным ценам по каждому наименованию по местам хранения и отдельным видам готовой продукции. В качестве учетных цен на готовую продукцию применяется нормативная (плановая) себестоимость. Готовая продукция основного производства в Бухгалтерском балансе учитывается по фактической производственной себестоимости. Расчет фактической производственной себестоимости готовой продукции (автомобилей, запасных частей) определяется в разрезе модификаций (автомобили), в разрезе групп по номенклатуре (запасные части).

По данным отраслевого издания - газеты «Авторевю» в 2009 г. Ульяновский автозавод произвел 32636 автомобилей или 27 % от производственной мощности (120 000 экземпляров в год) [3]. По итогам 2010 г. изучаемый экономический субъект выпустил 55223 единицы легковых транспортных средств (46 %) или на 69 % больше чем в кризисный период [3]. В 2011 г. ОАО «УАЗ» изготовило 63 890 автомашин (53 %) [3]. За 2012 г. исследуемое предприятие выпустило 70 434 единицы автомобильной техники (59 %) [3]. За посткризисный период прирост объемов производства составил 28 %. По отношению к базисному значению количество выпускаемых в год автомобилей увеличилось в 2,2 раза.

Задачи анализа товарно-материальных запасов:

1) определить основные показатели и коэффициенты, характеризующие состояние и эффективность использования МПЗ;

2) выявить и оценить динамику состояния и эффективности использования ТМЗ;

3) изучить причины сложившегося состояния и изменения эффективности использования материальных запасов;

4) разработать рекомендации по улучшению состояния и повышению эффективности управления материально-производственными запасами.

Показатели, характеризующие состояние и эффективность использования материальнопроизводственных запасов, разделяются на количественные, измеряемые в денежных и материальных единицах, и качественные, измеряемые в процентах, разах и днях.

К количественным показателям, характеризующим запасы, относятся:

1) Сумма материальных запасов (МПЗ), отраженная в Разделе II Актива Баланса - обозначает сумму средств, находящуюся в ТМЦ на отчетную дату (последний день финансового квартала) [1];

2) Среднегодовая сумма товарноматериальных запасов ^МПЗСС) - определяется по среднехронологической формуле с учетом поквартальных данных (МПЗ^. где N - номер квартала (I, II, III, IV)), в том числе в расчет берется значение за IV квартал года, предшествующего исследуемому (МП30). Описывает среднюю сумму средств в материальных запасах в рассматриваемом году [2].

МПЗ-

МПЗС + МПЗ [у + + + Ь,.ШЗ[[[

Вышеуказанные показатели определяются при помощи данных, отраженных в Бухгалтерском балансе.

На основе количественных показателей вычисляются качественные показатели, характеризующие состояние и эффективность использования товарно-материальных запасов. К качественным показателям относятся:

1. Производственные запасы в днях затрат ("ПЗд^) - характеризуют количество дней полного исчерпания складов производственных запасов, т.е. показывают срок бесперебойной работы организации без закупок ТМЦ. Исчисляются как отношение суммы производственных запасов (ПЗ)

из бухгалтерской (финансовой) отчетности к однодневной сумме фактических производственных затрат (СП) [2, с. 118].

ПЗ х 365

ПЗдз -

СП

2. Готовая продукция в днях реализации (ТПд^ - показывает количество дней полного исчерпания складов готовой продукции, т.е. период между поступлением изделий с основного производства на склад и выбытием в связи с продажей потребителям. Вычисляется путем деления суммы остатков готовой продукции и товаров для перепродажи, а так же товаров отгруженных (ГП) на однодневную сумму выручки от реализации (В) [2, с. 119].

3. Оборачиваемость материальных запасов в днях ГОбмп^) и разах ^К0бжз^ - характеризует число дней одного оборота средств в МПЗ и количество таких оборотов в изучаемом периоде. Оборачиваемость, измеряемую в днях, находят путём деления среднегодовой суммы товарно-материальных запасов на однодневную выручку [2, с. 119].

Коэффициент оборачиваемости (КОбмп^) определяют как отношение суммы выручки к среднегодовой сумме оборотных средств [2, с. 119].

В зависимости от ускорения либо замедления оборачиваемости средств в материальнопроизводственных запасах, из оборота могут извлекаться либо привлекаться в него денежные средства. Сумма привлеченных (извлеченных) средств вычисляется путем умножения однодневной выручки на число дней замедления (ускорения) оборачиваемости ТМЗ.

3 365 х (Oojjn3l — Otjj^O]

4. Рентабельность материально-производственных запасов (Рнп^) ~~ показывает сумму прибыли, приходящуюся на 1 рубль средств, вложенных в материальные запасы. Определяется как отношение чистой прибыли (ЧП) к среднегодовой сумме оборотных средств [2 с.120].

гыпз -

ЧП х 100%

МШ -

Состояние материально-производственных запасов характеризуют:

1) Количественные показатели,

Структура запасов,

Сроки полного исчерпания ТМЦ на складах, Соотношение динамики материальных за-

2)

3)

4)

пасов и тенденций производства и реализации.

Поквартальные данные о суммах материально-производственных запасов ОАО «УАЗ» за 2010 - 2012 гг. (тыс. руб.) [5]

Таблица 1

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г.

МПЗ г, 2 108 386 2 177 540 1 452 792

МПЗГ 2 912 650 1 769 918 1 633 311

Mll3rr 2 363 279 1 567 367 1 965 973

МШутт 2 734 325 1 821 473 2 156 585

Ml lorv 2 177 540 1 452 792 1 631 917

За рассматриваемый период сумма товарноматериальных запасов сократилась на 23 %. В связи с увеличением объема производства на 28 % к 2010 г. данный факт хозяйственной деятельности является приемлемым, т. к. снижение суммы запасов не оказывает отрицательное влияние на объем выпуска продукции. Причиной указанного явления могло стать снижение остатков готовой продукции на складах автозавода связанное с возросшим в по-сткризисный период спросом на автомобили. Для

сохранения сложившейся ситуации необходимо поддерживать и стимулировать спрос на изготавливаемые автомобили.

В 2010 г. среднегодовая сумма МПЗ составила 2 538 304 тыс. руб. За 2011 г. она сократилась на 794 823 тыс. руб. На 31 декабря 2012 г. названная сумма была ровна 1 824 556 тыс. руб. За два года среднегодовая сумма МПЗ сократилась на 713 748 тыс. руб. или на 28 % по отношению к базисному значению. В связи с обратно пропорциональной

динамикой объема выпуска продукции описываемая тенденция является закономерной, т.е. уменьшение данного показателя происходит не в ущерб основному производству, а симметрично увеличению его объема. Таким образом, при сохранении базисного значения описываемого показателя, увеличение объемов производства составило бы 56%. Указанное явление свидетельствует об ускорении оборачиваемости средств в материальных запасах, т. к. рост объема производства увеличивает выручку, а сокращение среднегодовой суммы запасов уменьшает количество дней одного оборота средств в ТМЦ. Причиной подобного снижения стало сокращение поквартальных сумм ТМЗ. Для уменьшения среднегодовой суммы материально-производственных запасов необходимо снижать себестоимость производства, путем внедрения в процесс выпуска продукции инновационных и энергосберегающих технологий, способствующих ускорению производственного цикла, а так же закупки материалов и полуфабрикатов по приемлемым ценам.

При анализе структуры материальных запасов, товарно-материальные ценности группируются по принципу готовности конечного продукта и своему местонахождению:

1) Производственные запасы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие и т. п. на складах),

2) Незавершенное производство (активы, задействованные на производстве и находящиеся в цехах предприятия),

3) Готовая продукция и товары для перепродажи (конечные изделия на товарных складах организации).

По степени ликвидности производственные запасы и незавершенное производство относятся к медленно реализуемым активам, а готовая продукция и товары для перепродажи к быстро ликвидному имуществу предприятия.

На 1 января 2010 г. производственные запасы составляли 821 843 тыс. руб. (39 % от общей суммы товарно-материальных запасов). За указанный год сумма производственных запасов увеличилась на 92 880 (3 %). На 31 декабря 2011 г. сумма средств, находящихся в производственных запасах была равна 1 104 778 (76 %). В 2012 г. увеличение названной суммы составило 118 833 тыс. руб. Удельный вес в общей сумме товарно-материальных ценностей снизился на 1 %. В сумме за три года рост суммы производственных запасов составил 401 768 тыс. руб. (36 %) или в 1,5 раза к 1 января 2010 г., в процентном отношении к общей сумме МПЗ -в 2 раза. Данное увеличение на 28 % (57 % от прироста) обусловлено ростом объема производства

автомобилей и на 22 % (43 %) другими факторами, т.е. чистый прирост суммы производственных запасов составил 22 % по отношению к 1 января 2010 г. Смеем предположить, что подобное увеличение производственных запасов связано с планами руководства коммерческой организации в 2013 г. увеличить объем выпуска автомобилей. Для снижения суммы производственных запасов необходимо сократить производственный цикл, что позволит ускорить оборачиваемость средств в МПЗ.

Незавершенное производство на 1 января 2010 г. было равно 282 239 тыс. руб. или 13 % от суммы МПЗ. В названном году сумма средств в незавершенном производстве сократилась на 13 984 тыс. руб. (1 %). На 31 декабря 2011 г. она ровнялась 305 427 тыс. руб. (21 %). В 2012 г. данная сумма увеличилась на 60 152 тыс. руб. (1 %). За весь исследуемый период незавершенное производство возросло на 83 340 тыс. руб. (9 %) или на 30 % к базисному значению, что является нормальным, т.к. соотносится с ростом объема производства. Чистое увеличение объема незавершенного производства составило 2 %. Для сохранения оптимальной суммы незавершенного производства, его динамика должна быть прямо пропорциональна объему выпуска автомобилей. Для сокращения исследуемой суммы необходимо ускорять производственный цикл.

На 1 января 2010 г. готовая продукция, товары для перепродажи и отгруженные составляли

1 004 304 тыс. руб. (48 % в общей сумме ТМЗ). За указанный год они сократились на 9 742 (2 %). На 31 декабря 2011 г. сумма средств, находящаяся в готовой продукции и товарах ровнялась 42 587 тыс. руб. (3 %). За 2012 она увеличилась на 140 тыс. руб. За три года остатки готовой продукции и товаров сократились на 961 577 тыс. руб. или в 23,5 раза. Доля в общей сумме запасов уменьшилась в 16 раз. Это положительное явление обусловлено ростом спроса на производимую заводом продукцию, причиной которого служит снижение кризисных явлений в экономике. Для сохранения достигнутого результата необходимо поддерживать высокий спрос путем постоянного совершенствования изготавливаемых автомашин и оптимизации розничных цен.

Для оценки эффективности использования товарно-материальных запасов требуется найти сумму дней полного исчерпания складов производственных запасов и готовой продукции, а так же выявить динамику оборачиваемости и рентабельности средств в запасах. Для определения значений показателей эффективности управления материальными запасами воспользуемся данными, указанными в таблице 2.

Таблица 2

Основная информация Отчета о финансовых результатах ОАО «УАЗ» за 2010 - 2012 гг. (тыс. руб.) [5]

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Выручка 20 644 594 26 400 511 27 931 414

Себестоимость 17 127 164 23 452 543 25 225 163

Чистая прибыль 1 371 241 467 081 985 596

В 2010 - 2012 гг. производственных запасов хватало на 17-20 дней бесперебойной работы предприятия, т. е. завод в полной мере обеспечен производственными запасами и имеет резерв запасов на 2,5 недели. За исследуемый период данный показатель сократился на 10 % и составил 18 дней. При сравнении с ростом объема производства можно сделать вывод о том, что чистый прирост на 21 % суммы производственных запасов увеличил на 18 % количество дней полного их расходования. Указанное явление свидетельствует об уверенности руководства предприятия в уровне спроса на продукцию автозавода. Для дальнейшего уменьшения описываемого показателя необходимо вовлекать в производство простаивающие мощности, т. е. наращивать объем выпуска автомобилей.

За рассматриваемый период готовая продукция в днях реализации сократилась в 30 раз (с 18 дней до 0,6 дня). В связи с ростом объемов производства и реализации названное явление указывает на то, что товарные автомашины находятся на складе предприятия минимальное количество времени и практически сразу поставляется в дилерские центры и иным покупателям. Данная динамика может быть охарактеризована положительно, т. к. представляет собой подтверждение спроса на выпускаемую продукцию. Для сохранения достигнутого значения требуется поддерживать динамично развивающийся интерес к выпускаемым автомобилям со стороны покупателей.

Оборачиваемость материально-производственных запасов за изучаемый промежуток времени ускорилась в 2 раза (с 45 дней (8 р/г) до 24 дней (15 р/г)). В результате ускорения из оборота высвобождено 1 518 930 тыс. руб. (26 400 511 -I- 365 X (24 — 45)). Уменьшение количества дней одного оборота средств в материальных запасах - позитивный факт хозяйственной деятельности, приведший к высвобождению 1,5 млрд руб., которые были использованы при решении других задач, стоящих перед автозаводом. Причиной данному явлению послужило увеличение выпуска изготавливаемых внедорожных автомобилей, обусловленное ростом спроса на них, а так же значительным сокращением средне-

годовой суммы запасов. Для сохранения сложившейся ситуации необходимо поддерживать спрос на продукцию путем усовершенствования выпускаемой автомобильной техники, улучшения ее потребительских свойств.

Рентабельность материальных запасов за исследуемый период осталась без изменений и является высокой - 54 %, т. е. 1 руб., вложенный в МПЗ, приносит 54 копейки чистой прибыли. Однако, в 2011 г. данный показатель сокращался в

2 раза. Данные колебания обусловлены изменениями суммы чистой прибыли. Для повышения рентабельности необходимо увеличивать сумму чистой прибыли, т.е. стимулировать рост суммы выручки и снижать издержки, а так же сокращать среднегодовую сумму запасов через увеличение объема выпуска продукции и ускорение оборачиваемости. Стоит отметить, что рост объема производства увеличит сумму выручки, т. е. чем больше объем производства, тем выше рентабельность (при условии постоянства затрат).

В целом состояние и эффективность использования материально-производственных запасов на ОАО «УАЗ в посткризисный период можно оценить положительно. Рост объема выпуска продукции на 28 % (15 тыс. автомобилей в год) за 2010 - 2012 гг. обусловил обратно пропорциональную динамику среднегодовой суммы средств в материальных запасах, которая совместно с увеличением на 35 % (7,3 млрд руб.) суммы выручки стала причиной двукратного ускорения оборачиваемости средств в товарно-материаль-ных запасах. Сокращение количества дней одного оборота средств в запасах привело к высвобождению из оборота 1,5 млрд руб.

Для сохранения сложившейся тенденции предприятию необходимо поддерживать и стимулировать спрос на изготавливаемую продукцию. Это позволит увеличить сумму реализации и чистой прибыли, ускорить оборачиваемость средств в МПЗ и их рентабельность. Ускорение оборачиваемости запасов приведет к снижению суммы средств в МПЗ, необходимой для нормального функционирования завода, т. е. обусловит снижение количественных показателей без ущерба основному производству.

Для стимулирования спроса на продукцию автозавода требуется повышать качество сборки автомобилей, улучшать их потребительские свойства и придерживаться оптимальных розничных цен. Кроме того, осуществлять сотрудничество с органами государственной власти, направленное на поддержание интереса потенциальных покупателей к выпускаемой продукции, и увеличение финансовых возможностей целевой аудитории, например крестьянско-фермерских хозяйств.

Литература

1. Абдукаримов И. Т. Роль и значение бухгалтерского баланса для управления финансами коммерческих предприятий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. №. 11. С. 10-23.

2. Абдукаримов И. Т., Беспалов М. В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): учеб. пособие. М., 2012. С. 120.

3. иКЬ: http://www.autoreview.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. иКЬ: http://www.e-disclosure.ru

5. иКЬ: http://www.uaz.ru

* * *

THE ANALYSIS OF MATERIAL STOCKS OF THE AUTOMOBILE BUILDING ENTERPRISE DURING THE POST-CRISIS PERIOD (ACCORDING TO DATA OF JSC «UAZ» FOR 2010 - 2012)

M. S. Isayev

In article material and production stocks of the automobile building enterprise on the example of JSC «UAZ» are analyzed, dynamics of a condition of inventory holdings is revealed and the assessment of efficiency of their use is given. Besides, in article the characteristic of the studied enterprise is given, the basic principles of conducting accounting of the material stocks, reflected in Accounting policies of JSC «UAZ» are opened. Recommendations about improvement of a condition and increase of efficiency of use of stocks AT the considered automobile factory are developed.

Key words: economic analysis of enterprise, material and production stocks, automotive industry, post-crisis period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.