ных задержек, скорость будет удовлетворять условиям быстрого и комфортного передвижения пассажиров.
По улице Советская проходит 30% городских маршрутов маршрутного пассажирского транспорта. Данный участок перегружен пассажирским транспортом. Это является причиной многочисленных наложений и дублирования маршрутов следования автобусов и троллейбусов. Поэтому для оптимизации работы городской системы пассажирского сообщения и более широкого покрытия зоны возможного образования пассажиропотоков необходимо рассредоточить линии работы общественного транспорта. Для этого часть маршрутов проходящих по рассматриваемому участку улицы Советская следует перенести.
Данное мероприятие позволит частично разгрузить улицу Советская от общественного транспорта, создающих помехи для движения легковых ТС, а так же увеличит транспортную зону покрытия, и соответственно охват большего количества точек притяжения пассажиров.
Таким образом, на проектируемом участке организуется обособленные полосы маршрутного пассажирского транспорта по крайним левым полосам.
Принимая во внимание, что проектируемое движение идет по крайним левым полосам, необходимыми условиями обеспечения безопасности массовых пассажирских пе-
ревозок являются: исправные транспортные средства, соответствующие дорожным условиям и объему пере-возок, высокая квалификация, надежность и дисциплинированность водителей и всего служебного персонала, жесткое соблюдение ПДД участниками дорожного движения не приоритетного транспорта.
Результаты расчета мероприятий показали значительное снижение транспортных задержек и потерь времени пассажиров в пути, увеличение пропускной способности дорог, уменьшение конфликтных точек, что влечет за собой уменьшение количества ДТП, числа пострадавших, а так же снижение негативного воздействия транспортных средств на окружающую среду.
Список литературы:
1. Антонова А. А., Михайлов А. Ю. Критерии выделения полос приоритетного движения маршрутного пассажирского транспорта [Электронный ресурс] URL: http://towntraffic. narod.ru/Russian/Sy&ems/2007/ant.htm (дата обращения: 15.01.2016).
2. Движение маршрутного пассажирского транспорта [Электронный ресурс] URL: http://&udopedia.ru/8_169621_ dvizhenie-marshrutnogo-passazhirskogo-transporta.html (дата обращения: 15.01.2016).
АНАЛИЗ МАРШРУТНОЙ СЕТИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТАМБОВА
Жиркова Александра Александровна
Магистрант ТГТУ, г. Тамбов
Титова Полина Александровна
студент, ТГТУ, г. Тамбов
Басов Кирилл Александрова
Магистрант ТГТУ, г. Тамбов
Ивлев Виктор Юрьевич
Магистрант ТГТУ, г. Тамбов
АННОТАЦИЯ
В данной работе рассматривается функционирование маршрутной сети на примере города Тамбова. В ходе исследования выявлены недостатки ее работы из-за несоответствия количества автомобилей современным условиям, дорожно-транспортных происшествий, не спланированного расписания автобусов.
ABSTRACT
In this paper we consider the operation of route networks on the example of Tambov. The &udy identified deficiencies of its work due to the mismatch in the number of vehicles present conditions, road accidents, not planned bus schedules.
Ключевые слова: город Тамбов, маршрутная сеть, общественный транспорт, функционирование.
Keywords: Tambov, route network, public transport, fonctions.
Существующая маршрутная сеть общественного транспорта уже не может в полной мере удовлетворять потребности растущего, динамично развивающегося города. Наиболее распространенной проблемой являются заторы на дорогах, в частности из-за узких дорог, не соответствующих количеству автомобилей в современных условиях, дорожно-транспортных происшествий, а так же из-за неправильной работы маршрутной сети города.
Тамбов - город Российской Федерации, административный центр Тамбовской области, является также административным центром Тамбовского района (но не входит в состав этого района, так как Тамбов является самостоятельным городским округом). Город расположен на реке Цна (бассейн Оки), в 460 км к юго-востоку от Москвы. Площадь - 92 км2. [2]
Городской транспорт представлен троллейбусами, автобусами и маршрутными такси.
Рассмотрим вышеперечисленные существующие проблемы функционирования маршрутной сети на примере улицы Советской города Тамбова.
Улица Советская относится к не скоростным автомобильным дорогам на основании Постановления правительства РФ № 767 от 28.10.2009 г. «О классификации автомобиль-
ных дорог в Российской Федерации». [1] Она является центральной улицей города и играет большую роль в решении внутрихозяйственных транспортных проблем. Она относится к магистральным улицам районного значения; расчетная скорость движения 60 км/ч; число полос движения 6; ширина полосы движения 3,5 м; ширина проезжей части 21 м.
Рисунок 1. Улица Советская г. Тамбова
По улице Советская города Тамбова проходит 8 маршрутов троллейбусов, 31 маршрут автобусов (таблица 1).
Таблица 1
Маршруты на ул. Советская г. Тамбова
№ маршрута Наименование маршрута Плановое количество транспорта
2 3 4
Троллейбусы
1 «ст. «Динамо» - ул. Магистральная» 10+1рез
3 «ж.д. вокзал - ОАО «Пигмент» 1
5 «ж.д. вокзал - ОАО «Пигмент» 2
6 «ст. «Динамо - ул. Магистральная» 14
8/14 «ст. «Динамо-ТЭЦ» 3
8м «МЖК-ст. «Динамо-ТЭЦ» 1
11 «ОАО «Пигмент» - ул. Районная» 1
12 «ОАО «Пигмент» - ул. Районная» 2
Автобусы
8 «ст. «Динамо» - ул. Чичерина» 2
18 «Ж.д. вокзал - ул. Магистральная» 2
60/60М «Чичерина-Московская-Ц.р.» 2 (разрыв)
1 «ст. «Динамо - ул. Чичерина» 26
36 «МЖК - Чичерина - МЖК» ч/п (4)
8-к «ст. «Динамо - ТГТУ» 5 газ
8Б «Балаш.-ст. «Динамо - ТГТУ» ч/п (1)
8 «ст. «Динамо - ул. Чичерина» 6 авт
13-к «ул.Сенько - д.Красненькая» 10+2рез
62 «ул. Рылеева - ул. Балашовская» 1газ
32 «Ж.д. вокзал - ОАО «Пигмент» 7
32-к «Ж.д. вокзал - станция защиты растений» ч/п (1)
31-А «Полынковское кл. - ОАО « Пигмент» ч/п (1)
41 «ОАО «Пигмент - а/в Тамбов» ч/п (2)
18 «Ж.д. вокзал - ул. Магистральная» 18
Продолжение таблицы
44 «Ж.д. вокзал - ул. Чичерина» 10
18-с «Ж.д. вокзал - п. Северный» 4
33С «Полынковск. кл. - пос. Строитель» ч/п (1)
33 «Полынковск. кл. - ст. Динамо» 12 газ
33Б «Полынковск. кл.-ул. Балаш- ст. Динамо» ч/п (2) газ
34 «Полынковск. кл. - ТЭЦ» 10 газ
38 «Динамо -Солнечный-Динамо» ч/п (1)газ
45 «а/в Тамбов» - ст. «Динамо» 10+1рез
45 «а/в Тамбов» - ст. «Динамо» 4 газ(ч/п)
39 «ст. «Динамо - Рубежный проезд» 1авт (ч/п)
39 «ст. «Динамо - Рубежный проезд» ч/п (1 газ)
50 «МЖК - ул. Магистральная - МЖК» 16
55 «МЖК - ул. Рылеева - МЖК» 15
51 «ул.Сенько -ст. «Динамо» 6
51-м «ул.Сенько - МЖК» 1(ч/п)
52 «ул.Сенько - ул. Чичерина» 16
Автобусы ходят по расписанию, но из-за несогласованности расписания и из-за «борьбы» за пассажиров (кто первым подъедет к остановке и соберет большее количество пассажиров) автобусы останавливаются по 3-4 на одной остановке (рис. 2 а), они там не умещаются, создают помехи для других участников движения. Автобусы начинают
движение не по порядку, т. е. автобусы стоящие посередине начинают движение раньше, выезжая сразу на вторую полосу, тем самым оставляя для движения транспортного потока одну полосу, что повышает риск возникновения ДТП и снижает скорость транспортного потока (рис. 2 б).
Рисунок 2. Примеры работы маршрутно-транспортной сети
Нередко бывают случаи, когда МПТ производят высад- ют возможности подъехать к остановке и вынуждены ждать ку-посадку на пешеходных переходах, что мешает движе- своей очереди (рис. 3 б). нию самих пешеходов (рис. 3 а). Зачастую автобусы не име-
Рисунок 3. Примеры работы маршрутно-транспортной сети
Рисунок 4. Улица Советская г. Тамбова в час пик.
Рисунок 5. Улица Советская города Тамбова
Натурные исследования представлены в таблице 2 и на рисунках 6, 7 и 8.
Таблица 2
Хронометраж по данным натурного исследования ул. Советской (в зимний период)
Северное Южное
направление направление
Понедельник С 8.00 до 9.00
Автобусы 96 102
Легковые 1398 882
Грузовые 0 1
Мотоциклы 4 0
Приведенная интенсивность 1688 1190
С 12.00 до 13.00
Автобусы 78 66
Легковые 1314 1020
Грузовые 1 3
Мотоциклы 2 1
Приведенная интенсивность 1551 1224,5
С 17.00 до 18.00
Автобусы 88 75
Легковые 1428 1387
Грузовые 0 0
Мотоциклы 0 0
Приведенная интенсивность 1692 1612
Продолжение таблицы
Среда С 8.00 до 9.00
Автобусы 72 69
Легковые 1215 1175
Грузовые 0 0
Мотоциклы 0 0
Приведенная интенсивность 1431 1382
С 12.00 до 13.00
Автобусы 80 75
Легковые 1412 1213
Грузовые 0 0
Мотоциклы 0 0
Приведенная интенсивность 1652 1438
С 17.00 до 18.00
Автобусы 87 84
Легковые 1356 1234
Грузовые 0 0
Мотоциклы 2 4
Приведенная интенсивность 1618 1488
Пятница С 8.00 до 9.00
Автобусы 73 69
Легковые 986 1107
Грузовые 0 0
Мотоциклы 0 0
Приведенная интенсивность 1205 1314
С 12.00 до 13.00
Автобусы 80 77
Легковые 1300 1375
Грузовые 1 0
Мотоциклы 4 0
Приведенная интенсивность 1544 1606
С 17.00 до 18.00
Автобусы 162 176
Легковые 4566 3248
Грузовые 0 0
Мотоциклы 0 0
Приведенная интенсивность 5052 3776
Воскресенье С 8.00 до 9.00
Автобусы 43 49
Легковые 756 821
Грузовые 0 0
Мотоциклы 0 0
Приведенная интенсивность 885 968
С 12.00 до 13.00
Автобусы 45 48
Легковые 715 687
Грузовые 0 0
Мотоциклы 4 2
Приведенная интенсивность 852 832
С 17.00 до 18.00
Для анализа дневной неравномерности на рассматриваемом объекте исследования провели сбор и обработку данных об интенсивности транспортных потоков на ул. Советская в двух направлениях движения (для каждого направления по
отдельности). На рисунках 6 и 7 приведены графики дневной неравномерности интенсивности транспортных потоков с разбивкой по видам транспорта.
7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
•Грузовые
•Легковые автомобили
Общественный транспорт Суммарная интенсивность
Рисунок 6. Графики интенсивностей движения транспортного потока с южного направления по ул. Советская с разбивкой по видам транспорта
7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
<ъ- о>
•Грузовые
•Общественный транспорт ■Легковые автомобили
Рисунок 7. Графики интенсивностей движения транспортного потока с северного направления по ул. Советская с разбивкой по видам транспорта
Интенсивность транспортных потоков в течение дня изменяется незначительно. Транспортный поток равномерный в течение дня, большая интенсивность наблюдается в вечернее время. Суммарная интенсивность транспортного потока по всем видам транспорта имеет пиковые нагрузки в утреннее и вечернее время. В вечерний час пик с южного направления суммарная интенсивность движения составля-
ет 1692 авт/час, с северного направления - 1612 авт/час. В утренний час пик для южного направления движения по ул. Советская суммарная интенсивность движения составляет 1682 авт/час, с северного направления - 1382 авт/час.
Наибольшая интенсивность на улично-дорожной сети наблюдается в утренние и вечерние пиковые часы.
К основным показателям характеризующим пешеходные потоки относятся интенсивность пешеходного потока N
пеш
(численность пешеходов, проходящих через определённое сечение пути в единицу времени) - зависит от функционального назначения дороги и расположенных на ней объектов
Интенсивность движения пеш
притяжения. Улица Советская является основной транспортной артерией города, на ней располагается большое количество пунктов тяготения людей (учреждения, торговые точки, места культуры и отдыха).
Таблица 3
ходного потока по ул. Советская
Интенсивность пешеходного потока, чел/10мин 296
Интенсивность пешеходного потока, чел/ч 1776
Плотность пешеходного потока qпеш зависит от габарит- ловия движения qпеш>0,5м2 плотность потока ограничивает ных размеров движущихся объектов. Так как по ул. Совет- свободу и возмож-ность изменять режим движения людей. ская высокая интенсивность, наблюдаются стесненные ус-
Рисунок 8. Интенсивность движения пешеходного потока по ул. Советская
Из приведенного исследования можно сделать вывод, что маршрутная сеть общественного транспорта не в полной мере удовлетворяет потребности города. Острейшей проблемой являются заторы на дорогах, в частности из-за узких дорог, не соответствующих количеству автомобилей в современных условиях, дорожно-транспортных происшествий, а так же из-за неправильной работы маршрутной сети города. Эти проблемы можно и нужно решать своевременно, например расширением дорог, запретом стоянки транспортных средств в местах специально не отведенных
для этого и перепланировкой маршрутной сети общественного транспорта.
Список литературы:
1. Постановления Правительства РФ № 767 от 28.10.2009 г. «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92016/ (дата обращения: 12.01.2016).
2. Энциклопедия Академик [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/14296 (дата обращения: 12.01.2016).